Танцы 4 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Физ. Минутка .Исполнение элементарных движений русского народного танца.

(1к)
Я на сцену выхожу
В зал от страха не гляжу
Вам легко смотреть из зала
Как на сцене я дрожу

Ручка ходит не туда
Ножка ходит не туда
Наша тетя хореограф
Говорит, что не беда.

(Припев 2р)
Раз ладошка, два ладошка
Я пока что не звезда
Если нравлюсь, хоть немножко
Вы похлопайте тогда!

(2к)
Нотки скачут не туда
Слов не помню иногда
Наша тетя вокалистка
Говорит, что не беда

Если все во мне поет
Песня будет, был бы рот
Но а то, что я малышка
Это с возрастом пройдет!

(Припев 3р)
Раз ладошка, два ладошка
Я пока что не звезда
Если нравлюсь, хоть немножко
Вы похлопайте тогда.

Раз ладошка, два ладошка
Я пока что не звезда
Если нравлюсь, хоть немножко
Если нравлюсь, хоть немножко (речитатив)
Вы похлопайте тогда!
Оцениваю детей.

ЦЕЛЬ : сформировать представление об особенностях композиторского

творчества Ф. Шопена.

ЗАДАЧИ : - научить определять в звучании особенности музыкального жанра

- через групповые формы работы обучить умению коллективно

Размышлять о музыке и её авторе;

МУЗ. МАТЕРИАЛ : Вальс №10, Ф. Шопен;

Полонез №3 ля мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №1 си-бемоль мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №3 фа мажор, Ф. Шопен;

Мазурка №2 ля минор, Ф. Шопен;

  • Какой музыкальный жанр прозвучал в начале урока?
  • Как вы думаете, это произведение принадлежит русскому или зарубежному композитору?

-А что такое вальс?

Вальс (франц. valse, немецкого Walzen, от walzen - "кружиться в танце") Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. Танец австрийского происхождения. Слайд 1

-Где можно увидеть людей танцующих вальс. Слайд 3-4

2.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

-Кто такой Шапен?

-Что вы о нём знаете?

-Какие произведения Шопена вы знаете?

-Что бы хотели узнать?

-Сформулируйте тему урока.

-Сегодня двери в концертный зал нам отворила музыка выдающегося польского композитора, исполнителя танцевальной музыки Фредерика Шопена. Слайд 5

2)О композиторе. Слайды: 6-15

Родина замечательного композитора 19 века Ф. Шопена–Польша. Судьба распорядилась так, что долгие годы композитор провёл на чужбине.

Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора С. В. Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь в дали от Родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней и выразить её в своих музыкальных произведениях.

Свои музыкальные послания Отчизне, своему народу Шопен наполнял любовью и страданием, восторгами, отчаянием. Умер композитор во Франции, но завещал похоронить своё сердце на родине. В Варшаве, в костёле Святого Креста, поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Ф. Шопена. Умолкнувшеели.

3)Полонез. Слайд 16-18

-А знаете ли вы, что это за танец–полонез?

Шаг полонеза степенный ,и изящный, сопровождается не глубокими плавным приседанием на третьей доле.

Подлинной вершиной развития жанра полонеза стало как раз таки творчество Ф. Шопена. В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны.

-Сегодня прозвучит один из самых знаменитых полонезов Шопена ПОЛОНЕЗ ля мажор.

- Этот полонез стал музыкальным символом Польши.

Звучит Полонез №3 ля мажор

  • Какими чувствами наполнена музыка? (…….)
  • Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Итак, бал открывался полонезом.

Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни, и вначале урока прозвучал Вальс Ф. Шопена. А вот что за танец МАЗУРКА?

В 19 веке наряду с вальсами, полонезами была широко распространена в Европе и мазурка. Родина мазурки–Польша, а точнее, её область–Мазовия. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами, и горожанами, и аристократами.

-Мы сегодня послушаем три мазурки, и попробуем определить в какой из них мы услышим незатейливый крестьянский танец, а в какой блистательный бальный танец. А может это просто пьеса–воспоминание.

Звучит Мазурка №1 си-бе моль мажор

  • Как прозвучал танец? ( быстро, резко, стремительно, сакцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

А вот другая мазурка:

Звучит Мазурк а№3 фамажор

  • Отличается этот танец от предыдущего?
  • В чем разница?

Звучит скромнее, незатейливая по сравнению с предыдущей мелодия.

  • А что вы скажете о звучании вот этой мазурки? Предназначена она для танца?

Звучит Мазурка №2 ля минор

Музыка звучит задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление- грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, лирично.

  • Сохраняется ли этот характер звучания до конца? Какие новые черты появляются в средней части?

Ускоряется темп, звучит громче, минор сменяется мажором.

Повторение главной темы мазурки возвращает нас в первоначальное душевное состояние.

  • Какая мазурка вам понравилась больше других?
  • Почему?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет.

-Так о каких танцах мы сегодня говорили? Слайд 23

-Кто из них Шопен? Слайд 24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой.

"Танцы, танцы, танцы.."

презентация к уроку по музыке во 2 классе.

"Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена"

О революции в Польше, о композиторах М,Огинском и ф.Шопене,о Блокаде в г.Ленинграде.Связь времён,революция и война.

Конспект урока по музыке "Танцы,танцы, танцы. "

Конспект урока по музыке 2 класса.

Технологическая карта и конспект урока по музыке во 2 классе " Танцы, танцы, танцы"

Технологическая карта и конспект урока по музыке во 2 классе " Танцы, танцы, танцы".

Презентация к уроку музыки во 2 классе по теме "Танцы, танцы, танцы. "

Данная презентация поможет учителю рассказать об истории происхождения бальных танцев XVIII-XiX веков.


Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4-Б класс ( ), 4-В класс ( ).

Учитель: Супрунова Ю.В.

Цель урока: воспитание у учащихся патриотических чувств к Родине, на примере биографии Ф. Шопена, повышение их эмоциональной культуры, расширение кругозора.

Задачи урока:

Образовательные:

-расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф. Шопена;

-конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.

Развивающие:

-развивать ритмический, динамический слух;

-развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

-на примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле, толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.

Планируемые результаты

развивать духовно-эстетические потребности ребенка;

обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;

развивать интерес к искусству;

воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Метапредметные:

умение определять и осознавать цель урока;

умение планировать задачи на урок;

учить размышлять о содержании музыкального произведения;

определять средства музыкальной выразительности;

учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

Тип урока: изучение нового материала.

Наглядный материал: презентация, портрет композитора, видео фрагменты по творчеству Шопена.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портрет композитора.

1. Организационный момент. Приветствие.

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.

Вы услышите замечательные произведения польского композитора Фридерика Шопена, познакомитесь с его биографией.

1 марта 1810 года в Желязовой Воле, близ Варшавы, родился Фридерик Шопен. Его отец, Николя Шопен, француз, переселился в Польшу ещё в конце 18 века, и сумел не только полюбить новую Родину, но и поучаствовать в борьбе за её независимость. Матерью композитора была обедневшая польская аристократка – Юстина Кжижановская. В семье Шопенов было четверо детей. Все четверо были горячо любимыми детьми, но воспитывались в строгости и сдержанности.

Вскоре после рождения сына семья Шопенов переезжает в Варшаву. Маленький Фричек (так звали ребёнка в семье) очень рано проявил свою музыкальную одарённость. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы. Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил.

В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез. Полонез - это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен.

Слайд №9. Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.

? Какими чувствами наполнена эта музыка? (ответы ребят)

? Как ты думаешь, почему именно это произведение стало музыкальным символом Польши? (ответы ребят)

(Ребята записывают в тетради определение. Полонез – торжественный танец-шествие.)

С 1816 года Шопен начинает выступать в салонах варшавских аристократов, исполняя как произведения собственного сочинения, так и других авторов.

В возрасте 14-15 лет Шопен сочиняет свои первые мазурки. Мазурка – любимый танец польского народа. Это пьесы, воссоздающие атмосферу польского бала или народного сельского быта, лирически и нежные или проникнутые страстным порывом. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни. Всего им написано 60 мазурок.

Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.

? Как звучат мазурки Шопена? Похожи ли они на сельский танец?

(Ребята записывают в тетради. Мазур – старинный польский танец.)

После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену – крупный музыкальный центр того времени.

Слайд №16. Послушайте один из самых известных вальсов Ф. Шопена - вальс си минор. Сравните его с другими известными тебе танцами. В чём их различие? (ответы ребят)

? Интонации какого жанра звучат в этой песне? Сравните её с темами мазурок. (ответы ребят)

В 1830 году в Польше началась война за независимость. Шопен, страстный патриот, водил знакомство со многими повстанцами. Однако по настоянию отца молодой композитор уезжает в Париж. Мучимый противоречиями, он отправляется в Париж.

Прибыв Париж, Шопен поражается его разнообразием и возможным перспективами. В Париже Шопен знакомится с известными музыкантами: Ференцом Листом, Луиджи Керубини, Гектором Берлиозом.

По своей натуре Шопен был настоящим аристократом, презирающим. В его манерах и внешности не было ничего наигранного, фальшивого. В его сердце была любовь к людям, он стремился им помогать. Кроме этого, он обладал прекрасным чувством юмора и был талантливым собеседником. Шопен был красив, несмотря на бледный чахоточный вид. Нет ничего удивительного в том, что он скоро покорил Париж. Но, несмотря на активную концертную, композиторскую, педагогическую деятельность, несмотря на знакомства с творческими личностями, знатью, Фридерик оставался одинок. Он не мог никому открыться, не мог поведать того разочарования, той пустоты от разлуки с Родиной, с родными.

В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Он пытается вновь начать педагогическую деятельность, но силы оставляют его. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения. 17 октября 1849 года в присутствии сестры Людвики и нескольких друзей Фридерик Шопен умер.

Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой композитора Беллини. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста. Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.

Шопен был гениальным пианистом. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано.

Выводы: Ф. Шопен горячо любил свою Родину, и все свои произведения посвящал Польше и польскому народу. Его музыка пронизана польскими народными песенными и танцевальными мелодиями.

Поражает его удивительное чувство любви к своей Отчизне. Многие поэты посвящали этой теме свои стихи. А сейчас послушайте Сонет Шопену, автором которого является азербайджанский поэт Мамед Фошк.

Не молкнет сердце чуткое Шопена,

Звучит громоподобно, как орган,

Не для одних лишь здешних прихожан.

И нощно слышит сердце всё, и денно, -

Оно недремно, словно океан, -

Прах гения покоится над Сеной,

Но он живой для всех людей и стран!

Великий сын земли многострадальной,

Мир покорили до окраин дальних

Навеки звуки музыки твоей.

То сердце, что стучало в лад с народным

Во имя жизни светлой и свободной

И камнем взято, всех живых – живей!

(перевод с азербайджанского С. Поликарпова)

3. Вокальная работа.

4. Обобщение урока и выводы.

- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет.

-Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.

-Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.

Те из вас, кто ответит на вопросы украсит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m4ffa2454.jpg

Уроки музыки в 4 классе

Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

III (третья) четверть

Цель урока:

Продолжение знакомство с музыкой зарубежных композиторов на примере фортепианной музыки великого польского композитора Ф. Шопена.

Обучающая задача:

Продолжить знакомство с танцевальными музыкальными жанрами; музыкальными формами; видами музыкального развития.

Развивающая задача:

формировать художественно – образное мышление учащихся.

Воспитательная задача :

воспитание любви и уважения к музыкальной культуре других стран через творчество польского композитора Ф. Шопена.

приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики.

Формы организации урока:

устный опрос (индивидуальный, групповой)

Комплексно – методическое обеспечение:

презентация,

фонохрестоматия.

Технология становления ассоциативно – образного мышления.

Музыкальное приветствие. Распевание.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

А теперь проверка домашнго задания. Я прошу открыть тетрадки с рисунками. Каким вы увидели полонез ля мажор Шопена?

Дети по рядам выходят перед классом и демонстрируют свои рисунки.

Все молодцы! Я довольна теми учениками, кто творчески подошёл к домашнему заданию.

Но некоторые ребята, видимо, забыв про домашнее задание, рисовали на перемене. Это сразу видно.

Ах, как слабы мы в наших знаньях!
Вот тема: танцы . Сколько их?
Манер, и стилей, и названий,
Понятных, странных и чужих.

Аккорд, ещё аккорд. Фанфары!
И до сих пор есть интерес:
Как выступают гордо пары!
Бал открывает….

Ученики:ПОЛОНЕЗ! 1

Пропевание мелодии медленно по нотам. Обращаем внимание на трудные места, на акценты.

Хорошо, в конце урока мы вернёмся к этой песне, а сейчас – повторение. Так как повторенье – мать учения!

Слушаем и вспоминаем, что звучит и кто автор .

Слушание Полонеза ля мажор Ф. Шопена.

Ответы обучающихся: Полонез ля мажор польского композитора Ф. Шопена.

Что такое полонез?

Ответы обучающихся: Полонез – это польский танец-шествие.

Какой размер у полонеза?

Ответы обучающихся: размер ¾ (три четверти).

Покажите, как надо дирижировать.

Опрос. Дети дирижируют и считают, акцентируя сильную долю.

Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Я дам вам подсказку:

Ах, как бы я потанцевала
В старинных замках на балах!
Иль жизнь не та. балов ли мало.
И я - не знать. Увы и ах!
2

Ответы учеников: о замках; о балах; о танцах…

Всё правильно. Сегодня мы продолжаем знакомиться с фортепианным творчеством Шопена.

И согласно теме урока, сегодня будет звучать…

Стремительно, легко, игриво,
Как колокольчиком звеня,
Летит мелодия счастливо,
В мир грёз восторженных маня.
О вальс! Душой овладевая
И чувствами её взыграв,
Чаруешь сердце, просветляя,
Небесной радостью объяв. 3

Слушаем Вальс си минор Ф. Шопена.

Отзывы учеников об услышанной музыке.

Скажите, можно под этот вальс танцевать на балу?

Ответы учеников: сложно. Темп меняется – то быстро, то медленно, то вообще замирает. Динамика меняется - то тихо, то громко.

Полонез, вальс, мазурка, краковяк – всё это конечно же танцы. И ни один бал без них не обходился. Но у Шопена эти жанры имеют большее значение, чем просто танцевальная музыка.

Вальс - столь популярный танец, что рассказывать о нём ещё раз нет смысла. Надо только отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.

Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы ещё были очень похожи на бытовые танцы.

Вальсы Шопена разделяются на две основные группы :

Одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала.

Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.

К жанру вальса Шопен обращался на протяжении всей жизни.

си минорный , поэтичный и грустный;

ми минорный , сочетающий лёгкость, грациозность со страстной порывистостью, и, наконец,

В нём ― светлый поэтический образ, лирическое настроение, обаяние, мечтательность.

Что в этом вальсе неизменно? –

плавная пульсация поступи вальса,

трёхдольность,

сопровождение.

Давайте ещё раз послушаем знаменитый вальс си минор. Что же вы в нём услышите?

Слушание вальса си минор.

А теперь давайте проверим на сколько вы внимательные слушатели.

Сколько мелодий вы услышали?

Ответы обучающихся: две.

А сколько частей вы услышали в вальсе, в какой музыкальной форме он написан?

Ответы обучающихся:…

Вы правильно сказали, что в вальсе си минор две главные мелодии.

Одна – первоначальная – причудливо вьётся, останавливаясь на выдержанном звуке, как бы замирая. В кружеве её „ узора “ ― переменчивость, разнообразие орнаментов, взлёты и падения, нарастание звучности и затихание.

Во второй мелодии , теме средней части, больше взволнованности, вальсообразности, она как бы закручивается , неизменно повторяя один и тот же ритмический рисунок. Её заключительный пассаж незаметно перерастает в повторение первой темы.

А частей получается – три. Значит форма – трёхчастная – АВА.

Молодцы те, кто это услышали трёхчастность музыкальной формы.

Включить мазурку № 1 си бемоль мажор Шопена на фоне мазурки прочитать четверостишье:

Ждет с нетерпением публика зала
Мазурку в конце - кульминацию бала.
Чтоб танец задался пренепременно,
Попросим к роялю маэстро Шопена. 4

Ну, вот мы и подошли с вами к мазуркам. В XIX веке вальсы и мазурки покорили танцевальные залы королей и знатных вельмож.

Мазур ― житель польской Мазовии ―
когда он свободен бывал,
с народной крестьянской ухваткой
мазурку свою танцевал.
Звучала она задушевно,
хотя удивляла не раз,
внушая стремительность, удаль,
воинственность даже подчас.

Найдите в раздаточном материале определение мазурки.

Мазурка – польский народный танец с характерным подпрыгивающим ритмом. Размер мазурки, как и у вальса, ¾ три четверти.

Попробуем дирижировать, с акцентом на вторую долю: раз – два – три…

Итак, нам сегодня придётся сравнить три мазурки Фридерика Шопена: № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль мажор). Попробуем выяснить сходства и различия звучания этих мазурок. Что можно сказать сразу о сходстве и различии, не слушая музыку?

Ответы обучающихся: мазурки № 48 и № 1 мажорные, а № 47 – минорная.

Что же, это правильно.

Так как главным свойством любой музыки является мелодия , сравним мелодии трёх мазурок.

И начинаем мы с мазурки № 47 (ля минор).

Слушание Мазурки № 47 a-moll .

Что происходит с ритмом?

Ответы детей: ритм меняется.

Хорошо. Можно сказать, что напевность соседствует с причудливым ритмом. И я надеюсь, вы услышали „ украшения “ – форшлаги, трели – они придают мелодии изящество, грациозность.

Первая тема мазурки неповторима по красоте. Проиграть тему.

Ответы учеников: задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление, грустно, проникновенно, задушевно, поэтично, сердечно.

Сохраняется ли этот характер звучания до конца произведения?

Какие новые черты появляются в средней части?

Какие средства музыкальной выразительности вносят новые черты в характер её звучания?

Ответы учащихся: ускорение темпа, более яркую динамику, контрасты звучностей, новые, более активные ритмические формулы, акцентирование третьей доли такта (напомним, что акцент на третьей доле трёхдольного размера – характерный признак танца мазурки).

Кто помнит, как что такое волынка?

Ответы детей: это музыкальный инструмент.

Волынка – это древнейший музыкальный инструмент, распространённый под разными названиями среди народов мира, в том числе и в Польше.

Что происходит с ладовой окраской мазурки?

Ответы детей: лад меняется. Сначала грустно, потом весело.

Действительно, на смену мягкому приглушённому звучанию минорного лада 1-ой части приходит более светлый, праздничный мажорный лад 2-ой части.

Повторение главной темы мазурки в 3-ей части возвращает слушателей, то есть нас с вами, к первоначальному эмоциональному состоянию.

Какое настроение, чувство хотел подчеркнуть композитор, обращаясь к трёхчастной форме?

Ответы учеников.

Какая участь нас постигла,

как повезло нам в этот час,

когда бегущая пластинка

одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,

как уж, изъятый из камней,

но очертания Шопена

приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,

и обещала: быть беде,

и расходились эти круги,

как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка

внутри с водицей голубой,

стояла девочка-мазурка ,

Как эта, с бедными плечами,

по-польски личиком бела,

разведала мои печали

и на себя их приняла?

Она протягивала руки

и исчезала вдалеке,

сосредоточив эти звуки

в иглой исчерченном кружке. 6

Контрастом к мазурке № 47 (ля минор) служит мазурка № 48 (фа мажор). Здесь вы услышите, как настойчиво повторяется на разной высоте двухтактовый мотив. Он сродни незатейливым народным танцевальным наигрышам.

Какую особенность мазурки № 48 заметите вы? Слушаем.

Слушание мазурки № 48 (фа мажор).

Ответы учеников: ритм красивый.

Действительно, особую выразительность играет пунктирный ритм, акценты на третьей доле такта. Они придают музыке энергию, активность, которая усиливается ярким блеском мажорного колорита.

Что происходит с динамикой?

Ответы учеников: динамика меняется – то громко, то тихо.

Да, динамические контрасты ( f p ) вносят элемент неожиданности в повторение основной темы мазурки.

Вслушайтесь в начало средней части.

Что напоминают вступительные такты? Может быть, звучании волынки? Давайте сравним звучание мелодии в начале и в средней части. Похожи они или они различны? Слушаем.

Ответы учеников: мелодии разные, они непохожи. В средней части более песенная.

Действительно, мелодия средней части - более напевная, лирическая, с причудливыми узорами – звучит негромко, мягко и поэтично.

Сколько частей в мазурке № 48?

Ответы учеников: в мазурке № 48, как и в мазурке № 47 – три части.

Совершенно верно, композитор и в этой мазурке использует трёхчастную форму. Мелодия первой части энергичная и напоминает нам звучание народных танцев, сельских праздников, с их шумным весельем, гомоном, радостным оживлением.

Давайте ещё раз послушаем мазурку № 48 (фа мажор).

Слушание мазурки № 48 фа мажор.

Мазурка № 1 (си бемоль мажор) так же пронизана энергией, динамическим контрастом, который придаёт ей особую прелесть. Мелодия эта чередуется с другими, более напевными. Так, вторая из них ( sotto voce ) звучит затаённо, таинственно ( pp ) на фоне повторяющихся звуков аккомпанемента, тоже как будто замершего, остановившегося. Но… этот покой недолог, в нег вихрем вновь врывается главная темам мазурки – бал продолжается!

Слушание мазурки № 1 (си бемоль мажор) .

Вот мы и познакомились с мазурками № 47, 48, 1 польского композитора Фредерика Шопена. Вы, я надеюсь, были внимательны и можете легко ответить на вопрос:

В какой из мазурок слышится незатейливый крестьянский танец?

В какой из мазурок слышится блистательный бальный танец?

В какой из мазурок слышится лирическая пьеса-воспоминание?

Какая из мазурок тебе понравилась больше всего? Почему?

На эти вопросы вы ответите дома. Это домашнее задание. Домашнее задание вы получите в напечатанном виде. Если кто-то потеряет его, то в электронном журнале оно дублируется.

Работа над песней. Исполнение песни.

Итак, сегодня мы слушали…

Ответы учеников: мазурки Шопена №№ 47, 48, 1.

Какую музыкальную форму мы повторили?

Ответы учеников: Трёхчастную и куплетная.

Назовите танцевальные жанры двух уроков:

Ответы учеников: полонез, мазурка, вальс.

Закончить наш урок мне хотелось бы стихами:

О, если бы Шопен далёкий
Мог ощутить земную связь!
К нему летел бы слог высокий,
Серебряной строкой ложась.

Летело бы благодаренье,
Взмывая птицей к небесам,
За те чудесные мгновенья,
Что щедро подарил он нам! 7

Всем спасибо за работу.

Ученики выходят из кабинета под мазурку № 1.

Стремительно, легко, игриво,
Как колокольчиком звеня,
Летит мелодия счастливо,
В мир грёз восторженных маня.

О вальс! Душой овладевая
И чувствами её взыграв,
Чаруешь сердце, просветляя,
Небесной радостью объяв.

И сердце запоёт влюблённо
Под россыпью волшебных нот.
Оно ликует восхищённо,
Блестящей музыкой живёт!

О, если бы Шопен далёкий
Мог ощутить земную связь!
К нему летел бы слог высокий,
Серебряной строкой ложась.

Летело бы благодаренье,
Взмывая птицей к небесам,
За те чудесные мгновенья,
Что щедро подарил он нам!

Мазурка Шопена

Автор: Белла Ахмадулина

Какая участь нас постигла,

как повезло нам в этот час,

когда бегущая пластинка

одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,

как уж, изъятый из камней,

но очертания Шопена

приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,

и обещала: быть беде,

и расходились эти круги,

как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка

внутри с водицей голубой,

Как эта, с бедными плечами,

по-польски личиком бела,

разведала мои печали

и на себя их приняла?

Она протягивала руки

и исчезала вдалеке,

сосредоточив эти звуки

в иглой исчерченном кружке.

Старинные бальные танцы

Автор: Елена Корниенко

Ах, как слабы мы в наших знаньях!
Вот тема: танцы. Сколько их?
Манер, и стилей, и названий,
Понятных, странных и чужих.

Аккорд, ещё аккорд. Фанфары!
И до сих пор есть интерес:
Как выступают гордо пары!
Бал открывает ПОЛОНЕЗ!

КУРАНТА - танец диалога.
Подходит к даме кавалер,
Ему - отказ, и недотрога
Красы и гордости пример.

Вот МЕНУЭТ - поклон и позы,
И как изящен реверанс!
Как дамы чудно-грациозны
И непохожие на нас.

ПАВАНА: шаг, другой, поклоны,
Ужимки, взгляды, скромен жест.
И веер густо оперённый.
Поэм античных анапест.

Ах, АЛЕМАНДРА! Век Шекспира.
Чу! Старой Англии дымок.
Рука в руке, и стан как лира.
Ты смог бы так? Я б - нет, не смог.

Вот САРАБАНДА - стиль придворный.
Как чинно пары в круг встают
И томно шествуют колонной.
"Там" - был он к месту. "Там" - не "тут".

ГАВОТ: жеманство, шаг, второй.
Волынки глас приметен.
И кавалер - каков герой! -
Дарил цветов букетик.

БУРРЕ: встают все в круг большой,
Темп - быстрый, шаг - воздушный.
И шумной яркою толпой -
Вдоль залы. Им не скуШно!

Вот КОТИЛЬОН, пикантность, шутки,
Здесь флирт, веселый разговор.
И позволялось нижней юбки
Всем показать шитья узор.

Ах, как бы я потанцевала
В старинных замках на балах!
Иль жизнь не та. балов ли мало.
И я - не знать. Увы и ах!

Автор: Людмила Куликова

Ждет с нетерпением публика зала
Мазурку в конце - кульминацию бала.
Чтоб танец задался пренепременно,
Попросим к роялю маэстро Шопена.

И вот вам сюжеты цветные с натуры -
Рисуют партнеры ногами фигуры.
И тот будет первый и лучший партнер,
Который не сделал повторный узор.

Ах, сколько экспрессии, сколько огня,
Спокойной не могут оставить меня!
А сколько красивых и нежных поклонов
У дам вызывают вздохи и стоны!

На танец смотрел наш поэт с бельэтажа,
Стишок на манжете придумал он даже.
Коль вы захотите стишок прочитать,
То надо поэта того разыскать.

Века пролетели, растаяли лики,
Ах, как не хватает нам прежнего шика!

Автор: Мовшович Анатолий Григорьевич

Мазур ― житель польской Мазовии ―
когда он свободен бывал,
с народной крестьянской ухваткой
мазурку свою танцевал.
Звучала она задушевно,
хотя удивляла не раз,
внушая стремительность, удаль,
воинственность даже подчас.


Цель урока: сформировать представление об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена.

- развивать духовно-эстетические потребности учащихся;

- обогащать эмоционально-волевую сферу детей;

- развивать интерес к искусству;

- воспитывать музыкальную культуру учащихся.

- умение определять и осознавать цель урока;

- умение планировать задачи на урок

- учить размышлять о содержании музыкального произведения;

- определять средства музыкальной выразительности;

- учить понимать музыкальный язык;

- выявлять особенности музыкального языка композитора;

- научить различать мазурки по типу.

Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

- А сегодня на уроке мы поговорим о творчестве композитора, чья судьба во многом схожа с судьбой С. В. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба жили и похоронены на чужбине. Оба любили свою Отчизну, пронесли это чувство через всю жизнь.

- Может быть, кто-то догадался, о ком пойдет речь?

- Давайте послушаем фрагмент одной его песни.

Пытаемся определить автора незнакомого произведения.

- Автор песни - Фридерик Шопен – поляк, его Родина – Польша. Поляки, как и русские, относятся к славянским народам. Отсюда – близость языка и культуры.

- Какие можем поставить цели и задачи на урок?

Узнать жизни о Шопена;

Послушать его музыку;

Узнать, к каким жанрам обращался композитор;

Выявить особенности музыкального языка и стиля композитора;

- Много задач поставили, как будем их решать?

-Предлагаю посмотреть видеофрагмент о жизни композитора, а затем составить рассказ о Шопене.

Перед просмотром выдаю карточки с вопросами, которые нацелят детей на выполнение задания.

Когда и где родился Фридерик Шопен?

Кем были родители Шопена?

Как называли Фридерика Шопена его друзья?

Какие инструменты звучали в доме Шопена, и почему, будучи ребенком, он плакал, услышав музыку?

Как развивался музыкальный талант в детстве?

В каком возрасте состоялось первое выступление Шопена?

С каким композитором сравнивали Шопена в Польше?

Какими талантами, кроме музыкального, обладал Шопен?

В каком году Ф. Шопен покинул Польшу?

Где хранится сердце композитора?

( Рассказ детей после просмотра видеосюжета.)

В 1830 г. отправляется в европейское турне, он везёт с собой кубок, наполненный польской землёй, оказалось, он расстался с Родиною навсегда.

- Где хранится сердце Шопена? (В Польше, в колонне костёла Святого Креста)

- Почему Шопен завещал сердце увезти в Польшу? ( Потому, что Франция не стала для композитора второй Родиной, сердцем он всегда принадлежал Польше).

- К каким же жанрам в своём творчестве обращался композитор? Найдите информацию в учебнике, стр. 83. (Вальсы, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды)

- Вальсы, полонезы, мазурки – это всё? (Танцы).

Излюбленный польский танец – мазурка, точнее мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии).

Народная мазурка – весёлая, задорная, с резко акцентированной мелодией в трёхдольном размере. Это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Его импровизируют партнёры. В 19 веке мазурка стала бальным танцем.

Другие мечтательные, лиричные, так называемые мазурки-размышления, мазурки настроения.

Третьи напоминают блестящие бальные мазурки.

Мы послушаем три мазурки и попытаемся определить их тип. (Слушание мазурок№1, №47, №48 и обсуждение в группах).

В табличках можно сделать пометки, полностью заполнять необязательно.

Читайте также: