Расскажи сказку музыка 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Проблема урока : О чём рассказали в своих музыкальных сказках П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.

Пед.методы,приемы и технологии: прием мотивации, прием включения в целеполагание, прием включения в планирование, дифференцированный подход, работа у доски, наглядный метод, печатно-словестный метод, практический, интерактивный метод, метод анализа и сравнения, метод проблемного обучения, обращение к житейскому опыту; ИКТ, здоровьесберегающие технологии, прием сотрудничества ,прием организации деятельности учащихся: вокальная работа, музицирование, сказка, реконструкция алгоритма, прием соотнесения цели и задач результата, прием самооценивания.

Планируемые результаты

Узнают : о назначении муз.терминов – мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.

рисовать, то, что услышали, и сочинять сказку к своему к своему рисунку; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движение, игре на музыкальных элементарных инструментах.

Получат возможность научиться: наблюдать за использованием музыки в жизни человека; выявлять различные по смыслу интонации,; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; определять жизненную основу музыкальных произведений; сочинять сказку.

Личностные результаты

Осуществлять логические операции (ассоциативно-образное мышление); имею позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные универсальные учебные действия.

Регулятивные : понимают и принимают учебную задачу; используют речь для регуляции своего действия, предвидят возможности получения конкретного результата при решении задач.

Познавательные : ориентируются в разнообразии способов решения поставленных задач, рисуют услышанное.

Коммуникативные : ставят вопросы, учитывают настроение других людей, их эмоциональное восприятие музыки

Цель урока : Создать условия для усвоения ребёнком социально-культурного опыта посредством знакомства учащихся со сказочными образами в музыке.

Образовательные : познакомить учащихся с языком музыки на примере музыкальных образов сказочных героев, повторить и закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности

Воспитательные : умение работать в коллективе; на примере художественных образов, запечатлённых в сказках, формировать понимание “вечных тем” жизни и искусства: хорошо и плохо, добро и зло; желание делать добро, воспитание любви к музыке, умения слушать, исполнять и понимать музыку.

Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, вовлекать их в музыкально – творческую деятельность, развивать умение анализировать и пользоваться знаниями и умениями, развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать музыку и размышлять о ней.

Оборудование : компьютер, проектор, фонограммы к используемым на уроке песням, шумовые инструменты, учебник “Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация работы с детьми с ОВЗ

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности.

Организация и включение учащихся в учебную деятельность.

-проверь, дружок, готов ли ты начать урок, все ли в порядке, есть ручка, есть тетрадка?.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Олег Анофриев - Спят усталые игрушки.mp3

Выбранный для просмотра документ день. полный событий.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:














Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Урок музыки

"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов

Дидактическая цель : познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

- познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

- вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

- воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- презентация к уроку;

- музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

- Кто композитор этого марша?

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Какие бывают марши? Где звучат марши?

- Приведите пример веселого марша и грустного марша.

- Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

( Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

- Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

- Кто пел колыбельную?

- О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

- По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

- У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

- В сказках происходят разные чудесные события.

- Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

- Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

- Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

- А что же такое колыбельная? (Слайд)

- Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

- Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

- Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

- Почему эта песня не колыбельная?

- Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

- Узнали ли вы ее?

- Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

- Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

- Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

- Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

- Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

- Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

- Как нужно исполнять эту песню?

4.Закрепление изученного:

- А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

- Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

- Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

- Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

- Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

- Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

- Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

- Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 683 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Цель урока: Создать условия для усвоения ребёнком социально-культурного опыта посредством знакомства учащихся со сказочными образами в музыке.

  • Образовательные: познакомить учащихся с языком музыки на примере музыкальных образов сказочных героев, повторить и закрепить полученные знания о средствах музыкальной выразительности
  • Воспитательные: умение работать в коллективе; на примере художественных образов, запечатлённых в сказках, формировать понимание “вечных тем” жизни и искусства: хорошо и плохо, добро и зло; желание делать добро, воспитание любви к музыке, умения слушать, исполнять и понимать музыку.
  • Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, вовлекать их в музыкально – творческую деятельность, развивать умение анализировать и пользоваться знаниями и умениями, развивать фантазию, творческое воображение, умение слушать музыку и размышлять о ней.

Оборудование: компьютер, проектор, фонограммы к используемым на уроке песням, фортепиано, флейты, шумовые инструменты, учебник “Музыка” для 2 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015 г.

Этап урока. Осуществление деятельности учителя. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности. Орг. момент.

С добрым утром второй класс! - Здравствуйте, здравствуйте! С добрым утром второй класс! - Здравствуйте, учитель наш.

Давайте проверим присутствие учащихся на уроке.

- Я вижу, что все готовы к уроку!

- Давайте вместе послушаем тишину!

- Я чувствую ваше желание начать заниматься музыкой!

Готовят рабочее место.

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Давайте послушаем, какую сказку наскажут нам композиторы П.И. Чайковский и С. Прокофьев.

Откройте учебник и скажите, как называются пьесы, которые мы будем слушать на уроке?

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать её сказки. А когда он стал композитором, он эти сказки рассказал с помощью звуков и музыкальных пьес.

С какой картинкой в учебнике можно соотнести прослушанную музыку?

Какие музыкальные краски использовал композитор? (темп, динамика, длина звуков)

Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы:

1. С какой картинкой можно соотнести эту пьесу?

2. Каков характер мелодии?

“Проверь себя”: я буду называть “музыкальные краски”, а вы распределите, к какому из изученных музыкальных произведений они относятся:

Озвучивание сказки “Теремок”

Учитель выступает в роли рассказчика - поёт текст сказки.

Умение найти герою сказки соответствующее музыкальное воплощение.

Муз. А.Рыбникова, слова Б.Окуджавы и Б.Энтина

Учитель выступает в роли рассказчика

Б) прохлопывание ритмического рисунка мелодии

В) вокализация текста

Г) исполнение под музыку мелодии

Б)прохлопывают ритмический рисунка мелодии

В) пропевают текст

Г) исполняют под музыку мелодию

Прошу поднять карточки зелёным цветом тех, кто всё запомнил и правильно отвечал на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра, учатся слушать классическую музыку, понимать её характер и содержание, развивают музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать. В ходе урока формируются компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки, а также навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку. На уроке воспитывается любовь к музыке и потребность в общении с музыкой, прививается любовь, уважение и чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

- формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

- воспитывать любовь к музыке;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

- музыкальные инструменты симфонического оркестра,

-смысл понятий: симфоническая сказка, тембр, лейтмотив, музыкальная тема, оркестр.

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- уметь определять по характеру музыки героев;

- включаться в процесс решения поставленных задач;

- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы - учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр;

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

- высказывать свое мнение;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- критично относиться к собственному мнению, слушать других.

- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;

Тип урока: изучения нового материала

Музыкальный ряд:

Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.

- С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей

Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.

- Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс

У.: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!

Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.

У.: Хорошо! Как же вам удалось, не видя одноклассника, точно определить его имя? – по голосу

У.: Правильно! А каким образом вы смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

У.: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. (Cлайд 1) ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА. Запомним это слово.

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

У.: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру, узнаем к какой группе инструментов они относятся.

Сейчас мы отправимся в путешествие и попадем в концертный зал, где познакомимся с тембровой окраской инструментов симфонического оркестра (Слайд 2)

У.: Что такое оркестр?

Д.: Это большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах. (Слайд 3 – схема)

У.: Какие виды оркестров вам знакомы? (Слайд 4)

Д.: оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, симфонический У.: А что вы знаете об оркестре русских народных инструментов? (Слайд 5)

Д.: В его состав сходят 3 группы инструментов:1. струнные – гусли, домры, балалайки; 2. Духовые деревянные – дудочки, свирели, рожки, свистульки; 3. Ударные – ложки, трещотки, колокольчики, бубенчики, бубны, рубель.

У.: А сейчас давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, в исполнении какого из оркестров они прозвучат? (Слайд 6)

Д.: отвечают

У.: Вы все верно определили. Значит и оркестры имеют свою тембровую окраску. Каждый инструмент оркестра оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой русского композитора (Слайд 7)Ребята, вам знаком этот композитор?

Д.: Это Сергей Сергеевич Прокофьев, русский композитор 20 века

У.: Что вы о нем знаете?

У.: (Слайд 8) Да, это Сергей Сергеевич Прокофьев и на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого композитора. Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. В 1936 году на свет появилась необычная сказка – симфоническая.

У.: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.(Слайд 9)

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Д.: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

У.: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Почему сказка симфоническая?

Д.: Потому, что она написана для симфонического оркестра ее играет симфонический оркестр, эта сказка как симфония.

У.: Правильно. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра.

музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и

непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с

инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

У.: Как вы думаете, какие персонажи нам встретятся в этой сказке?

Д.: Отвечают и записывают предполагаемых персонажей из сказок - (кластер на основе детских предположений)

Затем смотрят на экран, на котором правильные ответы с именами героев.

У.: Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему, свой лейтмотив. (Слайд 5 - лейтмотив) Запомните это слово.

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА

Композитор С. Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

У.: Ребята, а теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с персонажами сказки. Переворачиваем лист. Рассматриваем героев сказки. (Слайд 6) Кто главный герой сказки?

Д.: Петя

У.: - Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

У.: - Спасибо! Слушаем тему Пети.

Какой все-таки характер у Пети? Как Петю изображает музыка?

У.: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Д.: Скрипки. Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.

У.: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Посмотрите на карточку – найдите Петю и подпишите названия инструментов ЖЕЛТЫМ карандашом.

У.: Еще в первом классе мы узнали, что любая мелодия несет в себе характер песни, танца или марша. А что несет в себе музыкальная тема Пети? В каком жанре она написана: в жанре песни, танца или марша?

Д.: Это марш.

У.: Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)

У.: - Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание музыкального фрагмента).

Д.: - Это – Птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

У.: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите какой инструмент звучит как пение птички?

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У.: Какое настроение у Птички?

У.: К какой группе инструментов относится флейта?

Д.: Флейта – деревянный духовой инструмент.

Учитель: Под рисунком птички подписываем название инструмента – ФЛЕЙТА - ЗЕЛЕНЫМ карандашом.

У.: Этот инструмент действительно подражает птичьим трелям.

Не зря про флейту сочинили такое стихотворение:

Красив и величав, голос флейты зазвучал:

Спорить с песнею моей может только соловей.

Ребенок играет на флейте?

У.: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание,

Слушание темы Утки (Слайд 9)

Д.: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

У.: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.

Какой тембр у гобоя?

Д.: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

У.: Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.

У.: К какой группе инструментов он относится?

Д.: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

У.: Под рисунком утки подписываем название инструмента – ГОБОЙ _- ЗЕЛЕНЫМ карандашом.

Физкультминутка - в компьютере

У.: Наш следующий герой – кошка (Слайд 10)

Какой у нас может быть кошка?

Д.: она ходит неслышно, вкрадчиво

У.: Покажите жестами, движениями этого героя сказки

Какой может быть мелодия Кошки?

Д.: Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.

Слушание темы кошки

У.: Какой инструмент исполнял тему кошки?

Д.: Тему исполняет кларнет.

У.: Какой тембр у кларнета?

Д.: Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый.

У.: Как звучала мелодия?

Д.: Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто

У.: Правильно! Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки. Мелодия построена на чередовании долгих и коротких звуков. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный.

Попробуйте прохлопать этот ритм – дети хлопают в ладоши. – повтор темы

У.: К какой группе инструментов относится?

Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Под рисунком КОШКИ подписываем название инструмента – КЛАРНЕТ - ЗЕЛЕНЫМ карандашом!

У.: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке (Слайд 11)

Д.: Дедушка добрый, но строгий, немножко сердитый.

Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер

Д.: Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его. Он недоволен поведением своего внука.

У.: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

Д.: Низкий, сердитый, ворчливый.

У.: К какой группе инструментов относится фагот?

Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Под рисунком дедушки подписываем название инструмента - ФАГОТ – ЗЕЛЕНЫМ карандашом!

Физкультминутка:

А сейчас давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем. (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

У: Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился.

У.: Как вы думаете, кто кроме Пети еще главный герой сказки?

Д.: Волк. (Слайд 12)

У.: Какой может быть волк?

Д.: Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.

У.: Волк – это по-вашему мнению положительный или отрицательный герой сказок?

Д.: Отрицательный.

У.: Покажите, как может рычать волк, двигаться? – дети показывают

У.: Послушаем тему волка

У.: Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные?

Учитель: Правильно! Страшного Волка изображают валторны, резкие гармонии в звучании трех валторн.

У.: Какой тембр у валторны?

Д.: тембр - звонкий, резкий.

У.: Действительно - Валторна – самый высокий по звучанию из группы духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий, нежный. И так как материал из которого она сделана – это медь - она относится к группе медных духовых инструментов. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка.

У.: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили? Волк – это отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. Кто это?

Д.: Охотники.

У.: Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников? Д.: Смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки должны победить Волка.

У.: Давайте послушаем, как С.Прокофьев описывает охотников. Звучит тема охотников.

У.Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям? Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет? Д.: Нет, они не похожи на смелых охотников.

У.: Почему вы так решили? Как звучит музыка?

Д.: Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит.

У.: Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры. Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников.

(Слайд 13) Слушание темы Охотников.

У.: К какой группе инструментов относятся литавры и большой барабан?

Д.: к группе ударных инструментов

У.: Ребята, как вы думаете, почему эти инструменты называются ударными? Д.: Потому что у них звук извлекается при помощи удара.

Под рисунком охотников подписываем название инструментов ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН – КРАСНЫМ карандашом!

- А какой герой вам больше всего понравился и почему?

- Какие инструменты вы запомнили?

- Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам?

Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы узнаете на следующем уроке.

А сейчас выполните следующее задание: у вас на столах лежат схемы симфонического оркестра – Рассмотрите инструменты и выберите те, которые входят в группу

струнно-смычковых инструментов обведите их ЖЕЛТЫМ карандашом. (Флеш тест-найди расположение струнных инструментов в схеме оркестра)

группу деревянных духовых – ЗЕЛЕНЫМ

группу медных духовых – СИНИМ

группу ударных - КРАСНЫМ

Таким образом, необходимо обозначить каждую группу оркестра своим цветом. (Работа в группах –6 групп) Какая группа быстро, а главное правильно справится с заданием!

У.: Так сколько у нас получилось групп? Дети: Четыре.

У.: Следовательно, в состав симфонического оркестра входит 4 группы музыкальных инструментов.

Домашнее задание: Сегодняшнее домашнее задание вы выберите себе сами.

На экране вы видите разные по сложности задания. Предлагаю каждому выбрать то задание, которое вы хотите сделать дома.

1. Нарисовать героя сказки, который больше всего понравился.

Выставление оценок.

Читайте также: