Указательные местоимения 6 класс конспект урока презентация

Обновлено: 22.07.2024

2 Оглавление Повторение Тема урока Грамматические признаки указательных местоимений Грамматические признаки указательных местоимений Роль указательных местоимений в предложении Роль указательных местоимений в предложении Гимнастика для глаз Закрепление изученного Рефлексия

3 МЕСТОИМЕНИЕ Повторение РАЗРЯД ЗНАЮ, КТО ПРИШЁЛ ВОЗВРАТНОЕ ВАМПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ ЧТО?ОТНОСИТЕЛЬНОЕ СВОЙЛИЧНОЕ СЕБЯВОПРОСИТЕЛЬНОЕ

4 8 Марта. _______ праздник отмечают все женщины России. Ни в какой другой день мужчины не покупают___________________цветов. Давайте почаще устраивать нашим близким ___________праздники.

5 Утвердить приказ обязательно! Приставка корень суффикс ЫЕ

6 Тема урока: УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

8 Местоимение – знаменательная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их.

9 УРО Местоимение – знаменательная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, не называя их.

10 Я, этот, что, себя, мы, такой, вас, кто, столько, нас, тот Какие слова являются новыми для вас?

11 Грамматические признаки указательных местоимений

12 тот - те Указательные местоимения имеют формы единственного и множественного числа (кроме СТОЛЬКО) ЭТОТ - ЭТИ ТАКОЙ-ТАКИЕ

13 ЭТОТ-ЭТА-ЭТО Указательные местоимения имеют формы рода (кроме СТОЛЬКО) ТОТ-ТА-ТО

14 ТАКОЙ ТАКОГО ТАКОМУ ТАКОЙ ТАКИМ О ТАКОМ И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Указательные местоимения изменяются по падежам ТОТ ТОГО ТОМУ ТОТ ТЕМ О ТОМ

15 РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

16 Кто ищет, тот найдёт. Ситуация такая, что нельзя терпеть. Я вспомнил про то, чего нельзя забыть. Этот праздник важен для нас. _ _ _

17 ТОТ Гимнастика для глаз

23 Спишите предложения, вставляя указательные местоимения. Я покупаю не ____костюм, а ___. Он _____ красивый. Возьмите _______ краски. столько тот такой этот

24 8 Марта. _______ праздник отмечают все женщины России. Ни в какой другой день мужчины не покупают_______________цветов. Давайте почаще устраивать нашим близким ___________праздники. Этот столько такие

25 Рефлексия. На уроке я узнал… Я не понял… Мне необходимо выучить…

Похожие презентации

Склонение личных местоимений. Местоимения Я,ТЫ не имеют форм множественного числа. Местоимения МЫ, ВЫ обозначают не множество Я, не множество ТЫ, а группу.

Склонение личных местоимений. Местоимения Я,ТЫ не имеют форм множественного числа. Местоимения МЫ, ВЫ обозначают не множество Я, не множество ТЫ, а группу.

…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.

…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.

МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.

Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.

Местоимения-прилагательные и местоимения –числительные в языке и речи.

Местоимения-прилагательные и местоимения –числительные в языке и речи.

МЕСТОИМЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЕ – часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети.

МЕСТОИМЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЕ – часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети.

6 КоторыйСколько И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. сколько скольких скольким сколько сколькими о скольких который которого которому которого которым о котором.

6 КоторыйСколько И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. сколько скольких скольким сколько сколькими о скольких который которого которому которого которым о котором.

Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.

Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.

Помоги Колобку домой вернуться. Обозначает предмет. Бывает одушевленные и неодушевленные. Отвечают на вопросы кто? что?Бывает одушевленные и неодушевленные.

Помоги Колобку домой вернуться. Обозначает предмет. Бывает одушевленные и неодушевленные. Отвечают на вопросы кто? что?Бывает одушевленные и неодушевленные.

МОБУ Талаканская СОШ 6 Амурская область Бурейский район Все о местоимениях Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.

МОБУ Талаканская СОШ 6 Амурская область Бурейский район Все о местоимениях Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.

Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.

Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте !

Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте !

Начать тест Чижова Ирина Викторовна МБОУ гимназия г. Узловая Тульской области.

Начать тест Чижова Ирина Викторовна МБОУ гимназия г. Узловая Тульской области.

Отгадайте загадку Давно живу я в мире этом, Даю название предметам.

Отгадайте загадку Давно живу я в мире этом, Даю название предметам.

В ходе этого урока вы познакомитесь с основными признаками местоимения как части речи; узнаете, на какие разряды делятся слова этой части речи. План урока:

В ходе этого урока вы познакомитесь с основными признаками местоимения как части речи; узнаете, на какие разряды делятся слова этой части речи. План урока:

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ 6 класс. Разряды местоимений Разрядыместоименияизменениеправописаниепримечание ЛИЧНЫ Е 1 Я 1 МЫ 2 ТЫ 2 ВЫ 3 ОН, 3 ОНИ ОНА ОНО по падежам,

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ 6 класс. Разряды местоимений Разрядыместоименияизменениеправописаниепримечание ЛИЧНЫ Е 1 Я 1 МЫ 2 ТЫ 2 ВЫ 3 ОН, 3 ОНИ ОНА ОНО по падежам,

Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ 1. 2012 г.

Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ 1. 2012 г.

4 класс Картинный словарный диктант С…л…вей, с…рока, в…р…бей, м…дведь, за…ц, л…сица. ооо оое яи.

4 класс Картинный словарный диктант С…л…вей, с…рока, в…р…бей, м…дведь, за…ц, л…сица. ооо оое яи.

Подбираем похожую презентацию.


Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

По следам пройденных тем 1) Записать словосочетания, избежав ловушки. 2) Опре.

Описание презентации по отдельным слайдам:

По следам пройденных тем 1) Записать словосочетания, избежав ловушки. 2) Опре.

По следам пройденных тем 1) Записать словосочетания, избежав ловушки. 2) Определить разряд и падеж местоимений Появился у его, расспрашивать о ней, прибывать на вокзал с ими, объяснялся с тобой, сколько время, любуюсь ей, взять себя в руки, грущу по вам, ихний дом, еёшнее пальто, коекому рассказать, не с кем не играть.

Проверьте себя У него (личн., Р.п), расспрашивать о ней (личн., П.п), прибыва.

Проверьте себя У него (личн., Р.п), расспрашивать о ней (личн., П.п), прибывать на вокзал с ними (личн., Т.п), объяснялся с тобой (личн., Т.п), сколько (относит.) времени, любуюсь ею (личн., Т.п), взять себя (возвр., Р.п) в руки, грущу по вас (личн.,П.п), их (притяж.) дом, её (притяж.) пальто, кое-кому (неопред., Д.п) рассказать, ни с кем (отрицат., Т.п) не играть.

Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с.

Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

Облагораживать – сделать благородным, т.е. честным, открытым, высоконравствен.

Проверь себя: Наши – притяжательное Их – личное (3 лицо – они) Тебе – личное.

Проверь себя: Наши – притяжательное Их – личное (3 лицо – они) Тебе – личное (2 лицо - ты) Они – личное (3 лицо) Которые – относительное

 Определяем проблему урока… эти такие ?

Определяем проблему урока… эти такие ?


Указательные местоимения Разряд Место- имения Значения Вопросы Постоян-ные.

Указательные местоимения РазрядМесто- именияЗначения Вопросы Постоян-ные признакиИзменяют-ся Синтакси-ческая роль Указа-тель-ные Тот этот такой таков столько сей Указа-тельное значение Какой? Каков? Сколько? Разряд (указатель-ные местоимения)По падежам, некоторые - по родам и числам Могут быть любыми членами предложения

Проверь себя Те места (какие? – определение) Такого города (какие? – определе.

Проверь себя Те места (какие? – определение) Такого города (какие? – определение) Этого читателя (какого? – определение) Таков книголюб ( каков? – сказуемое )

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всег.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) такой цветок 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той речки

Ответы: 4, 8, 9, 12 1) - 2) - 3) - 4) – такой цветок 5) - 6) - 7) - 8) за эти.

Ответы: 4, 8, 9, 12 1) - 2) - 3) - 4) – такой цветок 5) - 6) - 7) - 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) - 11) - 12) возле той речки


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 153 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 84. Указательные местоимения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.03.2020 2008
  • PPTX 1010 кбайт
  • 331 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Полякова Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка поможет при проведении урока на тему указательные местоимения.При разработке имеется презентация.

Тема урока: Указательные местоимения.

Составила: Бурангулова Айгуль Гайфулиевна.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Обучающая цель:

1) сформировать понятие об указательных местоимениях;

2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;

3) расширить лексический запас учащихся;

4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Метапредметные результаты

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Предметные результаты

самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы;

умение находить указательные местоимения; умение изменять их, использовать в речи; умение структурировать полученные знания.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –Начнем скорей урок!

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

- Что называется местоимением?

- Какие разряды местоимений вы знаете?

- Каким членом предложения может быть местоимение?

- Какие личные местоимения вы знаете?

- Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

- Как изменяются личные местоимения?

- Что вы знаете о возвратном местоимении себя?

- Какова особенность возвратного местоимения?

- Назовите притяжательные местоимения.

- На что указывают эти местоимения?

2. Проверочная работа. Далее ученикам предлагается задание – заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений.

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.

2. Развивающие:

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и в душе пожелаем хорошо поработать. Работать сегодня будем в печатных тетрадях, которые я вам приготовила.

Откройте их, на верхней строчке напишите число, ниже классная работа, а тему запишем позже.

2. Словарная работа.

(Дети отгадывают слова, записывают в тетради, объясняют написание – ударение, подчеркивают букву, которую запоминаем).

Лапери (перила), танлат (талант), атсолд (солдат), кетара (ракета), тобен (бетон), паткер (паркет), рнизка (карниз), негерал (генерал), сейнбас (бассейн).

-А еще я хочу познакомить вас с новым словом.

(На доске плакат – орнамент из местоимений)

Посмотрите на плакат, кто из вас знает, как называется такой рисунок. (Орнамент).

Орнамент – (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

- Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Устно составьте предложение с этим словом.

- Из слов какой части речи составлен этот орнамент? (местоимения).

-скажите, что такое местоимение?

- Посмотрите внимательно, на эти местоимения. Все они вам знакомы. Назовите разряды местоимений, дополните примерами.

Личные - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Вопросительные - кто? Какой? Что? Сколько? каков?

Относительные – кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные – мой, твой, свой, наш, ваш.

- Посмотрите, наш орнамент не закончен, я думаю, что к концу урока мы обязательно его закончим.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. - Какое местоимение в нём чаще всего употребляется?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

- Какую роль играет в стихотворении местоимение это? (указывает)

- с каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? (мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями).

3. Запись темы урока.

На уроке Мы познакомимся со значением указательных местоимений, признаками, их синтаксической ролью.

Презентация. Слайд1.

(Можно использовать мультимедийный урок из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Если нет такой возможности, пользуйтесь презентацией. Она составлена согласно нормам САНПина, и не превышает 15 минут.)

-Посмотрите внимательно на определение Местоимения.

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

- Что значит указательное местоимение, мы все время говорим, что местоимение на что-то указывает? На что? На предмет, на признак – получается они все указательные.

- Указывать, не называя, это основное значение любого местоимения, но они не только на что-то указывают, но и наполняют это указание каким-либо дополнительным смыслом.

- На что указывают личные местоимения? (на лицо).

-А притяжательные? (на принадлежность).

-Чтобы разобраться в значении указательных местоимений. Давайте посмотрим отрывок из сказки: (слайд 2)

Что это? Хм… По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько? Таких сказок не бывает.

Подожду, пока поправят - таково моё решение!

Пока наш богатырь отдыхает, подумаем. Что мы можем сказать об указательных местоимениях.

-На что они указывают?

Что это ? Хм… По этой дороге пойдешь – голову сложишь, по той смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько ? Таких сказок не бывает.

Подожду, пока поправят - таково моё решение!

Они только указывают, словно пальцем показывают ЧТО ЭТО, ПО ЭТОЙ ДОРОГЕ, ПО ТОЙ ДОРОГЕ.

Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.

Перед вами указательные местоимения в начальной форме:

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО.

- Что является их постоянным признаком? (Их постоянным признаком является разряд – указательные).

-А теперь вспомним, какие указательные местоимения есть в тексте и скажем в какой форме они стоят. Укажите род, число, падеж указательных местоимений. Подумайте, все ли они изменяются по числам, родам и падежам. Будьте внимательны .

Что это (ед.ч., с.р., И.п.) ? Хм… По этой (ед.ч., ж.р., Д.п.) дороге пойдешь – голову сложишь, по той (ед.ч., ж.р., Д.п.) смерть найдешь…

Ничего себе! И только две дороги!

Почему столько (изменяется по падежам сколько людей к нему пришло, Стольким людям он и помог, Стольких и вылечил) ? Таких (мн.ч., Р.п.) сказок не бывает.

Подожду, пока поправят - таково (ед.ч. с.р.) моё решение!

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по падежам, родам и числам.

- какая часть речи также изменяется? (прилагательные).

Таков – изменяется по числам и родам (как краткое прилагательное). Столько – только по падежам (как числительное).

Мы еще продолжим разговор об указательных местоимениях.

-Что мы узнали о них сейчас?

Вот что мы узнали о них сейчас - значение указательных местоимений, признаки указательных местоимений.

Физминутка для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


4. Самостоятельная работа.

Прочитайте текст. Все слова вам понятны. О чем он? Как можно озаглавить его? Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.

Книга – великан.

Книга высотой в два 3 этажа? Скажете: таких не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности 2 . В те времена 1 мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

- Над какими видами орфограмм работали?

5. В предложении указательные местоимения могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями.

Это наша школа.

Спрашивать дорогу нужно у того , кто не торопится.

Это письмо написал мой друг.

Давай посидим у того дерева.

У него был такой же велосипед, как у меня.

Ты сегодня не такой , как всегда.

Приговор был таков : казнить нельзя, помиловать.

У указательных местоимений тот , такой , столько есть ещё одна роль: вместе с относительными местоимениями они помогают связывать части сложного предложения : Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил; Вечера были такими тёплыми, какими бывают только в разгаре лета; Я решил столько задач, сколько мне задали.

Таким образом, указательные местоимения не только указывают на предмет, признак и количество, но и помогают присоединять зависимое предложение к главному.

- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомились?

- Что вы можете о них рассказать? Как они изменяются? (тот, этот, такой – по родам, падежам и числам; таков – по родам и числам; столько – по числам).

- Давайте закончим наш орнамент.

-Вы еще познакомитесь с одним разрядом местоимений, и сможете сами продолжить этот орнамент.

Читайте также: