Творчество и творческая деятельность в образовательном процессе краткий конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

Халанская Елизавета Юрьевна

студентка 3 курса, 33 группы

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………..5

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ……….6

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

1 ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры " общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность. которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- наличие субъективных (личностных качеств – знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата.

2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Педагогическое творчество само по себе – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.

В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства?

Педагогический опыт может быть массовым и передовым

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Поэтому именно авторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Для достижения этой цели необходимо правильно и целенаправленно организовывать творческую деятельность учащихся в начальной школе.

Правильно организованная творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает необходимое условие организации творческой деятельности младших школьников, зависящее, в первую очередь, от педагога. М.Н. Скаткин выделил следующие способы активизации творческой деятельности: проблемное изложение знаний, дискуссию, исследовательский метод, творческие работы учащихся, создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в творческой деятельности, как и в любой другой, необходимо помнить о том, что учащийся, как правило, стремится к решению максимально трудных для него задач. Это помогает реализовать второе условие, предъявляемое к творческой деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка. При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность. Ещё одним важным условием для организации творческой деятельности Левин В.А. называл развитие творческих способностей, что является неотъемлемой частью творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал В.А. Левин, многие качества, необходимые творческой личности (художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного) попадают в число избыточных, лишних.

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность на данной ступени развития общества является очевидным.

Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов: изучение нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности младших школьников в обучении применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др. можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

- соответствие условия выбранным методам творчества;

- возможность разных способов решения;

- учет актуального уровня развития;

- учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников.

Важно не только обеспечить эту систему творческих заданий на уроках, но и организовать ее взаимодействие, органичное сочетание, естественный переход младших школьников от художественного творчества к восприятию и возвращение с багажом впечатлений и знаний опять к самостоятельному творчеству.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

При отборе содержания для системы творческих заданий на уроках необходимо учитывать то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах.

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческой деятельности.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся: эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческих способностей.

Особое внимание уделяется творческой деятельности ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы – внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. Отметим, что одним из важнейших условий правильно организованной творческой деятельности является непрерывность творческого процесса. Отмечается, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности.

Таким образом , в процессе творческой деятельности учащийся развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания; а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а следовательно, и к развитию творческих способностей.

Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Разделение педагогической деятельности на творческую и нетворческую – абсолютно условное. Нельзя утверждать, что один опыт – абсолютно творческий, а другой – абсолютно не творческий. Т.к. творчество – это новизна, то в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего. Но не только.

На этом же уровне находится и новаторство в практике, под которым мы подразумеваем создание принципиально новых дидактических или воспитательных целостных разработок, позволяющих существенно повысить эффективность педагогического процесса. Новаторство, как правило, связано с нестандартными подходами, нешаблонными решениями наиболее сложных и актуальных педагогических проблем.

Творчество так же может проявляться в использовании кем-то созданного опыта в новых условиях, совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами, в освоении научных разработок и их развитии, в импровизации.

Объектом и итогом педагогического творчества является создание личности, ее творение. Истинный педагогический труд не может быть не творческим, т.к. нет одинаковых учеников, учителей, обстоятельств. Современное творчество - активный процесс. Раченко выделяет 4 уровня творчества: профессиональное становление, стихийное самосовершенствование, планомерная рационализация и, наконец, уровень оптимизации процесса и результатов труда.

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Инфо, 2002. - 356 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика. - М.: 2000. - 180 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Питер, 2001. - 253 с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6. Лук, А. Н. Психология творчества/А.И. Лук.- М.: Наука, 1978.- 202 с.

7. Сухаревская, Е. Ю. Творческая деятельность в начальной школе / Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-н-Д: Феникс, 2003.- 384 с.

Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д.

Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики?

Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. Творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:

  • составление учащимися задач по изученным темам программы с определённой целевой установкой на их содержание - экологическое, нравственное, связанное с местными проблемами и пр. (тем более, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебниках задач не всегда соответствует жизненным реалиям);
  • сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;
  • сочинение стихотворений на изученное правило или закон;
  • творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;
  • написание сочинений по математике – высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать.

Основную часть творческих заданий предлагается классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся параллельных классов.

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности.

Рассмотрим виды творческих заданий:

  • творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
  • творческие задания, в которых происходит создание нового;
  • творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
  • творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
  • творческие задания занимательного характера, на смекалку;
  • творческие задания, содержащие игровой момент;
  • творческие задания с элементами тренинга;
  • творческие домашние задания.

Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной.

На наш взгляд, творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др. Более подробно остановимся на заданиях, в которых требуется создать нечто новое. В нашем случае это составление задач. Составление задач учащимися имеет большое значение не только для проверки усвоенных ими знаний, но также способствует развитию творческой активности учащихся.

Вначале учащиеся выполняют на уроках серию задач по определённой теме, причём с нарастанием сложности (8–10 мин.). Также предусмотрены задачи с разнообразным интересным и занимательным содержанием, чтобы стимулировать более разнообразный выбор темы при составлении новой задачи.

Составление задач возможно:

  • по краткой записи
  • по формулам и уравнениям
  • по указанной зависимости между величинами составляемой задачи
  • по задаче аналогичной решенной в классе
  • по числовым данным, собираемыми самими учащимися
  • составление задачи путем видоизменения данной, решенной в классе
  • составление задачи на применение изученной теории в ситуациях, максимально близких к окружающей ученика жизни
  • составление задачи на применение изученной теории в ситуациях далеких от окружающей ученика жизни (фантастический, сказочный сюжет)
  • составление задачи, продолжающей данную задачу

Приведем примеры задач, которые придумали учащиеся 6 классов.

  • Длительность компьютерной игры “Super-Mario” составляет 3 часа, а “Connter-Strike”- 24 часа. Найдите отношение продолжительности “Connter- Strike к “Super - Mario”. Что показывает это отношение?
  • У Макара была коллекция наклеек 90 штук. 35 % этих значков он подарил своей сестренке Вере. Сколько значков подарил он Вере? Сколько значков у него осталось у Макара?
  • Раньше в Аквапарке было 15 горок. На следующий год стало 25 горок. На сколько % увеличилось количество горок ?
  • Велосипед стоит 2500 руб., а самокат на 30% дешевле. Сколько стоит самокат?
  • У Буратино было 45 воздушных шариков. Он их приготовил на праздник. Стал надувать шары и проткнул 13% своим острым носом. Сколько осталось шаров у незадачливого Буратино

Таким образом, применение творческих заданий в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируется у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности.

В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действия для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества. По своему характеру творчество и обучение своеобразны, но между ними устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи.

На каждом этапе общественного развития педагоги и психологи отбирали все, что доступно восприятию и воспроизведению ребенка, что будет готовить его к будущей деятельности, определяя эталоны, на которые ребенок ориентируется в своих действиях. Простейшая исполнительская практика и приобретенные навыки восприятия произведений искусства подводят детей к первоначальным обобщениям. Возникает реальная возможность выделить сведения, которые ребенок может и должен усвоить. Таким образом, определяется содержание обучения, необходимый объем знаний, умений, навыков, который дети используют для художественно-образного воплощения.

Обучение отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе. Заботясь о качестве педагогических приемов, мы должны учитывать реакцию детей на них. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремиться ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер.

Важное значение придается формированию эстетического отношения детей к произведениям искусства, отражающим жизненные явления. Ребенок сопереживает то, что выражено в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка, обогащают его духовный мир. Одна из наиболее важных педагогических задач - создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике рисунка. Они испытывают удовольствие от красивых сочетаний цветов, выразительного контура в рисунке. Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Не менее важна задача образного познания действительности. В рисунках ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний. Усвоение ребенком способов восприятия, направленных на самостоятельное обследование предметов, их форм, различение их свойств - все это активизирует обучение, развивает художественно-сенсорные способности. В процессе обучения рисованию дети сопоставляют и смешивают цвета, комбинируют их в различных сочетаниях. Они усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному, выразительному выражению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческой фантазии. Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в еще недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.

Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Однако далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Наметим показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции.

Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

Третья группа - показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве.

Искусство играет при этом особую роль. Известно, что произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительно-изобразительных средств. Вместе с тем во многих произведениях отчетливо выступают средства, которые особенно ярко выражают замысел художника.

Возможность применения произведений искусств для обогащения творческого опыта детей имеет огромное значение. Отобрав несколько произведений, в которых преобладает то или иное средство (допустим, колорит в живописи), можно привлечь к нему внимание ребенка. Повторные встречи с подобным явлением помогают присмотреться, сравнить, отразить его в своих рисунках.

Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий.

Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.

Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

1. Задания, требующие от детей от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков и т.д.).

Необходимо деятельность продуктивного творчества ввести в содержание художественного воспитания детей. Задачи развития творческих способностей, предусмотренные программой, должны получить конкретное решение.

Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы. При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в рисунке, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Есть различие и в результатах! Во время обучения дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что ведет к развитию разносторонних художественных способностей. Уровень знаний и навыков устанавливается в соответствии с возрастом. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащенной художественным опытом ребенка и преднамеренностью поисков.

Различен и характер педагогического руководства. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. Применяются прямые указания, порой образец. Вместе с тем художественные занятия должны быть насыщены эстетическими переживаниями, активными и поисковыми действиями детей. При развитии творчества отмечаются лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Способные дети преодолевают эти этапы в более короткие сроки. Отчетливее выступает индивидуальное, своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлеченности, возможности совместного творчества взрослого и ребенка. Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения -- это тот необходимый опыт, при котором, их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.

Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

3. Показатели детского творчества

Характеризуя детское творчество, можно выделить следующие его черты:

1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.

2. Видение новой проблемы традиционной ситуации.

3. Видение структуры объекта.

4. Учёт альтернативы при решении проблемы.

5. Видение новой функции объекта в отличие от традиционной.

6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

7. Отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа объяснения).

Важным показателем детского творчества является самостоятельность, инициатива, оригинальность решения замысла, увлечённость процессом его воплощения.

Сущность обучения - средство художественного воспитания и развития. Обучение направлено на формирование эстетического отношения и переживания, образного познания действительности и формирование художественного восприятия.

Пути формирования художественного творчества:

1. Вариативность педагогических условий.

2. Формирование поэтапного творчества у ребёнка.

3. Взаимосвязь между восприятием, деятельностью, творчеством и развитием художественных способностей.

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

- увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

- изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;

- возникновение потребностей, интересов к творчеству, в связи с различными видами художественной практики;

- развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Показатели качества способов творческих действий:

- дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;

- применение известного материала в новых ситуациях;

- самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;

- нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их;

- быстрота реакций находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

- подражание образцу, применение его при воплощении новых образов, но нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Показатели качества продукции детского художественного творчества:

- нахождение адекватных (соответствующих) выразительно-изобразительных средств для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке и т. д.;

- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с понятием творчества как видом деятельности, видами творчества.

Предмет: технология, 11 класс

Учитель технологии: Кондратьева Лариса Николаевна

- показать виды творческой деятельности;

- обучить поиску возможных вариантов решения творческих задач.

- раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

- воспитывать аккуратность и последовательность в работе;

- стремление учащихся стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в выбираемых профессиях;

- духовно богатого и эстетически развитого человека.

- познакомить учащихся с понятием творчество, видами и этапами творческой деятельности;

- сформировать представление о значении творческой деятельности для развития общества и самого человека;

- показать влияние творческой деятельности на развитие качеств личности;

-показать применение творческой деятельности на практике;

- развить умение выделять личностные барьеры творческой деятельности и находить пути их преодоления.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: комбинированный

Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, частично поисковый

Структура урока:

формирование новых знаний

закрепление новых знаний - практическая работа

Организационный момент.

Слово учителя: Тему урока мы узнаем, когда выполним задание 1.

Задание 1. Угадайте ключевое слово урока.

(На листочках записаны вопросы. Учащиеся читают и угадывают первую букву слова.)

Ключевое слово урока:

Р - музыкальный инструмент в произведении Мандельштама…(рояль ).

Е- итоговый экзамен в 11 классе …(ЕГЭ).

Т- высокий певческий мужской голос …(тенор).

В -эта птица всех хитрей, прячется в деревьях, в кронах, а зовут ее … (ворона)

Ученики: Творчество.

Учитель: правильно. Молодцы!

2. Изучение темы урока.

Что такое, по вашему мнению, творчество и творческая деятельность?

Ученики: обдумывают вопрос и предлагают различные варианты ответа.

Учитель: давайте посмотрим на экран. Вы видите определение понятия – творчество известных людей.

Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. (Американский ученый
П. Хилл) (слайд 1)

Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. (Польский исследователь Матейко) (слайд 2)

Для того чтобы понять, что такое художественное творчество, выясним что такое творчество вообще. Для этого я обратилась к Большому энциклопедическому словарю. Где сказано:

- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

- процесс создания субъективных ценностей. (слайд 6)

Учитель: Как часто в жизни мы прибегаем к творчеству?

Ученики: Размышляют и озвучивают примеры творческого подхода в различных жизненных ситуациях.

Учитель: Творчество может проявляться в самых разных профессиональных областях. Какие же существуют виды творчества?

Виды творчества. (слайд 7)

Учитель: Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило выделить три основных вида.

На столах лежат карточки с их описанием. Ваша задача определить вид творчества.

________________(научное) творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, это создание новых глобальных идей, ведущих к научным революциям и формированию новых парадигм: вообще создание нового научного знания. При этом под новым научным знанием понимается научное знание, ранее не входящее в общепринятый научный контекст и не получившее признания научного сообщества.

_______________ (художественное) творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.

__________________ (техническое) творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах, формирование рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.

Читайте также: