Своеобразие романа евгений онегин конспект литература 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Знаменитый пушкинский роман в стихах во многих отношениях стал уникальным явлением русской литературы. Его своеобразие проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания.

Прежде всего, это первый русский роман, и при этом – в стихах. Роман с полноценной, пусть и крайне простой, фабулой, с несколькими планами изображения, с пересечением сюжетов социально-бытовой, культурно-исторической и частной человеческой жизни.

Традиционно европейский роман, долгое время служивший литературным каноном, писался в прозе, имел больший объём, более чёткую структурированность.

От эпоса роман берёт сюжетность, протяжённость во времени, обилие действующих лиц.

С драмой роман роднит её диалогичность. Эпизоды дуэли с Ленским, объяснений Онегина и Татьяны очень сценичны. Недаром в 19 веке роман был представлен в виде оперы, музыку для которой написал П. И. Чайковский, а в 20-м много раз экранизировался.

Роман вобрал в себя приметы целой эпохи, её обычаи, нравы, подробности проведения балов и званых вечеров, описания театров, модных салонов, гастрономических и модных мелочей.

Большинство тем и мотивов, затронутых в Онегине, разошлось по всей последующей литературе.

Пушкин мечтал о продолжении своего творения, где был намерен коснуться истории декабристского движения. По разным причинам этот замысел не был реализован, а вот традиция незаконченности как отличительная черта русского романа осталась.

Своеобразие романа

Роман "Евгений Онегин" - это бессмертное произведение великого Александра Сергеевича Пушкина. В отличие от других произведений, роман искусно написан в стихотворной форме.

Для А.С. Пушкина писать стихами - это писать принципиально иначе чем прозой. Роман в стихах - особый художественный мир, построенный по своим законам. А.С. Пушкин в мире стихов чувствует себя вольнее, чем в прозе. Конечно, в стихотворном поэтическом произведении чаще, чем в прозаическом встречаются неточные слова, зато она способна сохранить то, что Пушкин особенно ценил.

Пушкинский роман - роман "свободный". Он свободен в смысле непредсказуемости сюжетных событий. Наконец, роман свободен от тех правил, благодаря которым создавались художественные произведения эпохи Пушкина.

Пушкин создал роман о современном ему герое со сложным, противоречивым характером. Это - роман-исследование жизни, в котором читатель оказывается как бы соавтором. Вместо господствующих в литературе того времени, категорических оценок, предрешавших выборы читателя, в романе выдвигалась целая серия вопросов, на которые читатель приглашался для дискуссии вместе с героями. Например, Татьяна часто задаёт сама себе вопросы, которые затем переадресуются читателю:

"Ужель загадки разрешила?

Ужели слово найдено?"

В ответе на вопросы романа "Евгений Онегин" читателю помогают не только прямые авторские характеристики, но и сцепление мыслей, образов романа. Финал романа также не даёт конкретного ответа на поставленные вопросы. Не зря его Белинский называл "романом без конца".

Таким образом, роман "Евгений Онегин" достаточно своеобразен и находится в противоречии с теми законами, которые господствовали в то время.

Оборудование: текст произведения, портрет Пушкина

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но, оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

2) Искусство строфы.

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

– Каково было читать первую главу? Удалось ли самостоятельное чтение?

– Прочитаем первую главу еще раз.

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

– Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

– Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например… Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

– Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

– В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Чтение XIX, XXII строф седьмой главы.

– Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

3) Автор и его герой.

– Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

4. Работа с материалами учебника.

– Сопоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 9 классе

Через систему образов в романе, взаимоотношения персонажей показать тему личной трагедии главного героя.

Задачи урока:

- Овладение умениями и навыками работы с текстом.

- Развития образного мышления и речи, воображения, сравнения, обобщения.

- Способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.

Методы обучения:

- Иллюстративно-словесный (статичные иллюстрации, слово учителя, объяснение, дискуссия).

- Практический (задания по тексту).

Формы работы учащихся:

Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком:

Структура и ход урока:

1.Организационная часть урока. Вступительное слово учителя. (2 мин.).

3. Слово учителя о романе. (5 мин.).

4. Основная часть урока. Система образов в романе. Работа с текстом. (25 мин.).

Кого можно считать главным героем романа? Почему?

(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).

Глазами кого нам показан герой?

(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).

О Авторе мы поговорим позже…

А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.

Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов). (Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт. Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).

Списываем и комментируем эпиграф с доски о Евгении Онегине:

Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и

Записываем кратко в тетрадях характеристику Евгения Онегина.

Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?

(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).

Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции.

Телесного облика Автора перед нами нет, но мы видим его внутренний мир. Он выполняет функцию не только героя, но и повествователя, дающего оценку происходящему.

Давайте нарисуем словесный портрет Автора. Кратко запишем в тетрадях его характеристику.

О чём же дальше нам повествует Автор? Куда направляется его герой в надежде избавиться от скуки?

(2 глава. Евгений едет в деревню, но и там скучает).

Если в первой главе мы знакомимся с главным героем, то с кем же знакомимся во второй главе? Давайте нарисуем словесный портрет каждого из этих героев.

(С второстепенными героями: Владимиром Ленским, Татьяной Лариной, Ольгой Лариной – тоже молодые дворяне, но живут в деревне, вдали от города. Ближе к природному, естественному началу). Как можно охарактеризовать сестёр Лариных? Определите, какие фрагменты текста относятся к Татьяне, а какие к Ольге? (учитель зачитывает фрагменты).

Каковы взаимоотношения Онегина и Ленского?

Определите, какие фрагменты текста относятся к Ленскому, а какие к Евгению Онегину? (учитель зачитывает фрагменты).

А как реагирует Автор на эту дуэль и смерть Ленского?

(Автор переживает за совсем юного, неуспевшего пожить молодого человека. К тому же Ольга сразу о нём забывает. Автор подчёркивает, что его главный герой оказался заложником формальностей того времени, порой очень жестоких, таких, как дуэль).

На следующем уроке мы рассмотрим основную сюжетную линию романа: взаимоотношения Онегина и Татьяны.

5. Заключительная часть урока. Рефлексия. (5мин.).

(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).

Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени. Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?

(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).

Читайте также: