У войны недетское лицо конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель : Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

1. Расширять представления детей о героическом прошлом народа.

2. Развивать навыки речевой деятельности на патриотическом материале.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к детям-героям Великой Отечественной Войны .

Воспитатель : Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне , которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Что же это за праздник?

Дети : Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

У войны недетское лицо !

Но в глаза детей смотрела смерть…

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Воспитатель : Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

Скоро мы будем отмечать светлый и скорбный праздник – День Победы.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны .

Через секунду мир взорвется,

Смерть проведет парад-але,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Трудное и голодное наступило время. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Дети нередко убегали на фронт. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие стали героями.

Дети : Подвиг – это смелый, отважный, хороший поступок.

Воспитатель : А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?

Дети : Такого человека называй герой!

Воспитатель : Среди героев Великой Отечественной Войны было немало детей , девочек и мальчиков. Сегодня я расскажу вам о девушках-героях.

Какие судьбы есть на белом свете!

Как рано боль узнали наши дети!

Посмотрите на портреты этих девушек. Их звали Богданова Надя, Зина Портнова, Герасименко Люся – эти девочки, чуть постарше вас были в годы войны , каждая в своем городе, вели борьбу с фашистами. Маленькая Люся носила на завод отцу кашу, а там прятала листовки, она была незаменимой подпольщицей в городе Минске. Зина работала в столовой, где отравила много фашистов, подсыпав им в суп яд. Надя была разведчицей в партизанском отряде, она под видом нищенки проникала в город и добывала ценные для партизан сведения о фашистах. Все они погибли – их схватили и расстреляли. (слайды № 4,5,6)

Воспитатель : Еще один рассказ о девочке, только-только закончившей школу. Звали ее Зоя Космодемьянская. В июне 1941 года ученица 10 класса Зоя Космодемьянская окончила школу, а через несколько дней началась война . В те суровые дни, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, Зоя обратилась в комсомол с просьбой послать ее на фронт. Вскоре она была направлена в партизанский отряд. В конце 1941 года, после выполнения боевого задания, группа партизан должна была возвращаться, но Зое показалось, что они сделали мало. Она решила остаться и проникнуть в деревню Петрищево, где располагались фашисты. Небольшая, окруженная лесом, деревня была переполнена немецкими войсками. В первую ночь Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она пришла в деревню, подкралась к конюшне, где находились лошади фашистской кавалерии. Она пыталась поджечь конюшню и выпустить лошадей, но часовой схватил ее. Фашистские палачи жестоко пытали девушку. От нее требовали признания, кто и зачем ее послал, с кем она пришла на задание. Мужественная девушка ни на один вопрос гитлеровцев не ответила. Она даже не назвала своего настоящего имени. После долгих и мучительных пыток Зою повесили на сельской площади Петрищево. (слайд №7)

Воспитатель : Как вы думаете, тяжело ли было на войне ? Страшно ли было?

Дети : На войне было очень тяжело , было страшно идти на задание, и знать, что если немцы поймают, то придется умереть.

У войны недетское лицо ,

Но в бою не разглядеть лица…

Щедро начиняла смерть свинцом

Юные, мальчишечьи сердца.

Воспитатель : Великая Отечественная Война закончилась 9 мая 1945 года. Когда Егоров и Контария водрузили наш флаг над зданием Рейхстага в Берлине (слайд №8)

Мы водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг :

Воспитатель : 9 мая – это всенародный праздник. Это праздник со слезами на глазах. В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны , которые живут сегодня. В этот Великий день принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны . Давайте вспомним всех погибших за нашу свободу людей, настоящих героев. Почтим память минутой молчания (слайд №9,10,11,12) .

Дети : Богданова Надя, Зина Портнова, Герасименко Люся, Зоя Космодемьянская.

Воспитатель : Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне . В нашем городе есть мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны . Сегодня мы побеседовали лишь о некоторых героинях Великой Отечественной Войны . Их было гораздо больше. Мы продолжим знакомство с ними.

– Всё дальше в прошлое уходит день победы 1945-го года. С каждым годом всё меньше становится живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.
Сегодня мы проводим урок “У войны недетское лицо”. (Приложение 3. Слайд 1) Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но сегодня мы будем говорить о детских судьбах, искорёженных войной. Мы узнаем новое о том, какой ценой далась нашей стране эта победа, о том, что дети во время Великой Отечественной войны наравне с взрослыми защищали Родину от фашистских захватчиков. Мы узнаем имена некоторых детей-героев той войны.

II. Работа над темой урока

А) Словарная работа

– На фронте дети защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, в тылу стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. В оккупации помогали партизанам. Как и взрослые солдаты были военнопленными. Сегодня мы назовём имена и увидим лица некоторых из них.

В) Выразительное чтение

– Такие дети, как этот десятилетний мальчик, чаще всего становились партизанами. Про судьбы двух детей-партизанов нам расскажут (Имена детей) (Выступление учеников сопровождается слайдами 11 и 12.)

Д) Словарная работа

Е) Выразительное чтение

III. Рефлексия

– Очень часто не подозреваем, насколько мы сильны. Взрослый может струсить, а ребёнок придёт на помощь. Сегодня мы с вами посмотрели на Великую Отечественную войну по-другому. Что нового вы узнали? Что приобрели на уроке?

IV. Итог урока

– Война разрушила мирную жизнь людей, их мечты, надежды. Во время войны человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни. Война заставила детей делать то, что не свойственно им по самой природе – убивать. Но дети проявили глубокую человечность, несокрушимую твёрдость и смелость.

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (Приложение 3. Слайд 14).

Минута молчания (звучит метроном)

V.Домашнее задание

– И я желаю, чтобы в вашей жизни никогда не было войны, чтобы не было места военным подвигам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приношу свои извинения, до этого отправила по ошибке другой документ. На самом деле, вот этот файл верный. Это открытое внеклассное мероприятие, где есть презентация с видеороликами. Заранее благодарю!

Цель: – воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

Задачи: • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

• Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

• Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакат,коллаж

Ход классного часа.

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем ребята, друг с другом и с нашими гостями, которые пришли к нам в гости!

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен на сегодняшний классный час?

- А для чего мы посвящаем этот классный час именно войне? Нужно ли это или нет?

- Подумайте, что вы сегодня можете узнать?

- Для чего вы должны это знать? Для чего вам это понадобится?

- Важны ли эти знания?

- А почему важно не забывать тех, кто победил в этой великой войне?

Тихо включаем музыку. Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.

Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды.

Июнь клонился к вечеру закат

И белой ночи развевалось море,

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м, в мае.

Голос Левитина о начале ВОВ

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

Воспитатель: Советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

Ты не знаешь, мой сын, что такое!
Это вовсе не дымное поле сраженья, Ложкин
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое отраженья.

Презентация (женщина провожает сына на фронт.)

Воспитатель: “Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?”.

Учащиеся: Старики, дети, женщины. Да, правильно!

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

Воспитатель: : А что могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.

(На доске появляется тема урока)

Ученик рассказывает стихотворение: Аймуканов Руслан

Они – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Им до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из теплой полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и

Они ночами с бабушками шли.

Они слез тогда уже не лили,

Они знали вкус полынь - травы

И с взрослыми всю беду делили,

Как с ними хлеб делили вы.

Знакомство с новым материалом.

Война, рассказать можно о многом: о разных битвах, о блокадном Ленинграде, о партизанском движении, о концлагерях, о том, как в тылу ковалась победа. Дети рано стали взрослыми, они заменили взрослых на заводах, в полях. Воевали в действующей армии и в партизанских отрядах.

«Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже солдаты

Дети сражались, совершали подвиги, и были награждены орденами и медалями, удостоены званиями героя Советского Союза. Многие из них награждены посмертно.

Сегодня мы узнаем о судьбах обыкновенных мальчишек и девчонок, которые бегали, прыгали, учились, играли, разбивали носы и коленки, их имена знали только близкие родственники да друзья. Но пришел час, и они показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны сражались рядом со взрослыми: отцами и братьями, сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркадий Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин. Их повзрослевшее детство было наполнено испытаниями, что придумай их даже самый талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было в нашей истории страны, было в судьбах маленьких граждан. Поэтому люди называют их героями.

Детей-героев было много, обо всех мы вам не сможем рассказать. Но с судьбами некоторых хотели бы вас познакомить.

Подготовленные ученики читают доклады, с фотографиям

Польская Карина

ЛЁНЯ ГОЛИКОВ.

Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание

Героя Советского Союза.

Поляков Даниил

МАРАТ КАЗЕЙ.

Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Марат был разведчиком у партизан. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. .

Осипова Настя

ЗИНА ПОРТНОВА.

Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Захарова Ксения

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам.. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Но своим подвигом маленькие герои приблизили победу. Сколько было таких героев, точно не знает никто.

- Их имена и лица мы должны помнить, и поэтому сегодня мы вместе создадим коллаж из фотографий детей-героев. Давайте вспомним, что такое коллаж, мы уже встречались, с этим понятием. Давайте разместим фотографии героев о которых мы узнали сейчас.

IV. Закрепление.

- Правильно. сегодня, на классном часе мы говорили о Великой Отечественной войне, о её героях. Как юные защитники своим подвигом приблизили победу. Сколько было таких героев, точно не знает никто.

- Какой праздник отмечает вся страна 9 мая?

- В каком году закончилась ВОВ? (учитель вывешивает карточку с датой 9 мая 1945 г.)

- Сколько лет прошло со дня великой победы?

«В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

- Герои минувшей войны, кого вы считаете героями?

- Как вы думаете, а дети могли быть героями?

- Чтобы стать героями, что должны были они сделать?

- Посмотрите на фотографии на доске. Как вы думаете кто это?

Практическая работа.

Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас, горит Вечный огонь.

На этом мы завершаем классный час. Ребята это не все герои, о которых вы услышали. Их очень много. Но я надеюсь, что эти имена останутся надолго в ваших сердцах. Они станут для вас настоящим примером мужества и отваги.

Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания.

(Минута молчания)

1ученик. Захарова

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

2ученик Сомов

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю все это пришлось-

Тревоги, голод, холод и разлуки.

3 ученик. Мустафинова

Страшнее слова нету, чем война,

Которая уносит все святое.

Когда зловеще давит тишина,

Когда не возвратился друг из боя…

3 ученик. Лошкарёва

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

за радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

4 ученик. Ложкин

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас,

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

V. Итоги классного часа.

1. - В самом начале нашего мероприятия мы с вами перед собой поставили цели, ребята, достигли ли мы их?

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

У самовара

Руководитель: Щербатова Наталья Григорьевна

ОУ: ГКУ ЦССВ "Южное Бутово" г. Москва

Комментарии

Ваш комментарий будет первым!

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: