Автомобиль газоспасательной службы назначение область применения на обслуживаемом объекте конспект

Обновлено: 06.07.2024

Вследствие высокой пожаровзрывоопасности современных технологических процессов и большой вероятности аварий техногенного и природного происхождения в МЧС необходимо использовать различные технические спасательные средства. Они представляют собой самостоятельный вид техники, которая позволяет предупреждать и ликвидировать чрезвычайные ситуации.

Виды газоспасательных транспортных средств:

  1. ПСМ или поисково-спасательные машины позволяют искать, спасать и эвакуировать пострадавших в любых природных условиях.
  2. МАСТС — мобильное аварийно – спасательное транспортное средство применяется для доставки спасателей и специального оборудования к месту аварии, а также выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи пострадавшим. доставляют оборудование и спасателей в места ЧС, позволяют выполнять аварийно-спасательные и другие работы, оказывать медицинскую помощь людям. позволяют собирать данные о масштабах чрезвычайных ситуаций, обнаруживать излучения в воздухе. Машины оснащаются аварийным инструментом, средствами радиосвязи, защиты, пожаротушения, световыми и звуковыми установками, предметами быта. выполняет функции доставки спасателей и оборудования на место аварии.

Для ликвидации опасных ситуаций чаще всего применяются аварийно-спасательные и пожарные автомобили. Эта техника бывает специальной, вспомогательной и основной. С помощью основных автомобилей огнетушащие вещества подаются в зону возгорания. В данную категорию техники входят автомобили общего и целевого применения. Благодаря специальным автомобилям выполняются специальные работы при ликвидации ЧС и тушении пожаров.

Вспомогательные автомобили представлены автотопливозаправщиками, оперативно-служебными автомобилями, автокранами, тракторами и другой техникой.

С помощью аварийно-спасательных и пожарных автомобилей осуществляется тушение пожаров, проводится ликвидация аварий и катастроф.

О технической готовности аварийно-спасательной техники говорят следующие признаки:

  • нормальное техническое состояние;
  • наличие в комплектации технических средств;
  • заправка горюче-смазочными материалами, огнетушащими веществами;
  • соответствие внешнего вида имеющимся нормам.

В случае несоответствия автомобиля даже одному из требований документации его нельзя будет эксплуатировать.

Во многом успешность выполнения поставленной задачи зависит от оснащенности подразделения необходимыми средствами, наличия специальной техники, профессиональной подготовки и боеспособности личного состава. Эксплуатация аварийно – спасательных автомобилей требует учета множества нюансов. Только таким образом можно обеспечить своевременную и качественную ликвидацию ЧС, а также гарантировать безопасность людей.

Автомобиль газоспасательный (АГС) - аварийно-спасательное транспортное средство, предназначенное для оперативной доставки газоспасательного отделения, специального оборудования и оснащения, средств защиты, связи, освещения к месту аварии, обеспечивающее возможность экипировки спасателей в средства защиты в пути следования к месту аварии, оказания первой помощи пострадавшим, организацию командного пункта.

Требования к документации на АГС

Аварийно-спасательным службам (формированиям) необходимо иметь следующий комплект документации к каждой единице АГС:

паспорт транспортного средства АГС;

свидетельство о регистрации транспортного средства АГС;

одобрение типа транспортного средства АГС (копия);

страховой полис ОСАГО владельцев транспортных средств на АГС;

талон технического осмотра транспортного средства АГС;

эксплуатационная документация АГС;

наставление по тактике эксплуатации АГС.

Требования к цветографическим схемам, специальным звуковым и световым сигналам.

В соответствии с Постановлением Правительства N 548 от 30.08.2007 г. и ГОСТ Р 50547-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" цветографические схемы АГС должны соответствовать цветографическим схемам транспортных средств аварийно-спасательных служб, в том числе:

Основной цвет покрытия - белый;

Цвета декоративных полос - двухцветный: оранжевый, синий.

Информационные надписи АГС должны содержать слова "Аварийно-спасательная служба", ведомственная, территориальная или иная принадлежность, номер подразделения, буквенно-цифровое обозначение автомобиля.

Опознавательные знаки (эмблемы) наносят на боковые поверхности автомобилей.

Проблесковые маячки устанавливаются на крыше транспортного средства или над ней. Установка в иных местах не допускается. На АГС устанавливаются проблесковые маячки со световыми сигналами синего цвета. Проблесковые маячки должны соответствовать:

ГОСТ Р 41.65 - по фотометрическим спецификациям;

ГОСТ Р 41.65 и ГОСТ 10984 - по цветовым характеристикам.

Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.

Общие технические требования

Конструкция АГС должна обеспечивать:

возможность оперативной (в течение 30 сек.) посадки и высадки отделения газоспасателей (не менее 4 человек), удобство и безопасность его размещения, а также размещение комплекта аварийно-спасательного оснащения, предусмотренного табелем;

возможность быстрого одновременного надевания средств защиты отделением газоспасателей в движении и на месте;

возможность размещения в салоне АГС пострадавшего для оказания первой помощи и подключения его к аппаратам искусственной вентиляции легких;

возможность организации руководства аварийно-спасательными работами с оборудованного рабочего места, включающего стол с индивидуальной подсветкой;

эргономические показатели рабочих (посадочных) мест газоспасателей, в том числе наличие индивидуальных сидений, поручней, и т.д.;

сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи).

Система отопления салона АГС должна обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15°С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха минус 40°С.

Оборудование и оснащение в салоне должно быть размещено с учетом обеспечения требований пассивной безопасности для личного состава. Наличие острых кромок не допускается. Отсек для хранения защитных костюмов должен быть герметичным и вентилируемым. Крепление автономных воздушных дыхательных аппаратов должно обеспечивать их быстрое и безопасное надевание газоспасателем без посторонней помощи в движении и на месте, а также исключать самопроизвольное перемещение аппаратов во время движения АГС.

Аппараты ИВЛ (кислородные баллоны) должны быть уложены в специально отведенный для них контейнер, размещенный в техническом отсеке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС) предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и служит для обеспечения работы звеньев ГДЗС в задымленной (загазованной) среде, развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС, освещения места пожара (аварии), обеспечения электроэнергией вывозимого электрооборудования (электроинструмент, дымососы, прожектора и др.). В состав пожарного расчет; входят: командир отделения, водитель, шесть пожарных.

Автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС)

Действия личного состава при развертывании автомобиля газодымозащитной службы (АГДЗС)

Развертывание электросиловой установки

Развертывание ЭСУ производит водитель по команде: “Генератор на холостой ход включить!”. Водитель включает стояночную тормозную систему, колеса автомобиля фиксирует противооткатными упорами, заземляет автомобиль, запускает двигатель. Включает коробку отбора мощности включает 3-ю или 4-ю передачу, включает сцепление, доводит, на пульт управления, напряжение холостого хода до 220 В, поддерживая частоту в пределах 49…53 Гц. Производит контроль напряжения и контроль сопротивления изоляции (контроль за сопротивлением изоляции осуществляется постоянно в процессе работы генератора, при загорании контрольной лампы, т е. при снижении сопротивления изоляции ниже 20 кОм генератор необходимо отключить), докладывает: “Генератор на холостой ход включен. Напряжение 220 В, частота 50 Гц”.

По команде: “Нагрузку – включить!” водитель производит проверку сопротивления изоляции рабочих линий (при отключенных выключателя: электроинструментов), включение генератора на нагрузку.

Развертывание дымососа на автомобиле газодымозащитной службы (АГДЗС)

Развертывание дымососа производят водитель и трос пожарных по команде: “Дымосос на всасывание (нагнетание) (указывается место введения рукава) – ставь!”. Пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля дымосос и переносят его к месту установки, принимают у пожарного № 3 всасывающие рукава и производят их соединение. Заносят всасывающий рукав в проем, присоединяют выкидные рукава. Пожарный № 3 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель к дымососу, устанавливает на опору распределительную коробку и присоединяет к ней кабель дымососа, при этом контролирует положение “откл,” тумблер “220 В 50 Гц”. Пожарные № 1 и № 2 устанавливают в вентилируемое помещение перемычки, Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1). Пожарный № 1 включает тумблер “220 В 50 Гц” на распределительной коробке.

Развертывание дымососа

Дымосос должен устанавливаться на месте применения так, чтобы во время работы не опрокинулся. Исключить непосредственное соприкосновение шнура питания с горячими и масляными поверхностями. При работающем дымососе необходимо следить, чтобы в него не попали посторонние предметы. При перестановке на другое место дымосос необходимо выключать.

Запрещается

применение электродымососа во взрывоопасной среде;

работать при повреждении штепсельного соединения, шнура питания, нечеткой работе выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе и появлении дыма или запаха из электродвигателя, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей, повреждении лопаток вентилятора.

По окончании работы дымососа водитель останавливает генератор и двигатель, отсоединяет заземление. Пожарный № 3 отсоединяет кабель, сматывает его на катушку, снимает с опоры распределительную коробку, укладывает оборудование на автомобиль. Пожарные № 1 и № 2 отсоединяют рукава, переносят и укладывают их на автомобиль, остальные пожарные переносят и устанавливают дымосос.

Развертывание прожектора

Развертывание прожектора производит водитель и двое пожарных по команде: “Прожектор (указывается место установки или объект освещения) – ставь!”. Пожарный № 1 достает из автомобиля прожектор и переносит его к месту установки, устанавливает на опору распределительную коробку и присоединяет к ней кабель прожектора, при этом контролирует положение “откл.” тумблера “220 В 50 Гц”. Пожарный № 2 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель к прожектору и соединяет с распределительной коробкой. Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1). Пожарный № 1 включает тумблер “220 В 50 Гц” на распределительной коробке.

По окончании работы прожектора свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке.

Развертывание прожекторов на телескопической мачте

Развертывание прожекторов на телескопической мачте производит водитель по команде: “Мачту освещения (указывается направление) – развернуть!”. Водитель производит операции по включению генератора на холостой ход, включает на электрощите тумблер “220 В 50 Гц”, включает автоматический выключатель “ПРОЖЕКТОРА”, Производит включение на пульте управления автомата защиты “24 В”. Выдвигает с помощью ручки телескопическую мачту на необходимую высоту. На пульте управления включает переключатель “ПРОЖЕКТОРА, ПИТАНИЕ 220 В”, нажимая выключатель “ПОВОРОТ” в положение “ВВЕРХ” или “ВНИЗ”, “ВПРАВО” или “ВЛЕВО”, направляет световой поток на освещаемый объект.

При свертывании мачты производится выключение прожекторов, и мачта опускается в исходное положение.

Развертывание электропилы

Развертывание электропилы производит водитель и двое пожарных по команде: “Электропилу (указывается объект и задача) – марш!”. Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1), Пожарный № 1 достает из автомобиля электропилу и переносит ее к месту работы. Пожарный № 2 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель и производит соединения с распределительной коробкой, при этом контролирует положение “откл.” тумблера “220 В 50 Гц”, производит подключение кабеля электропилы, по готовности пожарного № 1 производит включение тумблера. Пожарный № 1 занимает устойчивое положение, проверяет расположение электрического кабеля, который должен находиться от него сзади справа, нажимает на курок выключателя пилы и начинает распиловку.

Правила охраны труда при работе с электропилой

  • при пуске цепь на шине пилы не должна касаться объекта пиления;
  • при окончании пиления цепь из пропила должна выниматься без чрезмерного усилия и рывков, чтобы избежать срыва или разрыва цепи;
  • при внезапной остановке электродвигателя (вследствие исчезновения напряжения в сети, зажима цепи и т. п.), а также при переходах от реза к резу пила должна быть выключена;
  • обязательно отключать пилу при техническом обслуживании, смене и регулировке натяжения цепи, перерывах в работе и после ее окончания;
  • предпочтительным режимом работы пилы является непрерывная работа при номинальной нагрузке не более 40 с и количество резов в течение часа не более 60 циклов;
  • в процессе работы необходимо как можно чаще смазывать цепь и концевую звездочку путем погружения конца шины в масло типа АКП-10 или АС-9,5.

Запрещается:

  • включение пилы в сеть с напряжением, отличным от 220 В, и частотой, отличной от 50 Гц;
  • работать на открытых площадках во время снегопада или дождя, в помещениях с взрывоопасной или химически активной средой, а также в условиях воздействия капель и брызг;
  • нахождение людей вблизи работающей пилы со стороны пильного аппарата;
  • начинать пиление концевой частью пильной шины, т. к. при этом возможно отбрасывание пилы и травмирования движущейся цепью;
  • непосредственное соприкосновение шнура питания с горячими и масляными поверхностями;
  • заземлять пилу;
  • работать пилой при повреждении штепсельного соединения, шнура питания, нечеткой работе выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе, появлении дыма или запаха, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей, повреждении пильного аппарата.

По окончании работы свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке.

Правила охраны труда при работе на автомобиле газодымозащитной службы (АГДЗС)

К эксплуатации автомобиля могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку в объеме не ниже II квалификационной группы по электробезопасности.

К работе с выносным электрооборудованием допускаются лица, имеющие специальную подготовку в объеме не ниже I квалификационной группы по электробезопасности,

Все электрооборудование ежедневно при смене караула должно подвергаться тщательному осмотру, защита всех трех выходов генератора должна проверяться на срабатывание. Периодически, согласно существующим правилам, все электрооборудование подвергается тщательной проверке в стационарных условиях.

В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

  • допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;
  • движение автомобиля при выдвинутой телескопической мачте и отключенном гидроусилителе руля;
  • работать с электрооборудованием, имеющим неисправности.
  • В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

Во время работы, технического обслуживания и ремонта АГ необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.


Выпускается Новомосковским ЗАО "ЦАСФ" совместно с ОАО "Завод Тула". Предназначен для оперативной доставки газоспасательного отделения в составе до шести человек и необходимого для них технического оснащения к месту возможной аварийной ситуации на территории опасного производственного объекта, быстрого включения спасателей в табельные средства защиты, своевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшим, дегазации защитных костюмов, ведения оперативного руководства газоспасательными работами с использованием средств радио и громкоговорящей связи. Имеет разрешение Ростехнадзора России.


Автомобиль предназначен для размещения и транспортировки специального оборудования газоспасательных служб. Специальные выкатные конструкции в фургоне по бокам позволяют в короткий срок разгрузить оборудование, необходимое для работ в чрезвычайных обстоятельствах. Полный привод автомобиля, пятиместная кабина и специализированный фургон обеспечит доставку отряда со специальным оборудованием в самые труднодоступные районы.

Украинский автомобиль ГCC

Самаркандская Газоспасательная машина ISUZU NQR 71PL.


Автомобили СамАвто – это смелое воплощение новаторских конструкторских идей, реализованных в технике высокого качества. Современный дизайн в совокупности с высокими техническими характеристиками позволяет технике СамАвто занимать стабильную позицию на рынке автотехники Республики Узбекистан , конкурируя с многими производителями.

Автомобиль аварийной газовой (газоспасательной) службы на базе Газели ГАЗ-2705


Автомобиль аварийной газовой (газоспасательной) службы на базе Газели ГАЗ-2705 используется соответствующей службой или МЧС для доставки специалистов на место утечки бытового газа с последующей ликвидацией аварии.
Согласно ГОСТам, автомобиль газоспасательной службы окрашивается в желтый цвет с нанесением по бокам цветографических надписей "аварийная газовая служба". В салоне предусмотрены пассажирский и рабочий отсеки, поседочные места для 5-ти спасателей, верстак, стеллаж для оборудования и шкаф для спецодежды. Стандартную комплектацию автомобиля можно скачать по ссылке ниже. Характеристики базового автомобиля располагаются на странице ГАЗ-2705.
Стоимость автомобиля аварийной газовой службы ГАЗ-2705 зависит от привода базового автомобиля (задний/полный), установленного двигателя и комплектации службы. Возможно отдельное переоборудование Вашей Газели в газоспасательную службу.

Автомобиль газоспасательной службы, оборудованый дополнительной подачей воздуха в двигатель.


Недостаток кислорода при химической аварии может вызвать отказ двигателя автомобиля газоспасательной службы.

Компания MATISEC разработала инновационную систему, разместив 40 цилиндров по 50 литров с воздухом под высоким давлением 300 бар, Автомат и система распределения воздуха в двигатель для сохранения и спасения оперативного автомобиля. Эта концепция особенно подходит для автомобилей газоспасательной и противопожарной служб .

Спецмашина для ликвидации последствий катастроф.


Японская компания Morita представила новую модель спецмашины, предназначенной для ликвидации последствий ядерных, биологических или химических катастроф. В автомобиле предусмотрен защитный фильтр для обеззараживания воздуха, попадающего в салон новинки. Это даёт возможность пребывать автомобилю до 48 часов на заражённой территории, без вреда для здоровья экипажа. Кроме того, в салоне установлен специальный душ, который обеспечивает дезбактериализацию и комплекты защитной одежды.
Новое транспортное средство укомплектовано всеми необходимыми приборами для проведения анализов как биологических, радиационных, так и химических.
Подобная техника от компании Morita в основном предназначается для эксплуатации в закрытых объектах, особенно в областях повышенной сейсмической активности.

Читайте также: