Текстообразующая роль деепричастий конспект урока 7 класс

Обновлено: 22.07.2024

- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

- Когда не обособляется?

3. Работа по теме урока. Анализ текста.

  • Выразительно прочитайте текст. (Текст спроецирован на экран).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

4. Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

  • Графически объясните постановку знаков препинания.
    Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
    На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).
  • Что изменилось в предложениях?

5. Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.

Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –

(Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга.)

Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу, не шевелилась).

6. Слово учителя.

В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите деепричастия, которые употребляются в современной речи.

По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.
(М. Лермонтов).

Набегают тучки на небо, – гонит их метелица, распеваючи.
(М. Лермонтов).

А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи.
(А.Чехов).

7. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

  1. Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.
  2. Позавтракав, машина приехала за нами.
  • Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.

8. Итог урока.

- Какова роль деепричастий в предложении?

- Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?

(учащиеся дают отрицательные ответы).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 7 классе Дата 22.12.2015

Вид урока: беседа, практическая работа

Цели урока:

Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;

Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;

Знать особенности употребления деепричастий;

Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

I . Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Какую часть речи неудачно употребляет повествователь?

- Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока (знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи).

II . Актуализация опорных знаний.

- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (выделите в каждом столбике деепричастие).

- По каким признакам вы это сделали?

2) Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное:

- По каким признакам вы нашли деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

- Когда не обособляется?

III . Формирование новых понятий.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):

- Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

начать (начав)

понять (поняв)

принять (приняв)

прибыть (прибыв)

закупорить (закупорив)

заплесневеть (заплесневев)

облегчить (облегчив)

углубиться (углубившись)

черпать (черпая)

баловаться (балуясь)

- Проверьте себя (произносите правильно).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

1) Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Определите тему текста и основную мысль.

Определите стиль текста и тип речи.

Какую картину создаёт автор?

Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

2)Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

Графически объясните постановку знаков препинания.


Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы .– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).

Что изменилось в предложениях?

3) Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

4) Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в каждом предложении.

1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.

1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2. Возвращаясь домой, пошел дождь.

3. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

3. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

5) Задумаемся о роли деепричастий в речи.

(звучит стихотворение)

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

- Какую же роль играют они?

Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.

Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV . Формирование умений, навыков.

- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

- Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

- Наше занятие подходит к концу.

- С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

- Какова роль деепричастий в предложении?

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Домашнее задание: решить тестовые задания.

V . Рефлексия.

Домашнее задание

1. Какое из слов не является деепричастием?

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

4. Выберите правильное продолжение фразы.

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

Домашнее задание

1. Какое из слов не является деепричастием?

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

4. Выберите правильное продолжение фразы.

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

Анализ текста

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Анализ текста

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Анализ текста

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

Анализ текста

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Понятие о деепричастии" в 7 классе. Урок открытия нового знания.

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: Понятие о деепричастии.

Цели и задачи урока:

образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли в речи;

развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;

воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.

УУД. Предметные: научиться различать деепричастия и глаголы в речи.

Метапредметные. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Коммуникативные: использовать языковые средства для речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения.

Постановка цели и задач урока.

- Какие цели вы поставите себе на этом уроке? (научиться находить деепричастия, узнать их отличительные особенности, расширять свой кругозор).

3. Актуализация знаний.

На доске записываются два предложения.

Волны шуршали и набегали на берег.

Волны, шурша, набегали на берег.

Задание: найти грамматическую основу в каждом предложении.

1 )Волны шуршали набегали.

- Какое затруднение у вас возникло в процессе этой работы? (не знают, к каким членам предложения отнести слово шурша).

- Почему у вас возник этот вопрос? (незнакомое слово, обозначает действие, похоже на глагол)

- Какое предложение выразительнее? (второе)

- Почему? (слово шурша добавляет образности, обозначает добавочное действие).

- Какой вопрос можно задать к слову шурша? (набегали как?)

-Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (наречие).

- В чем особенность этой части речи? (не изменяется)

- Попробуйте задать еще один вопрос к этому слову.(что делая).

- А к какой части речи мы можем задать похожий вопрос? (глагол, вопрос что делать?)

- Можем ли мы заменить это слово глаголом? (да)

- Как вы думаете, как называется эта часть речи? (деепричастие)

- В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие.

-Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность); объяснить его можно как причастность к действию.

До ХVIIвека деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вспомните, мы выяснили. Что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

- Итак, деепричастие особая форма глагола, наделенная признаками глагола и наречия. Может быть, кто-нибудь, опираясь на полученные сведения, сможет вывести определение причастия?

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы как? что делая? что сделав?

Сравните к какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия.

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, относится не только к сказуемому, но и к подлежащему. В предложении с деепричастием и глаголом-сказуемым может быть только одно действующее лицо.

Первичное усвоение новых знаний.

Улыбаюсь, улыбайся, улыбаясь.

Крикнув, кричу, кричать.

Прямо, нагло, не глядя.

- По какому принципу вы исключили лишнее слово?

2) Работа с текстом. Определение роли деепричастия в речи.

Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина, выделите деепричастия.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

Определяют, что деепричастия помогают нам представить, почувствовать, понять.

3) Образуйте от глаголов деепричастия, к которым подберите зависимые слова. Запишите по образцу.


- Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ).

Вот некоторые из них:

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

- Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

- Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

- Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).

II. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие).

- По каким признакам вы это сделали?

III. Формирование новых понятий.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

- От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):

- Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

начать (начав)

понять (поняв)

принять (приняв)

прибыть (прибыв)

закупорить (закупорив)

заплесневеть (заплесневев)

облегчить (облегчив)

углубиться (углубившись)

черпать (черпая)

баловаться (балуясь)

- Проверьте себя (слайд № 4: произносите правильно).

- А теперь еще раз проверьте себя, но в паре. Произнесите друг другу (правильно) запомнившиеся деепричастия. Поставьте себе оценку в лист самоконтроля (в зависимости от того, сколько примеров из 10 вы запомнили).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

И я предлагаю … (Стук в дверь. Сценка: входят два домовенка)

Кузя: Света! Света! (зовет)

Света: Да, да, я здесь.

Кузя: Света, знакомься. Это Егорка – наш сосед с первого этажа. Он домовой.

Точнее, магазинный, живет в магазине. Егорка, расскажи Свете, в чем твоя проблема. Света учится в 7-м классе, отличница, мигом разберется.

Егорка: У нас в магазине стало очень холодно. Дует. Потому что покупатели дверь не закрывают. И я решил табличку написать. Только не знаю, как лучше сказать.

Света: Нет, это плохо! Получается, что у вас дверь в магазин заходит. С деепричастным оборотом надо быть очень осторожным. И чтобы такой бессмыслицы не получилось, помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу.

Кстати, Кузя, а запятую ты поставил?

Кузя: Это ещё зачем? И так все понятно.

Света: Надо, чтобы все правильно было. А то вы всех покупателей распугаете.

Запомните: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Кузя: Видишь, Егорка, я же говорил, что Света нам поможет.

Егорка: Вижу. Только у меня ещё несколько объявлений. Может, проверите, ребята? А мы зайдем завтра. (уходят)

Света: Конечно, проверим.

(слайд № 5: проверьте Егоркины объявления. Какие из них можно повесить в магазине?)

Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице!

- А вот теперь, когда вы знаете важное правило использования деепричастий в предложении (какое?), самое время вспомнить про мою веселую коллекцию ученических фраз. Предлагаю поучиться на чужих ошибках.

(слайд № 6: отредактируйте предложения, слайд № 7: проверьте себя).

Поставьте себе оценку в лист контроля.

1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.

1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2. Возвращаясь домой, пошел дождь.

3. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

3. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

(слайд № 8: звучит стихотворение)

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

- Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

- Какую же роль играют они?

- Готовясь к уроку по группам, вы подбирали примеры использования деепричастий в речи, в текстах художественных произведений. Послушаем, к каким выводам вы пришли.

(выступления учащихся)

(слайд № 9: наши исследовательские работы)

Деепричастия в прозаических произведениях А.Пушкина и Н.Гоголя.

Деепричастия в поэтических текстах.

Деепричастия в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

- Итак, какую же роль играют деепричастия?

(слайд № 10: роль деепричастий в речи)

Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.

Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV. Формирование умений, навыков.

- А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

- Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

- Наше занятие подходит к концу.

- С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(слайд № 12: итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ, слайд № 13: проверь себя)

Читайте также: