Святые и святость конспект урока по мхк 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока - изучение нового материала. Вид урока: урок - экскурсия. Помогают учителю вести урок трое учащихся в роли "историков - экскурсоводов". раздаточный материал для учащихся - контурная карта, таблица. Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор. презентация, музыкальное оформление - акафист Богородице.

ВложениеРазмер
urok_mhk_postnikova_s.b.docx 28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по МХК учитель Постникова Светлана Борисовна

Тип урока: урок изучение нового материала

Раздаточный материал для учащихся: контурная карта, таблица.

Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор, презентация, акафист Богородице.

По следам иконы Владимирской Божьей матери

- формирование у учащихся представления об истории и художественной значимости иконы Владимирской Божьей матери;

- воспитание у учащихся интереса и уважения к искусству иконографии;

Мы продолжаем с вами изучать древнерусскую живопись – живопись христианской Руси, которая играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – воплотить слово, воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское слово.

Сегодня на уроке мы будем изучать одно из лучших произведений византийской живописи – икону Владимирской божьей матери. Запишите тему нашего урока.

Слайд 1. Тема урока, эпиграф к уроку.

В связи с заявленной темой нам необходимо определить задачи урока.

Учащиеся определяют задачи урока:

  1. Познакомится с историческими местами, историческими деятелями, связанными с иконой.
  2. Определить время написания иконы.
  3. Определить художественные особенности иконы.

А начнем мы наш урок с вопроса

1.Что такое икона?

Икона в переводе с греческого языка – образ, лик, священное изображение лика Иисуса Христа, Богоматери, христианских святых и библейских событий. Икона впервые появляется в V - IV веках в Византии. В иконе заключена молитва.

Вы совершенно правы. Действительно, родиной иконы является Византия.

III .Основная часть. Изучение нового материала

Слайд 2. Информация о Византийской империи.

Византи́я, Византи́йская импе́рия, Восто́чная Ри́мская импе́рия, самоназвание Ромейская империя— государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи , после смерти императора Феодосия I , на западную и восточную части.

Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Именно в Византии возникла иконография, как искусство воплощения в христианских образах христианского слова.

Слайд 3. Лука – апостол, евангелист.

По преданию, первое изображение Богородицы написал евангелист Лука на доске от стола, за которым сидели Христос, Мария и Иосиф Обручник. Лука́ - христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов . Был врачом .

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, Лука - уроженец Антиохии Сирийской. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть.

Сама икона Владимирской божьей матери является лишь списком того изображения, которое выполнил апостол Лука. По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке , предположительно, в Константинополе , автор этого списка неизвестен.

В таблице заполняем колонки

Слайд 4. Появление иконы Владимирской Божьей матери на Руси.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга . Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода , недалеко от Киева, отсюда ее украинское название — Вышгородская икона Божей Матери. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово , а позже — во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе ). Есть легенда о том, что когда икону везли с великим бережением, летом на санях, то на дороге через город Владимир лошади вдруг встали. Поменяли лошадей, но и те не сдвинулись с места. Вот и оставили икону во Владимире.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром , а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей . В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

В таблице заполняем колонки

А сейчас поработаем с контурной картой. Определим, обозначим путь, который прошла икона Владимирской Богоматери. Находим первый географический объект – Константинополь.

Вспомните, кокой был самый кратчайший путь из Константинополя в Киев?

Это был морской путь. Греки плыли вдоль побережья Черного моря и заходили в устье Днепра. И уже речным путем шли до Киева.

Отмечаем путь вдоль побережья Черного моря и речной путь до Киева. Из Киева дорого привела икону сначала во Владимир. Находи на карте город Владимир. А потом ее путь лежал в Москву – место ее постоянного пребывания. Находим Москву на карте, соединяем и получаем путь, который прошла икона Владимирской Богоматери. А в таблице фиксируем эти географические пункты.

Мы с вами выполнили две задачи нашего урока: познакомились с историческими местами, историческими деятелями, связанными с иконой, определили время написания иконы. И нам осталось определить художественные особенности иконы.

Слайд 5. Икона Владимирской Богоматери.

К какому жанру изображения Богоматери относится это произведение?

Условия этого жанра следующие: поясное изображение, младенец Иисус находится справа – на правой руке Богородицы, он обнимает ее, прижимаясь к щеке, а она придерживает младенца Иисуса левой рукой.

Почему младенец Иисус прижимается к матери, смотрит на нее?

Он испуган. Он ищет у нее защиты. Он как будто знает, что с ним произойдет. Он очень серьезен, не улыбается.

Как бы охарактеризовали состояние Богоматери?

У нее тонкие черты лица. Она печальна. Она испытывает горе. Эта печаль в ее глазах. Первое что видишь в этой иконе – это печальный взгляд Богородицы. Она знает, что будет с ее сыном и не может в это поверить, смириться с этим, поэтому очень переживает. Она страдает, потому что очень любит его. Она - сама любовь. Страдания предаются через взгляд. Ее взгляд как будто в душу проникает.

Тогда почему она смотрит не на своего сына, а на зрителя, на нас с вами?

Богородица молчаливо просит нас не совершать плохих поступков, не грешить. Она показывает нам, что ее сын пришел в мир, чтобы искупить грехи человека, через страдание. Она как будто молится за всех нас. Она как наша совесть.

Невозможно не сказать о цветовом решении иконы. Какие цвета использовал иконописец?

Золотой фон указывает на царственность, вечность. Одежда Богоматери темно-бордового цвета, это цвет печали, скорби. Цветовое решение иконы полностью соответствует настроению. В золотистых одеждах маленький Иисус, его образ также вечен.

IV.Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Наш урок подошел к концу. Результат нашего урока - это заполненная вами таблица, карта. Но главный результат – это ваша душевная работа. Я уверена, что сегодняшний урок сделал вас светлее и мудрее.

Дома составьте, пожалуйста, синквейн к сегодняшней теме урока.

И последнее. В образе Богородицы на Владимирской иконе в таком прекрасном, исполненном всеобъемлющей любви заключено великое христианское слово.

Перед вами напечатанная молитва, посвященная Богородице. Она обязательно звучит в храме, с ней обращаются верующие к своей заступнице, Богородице. Сейчас мы услышим, как звучит эта молитва. Она светлая по своему содержанию. Как бы ни был печален образ Богоматери Владимирской, печаль ее светлая.

Учащиеся слушают акафист Богородице.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия".


Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

На уроке подводятся итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется теория, развиваются навыки пунктуационного ана.

Конспект урока технологии по теме"Изготовление аппликации из природного материала",3 класс 8 вида

Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала".

Конспект урока технологии по теме"Изготовление аппликации из природного материала",3 класс 8 вида

Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала".

конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"

Данный урок является заключительным при изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе., проводится в форме путешествия по станциям. Урок-игра вызывает особый интерес учащихся и позволяет систематизирова.


Проект "Икона Казанской Божией Матери"

Икона Казанской Божие Матери почитатаемая на Руси, В годины нашествий врагов, в скорбях, народ всегда в молитвах обращался к заступничеству Небесной покровительницы., и Она всегда приходила на п.

Внеклассное мероприятие: "Праздник Иконы Казанской Божьей Матери"

У Казанской Божьей МатериТихо теплются огни.Жены, дочери и материК Ней приходят в эти дни. И цветы к Ее подножиюСтавят с жаркою мольбой:«Матерь-Дева, силой БожиейОхрани ушедших в бой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Идеал человека в культуре народов мира Святые и святость Образы святых Святой.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Идеал человека в культуре народов мира Святые и святость Образы святых Святой.

Идеал человека в культуре народов мира Святые и святость Образы святых Святой Себастьян Князья Борис и Глеб

Иеромонах Роман (Матюшин) Ликует Рим в языческом весельи. Ликует Рим в языч.

Иеромонах Роман (Матюшин) Ликует Рим в языческом весельи. Ликует Рим в языческом весельи, Заполнены трибуны неспроста. Выводят на арену Коллизея Служителей распятого Христа. Патриции, взяществом блистая, Не драли горло и непотребном "бис", Не тыкали в страдаюших перстами, Достойно опускали пальцы вниз. Наверное, большое наслажденье Испытывал народ от этих встреч. И тех, кто обречен на усеченье, Согласно знаку поядает меч. О, воины, почто забыта слава, Вчера герои, нынче палачи. Всех потешая зрелишем кровавым, О беззащитных тупите мечи. И вновь ведут на новое мученье Того, кто стар, и кто кричаще юн. И всех приговоренных на съеденье По одному бросают ко зверью. Но тихий отрок, сам идя на муки, Перекрестился, слыша грозный рык, Прижал к груди крестообразно руки, На небо поднял просветленный лик. И царь зверей, подняв завесу пыли, Раскинулся, рыча, у детскик ног. И точно гром трибуны возгласили: - Велик и Славен Христиансинй Бог .

Блаженны Вы, невинные страдальцы, Молитесь Богу день и ночь за нас. Наверняка.

Блаженны Вы, невинные страдальцы, Молитесь Богу день и ночь за нас. Наверняка опущенные пальцы Готовит нам уже грядущий час. Святая Русь, Расеюшка, Расея, Сидишь над вавилонскою рекой, А впереди - застенки Коллизеев, До них осталось нам подать рукой. Когда, душе, придет пора мучений, И призовет тебя Господь на крест, - Любители кровавых развлечений, Благословляю ваш безмолвный жест. Да укрепит тебя, душе, Всевышний, Когда настанет наш с тобою срок, Одно бы только нам тогда услышать: - Велик и Славен Христианский Бог . Ликует Рим в языческом весельи, Заполнены трибуны неспроста. Выводят на арену Коллизея Служителей Воскресшего Христа. 17 июля 1987 г г. Печоры

 Святой Себастьян

Святой Себастьян согласно легенде жил во времена наивысшего рассвета гонений.

Святой Себастьян согласно легенде жил во времена наивысшего рассвета гонений на христиан, был он командующим преторианским войском самого императора и тайно исповедовал новую запрещенную веру. После обнаружения его склонности к христианству Себастьян был привязан к столбу и расстрелян из лука собственными воинами. Несмотря на то, что был он из богатой семьи, никто за него не вступился, и только одна сердобольная женщина проявила милосердие и, подобрав израненного Себастьяна, выходила его как родного. После выздоровления христианина эта женщина пыталась уговорить его уехать из города, но Себастьян решил, что будет отстаивать свою веру, даже если за это придется поплатиться жизнью. Выступив перед самым императорским дворцом в защиту своей новой веры, Себастьян настолько прогневил императора, что тот отдал приказ о его вторичной казни. Невинный мученик был казнен и впоследствии стал одним из самых почитаемых святых – покровителей, которым молились все страждущие. Некоторое время больные чумой считали Святого Себастьяна своим личным заступником. Также покровительства святого испрашивали лучники и охотники.

Но не безнадежность и отчаяние выражает произведение Тициана, а веру в величи.

Но не безнадежность и отчаяние выражает произведение Тициана, а веру в величие человека и неукротимость его духа. Себастьян – это не фанатик, изнуренный длительными постами и молитвами, а прекрасный юноша, мужественно противостоящий злу.

Мученики-страстотерпцы: благоверные князья Борис и Глеб Борис и Глеб (в крещ.

Мученики-страстотерпцы: благоверные князья Борис и Глеб Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича и его жены Византийской царевны Анны из Армянской (Македонской) династии. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным (по другой информации всех своих братьев убил Ярослав Мудрый). Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Братья Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянног.

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во.

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

Борис и Глеб на конях (икона XIV века, ГТГ)

Борис и Глеб на конях (икона XIV века, ГТГ)

Интернет источники pesni.voskres.ru›songs/roman24.htm muzei-mira.com muzei-mi.

Спасибо за внимание Составила: учитель изо и МХК школы-интерната № 22 ОАО «РЖ.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


развивать монологическую речь, учить употреблять слова связанные с данной темой;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, чувство терпимости к представителям другого вероисповедания.

Новые понятия: святость, православие, угодник Божий, апостол, преподобный, смирение, духовный подвиг, канонизация.

1. Организационный момент.

2. Работа по новой теме.

Вот так ответили некоторые ребята в своих сочинениях (чтение выдержек из школьных сочинений).

Кого из святых вы знаете?

Вопрос о святости в православной Церкви - один из главных вопросов. Мы знаем, что Церковь свята, потому что это дом Божий, в нем присутствует Дух Святой. Свят Иисус Христос, свята Богоматерь, святы ангелы и архангелы.

А человек, когда же он становится святым?

Давайте вспомним, как жили древние христиане, почему апостол Павел называл их святыми?

Работа с текстом.

В Новом Завете часто звучит мысль , что православная Церковь –это Церковь святых. Христиане первых веков во времена гонений и преследований за исповедание веры в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Большинство из них не отрекались от своей веры даже при истязаниях, пытках, под угрозой казни своей и своих близких.

Христос так говорит о своих последователях: "Вы - соль земли, если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Мф.5, 13). Христиане , не выполняющие заповеди Божии, грешат много больше, чем те, которые грешили, не зная заповедей Христовых (Лк.12, 47-48). Во время православного отпевания Церковь (по древнему обычаю) многократно упрашивает Бога причислить умершего к лику святых: "Со святыми упокой Христе душу усопшего раба твоего!".

И теперь святые служат не только как молитвенники о Церкви земной, но и как наглядные примеры для подражания ныне живущим христианам.

Кто же такой святой? Как вы понимаете значение этого слова?

Свято́й (от праслав. svętъ; мн. ч. — святы́е) — в благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью , являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле.

Главное качество святого это смирение.

Работа с текстом.

Что же такое христианское смирение? По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5, 3) - состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией.

Вопрос: Что такое смирение? Как вы поняли это слово?

Итак, какими качествами должен обладать святой?

Святость является своеобразной силой, которая преображает не только человека, но и весь мир. Святые - это иные люди, которые смогли побороть свои пороки. Своей жизнью они показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек. В них та духовная красота, которая является отражением невыразимого бога. Они смиренны, они помогают страждущим, они живут для Бога и людей.

(Добродетельный, много времени проводит в молитве, соблюдает все заповеди, смиренный, духовный, непротивление злу, понимание своей греховности, близок к Богу, пост, безбрачие,…)

- О чем мы говорили на уроке?

- Кого мы называем святым человеком?

- Какими качествами должен обладать святой?

- Что такое смирение? Почему смирение является главной добродетелью святого?

4. Домашнее задание.

Святость и святые

О святости можно говорить бесконечно – это одна из самых интересных тем, связанных с христианством. Скольких святых знаем мы, таких разных по образу жизни и по характеру – и все они прославлены Богом на небесах и людьми на земле. Среди них есть князья и монахи-отшельники, цари и простые люди, священнослужители и полководцы, великие ученые и юродивые. Святой апостол Павел, святой Иоанн Креститель, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобный Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, святая блаженная Ксения Петербургская, святая мученица Татиана, преподобный Сергий Радонежский, святые князья Петр и Феврония Муромские…

Что объединяло столь непохожих друг на друга людей, живших в разных точках земного шара в разные века? Что сделало их навеки нашими покровителями и заступниками перед Богом?

Святость и святые

Во времена первой Апостольской церкви (когда жили и проповедовали ученики Христа – апостолы) святыми называли всех христиан. Это не значит, что они были безгрешными. Первые христиане постоянно причащались, подвергали себя большому риску, молились в катакомбах, страдали от гонений языческой власти и нередко отдавали жизнь за собственную веру. Но тем не менее, они были обычными людьми, а святыми назывались лишь потому, что выбрали для себя христианство.

прп.кирилл белозерский

Святость не стоит понимать как безгрешность. Нельзя сказать, что святые при жизни были идеальными людьми, но они сумели своими делами, помыслами и молитвой настолько приблизиться к Богу, что он прославил их на земле и сделал самыми близкими к Себе на небесах. Поэтому, когда мы обращаемся к кому-то из святых с искренней молитвой, он становится ходатаем за нас перед Богом. Точно так же и при жизни святые согревали всех окружающих любовью, которой было так много в их сердцах, что порой казалось, от них исходит чудесное сияние. Именно поэтому ко многим из них во время их земной жизни постоянно приходили люди со своими бедами и радостями. Святых не боялись маленькие зверушки, а хищные животные, как правило, не трогали – об этом известно немало удивительных историй.

Мы уже говорили о том, что Бог создал человека по образу Своему, а достигать подобия Богу, стараться стать подобным Ему – главная, высокая цель каждого христианина. Это не что-то недостижимое, к этому призваны не избранные, а все мы. Те, кто достиг этого в совершенстве – величайшие святые, и не зря их называют преподобными. Однако путь у каждого из святых свой, поэтому и называют их в процессе канонизации по-разному – мучениками, исповедниками, страстотерпцами и т.д.

Но где же все-таки границы обычного, человеческого и – святости? Ответ знает только Сам Господь. Одно можно сказать наверняка: любовь к Богу и к обычному, грешному человеку, любому из окружающих – это и есть то самое пламя свечи, которое, устремляясь вверх, вело многих, кого мы сегодня почитаем, к святости.

Читайте также: