Тургенев воробей конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Краткое описание: Особенностью данного урока является обучение учащихся элементам лингвистического анализа произведения: указываются сходства и различия стихотворной и прозаической речи, исследовательская работа учащихся (работа в группах) - использование средств выразительности д

Конспект урока литературы в 5 классе

- воспитывать любовь к русской классической литературе;

- развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и

и навыков, творческих способностей.

- формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в

прозе, навыков аналитической работы с текстом.

Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.

Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,

структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать

Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;

воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.

Стихотворение в прозе

Образно-выразительные средства языка художественного произведения

ИКТ (презентация - визуализация информации)

Выразительное чтение художественного произведения

Работа с учебной информацией (работа в парах)

- Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?

(Чувство умиления, доброты)

- Что объединяет картинки в этом видеоряду?

(Забота старших о младших, нежность, родительская

защита и опека своих детенышей)

- Кому были посвящены последние фото презентации?

- Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?

(Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему

грозит какая-то опасность)

( Правильно, воробей) (Слайд № 23)

(Запись темы урока в тетрадь)

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

(Восхищение поступком старого воробья, жалость

- И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней

важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения

2.Работа над жанром произведения.

(Стихотворение и проза)

- Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261

учебника. Запишите в тетради определение:

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме.

- Прочитайте статью учебника заполните таблицу:

(на работу отводится 3-4 минуты)

- В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?

- Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)

В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26 )

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет - книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-

- Назовите персонажей произведения.

(Собака Трезор, молодой воробей, старый

- Проследите, как автор передает в стихотворении поведение героев.

Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:

1 группа - собака,

2 группа - молодой воробей,

3 группа - старый черногрудый воробей.

(на работу отводится 4-5 минут)

- Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.

- А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. ( Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)

С какой целью используются

С желтизной около клюва и пухом на голове

Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки

Для привлечения внимания читателя - перед нами птенец, он только появился на свет.

Оценочные слова усиливают восприятие читателя - беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.

Суффиксы -ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом -ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

с отчаянным и жалким писком

Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;

Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой

Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья

Бежала впереди - уменьшила шаги - начала красться - медленно приближалась - остановился - попятился - признал силу

зубастая раскрытая пасть

Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее - добыча), движения медленны. И вдруг - воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.

3. Образ рассказчика

- А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.

(«Я поспешил отозвать смущенного пса -

- и удалился благоговея… Я благоговел перед той

маленькой героической птичкой, перед любовным

- Что обозначает слово благоговеть?

благоговеть, -ею, -еешь; несов.. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.

благоговение, -я, ср.(высок.). Глубочайшее почтение.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

- Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?

(Рассказчик наделен высокими нравственными

качествами: уважением ко всему живому, умением

чувствовать происходящее, добротой и

- Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.

«Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,

- Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?

(Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.

Противопоставляется слову смерть)

- Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?

Повтор - двукратное или многократное использование одних и тех же

речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его

эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

- О какой любви говорит писатель?

(О любви как наивысшей форме проявления доброты,

граничащей с самопожертвованием. О любви,

которая сильнее смерти. Именно это

хотел донести до нас писатель своим стихотворением

- Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)

- Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных , заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа.

Конспект открытого урока литературного чтения

Тип урока: урок введение новых знаний.

Цель: через мысли, чувства, ассоциации, вести учащихся к пониманию идеи рассказа.

Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.

Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.

Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения.

Здоровье сберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словарь Ожегова, бумажные сердечки.

I. Организационный момент.

1. . Мотивация учебной деятельности. Слайд 1.

- Ребята, у нас гости. Поприветствуем гостей.

Первым делом гоним лень!

На уроке не скучать.

А работать и читать!

- С хорошим настроением продолжим урок.

2. Проверка Д/З.

Соберу ваши тетради и проверю дом. работу.

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Текст с загадками раздаёт учитель на группу) работа в группах.

1) Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?
(Воробей)

2) Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …
(Воробей)

3) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый .
(Воробей)

- Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)

- Что вы знаете о воробье:

- это маленькая или большая птица? Слайд 2.

- сильная или слабая?

- есть ли у воробья враги, кого он боится?

- а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?

- Как называться произведение, которое будем читать? (Воробей)

- Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня и т.д.)

Корзина идей. Жанр. (иллюстрация корзины и напечатанные слова: жанр - рассказ, сказка, стихотворение, басня).

- Назовите фамилию автора и тогда мы сможем определить жанр произведения. А поможет вам алфавит. Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв в алфавите.

20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3. Слайд 3.

(Тургенев). Слайд 4. Иван Сергеевич Тургенев

- А теперь можете определить жанр произведения? ( не совсем)

- Когда мы сможем подтвердить предположение? (когда прочитаем, когда узнаем о его творчестве)

III. Реализация.

Рассказ о Тургеневе. Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он очень любил природу, был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни.

- Итак, жанр произведения? (рассказ) (лишние слова из корзины убираются, остаётся слово – рассказ).

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

И.С. Тургенев Слайд 5.

- Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.

- Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков - любовь, как вы понимаете значение этого слова?

- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

/ толковый словарь – ЛЮБОВЬ. Слайд 6.

- А сейчас послушайте его значение. /читает ученик/

- А какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/

Корзина идей – ЛЮБОВЬ + слова.

- Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое?

/уточним по словарю/ /читает ученица/ Слайд 7.

- А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?

На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

- О чём будет рассказ? (о воробье, о страхе, о любви).

Учебная задача

Чтобы ответить на главный вопрос, - Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?, надо прочитать рассказ.

II. Стадия осмысления

Перед чтением рассказа предлагаю вам ответить на вопросы, которые написаны на карточке.

Верите ли вы что?

1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?

2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?

3. Любовь творит чудеса?

2. Словарная работа

В тексте встретятся слова, значение которых нам необходимо объяснить.

3. Знакомство с текстом

Чтение с остановками

Чтение 1 и 2 абзаца

- Как вы думаете, почему собака начала красться?

- Кого она могла увидеть?

- Сбылись ли Ваши ожидания?

- Предположите, что будет дальше?

Чтение 4, 5, 6 абзацев

- Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?

- Как Вы думаете, как повела себя собака?

Чтение текста до конца

- Ожидали ли Вы такую развязку?

- Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?

Давайте ответим на эти же вопросы ещё раз.

- У кого совпали ответы?

- У кого ответы были разные? Какие?

4. Анализ произведения

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Почему автор был с собакой?

- Назовите героев рассказа.

Один из героев рассказа – это маленький воробей.

- Почему молодой воробей оказался на земле?

- Какие слова помогают представить молодого воробья? (желтизна около клюва и пух на голове)

- Как маленький воробей вёл себя? (сидел неподвижно, был беспомощным)

- Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё деище? (Отчаяние, страх, ужас)

- Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)

Представьте себя на месте старого воробья.

А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья (Пары: один стоит, другой присядет)

- Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)

- О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)

- Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)

- Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)

- Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу)

В начале урока мы говорили, что любовь бывает разной. (Обратиться к корзине идей)

Какие из этих слов у нас могут остаться на доске? (материнская, отцовская)

Работа в парах

Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы, на маленький образ, с большим поступком.

- Какие ассоциации у Вас возникли после прочтения этого произведения. Что вы можете сказать о старом воробье?

1. Какой он наш воробей?

Дети пишут на листочках.

Назовите слова, которые вы записали. Внимательно слушайте друг друга, ведь вы можете дополнить свою работу теми словами, которых у вас нет.

А теперь попробуйте составить небольшой рассказ о нашей героической птице.

Старый черногрудый воробей, рискуя своей жизнью, бросился защищать своего детёныша. Проявил смелость, мужество, отвагу, любовь. Его можно назвать героем.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ: Составление плана рассказа по картинкам (работа в группах)

Сейчас будем работать в группах.

- На столах у каждой группы лежат рисунки к рассказу и конверт. Расположите эти картинки в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. А, если будет сложно это сделать, можно достать из конверта уже готовые напечатанные предложения и просто разложить их под картинками.

Проверка. Спрашиваю, уточняем на слайдах.

Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?

Перечитайте две последние строчки рассказа. Как вы их понимаете? Какая основная мысль этого рассказа?

Сердечко – символ любви. Возьмите сердечки, на них сегодня мы составим наш синквейн.

Составление синквейна.

Запишите 1 слово: ЛЮБОВЬ

Кто хочет поделиться своим творчеством?

окрыляет, делает храбрым, облагораживает

любовью держится и движется вся жизнь

Оцените свою работу (+, -, ) на уроке по следующим критериям:

Запомнил сведения о творчестве И.С. Тургенева

Работа в паре(дружно, слушая собеседника; высказывая правильные ответы)

Запомнил значения новых слов

Работа в группе(согласованно; дружно; только по теме урока)

Могу пересказать по картинкам рассказ

Домашнее задание дифференцированное:

Подготовить пересказ от лица старого воробья.

Выучить понравившийся эпизод.

Выполнить задания в раб.тетради на стр. 63.

Вывод: материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ пос. Мизур

План-конспект открытого урока по литературе на тему :

Разработала: учитель русского языка

и литературы Кочиева З.А.

Литература в 5 классе от 01.03.2019

Урок внеклассного чтения

Тема : Обучение смысловому чтению

-развивать умение вести диалог с текстом; развивать воображение, речь, мышление, внимание , устную монологическую речь, работы со словарями ; навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения;

- воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к родителям, чувства сострадания , милосердия к окружающему миру. (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок,

Пожелаю всем удачи,

За работу, в добрый час.

- У нас сегодня гости. Они пришли к нам на урок. Посмотрели на гостей, улыбнулись. Улыбнулись друг другу и мне, а я вам.

У нас урок внеклассного чтения и в то же время развития речи. Понадобятся знания и по языку , и по литературе.

Я сформулировала часть нашей темы. А следующую часть сформулируете вы. А что значит смысловое чтение. (Читать с мыслью, осознанно, осмысленно, т.е понимать, то что читаешь . С-мысль,т.е с мыслью. Мысль заложена внутри слова, текста, задания)

).Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3)

( Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения. )

А что есть чтение –
как не разгадывание,
извлечение тайного,
оставшегося за строками,
за пределами слов.
М. Цветаева

Эти тайны можно раскрыть, но как это сделать?( Для этого нужно уметь “беседовать” с текстом, вести с ним диалог). Попробуем разобраться, как это делается на примере текста.

Мозговой штурм.

1. Актуализация знаний. (Слайд 6)

Ученики отвечают на теоретические вопросы по смысловому чтению:

- что такое тема текста и его основная мысль;

- что такое полное понимание текста;

- какие виды информации вы знаете;

- что значит “ вести диалог с текстом”

Полное понимание текста – это вычитывание 3-х видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк .Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”-пустые места.)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

“ Вести диалог с текстом” - это умение задавать вопросы к тексту;

- прогнозировать развитие сюжета;

- определять основную идею;

- заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше.

2. Анализ текста

Прочитайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в этом произведении? Что вы знаете об этом слове? Каково его лексическое значение?( работа со словарем)

Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный.

У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Какую пользу они приносят? Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых. А какой вред приносят сельскохозяйственным культурам?( Поедают ягоды, зерно)

Чтение текста подготовленным учеником.( Хохова К)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуя перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке.

Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Обратите внимание на структуру текста:

- он разбит на небольшие абзацы

- чтение замедляется, так как между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями.

Какое впечатление создает такая структура?

Впечатление о замедленном течении действия и времени.

Словарная работа (Слайд 11,12)

Выясним значение непонятных слов .Индивидуальные задания были даны Кучиевой Ф. и Икаеву Д. Я им поручила. найти лексические значения некоторых слов в словаре.

Упасть камнем- рухнуть , упасть быстро

Взъерошенный - лохматый

Зачуя - услышав, унюхав, почувствовав

Искаженный - сильно изменить

Ринулся - бросился

Трепетать - дрожать, трястись

Громадное - большое

Героический - стойкий

Аллея сада- дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим сторонам

Детище - то же, что ребенок( дочка или сын) (устар)

Жертвовать - подвергать опасности; поступаться чем- нибудь ради чего- нибудь

Благоговеть - относиться с глубочайшим почтением

Итак, чтобы осмыслить, понять любой текст, мы должны найти три вида информации, вести диалог с текстом. Сейчас это попробуем сделать на практике

3. Групповая работа. (Слайд 13)

1-я группа находит фактологическую, т.е явную, открытую информацию, подчеркивая слова и предложение в тексте. . Тип речи текста какой? Каких частей речи будет много?

Выпишите глаголы с теми существительными, с которыми они связаны

Вот что найдут учащиеся:
- я возвращался
- собака бежала
- увидал молодого воробья и т.д.

2-я группа ищет подтекстовую информацию.

1. Обратите внимание на словосочетание “камнем упал”

2. Какой образ возникает у вас?

- образ ястреба, сокола

Эти хищные птицы камнем падают на что? (на добычу) (Мини- проект Хоховой К. о хищных птицах)

Следовательно, воробей здесь сравнивается с ними по смелости, решительности, стремительности . Какие синонимы к воробью можно подобрать? Найдите в тексте. Какими словами это подкрепляется?

- ринулся, отчаянный, порыв.

Подтекстовую информацию можно увидеть также в словах:

- прыгнул два раза в направлении зубастой пасти.

Здесь что подразумевается ?(угроза) Какими еще словами это подтверждается?

- автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.

В данном тексте при описании старого воробья автор использует художественные средства: эпитеты и гиперболу. Найдите их в тексте.

3-я группа находит концептуальную информацию(основная мысль, это то, что хотел сказать автор, его взгляды на жизнь, рассуждения)

- любовь . сильнее смерти и страха смерти

- только любовью держится и движется жизнь

Что побудило мать - воробьиху броситься на собаку? / любовь к своему сыну сделала её сильной. Она жертвует собой ради спасения своего сына /

Вот на что способна родительская любовь! Мы видим, как воробьи защищают своих детёнышей. Но ведь в жизни вы наблюдаете и других животных. Курица защищает цыплят, гусь - гусят, индюшка - индюшат…Человек- своего ребенка

Родительское сердце многое может : может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей, и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только её, только любовью движется жизнь. Давайте помнить об этом.

Этими словами автор утверждает свое понимание движущей силы мира (любовь к ближнему).

Таким образом, само название текста вобрало в себя значения:

- самопожертвование во имя любви.

После нахождения 3-х видов информации находим в тексте чувства и переживания СОБАКИ, ВОРОБЬЯ, АВТОРА

4. Самостоятельная работа . (Слайд 14)

1-я группа. Какие два чувства борются в собаке?

1) чувство гончей, увидевшей добычу

2) признание силы материнской любви

Как проявляется чувство смущения?

- остановился, попятился, уходит смущенный

А в чем сила птички?

- в любви к детенышу

2-я группа. Какие переживания испытывал воробей?

- с отчаянным писком

- трепетало от ужаса

Каким словом можно назвать поступок воробья?

Следовательно, это произведение лирическое, в нем описаны чувства и переживания. Это так называемое стихотворение в прозе. С этим жанром мы познакомимся чуть позже.

3-я группа. Какое душевное состояние было у автора?

Работа со словарем. “Благоговеть- уважительно относиться, восхищаться”(автор

восхищался маленькой птицей)

Звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

Попробуем составить кластер ( Слайд 15)

5.Подведение итогов (Слайд 16)

1. Как по-другому вы назвали бы это произведение? (маленькая героическая птица)

2. Есть ли в окружающей нас жизни подобные примеры?

3. О чем заставило вас задуматься это произведение?

Учащиеся делают вывод по анализу текста .

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, “фактический” ответ

Когда.
Кто.
Что.
Как звать.
Было ли.
Может (могли).
Будет.
Согласны ли вы.
Верно ли.

Дайте несколько объяснений, почему.
Объясните, почему.
Почему вы думаете.
Почему вы считаете.
В чем различие.
Предположите, что будет, если.
Что, если.

6.Домашнее задание . (По выбору) (Слайд 18)

2.Составить план текста

3.Выучить отрывок из текста наизусть

5.Написать письмо воробью

6.Подготовить подробный пересказ от лица взрослого воробья

7. Рефлексия (Слайд19)

-Оцените работу на уроке. Подчеркните тот ответ, который можете отнести к себе.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

У вас на партах лежат сердечки, как вы думаете почему?

Любовь – это чувство, идущее из самой глубины сердца.
Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени - человеку. Сердце ликует от радости любви, оттого что может дарить эту любовь людям. Сердце болит от горя, от скорби, от тревог.

Пусть эти сердечки послужат символами любви ко всему, что вас окружает, а вы наполните их словами, которые вы бы хотели сказать своим родителям и подарите их им.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником, самостоятельной исследовательской работы;

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи стихотворений.

Оборудование: аудиозаписи стихотворений.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Слово учителя.

Этот маленький по объёму цикл – всё то, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя: давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви и искусстве, молодости и старости. Человеческая жизнь представляется писателю кратковременной, мгновенной, обречённой, что особенно горько ощутимо на склоне лет, в часы горьких раздумий.

- Каковы ключевые темы цикла.

3. Обращение к учебнику. Чтение материалов о стихотворении в прозе, стр. 257.

3.1.Составление плана прочитанного.

3.2. Назовите отличительные признаки стихотворения в прозе:

а) отсутствие ритма и рифмы;

б) членение текста на небольшие абзацы;

в) обращение к чувствам лирического персонажа, выражение личных переживаний и впечатлений.

4. Обращение И.С.Тургенева к читателям его стихотворений в прозе.

"Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу ".

- Назовите персонажей этого произведения.

- Каким вы представляете себе рассказчика?

7.Исследовательская работа с текстом.

- Проследите, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение собаки, птенца и старого воробья. Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов.

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущённый пёс.

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

Старый черногрудый воробей.

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой своё детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

- Почему в описании птенца автор использует такие детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки? (Эти детали фиксируют внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее характерным для маленького птенца. Он только что появился на свет и пока ещё слаб и беспомощен).

- Почему рассказчик называет птенца детищем? (Рассказчик подчёркивает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя).

- Как реагирует Трезор на происходящее? (Собака осторожна, нерешительна, её движения медленны, она чувствует необыкновенную силу, которая исходит от старого воробья. Трезор испытывает замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее).

- Найдите в тексте слово, передающее чувства рассказчика.

Повтор, то есть двукратное или многократное использование одних и тех речевых элементов, придаёт тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчёркивает важнейшие мысли.

- О какой любви говорит писатель? (Писатель говорит о любви как наивысшей форме проявления доброты, граничащей с сомопожертвованием).

8. Слово учителя.

- Назовите слова с отрицательной эмоциональной окраской.

- Чем вызваны эти чувства?

- Какую роль в жизни писателя играет русский язык?

- Почему для автора язык является надёжной поддержкой и опорой? (Русский язык даёт возможность писателю поделиться своими мыслями о происходящем и найти единомышленников).

- Прочитайте выразительно предложение, содержащее утверждение в форме вопроса. Какое образно-выразительное средство использует автор? Зачем? (Риторический вопрос заставляет читателя задуматься о его отношении к родине и родному языку).

- Выразительное чтение последнего предложения. Какое образно-выразительное средство передаёт чувства автора? (В предложении в форме восклицания содержится утверждение величия и таланта русского народа.)

- Каково движение чувств автора, нашедших отражение в стихотворении? (От сомнения, отсутствия веры – через отчаяние, ощущение безвыходности автор приходит к восхищению русским языком, к глубокой убеждённости и вере в талант русского народа).

- В чём значение русского языка для писателя? (Русский язык является отражением мировоззрения и хранителем истории народа. Любить русский язык – значит любить свою родину. Бережное отношение к языку – это вклад каждого в развитие культуры своего народа, его будущего).

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Читайте также: