Вычитание из круглых чисел конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Вычитание из круглого числа. Вычитаем из чисел с нулями.

Педагогические цели: Формирование умений выполнять вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно.

Планируемые результаты образования:

Предметные: вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно; сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд;

Личностные: оценивают выполняемые вычисления.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Регулятивные: вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно; объясняют, как вычесть числа.

Познавательные: записывают вычисления в столбик; сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд;

Коммуникативные: работают в паре слушают. Доказывают свое мнение.

Образовательные ресурсы: электронный учебник.

Технологическая карта урока №17

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

№1 Дополни равенства.

Постановка учебной задачи.

Зная тему урока, поставьте учебные задачи

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

-Объясните, как вычесть числа. Запишите вычисления в столбик.

-На сколько каждое число больше или меньше десяти миллионов?

-Дай ответ устно и запиши вычисления в столбик.

-Решите задачи, используя знания вычисления многозначных чисел.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

-Запиши вычисления в столбик.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ответьте на вопросы. Пользуясь данными, таблицы.

№8 Работа в паре.

Запишите последовательности получающихся чисел.

Учитель предложил Коле закончить фразы. В каких случаях Колин ответ верен, а в каких нет?

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать еще?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Цель: формировать умение вычитать двухзначное число из круглого.

развивать умение записывать и решать примеры столбиком, самостоятельно решать составные задачи;

воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1. Мотивация к учебной деятельности

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами трудиться. Я желаю вам сегодня получить новые знания и научиться применять их.

2. Актуализация знания и фиксация затруднений

- Решите примеры, записав их в столбик.

- Примеры какого типа вы решили? (Вычитание однозначного числа из круглого)

- Давайте вспомним алгоритм вычитания однозначного числа из круглого:

1. занимаем десяток из разряда десятков;

2. вычитаем единицы;

3. прибавляем оставшиеся десятки.

- Решим следующий пример:

- Проверяем. Как вы думаете почему у одних детей ответ 36, а у других 46?

3. Выявление места и причин затруднения

– Какое действие выполняли в этом примере? (Вычитание)

– Из какого числа вычитали? (Из круглого)

– Вы умеете вычитать из круглого числа? (Умеем)

– Что же было новым для вас в этом примере? (Из круглого числа надо было вычесть двузначное число)

- А знаем ли мы способом вычитания из круглого числа двузначное число? (Нет)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Научиться вычитать двузначное числа из круглого)

– А как же будет звучать тема урока? (Вычитание двузначного числа из круглого)

- Чтобы узнать способ в ычитания двузначного числа из круглого, я предлагаю вам работать по следующему плану:

1. решим пример с помощью графической модели;

2. составим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого;

3. решим примеры, используя алгоритм.

5. Реализация построенного проекта

- Решим пример при помощи графической модели:

– Как вычитают двузначные числа ? (Десятки из десятков, единицы из единиц)

– Почему при решении этого примера мы не можем воспользоваться этим правилом? (Нет единиц в уменьшаемом)

– Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы вычесть однозначное число из круглого? (Нужно занять один десяток и представить его в виде единиц)

– Используя это правило, решим наш пример.

В уменьшаемом 0 единиц, занимаем 1 десяток из разряда десятков. Дробим его на 10 единиц. Затем вычитаем десятки из десятков, единицы из единиц.

Δ Δ Δ Δ Δ •••••••••• - Δ •••• = Δ Δ Δ ••••••

– Читаем ответ (36)

- Какое новое действие нам пришлось выполнить? (Вычесть десятки из десятков)

- Давайте составим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого.

1. занимаем десяток из разряда десятков;

2. вычитаем единицы;

3. вычитаем десятки из оставшихся десятков.

(На доске появляется эталон)


- А теперь давай ещё раз решим пример 50 -14.

- Какой ответ вы получили?

- И так, мы составили алгоритм двузначного числа из круглого. А теперь потренируемся в решении примеров.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Откроем учебник на странице 18 и решим примеры в №1 и в №2.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Молодцы, а теперь поработаем самостоятельно.

– Выполните № 4 на странице 18. Прочитайте задание. Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём. Примеры запишите в столбик.

– У кого нет ошибок?

– У кого возникли трудности при решении?

8. Включение в систему знаний и повторение

– Молодцы! А где же мы будем применять наши знания? (При решении задач)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Давайте вспомним цель нашего урока. (Научиться вычитать двузначное число из круглого)

Данный урок был проведен с учащимися 2 класса. Согласно методическим рекомендациям Л.Г. Петерсон решение примеров вида: 300 – 156 и 205 – 146 рассматривается на одном уроке. Исходя из индивидуальных особенностей детей данного класса, на изучение данной темы было отведено 2 урока. Тема была пройдена успешно, учащиеся показали хорошие результаты при проверке знаний.

Оценить 782 0

ОО (регион, город, поселок и др.): г. Нижний Новгород

И.О. директора ОО: Авербух Леонид Семенович

Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО:

Ваганова Людмила Степановна

Ф.И.О. консультанта:_________________________

Ф.И.О. педагога: Маруева Ирина Александровна

Электронный адрес педагога: marueva 78@ mail . ru

Предмет: математика

Класс/курс:2 класс

Тема:Вычитание из круглых сотен

Основные цели:

Предметные:

2) Формировать навык вычитания из круглых сотен.

Метапредметные:

1) Тренировать умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения, умение применять план выхода из затруднения.

2) Развивать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, синтез, сравнение, обобщение.

3) Развивать навыки самоконтроля, самооценки, планирования деятельности.

3) Совершенствовать умение сотрудничать при работе в паре.

Дидактические материалы:

Электронная презентации

Демонстрационный материал:

Д1.Тема урока, цель урока

Д 2. Примеры с буквами

5.Раздаточный материал:

Р1.Карточки с графическими моделями

Р2. Эталоны к уроку

Р3.Карточка-подсказка

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор

Краткая аннотация к работе:

часть 1). Этот урок – это один из шагов в системе работы в рамках технологии деятельностного метода. Сценарий включает в себя конспект урока, презентацию, образцы раздаточного и демонстрационного материала.

Данный урок был проведен с учащимися 2 класса. Согласно методическим рекомендациям Л.Г. Петерсон решение примеров вида: 300 – 156 и 205 – 146 рассматривается на одном уроке. Исходя из индивидуальных особенностей детей данного класса, на изучение данной темы было отведено 2 урока. Тема была пройдена успешно, учащиеся показали хорошие результаты при проверке знаний.

Основные структурные элементы урока:

1.Новое знание, которое открывают для себя ученики: алгоритм вычитания из круглых сотен

3.Фиксация затруднения:

Не смогли выполнить вычисления, используя известный алгоритм

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня наш урок пройдет под девизом: ( слайд 1)

«Затруднение в ученье

К новым знаниям ведет,

Кто дорогу сам осилит,

-Тогда я желаю вам успеха!

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- С чего мы начнем наш урок? (С повторения)

- Я предлагаю вам поработать с графическими моделями. Запишите число по данной графической модели и наоборот. (слайд 2)

Учащиеся выполняют задание в тетради и осуществляется пошаговая проверка.

- Далее устно решим цепочку примеров (слайд 3)

Учащиеся по одному выходят к доске и записывают ответ. Остальные с помощью сигнальных карточек оценивают ответ одноклассника. Результатом цепочки вычислений является число 300.

- Дайте характеристику числа 300 (Число натуральное, трехзначное, круглое, четное, число состоит из 3 сотен, 0 десятков, 0 единиц или 30 десятков)

Ученики по одному выходят к доске и решают первые три примера, проговаривая вслух изученный алгоритм. По мере решения примеров, листы переворачиваются и открываются буквы.

- Последние три примера решаем самостоятельно по рядам.

- Что мы вспомнили, выполняя задания? (Мы вспомнили запись графической модели числа, характеристику числа, алгоритм вычитания трехзначных чисел)

- Для чего мы это повторили? (Эти знания пригодятся нам на уроке)

- Прежде чем мы приступим к новому заданию, в котором будет что-то новое для вас, давайте откроем оставшиеся буквы.

На доске открывается слово: УДАЧИ!

- Я предлагаю вамрешить задачу. (слайд 4)

Пробное действие

Задача:«Ткачи подземного королевства изготовили 300 м драгоценной ткани. После того, как из этой ткани пошили занавес для театра, осталось 138 м.

- О чем задача ? (О ткани, которую использовали для пошива занавеса)

- Что известно в задаче? (Известно, что изготовили 300 м ткани, часть израсходовали и осталось 138 м)

- Чем является число 300, число 138 в задаче? (Число 300 является целым, 138 - частью)

- Что нужно найти в задаче? (Нужно узнать, сколько метров ткани было израсходовано) - Чем является неизвестное число? (Неизвестное число является частью)

- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Какое действие нужно выполнить для этого? (Мы должны из 300 вычесть 138)

Далее дети называют свои варианты ответа.

- У вас получились разные варианты ответа. Задание действительно вызвало затруднение. Подумаем, почему?

Выявление места и причины затруднения

– Как вы считаете, почему возникло затруднение?

- Какими знаниями пользовались? (Знанием алгоритма вычитания трехзначных чисел)

– Почему же возникло затруднение, ведь мы умеем вычитать трехзначные числа? (Этих знаний оказалось недостаточно)

- В чем особенность данного примера? (Уменьшаемое - это число, состоящее только из единиц разряда сотен, то есть круглые сотни)

Построение проекта выхода из затруднения

- Как будет звучать тема нашего урока? (Вычитание из круглых сотен)

На доске открывается тема и цель урока.

-Для решения поставленной задачи обратимся к графическим моделям.

- Как выражение 300 – 138 записать графически? (Дети проговаривают)

На интерактивной доске появляется запись. (слайд 5)

Реализация построенного проекта

- На ваших партах возьмите карточки желтого цвета. Я предлагаю вам поработать в паре с графическими моделями и подумать, как можно их преобразовать, чтобы выполнить действие и найти результат.

- У меня есть карточки-подсказки, которыми вы можете воспользоваться, если будет очень трудно.

Карточка-подсказка: 1сот = 10 дес = 9 дес 10 ед

Учащиеся работают в паре. Далее предлагают свои варианты решения. В совместной деятельности с учителем озвучивается план решения.

-Ребята, вы молодцы! С подсказкой или без нее вы смогли догадаться, что из круглых сотен нужно занять одну сотню и раздробить ее на 9 дес и 10 ед!

На интерактивной доске последовательно появляется ход решения (слайд 5)

- Но в начале посмотрим на интерактивную доску, где представлен уже знакомый алгоритм. (слайд 6)

Вычитаю единицы…

Вычитаю десятки …

Вычитаю сотни

- Что и на каком этапе нужно добавить, чтобы применить этот алгоритм для нового типа примеров?

Идет обсуждение.

Вывод: При вычитании из круглых сотен используется уже знакомый алгоритм. Дополнение состоит в том, что этап: Вычитаю единицы…дополняется действием: Занимаю 1 сотню и дроблю ее на 9 десятков и 10 единиц.

Алгоритм на слайде 6 дополняется новой записью.

Далее один ученик комментирует способ нахождения ответа в задаче по новому алгоритму. Формулирует ответ.

- Но сначала я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка.

Первичное закрепление во внешней речи

- Пользуясь новыми знаниями, решим несколько примеров.

- Откройте учебник Л.Г. Петерсон (часть 1) на с. 64, найдите задание № 2.

- Выберите из предложенных примеров те, которые относятся к новому вычислительному приему и выполните проверку.

Учащиеся называют примеры и решают у доски с комментированием.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Придумайте свои примеры на новый вычислительный прием.

Учащиеся предлагают свои варианты. Некоторые примеры (800-453, 500-45, 300-7) записываются в тетрадь. Учащиеся выполняют вычисления самостоятельно. После этого осуществляется проверка.

Включение в систему знаний

Учащиеся записывают в тетрадь, один ученик работает на обратной стороне доски. После этого осуществляется проверка.

На доске: х + 357 = 600

- Ребята, сегодня на уроке мы решали много примеров на новый вычислительный прием.

- Подумайте, как будет выглядеть универсальная модель для нового вычислительного приема? (слайд 7)

После минуты обсуждений, на интерактивной доске появляется запись:

- Сравните эту запись с эталоном, который есть у вас на парте.

- Посмотрите на интерактивную доску. (слайд 8)

- Как вы думаете, сможем мы решить данный пример новым способом или здесь что-то изменится?

Мнение детей разделилось.

- Я вижу, что некоторые из вас засомневались. Научиться решать примеры такого типа будет нашей перспективной целью на следующий урок!

Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Достигли вы цели? (Да.)

– Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

– Дома вам нужно выполнить творческое задание: на отдельном листе составить и решить 5 примеров на новый вычислительный прием, выполнив проверку.

На этом же листе написать: выполнил: Ф И, проверил ____________.

Сначала вы обменяетесь листочками и каждый проверит работу своего одноклассника, а затем проверю я.

– Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.

– Спасибо за урок.

Комментарии к сценарию

При подготовке к уроку были использованы:

Планы-конспекты уроков по математике, 2 класс, Часть 1, Козлова Т.А., 2009.

В книге рассматриваются вопросы организации и проведения уроков математики во 2 классе. Уроки носят тематический характер. В издании подобран разнообразный занимательный материал (задачи на развитие логического мышления, задачи в стихах, математические кроссворды и т. д.), использованы лучшие образцы популярных изданий. Рекомендуется учителям начальных классов.

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ.
Урок I. Однозначные числа.
Цели:
- повторить нумерацию однозначных чисел, их состав;
- развивать умение решать простые задачи на нахождение суммы и увеличение числа на несколько единиц;
- воспитывать дисциплинированность и прилежание.

Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Всех рада видеть вас. друзья.
Урок нам начинать пора.
Сядьте ровно, не шалите И внимательно за всем следите.
Надо думать, отвечать И прочно материал запоминать.
Вы готовы, да?
Успеха вам желаю я.

Педагог записывает ответ каждой задачи на доске:
а) Семь воробьишек спустились на грядки.
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался.
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке? (0)
б) Выглянув на повороте из окна поезда, Оля заметила, что перед нею 5 вагонов, а за ней еще 4. Сколько вагонов в поезде? (10)

Читайте также: