Сутеев яблоко конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Задачи:

— закреплять знание примет осени и названия осенних месяцев;

— обогащать речь прилагательными, характеризующими состояние погоды;

— учить понимать смысл и содержание литературного произведения, содержательно, последовательно, выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, понимать переносное значение пословиц, осмысливать характеры и поступки персонажей;

— формировать умения высказывать свои суждения, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению воспитателя, работать в коллективе;

— воспитывать интерес к сказкам;

— закреплять умение ориентироваться в пространстве;

— развивать логическое мышление на материале загадок, зрительное восприятие и мелкую моторику, умение изображать животных, формировать умение создавать выразительный образ, эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, музыкальный слух;

— поощрять проявление творчества, инициативу.

I. Вводная часть

Дети входят в зал. Воспитатель обращает их внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на стульчики.

На экране изображение осени.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня собрались в этом зале, чтобы совершить увлекательную прогулку. Хотите?

Дети. Да!

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Да, ребята, это времена года, и я предлагаю вам совершить прогулку по чудесному времени года — осени.

На экране изображение ранней, золотой и поздней осени.

Под музыку появляется Осень в сопровождении Сентябринки, Октябринки и Ноябринки.

Осень

Вот я и снова среди вас,

Как много добрых детских глаз.

Нет во мне жарких дней,

Нет веселых птичьих песен.

И все ж наряд мой интересен!

Могу я порадовать солнцем,

Могу я дождем угостить,

Могу я снежком припорошить

И серебром принакрыть.

Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не одна. Со мной мои сестрицы Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Мое время заканчивается, и я дарю вам на память красивые осенние листочки.

Осень дает воспитателю листочки и уходит с Сентябринкой, Октябринкой и Ноябринкой.

II. Основная часть

Воспитатель. Осень оставила нам в подарок разноцветные листочки, на которых написаны загадки. Посмотрим, какая загадка на красном листочке.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — хворостиной. (Лес.)

Ребята, вы готовы совершить путешествие в осенний лес?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда вставайте и пойдем смело по лесным тропинкам.

Ребята, а сколько месяцев длится каждое время года?

Дети. Три месяца.

Воспитатель. Правильно, ребята. Вот и осень, как и любое время года, тоже длится три месяца. В каждом месяце она разная. Посмотрите, пожалуйста, на экран и вспомните, какая осень в сентябре, октябре и ноябре.

Дети. В сентябре — ранняя, в октябре — золотая, в ноябре — поздняя.

Воспитатель. Ребята, что вы видите на экране?

Воспитатель. Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Дети. Художник использовал много желтой краски, так как в октябре листья на деревьях желтые. А когда ярко светит солнце, кажется, что листочки золотые.

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Не слыхать веселых

Воспитатель. Осенью семь погод на дворе: веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу летит. Кажется, только вчера осень наступила, а сегодня, посмотрите: мягко стелет, да жестко спать. Ребята, как вы понимаете это выражение?

Дети высказывают предположения.

Ребята, вы правильно объяснили. Но мы не будем унывать и споем про осень веселую песенку.

Ребята, отгадайте загадку, которая написана на оранжевом листочке.

Мы вместе сажали весной огород,

Мы сами сажали, пололи и вот:

Расселся, разлегся в большущей корзине,

И красный, и желтый, и черный, и синий

Здоровый такой разноцветный народ.

Дети. Это овощи.

На экране изображение корзины с овощами.

Воспитатель. Правильно, ребята. А что еще нам дарит осень?

Дети. Фрукты, ягоды, грибы.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберты, на которых прикреплены листы ватмана с контурными изображениями овощей и фруктов.

Воспитатель. Для того чтобы узнать, что тут изображено, надо обвести контур фломастером.

Выставляются два мольберта и вызываются два ребенка, которые по сигналу воспитателя выполняют задание. Выигрывает тот, кто быстрее обведет изображение.

Воспитатель. Ребята, вы долго сидели, а сейчас я предлагаю вам встать врассыпную и подвигаться.

На экране слайд с изображением лесных животных и птиц.

Здесь по лесу скачет зайка, Дети прыгают на месте.

Здесь лисичка за кустом, Прыжок — ноги на ширине плеч, приседают с поворотом туловища.

Там в дупле бельчонка дом. В прыжке ноги ставят вместе, руки поднимают вверх и через стороны опускают вниз (2 раза).

Дети садятся на стульчики.

На экране портрет писателя В. Сутеева.

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже знакомы с удивительным писателем-сказочником Владимиром Григорьевичем Сутеевым. На экране его портрет. Какие сказки Сутеева вы знаете?

На экране иллюстрация к сказке.

Проходите, пожалуйста, в наш театр и занимайте места. Сидите тихо, слушайте и смотрите внимательно. Сказка начинается.

Вопросы

• Сколько героев в сказке? Назовите их.

• Что случилось в сказке?

• Кто помог животным?

Да, медведь всех рассудил и помирил.

Вот замолкли инструменты,

И тогда со всех сторон

Все выходят на поклон.

Воспитатель приглашает актеров-родителей выйти из-за ширмы и поклониться.

Раздается стук в дверь. Появляется взрослый в костюме медведя.

Медведь. Осень — очень красивое время года, но часто идут дожди. Несмотря на это, я люблю играть в любую погоду. А вы, ребята? Давайте поиграем в интересную игру.

Медведь. Ребята, с вами так весело и интересно! Можно я останусь на вашем празднике?

Дети. Да.

Воспитатель предлагает детям и Медведю сесть на стульчики.

Логопед читает сказку и выставляет предметные и сюжетные опорные картинки. Обращает внимание на интонацию и выразительность речи.

Логопед. Наши картинки очень любят играть с детьми. Они будут прятаться, а мы — вспоминать то, что на них изображено.

Дети закрывают глаза. Логопед выборочно переворачивает опорные картинки. Дети повторяют текст этого фрагмента сказки.

Логопед. В этой сказке медведь очень умный, он старается подружить всех животных. Он посоветовал поровну поделить яблоко, чтобы никого не обидеть. А вы умеете дружить так же, как животные из этой сказки? Давайте встанем врассыпную, повернемся к гостям и расскажем с помощью наших пальчиков стихотворение.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Раз, два, три, четыре, пять — Пальцами поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

Логопед. Ребята, я раздам вам картинки с изображением фрагментов сказки. Поставьте их в правильном порядке.

Логопед раздает детям несколько опорных картинок. 2—3 картинки остаются на доске. Дети восстанавливают последовательность событий.

Логопед. Теперь давайте попробуем рассказать сказку сами.

Звучит музыка, воспитатель и логопед надевают на детей костюмы ежа, зайца, вороны. Разыгрывается фрагмент сказки В. Сутеева.

Ребята, вам понравилась сказка?

Дети. Да.

Логопед. Давайте похлопаем нашим артистам.

III. Заключительная часть

Воспитатель

Каждый важен в жизни нашей.

Мы зависим друг от друга,

Жить не можем друг без друга.

Даже в сказке, ребята, животные могут договариваться друг с другом и дружить. Надо и нам и стараться быть добрее и внимательнее к своим друзьям и близким. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем сообща выполнять трудную работу.

Дети делятся на две команды и, сидя на ковре, собирают картины из пазлов. Родители им помогают.

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки.

Задачи: оценивать поступки героев, учить находить выход из сложной ситуации, устанавливать позитивные межличностные отношения в коллективе, обогащать словарь детей.

1. Организационный момент.

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая

пальчики, поднимаем руки вверх)

2. Введение в игровую ситуацию.

-Сегодня я для вас принесла предмет. Давайте отгадаем, что это такое. Этот предмет сделан из веток, нужен, чтобы ходить за грибами и ягодами. Что это?

-Да, это корзинка. А корзинка эта не простая, а волшебная. Давайте вспомним в каких сказках есть корзинки?

-А у вас есть корзинки? Для чего она вам нужна дома?

-Ребята у меня в корзинке кое что есть. Посмотрите, что это?

-Верно это яблоко.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко висит высоко - не допрыгнешь!

Смотрит Заяц - на елке сидит Ворона и смеется.

- Эй, Ворона! - крикнул Заяц.

- Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко.

Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

- Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело. и побежало.

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

- Стой, стой! - кричит Заяц.

- Куда мое яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

- Это мое яблоко. оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

К ним Ворона подлетела.

- Напрасно спорите,- говорит,- это мое яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул.

Вот тут- то Медведь и появился. Да как рявкнет:

Что такое? Что за шум?

- Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю все как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

- Кто яблоко нашел?

- А кто яблоко сорвал?

- Как рраз я! - каркнула Ворона.

- Хорошо. А кто его поймал?

- Я поймал! - пискнул Еж.

- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.

Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.

- Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

- Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусок Вороне отдал:

- Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек себе в рот положил:

- Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

- А это тебе, Михаил Иванович.

- Мне - то за что? - удивился Медведь.

- А за то, что ты нас всех помирил и уму- разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Очень любит мишка бурый

Ножками он топает,

Лапками он хлопает,

4.Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель проводит беседу, предлагая детям ответить на вопросы:

-Вспомните, в какое время года происходит действие сказки?

- Кто первым увидел яблоко?

- Почему и заяц, и ворона, и еж считали яблоко своим?

- Чем закончился спор зайца, ежа и вороны? Кто остановил начинающуюся драку?

- Почему заяц, ворона и еж попросили медведя рассудить их спор?

- Какое решение спора предложил Медведь?

- Как разделили яблоко?

- Почему все остались довольны решением Медведя?

- Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки, ее мораль?

5.Театрализованные игры по содержанию сказки.

Воспитатель предлагает детям разыграть этюды:

-Представьте себя зайцем, который бежит по лесу по каким- то своим делам. Какой у него вид? Наверное озабоченный. Наш зайка готовится к зиме. Изобразите такого деловитого зайчишку.

- И вот вдруг заяц увидел яблоко, совершенно неожиданно. Наш заяц . (паузой воспитатель побуждает детей к ответу) удивился, поразился. Постарайтесь изобразить удивленного зайку.

- А теперь покажите, как зайцу хочется съесть яблоко, как он старается его достать. А какое чувство испытывает зайка от того, что не может сорвать яблоко? Наверное он разочарован, огорчен, ему обидно до слез. Постарайтесь с помощью мимики и жестов показать эти чувства зайчика.

-А теперь представьте, что сорванное яблоко" убегает" от зайца. Как на это реагирует заяц? Постарайтесь это изобразить.

-Как вы думаете, какие чувства испытывали заяц, ворона и еж, когда не сумели поделить яблоко? Они были. злы друг на друга, обижены, рассержены. Изобразите их состояние. Посмотрите друг на друга, на выражение ваших лиц. Как вы думаете, могут ли договариваться друг с другом люди, если они так злы?

-Вспомните, как в сказке говорится про Медведя, когда он увидел ссору и драку? "Медведь как рявкнет". Попробуйте изобразить рассерженного, сердитого медведя.

- Чтобы разрешить спор, медведь задумался. Покажите теперь друг другу задумавшегося мишку.

-А теперь давайте попробуем разыграть всю сказку. Кто из вас будет зайцем, медведем, вороной и ежом?

- Вам понравилось наше занятие?

-Что вам понравилось?

-Что у вас вызвало затруднение?

-Как вы смогли решить проблему?

-Ребята, мне тоже очень понравилось занятие. Вы все большие молодцы, прекрасно смогли разыграть все этюды и сказку.

Цель: учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль.

учить детей домысливать, понимать "написанное между строк";

продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения, не перебивать;

продолжать учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

развивать у детей творческие способности;

развивать у детей пантомимические навыки.

воспитывать у детей любовь к художественным произведениям;

воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу через чтение им художественных произведений.

портрет В. Г. Сутеева;

иллюстрации к сказке;

Часть 1. Чтение сказки.

Воспитатель приглашает детей сесть на заранее разложенные на ковре подушечки.

- Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой детского писателя В. Г. Сутеева (показывает детям портрет В. Г. Сутеева). Называется сказка - "Яблоко". Хотите послушать?

- Тогда слушайте внимательно.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко висит высоко - не допрыгнешь!

Смотрит Заяц - на елке сидит Ворона и смеется.

- Эй, Ворона! - крикнул Заяц.

- Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко.

Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

- Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц, и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело. и побежало.

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

- Стой, стой! - кричит Заяц.

- Куда мое яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

К ним Ворона подлетела.

- Напрасно спорите,- говорит,- это мое яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

- Мое яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул.

Вот тут- то Медведь и появился. Да как рявкнет:

- Что такое? Что за шум?

- Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю, все как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

- Кто яблоко нашел?

- Я! - сказал Заяц.

- А кто яблоко сорвал?

- Как рраз я! - каркнула Ворона.

- Хорошо. А кто его поймал?

- Я поймал! - пискнул Еж.

- Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.

Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.

- Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

- Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусок Вороне отдал:

- Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек себе в рот положил:

- Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

- А это тебе, Михаил Иванович.

- Мне - то за что? - удивился Медведь.

- А за то, что ты нас всех помирил и уму - разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Часть 2. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель проводит беседу, предлагая детям ответить на вопросы:

1. Вспомните, в какое время года происходит действие сказки?

2. Кто первым увидел яблоко?

3. Почему и заяц, и ворона, и еж считали яблоко своим?

4. Чем закончился спор зайца, ежа и вороны? Кто остановил начинающуюся драку?

5. Почему заяц, ворона и еж попросили медведя рассудить их спор?

6. Какое решение спора предложил Медведь?

7. Как разделили яблоко?

8. Почему все остались довольны решением Медведя?

9. Как вы думаете, какова главная мысль этой сказки, ее мораль?

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс).

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите (руки вверх).

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись).

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс).

Часть 3. Театрализованные игры по содержанию сказки. Разыгрывание сказки по ролям.

Воспитатель предлагает детям разыграть этюды:

1. Представьте себя зайцем, который бежит по лесу по каким- то своим делам. Какой у него вид? Наверно, озабоченный. Наш зайка готовится к зиме. Изобразите такого деловитого зайчишку.

2. И вот вдруг заяц увидел яблоко, совершенно неожиданно. Наш заяц. (паузой воспитатель побуждает детей к ответу) удивился, поразился. Постарайтесь изобразить удивленного зайку.

3. А теперь покажите, как зайцу хочется съесть яблоко, как он старается его достать. А какое чувство испытывает зайка от того, что не может сорвать яблоко? Наверно, он разочарован, огорчен, ему обидно до слез. Постарайтесь с помощью мимики и жестов показать эти чувства зайчика.

4. А теперь представьте, что сорванное яблоко" убегает" от зайца. Как на это реагирует заяц? Постарайтесь это изобразить.

5. Как вы думаете, какие чувства испытывали заяц, ворона и еж, когда не сумели поделить яблоко? Они были. злы друг на друга обижены, рассержены. Изобразите их состояние. Посмотрите друг на друга, на выражение ваших лиц. Как вы думаете, могут ли договариваться друг с другом люди, если они так злы?

6. Вспомните, как в сказке говорится про Медведя, когда он увидел ссору и драку? "Медведь как рявкнет". Попробуйте изобразить рассерженного, сердитого медведя.

7. Чтобы разрешить спор, медведь задумался. Покажите теперь друг другу задумавшегося мишку.

- А теперь давайте попробуем разыграть всю сказку. Кто из вас будет зайцем, медведем, вороной и ежом?

Дети выбирают элементы костюмов и разыгрывают сказку.

- Молодцы, ребята! Внимательно слушали сказку.

- А что вы сегодня узнали нового? Что вы сегодня делали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вам было сложно?

Формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги. Поэтому в последнее время заметно снизился интерес.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) 2018г. Разработала: Савосина Я. Н.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Четверть І II

День 15.02.2017 г

Урок: литературное чтение

Название занятия:

Сформировать представления о дружбе

Привитие интереса к чтению книг и бережного отношения

Ожидаемый результат:

Проявляют интерес к работе на уроке.

Проверка домашнего задания.

4. Актуализация знаний.

5. Самоопределение к деятельности.

6. Рассказ об авторе.

7. Знакомство с содержанием сказки.

9. Беседа о прочитанном - с оставление модели (кластера)

10 .Работа в группах

12. Итог урока. Домашнее задание.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

Психологический настрой:

- Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами. Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
- На уроках будь старательным
Будь спокойным и … (внимательным) -Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно) -Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать) -Будь прилежен на уроке,
Не болтай : ты не … (сорока) -Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать) -А помочь захочешь другу
Подними спокойно … (руку) -Знай, закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок) - Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что все дети на уроке будут соблюдать правила поведения.

2.Речевая разминка

-Для начала мы выполним речевую разминку.

1.Мчится поезд скрежеща:

же – че – ща, же – че – ща.

2.Звенит звонок на урок

3.Проверка домашнего задания.

- Дома вам нужно было прочитать сказку

4.Актуализация знаний.

- Что вы знаете о сказках?

-Какие бывают сказки?

- Какой литературный прием используется в сказках?

Дополняют строки стихотворения

Хором произносят скороговорку

Презентация

3. Целепологание.

- Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные буквы.

Назовите 1 букву в слове.

- О ком говорят, трудолюбивый

- Назовите 2 букву в слове

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

- Назовите 2 букву в слове.

- Еще одна загадка:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка.

- Назовите 3 букву в слове.

- В чём приносит Дед Мороз подарки детям?

- Назовите 2 букву в слове.

- Он зимой в берлоге спит,

потихонечку храпит.

А проснется, ну реветь,

Как зовут его?

- Назовите 4 букву в слове.

- Прочтите слово, которое получилось.

- Да, сегодня мы будем читать сказку замечательного писателя сказочника Владимира Григорьевича Сутеева.

Основная часть

4. Рассказ об авторе.

Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.

Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.

Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что весёлых авторов намного меньше, чем весёлых художников. А может всё было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

Кем же был В.Сутеев, кроме того, что был писателем?

5.Знакомство с содержанием сказки.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой

Владимира Григорьевича Сутеева, а как она называется, вы узнаете из загадки:

Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву

– Запишем автора и название сказки в тетради.

- чтение сказки

– Прочитает сказку вам сегодня актёр. Сядьте поудобнее, будьте внимательны. Обратите внимание, как актёр изменяет голоса разных героев сказки.

Словарная работа.

-Вам встретятся непонятные для вас слова:

Р – ро – спро-со-нок – будучи в полусонном состоянии, не совсем проснувшись.

Л- ля – ляг-нул - пнул ногой.

Р- ря – ряв- кнет - громко и отрывисто крикнул.

6.Физминутка музыкальная

7.Беседа о прочитанном.

Проверка первичного восприятия текста.

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Докажите, что это сказка? Найдите в тексте строки ,которые докажут, что это сказка.

- О ком эта сказка?

– Давайте посмотрим, кто же из вас был внимательным?

– Кто главные герои сказки?

– Кто увидел яблоко? Прочитайте,как это произошло.

– Кого заяц попросил сорвать яблоко?

– Кто поймал яблоко?

-Найдите в сказке момент того,кто помог им в споре? Что он сказал?

– Как разделили яблоко герои сказки?

Составление модели (кластера)

ворона медведь

Работа в группах.

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.

Но сначала вспомним правила работы в группе.

2.МУДРАЯ,ЗАГАДОЧНАЯ
3.УЧИТ,ИНТЕРЕСУЕТ,ЗАПУТЫВАЕТ
4.СКАЗКУ ПРОЧИТАЙ-СЕКРЕТ ЕЕ УЗНАЙ
5.ВОЛШЕБСТВО.

Формирование умения отстаивать свою точку зрения в процессе взаимодействия при решении проблемной ситуации.

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).

Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.

Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.

Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.

Используемые технологии: кейс-иллюстрация

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и, хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит: — Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули: — Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Проблема: Жадность, нежелание делиться с друзьями.

Нравственный урок: Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Технологическая карта Кейс-технологии (вид) кейс-иллюстрация

Деятельность взрослого

Деятельность детей

I этап

Мотивационный

Ребята, я предлагаю вам отгадать ребус. Ответом этого ребуса будет название сказки, с которой мы сегодня с вами познакомимся.


(Яблоко)

Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.

Разгадывают ребус.

II этап

Ознакомительно - аналитический

- Про кого эта сказка? Кто ее герои?

-Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа?

- Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились?

- Как вел себя вначале Заяц, как его можно назвать?

Как себя вела сначала Ворона, как ее можно назвать?

- Как вел себя сначала Ежик, как можно его назвать?

Слушают внимательно.

Рассматривают иллюстрацию.

-Про ворону, зайца, ежа.

- Они не поделили яблоко.

-Виноваты заяц, ворона, еж.

III этап

Организационно - поисковый

Показывает вторую иллюстрацию.

- Что получилось в конце сказки?

-Кто помирил героев сказки? Как он их помирил?

-Ребята, скажите, а можно эту сказку закончить по-другому? Как?

Рассматривают.

-Заяц, Ворона, Еж помирились или подружились.

-Медведь, придумал поделить яблоко.

Придумывают свои варианты сказки.

IV этап

Презентационный

- А кто в сказке самый добрый, самый умный?

V этап

- Кому Ежик дал 4-й кусочек и за что?

- Кто у вас дома умный и добрый?

-Кто знает, что значит справедливо? Это от слова правда, правильно. Кто в сказке поступил справедливо?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

- Ежик дал четвертый кусочек медведю. Он так поблагодарил его.

-Историю примирения, как все подружились, стали довольны, разделили яблоко поровну.

Читайте также: