Сюжеты и образы духовной музыки 7 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

познакомить с музыкой И.С.Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги. продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова. Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Активизировать внимание учащихся

Целеполагание и актуализация знаний,

- Что мы изучаем? Зачем мы изучаем? Как мы изучаем?

- О чем мы сегодня поговорим? Каким способом? С какой целью?

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

Дети определяют автора произведения.

-Как вы считаете, современная эта музыка или старинная?

Человек должен жить по законам? Человеческие законы должны совпадать с божьими. (почему?)

Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.

Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь

Познавательные: (общеучебные) коммуникативные.

Изучение новой темы.

Работа с учебником:

Собрать информацию о жизни и творчестве Баха.

На каком клавишном инструменте играли музыканты если не было фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. Звук клавесина – ясный, четкий, определенный, намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что в то время, как на любом струнно-смычковом или духовом инструменте можно было без труда усиливать или уменьшать силу звука, клавесинисту это было недоступно…

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

- В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

Идея произведения жизнеутверждающая!

Анализируем произведение . Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Что происходит в Душе слушающего её человека?

она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

-к кому в ней обращается человек?

Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя- (Всенощная) и утренняя- Литургия. По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Вечерняя-Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.

- А как в музыке показать этот контраст?

-вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

-Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

-в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.

1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.

2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая

Читают смотрят презентацию

Читают текст, комментируют.

анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.

Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личност.: Развитие навыков сотрудничества.

Слушаем произведение И.С.Баха (прелюдия – клавесин)

Слушаем произведение И.С.Баха в исполнении фортепиано. – Сравните с клавесином.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к муз. произведениям.

Личност.: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Работа с учебником:

Собрать информацию об органе.

И.С.Бах был церковным придворным органистом, писал музыку для органа и сам исполнял её. Германия 16 век. Камерный орган.

Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов.

Работа с учебником:

Что такое токката.

Читают текст, комментируют.

анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.

Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личност.:Развитие навыков сотрудничества.

Работа над песней

Коллективная исполнительская деятельность.

По методу древо познания.

Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников.

Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли).

Регулятивные (коррекция и оценка)

Личностные (нравственно- этическое оценивание),

ФОРТЕПИАНО: В Италии его называли ЧЕМБАЛО в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – КЛАВЕСИН. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.

Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения

Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) —. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

. Произведение для клавишного инструмента (истор.). 2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения

Фуга - 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Фуга - Музыкальное п.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Какая музыка была! Какая музыка была! Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала…!

Мне не дороги ваши дары, А мне дороги ваши души.

(Голубиная книга)

Сюжеты и образы духовной музыки Цель: -раскрыть сущность духовной музыки; -развивать умение слышать и слушать; -воспитывать любовь к прекрасному.

МОЛИТВА- обращение человека к богу, раскаивающегося в своих поступках. В молитвах христиане обращаются к Марии, как к матери Бога. И сколько имён у неё… Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна. Люди верят так, что её материнская любовь распространяется на каждого, обратившегося к ней за помощью. В тоже время Мария сохранила девство и целомудрие, которое даёт ей духовную стойкость, крепость, непобедимость. Именно поэтому к Деве Марии обращались и как к заступнице, защищающей от врагов государство.

Икона Владимирской Божьей Матери Икона Владимирской Божьей Матери

Велика милость Божия и любовь к многострадальной нашей земле, и этого трудно не заметить. Стоит повнимательней присмотреться, и можно увидеть ее в простой вере народа, в кротком сиянии лиц святых, в ходе истории нашей и судьбах правителей. А еще любовь и милость Божия являются к нам в вид святых образов, которыми так богата наша Православная Церковь. Как раньше, так и сейчас особое значение, и почтение верующих отдается лику Пресвятой Богородицы. Икона Владимирской Богоматери считается покровительницей русского народа и самой России. Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой во время земной жизни Ея. И увидев изображение свое, Дева Мария молвила:

На протяжении всей истории лика Богородицы засвидетельствовано множество чудес и удивительных светлых событий, которые затронули судьбу не только России, а и тысяч верующих христиан. Значение, в чем помогает Владимирская икона Пресвятой богородицы, как молиться и просить Ее о помощи – обо всем расскажет наша статья.

Всмотримся в любую богородичную икону. Как вы думаете, почему взгляды Марии и младенца не единятся?

Это одно из тайн иконы. Она обращена к молящемуся и всегда включает его в своё пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение.

Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг.

Духовность понимается, как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому – она и будет духовной.

В церковном песнопении отражены события Благовещения.

-Когда к деве Марии является Архангел Гавриил, сообщил ей о её будущем материнстве и прославляет её

«Богородице дево радуйся

Господь с тобою,

Благославенна ты в жёнах

И благословен плод чрево твоего

В начале урока мы начали свой разговор об иконах изображающих богоматерь.

Йоганн Себастьян Бах— один из известнейших композиторов, писавших духовную музыку

В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной

(у христиан — церковной музыки)

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет: умному дай голову, трусливому дай коня, дай счастливому денег. И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится — Господи, твоя власть!— дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, дай передышку щедрому, хоть до исхода дня. Каину дай раскаяние. И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою, как верит солдат убитый, что он проживает в раю, как верит каждое ухо тихим речам твоим, как веруем и мы сами, не ведая, что творим!

Господи мой Боже, зеленоглазый мой! Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой, пока ей еще хватает времени и огня, дай же ты всем понемногу. И не забудь про меня.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

г. Подольск Московская область

Составила учитель музыки

Сюжеты и образы духовной музыки.

Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

Воспитательная:

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Образовательные:

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Вопросы учителя:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к кому в ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Дети: Вечерняя -Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.

Учитель: А как в музыке показать этот контраст?

Дети: вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

Учитель: Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

Дети: яркая, мажорная.

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

Учитель: в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор..mp4

Выбранный для просмотра документ 7 класс духовная музыка.docx

Тип: получение новых знаний

Тема урока: “Сюжеты и образы духовной музыки”.

Эпиграф к уроку (записан на доске)

1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

-познакомить с музыкой И.С. Баха, дать почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки, получить представление о жанрах токкаты, фуги.

-продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

-Сопоставить произведения Баха и Рахманинова.

-Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Методы и формы работы:

Приветствие

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная форма работы

Дифференцированный подход к работе с учащимися

Творческие задания

Подготовка к уроку:

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – “Биографы” – готовят кластер по творчеству И. С. Баха

На столе: листы бумаги, ручки, фломастеры стикеры, портрет Баха, клей, ножницы, материал о жизни и творчестве композитора.

2-я группа – “биографы” – готовят кластер по творчеству С. В. Рахманинова

На столе: листы бумаги, клей, ножницы, стикеры, портрет Рахманинова,материал о жизни и творчестве композитора.

3-я группа – “музыкальные критики” – анализируют музыкальные произведения композиторов.

На столе: словарь эстетических эмоций и терминологический материал.

Оформить класс полукругом расставить парты для трех групп.

Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Слово учителя:

Колокольный звон пригласил нас с вами на урок.

- Что за звуки мы с вами услышали?(ответы детей)

- Где мы можем услышать колокольный звон? (ответы детей)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)

2. Целеполагание и актуализация знаний

-Познакомимся с новыми музыкальными жанрами;

-Проанализируем музыкальные произведения;

- Исследуем биографию И.С. Баха и С.В. Рахманинова

Сегодня мы будем работать в 3 группах (1 и 2-биографы, 3-музыкальные критики) и создавать кластеры.

1 группа занимается исследованием биографии Баха, 2 группа исследованием биографии Рахманинова, 3 группа-анализирует музыкальные произведения этих композиторов, и на стикерах записывает характеристику музыкальных произведений (из словаря эстетических эмоций и наводящих вопросов).

Духовная музыка – это музыка религиозного содержания, исполняемая, звучащая и в храме и в быту, т. е.. музыка, сопровождающая церковное богослужение.

3. Изучение нового материала. (Работа групп)

материал для работы:

Карточка 1 .Бах Иоганн Себастьян (1685 — 1750) — крупнейший немецкий композитор и органист. Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года. Родители мальчика умерли, когда ему было десять лет. Иоганн Себастьян переехал жить к своему брату Иоганну Кристофу, который был учителем музыки в церковной школе в городе Ордруфе. Брат был на 14 лет старше и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине. К концу жизни зрение Баха ухудшилось вследствие катаракты, а в 1749 году он полностью ослеп. Однако Бах продолжал сочинять музыку, диктуя свои произведения.
Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля 1750 года. В творчестве Баха мессы занимают центральное место, а также токкаты и фуги. Любимым музыкальным инструментом И.С. Баха был орган.

Карточка 2.(Вопросы)

Кто такой И. С. Бах?Когда родился композитор?

Что произошло, когда ему исполнилось 10 лет?

Кто научил Баха играть на органе и клавесине?

Что произошло в 1749 году? Когда умер ?

Какие жанры занимают центральное место в творчестве Баха? Любимый музыкальный инструмент?

Что такое месса?

Что такое токката?

Что такое фуга?

Карточка 3.(Теория)

Месса - это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения

Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) —. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. 2 Произведение для клавишного инструмента (истор.). 3. Импровизация на органе на тему церковного песнопения

Фуга - 1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Фуга - Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.

Кто такой С. В. Рахманинов? Когда родился композитор?

Что и кто оказал огромное влияние на духовное развитие композитора?

Что произошло в 1896 году?

Что стало вершиной духовного творчества Рахманинова?

Что происходит в 1942 году? Когда умер композитор?

Любимый муз. инструмент композитора?

Что такое божественная литургия?

Что такое всенощная?

Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.(утренняя)

Всенощная - Церковная служба у православных христиан накануне больших церковных праздников, начинающаяся после захода солнца и длящаяся обычно до ночи (ночная). Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом.

Карточка 2 (Вопросы)

Фуга и Токката Иоганна Себастьяна Баха

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое(из словаря эстетических эмоций)

- Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Орган играет: г ромко, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь.

Высокая месса Иоганн Себастьян Бах

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое (из словаря эстетических эмоций)

- Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны .

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудараживает.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь.

Хор поет: лирически, с мольбой, драматично, трагически, весело ,громко, тихо, скорбно.

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое (из словаря эстетических эмоций)

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны е, божественные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудораживает, возвышает,

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, праздничное, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.

Хор поет: лирически, с мольбой, драматично, трагически, весело ,громко, тихо, скорбно, чутко, окрыленно, молитвенно. ликующе, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, масштабно, благоговейно

Задание: прослушать произведение и подчеркнуть подходящее и добавить свое (из словаря эстетических эмоций)

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайны е, божественные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой, печальная, спокойная, взбудораживает, возвышает,

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, праздничное, восторг, ожидание, умиротворение, тревога.

Оркестр играет: громко, ликующе, сильно, во всю мощь, торжественно, трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, масштабно, благоговейно

Хор поет: лирически, с мольбой, драматично, трагически, весело ,громко, тихо, скорбно, чутко, окрыленно, молитвенно.

Вопрос-вывод:

1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.

2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая)

4. Выступление творческих групп и защита кластеров.

5. Подведение итогов урока.

- выставление отметок группам (капитаны групп). Учитель выставляет отметки капитанам.

Коллективная исполнительская деятельность.

С какими жанрами духовной музыки познакомились?

О каких композиторах говорили?

Что такое духовная музыка?

Читайте также: