Вычитание из круглых чисел конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Тема: Вычитание из круглого числа. Вычитаем из чисел с нулями.
Педагогические цели: Формирование умений выполнять вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно.
Планируемые результаты образования:
Предметные: вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно; сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд;
Личностные: оценивают выполняемые вычисления.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно; объясняют, как вычесть числа.
Познавательные: записывают вычисления в столбик; сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд;
Коммуникативные: работают в паре слушают. Доказывают свое мнение.
Образовательные ресурсы: электронный учебник.
Технологическая карта урока №17
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
№1 Дополни равенства.
Постановка учебной задачи.
Зная тему урока, поставьте учебные задачи
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
-Объясните, как вычесть числа. Запишите вычисления в столбик.
-На сколько каждое число больше или меньше десяти миллионов?
-Дай ответ устно и запиши вычисления в столбик.
-Решите задачи, используя знания вычисления многозначных чисел.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
-Запиши вычисления в столбик.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Ответьте на вопросы. Пользуясь данными, таблицы.
№8 Работа в паре.
Запишите последовательности получающихся чисел.
Учитель предложил Коле закончить фразы. В каких случаях Колин ответ верен, а в каких нет?
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
Цель: формировать умение вычитать двухзначное число из круглого.
развивать умение записывать и решать примеры столбиком, самостоятельно решать составные задачи;
воспитывать аккуратность, трудолюбие.
1. Мотивация к учебной деятельности
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
- Сегодня на уроке мы продолжим с вами трудиться. Я желаю вам сегодня получить новые знания и научиться применять их.
2. Актуализация знания и фиксация затруднений
- Решите примеры, записав их в столбик.
- Примеры какого типа вы решили? (Вычитание однозначного числа из круглого)
- Давайте вспомним алгоритм вычитания однозначного числа из круглого:
1. занимаем десяток из разряда десятков;
2. вычитаем единицы;
3. прибавляем оставшиеся десятки.
- Решим следующий пример:
- Проверяем. Как вы думаете почему у одних детей ответ 36, а у других 46?
3. Выявление места и причин затруднения
– Какое действие выполняли в этом примере? (Вычитание)
– Из какого числа вычитали? (Из круглого)
– Вы умеете вычитать из круглого числа? (Умеем)
– Что же было новым для вас в этом примере? (Из круглого числа надо было вычесть двузначное число)
- А знаем ли мы способом вычитания из круглого числа двузначное число? (Нет)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Научиться вычитать двузначное числа из круглого)
– А как же будет звучать тема урока? (Вычитание двузначного числа из круглого)
- Чтобы узнать способ в ычитания двузначного числа из круглого, я предлагаю вам работать по следующему плану:
1. решим пример с помощью графической модели;
2. составим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого;
3. решим примеры, используя алгоритм.
5. Реализация построенного проекта
- Решим пример при помощи графической модели:
– Как вычитают двузначные числа ? (Десятки из десятков, единицы из единиц)
– Почему при решении этого примера мы не можем воспользоваться этим правилом? (Нет единиц в уменьшаемом)
– Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы вычесть однозначное число из круглого? (Нужно занять один десяток и представить его в виде единиц)
– Используя это правило, решим наш пример.
В уменьшаемом 0 единиц, занимаем 1 десяток из разряда десятков. Дробим его на 10 единиц. Затем вычитаем десятки из десятков, единицы из единиц.
Δ Δ Δ Δ Δ •••••••••• - Δ •••• = Δ Δ Δ ••••••
– Читаем ответ (36)
- Какое новое действие нам пришлось выполнить? (Вычесть десятки из десятков)
- Давайте составим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого.
1. занимаем десяток из разряда десятков;
2. вычитаем единицы;
3. вычитаем десятки из оставшихся десятков.
(На доске появляется эталон)
- А теперь давай ещё раз решим пример 50 -14.
- Какой ответ вы получили?
- И так, мы составили алгоритм двузначного числа из круглого. А теперь потренируемся в решении примеров.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Откроем учебник на странице 18 и решим примеры в №1 и в №2.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Молодцы, а теперь поработаем самостоятельно.
– Выполните № 4 на странице 18. Прочитайте задание. Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём. Примеры запишите в столбик.
– У кого нет ошибок?
– У кого возникли трудности при решении?
8. Включение в систему знаний и повторение
– Молодцы! А где же мы будем применять наши знания? (При решении задач)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Давайте вспомним цель нашего урока. (Научиться вычитать двузначное число из круглого)
Данный урок был проведен с учащимися 2 класса. Согласно методическим рекомендациям Л.Г. Петерсон решение примеров вида: 300 – 156 и 205 – 146 рассматривается на одном уроке. Исходя из индивидуальных особенностей детей данного класса, на изучение данной темы было отведено 2 урока. Тема была пройдена успешно, учащиеся показали хорошие результаты при проверке знаний.
Оценить 782 0
ОО (регион, город, поселок и др.): г. Нижний Новгород
И.О. директора ОО: Авербух Леонид Семенович
Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО:
Ваганова Людмила Степановна
Ф.И.О. консультанта:_________________________
Ф.И.О. педагога: Маруева Ирина Александровна
Электронный адрес педагога: marueva 78@ mail . ru
Предмет: математика
Класс/курс:2 класс
Тема:Вычитание из круглых сотен
Основные цели:
Предметные:
2) Формировать навык вычитания из круглых сотен.
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения, умение применять план выхода из затруднения.
2) Развивать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, синтез, сравнение, обобщение.
3) Развивать навыки самоконтроля, самооценки, планирования деятельности.
3) Совершенствовать умение сотрудничать при работе в паре.
Дидактические материалы:
Электронная презентации
Демонстрационный материал:
Д1.Тема урока, цель урока
Д 2. Примеры с буквами
5.Раздаточный материал:
Р1.Карточки с графическими моделями
Р2. Эталоны к уроку
Р3.Карточка-подсказка
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор
Краткая аннотация к работе:
часть 1). Этот урок – это один из шагов в системе работы в рамках технологии деятельностного метода. Сценарий включает в себя конспект урока, презентацию, образцы раздаточного и демонстрационного материала.
Данный урок был проведен с учащимися 2 класса. Согласно методическим рекомендациям Л.Г. Петерсон решение примеров вида: 300 – 156 и 205 – 146 рассматривается на одном уроке. Исходя из индивидуальных особенностей детей данного класса, на изучение данной темы было отведено 2 урока. Тема была пройдена успешно, учащиеся показали хорошие результаты при проверке знаний.
Основные структурные элементы урока:
1.Новое знание, которое открывают для себя ученики: алгоритм вычитания из круглых сотен
3.Фиксация затруднения:
Не смогли выполнить вычисления, используя известный алгоритм
Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня наш урок пройдет под девизом: ( слайд 1)
«Затруднение в ученье
К новым знаниям ведет,
Кто дорогу сам осилит,
-Тогда я желаю вам успеха!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- С чего мы начнем наш урок? (С повторения)
- Я предлагаю вам поработать с графическими моделями. Запишите число по данной графической модели и наоборот. (слайд 2)
Учащиеся выполняют задание в тетради и осуществляется пошаговая проверка.
- Далее устно решим цепочку примеров (слайд 3)
Учащиеся по одному выходят к доске и записывают ответ. Остальные с помощью сигнальных карточек оценивают ответ одноклассника. Результатом цепочки вычислений является число 300.
- Дайте характеристику числа 300 (Число натуральное, трехзначное, круглое, четное, число состоит из 3 сотен, 0 десятков, 0 единиц или 30 десятков)
Ученики по одному выходят к доске и решают первые три примера, проговаривая вслух изученный алгоритм. По мере решения примеров, листы переворачиваются и открываются буквы.
- Последние три примера решаем самостоятельно по рядам.
- Что мы вспомнили, выполняя задания? (Мы вспомнили запись графической модели числа, характеристику числа, алгоритм вычитания трехзначных чисел)
- Для чего мы это повторили? (Эти знания пригодятся нам на уроке)
- Прежде чем мы приступим к новому заданию, в котором будет что-то новое для вас, давайте откроем оставшиеся буквы.
На доске открывается слово: УДАЧИ!
- Я предлагаю вамрешить задачу. (слайд 4)
Пробное действие
Задача:«Ткачи подземного королевства изготовили 300 м драгоценной ткани. После того, как из этой ткани пошили занавес для театра, осталось 138 м.
- О чем задача ? (О ткани, которую использовали для пошива занавеса)
- Что известно в задаче? (Известно, что изготовили 300 м ткани, часть израсходовали и осталось 138 м)
- Чем является число 300, число 138 в задаче? (Число 300 является целым, 138 - частью)
- Что нужно найти в задаче? (Нужно узнать, сколько метров ткани было израсходовано) - Чем является неизвестное число? (Неизвестное число является частью)
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Да)
- Какое действие нужно выполнить для этого? (Мы должны из 300 вычесть 138)
Далее дети называют свои варианты ответа.
- У вас получились разные варианты ответа. Задание действительно вызвало затруднение. Подумаем, почему?
Выявление места и причины затруднения
– Как вы считаете, почему возникло затруднение?
- Какими знаниями пользовались? (Знанием алгоритма вычитания трехзначных чисел)
– Почему же возникло затруднение, ведь мы умеем вычитать трехзначные числа? (Этих знаний оказалось недостаточно)
- В чем особенность данного примера? (Уменьшаемое - это число, состоящее только из единиц разряда сотен, то есть круглые сотни)
Построение проекта выхода из затруднения
- Как будет звучать тема нашего урока? (Вычитание из круглых сотен)
На доске открывается тема и цель урока.
-Для решения поставленной задачи обратимся к графическим моделям.
- Как выражение 300 – 138 записать графически? (Дети проговаривают)
На интерактивной доске появляется запись. (слайд 5)
Реализация построенного проекта
- На ваших партах возьмите карточки желтого цвета. Я предлагаю вам поработать в паре с графическими моделями и подумать, как можно их преобразовать, чтобы выполнить действие и найти результат.
- У меня есть карточки-подсказки, которыми вы можете воспользоваться, если будет очень трудно.
Карточка-подсказка: 1сот = 10 дес = 9 дес 10 ед
Учащиеся работают в паре. Далее предлагают свои варианты решения. В совместной деятельности с учителем озвучивается план решения.
-Ребята, вы молодцы! С подсказкой или без нее вы смогли догадаться, что из круглых сотен нужно занять одну сотню и раздробить ее на 9 дес и 10 ед!
На интерактивной доске последовательно появляется ход решения (слайд 5)
- Но в начале посмотрим на интерактивную доску, где представлен уже знакомый алгоритм. (слайд 6)
Вычитаю единицы…
Вычитаю десятки …
Вычитаю сотни …
- Что и на каком этапе нужно добавить, чтобы применить этот алгоритм для нового типа примеров?
Идет обсуждение.
Вывод: При вычитании из круглых сотен используется уже знакомый алгоритм. Дополнение состоит в том, что этап: Вычитаю единицы…дополняется действием: Занимаю 1 сотню и дроблю ее на 9 десятков и 10 единиц.
Алгоритм на слайде 6 дополняется новой записью.
Далее один ученик комментирует способ нахождения ответа в задаче по новому алгоритму. Формулирует ответ.
- Но сначала я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Первичное закрепление во внешней речи
- Пользуясь новыми знаниями, решим несколько примеров.
- Откройте учебник Л.Г. Петерсон (часть 1) на с. 64, найдите задание № 2.
- Выберите из предложенных примеров те, которые относятся к новому вычислительному приему и выполните проверку.
Учащиеся называют примеры и решают у доски с комментированием.
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Придумайте свои примеры на новый вычислительный прием.
Учащиеся предлагают свои варианты. Некоторые примеры (800-453, 500-45, 300-7) записываются в тетрадь. Учащиеся выполняют вычисления самостоятельно. После этого осуществляется проверка.
Включение в систему знаний
Учащиеся записывают в тетрадь, один ученик работает на обратной стороне доски. После этого осуществляется проверка.
На доске: х + 357 = 600
- Ребята, сегодня на уроке мы решали много примеров на новый вычислительный прием.
- Подумайте, как будет выглядеть универсальная модель для нового вычислительного приема? (слайд 7)
После минуты обсуждений, на интерактивной доске появляется запись:
- Сравните эту запись с эталоном, который есть у вас на парте.
- Посмотрите на интерактивную доску. (слайд 8)
- Как вы думаете, сможем мы решить данный пример новым способом или здесь что-то изменится?
Мнение детей разделилось.
- Я вижу, что некоторые из вас засомневались. Научиться решать примеры такого типа будет нашей перспективной целью на следующий урок!
Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Достигли вы цели? (Да.)
– Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
– Дома вам нужно выполнить творческое задание: на отдельном листе составить и решить 5 примеров на новый вычислительный прием, выполнив проверку.
На этом же листе написать: выполнил: Ф И, проверил ____________.
Сначала вы обменяетесь листочками и каждый проверит работу своего одноклассника, а затем проверю я.
– Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.
– Спасибо за урок.
Комментарии к сценарию
При подготовке к уроку были использованы:
Планы-конспекты уроков по математике, 2 класс, Часть 1, Козлова Т.А., 2009.
В книге рассматриваются вопросы организации и проведения уроков математики во 2 классе. Уроки носят тематический характер. В издании подобран разнообразный занимательный материал (задачи на развитие логического мышления, задачи в стихах, математические кроссворды и т. д.), использованы лучшие образцы популярных изданий. Рекомендуется учителям начальных классов.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ.
Урок I. Однозначные числа.
Цели:
- повторить нумерацию однозначных чисел, их состав;
- развивать умение решать простые задачи на нахождение суммы и увеличение числа на несколько единиц;
- воспитывать дисциплинированность и прилежание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Всех рада видеть вас. друзья.
Урок нам начинать пора.
Сядьте ровно, не шалите И внимательно за всем следите.
Надо думать, отвечать И прочно материал запоминать.
Вы готовы, да?
Успеха вам желаю я.
Педагог записывает ответ каждой задачи на доске:
а) Семь воробьишек спустились на грядки.
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался.
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке? (0)
б) Выглянув на повороте из окна поезда, Оля заметила, что перед нею 5 вагонов, а за ней еще 4. Сколько вагонов в поезде? (10)
Читайте также: