Трудные случаи пунктуации конспект

Обновлено: 07.07.2024

Все части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания: при союзной связи обычно запятыми, при бессоюзной – запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно отделяется запятыми с обеих сторон.

Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется.

Частица или сочинительный союз перед подчинительным союзом

Если придаточное предложение следует за главным и перед подчинительным союзом или союзным словом стоит частица не или союзы и, либо, или, ни – ни и т.п., придаточное предложение не отделяется от главного.

Мы так и не узнали ни кто звонил в нашу дверь, ни что ему было нужно. Важно не когда начнется концерт, а кто будет петь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоят слова особенно, в частности, то есть, например, просто и т.п., запятая после этих слов не ставится.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед подчинительным союзом стоят частицы только, как раз, лишь, исключительно и т.п., запятая ставится перед ними (хотя при произнесении таких предложений пауза перед частицей не делается).

Я приду, только чтобы лишний раз убедиться в бесполезности этого предприятия.

Сложные подчинительные союзы

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока и т.д.) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что и т.п.).

Доказательство было разительно, и я, несмотря на то что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею. (М.Ю. Лермонтов) Он был испачкан и, прежде чем пойти на трибуну, долго мыл в конторе лицо и руки. Проект трамвая, снова поданный на рассмотрение, барахтался в высших губернских инстанциях, одобрялся, не одобрялся, переходил на рассмотрение в центр, но независимо от одобрения или неодобрения покрывался пылью, потому что ни в том, ни в другом случае денег не давали. (И.Ильф, Е.Петров). Дело в том, что по договоренности с бригадиром мы должны были собрать яблоки с одной старой яблони, с тем чтобы половину урожая отдать колхозу, а половину себе. (Ф.Искандер)

Но бывает, что первая часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению, как будто возвращая себе значение указательного слова (иными словами, происходит расчленение сложного союза); тогда запятая ставится перед второй частью союза (а перед первой уже не ставится!).

Самым разумным было бы, конечно, кричать до тех пор, пока кто-нибудь не придет, и потом сдаться пришедшему в плен. (И.Ильф, Е.Петров)

Расчленение сложного союза обычно происходит,

если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово;

. И, может быть, именно потому, что она о шахматах не знала ровно ничего, шахматы не были для нее просто домашней игрой, приятным времяпрепровождением, а были таинственным искусством, равным всем признанным искусствам. (В.В. Набоков); Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, во-первых, потому, что слушать менее утомительно. (М.Ю. Лермонтов); При первом взгляде на лицо Николая она увидела, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости. (Л.Н. Толстой);

если первая часть включена в ряд однородных членов или параллельных конструкций;

Одновременно ему приходилось делать большие усилия как для того, чтобы не утратить руководства игрой, так и для того, чтобы не выйти из состояния игралища. (В.В. Набоков) Но от сильного волнения или, как уточняют другие, оттого, что у него были скользкие после персика руки, он никак не мог расстегнуть кобуру. (Ф.Искандер). Яшка уговаривал меня остаться на ночь, но я отказался. И потому, что спешил, и потому, что оскорбил бы этим наших, к которым не зашел. Он сказал, что снова напоминает об этом не для того, чтобы упростить подвиг Колчерукого, а для того, чтобы молодежь лишний раз убедилась в преимуществе смелых решений. Но или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов. (Л.Н. Толстой).

Если придаточное предложение предшествует главному, запятую перед второй частью союза ставить нельзя.

В то время как я был углублен в разрешение этого вопроса, в замке моей темницы повернулся ключ. (Л.Н. Толстой) С тех пор как грозный судия мне дал всеведенье пророка, в сердцах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Ю. Лермонтов)

Упражнения

1. На месте каких цифр нужны запятые?

Греки считали (1) что у их обожаемого Гомера (2) был соперник по имени Гесиод. Они хранили легенду (3) о том (4) как два поэта состязались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод – и не (5) потому (6) что Гомер был хуже (7) а (8) потому (9) что его поэмы о войне (10) а Гесиод воспевал мир.

Ответ. 1, 4, 6, 7, 9, 10.

2. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) После того, как затихла история с анонимным письмом, родственник Колчерукого снова через одного человека осторожно напомнил ему насчет телки. (Ф.Искандер)

2) Напоследок он передал, чтобы его родственник прислушивался и присматривался к окружающим, с тем, чтобы при первом же подозрении дать ему, Колчерукому, сигнал. (Ф.Искандер)

3) Эта категория посещает музеи именно потому, что они расположены в прекрасных зданиях. (И.Ильф, Е. Петров)

Стык двух союзов

Если в предложении подряд следуют два союза, то запятая между ними обычно ставится; при этом придаточное, которое начинается со второго по порядку союза, можно опустить или перенести в другое место:

Мне приходит в голову, что, пока мы их ищем, они вернулись на наше место и ждут нас.

(Ср.: Мне приходит в голову, что они вернулись на наше место и ждут нас.) К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. Скажи ему, что, если я скоро умру, можно будет ему приходить без подношенья. (Ф.Искандер)

Но если нельзя изъять придаточное, начинающееся со второго союза, без перестройки всего предложения, то запятая между союзами не ставится; обычно это бывает, если у второго подчинительного союза есть вторая часть (если. то, когда. то, хотя. но).

Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

Если придаточное предложение идет после присоединительного союза (в начале предложения, после точки), то запятая никогда не ставится после союза а, обычно не ставится после и, обычно ставится после союза однако и может ставиться или не ставиться после союза но.

А если к сказанному добавить, что Глав. Экс. вез в Москву большую корзину божественных персиков, нежных и желтых, как свежевылупленные цыплята, все становится еще более понятным и человечным. И хотя все, безусловно, знали, что поезд приближается именно к Москве, напоминание диктора было приятно. (Ф.Искандер) И чтобы никто не разгадал его второй и главной жизни, он вел нищенское существование, стараясь не выйти за пределы сорокашестирублевого жалованья. Но так как он обитает на третьем этаже, а служебный день уже окончился, он быстро бежит вниз и покидает учреждение. (И.Ильф, Е.Петров)

Однородные части сложных предложений

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительной связью и при этом имеют какой-либо общий элемент: общий член предложения, общее придаточное или общее главное предложение для двух или нескольких придаточных. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах, в частности, не ставится запятая между однородными частями, если они соединены одиночным союзом и, или, либо.

Примеры сложноподчиненных предложений с однородными придаточными.

Подумайте, что будет, когда турнир окончится_ и когда уедут все гости.

[ ], (что), (когда) и (когда).

Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо.

Примеры сложносочиненных предложений с общим для двух частей членом.

Пример сложной синтаксической конструкции (предложения с сочинительной и подчинительной связью), где у двух частей, соединенных сочинительной связью, есть общее придаточное предложение:

По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее_ и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

(по мере того как), [ ] _ и [ ].

Придаточное, состоящее из одного слова

Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова – относительного местоимения или наречия, оно не отделяется запятой от главного.

Упражнения

1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Когда прошло минут пять после звонка (1) и никто еще не входил (2) наступило такое предчувствие счастья (3) что, казалось, сердце не выдержит (4) если все-таки стеклянная дверь сейчас откроется (5) и географ, по привычке своей почти бегом, влетит в класс. (В.В. Набоков)

Ответ. 2, 3, 4.

2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. . Поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника. (А.П. Чехов)

2. . Иван Иваныч идет к Петру Петровичу, и все в городе знают зачем. (И.А. Гончаров)

3. А хуже всего было то, что когда он произнес эту свою шутку богатого гуляки, я заметил, что она улыбнулась в уже пригубленный стакан. (Ф.Искандер)

4. Я успеваю сообразить, что, если она ужаснется от стыда или отвращения, когда я ее поцелую, я постараюсь объяснить это своим невменяемым состоянием. (Ф.Искандер)

5. Но судьба судила так, что, прежде чем свидеться с Эрнестом Павловичем, Остапу пришлось задержаться часа на два для подписания небольшого протокола. (И.Ильф, Е.Петров)

3. Укажите, на месте каких цифр обязательно должны стоять запятые и где запятая возможна, но не обязательна.

Подобно тому (1) как нетерпеливый юноша (2) ждет часа свидания (3) я ждал часа ночи. Но (4) лишь кондукторша рванула веревку (5) и трамвай тронулся (6) кот поступил, как всякий (7) кого изгоняют из трамвая (8) но (9) которому все-таки ехать-то надо. (М.А. Булгаков)

Ответ. 3, 6, 7, 8; 4.

Ответьте на вопросы:

1) Можно ли поставить запятую перед второй частью сложного подчинительного союза, если придаточное предложение предшествует главному?

2) На какие сложные предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1) сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами;

2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений;

Метапредметные:

1) развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

1) воспитание коммуникативности, самостоятельности.

2) развитие интереса учащихся к предмету

Тип урока: урок открытия новых знания и закрепления изученного

I. Организационный этап

II. Слово учителя: сегодня мы продолжим изучать сложносочинённые предложения. Вы знаете, что сложносочинённым предложениям присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей и интонацией. Всё это позволяет интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких и выразительных словесных картин. Продолжим нашу работу.

III. Актуализация опорных знаний

Запишите только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.

А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.

Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.

В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.

Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.

Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.

IV. Совместное определение темы и целей урока

- Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?

- Какие цели мы можем перед собой поставить?

-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие знаки препинания употребляют в сложносочинённом предложении и всегда ли нужна запятая между его частями.

1. Изучение нового материала

Понятие о сложносочинённом предложении

1. Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.

Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):

1.Солнце скрылось за облаком.

2.На пашню легла тень.

Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение.

2 . Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:

Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.

Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения. В этом случае запятая перед союзом И не ставится.

Вечером похолодало и пошёл снег.

4. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.

Тире ставится , если происходит быстрая смена событий или их внезапность:

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней . (А. Пушкин.)

5. Запятая перед союзом И не ставится :

А) если его части объединены

общим придаточным предложением.

С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже . (Д. Мамин - Сибиряк.)

Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском . (И. Тургенев.);

Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Это кто такие и что им надобно?

6. Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам .

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.

В. Отработка навыков распознавания сложносочинённого предложения и постановки знаков препинания.

Примечание:

Работа проводится в парах. После каждого задания проводится самопроверка по слайду, затем обсуждение вопросов.

Выпишите номера сложносочинённых предложений. Обоснуйте свой выбор.

1) Роскошное утро, везде блестит роса на траве.

2) Пришло время, когда грибам стало тесно.

3) Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.

4) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.

5) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)

6) Полюбуйся: весна наступает… (И. Никитин.)

7) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

8) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.

9) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

10) Всё проходит, да не всё забывается.

Самопроверка по слайду, самооценка.

- Какие предложения вызвали затруднение?

- Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.

1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.

2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.

3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.

4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.

5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.

Самопроверка по слайду, самооценка.

Устное объяснение одного (двух) предложений.

Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.

1) Набежала туча, и брызнул короткий дождь.

2) Город кончался, и начиналось поле.

3) Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.

4) Конь остановился, и всадник резко побледнел.

5) К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.

Устный отчёт о выполнении, сопоставление со слайдом-образцом. Самооценка.

1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.

2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.

3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.

4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.

Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.

1) Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.

2) Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.

3) Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.

4) Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.

- Какие предложения вызвали затруднения? Вернёмся к их разбору на следующих уроках.

- Вернёмся к 1 заданию и назовём верные утверждения.

Выберите любой уровень задания.

1 – упражнение 60;

2 – упражнения 61, 63 часть 2 (на конструирование);

Нажмите, чтобы узнать подробности

активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста.

Оборудование:

портрет С. Есенина;

Этапы урока

Лингвистическая разминка (выполнение теста №1, проверка по ключу, записанному на доске).

Работа над темой урока.

 Озвучьте цели нашего урока по формуле: «К концу урока буду знать…,

Обобщение и систематизация пунктуационных правил, регламентирующих постановку запятой в простом и сложном предложениях.

Графически объясните постановку знаков препинания в следующих предложениях (презентация):

Запятая перед союзом И ставится:

А) В простом предложении:

- между однородными членами перед повторяющимся союзом:

Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой (С.Есенин)

Б) В сложном предложении:

- между частями сложносочиненного предложения:

Вот уж осень улетела, и примчалася зима (С. Есенин).

Соловей не поёт, и дергач не кричит (С. Есенин).

- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И:

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится.

А) В простом предложении:

-между однородными членами с одиночным союзом:

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье (С. Есенин).

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова (С. Есенин).

Б) В сложном предложении:

- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения:

Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена (С. Есенин).

- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И:

Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха

И на ноге внучонка я качала (С. Есенин).

В) Если союз И соединяет два назывных предложения:

Мелколесье. Степь и дали (С. Есенин).

 Зачем нужны запятые в русском языке?

(Без запятых на письме никак не обойтись, ведь они выделяют в предложениях конструкции, которые не входят в общую структуру предложения.

Эти знаки препинания необходимы и при перечислениях, и для отграничения простых предложений в составе сложного. Если говорить о смысловом значении запятых, то эти пунктуационные знаки способствуют созданию в предложениях интонации. В том месте, где стоит запятая, мы обязательно сделаем паузу, выделяя, таким образом, значимые части как семантически, так и эмоционально.

Запятая также берет на себя функцию разделения предложения на смысловые блоки, но при этом объединяя их. Другими словами, запятая – это связующий элемент, который наполняет смыслом все части по отдельности и все предложение в целом.

Функции запятой довольно многообразны. Без этого знака препинания значение письменной речи донести до адресата будет просто невозможно.)

Совершенствование пунктуационных умений на основе знания правил о постановке запятой.

Упражнение для закрепления (у доски работают 3 ученика).

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений:

1. Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом. ( [ ], и [ ]. ССП)

2. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

И над пашнею счастливо созревают зеленя. ([ ], и [ ]. ССП)

3. Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы. ([ ], и [ ]. ССП)

4. Брожу по улицам и лужам

Осенний день пуглив и дик. ([О и О],[О и О].БСП)

5. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

([О и О]. Простое с однородными сказуемыми).

6. Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

([О и, |_._._|, О О и О О и О]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

. Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений.

Ученица читает стихотворение С.Есенина.

Подсказки: поэт, классик "Серебряного века"; место рождения: Константиново, Рязанская область, Россия.

Итак, следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина Аллы Максимовны Марченко – критика и литературоведа.

Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Вопросы к тексту

1. Укажите, какие из приведенных характеристик соответствуют данному тексту:

художественный стиль речи;

публицистический стиль речи;

тип речи  описание;

тип речи  повествование;

задача речи  дать информацию о творчестве С. Есенина.

2.На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

Чем покорил своих читателей Есенин?

Каковы характерные черты есенинского стиля?

С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?

3.В каком предложении используется сравнительный оборот?

А) 2; Б) 4; В) 9; Г) 12;

4.В предложении №14 автор использует метафорическое выражение

смысл этого выражения?

Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать

насущные социальные проблемы.

5.Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.

6.Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

Ответ: связывает однородные члены предложения.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, альтернатива, (в)расплох, (в)одиночку, (во)вторых, (по)неволе, апелляция, интеллигентный, пацифист.

Б) Определить способ образования следующих слов:

Беспристрастный ( пристрастный; приставочный)

Во-вторых (второй; приставочно-суффиксальный)

Поневоле ( неволя; приставочно-суффиксальный)

В) Работа с лексическим значением слова:

Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ)

Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями

Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле.(ПАЦИФИСТ)

МЕЦЕНАТ – (богатый покровитель наук и искусств)

Г) Составить словосочетания с этими словами и указать вид связи.

II Работа над темой урока.

Вопросы классу

На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия

запятой перед этим союзом.

Запятая перед союзом И ставится

А) В простом предложении:

- между однородными членами перед повторяющимся союзом

Ты мне пой, ведь моя отрада –

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

Б) В сложном предложении:

- между частями сложносочиненного предложения

Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)

Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)

- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится

А) В простом предложении:

- между однородными членами с одиночным союзом.

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член

Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

Приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка. (К.Паустовский)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)

Упражнение для закрепления

(У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1. Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом.

2. Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

3. Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

4. Брожу по улицам и лужам,

Осенний день пуглив и дик.

5. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

[ — = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.

6. Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

. Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

6. Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Вопросы к предлагаемому тексту.

7.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

7.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей

Б) Каковы характерные черты есенинского

В) С какой целью Есенин использовал цветовые

эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

7.3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12

7.4. В предложении №14 автор использует метафорическое выражение

смысл этого выражения?

которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о

Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать

насущные социальные проблемы. Ответ: А

7.5. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.

Укажите его номер. Ответ: № 13

7.6. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

7.7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

8. Домашняя работа.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

( Резервное время)

Тестовое задание.

В каком случае союз И соединяет части ССП?

А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно

просторными и светлыми.

Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

В каком случае перед союзом И нужна запятая?

А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он

Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Г) Тишина и безлюдье.

В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь

тучи, желтела заря.

В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама

архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с

В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили

мало и ничего не сказали.

Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку и начертите схему предложения:

Читайте также: