Таблица умножения и деления с числом 5 3 класс школа россии конспект и презентация
Обновлено: 23.07.2024
- Какая закономерность в составлении таблицы умножения с числом 5?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
Компоненты умножения: множители.
В таблице умножения с числом пять: число 5 может быть как первым, так и вторым множителем.
Результат умножения произведение.
В таблице умножения с числом пять произведение увеличивается на 5.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.40
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Часть 1. М.; Просвещение, 2016. – с. 25.
3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с.27.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Оценка в школе есть - Пятёрка,
Мы пять - Отлично называем,
Оценка важная пятёрка,
Её старайтесь заслужить,
Не просто знать всё на пятёрку,
Учеником прилежным быть!
Постараемся быть внимательными и выполнять задания правильно, чтобы получить отметку – ПЯТЬ.
Рассмотрим рисунок и вычислим количество цветов.
В каждом букете по 5 цветов.
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5
Заменим сложение умножением: 5 ∙ 6
Для того, чтобы быстро узнать количество цветов, нужно знать таблицу умножения с числом 5.
Рассмотрим следующий рисунок.
Сколько всего рублей?
Решение можно выполнить с помощью сложения: 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5.
Сложение заменим умножением: 5 ∙ 8.
Необходимо знать таблицу умножения с числом 5, чтобы быстро подсчитать количество рублей?
Составлять таблицу умножения с числом 5 начнём со случая 5 ∙ 4, который изучали при составлении таблицы умножения на 4.
Следующий случай: 5 ∙ 5, в котором число 5 взяли на 1 раз больше, значит, произведение увеличится на 5 и будет равно 25.
Таким образом, произведение с каждым разом увеличивается на 5.
Для составления таблицы умножения и деления с число 5 можно использовать рисунок.
5 ∙ 5 = 25; 25 : 5 = 5;
5 ∙ 6 = 30; 6 ∙ 5 = 30; 30 : 5 = 6; 30 : 6 = 5;
5 ∙ 7 = 35; 7 ∙ 5 = 35; 35 : 5 = 7; 35 : 7 = 5;
5 ∙ 8 = 40; 8 ∙ 5 = 40; 40 : 5 = 6; 40 : 8 = 5;
5 ∙ 9 = 45; 9 ∙ 5 = 45; 45 : 5 = 9; 45 : 9 = 5.
Составляя таблицу умножения и деления, пользуемся правилами:
1. От перестановки множителей произведение не меняется.
2. Если произведение разделить на один множитель, то получим другой.
Пользуясь таблицей умножения с числом 5, найдём значения выражений.
В пруду плавает 6 уток, у каждой 5 утят. Сколько всего птиц плавает в пруду?
5 ∙ 6 = 30 (п.) – плавает в пруду;
Зная таблицу умножения с числом 5, можно быстро посчитать количество цветов на рисунке.
развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: таблица умножения
Литература: учебник Моро М. И., Бантова М.А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В., Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение.
- Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.
Проверка домашнего задания
Графический диктант по клеточкам
Физкультминутка для пальчиков
Девочки и мальчики
Громко ими хлопают,
Каждый пальчик трогают.
— Ты, большак, не уставай,
— А, мизинчик, — помогай!
— Средний пальчик, поднимись!
Вот какие пальчик,
У девочек и мальчиков!
- Ребята, давайте мы с вами, вспомним компоненты умножения ( множитель, множитель, произведение)
- Компоненты деления? (делимое, делитель, частное)
Индивидуальная работа. Устный счет.
Индивидуальная работа. Два ученика работают у доски.
- Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.
6 * 4 — 3 * 5 18 : 9 – 6 : 3
36 : 4 + 3 * 7 20 : (14 : 7) + 32
4 * 8 - (33 - 28) 24 : (15 - 7)+ 59
- Сравни. Поставь знаки ,
1 дм О 12 см 1 м О 9 дм
2 дм О 19 см 88 см О 1 м
1 дм 4 см О 41 см 4 см О 50 мм
Самоопределение к деятельности
- Ребята, а что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)
- Какой пример будет следующим? (5 * 5.)
- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5.)
- Давайте сформулируем вместе тему и задачи нашего урока.
Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Ребята, а кто мне скажет, каким действием находят число, которое в несколько раз меньше данного? (делением)
Работа над задачей (один ученик работает у доски)
У Игоря 18 конфет, а у Саши в з раза меньше. Сколько конфет у Саши?
Решение : 18: 3 = 6(к.) было у Саши
Ответ : у Саши 6 конфет
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сядь.
Задачи в стихах. Дети пишут ответы в тетрадях
8 пар танцуют польку,
А всех танцоров сколько? (16)
Испекла нам бабушка
Всего оладей 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? (9)
Полюбуйтесь-ка вы сами:
Мчатся тройки с бубенцами,
Сосчитать коней попросим,
Если троек – восемь. (24)
Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ёжика благодарят? (4)
На заборе расфуфырились коты,
Распушили свои длинные хвосты.
А хвостов-то было 8,
У кого спросим? (32)
Изучение нового материала. Составление таблиц умножения и деления с числом 5.
Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт каждому задание.
– Сегодня на уроке мы должны составить таблицы умножению и деления с числом 5.
1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.
2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить таблицу умножения на число 5.
3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить первый множитель.
4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.
Проверка и анализ таблицы.
В произведении в разряде единиц 0 или 5.
Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.
Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.
Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине второго множителя.
Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине числа, предшествующего второму множителю.
Закрепление таблиц умножения и деления с числом 5
Игра “Глаз – фотограф”.
– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске, все остальные дети задавать вопросы по таблице.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект по математике.docx
Департамент образования города Москвы
ГБПОУ Педагогический колледж №15
Информационная карта урока математики,
проведенного студенткой группы Ш-41
Ждакаевой Юлией Владимировной
Дата проведения урока: 20.10.2017 г.
Отметка за проведение:___________
Предметные умения
учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 5 и пользоваться ею;
понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные:
формулируют познавательную цель;
создают алгоритм деятельности;
анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:
формулируют учебную задачу;
прогнозируют свою деятельность;
контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;
способны к саморегуляции.
Коммуникативные:
умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;
уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;
при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности;
стремятся к развитию внимания, памяти, мышления, к конструктивному сотрудничеству со сверстниками и с взрослыми, совершенствованию навыков счёта;
проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины
Межпредметные связи
Формы работы
- Учебник: Математика, 3 класс. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова и др. Часть 1, стр. 40.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Юлия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свои рабочие места, все ли готово к уроку. У вас на партах должен лежать учебник математики, тетрадь по математике и пенал.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, а сейчас вспомним, что вы уже знаете.
Посмотрите на экран. Укажи порядок действий и вычисли значения выражений:
6 * 4 — 3 * 5 = 9 18 : 9 – 6 : 3 = 0
36 : 4 + 3 * 7 = 30 20 : (14 : 7) + 32 = 42
4 * 8 - (33 - 28) = 27 24 : (15 - 7)+ 59 = 62
- Сравни. Поставь знаки >,
1 дм 12 см 1 м > 9 дм
2 дм > 19 см 88 см
1 дм 4 см 41 см 4 см 50 мм
- Ребята, вот задание. 14*6=84
-Ребята, а как вы думаете, сможете ли вы сказать, сколько будет 6*14=? (84)
- Почему? Как звучит это правило? ( От перестановки множителей произведение не меняется .)
- Ребята, а кто скажет, сколько будет, если F : D =? ( B )
- А сколько будет, если F : B =? ( D )
- А почему так? (Потому что произведение сначала делим на второй множитель и получаем первый, а затем, произведение делим на первый множитель и получаем второй.)
- Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4)
- Какой пример будет следующим? (5 * 5)
- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5)
- Сформулируйте тему урока. ( Таблица умножения и деления с числом 5)
III . Изучение нового материала
- Ребята, посмотрите на экран. Вот эта таблица.
- Посмотрите на первый пример 5 * 5.
- Ребята, а ведь 5 может умножаться еще и на 1, на 2, на 3 и на 4. Почему этих случаев здесь нет? (Мы уже изучали)
- Кто мне скажет, сколько будет 5*1, 5*2, 5*3, 5*4? (5, 10, 15, 20)
- А как же нам получить всё остальное? Как мы узнаем, сколько будет 5*5? Каким образом мы можем найти произведение? (Для этого мы можем умножение заменить сложением.)
- Сложением, каких слагаемых, мы заменим действие умножение? (Одинаковых слагаемых)
- Как же мы узнаем, сколько будет 5*5? (Мы по 5 берем 5 раз. 5+5+5+5 = 25)
- А теперь 5*6. Как будем находить? Мы будем 6 раз брать, и заново всё считать, или как? (Нет, надо к 25 прибавить 5) И сколько получится? (Получится 30)
- Открываем свои тетради, записываем число – 20 октября, классная работа.
- Теперь найдите значения остальных примеров в этом столбике самостоятельно, списав и решив в тетради.
- Проверяем, что получилось у вас.
- Посмотрим на второй столбик. Здесь мы умножаем на число 5 . Будем ли мы здесь заменять умножение сложением? (Нет)
- Ребят, чем отличается выражения в этом столбике от выражений первого столбика? (Поменяли множители местами)
- Поэтому, каким правилом мы здесь воспользуемся? ( От перестановки множителей произведение не меняется .)
- Запишите самостоятельно в тетрадь эти примеры и решите.
- Проверяем, что у вас получилось.
- Посмотрите на 3 столбик.
- Для того, чтобы нам узнать, сколько будет 25:5, на какой столбик мы должны посмотреть? ( На 1 столбик)
- Что мы видим? (Что 5*5= 25)
- Значит, если мы 25:5, сколько будет? (5)
- Каким правилом мы здесь воспользуемся? (Если произведение разделим на один множитель, то получим второй множитель.)
- Остальные примеры запишите в тетрадях самостоятельно, решив их.
-Проверяем, что у вас получилось.
45:5= 9
- Посмотрим на последний столбик.
- Для того, чтобы нам узнать, сколько будет 30:6, на какой столбик мы должны посмотреть? ( На 2 столбик)
- Запишите в тетрадях самостоятельно эти примеры, решив их.
- Проверяем, что у вас получилось.
- Вот, ребята, мы с вами получили таблицу умножения и деления с числом 5. Её вы должны выучить наизусть к следующему уроку.
Тема: Таблицы умножения и деления с числом 5.
- Составить таблицы умножения и деления с числом 5 и начать проводить работу по их закреплению.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к предмету.
- Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: сигнальные досочки, карточки-сорбонки, изображение лабиринта на листе ватмана, сигналы согласия, схема выхода из лабиринта, девиз урока “Так таблицу будем знать, чтобы было только 5”.
1. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
– Я предлагаю на сегодняшнем уроке математики пройти через лабиринт. Что такое лабиринт? Кто знает значение этого слова? В “Толковом словаре” под редакцией Д.Н.Ушакова я нашла такое объяснение:
Лабиринт –
1. В Древней Греции и Египте – большое здание, дворец со множеством комнат и запутанными переходами.
2. Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда.
3. (Перен. знач.) Сложное, запутанное сцепление, переплетение чего-нибудь.
– Как вы объясните значение слова лабиринт применительно к нашему уроку? Что же на уроке математики может являться лабиринтом? (Мир науки, мир знаний).
На доску вывешивается изображение лабиринта.
– Пройдя через сложные ходы лабиринта, мы повторим таблицу умножения и деления с числами 2, 3, 4, составим и постараемся запомнить таблицу умножения и деления с числом 5. Пусть девизом урока будут слова “Так таблицу будем знать, чтобы было только “5”!
3. Устный счёт.
– Давайте войдём в этот лабиринт знаний. Чтобы не заблудиться и с честью выйти из лабиринта нам будет оказана помощь, но только лишь тогда, когда мы сможем расшифровать эту запись.
Нить Ариадны
– Путеводной нитью в этом лабиринте для нас будет “нить Ариадны”.
На доску вывешивается схема продвижения по лабиринту. Учитель произвольно чертит лабиринт.
– Я ознакомлю вас с тем, откуда пришло это выражение.
“В древней Греции существовал такой миф: жители Афин по требованию критского царя каждый год отправляли на остров семь юношей и семь девушек на съедение чудовищу – полубыку-получеловеку Минотавру. Он жил в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Афинский герой Тесей собрался убить Минотавра. Дочь критского царя Ариадна решила помочь ему.
Когда Тесея и обречённых на растерзание юношей и девушек повели в лабиринт, Ариадна тайно от отца предала Тесею острый меч и клубок ниток. Начало нити было привязано у входа в лабиринт. Когда Тесей убил чудовище, то по нити он нашёл обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обречённых”.
Сейчас это выражение употребляется в переносном значении – средство выйти из затруднительного положения. Ариадновой нитью нам будет служить эта схема, она укажет нам выход из лабиринта.
Итак, смело входим в лабиринт. (После каждого этапа сверять путь следования по схеме.)
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сядь.
4. Задачи в стихах
Дети пишут ответы на сигнальных досочках.
8 пар танцуют польку,
А всех танцоров сколько? (16)
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладей 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? (9)
Полюбуйтесь-ка вы сами:
Мчатся тройки с бубенцами,
Сосчитать коней попросим,
Если троек – восемь. (24)
Подарил утятам ёжик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ёжика благодарят? (4)
На заборе расфуфырились коты,
Распушили свои длинные хвосты.
А хвостов-то было 8,
Сколько лап?
У кого спросим? (32)
5. Изучение нового материала. Составление таблиц умножения и деления с числом 5.
Доска разделена на 4 части. К доске пригласить 4 учеников, учитель даёт каждому задание.
- 1-ый столбик: Таблица умножения числа 5.
- 2-ой столбик: Пользуясь переместительным свойством действия умножения, составить таблицу умножения на число 5.
- 3-ий столбик: Используя таблицу умножения числа 5, записать, как получить первый множитель.
- 4-ый столбик: Записать, как получить второй множитель.
Проверка и анализ таблицы.
- В произведении в разряде единиц 0 или 5.
- Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.
- Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.
- Если 5 умножаем на чётное число, то количество десятков равно половине второго множителя.
- Если 5 умножить на нечётное число, то количество десятков равно половине числа, предшествующего второму множителю.
6. Закрепление таблиц умножения и деления с числом 5
1) Игра “Глаз – фотограф”.
– В этой игре проверим, у кого глаз как фотоаппарат, т.е. кто сумеет сфотографировать таблицу (запомнить её). Затем желающие будут выходить к доске, все остальные дети задавать вопросы по таблице.
2) Работа по учебнику (стр. 36, № 2).
– Начнём работу с 4-го столбика, объясните порядок действий, вычислите и запишите значение выражения на сигнальной досочке.
1 –3 столбики решить самостоятельно в тетрадях. Затем взаимопроверка. (Ответы записаны на обратной стороне доски).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
стр. 36, № 4. Решение задачи на доске.
3) Игра “Иду в гости”.
Дети делятся на гостей и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них карточки-сорбонки, на которых записаны примеры на табличное умножение и деление, а с обратной стороны ответ. Гости подходят к любому хозяину, тот даёт им карточку. Если гость правильно назвал ответ, то эту карточку он берёт с собой и идёт к другому хозяину. У кого больше карточек, тот и выигрывает.
Игра начинается и заканчивается по сигналу.
4) Игра “Рекорд класса”.
– Записать 15 равенств на табличное умножение и деление с числом 4, кто первым запишет, выходит к доске. Последний рекорд был 1 минута 15 секунд.
7. Домашнее задание
– Выучить таблицы умножения и деления с числом 5, стр. 36, решить задачу № 3.
8. Итог урока
– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось выбраться из лабиринта. Какие открытия вы для себя сделали сегодня? Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?
Читайте также: