Сюжет и композиция конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Сюжетная композиция на историческую тему.

Тип урока: Урок изучения нового материала, повторение пройденного.

Цель урока: Знакомство с особенностями исторической композиции, на примерах произведений искусства.

1. Образовательная: Создание сюжетной композиции на историческую тему (фор-эскизы), повторение основных правил и законов композиции, особенно методов выделения сюжетно-композиционного центра. Изучение возможностей создания оригинальной композиции способами:

Совмещение разновременных событий,

Совмещение переднего и дальнего планов.

Сочетание разнонаправленного движения

Совмещение фигур и групп в разных ракурсах.

Укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции.

3. Воспитательная: Воспитание усидчивости и аккуратности, организация рабочего места в условиях учебных мастерских. Воспитание эстетического вкуса у детей.

Педагогические технологии, используемые на уроке: Игровая технология.

Методы: практический (упражнение), словесный (беседа), наглядный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Материалы и оборудование: (школьная доска, мел, проектор, экран, ноутбук, репродукции картин, примеры выполнения задания, маркер, цветная бумага, клей, ножницы.)

Наглядный материал: пример композиционных упражнений, выполненных преподавателем и учащимися.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)

3 Актуализация знаний. (45 мин) Демонстрация презентации.

4 Первичное усвоение новых знаний. (48 мин) Самостоятельная работа учащихся.

5 Рефлексия (подведение итогов занятия) (10 мин)

6 Домашнее задание

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)

Здравствуйте! Тема сегодняшнего урока: Историческая тема в сюжетной композиции.

По отдельности эти понятия давно знакомы. Сюжетная композиция является основной в станковой композиции, и в каждом классе выполнялись задания, в которых прослеживалась определенная тема, сюжет, событие с использованием изображения людей, животных, в интерьере или экстерьере (пейзаже).

Понятие исторического жанра вам знакомо с предметов история искусств и беседы об искусстве, когда вы проходили сначала виды и жанры искусства, а впоследствии знакомились с творчеством художников-классиков, которые работали в этом жанре.

Полотна, иллюстрирующие реальные исторические события с высоким уровнем точности и достоверности, являются историческими . Хотя для нас сейчас считается историческим жанром то, что для художников прошлого было бытописанием. События далекого прошлого и недавнего прошлого- все это уже история.

Каких вы знаете художников, работающих в историческом жанре?

Назвать известные картины.

Наша задача, создать сюжетную композицию на историческую тему. Временное пространство- с момента появления человека (первобытный строй) и до 19 века- века изобретательства. События мирного времени и военного. Народы и страны всего мира.

Как в каждой сюжетной композиции, необходимо помнить основные правила и законы построения композиции, а также возможность создания новых, оригинальных композиций.

3. Актуализация знаний. (45 мин)

(технология интерактивного обучения)

Композиция на историческую тему, как и любая сюжетная композиция, может подразделятся на несколько видов.

  1. Повествовательная композиция. Такие композиции иллюстрируют учебники по истории. Часто в них нет главного героя. Цель таких композиций- дать наглядное представление о быте или каком-нибудь событии определенной эпохи.
  2. Композиция с доминирующим пейзажем. Чаще всего это вид города, поселения, где человек выполняет роль стаффажа.
  3. Жанровая многофигурная композиция, рассказывающая о каком-то конкретном историческом факте, или о типичном событии той эпохи.
  4. Историческая композиция- иллюстрация к легендам, сказаниям, былинам, литературным произведениям.
  1. Историческая композиция с ярко выраженным композиционным центром. Это может быть двухфигурная или многофигурная композиция
  2. Картина-портрет. Психологический образ исторического персонажа.

( Игровая технология) Сущностью данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Применение игрового обучения позволяет расширить кругозор, идет воспитание идеи сотрудничества, развивается общительность, коммуникативность, самостоятельность.

Реализуется игровое обучение через игровые методы, вовлечение обучаемых в творческую деятельность.

Проведем несколько исторических параллелей и ассоциативных цепочек. Поскольку исторический путь человечества- дистанция не обозримая, возьмем всего несколько эпизодов: (Учитель называет эпоху, учащиеся- ассоциативный ряд, связанный с данной эпохой .) Например:

  1. Эпоха первобытного строя: Быт, охота, ритуалы, наскальные изображения и т.д.
  2. Древний мир: Античный мир: Гладиаторы, восстание Спартака, Помпеи, античный театр, Александр Македонский, строительство храмов и т.д.

Древний Египет: Строительство пирамид, колесницы, жрецы, фараон, Клеопатра и т.д.

  1. Средневековье . Европа: Рыцари, замки, охота на ведьм, алхимия, чума, невольничьи рынки, казни и т.д.

Русь: Князья, междоусобные войны, торговля, купцы, Золотая орда, набеги татар, плен, работорговля, низвержение идолов, строительство храмов, иконописцы и т.д.

После выбора эпохи и сюжетной линии, необходимо сделать фор-эскизы. Для этого вспомним:

Основные средства художественной выразительности композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость, целостность. .

Он наиболее заметен среди других участков картины и привлекает зрителя быстрее и сильнее, чем все остальное. Второстепенные части подчиняются главному, и не должны вызывать у смотрящего такое же интерес и такие же сильные эмоции как композиционный центр.
Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Он может находиться на любом плане, но должен обязательно выделяться.

Способы выделения композиционного (сюжетного) центра картины :

  1. Цветовой акцент
  2. Укрупнение изображения
  3. Контраст (противопоставление) - форм (силуэтов), размеров, тона, фактур, качеств, положения и др.

Художник для большей выразительности образа использует обычно не один, а сразу несколько контрастов.

Наиболее важные по сюжету элементы , входящие в состав композиционного центра размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, прямоугольник и т.д.)

Композиционная схема, вписанная в треугольник, считается самой устойчивой.

В круг и овал вписываются замкнутые композиции. Герои таких композиционных схем сосредоточенны внутри себя и не замечают внешние окружение.

Рассмотрим возможности создания оригинальной композиции следующими способами:

Совмещение разновременных событий такой способ изображения не классический, более современный, широко используется в монументальной живописи. Самый известный мастер таких композиций-Илья Глазунов. Он создал несколько фантасмагорий на тему России.

Совмещение переднего и дальнего планов.

Сочетание разнонаправленного движения

Совмещение фигур и групп в разных ракурсах

4 Первичное усвоение новых знаний. (48 мин)

Просмотр и анализ работ с учащимися. Совместное обсуждение полученных результатов.

Общие выводы: Учащиеся познакомились с особенностями исторической композиции, на примерах произведений искусства, выполнили фор-эскизы, основываясь на законах и правилах построения композиции с выделением сюжетно-композиционного центра. Первый этап задания прошел успешно, на хорошем уровне. Используемые на уроке педагогические технологии способствовали активизации учебного процесса.

  1. Домашнее задание (технология интерактивного обучения) Открывает новые творческие возможности для учащихся по подбору и использованию дидактического материала.

Расширяет поиск информации по предмету в Интернете и обработки информации ).

Особенностью исторического жанра, является необходимость достоверной передачи выбранного периода человечества. Поэтому важно изучить характерные детали костюма, предметов быта, типичность и многообразие данной эпохи, включая архитектуру, интерьеры и т.д.

Домашнее задание: Поиски дополнительного материала по выбранной эпохе- костюмы, архитектура, интерьер, предметы быта, прочитать подробности изображаемого события. Источник информации: книги, фильмы, альбомы по искусству, интернет ресурсы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование новых понятий учениками с использованием различных изображений посредством рассуждения.

Задачи:

Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур;

Метапредметные: Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные: Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Планируемые результаты:

  1. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  2. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, конструировании)

Уметь: Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

Использовать художественные материалы;

Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи;

Знать: Основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;

Откройте учебник на странице 6. Полюбуйся произведениями художников. Расскажи. Наблюдал ли ты в жизни события и явления, подобные изображенным в произведениях живописцев? Что привлекло внимание живописцев?

К каким жанрам относятся эти картины? Как каждый из них изобразил лето по-своему? Поясни, что (сюжеты картин, их цветовое решение) помогло зрителю понять, что художники показали жизнь природы и человека летом.

Назови какие цвета живописцы использовали в своих произведениях для того, чтобы показать в них цветы, плоды, людей и передать летнее тепло , много света, воздуха и воды?

Вспомни. Какие цвета называют теплыми, а какие – холодными?

Распредели. По этим признакам на группы цвета синий, голубой, сиреневый, салатовый, изумрудный, красный, оранжевый, желтый.

Рассмотри таблицу. Убедись, что ты верно распределил цвета по группам. А теперь проследи, как один цвет переходит в другой.

И так ребята нам нужно с вами запомнить что резкое различие теплых и холодных цветов называется контрастом.

Сопоставь произведения художников

Обрати внимание. На выразительные средства композиции контраст теплых и холодных цветов , величину фигурок людей и предметов на первом дальнем планах, свет и тень.

Полюбуйся работой палехского мастера И.Баканова

Проследи за разным расположением героев на композиционных схемах.

Реши. Какая схема отображает рисунок народного мастера? И так дети запоминаем следующее правило произведение, в котором изображено несколько сюжетов, называется многосюжетным. И так повторяем все вместе.

А теперь открываем рабочие тетради: на странице 4 посмотрите что изображено на пластине народного мастера в центральном сюжете.

Определите сколько разных сюжетов и действующих лиц собрано в каждом из них.

Как вокруг фигуры главного героя сгруппированы животные и люди?

Чем ( размерами, цветовым решением, расположением на поверхности) отличается изображение центрального сюжета от других – второстепенных?

Использует ли народный мастер контраст теплых и холодных цветов?

Теперь ребята мы с вами плавно переходим к выполнению творческого задания. И так на ваших партах должны лежать кисть, гуашь, акварель и бумага. Ваше задание:

Для начала творческой работы продумай, что ты изобразишь из своих летних впечатлений.

Составь композиционную схему. Определи главный и второстепенные сюжеты.

Реши, какой по размерам должна быть фигура главного героя.

Подумай, где в своей композиции ты разместишь главного героя, а где разместишь второстепенных героев и в каком действии.

Ну что ребята закончили?

Свои работы вы представите на следующем уроке, а сейчас мы подведем итог урока.

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Но ведь это не все.. ребят вы не назвали еще чем отличается изображение центрального сюжета от второстепенных в многосюжетном произведении. так?

Будьте внимательны и еще мы узнали как выполнить композицию многосюжетного произведения и выделить композиционный центр. На этом ребята у нас все. Урок окончен всем удачного дня!!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

- воспитывать культуру чтения, любовь к древней литературе, национальное самосознание.

I . Организационный этап

II . Актуализация

Можно послушать краткий пересказ содержания произведения на основе плана.

2. Тест-опрос

а) в начале 90-х годов XVIII века;

б) в конце 90-х годов XVIII века;

в) в начале XIX века.

а) Н.Н. Бантыш-Каменским;

б) А.И. Мусиным-Пушкиным;

в) А.Ф. Малиновским.

а) представлял собою отдельную рукопись;

б) был включён в сборник древнерусских произведений, оригинальных и переводных.

а) был вывезен из Москвы перед наполеоновским нашествием и утерян;

б) сгорел в московском пожаре;

в) был выкраден из дома Мусина-Пушкина и не найден до сих пор.

8. Поход Игоря на половцев состоялся в.

9. Поход Игоря на половцев закончился .

а) поражением русичей и пленением князя Игоря;

б) победой половцев и пленением хана Кончака;

в) поход не принёс удачи ни одной из сторон.

10. Перед походом Игорь .

а) попросил разрешения у киевского князя Святослава и получил его;

б) попросил разрешения у киевского князя Святослава и не получил его;

в) не сговаривался со Святославом.

11. Сыновья Игоря .

а) участвовали в походе вместе с отцом;

б) не участвовали в походе и остались в своих городах;

в) не участвовали в походе и отправились в Киев к Святославу сообщить о походе Игоря.

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Слово учителя

Вступление (зачин). Боян.

Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.

Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром

Выезд Игоря. Зловещие знамения.

Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.

Поражение князя Игоря. Сон Святослава.

Обращение к князьям. Золотое слово Святослава.

Плач Ярославны.

Побег Игоря из плена.

Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!

- Хронологически ли расположены события?

- Почему автор не придает значения хронологии?

- Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?

Найдите композиционные части.

Материал для учителя.

Закончив вступление, автор обращается к описанию сборов Игоря в поход. Он сообщает о затмении солнца и приводит речь Игоря, ободряющего дружину. Не только солнце заступает путь Игорю, но и див кличет на верху древа.

Затем идет описание смен ночи и утра, первой удачной битвы, новых, еще более грозных предупреждений природы: с моря надвигается гроза, автор уже прямо предупреждает об ожидаемом дожде стрел, о громе великом. Половцы постепенно окружают войско Игоря.

Затем следует часть, которую можно определить как катарсис.

Словарная работа

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις - возвышение, очищение, оздоровление). Понятие в античной философии; термин для обозначения облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Это возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

Игорь прощен. Автор обращается к его личной судьбе как бы через плач его жены - Ярославны. Она обращается к природе, как Святослав только что обращался к князьям.

(Плач Ярославны.)

- Какие этапы отсутствуют?

Вывод (записывается в тетрадь).

3. Словарная работа

Найти в словаре и записать в литературоведческий словарь толкование слов кульминация, пафос, рефрен.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Выразительное чтение

2. Сравнительный анализ

Затем учащиеся проверяют свои наблюдения, читая статью учебника на стр. 30-32.

V . Этап информации о домашнем задании

Зимняя пора удивительна! Деревья покрыты снегом, реки сковало льдом, на окнах - морозные узоры… Волшебная красота!

Зимой на улице очень холодно. Гуляя без варежек и шапки, можно простудиться.

Но несмотря на мороз, мы все же любим зиму!

Вспомните, как вы проводите время зимой. Какие зимние забавы вы знаете?

От холода румяная смеется детвора.

Коньками расчертили мы

Весь пруд, а захотим –

В этом стихотворении говорится о любимых зимних забавах – катании на лыжах и коньках.

Все дети и взрослые любят зимнюю пору за ее красоту, а также за возможность вдоволь позабавиться на улице.

Существуют разные зимние игры.

Царь горы – во время игры важно занимать вершину снежной горы дольше всех и не пускать туда остальных игроков.

Взятие снежного городка – во время этой игры одна группа людей пытается захватить снежную крепость, другая же, наоборот, обороняет ее.

Клюшки - прообраз современного хоккея. На Руси вместо шайбы использовали мяч или овощ.

Катание на коньках.

Катание на лыжах.

Катание на санях.

Всеми любимые снежки.

И многое-многое другое.

Конечно же, народные мастера и художники не могли не запечатлеть в своих работах эти забавы, заряженные радостью, счастьем и беззаботностью.

Запомните, когда в произведении изобразительного искусства, будь то рисунок, живопись, или произведение декоративно-прикладного искусства, изображается определенное событие/действие, - это называется сюжет.

Работы художников и народных мастеров имеют разные сюжеты. Одни изображают яркий солнечный день в городе, другие - заснеженную поляну или лес, третьи – народные зимние забавы.

Тезаурус основных понятий:

Сюжет – это определенное событие, действие, изображенное в произведении изобразительного искусства.

Текст задания:

Подпишите виды изобразительного искусства для представленных изображений:


1.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Правильные ответы:

1. Декоративно-прикладное искусство

Текст задания: Сопоставьте виды изобразительного искусства и представленные изображения

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Правильные ответы:


- это живопись


- это графика

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 160 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 1 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 48 с.

Читайте также: