Своеобразие романа евгений онегин конспект литература 9 класс
Обновлено: 07.07.2024
Знаменитый пушкинский роман в стихах во многих отношениях стал уникальным явлением русской литературы. Его своеобразие проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания.
Прежде всего, это первый русский роман, и при этом – в стихах. Роман с полноценной, пусть и крайне простой, фабулой, с несколькими планами изображения, с пересечением сюжетов социально-бытовой, культурно-исторической и частной человеческой жизни.
Традиционно европейский роман, долгое время служивший литературным каноном, писался в прозе, имел больший объём, более чёткую структурированность.
От эпоса роман берёт сюжетность, протяжённость во времени, обилие действующих лиц.
С драмой роман роднит её диалогичность. Эпизоды дуэли с Ленским, объяснений Онегина и Татьяны очень сценичны. Недаром в 19 веке роман был представлен в виде оперы, музыку для которой написал П. И. Чайковский, а в 20-м много раз экранизировался.
Роман вобрал в себя приметы целой эпохи, её обычаи, нравы, подробности проведения балов и званых вечеров, описания театров, модных салонов, гастрономических и модных мелочей.
Большинство тем и мотивов, затронутых в Онегине, разошлось по всей последующей литературе.
Пушкин мечтал о продолжении своего творения, где был намерен коснуться истории декабристского движения. По разным причинам этот замысел не был реализован, а вот традиция незаконченности как отличительная черта русского романа осталась.
Роман "Евгений Онегин" - это бессмертное произведение великого Александра Сергеевича Пушкина. В отличие от других произведений, роман искусно написан в стихотворной форме.
Для А.С. Пушкина писать стихами - это писать принципиально иначе чем прозой. Роман в стихах - особый художественный мир, построенный по своим законам. А.С. Пушкин в мире стихов чувствует себя вольнее, чем в прозе. Конечно, в стихотворном поэтическом произведении чаще, чем в прозаическом встречаются неточные слова, зато она способна сохранить то, что Пушкин особенно ценил.
Пушкинский роман - роман "свободный". Он свободен в смысле непредсказуемости сюжетных событий. Наконец, роман свободен от тех правил, благодаря которым создавались художественные произведения эпохи Пушкина.
Пушкин создал роман о современном ему герое со сложным, противоречивым характером. Это - роман-исследование жизни, в котором читатель оказывается как бы соавтором. Вместо господствующих в литературе того времени, категорических оценок, предрешавших выборы читателя, в романе выдвигалась целая серия вопросов, на которые читатель приглашался для дискуссии вместе с героями. Например, Татьяна часто задаёт сама себе вопросы, которые затем переадресуются читателю:
"Ужель загадки разрешила?
Ужели слово найдено?"
В ответе на вопросы романа "Евгений Онегин" читателю помогают не только прямые авторские характеристики, но и сцепление мыслей, образов романа. Финал романа также не даёт конкретного ответа на поставленные вопросы. Не зря его Белинский называл "романом без конца".
Таким образом, роман "Евгений Онегин" достаточно своеобразен и находится в противоречии с теми законами, которые господствовали в то время.
Оборудование: текст произведения, портрет Пушкина
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!
2) Искусство строфы.
3. Изучение стилистики романа.
1) Чтение и анализ I главы.
– Каково было читать первую главу? Удалось ли самостоятельное чтение?
– Прочитаем первую главу еще раз.
Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.
– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?
– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?
– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?
– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)
Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.
– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?
3) Автор и его герой.
– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?
4. Работа с материалами учебника.
– Сопоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?
Конспект урока по литературе в 9 классе
Через систему образов в романе, взаимоотношения персонажей показать тему личной трагедии главного героя.
Задачи урока:
- Овладение умениями и навыками работы с текстом.
- Развития образного мышления и речи, воображения, сравнения, обобщения.
- Способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.
Методы обучения:
- Иллюстративно-словесный (статичные иллюстрации, слово учителя, объяснение, дискуссия).
- Практический (задания по тексту).
Формы работы учащихся:
Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком:
Структура и ход урока:
1.Организационная часть урока. Вступительное слово учителя. (2 мин.).
3. Слово учителя о романе. (5 мин.).
4. Основная часть урока. Система образов в романе. Работа с текстом. (25 мин.).
Кого можно считать главным героем романа? Почему?
(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).
Глазами кого нам показан герой?
(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).
О Авторе мы поговорим позже…
А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.
Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов). (Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт. Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).
Списываем и комментируем эпиграф с доски о Евгении Онегине:
Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и
Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина.
Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?
(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).
Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции.
Телесного облика Автора перед нами нет, но мы видим его внутренний мир. Он выполняет функцию не только героя, но и повествователя, дающего оценку происходящему.
Давайте нарисуем словесный портрет Автора. Кратко запишем в тетрадях его характеристику.
О чём же дальше нам повествует Автор? Куда направляется его герой в надежде избавиться от скуки?
(2 глава. Евгений едет в деревню, но и там скучает).
Если в первой главе мы знакомимся с главным героем, то с кем же знакомимся во второй главе? Давайте нарисуем словесный портрет каждого из этих героев.
(С второстепенными героями: Владимиром Ленским, Татьяной Лариной, Ольгой Лариной – тоже молодые дворяне, но живут в деревне, вдали от города. Ближе к природному, естественному началу). Как можно охарактеризовать сестёр Лариных? Определите, какие фрагменты текста относятся к Татьяне, а какие к Ольге? (учитель зачитывает фрагменты).
Каковы взаимоотношения Онегина и Ленского?
Определите, какие фрагменты текста относятся к Ленскому, а какие к Евгению Онегину? (учитель зачитывает фрагменты).
А как реагирует Автор на эту дуэль и смерть Ленского?
(Автор переживает за совсем юного, неуспевшего пожить молодого человека. К тому же Ольга сразу о нём забывает. Автор подчёркивает, что его главный герой оказался заложником формальностей того времени, порой очень жестоких, таких, как дуэль).
На следующем уроке мы рассмотрим основную сюжетную линию романа: взаимоотношения Онегина и Татьяны.
5. Заключительная часть урока. Рефлексия. (5мин.).
(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).
Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени. Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?
(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).
Читайте также: