Украшение и фантазия изо 2 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Разработка урока во 2 влассе по изобразительному искусству ( программа Б.М. Неменского). Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Содержимое разработки

Урок изобразительного искусства

во 2 классе на тему

по программе Б.М. Неменского

Урок разработан в соответствии с ФГОС

учителем высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №5

Волковой Надеждой Михайловной.

Саратов 2017 год

Дидактическая цель урока:

Осознание, что без участия Мастера - Украшения не создаётся ни один предмет декоративного искусства. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Форма урока: Коммуникативно-диалоговая.

Планируемые результаты.

-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку.

Метапредметные:

-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.

-Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, формулировать собственное мнение и позицию.

Осознавать нерасторжимую связь декоративных и природных элементов при украшении кокошника.

Умение выполнять кистью простейших элементов узора на кокошнике.

Осваивать приемы работы красками.

Создавать определенный кокошник в процессе практической творческой работы.

Характеристика видов деятельности учащихся:

В ходе урока ученики получат возможность:

-Рассуждать, что без участия Мастера - Украшения не создаётся ни один предмет декоративного искусства.

-Приобретать представления о симметричных орнаментах в украшении женских головных уборах (кокошниках).

-Овладевать навыками работы гуашью.

-Импровизировать по созданию растительных или геометрических орнаментов.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы:

-компьютер, мультимедийная приставка, экран;

- таблицы с изображением видов орнаментов;

-фото-таблицы русских женщин в кокошниках;

- детские работы на тему;

- кисти, гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода;

-учебник для 2 класса стр. 70-71.

Практическая работа: Украсить кокошник для мамы.

Эпиграф к уроку.

На Руси с давних пор

Носят головной убор.

Женщина ходила босой –

Не дай Бог простоволосой.

1.Организационный этап (1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку:

- наличие инструментов и материалов: альбомы, карандаш, ластик, вода, гуашь, 2 кисти.

Учитель надевает на голову ученицы кокошник, демонстрирует слайд и предлагает ученикам подумать, что это такое, кто носил подобный головной убор и когда? (Предполагаемый ответ – кокошник)

2. Этап мотивации и актуализации знаний (2 мин.)

-Что художники изобразили на голове у девушек?

- Какой Мастер помог украсить головные уборы? (Мастер –Украшения)

-Чтение стихов о Мастере – Украшения.

- Кто догадался, о чем пойдет речь? (Об украшениях на кокошнике).

-Украшения мы будем рисовать фантастические или перерисовывать готовые? ( Фантастические).

3. Постановка учебной задачи. (3мин.)

На Руси с давних пор

Носят головной убор.

Женщина ходила босой –

Не дай Бог простоволосой.

- Как вы думаете, что мы будем рисовать?

Кокошник – это старинный русский головной убор, дополняющий русский национальный костюм.

-А чем можно украсить кокошник? (Слайд и таблицы).

- Носят ли сегодня кокошники? Слайд).

4.Открытие обучающимися нового знания. (10 мин.)

-Рассмотрите формы кокошников и что на них изображено.

-Рассматриваются репродукции, таблицы, выставленные для обозрения на выставочном столике и доске, слайды.

- Рассмотрите на стр. 70-71

- Чем украшен кокошник? (Узорами, орнаментом.)

-Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы. (Слайд).

- Работа с учебником. Рассмотрите на стр. 70-71 женские украшения.

-У кого учится Мастер – Украшения, создавая такую красоту? (У природы).

-Из чего можно придумать узор на кокошнике? (Из цветов, геометрических фигур, ягод).

- Вы заметили, что узор повторяется? (Да).

Если сложить мысленно кокошник пополам, то левая и правая части совпадут по форме и по рисунку. Кот знает, как называется такое изображение? (Симметричное).

Женщина, носившая кокошник, преображалась в таком наряде. Походка её становилась величавой, неторопливой. (Слайд).

А. С. Пушкин о таких красавицах писал:

«А сама-то величава,

5.Первичное закрепление материала (4мин.)

- Обучение приемам симметричного рисования орнамента.

а) Карандашом обрести контур кокошника.

б) Придумать и изобразить композиционный центр.

в) Нарисовать симметричный орнамент. (Можно без предварительной прорисовки карандашом).

Учитель на доске с комментариями учеников демонстрирует приемы рисования.

6. Динамическая пауза. (1 мин.)

Ученики рисуют руками в воздухе формы кокошников.

7. Творческая практическая деятельность. (16 мин).

Ребята перед вами проблема: Чем можно украсить кокошник для доброй, ласковой и нежной женщины? (Цветами, снежинками, узорами, ягодками, бабочками и т. д.)

А представьте, что на кокошнике будут изображены чудовища, львы, с оскаленной пастью, огнедышащие драконы. Можете себе представить, что бы ваша мама надела такой кокошник? (Ни за что!). На Руси женщины – это прежде всего мамы, добрые, терпеливые, ласковые, несмотря на то, что часто наступали опасные и трудные времена.

-(Слайд). Укрась кокошник для своей мамы.

а) Перед учениками право выбора:

- с предварительной прорисовкой карандашом.

- составление орнамента без прорисовки карандашом.

Индивидуальная работа с учениками.

-Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

-Контроль правильности выполнения рисунка.

-Контроль организации рабочего места.

- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.

8. Рефлексия деятельности (3мин).

А) Выставка работ учащихся.

Закончите фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю….

-Для меня было открытием…

-Мне понравилось…

Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что без участия Мастера - Украшения не создаётся ни один предмет декоративного искусства.

Вы попробовали украсит симметричным орнаментом женский головной убор (кокошник) для своей мамы, и у вас это неплохо получилось.

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие:

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты", Л. Л. Яхнин "Воздушные узоры".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

- Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок. (да)
Начинаем наш …(урок)

II. Введение в тему.

- Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

- Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Слайд 3

- Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

- А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия". Слайд 1

III. Новый материал.

- Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но прежде, чем создать узор, подумайте и скажите:

- А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

- Где мы их можем наблюдать?

- Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

- Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

- Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

- С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

- Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

- Рассмотри это кружево.

- Какие природные формы можно увидеть в нем?

- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

- Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

- Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

- Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

- Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

Повторите стихотворение, но с различными движениями.

(Движения придумывают сами учащиеся)

Дополнительно читаю рассказ "Крючок, игла и коклюшки" о мастерицах, создающих кружева с помощью коклюшек из книги "Волшебные узоры". (Другой вариант - пригласить местных мастериц, владеющих этим ремеслом.)

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант - из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
3 вариант - аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть, вырезанную из цветной бумаги. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

V. Итоги урока

- Молодцы! Спасибо за урок!

Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.

- А кто из вас или ваших родных, близких умеет вязать на спицах, крючком, вышивать, плести кружева с помощью коклюшек?

Домашнее задание: принесите для выставки на следующий урок работы - ажурные салфетки и кружева, выполненные руками вашим мам, бабушек.

Дополнительный материал (по желанию)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Сканирование\Изображение 003.jpg

"Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается.

И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки - коклюшки. Сидит мастерица, перебирает нити, перекидывает их через колышки-иголки, воткнутые в рисованный на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетется узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.

Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У нее много механических рук - каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Легкие, воздушные. Словно подарили машине свое умение русские умелицы-мастерицы.

Кружева… они и впрямь воздушные узоры - нитка как бы вышивает по воздуху. А если вышивает нитка по тонкой материи, кладет на нее один к одному стежки-узоры? Тогда это называется вышивкой. И уже не кружевницей, а вышивальщицей зовут мастерицу. Золотой или шелковой, серебряной или простой нитью выводит-вышивает вышивальщица диковинных зверей, белых птиц - лебедей, букеты сказочных аленьких цветочков, а то и обыкновенного петушка-кукарека… И превращается вышитое платье в праздничный наряд, а полотенце - в украшение для дома. Так удивительно это рукоделие, будто создано оно самой природой, ниточками солнечных лучей…"

Солнце нитями-лучами
вышивает.
Луг - цветами,
Сад - плодами,
Пруд и небо - облаками,
А колосьями - поля,
Словно тонкими шелками,
Шита-вышита стежками
Разноцветная Земля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Е.И.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского /.

Учитель: Александрова М.В. МОУ Кундюковская сш

Тема: Украшение и фантазия.

Цели: учить навыкам свободной работы кистью; учить определять и формулировать тему и цели урока; развивать личность учащихся средствами искусства и формировать у них опыт художественной деятельности; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе; способствовать развитию творческого воображения, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

- личностные: создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей учащихся; формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; чувства гордости за культуру и искусство Родины;

- метапредметные: развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности; находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Оборудование: для учителя презентация для учащихся: цветная бумага, краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, ножницы, учебник.

Снова нам звенит звонок,

На картины посмотри,

Ничего не упусти.

- Сегодня мы вновь отправимся в творческую мастерскую, в которую нас приглашает Мастер Украшения. На прошлом уроке мы говорили, что художники учатся у природы. Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека.

А что такое украшения?

Для чего люди украшают вещи?

Правильно, человек всегда стремился к красоте, украшая свое жилище и предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя удобно и комфортно.

Откуда люди позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их? (В природе.)

Красоту в природе специально искать не надо. Наблюдательный человек может заметить ее на каждом шагу и полюбоваться. Например, увидел Мастер Украшения крупные ягоды калины и рябины, рассмотрел их, полюбовался, а затем придумал украшения из крупных бусинок (иллюстрации на слайдах). Цветок колокольчик подсказал художнику форму светильника. Мы увидим неповторимые ювелирные украшения, одежду разных народов, украшенную орнаментом, нарядную посуду. А как художник может использовать природную форму паутины? Вот вам подсказка-загадка:

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры?

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?

Что за скатерть получилась!

Может, это все приснилось? (Это кружева.)

-А как вы думаете, ребята, что мы сегодня с вами будем рисовать? (Кружева.)

-Сформулируйте тему урока. (Украшение и фантазия.)

-Какие цели поставим перед собой? (Ответы детей.)

Нового учебного материала.

- А что такое кружево?

Кружево - узорное сетчатое плетение из нитей.

Откройте учебник на стр. 73. Какие природные формы можно увидеть в этом кружеве?

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте),

Начинаем отдыхать! (потянутся)

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два, вперед нагнуться, Раз и два, назад прогнуться,

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Творческая практическая деятельность учащихся.

- Представим себя мастерами кружевного ремесла и попробуем сотворить необычной красоты салфетку. Сначала определитесь с формой кружевной салфетки. Вырезаем ее из цветной бумаги темного цвета. Вместо крючка и коклюшек у нас будет тонкая кисть и белая краска. Придумайте и нарисуйте кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

2) Самостоятельная работа.

3) Индивидуальная работа с учениками:

а) Организую деятельность по применению новых знаний.

б) Контролирую правильность выполнения рисунка.

в) Оказываю помощь учащимся, испытывающим затруднения.

1) Выставка и анализ работ.

-Какое у вас настроение?

-Какое кружево вам понравилось больше всего? Почему?

-Приятно любоваться кружевами? (Да.)

- Наш Мастер Украшения доволен, как вы выполнили задания. Он обязательно покажет ваши кружева мастерицам и они смогут связать новую кружевную салфетку.

3)Обобщение темы урока.

– Что нового узнали на уроке? (О кружевах.)

– Чему научились на уроке? (Рисовать кружевные узоры.)

4) Слово учителя.

– Благодарю вас за творчество и старание. Наш урок подходить к концу. Выполнили все задания. Мы молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Метапредметные УУД:

-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные.

- Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.

-Коммуникативные: способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Наглядный и дидактический материалы: оборудование для учителя: мультимедийная презентация, стенд с изображением кружев, элементов орнаментальных мотивов и др. оборудование для ученика: кисти, белая гуашь, тонированные воротнички и салфетки.

Литературный ряд: сказка о мастерицах-кружевницах.

  1. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

2.​Ход урока. Актуализация знаний.

- Ребята, послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.

Сказка-быль.

- Жил был царь Горох и любил он путешествовать, посмотреть, что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Изумрудному морю, где живёт Заморский король. Король царя встречает и ведёт во дворец, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Горох, говорит он, живёшь ты среди таких людей, которые ничего не знают и не умеют. Взгляни вот какие мастерицы, и какая скатерть в моём королевстве имеются.

Показываю узор кружевной скатерти

- Царь Горох посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

- Как! Быть того не может!- рассердился король. Стал в увеличительное стекло рассматривать. Велел купцов позвать. Они то и признались, что у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.

Тут же царю Гороху пришлось заступиться за купцов.

- Да есть в моём царстве такие кружевницы.

На этом заморский король не успокоился. Ине поверил. Велел ехать сию же минуту! Долго ехали и подъехали к дому, где кружевницы живут. Вышли мастерицы-кружевницы. Поклонились они гостям в пояс, в дом пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушке свой узор заплетён:

- у одной, будто волны под рукой струятся, небывалыми цветами птицы порхают;

- у третьей, по всему кружеву снежинки рассыпаны;

Дух захватило у заморского короля.

Что не кружево, то сказка!

- Ребята, где подсмотрели художницы - кружевницы рисунок своего сказочного узора? ( в природе)

1.Кружева, сплетенные паучком.

2.Где? В лесу (ёлочки, зайчики)

3.Зима. Кружева Деда Мороза.

5.На лугу. Подснежник.

- Вот она и хочет вас научить плести кружева кручёные, но без коклюшек!

Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки.

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.

Солнце стало пригревать, паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке

3. Практическая работа. Закрепление знаний.

Музыка. Мастер Украшения

- А сейчас попробуем сами придумать свою кружевную сказку.

Взгляните, перед вами на столе всё необходимое.

Не торопитесь, послушайте советы:

  1. Левая и правая половинки должны повторять друг друга - узор одинаков.
  2. Кружевная паутина, которая соединяет весь узор очень тонкая.
  3. Все листочки, цветы, и т.д. надо сделать потолще, нажимом кисти.

(Можно порисовать в воздухе линии и узоры не отрывая локти от стола)

4. Окончание урока.

- Подходит к концу наш урок.

- Ребята изменилось ли ваше настроение на уроке?

Вешаем кружева на доску. Выбор настроения: грустная и весёлая тучка.

- Посмотрим ещё раз на весёлую добрую кружевницу с картины В. Тропинина. Пусть так и останется в вашей памяти её взгляд и изящный жест рук.

Урок окончен. Убираем рабочее место.

- формировать знания о народно декоративно - прикладном искусстве, о работе народных мастериц;

-развивать фантазию, учить наблюдать красоту природы, уметь перерабатывать её на основе фантазии;

- развивать чувство композиции, навыки графического изображения кистью декоративных мотивов;

- воспитывать эстетический вкус и аккуратность.

Личностные УУД:

- осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства;

- значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;

- развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Метапредметные УУД:

-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм природы и умение творчески преображать формы реального природного мира в условно-декоративные.

- Регулятивные: формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать ее результаты.

-Коммуникативные: способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Наглядный и дидактический материалы: оборудование для учителя: мультимедийная презентация, стенд с изображением кружев, элементов орнаментальных мотивов и др. оборудование для ученика: кисти, белая гуашь, тонированные воротнички и салфетки.

Литературный ряд: сказка о мастерицах-кружевницах.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день , 2-ой класс,

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

Ход урока. Актуализация знаний.

- Ребята, послушайте, расскажу я удивительную историю, не сказку, а быль.

- Жил был царь Горох и любил он путешествовать, посмотреть, что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Изумрудному морю, где живёт Заморский король. Король царя встречает и ведёт во дворец, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Горох, говорит он, живёшь ты среди таких людей, которые ничего не знают и не умеют. Взгляни вот какие мастерицы, и какая скатерть в моём королевстве имеются.

Показываю узор кружевной скатерти

- Царь Горох посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

- Как! Быть того не может!- рассердился король. Стал в увеличительное стекло рассматривать. Велел купцов позвать. Они то и признались, что у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.

Тут же царю Гороху пришлось заступиться за купцов.

- Да есть в моём царстве такие кружевницы.

На этом заморский король не успокоился. Ине поверил. Велел ехать сию же минуту! Долго ехали и подъехали к дому, где кружевницы живут. Вышли мастерицы-кружевницы. Поклонились они гостям в пояс, в дом пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушке свой узор заплетён:

Показ слайдов

- у одной, будто волны под рукой струятся, небывалыми цветами птицы порхают;

- у третьей, по всему кружеву снежинки рассыпаны;

Дух захватило у заморского короля.

Что не кружево, то сказка!!

- Ребята, где подсмотрели художницы - кружевницы рисунок своего сказочного узора? ( в природе)

Показ слайдов

1.Кружева, сплетенные паучком.

2.Где? В лесу (ёлочки, зайчики)

3.Зима. Кружева Деда Мороза.

5.На лугу. Подснежник.

- Вот она и хочет вас научить плести кружева кручёные, но без коклюшек!

Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки.

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.

Солнце стало пригревать, паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки, чтобы погулять по ветке

3. Практическая работа. Закрепление знаний.

Музыка. Мастер Украшения

- А сейчас попробуем сами придумать свою кружевную сказку.

Взгляните, перед вами на столе всё необходимое.

Не торопитесь, послушайте советы:

Левая и правая половинки должны повторять друг друга - узор одинаков.

Кружевная паутина, которая соединяет весь узор очень тонкая.

Все листочки, цветы, и т.д. надо сделать потолще, нажимом кисти.

Показ учителя

(Можно порисовать в воздухе линии и узоры не отрывая локти от стола)

4. Окончание урока.

- Подходит к концу наш урок.

- Ребята изменилось ли ваше настроение на уроке?

Вешаем кружева на доску. Выбор настроения: грустная и весёлая тучка.

- Посмотрим ещё раз на весёлую добрую кружевницу с картины В. Тропинина. Пусть так и останется в вашей памяти её взгляд и изящный жест рук.

Читайте также: