Тимур и его команда конспект урока 4 класс перспектива

Обновлено: 06.07.2024

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Этапы урока

Формирование УУД,

(технология оценивания учебных успехов)

I .Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжим своё путешествие в мир детской литературы. Но сначала давайте друг другу улыбнёмся и за работу дружно возьмёмся.

Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

I Ι. Актуализация знаний.

Работа с текстом до чтения.

– Как бы вы озаглавили прочитанную дома часть текста?

– Над чем посмеялись от души?

– С кем пришлось сражаться Симе Симакову?

Сейчас вам предстоит поработать в парах и отгадать ключевое слово урока.

Дети, работая в парах отгадывают кроссворд, ключевое слово которого - тимуровцы. Приложение №1.

Какой вопрос возник у вас в ходе выполнения задания.

Кто такие тимуровцы?

Кто – нибудь из вас может ответить на этот вопрос?

1.Чтение текста в учебнике.

3. Книги Аркадия Гайдара.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

I II. Развитие умений.

Работа с текстом.

Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение 5-й части.

– Где впервые в этой части появляется улыбка автора? (Описание братишки Нюрки.)

– Какую задачу выполнял Сима? Чем он рисковал?

– Как Гайдар рисует победу бабки над Симой? (Какими словами? Всерьёз или с улыбкой?)

– Как повлияла на малыша работа четвёрки?

– О чём могли рассказать друг другу две старухи?

– Почему Нюрка говорит о козе уныло? А зачем отодвигается от бабки?

– Прочитайте по ролям разговор бабки с Нюркой, покажите чтением, какой у бабки характер.

– Как ребята заступились за Нюрку?

– Только ли от бабки достаётся Нюрке?

– Как в последнем предложении автор выражает своё отношение к ним и их делам?

Давайте представим себя на месте героя повести Симы Симакова.

Поглядим в щёлку забора…

Постучим по доскам забора…

Поднимем палку и пошевелим ветки яблони…

Подпрыгнем…подтянемся… помашем обожженными крапивой руками…

А теперь тихо за работу сядем

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

Вопросы 1–4 учебника (с. 149).

– В какое необыкновенное время жили Гайдар, Тимур и другие ребята?

– Нуждается ли наше время в Тимурах? Реально ли это? Поразмышляйте.

– Кем для вас стали герои Гайдара: настоящими живыми друзьями? Чудаками из прошлого? Несбыточной мечтой? Кем ещё?

Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь.

5 августа 1941 года Аркадий Гайдар побывал в гостях у тимуровцев Киева.

9 августа 1941 года целая полоса газеты "Советская Украина" была посвящена славным делам молодых патриотов.

На этой полосе напечатано обращение Аркадия Гайдара, озаглавленное: "Ребята!" Т.А.Гайдар

Ребята! Прошло меньше года с тех пор, как мною была написана повесть "Тимур и его команда".

Злобный враг напал на нашу страну. На тысячеверстном фронте героически сражается горячо любимая Красная Армия. Новые трудные задачи встали перед нашей страной, перед нашим народом. Все усилия народа направлены для помощи Красной Армии, для достижения основной задачи - разгрома врага.

Ребята, пионеры, славные тимуровцы! Окружите еще большим вниманием и заботой семьи бойцов, ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно, безотказно и точно, поднимайте на смех и окружайте презрением белоручек, лодырей и хулиганов, которые в этот час остались в стороне, болтаются без работы и мешают нашему общему священному делу. Мчитесь стрелой, ползите змеей, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов - диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов. Если кому случится столкнуться с врагом - молчите или обманывайте его, показывайте ему не те, что надо, дороги. Следите за вражескими проходящими частями, смотрите: куда они пошли? какое у них оружие?

Родина о вас позаботилась, она вас учила, воспитывала, ласкала и часто даже баловала. Пришел час доказать и вам, как вы ее бережете и любите. Не верьте шептунам, трусам и паникерам. Что бы то ни было - нет и не может быть такой силы, которая сломала бы мощь нашего великого, свободного народа. Победа обязательно будет за нами.

Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час, после радостной мирной работы вы будете с гордостью вспоминать об этих грозных днях, когда вы не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом.

"Советская Украина", 1941, 9 августа

В тяжёлые годы войны, благодаря повести Аркадия Гайдара, работа тимуровцев стала той искрой, которая зажгла всё пионерское движение.

В обязанности тимуровцев входило помогать в домашней работе семьям фронтовиков, опекать малышей, писать письма бойцам, охранять сады, огороды и помогать в сборе урожая. Повсеместно в школах начали организовываться тимуровские команды. Их работа была разнообразной. Особое внимание было уделено семьям солдат, ушедших на войну.

Тимуровцы собирали металлолом, колоски на колхозных полях, заготавливали лекарственные травы и были частыми гостями раненых в госпиталях города. Ходили по семьям фронтовиков, топили русскую печь, пилили и кололи дрова, стирали, писали письма под диктовку на фронт, навещали раненых в госпитале, собирали металлолом.

В музее хранятся уникальные записи тимуровцев начальной средней школы № 17. Это отчет работы отряда тимуровцев:

Тимуровцами обслужено пилкой и колкой дров 19 семей фронтовиков, 14 учащихся привлечено в школу на учебу. По школе было всего сшито 350 кисетов, 203 носовых платка, связано - 11 шарфов.

С 1 сентября 1941 по декабрь 1942 года учащиеся напилили дров для школьных печей - 28 кубов.

Сбор средств на подарки и теплые вещи для бойцов Красной Армии.

1)на подарки бойцам -3442 рубля

2)на теплые вещи - 753 рубля

3) на танковую колонну - 671 + 296 = 1049 рублей

5) на авиасоединение – 346 рублей 50 копеек

Всего собрано: 6146 рублей 50 копеек

В годы войны предприятия Егорьевска выпускали: лыжи, ящики для мин, тормозные колодки для танков, саперные лопатки, ложки, солдатские котелки, противопехотные мины, корпуса для авиационных бомб, стволы для минометов, маскировочные сети, ткани для плащ палаток, марлю. За всем этим стоит труд детей и подростков, которые заменили у станков ушедших на фронт мужчин.

Одной из форм забот тимуровцев о воинах являлась отправка на фронт посылок. В них были кисеты, носовые платки, воротнички, рукавицы, конфеты, патефонные пластинки, книги и другие бытовые вещи. Обычно посылали их к праздникам. Подарки были как коллективные, так и индивидуальные и шли от всего сердца.

Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы, устраивали концерты для раненых.

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки.

Тимуровские команды вели свою работу до начала 90-х годов.

Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях ГДР , НРБ , ПНР , СРВ , ЧССР .

Всё больше городов включается в это движение в наши дни.

- Как вы думаете, чем занимаются тимуровцы в наши дни?

-Хотели бы вы вступить в отряд тимуровцев?

Давайте проверим, какими внимательными читателями вы были.

Вопросы викторины учитель показывает на слайдах, дети записывают только ответы и ставят на листах +- правильный ответ,- неверный. (Приложение №3)

Вопросы викторины:

По характеристике угадайте героев повести А.Гайдара.

Тимур – деловитый, говорит громко, чётко, приказывая.

Женя – присутствует и наблюдает.

Гейка – упрямый, недоверчивый, прямой, говорит не спеша, как бы нехотя.

Коля – мечтательный, эмоциональный, немного заикается, голос передаёт его состояние (взволнован, обрадован, обижен и т.д.).

Сима – торопливый, расторопный и сведущий (всё знает), речь торопливая, без запинки и пауз, уверенная.

Для чего команда Тимура рисовала красные звездочки на воротах домов? ( Чтобы помогать семьям красноармейцев).

В фамилию какого действующего лица гайдаровской повести входит звук, издаваемый земноводными животными? (Квакин)

Имя девочки, которая нашла штаб тимуровцев. Женя

Что получил в конверте атаман шайки Квакин от тимуровцев? ультиматум

Назови имя девочки – хозяйки козы? Нюрка

Мальчик, который рассказал о пропавшей козе. Сима Симаков

Кем был отец Жени? Офицером

– Какое умение формирова ли?

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

ΙΙΙ. Рефлексия.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Кто такие тимуровцы? (Пионеры добровольно помогающие людям).

- Какую работу выполняли тимуровцы в годы ВОВ? ( Работают на заводах, в колхозах, собирают посылки на фронт…)

-Кому помогали они в послевоенное время? ( Помощь семьям погибших воинов, ветеранам войны).

Какой вывод можно сделать?


Цель урока: через знакомство с литературными героями сформировать понятие о бескорыстной помощи и доброте, пробудить потребность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

• умение извлекать нужную информацию из текста;

• делать выводы, умозаключения;

умение использовать знания по русскому языку;

• умение слушать других, принимать чужую точку зрения;

• умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

• умение оформлять свои мысли в устной форме;

• умение работать в паре, группе;

• формирование толерантного отношения к разным людям;

• умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:

• умение высказывать свою точку зрения по отношению к героям, выражать свои эмоции;

• мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Оборудование, материалы, инструменты:

Проектор, подготовленная презентация, раздаточный материал, выставка книг.

Учитель: - Что успели узнать?

Дети рассказывают кратко, 1-2 предложения, что успели узнать из прочитанного в книгах.

- Как вы понимаете данную фразу?

а) Слайд 3. Перед началом знакомства с рассказом обучающимся с ОВЗ озвучиваются вопросы, которые отражены на слайде презентации, на которые они должны найти ответы в процессе слушанья начала произведения.

Кто герои рассказа?

Кто старше среди героев?

Какие взаимоотношения между героями рассказа?

б) Слайд 4. Дети ложатся на парты, чтобы было удобнее слушать чтение учителя страниц учебника 112-113.

в) Дети, которые получили вопросы перед прослушиванием, дают свои ответы.

– Как вы думаете, что было дальше в рассказе?

Ответы и предположения обучающихся.

г) Самостоятельное чтение рассказа в течение 3 минут.

д) Обмен мнениями.

- Интересно было? Появились у вас вопросы? Все ли слова вам понятны? Как вы теперь ответите на вопрос, что значит быть человеком? Что такое бескорыстная помощь? Какого человека можно назвать добрым? Как вы относитесь к добрым людям? А вы себя считаете добрым человеком? Почему?

Работа по командам, которые формируется из близко сидящих друг к другу учеников.

Задание 1: запишите 3 существительных в начальной форме из прочитанного отрывка.

Затем команды передают свои записи в одном направлении соседней команде, которая должна проверить слова и добавить ещё одно существительное в начальной форме. Такие переходы команды осуществляют пока не получат свою карточку.

Задание 2: используя слова из карточки составить предложения, которые соответствуют содержанию рассказа.

Затем команды в таком же порядке передают свои карточки соседним командам, которые в свою очередь составляют предложения, которые соответствуют содержанию рассказа и являются продолжением прочитанного.

Команды озвучивают свои работы. Обучающиеся обсуждают получившиеся тексты.

Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: - Какую мы поставили цель в начале урока?

- Удалось ли нам её достичь?

- Что значит быть человеком? Что такое бескорыстная помощь?

- Что бы вы хотели сделать дома по данному тексту?

- Что вам удалось на уроке?

- Что не получилось?

Слайд 5. Учитель: - Обратите внимание на нашу выставку книг.

Дети замечают, что одна из книг отличается, так как автором её является другой автор, а все оставшиеся написаны Аркадием Гайдаром.

Тема урока: Гайдар "Тимур и его команда". Создание рассказа по аналогии.

• умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным и задачами;

• умение осуществлять познавательну ю и личностн у ю рефлексию:

• умение высказывать своё отношение к героям, выража ть свои эмоции;

• мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Что я понял для себя, прочитав произведение Гайдара? Какую главную мысль вынес ? Что хот ел

К концу урока учащиеся осмыслят нравственно - эстетическое содержание повести.

портрет А.Гайдара: иллюстрации к повести "Тимур и его кома нда". Презентация; Карточки; За пись

Использовались элементы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Умения по подходам к у чению: умение безошибочно читать и понимать прочитанный текст;

прогнозировать развитие событий; умение искать решение в проблемной ситу ации; развитие

коммуникативных навыков и ум ения работать совместно с другими; умение вести дискусс ию ; уме ние

убедительно формулировать свою точку зрения; умение слушать и слышать точку зрения, отличну ю от

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чттению для 4 класса. Тема разработки "Тимур и его командаю".

Технологическая карта урока по литературе, 4 класс

УМК: Школа 2100

Место урока в разделе

открытия новых знаний

Задачи урока

Учить воспринимать и понимать образы, созданные автором;

практиковаться в умении читать выразительно;

развивать устную речь

Планируемые результаты изучения темы

Метапредметные

- Ученик научится воспринимать и понимать образы, созданные автором.

- Ученик получит возможность расширить устную речь.

Познавательные УУД

знакомство с творчеством А.П.Гайдара.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

оформлять свою мысль в устной речи.

Учащийся получит возможность формирования:

Формирование интереса русской к литературе.

Учебник по литературному чтению "Школа 2100", 4 класс, 3 часть.

Проектор, интерактивная доска, компьютер.

Межпредметные связи

История, русский язык, окружающий мир

Организация пространства

Этапы урока

Организационный момент

Время: 2 мин

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и приступим к работе.

Проверим, все ли у вас есть на партах, что нужно для литературного чтения.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Познавательные УУД

анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Время: 3-5 мин

Вы знаете, что 2015 год был назван годом литературы? Как вы думаете почему? Писатели и поэты сочиняют для нас произведения о чести, достоинстве, уважении к другим, о доброжелательности, о преданности, показывая тем самым, нам читателям, путь к нравственности, человечности, духовности.

О каком авторе и произведении идет речь?

А вы знаете А.П Гайдара?

Какова тема нашего урока?

Сегодня мы будем говорить о А. П. Гайдаре и его произведении.

Сегодня мы познакомимся с писателем А.П. Гайдаром.

Формулируют тему урока

Записывают число, классная работа, тему урока.

Познавательные:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.

Актуализация знаний

Время: 11 мин

Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове.

Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, была дворянкой не слишком знатного рода,работала сначала учительницей, позже фельдшером.

Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя.

Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.

Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком.

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести и до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды".

Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.

Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат.

- Следует отметить, что в каждой книге присутствует личное наблюдение, личное переживание, личный опыт автора.

А о каком произведении мы сегодня будем говорить, вы отгадаете сами.

Из предложенных слов составьте предложение. Это и будет название произведения.

Кто прочитал повесть? Посоветуете вы остальным ребятам прочитать ее полностью?

А в словаре Ожегова слово команда значит группа связанных чем-нибудь людей ,чье-нибудь окружение .

Джентльмен, касторка, молочница, кадка, кряду, инженер, трухлявая (лестница), обитаем, замшелая (крыша), штурвальное колесо, прожектора, маневрируя, эскадра, дивизион.

Слушают биографию автора.

Регулятивные:

планировать совместно сучителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

- Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям.

Первичное усвоение новых знаний

Время: 7 мин

ЧТЕНИЕ 1 –ОЙ ЧАСТИ УЧИТЕЛЕМ.

Откройте учебник на странице 134.

Я буду читать, а вы следите за мной по учебнику.

Начинают читать по цепочке.

Регулятивные:

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Первичная проверка понимания

Время: 3-4 мин

- Почему Коля Колокольчиков стоял с унылым выражением лица?

- Какое настроение у Коли?

- Как автор показывает это в тексте?

- Подберите слова-синонимы к слову унылый.

- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?

- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком?

- Что хотел автор донести до нас с вами словами дедушки?

- Как рисуется характер Колиной сестры Татьяны?

- Почему у Коли захватило дух?

- С кем сравнивается Коля?

- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста? - Какие сигналы узнавали мальчишки? Почему ребята были взволнованы?

- Что означали разносившиеся звуки и почему многие ребята неслись к какой-то цели? Можем мы дать ответ на эти вопросы?

ЧТЕНИЕ 2-ОЙ ЧАСТИ УЧАЩИМИСЯ ПО ЗАКОНЧЕННЫМ ЧАСТЯМ

- Кто такие Ольга и Женя? Кто из них старше? Докажете, что Ольга старше.

- Какой мы увидели Ольгу?

- Какой характер у Жени?

Отвечают на вопросы.

-Он ничего не делал целый час, лишь держал отвертку; его нетерпеливо дожидался Сима Симаков.

-Захватило дух означает, стало трудно дышать, от волнения или страха

2.Серьезная, заботливая.

3.Она добрая, но беспечная.

Регулятивные:

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Первичное закрепление. Информация о домашнем задании.

Время: 3 мин

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
- Какого писателя открыли для себя?

интересным на уроке?

Запишите домашнее задание. Дома прочитать 3,4,5 части.

Отвечают на вопросы.

Рефлексия. Подведение итогов.

Время: 3 мин

Давайте подведем итог урока. Продолжите фразы.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные - учащийся получит возможность формирования:

умения формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования;

Когда идет в далекий трудный путь корабль, на носу его, зорко вглядываясь вдаль, не сводя глаз с горизонта, несут свою службу впередсмотрящие. Самым бдительным, верным и опытным доверяют моряки этот пост.

Когда в давние времена шли в походы воины – конники, они посылали вперед всадника.

Это всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар (настоящая его фамилия Голиков). (Слайд 2).

Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный многоговорящий псевдоним.

Немного о биографии Гайдара вам расскажут ваши одноклассники.

А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. С малых лет он приучался к самостоятельности и рыцарству. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда свершилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война.

В ноябре 1918 года Гайдар уходит добровольцем в Красную Армию, ему было только 14 лет. (Слайд 3)

Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии. Но тут его сразила болезнь: сказались ранения. Врачи признают его непригодным к военной службе.

В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе.

Он становится детским писателем.

Гайдар подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против разгильдяев и жуликов. (Слайд 4)

Гайдар жил как солдат и умер на боевом посту.

В октябре 1941 года по заданию редакции он оказался в партизанском отряде. Однажды небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Пулеметная очередь пробила его сердце. Так погиб Гайдар.

Учитель. Повесть “Тимур и его команда” была написана в 1940 году, книга вышла в свет в 1941 году. В 40 – м году в Европе уже шла война с фашистами. Через год гитлеровские войска вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы.

Наступило трудное, горькое, героическое время.
Встал вопрос: что же должен делать каждый человек?
Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей.
Повесть А.П. Гайдара помогла детям ответить на этот вопрос.
Прочитав эту повесть, мы с вами узнаем о жизни детей в те далекие времена.

а) чтение 1 части (стр.7,8)

С какими героями мы познакомились, прочитав отрывок?

Что вы узнали о Жене и Ольге?

Где был их отец?

Что должна была сделать Женя?

Словарная работа. (Слайд 5)

В тексте вы встретили слова керосинка и примус. Знакомы ли они вам?

Керосинка – нагревательный прибор с фитилем

Фитиль (греч.) – рыхло свитая веревка, пропитанная керосином, горит медленно, но хорошо держит огонь.

Примус – прибор для приготовления пищи.

Что вы можете сказать об этих словах? (архаизмы)

б) Ольга поехала на дачу, а Женя пока осталась в городе. Хочется ли вам узнать, что произойдет дальше?

Чтение произведения (стр. 8 – 15)

А сейчас мы проведем небольшую самопроверку того, как внимательно вы читали текст.

1. Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал

а) рыжий котенок;

2. Ольга открыла террасу. Отсюда был виден запущенный сад. Над крышею сарая развевался маленький

а) белый флаг; б) красный флаг; в) синий флаг.

3. Ольга вернулась к машине. Тут к ней подскочила

а) маленькая девочка;

б) бойкая старая женщина.

4. Ольга пробралась в орешник. Что такое? Флага уже не было, там

а) сидел мальчишка; б) торчала только палка; в) был флажок другого цвета.

5. Она вернулась к крыльцу. Молочница ей объяснила:

а) это ребятишки по чужим огородам озоруют; б) в деревне объявились странные люди.

6. В сумерки, когда уборка была окончена, Ольга вышла на крыльцо и достала

а) аккордеон; б) гитару; в) скрипку.

7 Из-за куста вышел человек

а) в белом костюме; б) военной форме; в) спортивном костюме.

8. Он сказал, что его зовут

а) Георгий Гараев; б) Николай Гараев; в) Евгений Гараев.

9. Ольга и молодой человек

а) встретили Женю; б) не дождались девочку.

Проверка по ключу. (Слайд 7)

Почему же Ольга и Георгий не встретили Женю? Что с ней случилось?

Вспомните, какой случай произошел на перроне?

У нас появляются новые герои: Георгий и Мишка Квакин.

Понравился ли вам Квакин? Почему?

Из слов Квакина мы узнали, что у Георгия есть племянник Тимка Гараев.

Что сказал Квакин про Тимку?

Итак, мы остановились с вами на эпизоде, в котором рассказывается, что Женя крепко уснула в чужом доме. Продолжим чтение.

Чтение (стр. 15 – 16)

Работа по прочитанному.

Можете ли вы предположить, в чьем же доме оказалась Женя?

Да, действительно, по – видимому. Тимур это и есть тот Тимка, о котором говорил Мишка Квакин.

Мы еще не знаем этого героя, но можете ли вы про него что – нибудь сказать?

Но с Женей снова приключается неприятность. Какая?

Как дальше поступит девочка?

Прочитаем об этом дальше.

Чтение (стр. 16 – 19)

Проверка восприятия.

От кого Женя получает записку? Что в ней написано?

Понравилось ли вам начало повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”?

Перечислите героев, с которыми мы познакомились?

(Ольга, Женя, Георгий, Тимур, Мишка Квакин) (Слайд 8)

Два мальчика: Тимур и Мишка Квакин. Что вы можете о них сказать?

Тимур – олицетворение хорошего, доброго.

Мишка Квакин – злого.

Вероятно добру и злу предстоит столкнутся.

Кто же одержит победу в этом противостоянии? Мы с вами узнаем, прочитав повесть

Читайте также: