Сюжеты и образы фресок конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Молитва как музыкальный жанр

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- влияние на творчество современных композиторов произведений других видов искусства (литературы и живописи);

- тема молитвы в русской музыке;

- музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

- музыка современных композиторов: Кикты, Окуджавы, Гаврилина.

Фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку.

Соло – это произведение или партия, предназначенная для исполнения одним инструментом или певцом.

Орнамент – узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.

Солист – это певец, музыкант, исполняющий сольную партию, выступающий соло.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Значительное влияние на композиторов оказывает среда, в которой они родились и выросли, а также впечатления, полученные от других видов искусства: литературы, живописи архитектуры.

На современного композитора Валерия Григорьевича Кикту сильное впечатление произвели фрески Софийского собора в Киеве.

Собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Уникальность собора заключается в том, что внутри сохранилось большое количество подлинных мозаик и фресок, росписи водяными красками по сырой штукатурке. Цветовая палитра фресок в соборе насчитывает 177 оттенков.

Не случайно композитор выбирает в качестве солирующего инструмента арфу, имитируя тем самым старинный музыкальный инструмент – гусли.

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии.

На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина.

Молитва – это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва – очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы.

Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание народных инструментов.

В. Кикта с этой целью использовал многоликость тембров симфонического оркестра. В. Гаврилин – богатство хоровых тембров смешанного хора и изобразительные возможности ударных инструментов.

На уроке мы узнали, как звучание древних музыкальных инструментов, народные и церковные традиции композиторы использовали в своих произведениях. Музыка Чайковского, Гаврилина, Кикты, Окуджавы подчёркивает, благодаря этому, самобытность культуры нашей страны.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Варианты ответа: внутреннее убранство собора; город Киев; церковная литература.

Достаточно вспомнить, что фреска – это роспись водяными красками, наносимая на сырую штукатурку. Из определения следует, что росписи внутри собора впечатлили композитора на создание произведения с аналогичным названием.

№2. Какой инструмент использовал Валерий Кикта для имитации звучания гуслей?

Варианты ответа: арфу; гитару; скрипку; рояль.

Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.

Виды и техники фресок

Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:

  • Buon (истинная);
  • Secco (сухая);
  • Mezzo (наполовину сухая).

Фреска. Изображение купающейся женщины в замке Кусейр Амра. Иордания. VII век нашей эры

Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.

Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.

Фреска. Византийская фреска XI века

Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.

На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.

В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.

История фрески

Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.

Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.

Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.

Фреска. Фреска Минойской цивилизации с острова Санторини. XVII век до нашей эры

В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.

Фреска. Этрусская фреска. IV век до нашей эры

Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:

    (Tiziano Vecellio); (Sandro Botticelli); (Pietro Perugino); (Raffaello Santi); (Michelangelo Buonarroti) (Giorgio Vasari); (Tintoretto); (Luca Giordano) (Andrea Pozzo); (Giovanni Battista Tiepolo).

В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.

С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.

Самые известные фрески

Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:

Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ – углубление представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения).

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, проектор и экран, синтезатор, магнитная доска,

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку , учебник, творческая тетрадь.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, текст песни “Молитва” гр. “Смеш”, листы самооценки, рисунок с арфой и нотки-смайлы для рефлексии.

Конспект урока по музыке в 6 классе

Учитель: Дрокина

Светлана Сергеевна

Открытый урок музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской."

УМК: Музыка 6 класс учебник и рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М.: Просвещение, 2015.

ТИП УРОКА: урок новых знаний

ЦЕЛЬ – углубление представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения).

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, проектор и экран, синтезатор, магнитная доска,

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, текст песни “Молитва” гр. “Смеш”, листы самооценки, рисунок с арфой и нотки-смайлы для рефлексии.

I. Орг. момент. Погружение в атмосферу урока в процессе слушания церковного песнопения “Господи, помилуй ”. (2 мин)

- Ребята, ответьте, пожалуйста, под какую музыку начался наш урок?

(Это церковная, духовная музыка.)

- По каким признакам вы это определили?

(“а капелла”, многоголосие, манера исполнения, содержание текста)

II. Актуализация ранее полученных знаний. (13 мин)

на экране картина неба

- Как вы понимаете слово духовная?

(успокаивающая душу, очищающая, красивая внутренним содержанием)

- На предыдущих уроках мы уже говорили о духовной музыке, о музыкальном искусстве Древней Руси. Дома вам нужно было повторить записи. А теперь давайте проверим ваши знания.

Проводится терминологическая викторина. (приложение 1)

- Спасибо. Вижу, что предыдущие уроки не прошли для вас даром.

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ “ МОЛИТВА ”)

- А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

- Какую современную молитву вы знаете? (“Молитва”группыСмеш)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

Упражнение на умение экономить дыхание (“Воздушный шар”)

- Надуваем шар в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

“Греем руки на морозе” (дышат 8раз)

Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Вот иду я вверх, вот иду я вниз ” (поступенное пение вверх и возвращение вниз к тонике)

“Качели ” (легато)

“Сне…………….жинка ” (пение от 5-й ступени арпеджио)

на экране видео сопровождает песню

б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ" (приложение 2):

- Первые 7 строчек поют солисты. Остальные3 строчки – весь класс.

- Чем отличается молитва XXI века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон,

там многоголосье - партесное пение

присутствует аккомпанемент,

исполнительский приём “а капелла”)

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп,) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

III. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(15мин)

- Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке, к музыкальному произведению 2-й половины XX века, написанному в честь 1000-летия крещения Руси.

А к какому произведению, нам подскажет путеводитель – наш учебник.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 58 (читают тему и записывают в тетрадь)

на экране фото композитора и собора св. Софии с учебника стр.58

- Итак, о каком произведении пойдет речь на уроке? (1-е предложение абзац №3)

Валерий Григорьевич Кикта – советский композитор, которому на данный момент 77 лет. Что о нем сказано в учебнике (1-й абзац).

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

- Мы попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

- Сегодня нам даже предстоит побывать в роли музыкантов и художников, увидеть связь музыки и живописи, связь времен.

- А теперь внимание на экран…

ПРОСМОТР ВИДЕО О СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- Давайте поделимся впечатлениями. Какие чувства, мысли вызывает эта музыка?

(Будто певец-сказитель игрой на гуслях рассказывает о былом.Кажется, будто оказываешься в этом храме и по настоящему переживаешь страницы истории, глядя на росписи стен.)

на экране фото из храма

- Мы с вами прослушали часть концертной симфонии для арфы с оркестром.А сколько частей должно быть в классической симфонии?

Правильно, 4-е. Но эта симфония является неким исключением, в ней 9 частей.

на экране появляются названия частей

1. Орнамент 1, 2. Зверь нападает на всадника, 3. Орнамент 2, 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого, 5. Михайловский придел, 6. Борьба ряженых, 7. Музыкант, 8. Скоморохи, 9. Орнамент.

- Ребята,скажите, какое название повторялось?

(узор с повторяющимися элементами)

РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ стр. 22ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

- Давайте прочитаем определение вверху.

- Скажите, а такой узор можно назвать орнаментом? Докажите.


- А на что еще похож данный узор?

- Правильно, на схему музыкальной формы рондо?

- А теперь снова работаем в рабочей тетради. На стр.22 внизу есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

- Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

- Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

- Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

- Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

- Какую особенность вы наблюдаете в нотной записи? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на синтезаторе (тембр арфы № )

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под инструмент.

- Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

IV. Проектная деятельность в творческих группах (7 мин)

на экране фреска: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Именно того князя, по велению которого 10 веков назад в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возвели величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь.

- Ребята, напомните мне, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

- Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам.

- У вас на столах имеются карточки с предлагаемыми элементами музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

- Например, вы четверо – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркиваете его. А вы четверо – музыканты, выбираете подходящие элементы музыкальной речи и также выделяете их.

- Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента.

- Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

(приложение 3)

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки –инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

СЛУШАНИЕ “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Композиция – располож. частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие худ.идеи – приближение

- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты - 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз.проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

- Как он этого добился? (у него особый музыкальный язык: музыкальная интонация напоминает былинный сказ, выбор солирующего инструмента арфы, подражающей гуслям, приёмов исполнения: тремоло, арпеджио, формы произведения)

- Мы смогли добиться поставленной цели? (да)

V. ИТОГ УРОКА (3 мин.):

-. С каким музыкальным произведением мы познакомились?

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

(Люди не должны забывать о доброте, заботе, уважении.И тогда мир будет существовать в гармонии.)

Оценка и самооценка деятельности учащихся за урок. (приложение 4)

- Я думаю, что наш урок прошел не зря, все старались показать свою работу.Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена). А теперь хотелось бы, чтобы вы оценили себя сами. Можно поставить галочки.


Домашнее задание:

- А теперь запишите домашнее задание. Творческая тетрадь, стр.25.

- Наш урок подошел к концу. Мне было очень приятно с вами пообщаться. Надеюсь и вы получили положительные эмоции. Предлагаю украсить вот эту арфу нотками-смайликами по ощущениям от урока. (Дети крепят нотки к арфе).(приложение 5)

(приложение 1)

(обращение к Богу; просительная, покаянная, хвалебная и благодарственная)

Как называлась система верований, обычаев и обрядов древних славян?

(язычество или многобожие)

Какое важное историческоесобытие произошло на Руси в 988 году?

Кто провозгласил на Руси веру в единого бога Иисуса Христа?

(князь Владимир Красно Солнышко)

Как называется пение без сопровождения?

Как называлась для записи церковной музыки специальная нотация безлинейными знаками?

(знаменная или крюковая)

(одноголосное протяжное пение)

Как по-другому называлось многоголосное средневековое церковное пение?

Как называется вид живописи, предназначенный для создания священных изображений?

Читайте также: