Тема и основная мысль текста заглавие текста 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока Формирование познавательных УУД. Формирование практических умений и навыков творческой деятельности (создание текстов на определенную тему, пользуясь знаниями о тексте). Ученик должен получить возможность использовать выразительные средства для воплощения собственного творческого замысла.

Дать определение теме, основной мысли, заглавию текста.

Выделять основные особенности текстов.

Сравнивать, анализировать, рассуждать над текстом.

Планируемые образовательные результаты

Сформировать практические умения и навыки творческой деятельности.

Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Развивать самостоятельность учащихся в поиске решения различных задач

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

Тема, основная мысль, текст

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала (эффект мгновенного погружения)

Принять решение, отделить известное от неизвестного, сделать выводы

Работа с карточками в парах (ребята сами решают, кто из них будет спрашивать, а кто отвечать).

Записываем в тетрадях число, тему урока.

Узнаем новое для себя: тема, а также основная мысль могут быть отражены в названии (заголовке) текста.

Докажите, что перед вами текст.

Как автор раскрывает основную мысль? На каком примере?

Поможет ли нам знание, что перед нами басня определить главную мысль текста?

Начинало светать, в темной, росистой чаще сада была глубокая тишина. Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. Как хорошо! Я стою и не могу насмотреться; душа через край переполнена тихим, безотчетным счастьем.

Сейчас же за окном начинался сад, где во множестве росли черешни, все белые от цветов, круглые и кудрявые, точно стадо белоснежных овец, точно толпа девочек в белых платьях…Деревья были еще пусты и чернели голыми сучьями, но уже начинали, едва заметно для глаза, желтеть первой, пушистой, радостной зеленью. Утро выдалось ясное, яркое, влажное. Деревья тихо вздрагивали и медленно качались. Чувствовалось, что между ними бродит ласковый прохладный ветерок и заигрывает, и шалит, и, наклоняя цветы книзу, целует их.

Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. Цвела черемуха.

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Что общего в этих текстах?

Запишем ряды имен прилагательных и глаголов, которые уместно использовать в описании утра:

ветерок - шаловливый, легкий, свежий, прохладный; туман - седой, молочный, утренний и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 17. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.

Проверка домашнего задания

1. Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический
и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев -к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого) шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный -этого — верх головки серенький. ); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые); восьмое с седь мым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие — белая).

Фонетический разбор: [гл'ижу].

2. Задание 6 из рабочей тетради - фронтальная проверка.

Комментарии

Тип текста — повествование.

III . Самоопределение к деятельности

Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)

Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тему текста и его основную мысль.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

I. Чтение теоретического материала (с. 37, 38), беседа по прогнанному, комментарии учителя.

Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.) Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его пред-южения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает i и- юстность текста независимо от количества частей, на которые mi членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема Юлится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

- Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, 01 мовная мысль тоже определяет содержание текста. Она может " i . i п. сформулирована в одном из его предложений. Например, и оасне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде • инкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нуж но сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

- Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии пдержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

2. Упр. 64 - выразительное чтение текста, обсуждение.

Произведения каких жанров напоминает этот текст? (Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)

Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на другую тему? (Можно.)

_ Согласны ли вы с К. Ушинским? (Ответы детей.) V Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 65 - письменное выполнение на доске и в тетрадиш

Упр. 66 - выразительно?чтение текста, обсуждение.

3. Упр. 67 - выразительное чтение текста, обсуждение вон Л
сов сначала в парах, затем коллективное.

Комментарии


На этом уроке мы поговорим об особенностях темы и основной мысли. Научимся отличать тему от основной мысли. И поразмышляем о том, каким должно быть заглавие.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Тема и основная мысль текста. Заглавие текста"

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое тема текста?

· Чем тема отличается от основной мысли?

· Каким должно быть заглавие текста?

Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:

– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!

– Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?

– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.

– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.

– А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.

Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.

То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.

Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.

Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:

Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.

Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!

В начале двадцатого века поэт Велимир Хлебников пытался избавиться от темы в своих стихах.

И вот что у него получилось.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Теперь в стихотворении только с большим трудом можно найти какой-то смысл.

Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.

Посмотрим вот на такие отдельные предложения.

Улетели птицы.

Опадают листья.

Всё чаще идут дожди.

Облетели и пожухли цветы.

Пока что каждое предложение здесь само по себе.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!

Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.

Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.

– Значит, я буду писать рассказы на тему нашей школьной жизни, - решил Сеня.

– И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.

– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.

– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.

И вот, у Сени получился такой текст.

Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!

– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.

– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?

Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.

Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.

Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.

Это его отношение к теме текста.

Тема и основная мысль между собой не равны.

Тема – это та информация, которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить.

Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала…

Мы знаем эту басню и знаем, что в ней рассказывается о том, как лисица отняла сыр у вороны. Эта тема. А основная мысль выражена в первых трёх строках. В басне эта основная мысль ещё называется моралью.

Обычно чтобы выразить основную мысль, нам нужно прочитать весь текст.

– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.

– Я хочу сказать, что списывать нехорошо, - тут же ответил Сеня.

Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.

Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.

Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.

– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.

– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?

– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.

Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.

Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.

Название также иногда называют заголовком.

Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.

Некоторые заглавия книг бывают удивительны и непонятны.

– Но ведь заглавия обычно короткие, – возразил Вениамин. – К тому же, у тебя и рассказ небольшой…

– Уже лучше, - похвалил Вениамин. – Но не совсем понятно – в чем суть рассказа. И чем заглавие привлечёт читателя? Заглавие должно быть ещё и ёмким и вмещать в себя самое-самое главное!

– Но ведь об этом все знают, – покачал головой Вениамин. – А заглавие должно быть ещё и точным!

Давай попробуем ещё раз.

– Отлично! – обрадовался Сеня. – Теперь я готов сочинять прекрасные тексты. В них будет тема, основная мысль…

– И интересные заглавия, – подсказала Маша.

– Вперёд, к славе писателя! – кивнул Вениамин.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.

Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.

Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте; разъяснить учащимся определение текстов разных типов речи и форм, его жанров; учить определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его

Планируемые результаты:

Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др.); раздаточный материал.

Организационная структура (ход) урока

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.

Актуализация

Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)

Выявление места и причины затруднения

Для чего нам нужны предложения? (предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли)

А если одного предложения мало для выражения мысли? (тогда для развития мысли мы составляем текст)

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Из чего состоит текст? (предложения, абзацы, разделы, главы)

Работа с раздаточным материалом

Перед вами, ребята, карточки. Ознакомьтесь с ними. Попробуем определить, что перед нами текст.

Необычные обряды

Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:

Уходи, муха, вон,

Хозяин идет в дом.

Ты лето летовала,

Дай мне зиму зимовать.

После этого ставили сноп к иконам.

Что вы почерпнули из этого текста? Можем ли обозначить тему и основную мысль текста? Что вы можете сказать о строении данного текста? (ответы учащихся, работа с текстом)

Целеполагание (постановка целей и задач урока)

Что лично вам может дать расширение знаний о тексте, его видах, признаках, особенностях? (Дети формулируют цель учебной деятельности, осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием)

Работа над темой урока

Знакомство с теоретическими сведениями, помещенными в учебнике (пар. 13, стр. 34, 35; пар. 14, стр. 37, 38), беседа по прочи­танному, составление кластера в тетради, комментарии учителя.

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письмен­ными.)

Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)

На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повество­вание, рассуждение.)

Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фик­сирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их вре­менной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно ме­няются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (ос­новная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в раз­говоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его пред­ложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нуж­но сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выра­жать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его пе­редать.

Слово учителя. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложении, а также интонация. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верный слову – верность слову), местоимений (человек – он), синонимов (книга – издание).

Первичное закрепление

Работа с материалом учебника. Выполнение упражнений 62, 64 (устно), 65 (письменно), 66 (устно, обсуждение).

Рефлексия

Что нового вы узнали о тексте?

3. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Идея – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – с. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему. Предложения в тексте всегда объединены одной мыслью и связаны грамматически. К тексту можно подобрать заголовок, то есть дать название тексту. Заголовок представляет собой краткое изложение содержания всего текста. Часто заголовок помогает выразить основную мысль или идею текста.

По форме тексты бывают устные и письменные, по виду речи – монологические и диалогические, по типу речи – описание, повествование и рассуждение.

У текста есть своя структура: он имеет начало, развитие мысли и концовку. Начало текста подготавливает к тому, о чём будет говориться дальше. В нём формируется тема. В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть подводится итог.

Рассмотрим стихотворение. Его автор Даниил Хармс.

Мы разглядели их

Можно ли назвать его текстом? Да. Есть тема – разглядывание картин. Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

В тексте все предложения связаны по смыслу. Как это определить? У них должны быть какие-то общие элементы, например, слова или словосочетания. Прочитаем эти предложения и определим, какие слова из первого предложения повторяются во втором?

Повторяется слово сено. Этим словом второе предложение как бы скреплено с первым. Такая связь в предложении называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Обратимся ещё к одному примеру:

Итак, чтобы создать текст, нужно иметь в виду, что он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого.

Создавая текст сочинения, мы обращаем внимание на его начало. Оно определяет дальнейшее развитие темы и идеи, организует структуру текста, помогает выбрать тип речи (мы повествуем о предмете, описываем его и рассуждаем о нём).

Учитывая все особенности рассказа, способы создания текста, нетрудно будет написать рассказ по данному началу. Для этого необходимо подумать над тем, как будет развиваться действие, какое событие будет самым важным и чем закончится рассказ.

Прочитайте начало рассказа Виктора Голявкина, которое может послужить началом вашего рассказа.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

Давайте попробуем составить небольшие рассказы по заданному началу:

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, всегда хорошее настроение. Почему? Потому что хозяин у неё добрый, он не отправляет её учиться. Она живёт сама по себе: куда хочет, туда и идёт, спит тоже тогда, когда ей хочется. И никто не ставит ей никаких отметок.

У нас получился текст-рассуждение: Маша размышляет о том, почему она любит собак.

Ещё один пример.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха. Она виляет маленьким хвостом из стороны в сторону, наверное, ждёт кого-то.

Маша описала собаку. У нас получился текст-описание.

Катя думала, ей подсказали, и повторяет:

– При чём тут Лукьян?! – удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.

Перед вами текст-повествование.

Какое название можно дать рассказу? Конечно, оно будет зависеть от того, что нам поведал автор и что хотели бы рассказать вы, если бы с вами приключилась такая же история.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Выберите правильное утверждение.

А) несколько предложений, следующих друг за другом;

Б) законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Разбор задания: текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему.

Правильный Ответ: б

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Все трое сели на скамейку привокзального скверика.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением параллельной связью:

А) за сквером где-то далеко играла музыка.

Б) и все трое доверяли друг другу без каких-либо сомнений.

Разбор задания:

Вспоминаем, что между предложениями нет скрепляющих слов, второе предложение связано с первым по смыслу, раскрывает его содержание.

Читайте также: