У аленушки в гостях конспект занятия старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Астанина Людмила Александровна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Автор: Рыбалкина Ксения Николаевна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатели и дети старшей группы.
Возраст: 5-6 лет.
Тип занятия: Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам.

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).

Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятия: 25 мин.

1. Организационный момент:
(Дети заходят, становятся полукругом).
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются).

2. Основная часть:
(Заходит книжный продавец, с книгами в руках).

Продавец: Девчонки и мальчишки

Здесь есть книжки про ребят,

Про щенят и поросят,

Про лисичку, про зайчонка

И пушистого котенка.

Здравствуйте, я- веселый продавец книг! Принес вам много разных книжек. А вы читать-то умеете, или только картинки в книжках разглядывать? (ответы детей). А я продаю книги. Вот и вам принес. Вот вы, например, какие книжки любите слушать, читать –то вы еще не умеете. (ответы детей).

Продавец: Вот у меня есть книжка со сказками (показывает книгу). Хотите я вам ее подарю? (ответы детей).

Только где же она у вас жить будет?

Воспитатель: У нас есть книжный уголок, где живут наши любимые книжки. В нашем книжном уголке нам знакомы книги все, о природе, о зверятах, взрослых людях и ребятах. И конечно же сказки.

Продавец: Хорошо, я вам дарю свою любимую книгу с множеством сказок. Мне пора идти дальше, до свидания друзья! (продавец уходит).

Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открывает мешочек, находит там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.


Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная), (обратная сторона сказки).

Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

1. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)
2. Какие животное пришли жить в сказочный Теремок?

3. Кто ушел от бабушки и дедушки? (Колобок)

4. Кто пришел последним на помощь деду в сказке Репка? (Мышка).

Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась последняя страница. Какого она цвета? (синего)

Рефлексия:

Воспитатель: Тертова Е.М.

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

∙ ​ Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

∙ ​ Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

∙ ​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

∙ ​ Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

∙ ​ Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Чем можно открыть замок? (Ключом).

Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)

∙ ​ Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)

∙ ​ С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

∙ ​ Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен? (Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.

∙ ​ Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

∙ ​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

∙ ​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

∙ ​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

∙ ​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

∙ ​ Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)

∙ ​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)

∙ ​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свойответ? (Нет, она злая, завистливая)

∙ ​ Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)

Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.

Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.

∙ ​ Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

∙ ​ Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

∙ ​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

∙ ​ Кто спас Аленушку? ( Купец).

∙ ​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.

∙ ​ Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? ( Можно)

∙ ​ Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

∙ ​ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

∙ ​ Кто изображен на картине? ( На картине изображена Алёнушка)

∙ ​ Какое настроение у Алёнушки? ( Грустное, тоскливое, печальное).

∙ ​ Через какие предметы в этой картине выражается добро? ( Через Алёнушку, ласточек).

∙ ​ Как вы думаете, в чем выражается зло, в каких предметах? ( Зло выражает камень, темная вода, лес)

∙ ​ Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? Обоснуйте ответ (Печальную).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? ( Кувшин).

Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей.



Эта сказка, прежде всего, учит, что дети должны слушаться старших, так как старшие опытнее и мудрее. Но Иванушка не послушался и сколько горя это принесло.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".


КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"

Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по сказке

Воспитательные задачи: Формировать у детей чувство ответственности, послушания, уважения и любви к близким людям, умение приходить на помощь, когда это необходимо, отзывчивость к чужим переживаниям, быть осмотрительными и осторожными.

Материал к занятию:

3. Несколько иллюстраций известных художников (Билибин, Васнецов, Рачев) по мотивам сказки, отражающих сюжет и различные ситуации.

1) - Что такое сказка ? ( Сказка – это особенный , волшебный мир. Учит нас быть добрыми, помогать друг другу).

-Какие сказки вы знаете ? (ответы детей) .

2) Посмотрите на картинки, как вы думаете о чем будет сегодня сказка ? (Предположения детей) . Кто главные герои? Слайд №1. Рассматривание иллюстраций по сказке. Описание детьми изображенного на картинах.

2) Беседа по сказке .

- Какие чувства у вас вызвала эта сказка ?

- Были ли Аленушка и Иванушка родственниками ?

Прослушивание поговорок на тему взаимопомощи, взаимовыручки, дружбы, отзывчивости, уважения, любви к близким.

3) Показ понравившихся фрагментов с помощью кукольного театра.

– Назовите главных героев сказки , которую мы прочитали. Чему учит нас сказка ?

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

· ​ Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

· ​ Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

· ​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

· ​ Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Здесь какая-то карта, давайте попробуем по ней пойти.

Находим сверток

Здесь волшебные слова!

«Волшебный ларец, чудеса соверши:

· ​ Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

· А какую концовку они чаще всего имеют?

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну русских народных сказок, в гости к сестрице Аленушке и ее братцу Иванушке. Эта страна находится за тридевять земель.

Основная часть

- Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте и вспомните, какие русские народные сказки вы знаете?

Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка , Гуси-лебеди, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Котофей Иванович, Зимовье зверей, Рукавичка, Вершки и корешки.
(За каждый правильный ответ воспитатель дает фишку на стол)
- Молодцы ребята, теперь мы можем отправляться в путь.

· ​ С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

· ​ Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

· ​ Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

· ​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

· ​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

· ​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

· ​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

· ​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)

· ​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

· ​ Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

· ​ Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

· ​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

· ​ Кто спас Аленушку? ( Купец).

· ​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

· ​ Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

· ​ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

- Молодцы, ребята. Понравилось вам в гостях у Аленушки? А теперь нам пора в обратный путь.

Итог занятия

Ну вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам наше путешествие? Какую сказку мы сегодня прочитали?
- Что больше всего вам понравилось?
-Назовите героев сказки?
- Кто знает, что главного в этой сказке?
- Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.

Читайте также: