Технология обработки конструкционных материалов конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по технологии

Модуль: Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.

Раздел: Технология обработки древесины и элементы машиноведения.

Тема: Производство и применение пиломатериалов.

Задача урока: Изучение процесса производства и способов применения пиломатериалов.

Цели: Образовательная:

Ознакомить учащихся с процессом производства и применения пиломатериалов.

Научить различать виды пиломатериалов.

Развить у школьников любознательность.

Применять полученные знания на практике.

Совершенствовать экологическое воспитание учащихся.

Привить активную жизненную позицию.

Воспитать инициативу и самостоятельность.

Сформировать у учащихся интерес к профессиям

Лесничий, лесник, столяр.

Методическое оснащение урока:

Компьютер и медиапроектор

рабочая тетрадь учащихся

Материалы для контроля знаний учащихся:

Словарная работа: лесопильная рама, постав пил, пропил, падающие вальцы, тележка.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний и умений и применения их на практике.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Организационный момент.

проверка явки учащихся

заполнение учителем классного журнала

проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)

настрой учащихся на работу.

Учитель – Здравствуйте ребята.

Уч. Ребята, скажите пожалуйста, кто-нибудь из вас любит осенний лес?

Уч. Почему вы его любите?

Учен. Потому что осенью листья деревьев окрашиваются в разные цвета и становится очень красиво, можно собирать грибы, орехи и т.п.

Уч. А что еще нам дает лес?

Учитель. Как деревья превращаются в доски и брусья?

Актуализация знаний учащихся:

Вначале давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях.

Класс делится на 2 группы. Учитель задаёт вопросы группам. Если ученик дает правильный ответ, учитель вручает лист. (Ребята должны набрать как можно больше листьев, т.е. баллов)

Трещины являются пороками древесины. (да).

Лиственница не сбрасывает иголки зимой. (нет)

Кедр относится к лиственным породам древесины (нет)

Фанеру делают из опилок (нет).

Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние называются лесоматериалами (да).

Спелость древесины определяют таксаторы (да).

Работой лесников руководят лесничие (да).

Влажность древесины характеризуется содержанием в ней влаги (да)

ДВП расшифровывается как древесно-стружечная плита (нет)

Хлыст, бревно, кряж и чураки – это лесоматериалы(да).

Ребята. Назовите, пожалуйста, продукты обработки древесины, т.е. что получают из древесины?

(РИС. 1.)Продукты обработки древесины.

Изложение учителем нового материала:

- Ученик. Брусья, бруски, обрезные и необразные доски.

Учитель – правильно. Мы знаем, что пиломатериалы получают в лесопильных рамах. Кто-нибудь видел, как работает лесопильная рама?

(Учитель показывает рисунок лесопильной рамы)

Бревна подают к лесопильным рамам цепными бревнотасками.

Лесопильная рама состоит из пильной рамки с набором вертикально-закрепленных полосовых пил. Набор пил в пильной рамке, установленных на определенном расстоянии одна от другой для выпиливания досок заданной толщины, называют поставом. Пильная рамка установлена на направляющих. Она может совершать вертикальные движения вверх-вниз с помощью кривошипно-ползунного механизма, приводимого в движение от электродвигателя.

Спереди и сзади лесопильной рамы закреплены приводные, вращающееся рифленые сдвоенные вальцы, падающие бревно вперед.

Перед рамой и позади нее установлены на рельсах тележки для размещения в них бревен и досок.

Принцип работы. Бревно с бревнотаски сбрасывают на установленную впереди рамы тележку и падают его между двумя падающими, вращающимися рифлеными вальцами. Вальцы захватывают бревно и проталкивают его на движущуюся вверх-вниз пильную рамку с пилами. Пилы распиливают бревно на пиломатериал, который захватывается расположенными сзади рамы рифлеными вальцами и подается на установленную позади рамы тележку.

Так получают доски и брусья.

Обрезные доски получают путем распиливания бревна за 2 подхода.

Чтобы лучше закрепить полученные знания посмотрим видеофрагмент, как работает лесопильная рама.

Словарная работа.

Лесопильная рама, постав пил, бревнотаска, пропил, падающие вальцы, тележка.

Практическая работа.

Вводный инструктаж. Ребятам раздаются круги разными диаметрами (ø20-ø30)- это сечение бревен.

- Учитель – Инструктаж по технике безопасности:

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Учитель – Ребята предоставляю вашему вниманию простой накопитель- изделие, которое закрепляется на стене, куда можно повесить ключи, щетки, что-то еще необходимое в хозяйстве. Ваша задача на основе данного накопителя разработать свой индивидуальный накопитель. Т.е. на следующие урок вы мне приносите эскиз накопителя где вы уже можете проставить примерные размеры.

Подведение итогов урока.

Что нового вы для себя узнали?

- Учитель – Молодцы. Оценки за урок.

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Оглянитесь вокруг себя, посмотрите внимательно. Нас окружают полезные вещи. Приведите пожалуйста примеры.

Давайте подумаем вместе и зададим себе вопрос: откуда эти вещи появились?

Пожалуйста вспомните материал прошлых уроков и дайте определение.

На этом уроке мы рассмотрим технологии обработки материалов.

Что такое обработка? Дайте пожалуйста определение,

За всю историю своего существования люди придумали (и продолжают изобретать) большое количество технологий для обработки материалов.

Технологии механической обработки материалов делятся на три группы: обработка без удаления части материла (например, стружки); обработка с удалением части материала; обработка с измельчением всей массы материала.

Виды обработки без удаления части материала: прокатка, прессование, ковка, штамповка, гибка, волочение.

При прокатке материал пропускают между валиками и придают ему нужную форму.

В процессе прессования нагретый или холодный материал сильно сжимают с помощью пресса – производят давление на заготовку.

При ковке по материалу наносят удары, придавая ему нужную форму.

Волочение – обработка металлов давлением, при которой изделия (заготовки) круглого или фасонного профиля (поперечного сечения) протягиваются через круглое или фасонное отверстие, сечение которого меньше сечения заготовки.

В процессе гибки происходит сгибание материала под заданную форму.

Виды обработки материала с удалением его части: резание и пиление, вырубка, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование и полирование, рубка, лущение.

Резание и пиление, процессы разделения заготовки на части, удаление излишков материала, вырезание отверстий.

Вырубка, процесс вырезания с помощью специального штампа, форма которого соответствует форме заготовки.

Строгание, процесс обработки резанием различных материалов со снятием стружки и образованием плоскостей и фасонных поверхностей (пазов, канавок, углублений)

Долбление, процесс резания конструкционных материалов для получения канавок, гнёзд и проушин, нужных для выполнения соединений.

Сверление, процесс образования сквозных или глухих цилиндрических отверстий сверлом. Сверло, углубляясь в материал срезает его своими острыми кромками.

Точение, процесс срезания тонкого слоя материала с заготовки, установленной на токарном станке. Заготовка совершает вращательное движение. Резец прямолинейно перемещается относительно изделия.

Фрезерование, процесс резания при вращательном движении инструмента (фрезы) и поступательном движении заготовки.

Шлифование и полирование, процесс снятия с заготовки тонкого слоя материала острыми гранями шлифовальных зёрен, абразивного инструмента. Абразивным инструментом с очень мелкими зёрнами полируют изделие, иногда добиваясь зеркальной поверхности.

Рубка, процесс удаления с заготовки слоя материала с помощью рубящего инструмента (например, зубила или топора) или разрубание заготовки на части.

Лущение, процесс срезания с заготовки тонкого слоя, шпона, с поверхности древесины.

Ознакомить учащихся с видами кормушек и сформировать навыки по их вполнению, соблюдая технологическую последовательность.

ВложениеРазмер
Технологическая карта 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок технологии в 6 классе

Подготовила и провела учитель технологии Антошкина М.М.

Цель урока: ознакомить учащихся с видами кормушек и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Сформировать знания о принципах работы с мягким пластиком, канцелярским ножом, ознакомить с видами кормушек , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, в малых группах

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности

Инициация. Организационная часть урока.

Учитель приветствует учеников: Здравствуйте ребята! Выбирайте пожалуйста, наиболее понравившуюся птичку и рассаживайтесь за столы соответствующей вам птички! Еще раз здравствуйте ! Я вас постараюсь запомнить в течении урока, а меня зовут М.М. я учитель технологии в школе 459, и мы сегодня будем работать вместе . Дайте название своей дружной команде, в каждой группе координатором будет тот, у кого птичка с синим перышко, это ответственная роль капитана. У вас на столах стоит деревце с, на него можно посадить ваших птичек.

Учитель проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие: создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества; создание ситуации успеха на уроке;

Дать название группе (воробей, синичка, снегирь)

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового. Узнать тему нашего урока вы сможете, выполнив задание.

(Раздать каждой команде конверты с заданием.)

Формирование ожиданий учащихся… Как приятно, открыв утром окно, впустить в комнату не только шум проходящих автомобилей, но и разноголосый гомон птиц. Но, чтобы каждый день радоваться щебетанью пернатых соседей, нужно позаботиться о них в зимние холода.

Между солнцем и луной, Между явью и мечтой, Между мною и тобой Шорох крыльев синей птицы.

У нас появилась идея, цель, задание. Обозначим ее синей птицей, как символ мечты. Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем, что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым, пасуем, и в результате к финишу приходит другой.

Учитель показывает (заготовку) синюю птицу и перечисляя причины по которым не добиваемся цели , закрывает птицу прутиками, и так птица оказывается в клетке.

А у нас все получится, и птица полетит на свободу.

Интерактивная лекция. Мотивация учащихся.

С давних времен люди, заботясь об окружающей природе, строили жилье для птиц, подкармливали их. А сейчас, учитывая экологическую ситуацию и исчезновение некоторых видов, это особенно актуально. Кормить птиц нужно круглый год, не только в трудный зимний период. Кормушки могут быть любых размеров и изготавливаются из разных материалов.

Слайды с идеями – вариантами кормушки.

Ребята ,обратите внимании на кормушку с трубой. Кто-нибудь может сказать, зачем она здесь? Правильно, для того чтобы кошка не залезла.

Перед вами варианты кормушек, которые мы можем сделать сегодня, с учетом средств и времени.

Все варианты кормушек сделаны из пятилитровой пластиковой банки.

Посмотрите на разнообразие декоративной отделки, от чего каждая имеет свой тематический образ. Здесь использованы пластиковые ложки, солома, диски, палочки, акриловые краски, бичевка..

Разминка. "Путаница" Текущий инструктаж (отработка правил техники безопасности в игровой форме). Слайды с техникой безопасности.

Качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты. ( инструменты из помогатора). Нам понадобятся: ножницы, канцелярский нож, шило, клеевой пистолет, клей, веревка, и декор.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3 . Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с шилом

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2. Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

5. После работы убери шило в коробку.

Правила техники безопасности при работе с клеевым пистолетом 1 .Не оставлять без присмотра. 2 .При работе клеевой пистолет ставить на подставку, а не класть на бок. 3 .Работать только исправным инструментом. 4 .Не прикасаться к кончику пистолета и трогать горячий клей. 5 .По окончанию работы выключить.

Работайте только с исправным инструментом. По окончании работы приберите свое рабочее место.

Вначале пути это банка ( показываю банку), а в конце изделие 9 показываю кормушку).Перед вами готовый вариант кормушки. Он выполнен по этой технологический карте. Надеюсь фантазия сегодня с вами и вы предложите свои интересные варианты отделки.

Под вашими столами лежат помогаторы.

2.Практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы) Во время выполнения самостоятельной практической работы музыкальное сопровождение .

Учитель помогает, подсказывает.

Для жури предлагается тех.карта и история возникновения кормушки.

Презентация работ (по плану).

Каждая группа презентует свои работы и комментирует декор, который выбрали для своего изделия.

Учитель добавляет: Вы все качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место . Птицы у вашей школы всегда будут сыты, главное не забывайте вовремя подсыпать еду . И опасения за синюю птицу были напрасны. Мы уверены в себе , а вместе тем более. Убирается клетка. Учитель выпускает синюю птицу из клетки.

Спасибо за работу, вы отличная команда. Может еще где то с вами встретимся, например на олимпиаде по технологии ! Желаю вам творческого полета и дарю эту частичку помогатора , в память о нашей встрече.

Ребята получают по карандашу.

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать мусор.

Всем спасибо! Удачи!

Самоанализ урока технологии в классе

учителя технологии Антошкиной Марии Михайловны

Цель урока: ознакомить учащихся с видами кормушек и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности,

сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

– образовательная –сформировать знания работы с незнакомым материалом , сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

- развивающая – создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии;

- воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса, интереса к творчеству, любовь к природе.

Тип урока: введение в тему, используя технологию модерации

Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, коллективная, в малых группах (3-4 человека)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности в игровой форме, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности,

  • Инициация
  • Вхождение или погружение в тему
  • Формирование ожидаемых опасений.
  • Интерактивная лекция.
  • Разминка.
  • Отработка материалов лекции
  • Итоги урока,
  • Рефлексия

Считаю ,что эта технология соответствует этой теме, так как урок направлен на формирование УУД. Данный урок вводный в тему .поэтому не предполагает оценивание учащихся ,только фиксирование пройденного этапа с помощью цветных стикеров, результатом урока является отработка навыков и умение работать в группе

К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.

Формирование ожидаемых опасений у учащихся прошло в комфортной психологической обстановке.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.

Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.

Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.

Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме. Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.

Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально ,но немного затянулась первая половина урока, поэтому не хватило времени для практической части, в основном занятие проведено по намеченному плану. Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка для контроля знаний по технологии в 8 классе, тема "Обработка конструкционных материалов. Технология обработки древесины".

Методическая разработка в форме конкурса для контроля знаний учащихся 8 класса по технологии .Содержание способствует овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, (анализиро.


Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме "Старинные задачи"

Занятие построено в форме игры "Что? Где? Когда?", где с командами обучающихся играют знаменитые математики.


Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про.


Дисциплина: Иностранный язык (английский)Тема занятия: The daily routine of a studentВид занятия: Урок - диспутТип урока: • Урок закрепления знаний и формирования ЗУН, контроль ЗУН ра.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие по КТП № 13, Тема 2.2: Sports in our life. Rules healthy way of life группа: Э-11 Преподаватель: Савельева Светлана Дмитриевна

Вид занятия: экспресс-исследованиеТип урока: систематизация и обобщение умений, навыков по теме, контроль знаний,Технологии и методы обучения: проблемное обучение, интегрированный ур.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие по КТП № 30 Тема 2.3 по РП: Разработка маршрута экскурсии по Дацану. Выездная экскурсия группа: Э-11 Преподаватель: Савельева Светлана Дмитриевна

Вид занятия: проектТип урока: урок закрепления знаний и формирования ЗУНТехнологии и методы обучения: проектная технология, обучение в сотрудничествеФормы организации урока: мини группы.


Технологическая карта занятия по хореографии на тему "Контакт-импровизация. Выполнение упражнений.Упражнения на координацию и жесткую фиксацию положений тела".

Процесс импровизации, возникающий "здесь и сейчас" на каждом занятии - цель контактной импровизации. Нужно "слышать" не только свое тело, но и тело партнера. Необходимо умело входи.


Механическая обработка поверхностей заготовок является одной из основных завершающих стадий изготовления деталей машин.

Одна из актуальных задач машиностроения – дальнейшее развитие, совершенствование и разработка новых технологических методов обработки заготовок деталей машин, применение новых конструкционных материалов и повышение качества обработки деталей машин.

Наряду с обработкой резанием применяют методы обработки пластическим деформированием, с использованием химической, электрической, световой, лучевой и других видов энергии.

Обработка металлов резанием – процесс срезания режущим инструментом с поверхности заготовки слоя металла в виде стружки для получения необходимой геометрической формы, точности размеров, взаимного расположения и шероховатости поверхностей детали.

Чтобы срезать с заготовки слой металла, необходимо режущему инструменту и заготовке сообщать относительные движения. Инструмент и заготовку устанавливают на рабочих органах станков, обеспечивающих движение.

Движения, которые обеспечивают срезание с заготовки слоя материала или вызывают изменение состояния обработанной поверхности заготовки, называют движениями резания:

· Главное движение – определяет скорость деформирования материала и отделения стружки (Дг);

· Движение подачи – обеспечивает врезание режущей кромки инструмента в материал заготовки (Дs);

Движения могут быть непрерывными или прерывистыми, а по характеру – вращательными, поступательными, возвратно-поступательными.

Движения подачи: продольное, поперечное, вертикальное, круговое, окружное, тангенциальное.

В процессе резания на заготовке различают поверхности (рис.19.1.а):

· обрабатываемую поверхность (1);

· обработанную поверхность (3);

· поверхность резания (2).

Установочные движения – движения, обеспечивающие взаимное положение инструмента и заготовки для срезания с нее определенного слоя металла.

Вспомогательные движения – транспортирование заготовки, закрепление заготовки и инструмента, быстрые перемещения рабочих органов.

Рис. Схемы обработки заготовок: а – точением; б – шлифованием на круглошлифовальном станке; в – сверлением

16.2. Режимы резания, шероховатость поверхности

При назначении режимов резания определяют скорости главного движения резания и подачи, и глубину резания.

Скоростью главного движения – называют расстояние, пройденное точкой режущей кромки инструмента в единицу времени (м/с).

где: – максимальный диаметр заготовки (мм); – частота вращения (мин-1).

Для возвратно-поступательного движения:

где: – расчетная длина хода инструмента; – число двойных ходов инструмента в минуту; – коэффициент, показывающий соотношение скоростей рабочего и вспомогательного хода.

Подача — путь точки режущей кромки инструмента относительно заготовки в направлении движения подачи за один ход заготовки или инструмента.

В зависимости от технологического метода обработки подачу измеряют:

мм/об – точение и сверление;

мм/дв. ход – строгание и шлифование.

Глубина резания ( ) – расстояние между обрабатываемой и обработанной поверхностями заготовки, измеренное перпендикулярно к обработанной поверхности (мм).

Шероховатость поверхности – совокупность неровностей с относительно малыми шагами.

Шероховатость является характеристикой качества поверхностного слоя заготовки. Она оценивается несколькими параметрами, в частности критерием .

— среднее арифметическое отклонение профиля (среднее арифметическое абсолютных значений отклонений профиля) в пределах определенной базовой длины обработанной поверхности.

Допустимые значения шероховатости поверхностей деталей указываются на чертежах.

Значение параметра для разных технологических методов обработки лежат в пределах, мкм:

· для предварительной черновой обработки – 100…22,5 ;

· для чистовой обработки – 6,3…0,4 ;

· для отделочной и доводочной обработки – 0,2…0,012.

16.3. Станки для обработки резанием. Классификация металлорежущих станков

По общности технологического метода обработки различают станки: токарные, фрезерные, сверлильные и др.

По назначению различают станки: широкоуниверсальные, универсальные, широкого назначения, специализированные, специальные.

Универсальные станки обрабатывают разнотипным инструментом различающиеся по размерам, форме и расположению поверхностей заготовки.

Широкоуниверсальные – предназначены для выполнения особо широкого разнообразия работ.

Станки широкого назначения характеризуются однотипностью применяемого инструмента.

Специализированные станки предназначены для обработки однотипных заготовок различных размеров.

Специальные станки предназначены для выполнения определенных видов работ на заготовках одинаковых размеров и конфигурации.

· По массе: легкие (до 1т ), средние (до 10т ), тяжелые (свыше 10т ) и уникальные (свыше 100т ).

· По степени автоматизации: с ручным управлением, полуавтоматы и автоматы.

· По компоновке основных рабочих органов: горизонтальные и вертикальные.

В общегосударственной единой системе (ЭНИМС) станки разделяются на 10 групп и 10 типов. В группы объединены станки одинаковые или схожие по технологическому методу обработки. Типы характеризуют их назначение, степень автоматизации, компоновку.

16.4. Технологические возможности способов резания

Точение является основным способом обработки поверхностей тел вращения.

Процесс резания осуществляется на токарных станках при вращении обрабатываемой заготовки (главное движение) и перемещении резца (движение подачи).

Движение подачи осуществляется:

· параллельно оси вращения заготовки (продольная);

· перпендикулярно оси вращения заготовки (поперечная);

· под углом к оси вращения заготовки (наклонная).

Схемы обработки поверхностей заготовки точением представлены на рис. 19.2.

С помощью точения выполняют операции: обтачивание – обработку наружных поверхностей (рис19.2.а); растачивание – обработку внутренних поверхностей (рис.19.2.б); подрезание – обработку торцевых поверхностей (рис.19.2.в); резку – разрезание заготовки на части ( рис.19.2.г); резьбонарезание – нарезание резьбы (рис.19.2.д).

По технологическим возможностям точение условно подразделяют на: черновое, получистовое, чистовое, тонкое.

Рис. Схемы обработки поверхностей заготовки точением

В качестве режущего инструмента при точении используют резцы.

Главным принципом классификации резцов является их технологическое назначение.

· проходные – для обтачивания наружных цилиндрических и конических поверхностей;

· расточные – проходные и упорные – для растачивания глухих и сквозных отверстий;

· отрезные – для отрезания заготовок;

· резьбовые – для нарезания наружных и внутренних резьб;

· фасонные – для обработки фасонных поверхностей;

· прорезные – для протачивания кольцевых канавок;

· галтельные – для обтачивания переходных поверхностей между ступенями валов по радиусу.

По характеру обработки – черновые, получистовые, чистовые.

По направлению движения подачи – правые и левые (справа на лево и слева на право).

По конструкции – целые, с приваренной или припаянной пластиной, со сменными пластинами.

Установка к закреплению заготовки зависит от типа станка, вида обрабатываемой поверхности, характеристики заготовки (), точности обработки и других факторов.

Сверление является основным способом получения глухих и сквозных цилиндрических отверстий в сплошном материале заготовки.

В качестве инструмента при сверлении используется сверло, имеющее две главные режущие кромки.

Для сверления используются сверлильные и токарные станки.

На сверлильных станках сверло совершает вращательное (главное) движение и продольное ( движение подачи) вдоль оси отверстия, заготовка неподвижна (рис.19.3.а).

При работе на токарных станках вращательное (главное движение) совершает обрабатываемая деталь, а поступательное движение вдоль оси отверстия (движение подачи) совершает сверло (рис.19.3.б).

Диаметр просверленного отверстия можно увеличить сверлом большего диаметра. Такие операции называются рассверливанием (рис.19.3.в).

При сверлении обеспечиваются сравнительно невысокая точность и качество поверхности.

Для получения отверстий более высокой точности и чистоты поверхности после сверления на том же станке выполняются зенкерование и развертывание.

Зенкерование – обработка предварительно полученных отверстий для придания им более правильной геометрической формы, повышения точности и снижения шероховатости. Многолезвийный режущим инструментом – зенкером, который имеет более жесткую рабочую част, отсутствует! число зубьев не менее трех (рис.19.3.г).

Развертывание – окончательная обработка цилиндрического или конического отверстия разверткой в целях получения высокой точности и низкой шероховатости. Развертки – многолезвийный инструмент, срезающий очень тонкие слои с обрабатываемой поверхности (рис.19.3.д).

Схемы сверления, зенкерования и развертывания представлены на рисунке 19.3.

Рис.19.3. Схемы сверления, зенкерования и развертывания

Протягивание является высокопроизводительным методом обработки деталей разнообразных форм, обеспечивающим высокую точность формы и размеров обрабатываемой поверхности. Применяется протягивание в крупносерийном производстве.

При протягивании используется сложный дорогостоящий инструмент – протяжка. За каждым формообразующим зубом вдоль протяжки изготавливается ряд зубьев постепенно увеличивающейся высоты.

Процесс резания при протягивании осуществляется на протяжных станках при поступательном главном движении инструмента относительно неподвижной заготовки за один проход.

Движение подачи отсутствует. За величину подачи принимают подъем на зуб, т. е. разность размеров по высоте двух соседних зубьев протяжки; является одновременно и глубиной резания.

Протяжные станки предназначены для обработки внутренних и наружных поверхностей. По направлению главного движения различают станки: вертикальные и горизонтальные.

Схемы обработки заготовок на протяжных станках представлены на рисунке 19.4.

Рис. Схемы обработки заготовок на протяжных станках

Отверстия различной геометрической формы протягивают на горизонтально-протяжных станках для внутреннего протягивания. Размеры протягиваемых отверстий составляют 5…250 мм.

Цилиндрические отверстия протягивают крупными протяжками после сверления, растачивания или зенкерования, а также литые или штампованные отверстия. Длина отверстий не превышает трех диаметров. Для установки заготовки с необработанным торцом применяют приспособление со сферической опорной поверхностью (может самоустанавливаться по оси инструмента), либо упор в жесткую поверхность (рис.19.4.а).

Шпоночные и другие пазы протягивают протяжками, форма зубьев которых в поперечном сечении соответствует профилю протягиваемого паза, с применением специального приспособления – направляющей втулки 3 (рис.19.4.б).

Наружные поверхности различной геометрической формы протягивают на вертикально-протяжных станках для наружного протягивания.

Схема протягивания вертикальной плоскости показана на рис.19.4.в.

Наружные поверхности заготовок типа тел вращения можно обрабатывать на специальных протяжных станках рис.19.4.г.

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 17 Технологии обработки материалов

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что необходимо сделать с материалом для получения нужного изделия.
  2. На какие группы делятся технологии по механической обработке материалов.
  3. Какие инструменты, приспособления и станки применяются при этом.

Прокатка, прессование, ковка, штамповка, разрезание, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование, рубка, лущение, гибка – технологические операции по обработке материалов

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Оглянитесь вокруг себя, посмотрите внимательно. Нас окружают полезные вещи. Приведите пожалуйста примеры.

Давайте подумаем вместе и зададим себе вопрос: откуда эти вещи появились?

Пожалуйста вспомните материал прошлых уроков и дайте определение.

На этом уроке мы рассмотрим технологии обработки материалов.

Что такое обработка? Дайте пожалуйста определение,

За всю историю своего существования люди придумали (и продолжают изобретать) большое количество технологий для обработки материалов.

Технологии механической обработки материалов делятся на три группы: обработка без удаления части материла (например, стружки); обработка с удалением части материала; обработка с измельчением всей массы материала.

Виды обработки без удаления части материала: прокатка, прессование, ковка, штамповка, гибка, волочение.

При прокатке материал пропускают между валиками и придают ему нужную форму.

В процессе прессования нагретый или холодный материал сильно сжимают с помощью пресса – производят давление на заготовку.

При ковке по материалу наносят удары, придавая ему нужную форму.

Волочение – обработка металлов давлением, при которой изделия (заготовки) круглого или фасонного профиля (поперечного сечения) протягиваются через круглое или фасонное отверстие, сечение которого меньше сечения заготовки.

В процессе гибки происходит сгибание материала под заданную форму.

Виды обработки материала с удалением его части: резание и пиление, вырубка, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование и полирование, рубка, лущение.

Резание и пиление, процессы разделения заготовки на части, удаление излишков материала, вырезание отверстий.

Вырубка, процесс вырезания с помощью специального штампа, форма которого соответствует форме заготовки.

Строгание, процесс обработки резанием различных материалов со снятием стружки и образованием плоскостей и фасонных поверхностей (пазов, канавок, углублений)

Долбление, процесс резания конструкционных материалов для получения канавок, гнёзд и проушин, нужных для выполнения соединений.

Сверление, процесс образования сквозных или глухих цилиндрических отверстий сверлом. Сверло, углубляясь в материал срезает его своими острыми кромками.

Точение, процесс срезания тонкого слоя материала с заготовки, установленной на токарном станке. Заготовка совершает вращательное движение. Резец прямолинейно перемещается относительно изделия.

Фрезерование, процесс резания при вращательном движении инструмента (фрезы) и поступательном движении заготовки.

Шлифование и полирование, процесс снятия с заготовки тонкого слоя материала острыми гранями шлифовальных зёрен, абразивного инструмента. Абразивным инструментом с очень мелкими зёрнами полируют изделие, иногда добиваясь зеркальной поверхности.

Рубка, процесс удаления с заготовки слоя материала с помощью рубящего инструмента (например, зубила или топора) или разрубание заготовки на части.

Лущение, процесс срезания с заготовки тонкого слоя, шпона, с поверхности древесины.

Помощь студентам

Технология конструкционных материалов (ТКМ) – комплексная учебная дисциплина, которая содержит совокупность знаний по теоретическим и технологическим основам производства конструкционных материалов, по теории и практике формообразования заготовок литьем, давлением и другими методами переработки их по физико-химическим методам обработки поверхностей.

Изучение курса является предпосылкой для успешного усвоения ряда специальных дисциплин, формирующих технический кругозор инженера-механика, обеспечивая технологическую подготовку специалиста.

Читайте также: