Таблица единиц длины 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок математики 4 класс УМК

Цель урока: формирование умения выражать длину в заданных единицах, устанавливать соотношения между изученными единицами длины.

- закрепить знания учащихся о единицах длины:

- уточнить в занимательной форме сведения о старинных мерах длины;

- развивать умение решать текстовые задачи, содержащие единицы длины;

- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

- создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;

- развивать навыки самоконтроля, самооценки;

- формировать у учащихся навыки делового сотрудничества;

- воспитывать аккуратность и внимание;

- прививать детям любовь и уважение к природе, расширять кругозор.

Планируемы результаты:

Личностные УУД:

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Регулятивные УУД:

Уметь определять тему и цели урока, формулировать учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.

Познавательные УУД:

Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, работать в парах, договариваться, осуществлять взаимоконтроль.

Межпредметные связи:

Оборудование.

Для учителя:

- мультимедийный проектор, презентация.

Для учащихся:

1. Организационный момент (слайд 1)

Сегодня на урок математики к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Человеческая доброта –самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение окружающим. Спасибо! Садитесь!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски (1 ученик) примеры записаны

700 - 160 : 2 = 620

(525 - 525) х (396 + 4) = 0

584 + 0 : 216 = 584

(800 – 200 + 40) : (201 - 200) = 640

2. Работа по карточке за доской. Сравните многозначные числа.

Запишите число, в котором: (по одному выходят к доске)

- 35 единиц 2 класса и 172 единицы 1 класса,

- 2 единицы 2 класса и 2 единицы 1 класса,

- 35 единиц IV класса, 408 единиц III класса, 95 единиц II класса, 2 единицы I класса,

- 700 единицы 2 класса, а единицы 1 класса отсутствуют

(самопроверка и самооценка)

Проверка индивидуальной работы у доски. Выставление оценок.

Работа в тетрадях.

- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

4. Самоопределение к деятельности. Формулирование учебной задачи.

- Отгадайте ребус и догадайтесь, единицы какой величины мы будем повторять? (слайд 2)

(слайд 3) - На сегодняшнем уроке мы повторим соотношения единиц длины, научимся выражать крупные единицы длины в более мелкие и наоборот.

5. Работа по теме урока.

1) Преобразование величин.

(слайд 4) - Какие величины лишние? Запишите в порядке возрастания (см, ч, мм, л, км, дм, м) (слайд 5)

- Мы исследователи. Работаем в группах по 4 человека.

У каждой группы лежит на парте задание:

1) измерить и записать толщину книги;

2) измерить и записать длину простого карандаша;

3) измерить и записать длину парты;

4) измерить и записать рост самого высоко и самого низкого ученика в группе;

5) подумать и записать в чем измеряют: высоту телеграфного столба, расстояние от Сернура до г. Йошкар-Ола.

(проверка по слайду) слайд 6

- Заполним пропуски: 1 км = … м

(на слайде 7 ) 1 м = … дм = … см = … мм

Работа по учебнику с.38 №157. С записью в тетрадях и на доске.

-Прочитайте задание (Орлы поднимаются на высоту до 3000 м, журавли — до 4000 м. Вырази высоту полета этих птиц в километрах) ( слайд 8)

-Как перевести метры в километры? (разделить число на 1000, так как

1000 м = 1 км)

-А на сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4 км – 3 км = 1 км)

-Решение запишите в тетрадь (один у доски; оценивание учителем)

3000 м = 3 км

4000 м = 4 км

4 км – 3 км =1 км

Ответ: на 1 км выше.

-Наверно, мало кто знает, что птицы могут ставить настоящие рекорды в высоте полета. Хотите узнать о птичьих рекордах? подготовленные учащиеся (на слайдах)

1. Белый аист (слайд 9)

Белый аист – это популярная болотная птица, которая известна своей длинной шеей, порой достигающей 13.7 метра. Они обитают в теплых регионах Европы и Западной и Центральной Азии. Белые аисты могут достичь максимальной высоты 4 900 метров.

2. Лебедь-кликун (слайд 10)

Лебедь-кликун является крупной перелетной птицей, которая названа так из-за звуков, которые она издает. Она обитает в болотной местности, тундре, озерах и прудах Юга Евразии. Они летают косяком на высоте 2 400 метров во время своего путешествия к местам зимовки, но могут достигать максимальной высоты 8 300 метров от уровня моря.

3. Белоголовый гриф Рюппеля (слайд 11)

Белоголовый гриф Рюппеля – самая высоко-летающая птица из всех известных. Эта птица может летать на высоте 11 300 метров. Белоголовый гриф Рюппеля относится к семейству стервятников. Они достигают 1 метра в длину и весят примерно 7-9 кг.


Учитель: Таковы самые высоко летающие птицы. Интересно, что на высоте более 6000 м птицы сталкиваются с нехваткой кислорода, жестоким солнцем и холодными ветрами, как они справляются с такими погодными условиями, ученым еще предстоит выяснить (черный слайд 12) .

6. Физкультминутка

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Раз, два, три (Шаги ногами на месте под счет учителя)

Раз, два, три (Хлопки в ладоши)

Раз присядем, (Приседания)

Быстро встанем, (Повороты туловища)

7. Работа по теме урока. Продолжение

- Ребята, вы, наверное, слышали, что часто называют размер экрана ТВ или монитора компьютера в дюймах. Размер ТВ в этом кабинете 32 дюйма. Может быть кто-то знает, сколько см составляет 1 дюйм? (подготовленный ученик)

(слайд 13) Дюйм - (от голландского - большой палец) . Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм = 2см 5 мм. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок.

- Прочитайте задание (Размеры экранов телевизоров указаны в миллиметрах. Вырази их в сантиметрах)

- Как выразить миллиметры в сантиметрах? (разделить число на 10, так как 10 мм = 1 см)

- Чему равны размеры экранов?

Записываем № 158 и комментируем с места

- 650 мм = 65 см,

- 230 мм = 23 см,

- 100 мм = 10 см.

- Известны ли вам другие единицы длины измерения больших расстояний?

- Знаете ли вы старинные меры длины?

Вершок - старая русская мера длины , употреблявшаяся до введения метрической системы мер. 1 вершок = 4 см 4 мм. Вершок - старинная русская мера длины , равная ширине двух пальцев (указательного и среднего) .

Встречается в пословицах : "Два вершка от горшка, а уже указчик".

Локоть - древнейшая мера длины , которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11-16 вершков.

Аршин - одна из главных русских мер длины , использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.

Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т. е. доставать до чего - либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени*, маховая и косая.

(черный слайд 14)

8. Закрепление ранее изученного

Из двух городов, расстояние между которыми 650км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один прошел 250км, а другой на 35км меньше. На каком расстоянии друг от друга находятся поезда?

-Как движутся поезда? (навстречу друг другу)

-Сколько км прошел первый поезд? (250 км)

-А второй? (на 35 км меньше)

-Какое расстояние между городами? (650 км)

-Что нужно узнать? (расстояние между поездами)

-Посмотрите на слайд. Какая схема подойдет к данной задаче? Начертите схему в тетрадь (на слайде 16 )

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

-Что нам неизвестно? (мы не знаем сколько прошел второй поезд)

-Каким действием узнаем? (вычитанием)

-Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Почему? (нет. Нужно для начала узнать сколько км прошли оба поезда)

-Каким действием узнаем? (сложением)

-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Каким действием узнаем? (Можем. Узнаем действием вычитания)

Записывают решение задачи в тетради (По одному ученику записывают по одному действию у доски)

1) 250-35=215 (км) — прошел второй поезд.

2) 250+215=465 (км) — прошли оба поезда.

3) 650-465=185 (км) – расстояние между поездами.

Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км (с комментированием с места)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с единицей длины - километром; дать представление об использовании новой единицы измерения на практике; развивать мышление, умение творчески подходить к решению задач совершенствовать навыки чтения, записи и сравнения

Планируемые результаты; учащиеся познакомятся с новой единицей длины- километр; научаться соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

Технологии: развивающие, оценка достижений

Организационный момент Слайд №1

Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа у доски.

Два ученика получают геометрические фигуры: квадрат с стороной 8см и прямоугольник со сторонами 4см и 5 мм и 2 см.

Нужно измерить стороны фигур и вычислить их периметр и площадь.

Квадрат – площадь 64 см.кв , Р-32 см

Прямоугольник-площадь 9 см. кв., Р-3 см.

Давайте сравним площадь фигур, сложим площади, на сколько площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника

(пока дети работают у доски дети решают числовые выражения) Слайд № 2

Фронтальная проверка. Самооценка.

III. Cамоопределение к деятельности

-Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать систему ценностей, направленную на максимальный вклад каждого учащегося в коллективное взаимодействие.

развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и самоанализа, устных и письменных вычислений.

Планируемые результаты:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к предмету математики ЛУУД1;

основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний ЛУУД2;

потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности ЛУУД3;

– делать выводы на основе обобщения знаний.

совместном решении проблемы.

РУУД1 составлять план решения проблемы

(задачи) совместно с учителем.

РУУД3Работая по плану, сверять свои действия.

дать представление об использовании единицы длины, составить таблицу единиц длины;

формировать вычислительные навыки;

закреплять умение нахождения дроби от числа;

воспитывать интерес к математике.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык, окружающий мир, литература

Информационный материал:

Учебник Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука 4 класс 2 часть

Интерактивный материал:

Индивидуальная, фронтальная, груповая

Название этапа

Занимаемое время, мин

Занимаемое время, мин

Актуализация опорных знаний

Организация познавательной деятельности/ Целеполагание

Открытие нового знания

Повторение и включение в систему знаний

Рефлексия учебной деятельности

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧСКОЙ КАРТЫ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Лукьяновна и сегодняшний урок математики проведу у вас я.

Учащиеся приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку

ЛУУД1

ЛУУД2

Создание ситуации успеха

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Устный счет.

Два ученика получают геометрические фигуры: квадрат со сторонами 8 см и прямоугольник со сторонами 4 см 5 мм и 2 см.

-Измерьте стороны фигур, найдите периметр и площадь фигуры.

Цель: совершенствование навыка нахождения площади и периметра в уже изученных геометрических фигурах.

Мини-итог: усовершенствование навыка нахождения площади и периметра в уже изученных геометрических фигурах.

50 000 + 3000 + 500 + 4

450 : 50 900 * 300

-Найдите метра; суток; километра; недели; центнера.

Цель: развивать устные вычислительные приемов.

Мини-итог: развитие устных вычислительных приемов.

(Проверка ребят, которые были у доски)

-В каких единицах измеряли длины сторон? (см,мм)

657 785 – 700=657 085

456 000 : 10=45 600

50 000 + 3000 + 500 + 4=

=53 504

6384 – 6000 = 384

60 *70 =4200

930 * 3=2 790

450 : 50 =9

900 * 300=270 000


метра=100: 10 * 3= 30 см


суток= 1сут=24 ч; 24: 8*2=6 часов


километра= 1000:20=50; 50*3=150 м


недели=в неделе семь суток, 7*24=168 часов, 168*60=10080 минут
4 суток: 7 суток=4/7


центнера=100:10=10*23=230 кг

Взаимопроверка(одноклассники проверяют правильность выполнения задания на доске)

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: освоение нового знания, способа действий

3.1.Целеполагание

-А сейчас для вас важное задание, отгадать ребус, но это не простой ребус, а наша тема урока. Посмотрите на экран. (длина)

-Верно, ребята, сегодня мы с вами изучим таблицу единицы длины.

-Давайте поставим цель, которую мы попытаемся достичь к концу нашего урока.

Учащиеся смотрят на экран, отгадывают ребус (длина).

Подходят к теме урока с помощью ребуса.

Ставят цель на урок.

-Научиться составлять таблицы единиц длины;

-Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.

Стимулирование интересным содержанием

Формирование готовности восприятия учебного материала

3.2. Открытие нового знания.

-Кто мне ответит, какая основная единица длины?

- А сейчас я вам расскажу немного интересного, чего вы не знали о единицах длины.

Единицы измерения длины в древней Руси:

Локоть- расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.

Пядь- расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.

Косая сажень (248 см)- расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки.

Маховая сажень (176 см)- расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Аршин (71 см)- одна из главных русских мер длины, использовалась с 16 века. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.

-Ребята, основная единица — длины- это метр. Другие единицы связаны с метром следующим образом. Откройте учебник

на с. 25 Давайте с вами разберёмся в ней.

-Чтобы легче всего было запомнить, есть один маленький секрет, я вам его расскажу, надеюсь он будет вам помощником! (ладонь)

- Ребята, эту таблицу вам дома надо выучить. (с. 25)

- Пользуясь данной таблицей, вы будете выполнять

Расставьте единицы длины в порядке убывания.

-Как они связаны между собой?

-Как перевести метры в см? (умножить число на 100)

-Как перевести метры в километры? (Разделить число на 1000)

Цель: научиться применять полученные знания

Мини-итог: умение применять полученные знания

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя о интересных фактах единиц измерения длины в древней Руси.

Как осуществить перевод одних единиц длины в другие, используя соотношения между ними.

Глоссарий по теме:

Километр – мера длины, равная 1000 м.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова – М. Просвещение, 2016. – с. 36-38
  2. Всероссийские проверочные работы. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс в 2 ч. Ч 1/ под.ред. Н. А. Сопруновой – М.; Просвещение, 2016. – с. 22-27

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Какие известны вам единицы измерения длины удобно использовать при измерении толщины спички?


- миллиметр

Какие единицы измерения длины удобно использовать при измерении длины карандаша?


- сантиметр

А при измерении ширины окна?


- дециметр

А если нужно измерить длину коридора? Какие единицы длины вы будете использовать?


- метр

Какими единицами измерения удобнее пользоваться для определения расстояния между городами?

-

Читайте также: