Участники дорожного движения конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 968 0

Конспект занятия по ПДД

Кобозева Екатерина Николаевна

г. Новокузнецк, 2019г.

Развивать представление детей о проезжей части;

Уточнять знания детей о проезжей части;

Познакомить детей с участниками дорожного движения: водителями транспортных средств, пассажирами, велосипедистами, пешеходами, представителями ГИБДД;

Обогащать знания детей о правилах перехода через проезжую часть и передвижения по дорогам жилой зоны;

Закреплять знания о дорожных знаках.

Материал и оборудование: Дорожные знаки: движение запрещено, пешеходная дорожка, пешеходный переход. Слайдовая презентация по теме участники дорожного движения, настольный макет нашего микрорайона, напольная разметка, напольные светофоры, нагрудники автомобилей.

Ребята, рада вас всех видеть, какое у вас настроение? (высказывания детей).

- Поднимите руки у кого оно замечательное; (прием из социоигровой технологии)

-А теперь поднимите руки те ребята, кому сейчас грустно?

Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и поднимем друг другу настроение.

Воспитатель приглашает детей зайти в групповое помещение, но внимание детей обращается на знак запрещающий движение.

- Ребята, что это такое? Что обозначает этот знак, и для кого он размещен? (для водителей);

- А мы с вами сейчас кто? (пешеходы)

Тогда предлагаю вам открыть нашу дверь и посмотреть, что нас ожидает.

- Ребята, а это что за знак? Что он обозначает и для кого нужен? (для водителей и пешеходов)

- Ребята, что такое у нас на пути? Какие вы знаете правила для этого знака? Кто нарушил правила?

- Какой знак запрещает движение пешеходов?

Пешеходная дорожка привела нас к нашим рабочим местам, давайте присядем и освежим наши знания об участниках дорожного движения:

Беседа об участниках дорожного движения

Ребята, кого, на ваш взгляд ,можно назвать участниками дорожного движения и почему? (ответы детей)

К участникам дорожного движения относятся пешеходы, водители любых транспортных средств (в том числе и велосипедов), представители ГИБДД. Для всех участников дорожного движения существуют свои правила и дорожные знаки, которым они обязаны подчиняться.

Какие вы знаете правила для пешеходов? ( ответы детей)

Какие знаки регулируют эти правила? (ответы детей)

Все верно, движение пешеходов возле проезжей части регулируют знаки:

-движение пешеходов запрещено;

Какие знаки встречаются недалеко от нашего детского сада? (детям предлагается найти и назвать)

Какие правила и знаки существуют для водителей автомобильного транспорта? (автомобильный светофор, движение запрещено, ремонт дороги, автозаправочная станция предупреждающие знаки – пешеходный переход, пешеходная дорожка).

Какие еще участники дорожного движения могут встретиться у нас на пути? (Представители ГИБДД, и велосипедисты).

Рассказ о обязанностях инспектора ГИБДД ( сопровождается иллюстрациями).

Инспектор ГИБДД может выступать в роли регулировщика

– Регулировщик всегда приходит на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Стоит на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Как называется эта волшебная палочка? (Жезл.)

Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх – значит, подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом - это значит можно переходить улицу.

Кто из вас идет только там, где пешеход?

Кто вперед всегда идет, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто дорогу перейдет, только там где переход?

Кто пинает мяч веселый на дороге перед домом?

Чтоб в автобусе проветрится немножко, голову высунул в окошко?

Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?!

Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что зеленый свет говорит – проходите, путь открыт.

У многих ребят все получилось, и если вы будете внимательными на проезжей части, с вами беды не приключится!

Преподаватель - организатор ОБЖ: Гиниятов М.В

Познакомить участников дорожного движения, особенностями их поведения с точки зрения безопасности;

Развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы.

Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Тип урока: изучение нового материала.

План изучения новой темы:

1.Участники дорожного движения.

2.Пешеход, правила поведения.

3.Пассажир, правила поведения.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Изучение нового материала(2 минута)

Добрый день Участники дорожного движения! Да, мы с вами являемся Участниками дорожного движения. Это в качестве пешехода, пассажира и водителя! Давайте начнем урок и просмотрим видеоматериал. Смотрим внимательно!

Вступительная беседа с учащимися:

Какие нарушения правил дорожного движения вы видели? (2 минут)

Вы уже догадались наверно тему нашего урока!

Слайд.2 Цели урока:

Познакомить участников дорожного движения, особенностями их поведения с точки зрения безопасности;

Участники сегодняшнего урока: команда пешеходов, команда пассажиров. Слайд.3

1. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль.)

2. По рельсам бежит — на поворотах дребезжит. (Трамвай.)

3.Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем.)

4. Безбилетный пассажир. (Заяц.)

5. Водитель велосипеда. (Велосипедист.)

6. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек.)

7. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд.)

8. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум.)

9.Опора рельсов.(Шпалы.)
10. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.)
11 .Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.)
12. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат.)
13. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход.)
14. Дом для автомобиля. (Гараж.)

15 .Аллея посредине улицы. (Бульвар.)
16. Дорога для трамвая. (Рельсы.)
17. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.)
18. Изгиб дороги. (Поворот.)
19. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель.)

3.Укажите номера тех пешеходов, которые нарушают ПДД

Укажите номера тех пешеходов, которые нарушают Правила дорожного движения

Укажите номера тех пешеходов, которые нарушают ПДД. (Записывают на листочках и поднимают)


4.Конкурс. Угадай Дорожные знаки. ! ( 3 мин)

Участники по очереди выбирают дорожные знаки.

5. Участники дорожного движения кроме дорожных знаков, светофора и разметок кто нам помогает в регулирование дорожного движения?

1. Регулировщик обращён к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены. Пешеходам разрешается пересекать проезжую часть.

2. Регулировщик вытянул правую руку вперёд.

Это означает, что пешеходам разрешается пересекать проезжую часть за спиной регулировщика. Но тем, к кому он стоит грудью, переходить улицу нельзя.

3. Регулировщик обращён к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены.

Движение пешеходов запрещается.

4. Регулировщик поднял руку вверх.

Это предупреждающий сигнал. Он означает, что движение транспорта и пешеходов запрещается.

7.Конкурс .Задания для групп: (5 мин)

1гр-составить памятку для пассажира;

2гр-составит памятку для пешехода;

7. Рефлексия деятельности. (2 мин)

-Мне было интересно…

-Мы сегодня разобрались…

-Я сегодня понял, что…

-Мне было трудно…

-На следующем уроке я хочу…

8. Домашнее задание.

Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, которые регулируют движение пешехода на дороге, зарисуйте их в тетради.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

Данная методическая разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить детей практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности

- продолжать знакомить с элементами дороги;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

- продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД

- развивать у детей азы дорожной грамоты.

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Ожидаемые результаты: овладение базовыми правилами поведения на дороге, анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам. Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Оборудование и материалы: иллюстрационный материал с изображением, карточки с изображением дорожных знаков, картинки для игры, экран, компьютер, проектор, коробка, полоски белые.

Ход занятия:

В. - Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Как ваше настроение? Скажите, а вы любите гулять? А когда гуляешь надо ли следовать каким-нибудь правилам?

В. -Ой, ребята, посмотрите, что там случилось?

В. - Подождите, а почему она произошла?

Д. - Потому что ребенок перебегалдорогу в неположенном месте.

В. - Верно. А где нужно переходить дорогу?

Д. -По пешеходному переходу.

В. - Да, но вы же знаете, что они бывают разные? Я предлагаю вам вспомнить дорожные знаки, которыми обозначаются пешеходные переходы.

(Дети подходят к доске, на ней прикреплены картинки с дорожными знаками, обозначающими пешеходный переход. Воспитатель спрашивает про каждый знак и выслушивает ответы детей.)

В. - Молодцы! Итак ребята, мы с вами разобрались, чтобы избежать аварийных ситуаций, всегда нужно переходить дорогу только в положенном месте. А что еще бывает на пешеходном переходе, только знак?

В. - Да. Какой свет светофора разрешает нам идти?

В. - Верно. А красный говорит нам стой! Но ребята, а вы знали, что светофоры бывают разные? ( на экране появляется два типа светофора: для пешеходов и для водителей) посмотрите внимательно, чем они отличаются?

Д. - В одном два цвета, в другом три.

В. - А почему они разные?

Д. - (ответы детей)

В. - А что же делать, если светофор не работает, а вам нужно перейти дорогу?

Д. - Сначала посмотреть налево, дойти до середины дороги и посмотреть на право.

В. - Молодцы! Давайте немного отдохнем.

(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево. Потом смотри на право.

Вы друг к другу повернитесь, другу рядом улыбнитесь,

Топни правою ногой: раз – два - три,

Покачай головой: раз – два – три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.

В. -Вот и отдохнули. Хорошо. Про светофор мы все выяснили и как переходить правильно дорогу тоже. Ребята, но на дороге бывают разные знаки не только для пешеходов, но и для водителей. Давайте я вам их сейчас покажу. (воспитатель достает коробку с карточками дорожных знаков, открывает ее, а там все знаки перемешаны.) Ой, наверное когда я ее несла они все перепутались, давайте мы их разделим по названиям, какие бывают группы знаков?

Д. - Предупреждающие. Запрещающие. Предписывающие. Информационные. Знаки сервиса. (группы знаков дублируются на экране)

(на столе лежат картинки с изображением дорожных знаков, дети находят на них лишний и объясняют почему)

В. - Какие вы внимательные! Тогда у меня для вас задание посложнее. Готовы? Проходите за столы, для каждого из вас тут найдется задание.

(дети проходят за столы. На столах лежат карточки для индивидуального задания каждому, необходимо подобрать к каждой карточке определенные картинки.)

В. - Ребята, вы сегодня настоящие знатоки. Понравилось вам сегодня? Вы столько сегодня сделали, что заслужили награду. У меня для вас сюрприз. (дети садятся на ковер и просматривают мультфильм)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: знакомство категориями участников дорожного движения, особенностями их поведения с точки зрения безопасности.

Тип урока: изучение нового материала.

План изложения:

Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход.

Психология участников дорожного движения и безопасность.

Материалы к уроку:

1. Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход.

Участники дорожного движения – это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.

Участникам дорожного движения запрещается загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению.

Пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.

Движение пешеходов осуществляется по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет — по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части навстречу транспортному потоку.

Переход проезжей части пешеходом разрешен по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населенных пунктов разрешается переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, переход разрешается только по их сигналам.

Группы детей должны двигаться в сопровождении взрослых и только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине, но только в светлое время.

2. Психология участников дорожного движения и безопасность.

Естественно, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения присущи и главным участникам его - водителям и пешеходам.

Водитель на дороге обнаруживает себя не просто как техник, умеющий нажимать на педали и владеть рулем, но всегда как личность. По движению машины безошибочно можно сказать об уме сидящего за рулем человека, уважении к другим, ответственности, дисциплинированности, воспитанности, взрослости, требовательности к себе, сдержанности, бдительности, разумной осторожности и др. Рискованные маневры -проявление не водительского мастерства, а мальчишества, головотяпства, недостатка ума, несформированности личности. В этом, собственно, и кроются главные психологические причины нарушений, приводящих к авариям.

Имеют значение и многие психофизиологические качества водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении аварии, внимательность, быстрая реакция, подвижность, уравновешенность, эмоциональность, устойчивость к риску и др.

Главная психологическая особенность опытного водителя - умение ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать степень ее опасности, предвидеть возможные осложнения и маневры других водителей и принимать на этой основе превентивные меры, снижающие возможность увеличения риска и неожиданностей. Водитель за рулем не имеет права ослаблять внимание и должен быть всегда в готовности к быстрому реагированию на угрозу, не отвлекаться даже на долю секунды от наблюдения за дорогой, понимать, что именно эта доля отделяет его от аварии, а порой и от ухода из жизни.

В условиях интенсивной автомобилизации, увеличения количества транспорта, в том числе иномарок, все более активизируется проблема конкурирующего поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного движения, неверного толкования намерений и поведения водителей и пешеходов, искаженного восприятия конкретных дорожных ситуаций.

В основе взаимоотношений участников дорожного движения с работниками Государственной инспекции лежит взаимное ожидание проявлений личностных особенностей. Среди водителей проявляются, наряду с нормой, и отрицательные типы поведения и построения взаимоотношений с инспектором, которому приходится решать свои задачи, учитывая их. Например:

1. Водитель грубый, бесцеремонный, убежденный в своей правоте и вседозволенности, считающий, что именно ему все обязаны уступать. Инспектору приходится подавлять агрессивность такого водителя не проявлением собственных эмоций, а твердой констатацией факта допущенного им нарушения и напоминанием статьи Правил дорожного движения, которая при этом нарушена.

2. Водитель испуган, но внешне демонстрирует взрыв эмоций, возмущение, многословен, но практически бессодержателен в высказываниях. Инспектор обычно дает такому выговориться, а затем показывает, что ситуация им контролируется, понимается на основе правовой нормы, а вина водителя оценивается правомерно. Даются разъяснения и рекомендации по вождению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет в игровой форме повторить правила дорожного движения. Ребята вспомнят участников орожного движения, будут участвовать в играх - викторинах, отгадывать загадки.

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Сценарий классного часа

по правилам дорожного движения

для начальной школы на тему:

Автор разработки:

Тихонова Татьяна Игоревна

учитель начальных классов

Применение на практике знаний правил дорожного движения;

Воспитание культуры пешехода.

Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.

Развитие у учащихся приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности; обогащение словарного запаса и расширение детского кругозора.

Развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения.

Обучающие: адаптация к реальным условиям проживания; формирование у обучающихся теоретических знаний по дорожной грамоте, практических компетенций безопасного поведения на улицах и дорогах; расширение социального, коммуникативного, информационного кругозора.

Развивающие: развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, смекалки, выносливости; выработка правил достижений поставленной цели.

Воспитательные: создание атмосферы партнерства и сотрудничества; выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблемы; воспитание культуры поведения пешехода.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа:

Организационный момент.

Узнай и нарисуй.

Умники на дороге.

Кого называют водителем?

Если человек ведет коляску, то он пешеход или водитель?

Где следует везти тележку с грузом: по тротуару или мостовой?

Где следует везти коляску или санки

По какому краю дороги следует идти пешеходам, там где нет дороги?

Как надо обходить автобус?

1. Кого называют пешеходом? (Человек вне транспорта, находящийся на дороге, но не работающий на ней).

2. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

3. Кого называют водителем? (Человека, управляющего транспортом).

4. Если человек ведет коляску, кто он, пешеход или водитель? (Пешеход).

5. 6. Где следует везти тележку с грузом – по тротуару или по мостовой? (По мостовой, придерживаясь края дороги).

7. А где следует везти детскую коляску или санки? (По тротуару, по правой части).

8. По какому краю дороги (по левому или по правому) должны идти пешеходы там, где нет тротуара? (По левому).

9. Как надо обходить трамвай? (Спереди)

10. Как надо обходить троллейбус? (Сзади).

6. Объяснялки (загадки)

Это встал для нас в дозор
Пучеглазый …? Светофор!
Желтым глазом он мигает.
Строго нас предупреждает:
Чтобы был счастливым путь.
Повнимательнее будь!
И не бегай, не играй,
Где автобус и трамвай!
Будь, малыш, всегда смышленый
И шагай на свет …? (зелёный)

Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая (тротуар).

Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если можно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный …?
(переход)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(переход)

Топай смело, без тревоги –Безопасней нет дороги.
Всё запомнили, ребята?
И гулять не страшновато?
Что ж, проверим, поглядим,
Но сначала повторим:
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать …?
(Азбуку движенья!)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(переход)

Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку движенья!
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(тротуар)

8. Путешествие в историю.

первый светофор появился в Лондоне, 1868 г.

первый светофор в России появился в Москве и Ленинграде в 1929 г.

первые светофоры представляли собой светящиеся круги, напоминающие большие часы со светящимся циферблатом, на циферблате были намечены секторы, окрашенные в красный, желтый и зеленый цвета. По циферблату двигалась стрелка и набегала то на желтый сектор, то на зеленый, то снова на желтый, то на красный сектор.

Слово "тротуар" в переводе с французского - дорога для пешеходов.

Почему светофор назвали именно так? (Соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. Светофор - несущий свет).

1-ые Правила дорожного движения в России были введены в 1683 г. был издан указ, касающийся движения извозчиков.

Когда и какие первые дорожные знаки появились в России? (в 1629 г., верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, начали их ставить еще при царе Алексее Михайловиче).

Как назывались первые указатели расстояния? (верста).


Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Пешеходный переход по-другому. ( Зебра)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)


Итог. Вот и закончился наш классный час. Понравился ли он вам? Что нового и интересного вы узнали?

Читайте также: