Технология педагогической поддержки школьников конспект

Обновлено: 07.07.2024

Реализация концепции модернизации российского образования неразрывно связана с поиском и освоением возможностей практического воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный интерес ученых, практических работников к феномену педагогической поддержки – приемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности. Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддержки еще в 70-е годы был Олег Семенович Газман – известный педагог, автор концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.

Газман считал, что главное значение в образовании имеет не социализация как его основная часть, а индивидуализация как система средств и условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помогать растущему человеку в этом, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности – главное предназначение педагога.

Индивидуализация – это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении.

Педагогический смысл поддержки отражается в двух подходах к ее определению – широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкий смысл – помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

Педагогическая поддержка не может заменить воспитание, так как сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.

В организационном (технологическом) смысле педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности педагога в целях помощи воспитанникам (ученикам) при решении проблем.

В результате воспитательный процесс в группе строится таким образом, чтобы воспитанник научился владеть собой, становился хозяином собственной жизни (не потребителем, а распорядителем, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).

Концептуально педагогическая поддержка рассматривает ученика, воспитанника, как субъекта жизнедеятельности.

Цель педагогической поддержки: устранение препятствий в самостоятельном продвижении воспитанника.

Предметом деятельности – процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно преодолеть препятствия (личностные, средовые, материальные), личностному выбору, обретению себя.

Препятствие – это то, что отделяет личность от достижения желаемого результата.

Классификация препятствий:

Отсутствие ориентации – это недостаточная информированность субъекта в выборе того или иного действия или пути достижения результата.

Поддержка в преодолении трудностей основывается на оказании помощи в мотивации и самоорганизации.

Проблема – переживаемая личностью недостаточность (физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов деятельности) для достижения необходимого результата. Её невозможно устранить имеющимися у школьника средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы используются новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлечение других или отказ от принципиально нерешаемых проблем.

Материальные - ограниченные возможности субъекта в осуществлении желаемого (нехватка учебных помещений; финансовое положение семьи и др.).

Перечисленные группы препятствий, прямо или косвенно расположены на пути развития процессов самореализации, самоорганизации и самоопределения.

Технология педагогической поддержки , её реализация на практике (из опыта работы в нашей группе) .

Выделяется 5 этапов педподдержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.

Этапы педагогической поддержки:

1 этап – диагностический:

Задача педагогов на данном этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить её.

фиксация факта препятствия (препятствие есть, в такой-то сфере например , успеваемость );

классификация препятствия (личностное: препятствие ориентировка, трудность, проблема; средовое; материальное);

В соответствии с видом препятствия, осуществляется соответствующая педагогическая поддержка. Например:

2 этап – поисковый:

В качестве педагогических средств поддержки могут использоваться: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога – поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

3 этап – договорной:

проектирование действий педагога совместно с ребенком. На данном этапе мы совместно с ребенком намечаем путь действий по преодолению его сложностей . В случае с Андреем, акцент был сделан на мероприятия, действия, связанные с самоорганизацией мальчика (не отвлекаться, слушать учителя и т.д.);

разделение функций педагога и ребенка и ответственности за решение проблемы; Мы (воспитатели) берем на себя функцию активных наблюдателей (направляющая помощь), а воспитанник, в нашем случае Андрей, выступает как исполнитель. Ответственность: воспитатель – 1) организация самоподготовки, создание эффективных условий работы (следит за дисциплиной, исключает внешнее вмешательство в процесс самоподготовки), (проекция ситуации урока)); 2) помощь в случаях затруднения; 3) контроль (самоподготовка, связь со школой).

Развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы самоопределения является важным результатом педагогической поддержки.

действия самого ребенка. Педагог – наблюдатель, с его стороны идет одобрение, поощрение действий, инициативы и самостоятельности ребенка;

действия самого педагога (осуществление выше перечисленных действий). Также на данном этапе воспитатель может активизировать деятельность другого взрослого (узкого специалиста, родителя, родственника) для того, чтобы устранить препятствия мешающие саморазвитию воспитанника (в случае с Андреем, активизация действий сестры, в случае с Иваном – бабушки, логопеда, психолога);

5 этап – рефлексивный:

совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения при решении проблем. Форма: устная, письменная (Мои успехи, мои неудачи). Так же можно предложить ребенку, на договорном этапе, ведение дневника успехов, с последующим его обсуждением на заключительном этапе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой связи задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому ученику почувствовать радость труда, чтобы не осталось в классе равнодушных детей, чтобы учение не превратилось в утомительную обязанность.

Технология поддержки обучающихся как средство формирования успешности в рамках ФГОС

(Выступление на педагогическом совете)

С особым желанием и восторгом первоклассники идут в школу, очень внимательно слушают они каждое слово учителя, с нетерпением ожидают начало следующего урока. Для детей, только что ставших учениками, урок – это сказка, волшебный мир, где им все интересно, где всегда весело; это мир приключений и открытий.

Уже давно ни для кого не секрет, что ребёнок никогда не познавший радости постижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться. И крушение этого желания является самой серьёзной проблемой обучения. Именно поэтому побуждение учеников к активной учебной деятельности в последние годы стало предметом углублённого внимания со стороны психологов, и не только их. Именно побуждение, а не принуждение. Потому что, как правило, результатом всякого принуждения является или полное отторжение навязываемых действий, или безразличное отношение к ним. Не случайно, что, по исследованиям учёных, только 4 – 7% учащихся, обучающихся в режиме принуждения, сохраняют интерес к учению. Безусловно, стремление учителя за счёт принуждения достичь желаемого результата приводит к обратному эффекту, поскольку существует закономерность: чем сильнее принуждение к деятельности, тем сильнее она отторгается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому.

В этой связи задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому ученику почувствовать радость труда, чтобы не осталось в классе равнодушных детей, чтобы учение не превратилось в утомительную обязанность

Каждый ребёнок и каждый педагог по – своему талантливы, и при определённых условиях в педагогической деятельности эта талантливость непременно раскрывается.

Технология поддержки включает в себя несколько стратегий.

Стратегия 1 – Дух сотрудничества.

Дух сотрудничества способствует личностному развитию ребенка и включению его в продуктивную деятельность, повышает психическую активность, обеспечивает настроенность на обучение, на решение той или иной задачи.

Что для этого необходимо сделать?

1. Создавайте установку на УСПЕХ в себе, тогда ВЫ сделаете огромный шаг к УСПЕХУ Ваших учеников.

Одобрение, поддержка, доброжелательность - важнейшее условие успешной совместной творческой деятельности.

4.Проследите за собой. Всегда ли вы одобряете учащихся за правильный ответ (речь идёт не только об оценке, а о похвале, улыбке)? Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого? Часто ли в ваших оценках встречаются слова: "Молодец", "Хорошо придумано", "Я одобряю это", "Удачное решение".
Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ? Часто ли показываете детям, что верите в их возможности

30 способов сказать “Очень хорошо”

Мне нравится, как ты это сделал. Замечательно !

Это у тебя получилось лучше всего. Я просто обожаю это!

Здорово придумал Умница!

Ты сделал это! Молодец, у тебя все получается!

Об этом обязательно нужно сказать папе! Все лучше и лучше!

Здорово, молодец! Так чудно, пальчики оближешь!

Хорошо! А как тебе это? Очень неплохо!

Ты делаешь все так аккуратно! Это просто замечательно!

Ах! Превосходно! Похлопаем нашей Оле!

Именно так! Восхитительно!

Правильно! Это выглядит здорово!

Это что-то особенное! Ух ты, вы только посмотрите!

Я так рада! Отлично!

Мне это нравится, потому что . Ну, просто изумительно!

5. Дарите внимание. Позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют от него на уроке нарушители поведения.

Как уделить внимание каждому ученику, если в классе 25 человек? Здесь важно не количество, а качество. Вот несколько таких приёмов.

Обращайтесь к ученикам по имени. Младший школьник обычно любит своё имя. Фамилия значима в сочетании с именем. Если в классе, например, две Насти, то к одной можно обращаться — Настя, а к другой — Настенька или Анастасия.

Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя.

Стратегия 2 Ситуацию успеха

Успех учащихся необходимо планировать.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1. Снятие страха - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности - Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4. Внесение мотива - Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5. Персональная исключительность - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - Побуждает к выполнению конкретных действий.

7. Высокая оценка детали - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

1 тип: Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Приёмами “неожиданной” радости являются: "Даю шанс", "Лестница"

2 тип: ситуации успеха это общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребёнку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Приёмы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

- приём “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

- приём “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где чувственное слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

- приём “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально -волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее , разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический приём создания ситуации успеха. Девиз этого приёма: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.

- приём Аплодисменты.

3 типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, поэтому помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приёмы:

Замечайте любые улучшения.

Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность

Раскрывайте ученикам их сильные стороны.

Демонстрируйте веру в учеников.

Признавайте трудность ваших заданий.

Стратегия 3. Формирование веры в успех

Взаимообучение. Кстати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики, только, читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других. Согласитесь, информация не только интересная, но и полезная. (Метод Ривина)

Основные преимущества взаимообучения:

возникновение у детей чувства раскованности в процессе учёбы;

повышение у детей ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

у школьников формируется адекватная самооценка;

отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний.

Организация взаимообучения – это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но ещё и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.

Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.

Успех в любой сфере — не важно, что эта сфера выглядит для нас незначимой — должен быть замечен. Приёмы, помогающие признавать достижения учеников:

Благодарственная запись в дневнике

Учитель ежедневно определяет сам или вместе с активом лучших учеников недели по следующим номинациям:

 Лучший ученик среди отличников;

 Лучший ученик среди хорошистов;

 Самый трудолюбивый ученик;

 Самый активный ученик;

На каждого ученика заводятся дополнительные страницы в дневнике, в

которые каждый учитель, представители ученического и родительского самоуправления, администрация школы могут сделать запись о любом движении в лучшую сторону, о любом хорошем поступке, о любом учебном успехе, о любой награде и победе. Примечание: сюда ни в коем случае нельзя записывать замечания, претензии, требования, обвинения и оскорбления.

Выставки достижений. Достижения учеников — сочинения, рисунки, доклады — можно вывешивать на доску, на стенд

Стратегия 4. Содержательной оценки

В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами содержательной оценки стали:

презентация исследовательских проектов.

Для итоговой аттестации используются:

содержательная характеристика, подготовленная учителем;

олимпиады по предметам;

самоанализ работы за год;

содержательная характеристика от учителя;

работы, которые ученик считает лучшими;

результаты тестов, проверочных работ;

схемы индивидуальных и групповых проектов;

формы, образцы оформления их результатов.

Для учителя – это средство оценивания:

а) интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребёнка;
б) уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками;

а) сформировать умение словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или с результатами предыдущей работы;
б) дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы;
в) выработать потребность в организации своего труда.

Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.

Ученик (самооценка) ставит:

! – знаю или умею очень хорошо;
* – иногда ошибаюсь;
? – пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит:

+ – знает, умеет применять на практике;
* – знает, но иногда ошибается;
? – пока испытывает трудности.

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).

Возможные риски

Очень важен контакт с родителями. Родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.

Карта работы в группе

Стратегия 5.Развитие творческих способностей

Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка./Под ред. М.Р. Битяновой — М.: Просвещение, 1997.

Вайнер М.Э. Дети. Школа, Эмоции. — М., 2001.

Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. — М., 1993.

Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. — Харьков: 2002.

Коррекционно-развивающее образование в начальном обучении /под. ред. Кумариной Г.Ф. — М., 2003.

С помощью технологий личностной ориентации происходит поиск соответствующих индивидуальным свойствам каждого ребенка методов и средств образования. Для достижения данной цели используется психодиагностика, меняются средства обучения, организация деятельности ребенка, содержание образования.

Технологии индивидуальной поддержки лучше всего разработаны в исследованиях гуманистической психологии К. Роджерса, по мнению которого педагогика, как и терапия, призвана вернуть ребенку его здоровье как физическое, так и психическое. При этом учитель должен создавать условия для индивидуального развития детей. Этому помогает демонстрация учителем своего доверия к детям во время учебного процесса. Развитию детей способствует то, что учитель уточняет, помогает сформулировать конкретные задачи и цели, которые решает ребенок, детский коллектив. В процессе учения педагог должен ориентироваться на то, что ребенок имеет свою внутреннюю учебную мотивацию. Для развития ребенка важно, чтобы он мог в любое время спросить, обратиться за помощью к учителю, который является значимым для ребенка, имеет ценность для него как средоточие опыта. При этом главным является доступность педагога по отношению к каждому ученику.

Так как в процессе учения происходит обоюдное развитие как ученика, так и учителя, то педагог должен постоянно развивать свою способность к эмоциональному ощущению настроя ученического коллектива, отдельно взятого ученика, учиться принимать чувства детей и активно взаимодействовать с ними.

Достаточно трудным, непривычным испытанием для учителя может стать достижение открытости перед детьми, умения открытого выражения своих чувств перед детьми в классе. В процессе такого взаимодействия у педагога развивается эмпатия, она дает возможность понимания чувств каждого ученика, его переживаний.

В этом процессе важным является развитие педагога в плане самопознания, реального оценивания своих возможностей. Здесь в процессе развития имеет место такой компонент, как средства поддержки детей, условно делящиеся на две группы.

Первая группа – общей педагогической поддержки всей группы учеников – представляет собой отношение к ученикам, которое должно быть приветливым и внимательным, доверие, привлечение учеников к планированию уроков, использование игр, драмы, привлечение к созданию творческих работ, создание ситуаций взаимного обучения, общение в форме диалога, позитивная оценка достижений ребенка.

Во второй группе содержатся средства индивидуальной личностной поддержки, диагностирующие индивидуальное развитие ребенка, степень его обученности, выявление его личных проблем. К таким средствам относится определение количества необходимой поддержки каждого ребенка, основанное на его понимании, знании его физических и психических способностей и особенностей. Особое значение здесь имеет принятие характера ребенка, особенностей его речи, поведения, индивидуального темпа учебной деятельности. Большое значение при этом имеет создание ситуаций успеха, которые поднимают самооценку детей, способствуя их самореализации, оценивание вклада каждого ребенка в решение общих для детского коллектива проблем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Команда поддержки

Команда поддержки Вы можете удостовериться в правильности сделанного вами выбора, попросив помощи и поддержки у людей, которых вы уважаете и которыми восхищаетесь. Их одобрение поможет вам сделать следующий шаг. Поделитесь своими надеждами и мечтами с теми, кому вы

Упражнение № 6. Сеть поддержки

Упражнение № 6. Сеть поддержки Наличие людей, которые могли бы оказать поддержку и проявить внимание и заботу, очень важно в разных жизненных ситуациях, особенно в ситуации травматического стресса. Присутствие таких людей рядом может успокаивать, вселять надежду и веру.

Установить взаимоотношения поддержки

Установить взаимоотношения поддержки Разумеется, не все наши потребности можно удовлетворить во взаимоотношениях с одним человеком, как бы мы ни старались. Мой коллега Билл Джордж много говорит о значении группы поддержки[20]. Такая группа состоит из нескольких человек,

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ

СОЗДАНИЕ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ

СОЗДАНИЕ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ Другим важным недостатком для большинства женщин, отправляющихся на поиски мужчин, является то, что они пускаются в это путешествие в одиночку. Их затруднения, печали и другие эмоциональные проблемы создают барьер между ними и другими людьми и

Отсутствие эмоциональной поддержки

Отсутствие эмоциональной поддержки Убеждения этого кластера сводятся к тому, что люди, представляющие какую-то ценность в вашей жизни, не смогут предоставить вам эмоциональную поддержку, потому что они нестабильны, могут умереть или просто уйти от вас, оставить или

Технология 16 Сверхобучаемость и гармоничное развитие ребенка

Технология 16 Сверхобучаемость и гармоничное развитие ребенка Наверное, почти каждый родитель задавался вопросом, с какого возраста следует заниматься развитием тех или иных способностей его ребенка и как лучше это делать.Нам очень повезло, когда некоторые из молодых

Создайте группу поддержки

Создайте группу поддержки Если вы хотите, чтобы человек сделал для вас нечто существенное, требующее времени, денежных вложений, серьезных усилий или каких-то жертв с его стороны, он, вероятно, обратится к кому-нибудь за советом или спросит других, что они думают об этом.

День 35. Важность поддержки

День 35. Важность поддержки 1. Утренние страницы.2. Вы продолжаете исследовать, насколько удовлетворяются сейчас ваши потребности.Обратитесь к четвертой главе курса и письменно ответьте на вопросы:– Как сегодня удовлетворяется ваша потребность в поддержке?– Как

Слова поддержки

Слова поддержки Отношения могут быть прекрасными и в то же время сложными или запутанными, особенно, когда любимый человек переживает большие перемены. Нет способа сделать все идеально – проще сойти с ума, пытаясь сделать все правильно.Возможно, разочарование, грусть

Круги поддержки

Круги поддержки Не становитесь хамом. Не начинайте лениться. Не считайте себя избранным.На словах это легче, чем на деле. Как избежать на удивление многочисленных ловушек, ожидающих вас в стране Уборки урожая? Не идите туда в одиночку. Выделите время на то, чтобы

Шаг 23 Организуйте систему поддержки

Шаг 23 Организуйте систему поддержки Расскажите всем, что хотите сделать, и кто-нибудь захочет помочь вам в этом. Уильям Клемент Стоун Порой партнеры по успеху полны желания помочь, но не имеют такой возможности. Допустим, вы мечтаете написать книгу. Всецело одобряя ваш

Кто нуждается в группах поддержки?

Кто нуждается в группах поддержки? Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

Как создать группу поддержки?

Как создать группу поддержки? Очень важно (и многолетняя практика подтверждает этот принцип), чтобы группу поддержки возглавил не священник, не психолог и не какой–либо другой специалист. Если группу будет вести священник, то ее собрания, скорее всего, станут в итоге

…Педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте. Содержательно технология педагогической поддержки направ­лена на:

- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-
сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­
добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим
здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек,
разрушающих здоровье;

- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодей-ствие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

-ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

- самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- дети — носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

- доверяй — не проверяй!

- признавай право на ошибку и не суди за нее;

- умей признать свою ошибку;

- защищай ребенка, учи его защищаться.

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания инди­видуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии — распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только вос­питателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.

Поисковый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Пер­вый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

Деятельностный этап




Рефлексивный этап

…Выращивать, поддерживать индивидуальность — это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодей­ствию людей в реальной социальной практике.

(Цитаты из работы: Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.,2005 С.311-314 ).

Приложение 26

Цель игры:Формирование умений:

· анализировать представленный материал, включающий индивидуальные данные на трудного ребенка;

· умения правильно технологически и содержательно наполнять этапы профилактической деятельности с трудными школьниками;

· использовать в составлении проектов и программ психолого-педагогическую литературу;

· использовать результаты анализа и данных психолого-педагогических источников для составления и защиты индивидуальных проектов;

· сотрудничать с коллегами по игре и принимать коллективные педагогические решения.

Для проведения игры группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание и пакет документов. В качестве вспомогательных материалов могут выступать психолого-педагогические источники, которые студенты подготовили в ходе самостоятельного изучения темы. Игра выключает 5 этапов:

· макет характеристики на трудного ребенка:

· этапы профилактической деятельности с трудновоспитуемыми школьниками;

· примеры созидающих приемов;

· типы поведения трудных детей.

2 этап. Это этап анализа представленных педагогом и самостоятельно подготовленных студентами материалов.

3 этап. Защита подготовленных проектов профилактической работы с трудным школьником. От группы выступает один студент, наделенный полномочиями от группы представлять проект. Остальные участники могут уточнять и добавлять.

4 этап. На этом этапе проводится дискуссия по оценке представленных проектов. Студенты заранее получают критерии оценивания проектов профилактической работы с трудными детьми. Они могут включать следующие параметры:

· характеристика на трудного ученика составлена с учетом его индивидуальных особенностей:

· защита проекта профилактической работы с трудным школьником отражает требования, предъявляемые к защите подобных проектов, а именно:

проект логичен; в ходе его подготовки были использованы не только материалы, представленные педагогом, но и самостоятельно подготовленные материалы; этапы профилактической работы содержательно отражают цели профилактической работы и соответствуют задачам работы с конкретным школьником;

· индивидуальная программа по коррекции качеств трудного школьника включает конкретные мероприятия по коррекции имеющихся недостатков.

5 этап. Этот этап посвящен подведению итогов. В ходе подведения итогов необходимо остановиться на реализации цели профилактической работы в ходе игры. Сформулировать общие требования к индивидуальной работе с трудными детьми. Сфокусировать внимание на умениях, полученных студентами в ходе игры (к примеру, таких умений, как: умение оценивать представленный педагогический материал; умение правильно отбирать необходимые элементы для индивидуальной работы с учениками; умения проектировать педагогическую деятельность с трудными детьми ; умение правильно представлять и защищать те положения проекта, которые студент выносит на защиту и пр.).

Задания к проведению игры.

1. Используя банк данных, составьте характеристику на трудного ребенка. Типаж может быть как реальный (к примеру, вы познакомились с таким ребенком в ходе практики), так и составленным по психолого-педагогическим материалам, с которыми студенты ознакомились в ходе подготовки к игре.

2. Разработайте проект профилактической работы с трудным ребенком.

4. Выберите от группы одного выступающего, который защитит коллективный проект.

Читайте также: