Трудовые ресурсы география 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь).

В России проживает по последней переписи, как вам уже известно, около 145 млн. человек. Всё население нашей страны можно разделить на три группы:

А к какой категории вы отнесёте себя?

Но есть ещё одно понятие – это трудовые ресурсы.

Кто, по вашему мнению, может из этих трёх групп относится к ним?

Итак, трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве (запись определения в тетради).

Рассмотрим схему на странице 267 вашего учебника.

Здесь приведена схема населения России по переписи 1998 года. Всё население страны тогда было равно 147 млн. человек. И как по нашей схеме, оно делилось на три группы – население моложе трудоспособного возраста (моложе 16 лет) – 32 млн. человек; население трудоспособного возраста – 84 млн. человек и население старше трудоспособного возраста – 31 млн. человек.

Нас в данном случае интересует трудоспособное население, из числа которого вычленяется нетрудоспособное население – это инвалиды (их около 3 млн.), а оставшаяся часть способна трудиться.

А как вы считаете, количество безработных сейчас увеличилось, ли уменьшилось?

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, не говоря уже о нас, сельской местности, трудно найти подходящую работу. Наше правительство официально признало существующую в стране безработицу.

В чём же причина? Давайте попробуем разобраться.

Перед вами две современные ситуации, которые приводят к увеличению числа ищущих работу, т.е. к безработице. Попробуйте собрать эту схему.

  1. Низкая оплата труда – работодатель может набрать побольше дешёвых работников, работники не имеют большого желания работать за низкую оплату своего труда. Следовательно, рабочих мест много, существует спрос на рабочую силу, а желающих работать мало, поэтому спрос превышает предложение и возникает дефицит работников.
  2. Высокая оплата труда – работодателю нужно обходиться как можно меньшим количеством работников, а работникам очень хочется получить высокооплачиваемую работу, следовательно, рабочих мест мало, существует низкий спрос на рабочую силу, но зато высокое её предложение, т.е. предложение больше спроса, и в результате – безработица.

Существует такое предположение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом для изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения на этот счёт.

Как вы считаете, можно ли сейчас прожить на пособие по безработице?

А какой же тогда выход?

А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?

Да, верно, нужно постараться выбрать престижную профессию.

А какие профессии в современное время можно считать престижными? Перечислите их по ранжиру – от самой престижной в количестве 10 штук.

Работа по группам (два человека), а затем выслушиваем.

Об обстановке на рынке труда у нас в районе и о спросе на профессии нам расскажет приглашённый к нам на урок ведущий специалист комитета по молодёжной политике.

А какую профессию вы бы хотели получить? И какие качества для этого необходимы?

Индивидуальная работа – 2 профессии по 3-5 качеств.

Затем выслушиваем.

Для того, чтобы определить, насколько ваш выбор совпадает с вашими качествами, проведём небольшое исследование.

Вам предлагается несложный тест: на листках перед вами представлены различные профессии (виды занятий). В каждой паре выберите одну профессию наиболее предпочтительную вами и обведите букву в скобках. Закончив работу, подсчитайте количество выборов и определите свой профессиональный тип личности. Приложение 2.

За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.

Я вам сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуёте найти пути выхода из них.

Цель: создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.

Основное содержание темы, термины и понятия :

Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.

Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.

Мультимедийный проектор, у чебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.

  1. Какова численность населения России?
  2. Что такое миграция населения?
  3. Назовите виды миграций?
  4. Что такое миграционный прирост?
  5. Что такое эмиграция, иммиграция?

3. Изучение нового материала 15 мин.

Вводное слово учителя

А у вас растут года

Кем работать вам тогда

Чем вам заниматься?

Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

Какие граждане нашей страны находятся в трудоспособном возрасте? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа 44 на с 214.

- Каждый из вас в ближайшее время будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда. Что же нужно знать о рынке труда?

(по ходу урока записываются на доске новые понятия)

А) Трудовые ресурсы, трудоспособный возраст – читаем пункт в параграфе, разбираем.

(Под запись) Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:

  • занятые в домашнем и личном хоз-ве;
  • учащиеся, студенты;
  • работающие пенсионеры.

Часть труд. ресурсов, непосредственно работающие и активно ищущие работу, называются экономически активным населением.

Б) Почему не все желающие работать могут найти работу? Почему возникает безработица? (обсуждение)

(под запись) Безработица – это превышение предложения рабочей силы над спросом на эту рабочую силу.

(Работа по схемам в учебнике) Выясняем, при каком условии начнётся безработица?

(Работа с текстом) В России есть районы, где безработица проявляется сильнее всего. Найдите в тексте информацию об этом, запишите вывод в тетрадь.

В) Какими качествами и способностями надо обладать, чтобы найти достойную работу? (обсуждение)

Обратимся к иллюстрации в учебнике: - Кто чувствует себя уверенно на рынке труда?

5. Закрепление изученного материала 15 мин

1.Наука, изучающая народы:

А.Демография Б.Этнография В. Топография

3.Естественный прирост населения -это:

А.Разница между смертностью и рождаемостью

Б.разница между рождаемостью и смертностью

В. Разница между эмиграцией и миграцией

3.Численность населения России:

А) 152 млн.чел Б) 148 млн.чел В) 143 млн.чел

4. По численности населения Россия занимает …. место в мире:

3. Выберите верные утверждения:

а) численность населения в России постоянно увеличивается

б) смертность в России выше, чем рождаемость

в) для России характерен низкий естественный прирост населения

4. Средняя продолжительность жизни в России:

а) 60 лет б) 79 лет в) 67 лет

5. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России :

а) татары б) буряты в)русские г) чуваши д) чеченцы

6. Выберите верное утверждение:

а) В России низкая плотность населения

б) в России большая часть территории имеет плотность 50 чел/кв. км

в) большая часть населения России проживает в европейской части России

7.Самая многочисленная языковая семья в России:

А. Алтайская Б.Уральская В. Индоевропейская Г.Северокавказская

8 .Соотношение мужчин и женщин в России:

А.одинаково Б.мужчин больше, чем женщин В.женщин больше, чем мужчин

9 .Укажите трудоспособный возраст в России:

А.от 16 до 55 лет; от 16 до 60 лет

Б. от 18 до 55 лет; от 18 до 60 лет

1. Напишите определения следующим понятиям:

Миграция, эмиграция, иммиграция, реэмиграция

2. Перечислите факторы, влияющие на продолжительность жизни.

3.евреи в. иудаизм

1.Наука о населении:

А.этнография Б. демография В. Топография

2.Что такое демографический кризис(депопуляция):

А. резкое увеличение численности населения

Б.резкое уменьшение численности населения

В.изменение численности населения

3. При каком воспроизводстве высокая рождаемость и высокая смертность

А. археотипе Б. традиционном В. современном

4.Выезд людей из страны:

А. миграция Б. иммиграция В. Эмиграция

5.Второй по численности народ России:

А.украинцы Б. татары В. Казахи

6.Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм:

А.буряты Б. калмыки. В.коми

7.Экономическии активное население:

А. трудовые ресурсы Б. безработные В.иждивенцы

8.К внутренним перемещениям относятся:

А.выезд их страны Б.выезд из села в город В .выезд из города в командировку

9.Какова численность населения в России:

А.145 лн.чел б. 146 млн.чел в. 150 млн чел.

1.В каком году была последняя перепись населения в России?

2.Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?

3.Установите соответствие народ-семья:

2.Чеченцы б. алтайская

3.Татары в. индоевропейская

6. Домашнее задание пар 44, письменно итоговые задания на с. 218 1 мин.

7. Орг. момент 1 мин 1 вариант

1.Наука, изучающая народы:

А.Демография Б.Этнография В. Топография

3.Естественный прирост населения -это:

А.Разница между смертностью и рождаемостью

Б.разница между рождаемостью и смертностью

В. Разница между эмиграцией и миграцией

3.Численность населения России:

А) 152 млн. чел Б) 148 млн.чел В) 143 млн.чел

4. По численности населения Россия занимает …. место в мире:

3. Выберите верные утверждения:

а) численность населения в России постоянно увеличивается

б) смертность в России выше, чем рождаемость

в) для России характерен низкий естественный прирост населения

4. Средняя продолжительность жизни в России:

а) 60 лет б) 79 лет в) 67 лет

5. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Трудовые ресурсы России

1. Размещение населения по территории страны .

ЦЕЛЬ: Сформировать представление учащихся о трудовых ресурсах России.

Образовательные:

Усвоение понятий трудовые ресурсы, безработица.

Развивающие:

Умение критического мышления обучающихся.

Умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

Умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Умение применять новые знания.

Развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Развитие умения формулировать проблему.

Развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

Уважение к истории своего народа.

Воспитание уважение к противоположному мнению.

Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Воспитание интереса к предмету, к учению.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: мультимедийная презентация, учебник.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник по истории России, атлас, контурная карта

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕУЗУЛЬТАТЫ:

Личностные : воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД): развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Вид урока: ознакомления с новым материалом

Форма : беседа

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Размещение населения по территории страны.

Факторы, влияющие на размещение населения.

Главные зоны расселения.

3. Изучение нового материала

3.1 Трудовой потенциал

К трудоспособному населению России относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны.

В состав трудовых ресурсов входят: все трудоспособное население страны, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14 – 16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.

Экономически активное население – лица, занятые в экономике и безработные.

3.2 Безработица и ее причины.

Безработные – люди, которые хотят работать, заняты поиском работы, но не могут найти место работы.

Причины безработицы: несоответствие спроса и предложения, кризисное состояние экономики, структурная перестройка хозяйства сраны,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект составлен на основе учебника по географии 8 класса под. ред. В.П. Дронова/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе по параграфам 45-47. Данный опорно-логический конспект подразумевает самостоятельную работу обучающихся по учебнику, в него включены следующие задания: добавьте, найдите верные утверждения, заполните схему, работа по рисунку. Каждому учащемуся раздается данный бланк, он заполняет и вклеивает в тетрадь для повторения темы

Прочитайте параграфы № 45-47, ответьте на вопросы

1)Что входит в хозяйство страны?________________________________________

2)Основные два показателя с помощью, которых определяется уровень развития хозяйства страны_________________________________________________

3) Что такое ВВП и производительность труда?_____________________________________________________________

4)Что называется отраслевой структурой хозяйства?__________________________________________________________

5)По рис.75 стр.223 определите, на какие две части делится отраслевая структура хозяйства России?__________ _______ ____________________________________________

6)По рис. 75 стр.223 определите, какие утверждения верны (поставьте + напротив утверждения:

А) Сельское хозяйство относится к непроизводственной сфере

Б) Образование относится к непроизводственной сфере

В)Промышленность относится к производственной сфере

Г)Здравоохранение относится к производственной сфере

7) По тексту стр.223 заполните схему и приведите примеры

Виды хозяйственной деятельности (3 сектора)

Прочитайте параграфы № 45-47, ответьте на вопросы

1)Что входит в хозяйство страны?________________________________________

2)Основные два показателя с помощью, которых определяется уровень развития хозяйства страны_________________________________________________

3) Что такое ВВП и производительность труда?_____________________________________________________________

4)Что называется отраслевой структурой хозяйства?__________________________________________________________

5)По рис.75 стр.223 определите, на какие две части делится отраслевая структура хозяйства России?_________________ ____________________________________________

6)По рис. 75 стр.223 определите, какие утверждения верны (поставьте + напротив утверждения:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Трудовые ресурсы и рынок труда"

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.


Экономически активное население (по-другому рабочая сила или трудовые ресурсы) — это совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг, включающая занятых и безработных.

По законодательству России к трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины от 16 до 60 лет), а также люди старше и моложе трудоспособного возраста, занятые в общественном производстве.


Численность трудовых ресурсов за 2016 год составляла 76,6 млн человек, или около 52 % численности населения страны.

Численность занятых в хозяйственной деятельности за 2016 год составляла 72,4 млн человек, или около 49 % численности населения страны.

Почему эти 2 цифры различны? Оказывается, в трудовые ресурсы, помимо занятого населения, входят ещё и безработные.

Разберёмся, кто относится к категории безработных граждан.

Нетрудно вычислить число безработных на 2016 год в России.

Будем вычислять по формуле: трудовые ресурсы - число занятого населения, а именно 76,6 млн чел - 72,4 млн чел = 4,2 млн человек.

Если сравнить эту цифру с данными статистики Росстата, она окажется верной.

Уровень безработицы определяют по доле безработных в числе экономически активного населения.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле: число безработных нужно делить на рабочую силу и затем этот показатель умножить на 100 процентов.



— уровень безработицы


— число безработных


— рабочая сила (занятые и безработные)

Уровень безработицы в России составляет на 2016 год 5,5 %.

Минимальный уровень безработицы в стране был в 1992 году и составил 5,2 %. Своего максимального значения уровень безработицы достиг в 1998 году — 13,2 %.


Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению.

Самая низкая безработица –в Москве (около 1,5 %), самая высокая – в Ингушетии (более 20 %).

Карта административного деления России


Для России, особенно для сферы сельского хозяйства, характерна скрытая безработица — форма неэффективной занятости людей, желающих работать в полную силу. Она характеризуется неполной рабочей неделей, сокращённым рабочим днём, неоплачиваемыми отпусками.

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности её получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Хозяйство России состоит из производственной и непроизводственной сфер. В производственной сфере занято примерно 62 % населения по данным Росстата на 2016 год. В производственную сферу входят: промышленность (20 % занятого населения), сельское и лесное хозяйство (6,7 % населения), строительство (7,2 % населения), торговля и общественное питание (18,5 % населения), транспорт и связь (9,5 % населения). В непроизводственной сфере (38 % занятого населения) выделяют народное образование (9,4 % населения), здравоохранение (8 % населения), а также жилищное хозяйство и бытовое обслуживание, управление, науку, культуру и искусство (примерно 19 % населения).

Занятость населения по сферам хозяйства


В случае высоких темпов роста экономики в ближайшее десятилетие в ряде отраслей может наблюдаться дефицит рабочей силы. Наибольшая часть населения России занята на средних и крупных предприятиях.

В связи с общим сокращением населения страны происходит сокращение и трудовых ресурсов, причём особенно быстро этот процесс идёт в производственной сфере. Это связано как с переходом части экономически активного населения в непроизводственную сферу (в том числе в негосударственный сектор), так и с ростом безработицы.

Средний возраст занятого в экономике гражданина России достигнул 40,6 года. И этот показатель постоянно растёт. Нельзя не сказать, что средний возраст женщин составляет 41,2 года, что на 1,2 года больше, чем у мужчин с показателем 40 лет.


Основной проблемой трудовых ресурсов России являются изменения в возрастной пирамиде страны, приводящие к старению населения, и, как следствие, к сокращению наличных трудовых ресурсов с конца 2000-х годов. Впрочем, повышение рождаемости и миграционного притока позволяет сглаживать негативные последствия этого явления.

Распределение трудовых ресурсов страны неравномерно и тесно связано с распределением материально-технических ресурсов. Это означает, что трудоёмкие производства требуют участия большего числа работников. Трудовые ресурсы, вовлечённые в производственную деятельность, сосредоточены в основном на крупных и средних предприятиях. В европейской части России (включая Урал) находится основная часть производственных фондов (промышленных и сельскохозяйственных), здесь производится около 75–80 % промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также проживает более 70 % населения страны. Перспективы развития производства предполагают привлечение трудовых ресурсов в восточные регионы страны. Этот процесс осложняется тем, что труд в Сибири и на Дальнем Востоке стоит дороже, чем в европейских районах: затраты на создание условий труда и быта для работников в несколько раз превышают аналогичные затраты в центральной части России.

Рациональное использование трудовых ресурсов в стране является самым актуальным вопросом на постиндустриальном этапе развития Российской Федерации.

Рынок труда – это баланс между формированием спроса на рабочую силу и её предложением для обеспечения нормального непрерывного производственного процесса.

Рынок труда в стране несбалансирован: либо предложение рабочей силы значительно превышает спрос на неё, либо наоборот, спрос на некоторые виды профессий превышает предложение.

Особенностью рынка труда является то, что покупка и продажа рабочей силы осуществляется на определённый срок и предполагает собой право работодателя на использование опыта, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу каждого отдельного работника.

Основными задачами статистики рынка труда в России являются:

· сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;

· изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;

· изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и т. д.) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом всё большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного обмена было вовлечено 64 страны, то в конце ХХ столетия – более 100. Различают безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции.


В Российской Федерации работают около 1,8 млн легальных иностранных рабочих из стран ближнего и дальнего зарубежья.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в центры мировой иммиграции (США и Западная Европа) были Индия, Пакистан и Египет.


С начала 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России и стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов, с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику квалифицированные кадры с целью экономии средств на их подготовку.

Читайте также: