Употребление глаголов в форме прошедшего настоящего и будущего времени 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения, которое напомнит, с какой частью речи мы работаем на уроках русского языка.

Слайд № 1. Учитель читает стихотворение. Дети хором называют эту часть речи (Глагол).

Учитель: Найдите все глаголы в данном стихотворении. Молодцы! Сегодня сам Глагол к нам пожаловал.

“Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет”.

Глагол задает вопрос:

– А что, ребята, вы обо мне знаете?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделать? и т.д.

Глагол: Верно. А с какими признаками вы уже знакомы?

Число и лицо глаголов.
У глагола есть лицо,
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Я пишу, и
Мы читаем
Первое лицо такое.
Ты пришёл,
Вы повстречались –
Так звучит лицо второе.
Он, она, оно, они
Ехали на пони.
Это третье лицо,
Хорошо запомни!

III. Новая тема

Учитель: Сегодня мы повторим еще один признак глагола.

Выходят Имя существительное и Имя прилагательное (ученицы) и читают стихотворение.

Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

Учитель: – Но мы, ребята, не будем ему завидовать, а с интересом будем изучать глагол.

Глагол: – В добрый путь, ребята. И уходит на свое место.

Учитель: – Итак, тема нашего урока “Времена глагола. Употребление глаголов в речи”. Слайд № 2.

Учитель: Сколько времен у глагола и какие это времена поможет нам вспомнить наша старая знакомая – Черепаха. Слайд № 3.

– О каком времени идет речь? (о прошедшем)

– Назовите все глаголы из этого отрывка.

– Назовите примету глаголов прошедшего времени. (суффикс –л-)

– Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам и родам)

Учитель: О каком времени идет речь? (о настоящем)

– Назовите все глаголы из этого отрывка.

Учитель: О каком времени идет речь? (о будущем)

– Назовите все глаголы.

– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

Учитель: – Хорошо. Ну, а теперь первое задание.

Учитель: Вставьте подходящие по смыслу глаголы так, чтобы получились предложения о том, что происходит в природе в настоящее время.

Ученики вписывают глаголы в свои карточки. Затем читают, что получилось. Проверяют, глядя на экран.

Учитель: О каком времени года идет речь? (о зиме).

– Посмотрите на экран.

Учитель: Как называется эта картина?

– Кто ее автор? (И.Э.Грабарь “Февральская глазурь”)

– Что вы знаете об истории создания этой картины?

– Задание № 2. Слайд № 8.

– Допишите предложения о том, что происходило в природе до этого.

Ученики читают ответы и проверяют, глядя на экран.

Учитель: О каком времени года идет речь? (об осени).

– Скажите, а какой художник так любил осень, что большинство своих картин посвятил этому времени года? (И.И.Левитан “Золотая осень”)

Учитель: А как по-другому называют золотую осень? (ранняя)

Задание № 3. Слайд № 10.

Учитель: Составьте предложения о том, что произойдет в природе в будущем.

Ученики составляют и проверяют.

– О каком времени года идет речь? (о весне)

– Да, весна уже не за горами. Скоро птицы вернутся в наши сады и парки.

Учитель: А какой художник написал картину об этом? (А.К.Саврасов “Грачи прилетели”)

– Ребята, в каком музее находятся все эти картины? (В Третьяковской галерее)

– А теперь немного поиграем.

Игра “Третий лишний”. Слайд № 12.

Учитель: Найдите в каждом столбике лишнее слово.

Дети читают свои варианты и объясняют свой выбор, потом проверка на экране.

Учитель, подходя к магнитной доске:

– Ой, ребята, кто-то все слова здесь перепутал. Помогите мне восстановить эти предложения. Помощь есть в вашей карточке.

– Кто первый выполнит задание, выйдет к доске.

1. “Не спеши языком, торопись делом”.

1-й Ученик выходит к доске, читает предложение – Как это называется? Пословица.

– Тогда объясни, пожалуйста, как ты понимаешь ее смысл.

2-й Ученик выходит.

2. “Языком не спеши, а делами не смеши”. Аналогичный разбор.

– Посмотрите внимательно на обе пословицы.

– Какое правило вы заметили?

“Не” с глаголами пишется раздельно. (можно хором).

– Что такое “не”? (частица)

– Какова роль частицы “не”? (отрицание)

– Молодцы. Теперь немного отдохнем.

– Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте, встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите и работать вновь начните.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить еще одно задание.

– Посмотрите на экран.

– Прочитайте. (Читают сначала левый столбик, потом, когда появляется, правый)

– Что вы прочитали? (выражения)

– Как они называются? (фразеологические обороты)

– Найдите, пожалуйста, выражению из левого столбика подходящее по смыслу выражение из правого.

– У себя в карточке соедините их стрелками.

– Дети читают свои варианты, а затем проверяют на экране.

– Проверим. Слайд № 14.

– Что означает первая пара?

– Что означает вторая пара?

– Что означает третья пара?

– Молодцы! В какой форме здесь употреблены глаголы? (в неопределенной).

– Что это за форма глагола? (начальная)

– Как ее определяем? (по вопросу и примете)

– А теперь проверим, кто из вас умеет правильно и быстро определять морфологические признаки глаголов.

– Что это за признаки? (время, число, род или лицо)

– В нашей необыкновенной книге живут слова. Подойдите и возьмите себе по одному слову.

IV. Сравнительный анализ текстов

– А теперь наша задача, послушав стихотворения, определить роль глаголов в тексте.

– Послушайте первое стихотворение. Слайд № 15.

– Кто его автор? (А.Фет)

Учитель поворачивает портрет.

– Как называется это стихотворение? (“Чудная картина”)

– Послушайте отрывок из второго стихотворения. Слайд № 16.

– Кто его автор? И как оно называется? (А.С.Пушкин “Зимний вечер”)

Учитель поворачивает портрет.

– О чем говорится в этих стихотворениях? (О природе, о ее состоянии)

– Как называется описание природы? (пейзаж)

– Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? (нет, у Фета – неподвижная природа, спокойствие).

– Как удается автору подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

– А в стихотворении А.С.Пушкина какой мы видим природу? (природа в движении; картина подвижная, динамичная).

– Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

– Почему глаголов много? (автор описывает разгул непогоды)

– Какой же мы сделаем вывод?

Вывод: И у Фета и у Пушкина описание природы. Но существительные создают картину неподвижности, покоя, а глаголы подчеркивают действие, движение.

– В чем особенность глаголов, употребляемых А.С.Пушкиным? (глаголы употреблены в переносном значении).

– А какой художественный прием использует А.С.Пушкин в своем стихотворении? (олицетворение).

Олицетворение – перенесение свойств одушевления природы на неодушевленные предметы и явления.

V. Итог урока

Учитель: – Очень хорошо. Наш урок подходит к концу.

– Давайте подводить итоги.

Глагол – самая живая часть речи. По частоте употребления он занимает второе место после имени существительного. Глагол обозначает (дальше продолжает ученик) действие предмета. Изменяется по временам, числам, лицам и родам.

Глаголы в прямом значении употребляются в речи для достижения точности. А глаголы в переносном значении придают речи выразительность.

– К сожалению, наше время истекло, но я надеюсь, что у вас возникло желание еще больше узнать о глаголе.

– На парте у каждого из вас лежат два будильничка. Один – желтый, веселый, другой – голубой, грустный. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите желтый будильник, если нет – голубой и прикрепите на доску.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО учителя: Сухинина Наталья Федоровна

Предмет: русский язык

Место и роль урока в изучаемой теме: урок ознакомления с новым материалом

Предметные знания, предметные действия

определять грамматический признак глагола – время;

использовать специальную терминологию для определения этого признака;

составлять устный рассказ на определённую тему;

волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная

Книгопечатная продукция: учебники, рабочие тетради.

Технические средства обучения: презентация

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Дидактические задачи этапов урока

Дидактические задачи (цель этапа)

Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Выявление места и причины затруднения

Умение ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Усвоение учащимися нового способа действия.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действии и исполнительская рефлексия

Включение в систему знаний и повторение

Включение нового способа действий в систему знаний

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

предметные, познавательные, учащихся по достижению планируемых результатов урока

Результат взаимодействия учителя и

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Дети встали красиво, настроились на урок и сели.

Внутренняя позиция школьника.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуально й деятельности

Работа в группах

В каждой группе слов найдите лишнее, подчеркните, объясните написание остальных слов;

Пассажир, Россия, троллейбус, серебро.

Хищный, печное, весёлый, молочная.

Затопил, глядел, дружит, пробежал.

- Ребята записывают слова, объясняют орфограммы в каждом ряду слов.

Пассажир, Россия, троллейбус, серебро.

Хищный, печное, весёлый, молочная.

Затопил, глядел, дружит, пробежал.

Знать и уметь находить глаголы и объяснять их.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Локализация индивидуальны х затруднений

Формулирование темы урока.

- Найдите признак, по которому слова распределены в группы?

- На какие вопросы отвечают существительные?

-Чем различаются существительные?

- На какие вопросы отвечают прилагательные?

- По каким признакам различаются имена прилагательные?

- По каким признакам различаются глаголы?

-В чём трудность?

- Поставьте вопросы к глаголам.

- Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?

- Какой? Какая? Какое? Какие?

-Есть прилагательные женского, мужского, среднего рода.

Дети высказывают свои предположения, участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Уметь определять части речи

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Познакомить детей с употреблением глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

Финкин мэпс – карта - скобка

рисовал, рисует, нарисует, будет рисовать.

-Что их объединяет?

-Чем отличаются друг от друга?

- Определите, когда происходит действие?

- Что нам может помочь?

Формулируют своё мнение.

Уметь определять глаголы во времени

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний.

Реализация построенного проекта

Познакомить детей с употреблением глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

- Прочитайте отрывки из стихотворений.
подчеркните глаголы прошедшего времени жёлтым, настоящего времени – зелёным, будущего – красным карандашом

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Дети читают стихотворения, находят глаголы, задают вопросы, подчёркивают их определённым цветом.

Уметь определять глаголы во времени

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия.

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Закрепить знания в определении времени глаголов.

– Я буду называть вам глаголы, если это:

- глагол прошедшего времени – хлопок в ладоши;

– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: бежал, прыгает, напишет, мешает, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, заметёт, радует, зацветет, читает).

Выполняют движения в зависимости от времени глагола.

Подвести детей к выводу как изменяется глагол

Подведение под понятие;

-использование общих приемов решения задач; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение самостоятельной работы.

применять новое знание на

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку.

А теперь представьте , что мы можем путешествовать на машине времени. Мы попадём в гости к героям известного писателя Э. Успенского в Простоквашино.

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- В каком времени происходят действия?

- Что надо сделать , чтобы с помощью машины времени , превратить прошлое в настоящее?

- Как это сделать?

- Выпишите эти глаголы.

- Что делали? Что делал? Что делала?

- В прошедшем времени.

- Надо изменить время глаголов.

- Надо изменить вопросы.

Самопроверка по эталону.

Извлечение необходимой информации

Составление плана решения проблемы.

Включение в систему знаний и повторение

умений на основе

учащихся со стихотворениями

-Прочитайте. Чего не хватает в этом тексте?

Вот и …. весна. Ярко … солнышко. … последний снег. Ребята . в парк. Там они… с мячом.

-Определите, какой частью речи является каждое слово?

-Спишите, вставляя попущенные глаголы, определите время.

Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают своё мнение.

слов по звучанию и

полученный результат с

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

- С какой частью речи мы работали на уроке?

-Что нового узнали?

-Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

-Всем спасибо за урок.

- Глаголы изменяются по временам и могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные: воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

+ Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

+ Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

+ Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

клевать носом

надуть губы

бить челом

потерять голову

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

+ По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)


Скользкий, завьюжит, снежки, коньки, похолодало, лед, легко, озимь .

Сколь з кий, зав ь южит, сне ж ки, кон ь ки, пох оло дало, ле д , ле г ко, о з имь .

Сколь з кий, зав ь южит, сне ж ки, кон ь ки, пох оло дало, ле д , ле г ко, о з имь .

легко по Коньки лед помчаться скользкий

легко по Коньки лед помчаться скользкий

Коньки легко помчатся по скользкому льду.

Коньки легко помчатся по скользкому льду.

Мои щеки сильно…….. замерзло Ночью небольшое озеро …….. замерзла На нашем катке не…….. лед. замерзли Маленькая девочка …………на прогулке. замерз

Мои щеки сильно…….. замерзло

Ночью небольшое озеро …….. замерзла

На нашем катке не…….. лед. замерзли

Маленькая девочка …………на прогулке. замерз





-75%

Читайте также: