Таблица умножения и деления с числом 5 3 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 23.07.2024

- Какая закономерность в составлении таблицы умножения с числом 5?

Глоссарий по теме:

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

Компоненты умножения: множители.

В таблице умножения с числом пять: число 5 может быть как первым, так и вторым множителем.

Результат умножения произведение.

В таблице умножения с числом пять произведение увеличивается на 5.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.40

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 25.

3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с.27.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Оценка в школе есть - Пятёрка,

Мы пять - Отлично называем,

Оценка важная пятёрка,

Её старайтесь заслужить,

Не просто знать всё на пятёрку,

Учеником прилежным быть!

Постараемся быть внимательными и выполнять задания правильно, чтобы получить отметку – ПЯТЬ.

Рассмотрим рисунок и вычислим количество цветов.

В каждом букете по 5 цветов.

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5

Заменим сложение умножением: 5 ∙ 6

Для того, чтобы быстро узнать количество цветов, нужно знать таблицу умножения с числом 5.


Рассмотрим следующий рисунок.

Сколько всего рублей?

Решение можно выполнить с помощью сложения: 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5.

Сложение заменим умножением: 5 ∙ 8.

Необходимо знать таблицу умножения с числом 5, чтобы быстро подсчитать количество рублей?

Составлять таблицу умножения с числом 5 начнём со случая 5 ∙ 4, который изучали при составлении таблицы умножения на 4.

Следующий случай: 5 ∙ 5, в котором число 5 взяли на 1 раз больше, значит, произведение увеличится на 5 и будет равно 25.

Таким образом, произведение с каждым разом увеличивается на 5.

Для составления таблицы умножения и деления с число 5 можно использовать рисунок.

5 ∙ 5 = 25; 25 : 5 = 5;

5 ∙ 6 = 30; 6 ∙ 5 = 30; 30 : 5 = 6; 30 : 6 = 5;

5 ∙ 7 = 35; 7 ∙ 5 = 35; 35 : 5 = 7; 35 : 7 = 5;

5 ∙ 8 = 40; 8 ∙ 5 = 40; 40 : 5 = 6; 40 : 8 = 5;

5 ∙ 9 = 45; 9 ∙ 5 = 45; 45 : 5 = 9; 45 : 9 = 5.

Составляя таблицу умножения и деления, пользуемся правилами:

1. От перестановки множителей произведение не меняется.

2. Если произведение разделить на один множитель, то получим другой.

Пользуясь таблицей умножения с числом 5, найдём значения выражений.



В пруду плавает 6 уток, у каждой 5 утят. Сколько всего птиц плавает в пруду?

5 ∙ 6 = 30 (п.) – плавает в пруду;

Зная таблицу умножения с числом 5, можно быстро посчитать количество цветов на рисунке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: таблица умножения

Литература: учебник Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В., Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение.

- Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.

Проверка домашнего задания

Графический диктант по клеточкам


Физкультминутка для пальчиков

Девочки и мальчики

Громко ими хлопают,

Каждый пальчик трогают.

— Ты, большак, не уставай,

— А, мизинчик, — помогай!

— Средний пальчик, поднимись!

Вот какие пальчик,

У девочек и мальчиков!

- Ребята, давайте мы с вами, вспомним компоненты умножения ( множитель, множитель, произведение)

- Компоненты деления? (делимое, делитель, частное)


Индивидуальная работа. Устный счет.

Индивидуальная работа. Два ученика работают у доски.

- Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

6 * 4 — 3 * 5 18 : 9 – 6 : 3

36 : 4 + 3 * 7 20 : (14 : 7) + 32

4 * 8 - (33 - 28) 24 : (15 - 7)+ 59

- Сравни. Поставь знаки ,

1 дм О 12 см 1 м О 9 дм

2 дм О 19 см 88 см О 1 м

1 дм 4 см О 41 см 4 см О 50 мм

Самоопределение к деятельности

- Ребята, а что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)

- Какой пример будет следующим? (5 * 5.)

- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5.)

- Давайте сформулируем вместе тему и задачи нашего урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Ребята, а кто мне скажет, каким действием находят число, которое в несколько раз меньше данного? (делением)

Работа над задачей (один ученик работает у доски)

У Игоря 18 конфет, а у Саши в з раза меньше. Сколько конфет у Саши?

Решение : 18: 3 = 6(к.) было у Саши

Ответ : у Саши 6 конфет

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, подтянуться.

Три – в ладоши 3 хлопка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сядь.

Задачи в стихах. Дети пишут ответы в тетрадях

8 пар танцуют польку,

А всех танцоров сколько? (16)

Испекла нам бабушка

Всего оладей 27.

По 3 нам хватило всем.

Кто ответит из ребят,

Сколько было же внучат? (9)

Полюбуйтесь-ка вы сами:

Мчатся тройки с бубенцами,

Сосчитать коней попросим,

Если троек – восемь. (24)

Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек.

Сколько ж маленьких утят

Ёжика благодарят? (4)

На заборе расфуфырились коты,

Распушили свои длинные хвосты.

А хвостов-то было 8,

У кого спросим? (32)

Изучение нового материала. Составление таблиц умножения и деления с числом 5.

Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт каждому задание.

– Сегодня на уроке мы должны составить таблицы умножению и деления с числом 5.

1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.

2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить таблицу умножения на число 5.

3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить первый множитель.

4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.

Проверка и анализ таблицы.

В произведении в разряде единиц 0 или 5.

Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.

Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.

Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине второго множителя.

Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине числа, предшествующего второму множителю.

Закрепление таблиц умножения и деления с числом 5

Игра “Глаз – фотограф”.

– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске, все остальные дети задавать вопросы по таблице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект по математике.docx

Департамент образования города Москвы

ГБПОУ Педагогический колледж №15

Информационная карта урока математики,

проведенного студенткой группы Ш-41

Ждакаевой Юлией Владимировной

Дата проведения урока: 20.10.2017 г.

Отметка за проведение:___________

Предметные умения

учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 5 и пользоваться ею;

понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

формулируют познавательную цель;

создают алгоритм деятельности;

анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

формулируют учебную задачу;

прогнозируют свою деятельность;

контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;

способны к саморегуляции.

Коммуникативные:

умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;

уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;

при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности;

стремятся к развитию внимания, памяти, мышления, к конструктивному сотрудничеству со сверстниками и с взрослыми, совершенствованию навыков счёта;

проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Межпредметные связи

Формы работы

- Учебник: Математика, 3 класс. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова и др. Часть 1, стр. 40.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Юлия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свои рабочие места, все ли готово к уроку. У вас на партах должен лежать учебник математики, тетрадь по математике и пенал.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, а сейчас вспомним, что вы уже знаете.

Посмотрите на экран. Укажи порядок действий и вычисли значения выражений:

6 * 4 — 3 * 5 = 9 18 : 9 – 6 : 3 = 0

36 : 4 + 3 * 7 = 30 20 : (14 : 7) + 32 = 42

4 * 8 - (33 - 28) = 27 24 : (15 - 7)+ 59 = 62

- Сравни. Поставь знаки >,

1 дм 12 см 1 м > 9 дм

2 дм > 19 см 88 см

1 дм 4 см 41 см 4 см 50 мм

- Ребята, вот задание. 14*6=84

-Ребята, а как вы думаете, сможете ли вы сказать, сколько будет 6*14=? (84)

- Почему? Как звучит это правило? ( От перестановки множителей произведение не меняется .)

- Ребята, а кто скажет, сколько будет, если F : D =? ( B )

- А сколько будет, если F : B =? ( D )

- А почему так? (Потому что произведение сначала делим на второй множитель и получаем первый, а затем, произведение делим на первый множитель и получаем второй.)

- Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4)

- Какой пример будет следующим? (5 * 5)

- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5)

- Сформулируйте тему урока. ( Таблица умножения и деления с числом 5)

III . Изучение нового материала

- Ребята, посмотрите на экран. Вот эта таблица.

- Посмотрите на первый пример 5 * 5.

- Ребята, а ведь 5 может умножаться еще и на 1, на 2, на 3 и на 4. Почему этих случаев здесь нет? (Мы уже изучали)

- Кто мне скажет, сколько будет 5*1, 5*2, 5*3, 5*4? (5, 10, 15, 20)
- А как же нам получить всё остальное? Как мы узнаем, сколько будет 5*5? Каким образом мы можем найти произведение? (Для этого мы можем умножение заменить сложением.)

- Сложением, каких слагаемых, мы заменим действие умножение? (Одинаковых слагаемых)

- Как же мы узнаем, сколько будет 5*5? (Мы по 5 берем 5 раз. 5+5+5+5 = 25)

- А теперь 5*6. Как будем находить? Мы будем 6 раз брать, и заново всё считать, или как? (Нет, надо к 25 прибавить 5) И сколько получится? (Получится 30)

- Открываем свои тетради, записываем число – 20 октября, классная работа.

- Теперь найдите значения остальных примеров в этом столбике самостоятельно, списав и решив в тетради.
- Проверяем, что получилось у вас.

- Посмотрим на второй столбик. Здесь мы умножаем на число 5 . Будем ли мы здесь заменять умножение сложением? (Нет)
- Ребят, чем отличается выражения в этом столбике от выражений первого столбика? (Поменяли множители местами)

- Поэтому, каким правилом мы здесь воспользуемся? ( От перестановки множителей произведение не меняется .)
- Запишите самостоятельно в тетрадь эти примеры и решите.

- Проверяем, что у вас получилось.

- Посмотрите на 3 столбик.
- Для того, чтобы нам узнать, сколько будет 25:5, на какой столбик мы должны посмотреть? ( На 1 столбик)

- Что мы видим? (Что 5*5= 25)

- Значит, если мы 25:5, сколько будет? (5)

- Каким правилом мы здесь воспользуемся? (Если произведение разделим на один множитель, то получим второй множитель.)
- Остальные примеры запишите в тетрадях самостоятельно, решив их.

-Проверяем, что у вас получилось.

45:5= 9
- Посмотрим на последний столбик.

- Для того, чтобы нам узнать, сколько будет 30:6, на какой столбик мы должны посмотреть? ( На 2 столбик)

- Запишите в тетрадях самостоятельно эти примеры, решив их.

- Проверяем, что у вас получилось.

- Вот, ребята, мы с вами получили таблицу умножения и деления с числом 5. Её вы должны выучить наизусть к следующему уроку.

Тема: Таблицы умножения и деления с числом 5.

  • Составить таблицы умножения и деления с числом 5 и начать проводить работу по их закреплению.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к предмету.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование: сигнальные досочки, карточки-сорбонки, изображение лабиринта на листе ватмана, сигналы согласия, схема выхода из лабиринта, девиз урока “Так таблицу будем знать, чтобы было только 5”.

1. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– Я предлагаю на сегодняшнем уроке математики пройти через лабиринт. Что такое лабиринт? Кто знает значение этого слова? В “Толковом словаре” под редакцией Д.Н.Ушакова я нашла такое объяснение:

Лабиринт

1. В Древней Греции и Египте – большое здание, дворец со множеством комнат и запутанными переходами.
2. Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда.
3. (Перен. знач.) Сложное, запутанное сцепление, переплетение чего-нибудь.

– Как вы объясните значение слова лабиринт применительно к нашему уроку? Что же на уроке математики может являться лабиринтом? (Мир науки, мир знаний).

На доску вывешивается изображение лабиринта.

– Пройдя через сложные ходы лабиринта, мы повторим таблицу умножения и деления с числами 2, 3, 4, составим и постараемся запомнить таблицу умножения и деления с числом 5. Пусть девизом урока будут слова “Так таблицу будем знать, чтобы было только “5”!

3. Устный счёт.

– Давайте войдём в этот лабиринт знаний. Чтобы не заблудиться и с честью выйти из лабиринта нам будет оказана помощь, но только лишь тогда, когда мы сможем расшифровать эту запись.

Нить Ариадны

– Путеводной нитью в этом лабиринте для нас будет “нить Ариадны”.

На доску вывешивается схема продвижения по лабиринту. Учитель произвольно чертит лабиринт.

– Я ознакомлю вас с тем, откуда пришло это выражение.

“В древней Греции существовал такой миф: жители Афин по требованию критского царя каждый год отправляли на остров семь юношей и семь девушек на съедение чудовищу – полубыку-получеловеку Минотавру. Он жил в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Афинский герой Тесей собрался убить Минотавра. Дочь критского царя Ариадна решила помочь ему.
Когда Тесея и обречённых на растерзание юношей и девушек повели в лабиринт, Ариадна тайно от отца предала Тесею острый меч и клубок ниток. Начало нити было привязано у входа в лабиринт. Когда Тесей убил чудовище, то по нити он нашёл обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обречённых”.
Сейчас это выражение употребляется в переносном значении – средство выйти из затруднительного положения. Ариадновой нитью нам будет служить эта схема, она укажет нам выход из лабиринта.
Итак, смело входим в лабиринт. (После каждого этапа сверять путь следования по схеме.)

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сядь.

4. Задачи в стихах

Дети пишут ответы на сигнальных досочках.

8 пар танцуют польку,
А всех танцоров сколько? (16)

Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладей 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? (9)

Полюбуйтесь-ка вы сами:
Мчатся тройки с бубенцами,
Сосчитать коней попросим,
Если троек – восемь. (24)

Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ёжика благодарят? (4)

На заборе расфуфырились коты,
Распушили свои длинные хвосты.
А хвостов-то было 8,
Сколько лап?
У кого спросим? (32)

5. Изучение нового материала. Составление таблиц умножения и деления с числом 5.

Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт каждому задание.

  • 1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.
  • 2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить таблицу умножения на число 5.
  • 3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить первый множитель.
  • 4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.

Проверка и анализ таблицы.

  • В произведении в разряде единиц 0 или 5.
  • Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.
  • Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.
  • Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине второго множителя.
  • Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине числа, предшествующего второму множителю.

6. Закрепление таблиц умножения и деления с числом 5

1) Игра “Глаз – фотограф”.

– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске, все остальные дети задавать вопросы по таблице.

2) Работа по учебнику (стр. 36, № 2).

– Начнём работу с 4-го столбика, объясните порядок действий, вычислите и запишите значение выражения на сигнальной досочке.

1 –3 столбики решить самостоятельно в тетрадях. Затем взаимопроверка. (Ответы записаны на обратной стороне доски).

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.

стр. 36, № 4. Решение задачи на доске.

3) Игра “Иду в гости”.

Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них карточки-сорбонки, на которых записаны примеры на табличное умножение и деление, а с обратной стороны ответ. Гости подходят к любому хозяину, тот даёт им карточку. Если гость правильно назвал ответ, то эту карточку он берёт с собой и идёт к другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает.
Игра начинается и заканчивается по сигналу.

4) Игра “Рекорд класса”.

– Записать 15 равенств на табличное умножение и деление с числом 4, кто первым запишет, выходит к доске. Последний рекорд был 1 минута 15 секунд.

7. Домашнее задание

– Выучить таблицы умножения и деления с числом 5, стр. 36, решить задачу № 3.

8. Итог урока

– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось выбраться из лабиринта. Какие открытия вы для себя сделали сегодня? Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

Читайте также: