Святая ночь сельма лагерлеф конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сказание - это рассказ преимущественно историчес кого или легендарного содержания.

- Следовательно, как можно объяснить , своими словами выражение « библейские

-- А о чём рассказывает библия? ( о жизни и деятельности Хр иста)

- Как вы думаете, почему этот раздел авторы поместили в учебник?

(история России тесно связана с Христианством, а мы должны знать свою историю. Мы

- На уроке мы продол жим читать библейские сказания, а зн ачит дальше расширять и

- И начнём мы с о знакомства с великой сказочницей в области литерату ры Сельмой

Сельма Лагерлёф - иностранное имя. Она шведская писательница.

- Посмотрите на фотографии столицы Швеции Стокгольма.

4. Слайд Столица Швеции . 5. Слайд с портретом писательницы

- Легенды родились в сердце Швеции - Вермланде и поселились в дворянской усадьбе

Морбака. Это они шу ршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, которые

окружали у садьбу. Порхали вокру г колыбели, где лежа ла дочь отставного капитана и

- Но,увы легенды не всемогу щи. Они не с могли уберечь ребё нка от тяжёлой болезни,

лишившейся возможн ости ходить.Единственным развле чением девочки стали рассказы

её тёт ушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую баб ушку, смерть к оторой

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Её любимыми писателями были Андерсен,

Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей.

Любой попадавший на глаза лист б у маги з аполняла стихами и прозой, пьесами и

Когда Сельме и сполнилось 10 лет, врачи верн ули ей возможность двигаться. Но чтобы

стать писательницей девочке надо было много уч иться. Училась она долго и у порно. Став

в п оследствии одн ой из самых замечательных писательниц Швеции.Сельма Лагерлёф

начала она эт у книгу с рассказа о Спа c ителе услышанного от бабушки в рождественску ю

_Сможете ли вы сказать, о чём будет это произведение?

( о чём - то таинственном, об ангелах, которые с небес смотрят на нас, о святом празднике)

- Вы искали их объяснение в справочной литерату ре дома.

- Послушайте отрывок из воспоминаний о бабушке Сельмы Лагерлё ф.

( автор у гр устно, потому что она потеряла свою бабушк у, близкого человека и эти м горем

(настоящим счастьем было для детей было слушать бабу шкины сказки)

- Прочитайте какой образ бабушки навсегда сох ранила семья Лагерлёф в свое й памяти?

- Что навсегда ушло из жизни героини этого повес твования со смертью бабушки?

Слайд 9 « …И я помню, как сказки уехали из нашего двора, уложенные в длинн ый чёрный

(зачитать должны : « Пом ню, что - то ушло тогда из жи зни, Точно заперли дверь в

широкий, прекрасный волшебный мир, в к оторый мы прежде всегда имели свободный

- Прочитав, воспоминани е о бабушке , что вы можете сказать о чувствах которые

( очень любила и боль у траты любимого человека с годами не ушла, она дорога ей)

1.-- Заслушав, ваши со чинения я поняла, что вы тоже очень люби те своих бабу шек за их

любовь к вам, внимание, за их сказки, которые они вам ра ссказывают.

- Но прежде, чем читать историю , котор у ю рассказала маленькой Сельме

- Рождение детей –всегда важное и радостн ое событие в жизни людей. И если спросить у

ответят,что это рождение их сыночка или дочки.Все люди л юбят свой день рождения и

ежегодно отмечают его. А вот день рождения Христа праздн уют огромное количество

- Рождество стало великим событием для человечества, современн ое летоисчисление

- И я вам ра сскажу историю, которая происхо дила много - много л ет назад –более дв у х

- Произошло это событие в далёкой тёплой стране, где находился город Иерусалим.

Местность там гористая.По склонам гор росло много вин оградников и садов.К северу от

Иерусалима в городе Назарете жила дева Мария в доме Иосифа.

В то время рим ский и мператор прик азал сделать перепись населения. Каждый житель

должен был записаться в том городе, где он роди лся, где жили его предки. Иосиф был

родом из Вифлеема, поэтом у Мария отправилась из города Назарета в Вифлеем . В

Вифлеем съехалось очень много людей, дома и гости ницы были переполнены и места для

Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли место для ночлега за гор одом, в пещере, к уда

пасту хи загоняли скот в ненастну ю погоду.Здесь и произошло велича йшее событие –

родился Спаситель мира. Самим богом было указано как назвать сына.

Мария родила младенца и положила его в ясли - решетчатый ящик, в который к лали корм

для скота. Теперь в память о колыбели Христа называют детское уч реждение, к у да вы все

Рождение Христа н е прошло незамеченным для людей . Первыми узнали о рождении

Христа - простые паст ухи, в т у ночь они пасли стада в ро ле. Вдруг перед ними явился

ангел божий и возвестил о рождении младенца и у казал место рож дения.

Пастухи п оспешили посмотреть н а чудо младенца. В то время люди верили, что при

рождении великого человека появится на небе звезда. Путеводная з везда или

Вифлеемская (имеет 8 концов) у казала путь к месту рождения Христа. Звёзды , которыми

- воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

Используемая методическая литература:

2. Журнал "Воспитание школьника" №7, 2006г.

Используемое оборудование:

ВложениеРазмер
selma_lagerlef.docx 23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;

- развитие словарного запасы учащихся;

- воспитывать любовь и добро к ближнему;

- воспитывать уважительное отношение к православной культуре.


Используемая методическая литература:

2. Журнал "Воспитание школьника" №7, 2006г.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в

области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

3.РАССКАЗ ОБ АВТОРЕ.

- Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.

(Чтение детьми законченными частями)

- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

- От чьего имени идет повествование?

(Повествование идет от имени автора рассказа.)

- Какое настроение автора вы почувствовали?

(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)

- Что было для детей настоящим счастьем?

( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

- Прочитайте, как об этом пишет автор?

- Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

- Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

- Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

- Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

- Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

- Подтвердите ответ текстом.

- Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

СЛОВАРЬ: псалом – религиозное песнопение

А сейчас мы встанем дружно

Отдохнуть немножко нужно.

Повернитесь вправо, влево,

Наконец присядьте смело!

Улыбнемся, день хороший!

И похлопаем в ладоши!

Помню я, как в детстве в первый раз,

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез,

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А в глухой пещере на соломе…

- Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

1 пастух : Как темно было – и вдруг такой яркий свет!

2 пастух : В небе звезда зажглась новая, большая.

(появляется Светлый ангел.)

Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали

Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

1 пастух : Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!

2 пастух : Чтоб на Христа взглянуть,

Чтоб поклониться Богу,

Отправимся мы в путь,

В опасную дорогу.

1 пастух : В дар Младенцу принесем

Меду, трав душистых.

Путь по звездочке найдем

(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)

Мария : Как пылают звезды над горами,

Пастухи в долинах бродят со стадами.

Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,

Спит Младенец в яслях, догорает свечка.

Ослик : Постой-ка, может Младенец немного озяб?

Вол : Мы нашим дыханьем согреем его.

Ослик : Гляди-ка, кажется, кто-то идет?

Вол : Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мари я: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

1 пастух : А где новорожденный?

2 пастух : Да вот же он!

1 пастух : Прими, Христос, дары простые.

Вот хлеб и мед, а вот вода,

Мы люди бедные, но верим –

Грядут иные времена.

Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,

Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,

Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору

В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.

Ни ушей, ни взоров лишних,- И над Ним горит высоко

Вот пропели петухи- Та звезда далеких стран:

И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока

Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.

7. ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА.

(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)

СЛОВАРЬ: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества;

лампада –небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

- Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

- Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

- А в чем, по - вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют.

Когда на земле нет войны – это тоже счастье.

Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге.

Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

- Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

- Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

- Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор)

- Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Сельма Лагерлеф Святая ночь"

коенспект урока чтения.


Конспект урока можно использовать при закреплении материала.

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ.

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ.


Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения

Учитель: Акулова Н. В.

Класс: 4
Предмет: литературное чтение

Задачи урока: формируемые УУД

Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.

Оборудование

для учителя: учебник, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с таблицами.

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания

Работа с текстом

- С чем познакомились на прошлом уроке?

(Со сказаниями про Моисея)

- Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.

- Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?

- Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?

2. Лексическая работа.

Слайды 1-4

- Назовите одним словом:

статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);

законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;

плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);

крупу, упавшую с неба (манна).

III. Подготовка к восприятию.

- Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции - Стокгольма.

Слайд 5

Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. О жизни и творчестве этой писательнице расскажет…

Слайд 6

Ученик. Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Слайд 7

Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.

Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.

(Дети читают мини-сочинения о своих бабушках. Оставшиеся работы оставить на следующий урок.)

– Молодцы. Спасибо. Как вы думаете, каким образом бабушка С. Лагерлеф будет связана с темой нашего урока? (Она рассказала ей свою историю).

IV. Тема урока.

Слайд 8

- Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.

– Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

- Что мы будем учиться делать на уроке?

(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).

V. Словарная работа.

- В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.

Слайды 9-14

Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.

Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.

Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.

Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.

Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.

Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.

VI. Знакомство с текстом.

Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.

(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)

- Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите.

- От чьего имени идет повествование?

(Повествование идет от имени автора рассказа.)

- Какое настроение автора вы почувствовали?

(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)

- Придумайте синоним к слову чудесный.

(Прекрасный, замечательный).

- Что обозначает слово легенда?

(Недостоверное повествование о фактах реальной действительности )

- Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?

(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом).

- Что было для детей настоящим счастьем?

( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

- Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.

- Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

- Как вы думаете, зачем она это делала?

(Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)

- Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни).

- Подтвердите ответ текстом.

- Как озаглавим 1 ч.?

(Воспоминания о бабушке.)

Слайд 15

- У меня такое же название. Запишите.

- Итак. Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

- Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

- Читаем 2 ч. по цепочке.

- О чем узнали из этой части?

(У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).

- Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?

(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).

- Как вы понимаете слово хижина?

(Примитивное жилище для человека или строение для животных.

- Придумайте синонимы к слову младенец.

(Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).

- Как озаглавим 2 ч.?

(Человек ищет огонь)

Слайд 15

- Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?

- Читаем 3 ч. по цепочке.

- Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?

(Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).

- Какими словами можно охарактеризовать пастуха?

(Злой, жестокий, жадный).

- Как понимаете слово головней?

(Головешка — тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).

- Что такое хворост?

( Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).

- Как озаглавим 3 ч.?

(Жестокий пастух).

Слайд 15

- О чем речь пойдет в 4 ч.?

- Читаем 4 ч. по цепочке.

- Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?

(Собаки, овцы, копье, горящие угли.)

- Что с ними происходило всякий раз?

(Они отступали).

- Как озаглавим 4 ч.?

(Опасности отступают).

Слайд 15

- Предположите, как будут разворачиваться события далее.

- Читаем 5 ч. самостоятельно?

- О чем узнали из 5 ч.?

(Пастух увидел младенца в пещере).

- Как вы понимаете слово обиталище?

(Жилище – устаревшее слово).

- Как озаглавим 5 ч.?

(Младенец в горной пещере).

Слайд 15

- Предположите, как будут разворачиваться события далее.

- Читаем 6 ч. самостоятельно?

- Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.

Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?

(Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).

- Что такое овчина?

(Овечья шкура).

- Как озаглавим 6 ч.?

(Милосердие пастуха).

Слайд 15

- Читаем 7 ч. по цепочке?

- Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.

-Как понимаете слово ликование?

- Почему же в природе все так радовалось?

(Родился Иисус Христос).

- Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).

- Как озаглавим 7 ч.?

Слайд 15

На слайде весь план.

1. Воспоминания о бабушке.

2. Человек ищет огонь.

3. Жестокий пастух.

4. Опасности отступают.

6. Младенец в горной пещере.

7. Милосердие пастуха.

8. Спаситель.

- Что вас особенно поразило в произведении?

Слайд 16

- Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.

– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?

(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).

VIII. Итог. Рефлексия.

– Пользуясь таблицей, которую вы заполнили продолжите одно из предложений.

Слайд 17

Сегодня мне удалось…

На уроке было интересно…

Это произведение помогло мне понять…

IX. Домашнее задание по выбору:

Слайд 18

1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75

2. Пересказ текста по составленному плану.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-овладение умениями пересказывать самые интересные эпизоды от лица героев произведений;

-развитие памяти, речи, мышления, навыка выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

-с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.

Учащиеся научатся:

Регулятивные УУД: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

Познавательные УУД: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;

Коммуникативные УУД:

-высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях.

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

- читать и воспринимать на слух художественное произведение;

Материалы для учащихся: учебник.

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, учебник, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный этап)

Психологическая подготовка общения, обеспечение благоприятного настроя.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Настраиваются на работу.

Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(Организация подготовительных заданий к новой теме)

С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

А кто же автор этого произведения?

О рождении Христа

Регулятивные УУД: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

2.2. Обобщение затруднений во

Внешней речи

Физминутка

3.4.Самостоятельная работа

3.5.Повторение

Какие вы молодцы!

Вы отлично знаете содержание произведения, и дальнейшая работа не должна показаться вам трудной.

Обратите внимание на слайд. Вам представлено 3 категории: 1) Автор; 2) Произведение; 3) Из текста.

1) Автор: 1. Как зовут автора произведения?

2. Что до 10 лет не могла делать писательница?

3. В какой стране родился автор?

4. Сельма Лагерлеф - первая женщина, которая получила…

5. Самая знаменитая сказочная эпопея этого автора?

2)Произведение: 1. От чьего имени идет повествование?

2. Что хотела бы нам рассказать главная героиня?

3. Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

4. Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?

5. Восстановите последовательность действий в произведении: 1. Младенец в горной пещере.

2. Жестокий пастух.

3. Воспоминания о бабушке.

4. Опасности отступают.

5. Человек ищет огонь

7. Милосердие пастуха

Провожу физминутку

1. Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

2. Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

3. Какие вопросы девочка задавала бабушке во время рассказа?

4. Почему пастух помог незнакомцу?

5. Что главная героиня помнит лучше всего?

Давайте посчитаем, у какой группы больше всего жетончиков. У нас определились победители. Но у остальных есть шанс заработать еще жетончики. Сейчас вам будут даны ребусы. За правильный ответ вы получите 1 жетончик. (Прил1)

Следующее дополнительное задание: Придумайте по 3 вопроса, связанные с темой урока, вашим одноклассникам. Будет оцениваться то, как точно вы задали вопрос, и как правильно вы на него ответили.

И последнее задание. Вы должны выбрать себе тот фрагмент из произведения, который больше всего вам нравится, и прочитать выразительно. Выберете того человека, который будет представлять вашу команду. Кто более выразительнее прочитает, тот и заработает жетончик.

Отъединяются в 3 группы.

Слушают правила игры

1. Сельма Лагерлеф

4. Нобелевскую премию по литературе

1. Повествование идет от имени автора рассказа.

2. Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.

3. Из дома ушли сказания и песни

4. Собаки, овцы, копье, горящие угли

5. 1. Воспоминания о бабушке.

2. Человек ищет огонь.

3. Жестокий пастух.

4. Опасности отступают.

5. Милосердие пастуха.

6. Младенец в горной пещере.

2.Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок….

3. -Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.

-Бабушка, почему палка не ударила человека? — спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

-Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

4. Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

5.-Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.

Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.

Читайте также: