Технология и техносфера 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

2 Технологические уклады – Технологические уклады – преобразующие способы производства. Человечество в своем развитии прошло несколько технологических укладов: уровень ручных технологий, уровень первых технических устройств, ступень машинных технологий, ступень индустриально- механизированных технологий, уровень машинно-компьютерных и информационных технологий.

3 NIBirucjva Технологические уклады и их основные достижения

4 Технологический уклад определяется уровнем развития науки и зависит от суммы знаний, которыми владеет общество. Технологический уклад – Технологический уклад – это совокупность освоенных обществом технологий на определенном этапе исторического развития.

5 Первый технологический уклад Первый технологический уклад характеризовался применением исключительно мышечной силы человека и примитивных приспособлений (скребок, каменный топор). Второй технологический уклад Второй технологический уклад характеризовался применением ручного труда в сочетании с мускульной силой животных (первые ручные станки, освоение силы ветра и воды (мельницы).

6 Третий технологический уклад Третий технологический уклад связан с появлением машин и механизмов, изготовленных из металла и использованием энергии пара – т. е. повысилась скорость обработки и улучшилось качество деталей (изобретение паровых машин). Четвертый технологический уклад Четвертый технологический уклад связан с изобретением и применением в станках электродвигателя – повысилась в десятки раз скорость обработки и мощность станков (быстрорежущая сталь, твердые сплавы, минералокерамика).

7 пятого технологического уклада Особенностью пятого технологического уклада является участие в производственных процессах электронной техники и автоматики (станки с ЧПУ, автоматическими манипуляторами и устройствами). шестом технологическом укладе Основной технологической задачей на современном этапе является преобразование информации с помощью информационных технологий, т.е. можно говорить о шестом технологическом укладе (когда всеми производственными процессами управляют компьютеры.

8 Существование общества и человека на протяжение всей цивилизации связано с переработкой сырьевых ресурсов в готовый продукт, удовлетворяющий потребности человека. Техносфера – Техносфера – это особый, не свойственный природе искусственный мир из естественной природной среды. Высокий уровень технологий и техники. Благоприятные условия развития культуры, экономики, повышение качества жизни. Развитие быстрыми темпами технологической среды и прогресса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у старшеклассников понимание места и значения технологии в развитии человеческого общества.

Задачи: дать представление о видах культуры, взаимосвязи материальной и духовной культуры; раскрыть понятие технологии и технологической культуры; развивать познавательный интерес к технологии как к глобальному общественному явлению.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский, тестирование.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально - фронтальная.

Организационный момент. Мотивация.

Изучение нового материала.

Закрепление учебного материала.

Орг. момент (приветствие, знакомство, готовность к уроку, требования к подготовке, знакомство с программой 10-11 класса).

Изучение нового материала:

(записываем в тетрадь). Но прежде чем говорить о технологии, нужно понять, что такое культура.

(культура быта, поведения, дом культуры, национальная культура, культура речи и др.).

Как вы думаете, она меняется со временем?

(определенному периоду времени соответствует свой уровень науки, искусства, архитектуры, речи).

Примеры изменения культуры в речи, медицине, архитектуре, искусстве, поведении, овладении знаниями.

Вывод: культура многообразна, её можно рассматривать в социальном плане (как уровень развития общества, выраженный в создаваемых им духовных и материальных ценностях) и в личностном (как уровень овладения современными знаниями и умениями). Что такое культура? (рассуждение)

Культура - это уровень развития общества, выраженный в совокупности материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством.

(конспектируем в тетради).

! Давайте познакомимся с видами культур.

! Выделяют 2 сферы культур: материальная и духовная. Если культура представляет собой совокупность материальных благ, предметов и средств производства – это материальная. Если совокупность знаний и духовных ценностей – духовная.

Все элементы культуры неразрывно связаны между собой.


! Одной из частей общечеловеческой культуры является технологическая.

Чтобы понять, что это такое, представьте человека из Средневековья. Какими технологиями он владел? (технологией выживания в суровых условиях, приготовления пищи, одежды и т.д.). А какими технологиями владеет современный человек?

Технологическая культура – это уровень развития технологий, присущий определенному историческому времени и социуму.


О каком человеке можно сказать, что у него высокий уровень технологической культуры? (человек, обладающий знаниями, умениями и навыками в создании предметов и услуг).

Понятие "технология".

Виды промышленных технологий.

Технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (машиностроением, строительством и т.д) или в зависимости от предмета труда (материал, энергия, информация и др.).


Какие проблемы решает любая производственная технология?

Любая производственная технология, современная или архаичная решает три основополагающие технологические проблемы, которые сформулируем в виде вопросов:

- чем обрабатывать? (инструменты)

- на чем обрабатывать? (станки, машины, приспособления)

- как обрабатывать? (технологический процесс)


Три составляющие технологии.


Рассмотрим Технологические уклады.


Примеры. Как менялась технология передачи информации, стирки? (ответы учеников)

Практическая работа. Делимся на 3 группы, достаем телефоны.

Задание: найти за 5 минут в Интернете самые значимые достижения 20 века в области науки и техники (когда, кто, что, как это повлияло на человечество). Побеждает тот, кто больше найдет достижений.

Убираем телефоны. Интеллектуальный поединок между группами. Выходим к доске по 1 представителю от группы и зачитываем по очереди не повторяясь. Поздравляем победителя.

2. Пульт дистанционного управления с 1955

Первый беспроводный пульт дистанционного управления придумал американский изобретатель Юджин Полли работающий в дочерней компании LG Electronics. Пульт являлся по существу фонариком, который излучал лучи света на фоточувствительные элементы расположенные в телевизоре . Когда изготовители обнаружили, что с помощью прямого солнечного света можно изменять каналы телевизоров, компания выходит с моделью, которая использует для пульта ультразвук. С 1980-х годов индустрия затем переключается на использование в пультах дистанционного управления инфракрасный диапазон.

3. Противозачаточные таблетки с 1957

Путь от теории к широкой практике противозачаточных таблеток оказался долгим и сложным. И лишь с 1957 году появились для испытаний таблетки – Эновид. Таблетки состояли из смеси синтетического прогестерона и эстрогена предотвращая овуляцию. С 1960 года медицинская комиссия утверждает Эновид для использования в качестве первых оральных контрацептивов.

4.Реактивный авиалайнер с 1958

Boeing 707-120 дебютирует в мире как первый успешный пассажирский реактивный авиалайнер. Четыре реактивных двигателя самолета перевозят 181 пассажироа на дальность до 6820 км при полной заправке. Первый коммерческий полет этот реактивный самолет совершил из Нью-Йорка в Париж и Лос-Анджелес.

5.Флоат-стекло с 1959

Флоат стекла самое распространенное стекло с ровной поверхностью и без оптических дефектов. Технологию изобрел британский инженер Аластер Пилкингтон революционизировав процесс: расплавленное стекло выливалось на ванну с расплавленным оловом — по своей природе, полностью плоской. Первый завод по производству флоат-стекла открылся в 1959 году. По оценкам, 90 процентов из стекла по-прежнему производится таким образом.

6.Аккумуляторные элементы с 1961

Корпорация Black & Decker выпускает первую дрель с аккумуляторными батареями. Пока только с 20 Вт на никель кадмиевых аккумуляторах. Далее инженеры корпорации стремятся к эффективности дрели, изменив передаточное число и используя лучшие материалы.Этот революционный результат повволил разработать новое поколение не только аккумуляторных инструментов.

7.Промышленный робот с 1961

Первый программируемый промышленный робот устанавливался на сборочном конвейере General Motors США в Нью-Джерси. Изобретение распостраняется по всему миру и японские производители после лицензирования первого аппарата с 1968 года продолжают доминировать на мировом рынке промышленных роботов.

8.Спутник связи с 1962

Первый активный искусственный спутник Земли Телстар (Telstar) запущен американцами 10 июля 1962 года. Спутник имел активные усилители и ретранслировал входящие сигналы, а не пассивно отражал их обратно на землю. Через две недели после дебюта через Telstar президент США Кеннеди проводит пресс-конференцию в Вашингтоне, округ Колумбия, которая транслировалась в прямом эфире через Атлантику.

9.Светоизлучающие диоды с 1962

Работая в качестве консультанта General Electric американский ученый Микола Голоняк разрабатывает светоизлучающие диоды, которые обеспечили простой и недорогой способ построения разного типа экранов передающих визуальную информацию.

10. Видеоигры с 1962

Программисты Массачусетского политехнического института пишут игру Spacewar. Эта первая игра воспроизводилась на осциллографе и имела 8 килобайт оперативной памяти. Игра симулировала ракеты на фоне звездного неба и положила в основу индустрию современного мира компьютерных игр. Достижения 20 века создали условия для компьютерных устройств нынешнего времени.

11. Беспилотные летательные аппараты с 1964

Широкое использование беспилотных самолетов начинается во время войны во Вьетнаме с развертыванием 1000 AQM-34 Ryan Firebees. Всего за 90 дней была разработана эта первая модель такого самолета длиной 4,5 метра. AQM-34 совершил более чем 34000 миссий наблюдения. Успех разведывательного наблюдения, как достижение 20 века привел к возможности развития беспилотных летательных аппаратов, которые широко используются и сегодня.


Знаете ли вы, что такое катапульта, праща, водочерпальное колесо? Где они применялись?
Человечество прошло в своем развитии несколько технологических укладов - преобладающих способов производства.
Технологический уклад - совокупность освоенных обществом технологий на определенном этапе исторического развития.







Для каждого уклада приведите по 2 примера наиболее значимых изобретений или открытий, назовите их авторов (для первых двух этапов автора трудно будет найти :).


Часть 3. Связь технологий с наукой, техникой, производством

  1. Какую роль играют техника и технологии в развитии человечества?
  2. Согласны ли вы с тем, что "нет ничего практичнее хорошей теории"? Как можно объяснить это утверждение?
  3. Когда у человечества появилась потребность в научном знании?
  4. Какова роль науки в развитии производственных технологий?

Титов Сергей Владимирович


Нижнекамский агропромышленный колледж

Ниже будут представлены последовательные поурочные разработки по разделам технологии 10-11 класса с методическими рекомендациями

УРОКИ 3,4. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ, ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРОИЗВОДСТВА (2 Ч)

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки, техники, технологии и производства; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.

Оснащение уроков: компьютерный диск с видеофильмом, содержащим технические достижения человечества; бланки тестовых заданий, учебник технологии (гл.1, §1, с.16-20); ПК.

Методы обучения: тестовый опрос, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: техносфера, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция, наукоемкие технологии

1. Повторение пройденного материала

Для повторения пройденного материала можно предложить тест.

1. К духовной культуре относят:

А) предметы труда;

В) средства производства;

Г) результаты труда.

2. Под технологической культурой понимают:

А) исторически определенный уровень развития человека как субъекта творческой деятельности;

Б) определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

В) уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства*;

Г) общественный прогресс как процесс смены и развития различных типов культур.

3. Совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также наука, разрабатывающая все эти приемы и способы:

В) технологический уклад;

Г) технологический процесс.

5. Основные составляющие технологии:

А) технологическая операция, машины, приспособления;

Б) технологический процесс, станок, инструмент*;

В) производственный процесс, технологические машины и приспособления;

Г) технологическая операция, станок, инструмент.

2. Изложение нового материала

При отборе содержания данного урока представляется правильным исходить из следующих принципов:

- его соответствие ведущим, актуальным идеям научно-технического прогресса;

- доступности понимания школьниками принципов действия и общего устройства объектов новой техники и технологических процессов;

- возможности ориентации учащихся на профессии и специальности, возникшие на производстве в связи с введением новой техники и технологий.

Эта новая тема должна убеждать учащихся в полезности технического новшества для народного хозяйства; помогать развитию познавательных способностей учащихся.

Осмысленность в запоминании представленного содержания параграфа требует установления связи между выделенными смысловыми частями изучаемого материала, она требует также понимания логической последовательности их расположения.

При изложении теоретических основ целесообразно знакомить учащихся с наиболее характерными научно-техническими опытами и исследованиями. Это в значительной мере способствует активизации познавательного интереса школьников.

Не менее важным вопросом является рассмотрение конкретных примеров практического применения технических достижений в современном производстве. Общие рассуждения о технических принципах и основах устройства оборудования будут недостаточно убедительны для учащихся, если они не будут подкреплены разбором блок-схем, а также выполнением учебных заданий и решением примеров.

Акцентировать внимание учащихся на характере изменения трудовой деятельности людей, применяющих новую технику и характеристики новых профессий, порождаемых ее внедрением.

Опыт показывает, что жизненность новой техники и технологий должна быть для учащихся очевидной. Наилучших результатов удается добиться тогда, когда материал о новой технике и технологиях сочетается с жизненным опытом учащихся, знаниями основ наук и современного производства. Этому могут способствовать и экскурсии на производство. Рекомендуем установить специальный стенд, демонстрирующий различные материалы по научным и техническим достижениям. Данные материалы должны регулярно обновляться.

Началом дискуссии может служить обсуждение предлагаемых пословиц:

Начало науки - ум, начало ума – терпение.

Труд и наука – брат и сестра.

Наука дает крылья уму.

Наука учит только умного.

Чем больше науки, тем ловчее руки.

Сильному наука – лишний козырь.

Наука и труд дивные всходы дают.

Родине служить – с наукой дружбу водить.

Читайте также: