Таблица единиц длины 4 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: формирование умения выражать длину в заданных единицах, устанавливать соотношения между изученными единицами длины.
- закрепить знания учащихся о единицах длины:
- уточнить в занимательной форме сведения о старинных мерах длины;
- развивать умение решать текстовые задачи, содержащие единицы длины;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
- создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета;
- развивать навыки самоконтроля, самооценки;
- формировать у учащихся навыки делового сотрудничества;
- воспитывать аккуратность и внимание;
- прививать детям любовь и уважение к природе, расширять кругозор.
Планируемы результаты:
Личностные УУД:
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Регулятивные УУД:
Уметь определять тему и цели урока, формулировать учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.
Познавательные УУД:
Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, работать в парах, договариваться, осуществлять взаимоконтроль.
Межпредметные связи:
Оборудование.
Для учителя:
- мультимедийный проектор, презентация.
Для учащихся:
1. Организационный момент (слайд 1)
Сегодня на урок математики к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Человеческая доброта –самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение окружающим. Спасибо! Садитесь!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доски (1 ученик) примеры записаны
700 - 160 : 2 = 620
(525 - 525) х (396 + 4) = 0
584 + 0 : 216 = 584
(800 – 200 + 40) : (201 - 200) = 640
2. Работа по карточке за доской. Сравните многозначные числа.
Запишите число, в котором: (по одному выходят к доске)
- 35 единиц 2 класса и 172 единицы 1 класса,
- 2 единицы 2 класса и 2 единицы 1 класса,
- 35 единиц IV класса, 408 единиц III класса, 95 единиц II класса, 2 единицы I класса,
- 700 единицы 2 класса, а единицы 1 класса отсутствуют
(самопроверка и самооценка)
Проверка индивидуальной работы у доски. Выставление оценок.
Работа в тетрадях.
- Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.
4. Самоопределение к деятельности. Формулирование учебной задачи.
- Отгадайте ребус и догадайтесь, единицы какой величины мы будем повторять? (слайд 2)
(слайд 3) - На сегодняшнем уроке мы повторим соотношения единиц длины, научимся выражать крупные единицы длины в более мелкие и наоборот.
5. Работа по теме урока.
1) Преобразование величин.
(слайд 4) - Какие величины лишние? Запишите в порядке возрастания (см, ч, мм, л, км, дм, м) (слайд 5)
- Мы исследователи. Работаем в группах по 4 человека.
У каждой группы лежит на парте задание:
1) измерить и записать толщину книги;
2) измерить и записать длину простого карандаша;
3) измерить и записать длину парты;
4) измерить и записать рост самого высоко и самого низкого ученика в группе;
5) подумать и записать в чем измеряют: высоту телеграфного столба, расстояние от Сернура до г. Йошкар-Ола.
(проверка по слайду) слайд 6
- Заполним пропуски: 1 км = … м
(на слайде 7 ) 1 м = … дм = … см = … мм
Работа по учебнику с.38 №157. С записью в тетрадях и на доске.
-Прочитайте задание (Орлы поднимаются на высоту до 3000 м, журавли — до 4000 м. Вырази высоту полета этих птиц в километрах) ( слайд 8)
-Как перевести метры в километры? (разделить число на 1000, так как
1000 м = 1 км)
-А на сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4 км – 3 км = 1 км)
-Решение запишите в тетрадь (один у доски; оценивание учителем)
3000 м = 3 км
4000 м = 4 км
4 км – 3 км =1 км
Ответ: на 1 км выше.
-Наверно, мало кто знает, что птицы могут ставить настоящие рекорды в высоте полета. Хотите узнать о птичьих рекордах? подготовленные учащиеся (на слайдах)
1. Белый аист (слайд 9)
Белый аист – это популярная болотная птица, которая известна своей длинной шеей, порой достигающей 13.7 метра. Они обитают в теплых регионах Европы и Западной и Центральной Азии. Белые аисты могут достичь максимальной высоты 4 900 метров.
2. Лебедь-кликун (слайд 10)
Лебедь-кликун является крупной перелетной птицей, которая названа так из-за звуков, которые она издает. Она обитает в болотной местности, тундре, озерах и прудах Юга Евразии. Они летают косяком на высоте 2 400 метров во время своего путешествия к местам зимовки, но могут достигать максимальной высоты 8 300 метров от уровня моря.
3. Белоголовый гриф Рюппеля (слайд 11)
Белоголовый гриф Рюппеля – самая высоко-летающая птица из всех известных. Эта птица может летать на высоте 11 300 метров. Белоголовый гриф Рюппеля относится к семейству стервятников. Они достигают 1 метра в длину и весят примерно 7-9 кг.
Учитель: Таковы самые высоко летающие птицы. Интересно, что на высоте более 6000 м птицы сталкиваются с нехваткой кислорода, жестоким солнцем и холодными ветрами, как они справляются с такими погодными условиями, ученым еще предстоит выяснить (черный слайд 12) .
6. Физкультминутка
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
Раз, два, три (Шаги ногами на месте под счет учителя)
Раз, два, три (Хлопки в ладоши)
Раз присядем, (Приседания)
Быстро встанем, (Повороты туловища)
7. Работа по теме урока. Продолжение
- Ребята, вы, наверное, слышали, что часто называют размер экрана ТВ или монитора компьютера в дюймах. Размер ТВ в этом кабинете 32 дюйма. Может быть кто-то знает, сколько см составляет 1 дюйм? (подготовленный ученик)
(слайд 13) Дюйм - (от голландского - большой палец) . Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм = 2см 5 мм. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок.
- Прочитайте задание (Размеры экранов телевизоров указаны в миллиметрах. Вырази их в сантиметрах)
- Как выразить миллиметры в сантиметрах? (разделить число на 10, так как 10 мм = 1 см)
- Чему равны размеры экранов?
Записываем № 158 и комментируем с места
- 650 мм = 65 см,
- 230 мм = 23 см,
- 100 мм = 10 см.
- Известны ли вам другие единицы длины измерения больших расстояний?
- Знаете ли вы старинные меры длины?
Вершок - старая русская мера длины , употреблявшаяся до введения метрической системы мер. 1 вершок = 4 см 4 мм. Вершок - старинная русская мера длины , равная ширине двух пальцев (указательного и среднего) .
Встречается в пословицах : "Два вершка от горшка, а уже указчик".
Локоть - древнейшая мера длины , которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11-16 вершков.
Аршин - одна из главных русских мер длины , использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.
Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т. е. доставать до чего - либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени*, маховая и косая.
(черный слайд 14)
8. Закрепление ранее изученного
Из двух городов, расстояние между которыми 650км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один прошел 250км, а другой на 35км меньше. На каком расстоянии друг от друга находятся поезда?
-Как движутся поезда? (навстречу друг другу)
-Сколько км прошел первый поезд? (250 км)
-А второй? (на 35 км меньше)
-Какое расстояние между городами? (650 км)
-Что нужно узнать? (расстояние между поездами)
-Посмотрите на слайд. Какая схема подойдет к данной задаче? Начертите схему в тетрадь (на слайде 16 )
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
-Что нам неизвестно? (мы не знаем сколько прошел второй поезд)
-Каким действием узнаем? (вычитанием)
-Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Почему? (нет. Нужно для начала узнать сколько км прошли оба поезда)
-Каким действием узнаем? (сложением)
-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Каким действием узнаем? (Можем. Узнаем действием вычитания)
Записывают решение задачи в тетради (По одному ученику записывают по одному действию у доски)
1) 250-35=215 (км) — прошел второй поезд.
2) 250+215=465 (км) — прошли оба поезда.
3) 650-465=185 (км) – расстояние между поездами.
Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км (с комментированием с места)
Цели: познакомить с единицей длины - километром; дать представление об использовании новой единицы измерения на практике; развивать мышление, умение творчески подходить к решению задач совершенствовать навыки чтения, записи и сравнения
Планируемые результаты; учащиеся познакомятся с новой единицей длины- километр; научаться соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Технологии: развивающие, оценка достижений
Организационный момент Слайд №1
Актуализация знаний
1.Индивидуальная работа у доски.
Два ученика получают геометрические фигуры: квадрат с стороной 8см и прямоугольник со сторонами 4см и 5 мм и 2 см.
Нужно измерить стороны фигур и вычислить их периметр и площадь.
Квадрат – площадь 64 см.кв , Р-32 см
Прямоугольник-площадь 9 см. кв., Р-3 см.
Давайте сравним площадь фигур, сложим площади, на сколько площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника
(пока дети работают у доски дети решают числовые выражения) Слайд № 2
Фронтальная проверка. Самооценка.
III. Cамоопределение к деятельности
-Расставьте буквы в порядке убывания чисел, которые им соответствуют, и прочитайте слово.
формировать систему ценностей, направленную на максимальный вклад каждого учащегося в коллективное взаимодействие.
развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и самоанализа, устных и письменных вычислений.
Планируемые результаты:
Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения
интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к предмету математики ЛУУД1;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний ЛУУД2;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности ЛУУД3;
– делать выводы на основе обобщения знаний.
совместном решении проблемы.
РУУД1 составлять план решения проблемы
(задачи) совместно с учителем.
РУУД3Работая по плану, сверять свои действия.
дать представление об использовании единицы длины, составить таблицу единиц длины;
формировать вычислительные навыки;
закреплять умение нахождения дроби от числа;
воспитывать интерес к математике.
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи
Формы работы
Русский язык, окружающий мир, литература
Информационный материал:
Учебник Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука 4 класс 2 часть
Интерактивный материал:
Индивидуальная, фронтальная, груповая
Название этапа
Занимаемое время, мин
Занимаемое время, мин
Актуализация опорных знаний
Организация познавательной деятельности/ Целеполагание
Открытие нового знания
Повторение и включение в систему знаний
Рефлексия учебной деятельности
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧСКОЙ КАРТЫ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Лукьяновна и сегодняшний урок математики проведу у вас я.
Учащиеся приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку
ЛУУД1
ЛУУД2
Создание ситуации успеха
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Устный счет.
Два ученика получают геометрические фигуры: квадрат со сторонами 8 см и прямоугольник со сторонами 4 см 5 мм и 2 см.
-Измерьте стороны фигур, найдите периметр и площадь фигуры.
Цель: совершенствование навыка нахождения площади и периметра в уже изученных геометрических фигурах.
Мини-итог: усовершенствование навыка нахождения площади и периметра в уже изученных геометрических фигурах.
50 000 + 3000 + 500 + 4
450 : 50 900 * 300
-Найдите метра; суток; километра; недели; центнера.
Цель: развивать устные вычислительные приемов.
Мини-итог: развитие устных вычислительных приемов.
(Проверка ребят, которые были у доски)
-В каких единицах измеряли длины сторон? (см,мм)
657 785 – 700=657 085
456 000 : 10=45 600
50 000 + 3000 + 500 + 4=
=53 504
6384 – 6000 = 384
60 *70 =4200
930 * 3=2 790
450 : 50 =9
900 * 300=270 000
метра=100: 10 * 3= 30 см
суток= 1сут=24 ч; 24: 8*2=6 часов
километра= 1000:20=50; 50*3=150 м
недели=в неделе семь суток, 7*24=168 часов, 168*60=10080 минут
4 суток: 7 суток=4/7
центнера=100:10=10*23=230 кг
Взаимопроверка(одноклассники проверяют правильность выполнения задания на доске)
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: освоение нового знания, способа действий
3.1.Целеполагание
-А сейчас для вас важное задание, отгадать ребус, но это не простой ребус, а наша тема урока. Посмотрите на экран. (длина)
-Верно, ребята, сегодня мы с вами изучим таблицу единицы длины.
-Давайте поставим цель, которую мы попытаемся достичь к концу нашего урока.
Учащиеся смотрят на экран, отгадывают ребус (длина).
Подходят к теме урока с помощью ребуса.
Ставят цель на урок.
-Научиться составлять таблицы единиц длины;
-Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Стимулирование интересным содержанием
Формирование готовности восприятия учебного материала
3.2. Открытие нового знания.
-Кто мне ответит, какая основная единица длины?
- А сейчас я вам расскажу немного интересного, чего вы не знали о единицах длины.
Единицы измерения длины в древней Руси:
Локоть- расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки.
Пядь- расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.
Косая сажень (248 см)- расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки.
Маховая сажень (176 см)- расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.
Аршин (71 см)- одна из главных русских мер длины, использовалась с 16 века. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.
-Ребята, основная единица — длины- это метр. Другие единицы связаны с метром следующим образом. Откройте учебник
на с. 25 Давайте с вами разберёмся в ней.
-Чтобы легче всего было запомнить, есть один маленький секрет, я вам его расскажу, надеюсь он будет вам помощником! (ладонь)
- Ребята, эту таблицу вам дома надо выучить. (с. 25)
- Пользуясь данной таблицей, вы будете выполнять
Расставьте единицы длины в порядке убывания.
-Как они связаны между собой?
-Как перевести метры в см? (умножить число на 100)
-Как перевести метры в километры? (Разделить число на 1000)
Цель: научиться применять полученные знания
Мини-итог: умение применять полученные знания
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают рассказ учителя о интересных фактах единиц измерения длины в древней Руси.
Как осуществить перевод одних единиц длины в другие, используя соотношения между ними.
Глоссарий по теме:
Километр – мера длины, равная 1000 м.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова – М. Просвещение, 2016. – с. 36-38
- Всероссийские проверочные работы. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс в 2 ч. Ч 1/ под.ред. Н. А. Сопруновой – М.; Просвещение, 2016. – с. 22-27
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Какие известны вам единицы измерения длины удобно использовать при измерении толщины спички?
- миллиметр
Какие единицы измерения длины удобно использовать при измерении длины карандаша?
- сантиметр
А при измерении ширины окна?
- дециметр
А если нужно измерить длину коридора? Какие единицы длины вы будете использовать?
- метр
Какими единицами измерения удобнее пользоваться для определения расстояния между городами?
-
Читайте также: