Творческая история грозы конспект 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

История создания произведения начинается летом 1859 года и вся работа длится всего несколько месяцев. Автор решил написать эту пьесу после путешествия по Волге, которое он совершил.

За основу города Калинова автор брал такие города как Торжок, Осташково и Тверь, а также детали дополнялись из других близлежащих городов, так как Островский был исследователем и перед написанием пьесы он записывал все свои наблюдения касательно жизни русского народа в тетрадь, а потом использовал свои записи в пьесе.

Если вернуться к героям пьесы, то стоит сказать, что также прототипом главного женского персонажа стала актриса Любовь Косицкая, которая, в дальнейшем воплотила этот образ в жизнь, сыграв его. Отметим, что у Любви Косицкой и Островского был роман, который ни к чему не привел, по причине того, что у обоих были семьи. Актриса родилась в Поволжье и жила там до 16 лет, после чего решила, что нужно что-то менять в своей жизни.

В заключение отметим, что история появления этого произведения Островского очень интересна. В ней присутствует личная драма, которая перемежается со сказаниями, что делает историю невероятно занимательной и трогающей. Это то произведение, которое не оставит равнодушным, после него хочется переосмыслить все свои поступки по отношению к своим близким, ценить их больше и любить.

История создания пьесы Гроза. Дополнительная информация

Однако Александр Николаевич не просто так задел тему провинциальной жизни Поволжья, написанию пьесы поспособствовала этнографическая экспедиция, организованная правительством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Островский был одним из участников данной миссии. Не секрет, что Калинов – город вымышленный, собирательный образ городов Поволжья, однако от этого он не теряет своей убедительности.

Интересен факт, что сон Катерины – это прототип реально записанного сна актрисы Любови Павловной Косицкой, которая, кстати, впоследствии сыграла роль самой Катерины.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 125 737 раз

Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.

Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило …“клыковское дело”.

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа.


Урок познакомит учащихся с историей создания пьесы "Гроза" и её действующими лицами, позволит определить тему, идею, основной конфликт произведения.

Описание разработки

Цели уроки:

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр. 147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

Конспект урока литературы А.Н.Островский Гроза

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления) :

- Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

- Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

- Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Драма, мещанин, самодур

1.Вступительное слово учителя

В тетрадях ведем записи.

Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)

- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).

- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц

(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр.147. Прочитаем комментарий.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

3. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

- Что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие пьесы? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой)

(Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

Обращение к словарю урока:

Мещанин-1.мелкий торговец, ремесленник, 2.человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором, безразличный к интересам общества.

(Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный)

- На чем основано самодурство таких людей как Дикой?

Борис претендует на часть наследства, поэтому вынужден терпеть оскорбления, ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен. Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы)

- Охарактеризуйте Бориса, Кулигина, Кудряша.

(Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления)

- В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. (Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы)

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ( не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке)

– Самостоятельно сделайте выводы о характере Кабанихи (на оценку зачитать)

В) Анализ 7, 8, 9 явлений.

- Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? (выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих)

- Чем отличается от других персонажей? (Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания)

В 7 явлении происходит разговор Катерины с Варварой. Прочитаем фрагмент этого явления по ролям. «Отчего люди не летают. )

- Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

- В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? (в родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку)

- В чем она признается Варваре?

- Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

- Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

- Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

- Чем заканчивается 1 действие? (пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы)

- Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? (считает свои мысли грешными)

4. Подведение итогов.

- Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?

Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, деспотичными, крепостническими социально-бытовыми принципами, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.

Наша задача на следующих уроках – накапливать материал о героях пьесы, подойти к раскрытию конфликта драмы.

Цели урока: - познакомить с биографией Островского, историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

- развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

- воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

I. Организационный этап

На доске эпиграф к уроку:

Проверяют готовность к уроку.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

о чем это произведение и какие проблемы ставит в нем Островский.

III. Актуализация знаний

Кто уже знаком с его произведениями, либо слышал какие-то факты биографии Александра Николаевича?

Включаю видеопрезентацию о жизни и творчестве А.Н. Островского (10 минут).

Попробуйте уловить, как жизнь писателя повлияла на его творчество.

Смотрят фильм, заполняют хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Далее обратимся к произведению.

Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.

Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу). Ваши впечатления?

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев?

Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц.

В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. стр.124-128. Ищем в тексте.

Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.

Пишем в тетради:

В 1860 г. – была напечатана.

Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.

Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России

Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон - тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина

V. Применение теоретических положений на практике

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1- 4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

Анализ 1-4 явлений.

– Где происходит действие?

- Какое место выбирает Островский для действия?

– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?

- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?

Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей.

Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления?

- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города? (Обратимся к монологу – явление 3)

- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

- На чем основано самодурство таких людей как Дикой?

Анализ 5-6 явлений.

В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

Анализ 7, 8, 9 явлений.

Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых?

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих.

Чем Катерина отличается от других персонажей?

В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

- В чем Катерина признается Варваре?

- Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

- Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

- Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

- Чем заканчивается 1 действие?

- Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Город Калинов, который находится на реке Волге. Общественный сад.

1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине.

Кабаниха домашних совсем заела…

(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)

Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный.

На власти денег. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно.

Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти.

Не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке.

Выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит.

Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

В родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах?

• Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга.

• В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского?

IV. Работа над темой урока

1. Вводная беседа

• Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили?

• Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему?

• Как вы объясняете развязку драмы?

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп (запись на доске и в тетрадях)

1-я группа. История создания пьесы

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Нравственные проблемы:
•проблема человеческого достоинства;
•проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
•проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

3-я группа. Своеобразие конфликта

В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы. Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.

3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы

Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой

Противоречивость в характере и поступках героини
Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни

Отличия Катерины от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания

Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.

А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.

Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ
ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ

Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• В чём смысл названия пьесы?

• Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)


Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916 г.
См. подробнее: Эскизы А.Я.Головина к драме "Гроза"

Читайте также: