Требования к качествам личности при выборе профессии конспект урока 8 класс

Обновлено: 05.07.2024


Цель занятия
: познакомить учащихся с правилами выбора профессии.

Задачи занятия:

1) обозначить важность выбора профессии;

2) раскрыть значение интересов и склонностей в выборе профессии;

3) раскрыть значение способностей в выборе профессии;

5) раскрыть значимость востребованности профессий на рынке труда.

Время проведения: 15 - 20 минут.

Ход занятия:

Профессия – это важная для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Правильный выбор профессии делает нашу жизнь намного богаче. Любимая работа позволяет раскрыться наиболее ярким сторонам нашей личности. Если вы правильно выберите профессию, то:

ü вы будете ходить на работу с удовольствием;

ü выполняя работу, вы будете чувствовать себя бодрым;

ü вы будете ощущать полезность своего труда и себя как личность;

ü будет выше результат вашего труда и вас будут уважать коллеги;

ü вы всегда будете смотреть в будущее с оптимизмом.

И, наоборот, при несерьезном подходе к выбору учебного заведения и профиля обучения, в самостоятельной трудовой деятельности человека может постичь глубокое разочарование.

üчеловек переутомляется, перенапрягается, считает каждую минуту до конца дня;

üпритупляются способности, происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

üнелюбимая работа – один из факторов, увеличивающих число профессиональных заболеваний и травматизма.

Найти любимую работу, профессию – значит найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими личным качествами.

по содержанию (музыкальные, технические, литературные и т.п.)

по широте (широкие, разносторонние и узкие, направленные только на один предмет);

по глубине (глубокие и поверхностные);

по длительности (устойчивые и неустойчивые)

Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Эти два признака обязательны.

Можно, например, с удовольствием смотреть спортивные соревнования, но не делать даже утренней зарядки. Это говорит о том, что интересы не перешли в склонности. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности проявляются только в деятельности. Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности. Если проанализировать вашу учебную, внеклассную, внешкольную деятельность, то можно выделить склонности в соответствии с пятью типами профессий:

1) склонность к работе с людьми;

2) склонность к работе с техникой;

3) склонность к работе с условными знаками;

4) склонность к работе с художественными образами;

5) склонность к работе с природой.

Почему при выборе профессии так важно учитывать свои интересы и склонности? Если вам будет нравиться содержание труда, то вы охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – это умственные способности, волевые качества. Они обеспечивают легкость в овладении знаниями в различных сферах деятельности. У учащихся общие способности проявляются в успешном освоении учебных дисциплин.

Специальные способности же проявляются в определенном виде деятельности: например, воображение – важный признак литературных способностей, абсолютный слух – основа музыкальных способностей. К специальным способностям относятся организаторские, коммуникативные способности, математические и т.п.

Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются, наполняясь профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в работе водителя, токаря, слесаря, хирурга и других важна координация движений обеих рук, хотя содержание их деятельности разное. Качества человека, которые включаются в работу и обеспечивают ее эффективность, качество труда и надежность, относятся к профессионально-важным качествам (ПВК).

Профессионально-важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, для токаря необходимы хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, острота зрения, хорошая координация движений рук.

Другими словами, ПВК (склонности, способности и личностные качества) – основа профессиональной пригодности – соответствия человека профессии. Не каждый может стать космонавтом, летчиком и т.д. Не подходит состояние здоровья, организация труда. Часто непригодность выявляется при определении личных качеств (характерологических особенностей).

Например, в системе высшего профессионального образования в 2012 году потребность в кадрах составит 2225 человек при выпуске 5238, в том числе:

- гуманитарные науки – выпускников в два раза больше, чем спрос на рынке труда (требуется 400 специалистов, выпускников 800);

- экономика и управление – требуется 450 специалистов, готовят 2440 специалистов, что в пять раз превышает спрос на рынке труда;

В системе среднего профессионального образования при потребности в 2012 году 5238 человек будет подготовлено около 4000 специалистов;

В системе начального профессионального образования при потребности более 11100 специалистов, объем подготовки составляет 4700 человек.

Потребность общества в кадрах – это реальность, с которой любому человеку приходится считаться.

Таким образом, лишь при пересечении всех трех компонентов формулы мы можем говорить о правильном выборе профессии. Хорошо, если человек нашел свое призвание еще в юности, но так, к сожалению, бывает не всегда. Многие совершенно не имеют необходимой информации ни о своих способностях, ни о том, как их реально определить, поэтому им приходится долго искать себя. Не всегда в этом помогают и экзаменационные оценки. Они иногда случайны, слишком однозначны, оценивают только знания (какой ценой получены эти знания?), но не способности к работе.

Познать самого себя позволяют данные психологических тестов, которые дают самую разнообразную информацию о человеке. Для квалифицированной помощи в выборе профессии можно обратиться к психологу. Психологи проводят занятия по сопровождению выбора профессии, цель которых оказать молодому человеку помощь в профессиональном самоопределении, в принятии осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом профессиональных склонностей, индивидуальных возможностей и потребности общества в кадрах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- формирование теоретических представлений о профессиональной пригодности

- формирование знаний обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Развивать умение учащимися учитывать влияние личностных особенностей человека на профессиональную пригодность.

3. Развивать навык в разграничении общих и специальных способностей.

4. Формировать представления учащихся об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

5. Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

6. Развивать умение делать выводы и умозаключения по новой информации, полученной на уроке.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Помните, мы с вами говорили о том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку? Если эти требования совпадают с его личными качествами и возможностями, отсутствуют медицинские противопоказания, то это говорит о профессиональной пригодности. Сегодня мы с вами разберем это более подробно.

Итак, профпригодность - это гармония человека и его дела.

Профессиональная пригодность

Способности личные особенности человека отсутствие медицинских

- Ребята, перед вами лежат карточки разных цветов (красного, зелёного, жёлтого, синего). Выберите по одной с тем цветом, который вам больше всего нравиться.

Даю характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.

- синий цвет - чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

- зелёный цвет - испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, важен собственный статус в коллективе;

- жёлтый цвет - мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

- красный - активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

Ребята называют общее, то, что их объединяет, я фиксирую на доске:

- трудолюбие;

- можем мыслить;

- воспринимать и т.д.

Все это и есть общие способности, которые присущи всем людям, но развиты у каждого в разной степени. Существуют и специальные способности, которые характеризуют личностные особенности человека.

– Как вы думаете, какие?

Как правило, они бывают врожденные.

Простой пример: из двух девушек, осваивающих профессию танцовщицы, быстрее и лучше освоит ее та, у которой лучше координация движений и чувство ритма.

Способности развиваются у человека в течение жизни, но для их развития нужно время и терпение.

- А сейчас давайте попробуем выполнить следующее упражнение.

Я вам раздам листочки, где приводится перечень различных психологических свойств личности. Укажите, какие из них характеризуют способности, необходимые для овладения каждой из указанных профессий:

летчик-испытатель артист учитель водитель продавец

яркость речи, наблюдательность, хорошая память, эмоциональность, быстрая скорость движения, распределяемость внимания, выдержка, умение быстро принимать решение, техническая сообразительность, отзывчивость, организаторские способности, быстрая реакция, музыкальный слух, математические способности, точный глазомер, воображение, устойчивость внимания, общительность,

Профессиональная непригодность к конкретной профессии

Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Назовите личностные особенности, делающие профнепригодными учителя, продавца, диктора, военного, медсестры, водителя.

- Как я вам уже говорила, способности развиваются у человека в течение жизни.

Способности проявляются только в деятельности, причем в той, с которой они связаны. Так, например, нельзя говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.

Говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу!

Постоянные занятия, например, электротехникой могут развить технические способности. Человек станет быстрее и лучше других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах.

Упорные тренировки могут развить, казалось бы, на первый взгляд

слабые способности у спортсмена. Показательна в этом отношении биография Елены Мухиной, чемпионки мира по спортивной гимнастике. В детстве тренер считал ее неперспективной и даже отчислил из секции.

Так, физически слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон - знаменитым оратором. Поэтому каждому человеку важно заниматься самовоспитанием.

Итак, давайте вспомним, что включает в себя профессиональная пригодность?

-личностные особенности человека;

-отсутствие медицинских противопоказаний.

Рассмотрим следующую ситуацию:

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

– Алена, какая приятная встреча!

– Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

- Почему у девушек возникли такие проблемы?

- Что они не учли при выборе профессии?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому осмотру надо готовиться заранее. Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Выбирая профессиональную деятельность, нужно учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения.

Это могут быть большие физические нагрузки (шахтер, грузчик, животновод и др.),

-постоянно низкая или высокая температура (повар, водолаз), - повышенная запыленность воздуха, шум (ткачиха, работник типографии), - работы особо высокой точности, напряженности зрения, работа с мелкими деталями (вышивальщица, сборщик часов, микросхем),

- органов обоняния (повара, парфюмера ),

- органов слуха (стенографистки, музыканта, звукорежиссера,); и др.

О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения медиков, с работой в той или иной области деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

Динамическая пауза.

Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.

Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

Руки развести в стороны – вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.

Учитывать или не учитывать рекомендации, полученные на уроке – каждый человек решает по-своему.

А что решили наши героини?

И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!

А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?

И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.

А: Что же это за профессия?

И: Профессия называется постижёр ! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.

А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.

И: Желаю успехов на новом месте!

Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?

- Итак, давайте подведем итог.

Что же такое профессиональная пригодность? Что она в себя включает?

- Что необходимо учитывать при выборе профессии? ( Состояние здоровья, способности, личные особенности).

- Что такое способности? (Это качества, обеспечивающие успех в определенных видах деятельности).

- Какие способности относятся к общим, а какие - к специальным? (трудолюбие, внимательность, целеустремленность, сообразительность).

- Надо ли учитывать состояние здоровья при выборе профессии?

- Спасибо всем за работу.

Домашнее задание

Попробуйте составить программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

1. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

2. Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть для успеха в будущей профессиональной деятельности.

3. Наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.

4. Определите примерный срок, в течение которого вы планируете добиться успехов.

Провел: учитель технологии

Эмиров Магомедрасул Шихахмедович

План – конспект

урока по технологии в 8 классе по теме:

Задачи:

1. Образовательные:

Способствовать формированию и обобщению знаний по планированию профессионального пути, и представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению

2. Развивающие:

- способствовать развитию у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,

- содействовать развиватию необходимых знаний по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,

3. Воспитательные:

Способствовать воспитанию трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения : комплексный урок с элементами тренинга и психологической диагностики.

Основные методы, применяемые на занятии : вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ, упражнения, диагностика).

I. Организационный момент

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

II. Повторение пройденного материала.

Для начала вспомним основные используемые в речи термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение.

Учащиеся берут по одной карточке и отвечают на вопрос.

Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт, невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик, электрик.

Жизненный план - представление человека о желаемом образе жизни (соц., профессии и семейный статус)

Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой профессии и перспективах профессионального роста.

III. Основная часть . Знакомство с новым материалом.

Погружение учащихся в атмосферу занятия

Читают (выборочно) написанное вслух. Далее предлагается посчитать: какое количество из всех присутствующих отметили: здоровье, благополучие семьи и близких, материальную обеспеченность, хорошую работу, любовь, карьеру, славу.

Возможно групповое обсуждение этих вопросов, а после него – зачитываются взгляды М. Веллера на то, как большинство людей обходится с этими ценностями.

Здоровье гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры всё. Пускаются в афёры и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пропивают. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжёлый час идут по миру.

Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушны или, более того, ненавидят её. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются чёрной поденщиной – ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.

Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попрёки, переступать через людей – и на это ты хочешь потратить свою жизнь?

- Мотивационная беседа

Обратим внимание на высказывания автора по поводу важнейших составляющих жизни каждого – хорошей карьере, славе.

Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература – в мир общественных явлений, математика – в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, – мир профессий. При этом каждая профессия – это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?

Разумный человек не возьмется проектировать мост, если он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача и цена ошибки здесь может быть очень высокой – жизни людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность ее часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно давая первые приходящие в голову советы и решения. А цена ошибок здесь тоже немалая – судьба человека.

Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути.

Дальновидный человек, кроме того, предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество.

Есть две причины, по которым это стоит выбор осознанно: одна существовала всегда, вторая появилась недавно:

1.Важно правильно выбрать, так как иначе можно ошибиться.

Есть такая старинная легенда. В средние века во французском городе Шартре строился собор. Тесаный камень, из которого возводились его стены, рабочие в тачках подвозили к строительной площадке. И вот как — то троим тачечникам, которые все делали, собственно говоря, одно и то же — подвозили камень, задали один и тот же вопрос:

- Послушай, дружище, что ты делаешь?

Первый рабочий хмуро посмотрел на спрашивающего и раздраженно ответил:

- Ты что, ослеп? Не видишь — камень таскаю на площадку, будь он не ладен!

- Что я делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей семье — жене и двум маленьким дочуркам.

А третий распрямил спину, утер со лба пот, улыбнулся и заявил:

- Я строю Шартрский собор!

Одно и то же дело можно по — разному делать.

Можно жить от воскресенья до воскресенья. А можно иначе. Чтобы и в лучшее из воскресений где-то в самой сокровенной глубине души чуточку шевелилось радостное ощущение того, что завтра мы снова придем на работу к себе, снова встретимся с друзьями и будем вместе делать очень интересное, нужное дело. И любопытно — как оно у нас получится. И надо бы попробовать еще вот так. Ну и прочее в этом роде.

Каждый по своему понимает счастье. Но думается, что самое главное счастье в наше время — всегда видеть тот Шартрский собор, который ты строишь, всегда радостно идти на свою работу.

А в чем она конкретно заключается, эта работа, что ты там делаешь: пробирки моешь, сталь варишь или, может, огурцы выращиваешь, неважно. Лишь бы работа.

Стоп! То есть как это неважно? Нет, для тебя это очень важно, какую дорогу ты выберешь в жизни. Если свою — будешь счастлив. Если чужую — не будешь.

Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.

Выбор профессии у вас, девочонки и мальчишки, впереди. Но многие из вас, наверняка, задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более 40 тыс. профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности.

- Жизнь не стоит на месте, поэтому появляются новые профессии. О них

Это главное действующее лицо фондовой биржы, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профпригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уровновешенность, так как это одна из стрессовых профессий.

Тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно — техническое образование

4. АУДИТОР

Аудиторская деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности. Она состоит в осуществлении независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности.

Все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

1. Пианист (худ. обр.)

2. Пилот (техн.)

3. Официант (чел.)

4. Оператор связи (знак . сист.)

5. Геолог (прир.)

6. Агроном (прир.)

7. Адвокат (чел.)

8. Программист (техн.)

9. Радиооператор (зн. сист)

10.Фотограф (худ. образ.)

- А сейчас усложним задание. Сначала вы назовете профессию, а потом скажите, к какой категории она относится:

1.Специалист по воспитанию и обучению детей (педагог)

2.Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка (фермер)

3. Специалист по передаче информации с помощью радиоволн (Радист)

4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и оборудования (электромонтер)

5. Специалист по духовым и клавишным инструментам (музыкант)

6. Мастер по ручной ковке металла (кузнец)

7. Специалист, владеющий ножницами и расческой (парикмахер)

8. Специалист по обработке дерева (столяр)

7. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала (редактор)

8 .Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников (садовод)

IV. Практическая работа

1. Работа в группах

Учащиеся получают карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в ХХ веке;

В) появятся в будущем

Г) были в нашем селе

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т. д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь — референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т. д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т. д.

Г) кузнец, бондарь, сапожник, швеи, доярка, сыроделы, маслоделы. шорники(хомуты, сбруи, кнуты плели)

VI. Рефлексия.

1. Что интересного вы узнали на этом уроке.

2. Какие знания пригодятся вам в будущей жизни.

3. Почему именно в школе необходимо выбирать тип будущей профессии?

4. Какие сложности возникали на этом занятии? Как вы с ними справлялись?

Домашннее задание:

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

  1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).
  2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.
  3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
  4. Самореализация в труде (частичная или полная) — выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

① Узнать себя. На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
② Узнать о профессиях и образовании. На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
③ Попробовать себя в профессии. После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю "кухню" и примерить профессию на себя.

Читайте также: