Учет расчетных и кредитных операций конспект

Обновлено: 06.07.2024

В соответствии с законодательством РФ платежные услуги могут предоставлять только нижеследующие организации.
Кредитные организации. Закон дает определение кредитных организаций, как юридических лиц, которые осуществляют банковские операции с целью получения прибыли, на основании лицензии ЦБ РФ. Также законодательство РФ запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью и сделками с недвижимостью (кроме случаев обеспечения своей деятельности).

В РФ законом предусмотрено два типа кредитных организаций:

I тип – коммерческие банки. Банки могут осуществлять все банковские операции, предусмотренные законом, на основании лицензии Банка России, в том числе все виды расчетных операций (переводов денежных средств) через все существующие платежные системы.

II тип – небанковские кредитные организации (НКО).

НКО в России осуществляют отдельные банковские операции, перечень которых устанавливается ЦБ РФ. В основном НКО осуществляют расчетные операции по переводу денежных средств, как правило, для обслуживания расчетов на фондовых и валютных биржах, депозитариев ценных бумаг и т.п.

  • разработка правил осуществления перевода денежных средств через платежную систему ЦБ РФ;
  • обслуживание бюджетных счетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также государственных внебюджетных фондов;
  • предоставление услуг платежного клиринга, операционных и расчетных услуг всем участникам Национальной платежной системы РФ;
  • регулирование всех видов безналичных переводов через Национальную платежную систему РФ, а также сопровождение переводов, оперативное управление и контроль за функционированием Национальной платежной системы РФ.

Концепция развития Национальной платежной системы РФ предусматривает:

  • повышение в целом эффективности единой государственной денежно-кредитной политики за счет максимального удешевления и увеличения скорости совершения безналичных переводов денежных средств;
  • повышение надежности и устойчивости банковской системы РФ, путем контроля в целом за состоянием расчетов банковской системы, а также принятие мер к локализации возникающих рисков;
  • расширение спектра услуг, предоставляемых кредитным организациям и их клиентам, в сфере осуществления безналичных переводов денежных средств через Национальную платежную систему РФ;
  • предоставление Федеральному казначейству РФ (Министерству финансов РФ) различных возможностей для более эффективного управления всеми видами бюджетных средств и иных государственных финансов.

Национальная платежная система РФ состоит из следующих основных элементов:

  • системы банковских электронных платежей (БЭСП), которая предназначена для перевода денежных средств в масштабе всей экономики РФ в режиме реального времени;
  • системы электронных внутрирегиональных расчетов (ВЭР), по которым осуществляются расчеты в режиме реального времени на территориях областей, республик, краев и автономных округов и контролируются территориальными учреждениями ЦБ РФ (на данный момент таких систем более семидесяти);
  • системы межрегиональных электронных расчетов, которая позволяет осуществлять перевод денежных средств между всеми регионами РФ.

Рисунок 1. Модель действующей платежной системы Банка России

Организация расчетных операций с денежными средствами в платежной системе Банка России

Договор между кредитной организацией и РКЦ ЦБ РФ регулирует в рамках законодательства РФ следующие вопросы:

  • порядок расчетного обслуживания кредитной организации;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • способ обмена электронными документами между всеми участниками расчетов;
  • порядок оплаты услуг РКЦ ЦБ РФ;
  • иные условия, предусмотренные законами РФ и нормативными актами ЦБ РФ.

Для открытия корреспондентского счета (корреспондентского субсчета), кредитная организация предоставляет в РКЦ ЦБ РФ следующие документы:

  • заявление на открытие корреспондентского счета;
  • копии банковских лицензий и учредительных документов, заверенные в установленном порядке;
  • письмо Главного управления ЦБ РФ по соответствующей территории РФ, с согласованием утвержденных руководителя и главного бухгалтера кредитной организации;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции, государственных внебюджетных фондах, органах статистики;
  • карточку с образцами подписи руководителя и главного бухгалтера банка и оттиска печати, заверенную у нотариуса.

Расчетные (платежные) документы для перевода денежных средств в РКЦ ЦБ РФ от кредитной организации поступают в электронном и бумажном виде. В бумажном виде они поступают вместе с реестром, который оформляется сразу на все расчетные документы. РКЦ принимает от кредитной организации расчетные документы независимо от наличия остатка на корреспондентском счете банка. РКЦ подтверждает совершение операций по корреспондентскому счету – выпиской, которая передается в кредитную организацию в электронном и бумажном виде. На основании выписки из РКЦ, кредитная организация зачисляет денежные средства на счета своих клиентов – юридических и физических лиц.

Каждому банку и его филиалу (которому открыт корреспондентский субсчет) присваивается свой уникальный банковский идентификационный код – БИК (код участников расчетов). Также РКЦ выдает коммерческому банку (его филиалу) денежную чековую книжку для получения наличных денег со своего корреспондентского счета.

Схема реализации безналичных расчетов через расчетную сеть ЦБ РФ представлена на рис. 3.6.

Платежная система Банка России_2.jpg

Рисунок 2. Осуществление безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России

Порядок использования безналичных расчетов через расчетную сеть ЦБ РФ состоит из нижеследующих этапов.

1. Клиент 1 передает расчетный документ (платежное поручение) в свой банк.

2. Банк списывает денежные средства с расчетного счета Клиента 1 и оформляет эту операцию следующей проводкой:

Дебет счета № 40702_447;

Кредит счета № 30102_330; и передает электронный документ (платежное поручение) в РКЦ ЦБ РФ 1.

3. РКЦ 1 Банка России списывает денежные средства с корреспондентского счета Банка 1 и передает электронный документ в Вычислительный центр ЦБ РФ при Главном территориальном управлении.

4. Вычислительный центр ЦБ РФ передает электронный документ в РКЦ 2 ЦБ РФ.

5. РКЦ 2 ЦБ РФ зачисляет на основании расчетного документа денежные средства на корреспондентский счет Банка 2 – 30102_550.

6. Банк 2 зачисляет денежные средства на расчетный счет своего клиента и оформляет эту операцию следующей проводкой:

Дебет счета № 30102_550;

Кредит счета № 40501_875.

Учет расчетных операций с денежными средствами через ЦБ РФ

Для учета расчетных операций с денежными средствами через ЦБ РФ в Плане счетов предусмотрены следующие счета.

Назначение счета: учет и хранение свободных денежных средств коммерческого банка в РКЦ ЦБ РФ, а также осуществление расчетов по поручению банка. Счет активный. Корреспондентские субсчета филиалам коммерческих банков открываются на этом же балансовом счета.

По дебету счета 3012 отражаются операции по поступлению денежных средств на счет, а по кредиту – операции по списанию денежных средств со счета, что видно из приведенной ниже таблицы.

В аналитическом учете ведется один лицевой счет.

Банк-кредитор обязуется по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Предоставленные кредиты учитываются на активных балансовых счетах второго порядка 441-454, 456 – предоставленные кредиты юридическим лицам; 455 и 457 – предоставленные кредиты физическим лицам.

Балансовые счета второго порядка открыты в разрезе счетов по учету овердрафта, сроков погашения и счетов до востребования.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Порядок предоставления денежных средств:

Юридическим лицам в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный счет или перечисления денежных средств с корреспондентского счета.

Физическим лицам путем выдачи наличных денежных средств и зачисление денежных средств на текущий счет.

Способы предоставления денежных средств:

  1. Разовое зачисление денежных средств на банковские счета;
  2. Овердрафт;
  3. Открытие кредитной линии, т. е. заключение договора с заемщиком, на основании которого заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:
    • общая сумма предоставленных средств не превышает максимальный размер (лимита), определенного в договоре (лимит выдач);
    • в период действия договора размер единовременной задолженности заемщика не превышает установленного лимита (лимит задолженности).

Бухгалтерский учет операций по предоставлению кредитов заемщику путем разового зачисления денежных средств на его счет

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета предоставления кредита негосударственной коммерческой организации.

1. Предоставление кредита заемщику:

2. Внебалансовый учет обеспечения (на основании обеспечительных обязательств):

При постановке на внебалансовый учет делается бухгалтерская проводка:

3. Учет сформированного резерва на возможные потери:

4. Погашение заемщиком кредита в установленный срок:

Списание с внебалансового учета ранее принятого обеспечения по кредиту:

5. Восстановление ранее созданного резерва на доходы банка:

Бухгалтерские проводки по балансовым счетам осуществляются в разрезе каждого кредитного договора. В случае открытия клиенту-заемщику кредитной линии аналитический учет предоставленных средств ведется на лицевых счетах, открываемых в разрезе каждой части выданного кредита (каждого транша) на балансовых счетах, соответствующих фактическому сроку предоставления (размещения) денежных средств, определенному договором на предоставление (размещение) денежных средств. В случае если фактический срок предоставления (размещения) отдельных частей (траншей) выданного кредита приходится на один и тот же временной интервал при отражении ссудной задолженности по балансовым счетам второго порядка, то указанные отдельные части (транши) могут учитываться банком-кредитором на одном лицевом счете соответствующего балансового счета второго по­рядка.

При предоставлении клиенту-заемщику части кредита (транша) в рамках открытой кредитной линии на указанную сумму осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При предоставлении клиенту-заемщику последней части кредита (последнего транша) в рамках открытой кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При этом внебалансовый счет 91316 закрывается.

При предоставлении клиенту-заемщику части кредита (транша) в рамках открытой кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При списании денежных средств с банковского счета клиента-заем­щика сверх имеющегося на нем остатка образовавшееся на конец операционного дня дебетовое сальдо по банковскому счету клиента-заемщика перечисляется следующей бухгалтерской проводкой:

Кредит банковского счета клиента-заемщика.

При этом внебалансовый счет 91316 закрывается.

Внебалансовый счет 91316 может закрываться по окончании срока, в течение которого клиент-заемщик может воспользоваться правом на получение денежных средств (кредита).

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту, предоставленному в рамках открытой кредитной линии, на сумму возвращенных банку-кредитору денежных средств осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При прекращении действия договора об открытии кредитной линии осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При этом внебалансовый счет 91317 закрывается.

При погашении (полном или частичном) клиентом-заемщиком задолженности по возврату суммы основного долга по кредиту на сумму возвращенных банку-кредитору денежных средств осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При прекращении действия договора банковского счета либо дополнительного соглашения к нему, допускающего проведение операций, осуществляется следующая бухгалтерская проводка:

При этом внебалансовый счет 91317 закрывается.

7.2. Учет и оформление просроченной и пролонгированной задолженности по предоставленным кредитам

Пролонгация кредитного договора оформляется дополнительными соглашениями. В случае изменения срока кредитного договора новый срок исчисляется от первоначальной даты. При пролонгации новый срок определяется как первоначальная длительность договора в днях плюс количество дней пролонгации. При этом остаток задолженности по кредиту может переноситься с одного лицевого счета на другой счет с новым сроком.

При непогашении задолженности по основному долгу по предоставленным денежным средствам в установленный договором срок банки обязаны в конце операционного дня переносить остатки задолженности по предоставленным средствам на счет просроченной задолженности.

Учет резервов на возможные потери по просроченным кредитам осуществляется на активном балансовом счете 45818.

Аналитический учет по данным счетам осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.

7.3.Учет операций по формированию и использованию резерва на возможные потери по ссудам

Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд.

В целях определения размера резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества (от 0 до 100 процентов).

Ссуды, отнесенные ко II–V категориям качества, являются обесцененными.

Источником образования резервов на возможные потери (РВПС) являются отчисления, относимые на расходы банка. Если задолженность по кредиту полностью погашена заемщиком, то сумма ранее созданного резерва восстанавливается на доходы банка.

Назначение резерва – покрытие задолженности по кредитам, которые признаются нереальными для взыскания (задолженность, по которой предпринятые меры по взысканию носят полный характер и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по возврату кредита).

Резервы на возможные потери учитываются на пассивных балансовых счетах. По кредиту счетов отражаются суммы созданного резерва в корреспонденции со счетами расходов, а также суммы доначисления резерва до расчетной величины в корреспонденции со счетами расходов.

По дебету счетов отражаются суммы по расходованию резерва в корреспонденции со счетами по учету просроченной задолженности клиентов по основному долгу в случаях признания задолженности по кредитам нереальной для взыскания и подлежащей списанию с баланса на основании решения судебных органов. Также по дебету указанных счетов отражается уменьшение резерва (с целью доведения суммы резерва до расчетной величины) в корреспонденции со счетом доходов, при поступлении средств от должника в покрытие задолженности по кредитам, по которой был создан резерв на возможные потери, в корреспонденции со счетом доходов.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.

Списание кредитной организацией нереальных для взыскания ссуд, в том числе объединенных в портфель однородных ссуд, осуществляется за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде (портфелю однородных ссуд).

Одновременно кредитной организацией списываются относящиеся к нереальным для взыскания ссудам начисленные проценты.

В бухгалтерском учете банка осуществляются следующие бухгалтерские проводки:

  1. Списание с баланса задолженности признанной нереальной для взыскания:

Списание задолженности по кредиту с баланса по причине признания ее нереальной для взыскания не является аннулированием ссудной задолженности. Списание с баланса задолженности по кредиту отражается во внебалансовом учете банка для наблюдения за возможностью ее взыскания в течение пяти лет.

Если в течение пяти лет должник или его правоприемник погасят ранее списанную с баланса задолженность по кредиту, то сумма основного долга восстанавливается на доходы банка:

Дебет счета по учету денежных средств.

На сумму поступивших процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

Если денежные средства в погашение задолженности по кредиту и уплате процентов не поступили в течение пяти лет, то задолженность по кредиту списывается с внебалансового счета 918, а по процентам с внебалансового счета 917.

7.4. Учет и оформление банковской гарантии

В силу банковской гарантии кредитная организация (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.

В бухгалтерском учете банка осуществляются следующие бухгалтерские проводки:

1. Внебалансовый учет предоставленной гарантии:

На данном счете учитываются обязательства банка по выданным гарантиям, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме.

Открываются отдельные лицевые счета по каждой предоставленной гарантии. Основанием для проведения бухгалтерской проводки является договор о банковской гарантии, в котором должно быть указано, с какого момента гарантия вступает в силу. Предоставление гарантии регистрируется в специальной книге с отметкой об исполнении.

2. Также ведется внебалансовый учет договора банковской гарантии:

3. Формирование резерва по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах. При формировании резерва на возможные потери необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания над юридической формой:

4. Получение вознаграждения за выданную гарантию:

Дебет счета по учету денежных средств (30102, 405-408).

5. По гарантии, выданной банком в качестве обеспечения условного обязательства кредитного характера, может быть принят гарантийный депозит:

Дебет счета по учету денежных средств (30102, 405-408).

6. Прекращение обязательств по гарантии:

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:

  • уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
  • окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;
  • вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
  • вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала.

7. Восстановление резерва на возможные потери:

8. Уплата денежных сумм по гарантии:

Кредит счета по учету денежных средств.

По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

9. Формирование резерва на возможные потери:

10. Взыскание суммы возмещения по гарантии с принципала:

Дебет счета по учету денежных средств.

Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия.

Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.

11. Восстановление резерва на возможные потери:

В случае получения банковской гарантии, обеспечивающей исполнение банком гарантом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства):

7.5. Учет операций по начислению и взиманию процентов по предоставленным кредитам

С 1 января 2008 г. доходы по кредитным операциям формируются следующим образом.

Доход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  1. право на получение этого дохода кредитной организацией вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;
  2. сумма дохода может быть определена;
  3. отсутствует неопределенность в получении дохода.

При этом отсутствие или наличие неопределенности в получении доходов признается на основании оценки качества ссудной и приравненной к ней задолженности или уровня риска возможных потерь по соответствующему активу.

По ссудам, отнесенным к 1 и 2 категориям качества, получение доходов признается определенным (вероятность получения доходов является безусловной или высокой).

В отношении ссуд 3 категории качества банк вправе определить наличие или отсутствие неопределенности получения доходов самостоятельно, утвердив в учетной политике. При этом утвержденный принцип применяется ко всем ссудам 3 категории качества без исключения.

По ссудам, отнесенным к 4 и 5 категориям качества, получение доходов признается неопределенным (получение доходов является проблемным или безнадежным).

В случае понижения качества ссуды, их переклассификации в категорию качества, доходы по которой определяются как проблемные или безнадежные, суммы, фактически не полученные на дату переклассификации, списанию со счетов доходов не подлежат.

Требования на получение указанных доходов (срочные или просроченные) продолжают учитываться на соответствующих балансовых счетах.

В случае повышения качества ссуды, их переклассификации в категорию качества, по которой неопределенность в получении доходов отсутствует, банк обязан начислить и отнести на доходы все суммы, причитающиеся к получению на дату переклассификации (включительно).

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

1. По кредитам 1, 2 категории качества (в отдельных случаях 3 категории) не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца:

2. При фактическом получении процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

3 . По кредитам 4 и 5 категории качества:

4. При фактическом получении процентов:

Дебет счета по учету денежных средств.

С момента образования просроченной задолженности по предоставленным кредитам делаются проводки

1. Образование просроченной задолженности по процентным платежам:

2. Начисление просроченных процентов по кредитам 1, 2 категории качества в конце месяца:

3 . Формирование резервов на возможные потери (реализация принципа осторожности):

Резервы на возможные потери создаются под проценты, которые были начислены и признаны как доходы, но фактически не получены в установленный срок.

При изменении категории качества кредита в более низкую категорию неполученные проценты со счетов доходов не списываются.

4. При переклассификации ссуды из 3–5 категории качества в 1–2 категорию качества:

7.6. Учет кредитов, предоставляемых физическим лицам

02 – на срок до 30 дней;

03 – на срок от 31 до 90 дней;

04 – от 91 до 180 дней;

05 – от 181 дня до одного года;

06 – от одного года до трех лет;

07 – на срок свыше трех лет;

08 – до востребования;

15 – резервы на возможные потери.

Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

Бухгалтерский учет кредитных операций с физическими лицами состоит в следующем:

1. Предоставление кредита физическому лицу:

3. В конце месяца формируется резерв на возможные потери:

Резервы на возможные потери создаются в разрезе каждого предо­ставленного кредита или портфелей однородных ссуд (Указание ЦБ РФ № 1759-У от 12.12.2006 г.).

4. Погашение кредита и начисление процентов.

Существуют различные возможные схемы погашения физическими лицами кредита и уплаты процентов:

  • вся сумма кредита с процентами возвращается одновременно по истечении срока действия кредитного договора;
  • сумма кредита выплачивается после окончания срока действия кредитного договора, а процентов – в течение установленного периода (чаще ежемесячно);
  • в период действия кредитного договора происходит регулярное погашение части основного долга и процентных платежей, размеры которых будут постепенно сокращаться (аннуитетная схема платежей и дифференцированные платежи (с начислением процентов на фактический остаток ссудной задолженности). Чаще всего порядок погашения кредита определяется таким образом, чтобы все ежемесячные платежи по кредиту были равны (за исключением последнего платежа), то есть по аннуитетной схеме, которая предполагает постепенное возрастание (в среднем на 2–4 % в месяц) выплат по основной части кредита при одновременном пропорциональном сокращении выплат по процентам за него. В результате на протяжении всего периода действия кредитного договора заемщик производит абсолютно одинаковые платежи в счет погашения кредита.

В бухгалтерском учете делаются проводки по погашению кредита и уплате процентов по нему, списанию с внебалансового учета обеспечения по кредиту, восстановлению резерва на возможные потери.

Учет денежных средств и расчетных операций ведется в организации согласно требованиям Плана счетов под № 94н. Цель учета – обобщение данных по наличным, безналичным денежным оборотам на рублевых, валютных, специальных счетах. Дополнительно решается актуальная задача по формированию сведений о кредитных операциях. Основные нормативные документы:

  1. Положение ЦБ РФ под № 383-П от 19 июня 2012 г.
  2. Указание Центробанка за № 3210-У от 11 марта 2014 г.
  3. ПБУ 15/2008 по учету расходов по кредитам/займам в части, не противоречащей требованиям Закона № 402-ФЗ.

Из чего состоит учет денежных средств и расчетов

Комплексный учет денежных средств, расчетных и кредитных операций ведется в организациях в части наличного, безналичного оборота по:

  • Открытым банковским счетам в рублевом и валютном эквиваленте, а также специальным счетам.
  • Кассовым точкам предприятия, включая имеющиеся в представительствах/филиалах.
  • Ценным бумагам, прочим денежным документам.
  • Финансовым вложениям.
  • Кредитам и займам краткосрочного/долгосрочного характера.

Задача учета – формирование достоверных сведений о денежных активах предприятия путем отражения взаимосвязанных операций по движению средств. Кредитные обязательства учитываются в расходах при расчете налога на прибыль, поэтому подлежат точному учету в разрезе по каждому отдельно.

Обратите внимание! Если организация берет кредиты в иностранной валюте, учитывать такие обязательства необходимо в рублях (по курсу на дату получения) с обязательным пересчетом долга (по курсу на дату погашения/дату формирования бухгалтерского отчета/по соглашению сторон). Выбранный способ пересчета закрепляется в учетной политике, а курсовые разницы подлежат включению в прочие расходы/доходы.

Бухгалтерский учет кредитных операций

Согласно ГК РФ, Плану счетов, ПБУ 15/2008 учет кредитных обязательств ведется на счет 66 (Расчеты по краткосрочным кредитам/займам) и счет 67 (Расчеты по долгосрочным кредитам/займам). К первым относятся взятые на срок менее года, ко вторым – на срок более года. В бухгалтерском учете кредитных операций основные типовые проводки таковы:

  • Получен кредит на банковский счет – Д 51 (52, 55) К 66 (67).
  • Начислены очередные проценты по кредитному обязательству – Д 91 К 66 (67).
  • Начислены очередные проценты, относящиеся на стоимость актива – Д 08 К 66 (67).
  • Отражена по валютному кредиту отрицательная курсовая разница – Д 91 К 66 (67).
  • Отражена по валютному кредиту положительная курсовая разница – Д 66 (67) К 91.
  • Погашены очередные проценты, долг по кредитному обязательству – Д 66 (67) К 51 (52, 55).

При получении кредитов/займов у предприятия возникают основные затраты (проценты, курсовые разницы) и дополнительные (консультационные услуги, экспертиза, нотариальные услуги и пр.). Первые подлежат включению в расходы текущего периода, с учетом ограничения процентов по нормативным алгоритмам. Вторые – в расходы будущих периодов с равномерным последующим отнесением на текущие путем единовременного списания. Метод отнесения на затраты дополнительных издержек закрепляется в учетной политике.

Учет денежных средств и расчетов на предприятии – типовые проводки

Грамотный учет денежных средств на расчетных счетах организации осуществляется на активных счетах: 51, 52, 55, 57. Для отражения финансовых вложений предусмотрены счет 58 и счет 59. Синтетический и аналитический учет организуется в разрезе по каждому счету, контрагенту и виду финансового вложения. Рублевые и валютные счета также подлежат отдельному отражению с открытием при необходимости соответствующих субсчетов:

  1. В части кассовых наличных оборотов – по каждой кассе/операционной точке предприятия, по видам предоплаченных денежных документов.
  2. В части безналичных оборотов – по рабочим рублевым/валютным счетам, видам специальных счетов.
  3. В части финансовых вложений – по видам ценных бумаг, участия в капиталах предприятий, займов и пр. Дополнительно все финансовые вложения подлежат обязательному подразделению на краткосрочные и долгосрочные, как и обязательства организации. Так как от срока действия вложения зависит порядок его отражения в балансе хозяйствующего субъекта и в бухгалтерском учете денежных средств на расчетных счетах в целом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: