Текст в структуре общения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Структура общения в психологии: из каких сторон состоит

Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.

Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:

  1. Коммуникативная. В основе лежит информационный обмен между людьми, главные средства коммуникативного процесса — вербальное и невербальное общение.
  2. Интерактивная. Состоит в организации взаимодействия между субъектами общения: например, партнерство или конкуренция, доминирование или подчинение.
  3. Перцептивная. Описывает процесс взаимовосприятия, изучения, оценивания партнерами друг друга, а также установления взаимопонимания между ними, по сути, формирование образа собеседника в сознании человека.

Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативная сторона

Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:

  • чувства;
  • рассуждения;
  • идеи;
  • мнения;
  • установки и т.д.

Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.

Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:

При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:

  1. Информация не только переходит от одной стороны к другой, но и обрабатывается на предмет осмысления, оценки значимости. Так налаживается общая деятельность участников общения.
  2. При информационном обмене общающиеся психологически влияют друг на друга с целью воздействия на поведение. Успех коммуникации зависит от уровня этого влияния.
  3. Даже если обе стороны общения используют одну и ту же систему кодирования и декодирования, смысл передаваемой информации люди воспринимают по разному. Это происходит из-за отличий социальной или профессиональной принадлежности общающихся, разницы в возрасте и т.д.
  4. Во время общения возможно возникновение коммуникативных барьеров, вызванных разницей в мировоззрении двух сторон, их психологическими качествами (к примеру, замкнутостью или чрезмерной развязностью).

Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:

Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:

Для коммуникатора возможны разные позиции:

  1. Открытая — коммуникатор открыто признает свою точку зрения, наводит данные для ее подтверждения.
  2. Отстраненная — коммуникатор придерживается нейтральной позиции, сопоставляет разносторонние точки зрения, одна из которых импонирует ему, но не признана открыто.
  3. Закрытая — коммуникатор недоговаривает о собственном мнении, иногда специально скрывает его.

Передача информации происходит в таких направлениях:

  • сверху вниз (формулирование заданий, инструктаж);
  • снизу вверх (донесение);
  • в горизонтальном направлении (согласование действий, рассуждения).

Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:

  1. Авторитарный — коммуникатор выдает информацию, реципиент воспринимает ее и считается пассивным участником коммуникации.
  2. Диалогический — равноправное коммуницирование, получатель информации рассматривается как активный участник общения, который способный формировать и озвучивать собственную точку зрения.

Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.

Барьеры классифицируются по ряду признаков.

Барьеры понимания:

  1. Логический барьер — возникает при преобладании несходных типов мышления у общающихся.
  2. Стилистический барьер — проявляется в обстоятельствах, когда форма подачи информации не соответствует ее смыслу.
  3. Семантический (смысловой) барьер — образовывается при расхождении лингвистического компонента и смысловой нагрузки, а также при различном речевом поведении представителей разных культур (проблематика жаргонов, сленгов).
  4. Фонетический барьер — преграды, которые появляются из-за особенностей речи говорящего, то есть дикции, интонации или логических ударений (общение людей, говорящих на различных языках или диалектах).

Социально-психологические барьеры:

  • социальный;
  • политический;
  • религиозный;
  • профессиональный и т.д.

Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.

Вербальная и невербальная коммуникация

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:

  • коммуникативная (обмен информацией);
  • конструктивная (построение мыслей);
  • апеллятивная (воздействие на реципиента);
  • эмотивная (эмоциональный отзыв на происходящее);
  • фактическая (произнесение обеими сторонами ритуальных формул);
  • метаязыковая (функция трактовки с целью проверки использования сторонами общения одного и того же кода).

Вербальная коммуникация делится на два вида:

Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.

Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:

  1. Формализованный — следует строгой регламентации (собрания, переговоры).
  2. Полуформализованный — первоначальная регламентация отсутствует, но конкретные правила соблюдаются (официальные приемы).
  3. Неформализованный — правила также присутствуют, но ситуативные и направленные не на внешнюю, а на внутреннюю сторону разговора (повседневные беседы).

Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:

  1. Нерефлексивное — наименьшее вмешательство в речь коммуникатора с целью ее максимального восприятия.
  2. Рефлексивное — активная обратная связь с говорящим.

Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:

  1. Кинестетика — вид невербального общения, в основе которого лежит восприятие общей моторики частей организма. К нему относятся жестикуляция, мимика и пантомимика.
  2. Паралингвистика — восприятие голоса (тембр, диапазон, тональность).
  3. Экстралингвистика — определение темпа речи, а также речевых дополнений (смех, кашля, пауз и т.д.)
  4. Проксемика — пространственное и временное построение коммуникативного процесса.

Психологи выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (0 — 0,5 м.);
  • межличностная (0,5 — 1,2 м.);
  • официально-деловая или социальная (1,2 — 3,7 м.);
  • публичная (более 3,7 м.)

Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.

Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.

Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.

В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:

  • принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
  • оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
  • уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.

Главные признаки совместной деятельности:

  • наличие общей мотивации;
  • единая цель;
  • слаженность действий;
  • личная деятельность и ее согласование;
  • руководство индивидуальными действиями;
  • единство действий в пространстве и времени;
  • итог общей работы.

В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:

  1. Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
  2. Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
  3. Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.

Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:

  1. Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
  2. Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.

Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:

  1. Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
  2. Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
  3. Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.

Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.

Возможные формы организации совместной деятельности:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
  2. Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.

Ключевые стратегии во взаимодействии:

  1. Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
  2. Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
  3. Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
  4. Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
  5. Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.

Люди воздействуют друг на друга различными способами:

  1. Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
  2. Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
  3. Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
  4. Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.

Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

  • постижение себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

  1. Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
  2. Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
  3. Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
  4. На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
  5. Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

  1. Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
  2. Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
  3. Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
  4. Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

  1. Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
  2. Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
  3. Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
  4. Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
  5. Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
  6. Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.

Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение) Челябинской области

Методическая разработка учебного занятия,

представленного в видеофрагменте

Преподаватель второй категории

Рубан Ольга Владимировна

Дисциплина: Социальная психология

Технологическая карта урока

Преподаватель

Рубан Ольга Владимировна

Раздел II . Социальная психология общения и виды взаимодействия людей (6 часов)

Тема 2.2. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

Развивающая

Воспитывающая

Формирование знаний о структуре и закономерностях процесса общения

Развитие коммуникативных навыков через включение в коммуникативную игру

Воспитание тактичности, вежливости и внимательности к партнёру по общению, как в межличностном, так и профессиональном общении

Методическая цель 1

Применение игровых форм в процессе обучения для активизации познавательной деятельности студентов

Тип учебного зан ятия

Основные понятия

Коммуникация, интеракция, перцепция, аттракция, эмпатия, казуальная атрибуция, идентификация

Экран, проектор, компьютер, мультимедийная презентация, доска

Формируемые ОК

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Сухов, А. Социальная психология [Текст] / А. Сухов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

Дополнительная:

1 академический час

Деятельность

преподавателя

Деятельность

Организационный этап

Включение в ра­боту, проверка посещаемости.

Приветствие, проверка посещаемости

Приветствие, дежурный называет отсутствующих, готовят рабочие (лекционные) тетради

Формул ировка темы и постановка цели и задач

Активизация вни­мания студентов для изучения но­вого материала.

Мотивирование студентов к изучению темы, создание личной заинтересованности в изучении темы.

В результате изучения учебного материала вы должны

Основные характеристики сторон общения: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

выстраивать коммуникационные связи в соответствии с закономерностями процесса общения

Записывают в тетради тему урока, слушают обоснование значимости темы

Конкретизация внимания студентов

Сообщает план урока:

1. Перцептивная сторона общения

2. Интерактивная сторона общения

3. Коммуникативная сторона общения

Записывают план занятия в рабочие тетради

Актуализация опо рных знаний

Подготовка к изучению нового материала через повторение

Дайте определение понятию процесса общения

Перечислите функции общения

Охарактеризуйте различные виды общения

Усво ение новых знаний

Перцептивная сторона общения

Расширение знаний о процессе общения, его перцептивной стороны

Излагает основные механизмы социальной перцепции, сопровождая схематическим материалом

Студенты слушают излагаемый материал и записывают основные моменты в тетради

Интерактивная сторона общения

Развитие знаний о процессе общения, его интерактивной стороны

Излагает основной материал, сопровождая схематическим материалом:

1. Понятие и содержание интерактивной стороны общения

2. Основные социально-психологические теории интеракции

3. Виды вхождения в контактное взаимодействие

Студенты слушают излагаемый материал и записывают основные моменты в тетради

Коммуникативная сторона общения

Расширение знаний о процессе общения, его коммуникативной стороны

Сообщает основные характеристики коммуникативной стороны общения, перечисляет вербальные и невербальные средства, сопровождая схематическим материалом

Студенты слушают и записывают в тетради основные моменты изложения

Первичное осмы сление и закрепление знаний

Включение студентов процесс обучения посредством игры

1. Просит перечислить стороны общения и дать им краткую характеристику учащихся;

Отвечают на поставленный вопрос

Делятся на команды зрителей и участников, участвуют в игре согласно обозначенным правилам

Самоанализ результатов деятельности по итогам коммуникативного упражнения

Подводит итог и задаёт вопросы аудитории:

Что получилось, а что нет?

Какие трудности вызвало данное упражнение?

Слушают резюме преподавателя и отвечают на вопросы

Подв едение итогов

Соотнесение по­ставленных задач с достигнутым результатом

Подводит итоги урока, отмечает достижение результатов студентов, выставляет оценки за урок

Слушают резюме преподавателя

Пост ановка задания на дом

Называет объем материала для подготовки домашнего задания,

сообщает список литературы для самостоятельного изучения проблемных вопросов

Записывают в тетрадь, фиксируют необходимую учебную литературу

Рефле ксия

(проводится в конце урока)

Оценка эмоционального состояния студентов

Предлагает оценить студентам по карточкам свои ощущения от игры

Выбирают цвет карточки в зависимости от своих внутренних ощущений

Конспект урока

Умение передать информацию так, чтобы её правильно поняли, умение владеть собой во время общения, выбирать правильные интонации является необходимым не только в обыденном общении, но и в профессиональной деятельности.

Записывают в тетради тему занятия

Для того, чтобы более подробно познакомиться со структурой общения, мы рассмотрим каждый компонент о тдельно.

Итак, запишите в тетради план урока:

1. Перцептивная сторона общения

2. Интерактивная сторона общения

3. Коммуникативная сторона общения

Записывают в тетради план занятия

Усвоение н овых знаний

1. Перцептивная сторона общения

Любое общение начинается не с передачи словесной информации, а с восприятия одного человека – другим. Этот механизм называется социальной перцепцией.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и запишите в тетради определение данного понятия.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.

К ним относятся:

познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)

Запишите в тетради, опираясь на текст в презентации, определение механизмов социальной перцепции

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому, эмоциональном принятии партнёра.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (вы­яснение причин поведения объекта).

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способ­ность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки.

Таким образом, наш внешний вид, эмоции, которые мы несём, влияют на результат общения и отношения к нам.

2. Интерактивная сторона общения

Другой стороной общения является интерактивная сторона, т.е. не просто передача информации, но взаимные действия сторон общения.

Например, если вам помахали рукой (преподаватель делает соответствующий жест), то, как поступите в этом случае вы?

Итак, запишите определение понятия, опираясь на текст в презентации

Интеракция - это система взаимно обусловленных действий, взаимовлияний партнеров по общению, направленных на взаимные изменения мыслей, эмоций, установок, предпочтений и в целом поведения .

В социальной психологии было несколько попыток описать структуру интерактивного общения. Это теории Парсонса, Мида, Щепаньского, Берна, которые рассматривают взаимодействие как структуру, основанную, либо на взаимных потребностях, либо образцах поведения.

Основные идеи теорий интеракции вы изучите самостоятельно, заполнив таблицу, о которой будет подробнее сказано в конце урока.

Для того чтобы взаимодействие было успешным, необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития с относительно равным набором достоинств и недостатков, это подсознательная потребность человека. Но поскольку не всегда удается выбрать приблизительно равного себе по интеллекту и внешнему виду партнера, существуют три вида вхождения в контактное взаимодействие: "пристройка сверху", "пристройка на равных" и "пристройка снизу".

Запишите в тетради виды вхождения в контактное взаимодействие:

Пристройка сверху - это "техника" доминирования над партнером. В ее классическом варианте происходит навязывание определенной дистанции в общении с ним, характерна выпрямленная поза, жесткий немигающий взгляд или полное отсутствие визуального общения, медленная речь с паузами.

Пристройка на равных - характеризуется мышечной и психической раскованностью. При этом громкость и темп их речи уравновешены, на лице улыбка, внимание переходит в мягкий обмен взглядами, партнеры располагаются на комфортной дистанции.

Пристройка снизу - отличается приниженной позой, согнутым туловищем, движениями глаз вверх-вниз или слева направо (бегающий взгляд), быстрым темпом речи, предоставлением инициативы партнеру.

Таким образом, наши слова, жесты, мимика могут стать для другого человека сигналом к определённому действию. Задача заключается в том, чтобы результат совпал с целями и ожиданиями сторон общения.

3. Коммуникативная сторона общения

И, наконец, третьей стороной общения является передача информации. Данный процесс называется коммуникационным.

Запишите определение в тетради, опираясь на текст на слайде:

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения. Схематично коммуникация может быть изображена так:

Преподаватель указывает на схему на слайде.

Перенесите данную схему себе в тетради.

Средства коммуникации

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную.

Преподаватель указывает на соответствующую схему на слайде

Перенесите данную схему себе в тетрадь

Вербальная использует человеческую речь.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

ЧТО? (передается)

КАК? (осуществляется передача)

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?

Невербальная коммуникация.

В ней выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

Жест – это движение рук или кистей рук.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

4) Визуальный контакт . Визуалика, или контакт глаз.

Итак, для того, чтобы быть правильно понятым собеседником необходимо учитывать все три стороны общения, т.е. что говорить, кому говорить, как говорить и что ожидать от сказанного.

Первичное осмысление и закрепление знаний

Коммуникативное упражнение:

Целью упражнения является развитие умения воспринимать и передавать информацию точно и без искажений.

Для упражнения нужно 5 добровольцев (ожидает выбор студентов)

Продолжает инструктаж:

один останется в аудитории, а остальные отправляются за дверь.

Задача того, кто останется - рассмотреть картину в течение 30 секунд, запомнить то, что на ней изображено и в точности передать то, что на ней изображено следующему участнику. Информация передаётся по цепочке от участника к участнику. Последний участник расскажет всей аудитории, что он представляет изображённым на картине.

Далее – участники стараются передать информацию по цепочке.

После того, как последний участник выслушал информацию, ему предлагается рассказать всей аудитории, как он представляет себе картину.

Далее – всей аудитории предлагается посмотреть исходный вариант

В ходе упражнения мы убедились с вами, что не всегда то, что ты хочешь сказать, другим понимается именно так, как нужно тебе.

Что получилось, а что нет?

Какие трудности вызвало данное упражнение?

Подведение итогов урока

Таким образом, сегодня мы не только в теории, но и на практике убедились, что общение является сложным многомерным процессом. Все три стороны которого тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

В ходе общения развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между людьми, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности. Коммуникативный опыт каждого человека уникален и неповторим. Вместе с тем можно развивать навыки компе­тентного коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего общения, а вместе с нею и удовлетворенность жизнью.

Оценки за урок сегодня получают:………………………………………………………………….

Постановка задания на дом

Дома, вам необходимо будет заполнить таблицу, которая приведена на слайде. Вам следует вписать название теории интеракции и раскрыть её основную идею.

Для более широкого освещения данной темы, а также для подготовки к семинару вам предлагается список литературы, который представлен на слайде:

указывает на слайд

Рефлексия (проводится в конце урока)

Посмотрите на слайд, выберите тот цвет, который наиболее соответствует вашему эмоциональному состоянию.

Текст — единица общения, созданная для достижения целей общения.

Текст — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Минимальная единица текста — предложение. Высказывание является текстом: должно быть посвящено единой теме; должно излагаться в соответствии с авторским замыслом; кому-либо адресовано; создано в соответствии с определенной целевой установкой.

Сегодня иногда под текстом понимают не только продукт письменной, но и устной речи. Многие признают только письменную форму. Иногда текст называют дискурсом (речь, процесс языковой деятельности).

1) Внешняя — вступление, основная часть, заключение.

2) Внутренняя — смысловое развертывание композиции.

Важный признак текста — стилевая характеристика.

Стилевое единство - не всякий набор предложений различных стилей есть текст.

Существуют: тексты, созданные по заранее заданой схеме; тексты относительно свободные, зависящие только от авторской манеры изложения.

1) Информативность — любой текст должен нести определенную информацию. 3 вида информативности:

а) содержательно-фактическая — сообщает о фактах, событиях. Информация выражена формально, вербально, определенно.

б) содержательно-концептуальная — сообщает об авторском понятии явлений, событий. Может быть по-разному интерпретирована, т.к. Выражается невербально, имплицитно (между строк).

в) содержательно-подтекстовая — скрытая информация. Имплицитность не является обязательной.

2) Связность — все предложения стоят в определенном порядке. Связаны по смыслу и грамматически.

Виды связности: локальная (в пределах фрагмента); глобальная (в рамках всего текста); конспектная (связанные компоненты находятся в непосредственной близости друг с другом); дисконтная (наоборот).

3) Смысловая цельность — текст воспринимается как целое. Важная ориентация на получателя текста. Смысловая цельность обеспечивается единством темы, единством мысли. Соотношение со связностью. Связность можно определить на 2-3 предложениях, смысловую цельность — только на всем тексте.

4) Завершенность — с точки зрения автора, когда его замысел получил исчерпывающее выражение; с точки зрения адресата — осознание информации и последний вывод о получении полной информации. Определяется на всем тексте.

5) Членимость — текст всегда делится на части: главы, параграфы, сложное синтаксическе целое (ССЦ), предложение. Обусловлена особенностями человеческой психики (3-4 мысли, далее требуется время для осознания). Завершенность мысли символизируется точкой.

ССЦ — сложное синтаксическое целое, характеризуется группой предложений, объединенных синтаксической, грамматической и интенциональной связью, характеризуещаяся большой смысловой законченностью. Каждое ССЦ имеет свою микротему. Микротемы составляют тему всего текста.

6) Ситуативность — соотнесение текста с реальной или вымышеленной действительностью, лежащей в основе текста.

7) Интенциональность — интенция — намерение; текст — реализация определенных коммуникативных намерений автора.

6. Формы текста: устная и письменная; диалог и монолог. Смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование. Новые подходы к классификации смысловых типов текста применительно к текстам административно-правовой направленности (основные и вспомогательные функционально-смысловые типы текста)

Текст — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. В зависимости от того, как говорящий использует язык, существуют две его формы: устная и письменная. Рассмотрим их в сопоставлении.

Письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письменной речи. Письменная речь более сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы. В ней строже выбор слов, сложнее предложения. Письменной речи это несвойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются использованием знаков препинания, курсива, петита, шрифтовых выделений и т. п.). К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования.

В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звуковые письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика и жесты.

Речь существует также в форме монолога или диалога

Монолог — это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Монолог мало зависит от ситуации, от условий; обычно он не поддерживается и не направляется вопросами слушателей.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, звукоподражательные слова, интонация.

Объектами любых высказываний являются окружающие предметы, явления, люди, различные понятия и жизненные ситуации. Поэтому в зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа:

1)повествование– смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Много глаголов, динамичность, последовательность сообщаемого. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

2) рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается и отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по определенному плану: тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказывать; аргументы, т. е. обосновани е высказанной мысли (доводы, доказательства); вывод.;

3) описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Одновременность перечисляемых явлений.

Основные смысловые типы текста административно-правовой направленности

1)предписание — собственно предписание, инструктир., просьба

общее: директивность, долженствование

различие подтипов: степень категоричности

собстенно предписание — MAX; инструктирование — элемент желательности; просьба — MIN.

а) собственно предписание — выражает волю лица гос-ва, руководства, учреждения

маркеры: обязан, должен, запрещается, разрешается. Сфера реализации — Конституция, законы, приказы,

Формула — обязательно А; если не А, то наказание/ухудшение

б) инструктирование — предписание о правилах, необходимых условий типовых действий в той или иной

ситуации. Формула — субъект А может/должен совершить действия 1,2

маркеры: может (не), должен (не), разрешается, запрещается.

Жанры: положения, уставы, правила

в) просьба — коммуникативная цель — побуждение адресата речи к изменению предмета ситуации независимо от статусно-ролевой позиции адресата и адресанта

конструкция: прошу + инфинитив; обращаюсь к Вам с просьбой + инфинитив

маркеры: прошу, обращаюсь, предлагаем

жанры: ходатайство, просьба, обращение, жалобы

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

  • коммуникативная сторона отвечает за обмен информацией между людьми;
  • интерактивная сторона отвечает за организацию взаимодействия между людьми, например, необходимо повлиять на настроение человека;
  • перцептивная сторона отвечает за включение процесса восприятия и взаимопонимания друг друга.

Общение выполняет ряд функций:

  1. Личностную.
  2. Коммуникативную.
  3. Инструментальную.
  4. Экспрессивную.
  5. Психотерапевтическую.
  6. Интегративную.
  7. Социализирующую.
  8. Самовыражения.

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

  1. Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
    • доверие;
    • негромкий голос;
    • такесика.

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

  1. Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
  2. Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
  3. Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Читайте также: