Существительные 3 склонения 3 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Безударные окончания существительных третьего склонения в единственном числе.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний безударных существительных III склонения единственного числа

Образовательные:

- закреплять умения определять ошибкоопасное место в слове, в предложении.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать аккуратность ведения записей.

Развивающие:

- развивать личностные качества учащихся (усидчивость, внимательность)

- развитие познавательных процессов (мышление и память в ходе овладения языковым материалом)

- иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;

- осуществлять сравнение и выделять устойчивые выражения, которые употреблены в переносном значении;

- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формы, методы и приёмы обучения

Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

- Какие существительные называются собственными?

- А какие нарицательные?

- Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными?

- Как называется изменение имен существительных по падежам?

- Сколько склонений в русском языке? – Какие это?

- Какие существительные относятся к 1 - му склонению?

- Какие существительные относятся к 3 –му склонению?

- Молодцы. Мы повторили все про имя существительное.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Собственные - это те существительные, которые обозначают названия рек, городов, имена людей и клички животных.

- Нарицательные - это все остальные имена существительные.

- К одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? и называющие живые существа.

-Неодушевленными называются существительные, которые отвечают на вопрос что? И называют неживые предметы.

- К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля) , а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя) .

-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день) , а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание) .

-К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Анализ языкового материала

- Откройте учебники на стр. 51.

Упражнение 52. Прочитайте.

- Что нам нужно сделать в этом упражнении?

- Верно. Прежде чем приступим к записи упражнения в тетради, давайте разберем его.

- Кто желает прочитать текст?

Лял ь ка лежит на постел и , улыбаясь бе зз убым ртом. В ла п ке кусок карамел и и тигр с собач ь им хв о стом.

- Ребята, какую букву напишем на месте пропуска в слове лялька?– Почему?

- А в слове лежит?

- Как можно проверить, верно ли напишем букву?

-Какая еще орфограмма присутствует в этом слове?

– Почему вы так думаете?

-Теперь определим, в каком роде употреблено это слово.

- Как это определить?

- Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6.

– Найдите в таблице 3 скл, предложный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова?

– Какая буква будет в окончании слова карамели?

- Что нам нужно сделать, чтобы правильно написать окончание у этого существительного?

-Теперь определим, в каком роде употреблено это слово.

- Как это определить?

- Верно. Теперь заглянем в табличку на стр. 6.

– Найдите в таблице 3 скл, Родительный падеж. - Какая буква будет в окончании нашего слова?

- Ребята, в этом упражнении вам встретились два слова с одинаковыми безударными окончаниями, но с разными падежами. Какой вывод можно сделать из этого?

- Молодцы. Теперь открываем свои тетради в линейку. Отступаем от предыдущей работы 2 строчки и записываем сегодняшнее число. Классная работа. Напишите на следующей строчке заглавную букву С и строчную. Обведите ту букву, которая идентична образцу.

Запишите упражнение 52 в тетрадь.

-Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках указать склонение и падеж.

- Потому что ь смягчает предыдущий согласный звук.

- С помощью ударения: лег

- ЖИ ШИ пиши с буквой И.

- Лежит на чем? На постели.

- Нужно поставить слово в Им. Падеж в ед. число и связать с местоимением: мой, моя, мое.

- Потому что слово употреблено в женском роде и имеет нулевое окончание.

- Т.к если после приставки идет глухая согласная, то и в приставке будет глухая согласная. Если после приставки звонкая согласная, то в приставке будет писаться звонкая согласная.

- Выяснить, в каком падеже и склонении употреблено слово и выбрать в таблице окончание.

- в Родительном. – Поставили вопрос: Нет чего? Карамели. – Связать с местоимениями: мой, моя, мое.

- К 3. Т.к является существительным женского рода с нулевым окончанием.

- Это словарное слово.

- Поставить под ударение.

- определять грамматические признаки имен существительных – род, падеж, склонение;

- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

- Ребята, выйдите из – за парт. Встаньте ровно. Сделайте глубокий вдох, медленный выдох. Еще раз. Вдох, медленный выдох. Повернитесь направо, улыбнитесь. Повернитесь налево, улыбнитесь своему соседу. Теперь тихо садятся девочки. Теперь мальчики. Продолжаем работу.

Выполняют упражнения за учителем

Анализ языкового материала

- Прочитайте задание к упражнению 54. – Что нам нужно сделать?

- Как определить склонение у имен существительных?

- Запишите упражнение в тетрадь. – Проверим.

– Почему вы так думаете?

– В каком падеже стоит это слово?

- В каком падеже стоит?

– Как вы это определили?

- В каком падеже стоит?

- Ребята, все ли окончания выделенных словосочетаний были одинаковые?

- Какое словосочетание было не похоже на все остальные?

-Что общего у остальных словосочетаний?

– Какой падеж и окончание?

- В каком склонении были употреблены они? – Какой вывод можно сделать?

- В упражнении 52 мы с вами сделали вывод.

– Кто мне напомнит, какой?

- Списать текст. Определить и записать склонение и падеж выделенных слов.

- Нужно поставить слово в ед. число в Им. падеж и связать с местоимением: мой, моя, мое.

- Потому что оно стоит в женском роде и имеет нулевое окончание.

- Т.к оно употреблено в мужском роде и имеет нулевое окончание.

- В Предложном. На чем? На свете.

- Оно было употреблено в Р.п 3 скл.

- Имеют одинаковый падеж и окончание.

- участвовать в элементарных диалогах;

- осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Общий вывод, формулировка признаков грамматического понятия

- Исходя из вывода по упражнению 52, какой еще вывод можно сделать?

Уточнение формулировки по учебнику

- Ребята, на стр. 53 представлен вывод.

– Прочитайте его. – На месте 1 –го пропуска какое склонение напишем?

- А на 2 – ом месте?

– А на 3 –ем месте пропуска какое склонение будет?

- Молодцы! Запишите этот вывод к себе в тетрадь.

- Ребята, прочитайте задание к упражнению 55. – Что нам нужно сделать?

- Кто из них понял это выражение буквально?

- Ребята, в каком числе стоят выделенные слова?

- А в форме какого падежа употреблены все эти слова?

- Что общего вы обнаружили в этих словах?

- Чем отличаются? - Одинаковое ли склонение у них?

- Какой вывод можно из этого сделать?

- Эти выражения употреблены в ед. числе и имеют форму В.п.

- Имеют разные окончания.

- В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.

- участвовать в элементарных диалогах;

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Упражнение 56.

- Прочитайте задание. – Что нужно сделать в этом упражнении?

- Записывают домашнее задание.

- Определить, когда выделенные словосочетания употреблены в буквальном значении, а когда – как устойчивые выражения.

- Ребята, что нового мы узнали с вами на уроке?

Спасибо за урок. Вы отлично поработали.

- В В.п в ед. числе существительные разных склонений имеют разные окончания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать:

-представление о понятии ≪склонение≫;

– распределении существительных по трем типам склонения.

– специфике окончаний внутри каждого склонения;

– том, что ударные или безударные окончания у существительных одного склонения одинаковы, т.е. у существительных одного склонения одинаковый набор падежных окончаний.

Личностные УУД: самоопределяться (связано с коммуникацией как взаимодействием);оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Как помочь Мише в разрешении его сомнений?).

Познавательные УУД:сравнивать и обобщать при работе с таблицей.: контролировать действия партнёра.

Цель урока: добиться осознания детьми того, что к 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.

Задачи урока:

1.Отрабатывать правильно, записывать безударные падежные окончания 3 склонения опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями

2.Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.

Тип урока: систематизация и повторение знаний.

Форма урока изучение нового материала

Новые понятия словарные слова тарелка

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: включение учащихся в деятельность

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать, когда позволит, тогда – сядь.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними

-Хорошо, приступаем к работе. Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Подготовка учащихся к уроку.

II. Чистописание.

Актуализация знаний )

Организует постановку цели данного этапа урока

-А начинаем мы нашу работу с чистописания. Определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания.

-Она находится в словах малина и месяц. Обозначает согласный твердый, мягкий звук. Назовите эту букву. Что объединяет эти слова?

Словарная работа: месяц.

Звукобуквенный разбор слова, определить падеж, род, склонение.

III.Формулирование темы урока, постановка цели

Цель:формулировка темы урока познавательной цели

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.

На доске записаны слова: дом, весна, мерка, ночь, почка, дочь, дочка, моль, лицо.

-В чем их различие, как можно их разделить на 3 группы?

-А теперь, сформулируйте тему нашего урока.

- Почему вы так решили?

- Определите цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке.

Но сначала скажите, какие существительные относятся к 3 склонению?

Пытаются анализировать.

-Существительные1 и 2 скл. мы уже знаем.

-Будем учиться писать безударные окончания существительных 3 скл

IV.Изучение нового материала

Цель:более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

стр. 125–126. Читая текст на с. 125–126, дети определяют одушевленность/ неодушевленность, род и окончания в начальной форме слов лошадь и медведь, и знакомятся с новым для них устойчивым выражением ≪как аршин проглотить≫.

Обучающиеся знакомятся с плакатом Летучей Мыши на с. 126: читают определение, из которого они узнают, какие существительные относятся к III склонению.

Упражнение 117. Цель данного упражнения – научить детей распознавать и склонять существительные III склонения.

Затем ученики склоняют любые три из этих слов (желательно, чтобы у одного из этих слов было ударное окончание), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание -и.

-В каких падежах существительные III склонения имеют окончание -и.

Затем дети знакомятся с соответствующим правилом на с. 127, которое они должны будут запомнить.

Упражнение 118. Цель данного упражнения – обнаружить различия в склонениях существительных II и III склонения на примере слов медведь и лошадь.

Сначала дети рассматривают таблицу и отвечают на вопросы: ≪Какие окончания имеют существительные II и III склонения в И.п.? в В . п. ≫ и т. д.

Чтобы подтвердить это письменно, выбирают из Обратного словаря любые два слова II и III склонения и склоняют их.

Выделив окончания, дети отвечают на вопрос учителя:

-В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения?

Учащиеся видят, что окончания существительных II и III склонения в одинаковых падежах разные, т. е. эти существительные склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний.

Упражнение 119. Цель этого упражнения – научить детей самостоятельно определять склонение существительных с основой на мягкий согласный, с Ь на конце.

Упражнение 120. Цель данного упражнения – научить детей определять склонение существительных м.р. и ж.р. с основой на [л'], с Ь на конце.

Из Обратного словаря ученики выписывают существительные на -ль в два столбика: слова м.р. и ж.р.

VII. 2. Для уточнения рода существительного тюль учащиеся могут воспользоваться Толковым словарем (с. 154), статьи которого содержат пометки о роде слов. Из него дети узнают, что это слово мужского рода.

Затем ученики письменно склоняют по одному слову из столбика на выбор, выделяют падежные окончания.

В результате учащиеся убедятся, что у этих существительных в Р. п., Д. п. и П. п. окончание -и.

Учащиеся выписывают из Обратного словаря существительные III склонения на -нь, -пь, -рь: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь

Таким образом, обнаруживают, что во всех падежах окончания разные.

И.п. (кто? что?) парус, запись

Р.п. (кого? чего?) паруса, записи

Д.п. (кому? чему?) парусу, записи

В.п. (кого? что?) парус, запись

Т.п. (кем? чем?) парусом, записью

П.п. (о ком? о чем?) о парусе, о записи

Сначала учащиеся определяют одушевленность/неодушевленность существительных сухарь и соль. Затем, определив их род, ученики отвечают на вопрос, какое из них II, а какое – III склонения? Далее они подтверждают это письменно, склоняя эти слова и выделяя падежные окончания. Склоняя существительные, дети проверяют правильность выбора буквы окончания

картофель вермишель портфель щель спектакль моль бинокль роль уголь мысль циркуль быль руль пыль июль тюль

V. Закрепление нового материала

Цель:выявить освоение изучаемого материала.

Самостоятельная работа. Обосновывают выбор способа решения

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Веселая, добрая речка.

Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Выписать существительные 1,2,3скл. Если слова повторяются не писать дважды. Слова пишем в ИМ. П.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися затруднений и самооценка результатов

Побуждает к самооценке.

-Что позволяет отнести существительные к определенному склонению?

-В чем заключается значение умения определить склонение существительного?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты:

Предметные: понимать безударные падежные окончания имён существительных; различать падежи, падежные вопросы и склонения; использовать инструкцию и правило, что бы правильно писать окончания имён существительных.

Личностные: умение различать падежи, падежные вопросы и склонения, грамотно формулировать свою мысль .

Тип урока: закрепление.

Оборудование: Русский язык. 3 класс. Часть 3. М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, 2013. – 192 с.; электронная презентация, рабочая тетрадь.

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Мотивацион-ный

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Актуализация опорных знаний

Прак.: словарный диктант.

Уст.: фронтальная беседа

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число – 26 февраля, классная работа.

Словарь: шоссе, однажды, миллион, пассажир, троллейбус, терраса, земляника, тонна, бассейн, пирожное.

- Повторим. Что такое имя существительное? (Часть речи, которая отвечает на вопросы – кто? что?, и обозначает предмет)

Сколько склонений имён существительных? (3)

Какие имена существительные относятся к I склонению … (Ж. и М. рода), например.

Какие ко II склонению … (М. и С. рода), например.

И какие к III склонению …(только Ж.рода), например.

Какие вопросы родительного падежа … (кого? Чего?)

Предлоги к , по относятся … (Д.п.) какие вопросы относятся к этому падежу? (кому? Чему?)

О ком? о чём? – это вопросы … (П.п.)

Вопросы творительного падежа … (кем?, чем?)

Какие вопросы относятся к винительному падежу? (кого? Что?)

Повторять пройденный материал.

Писать словарный диктант.

Отвечать на вопросы; приводить примеры.

формули руют ответы и выводы.

контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

Работа по теме урока

Уст.: фронтальная беседа

Прак.: разбор и выполнение заданий.

Физ.минутка

Прак.: выполнение упражнения.

- Открываем учебник на странице 51. Какая тема сегодняшнего урока?

- Ира прочитай задание №53.

- Максим, прочитай стихотворение.

- Разберём слова с пропущенными окончаниями.

- Читаем первую строчку. Есть в этой строке нужное нам слово? (шинели)

- Какой предлог входит в форму этого слова? (В шинели).

- Какое склонение и падеж этого слова? ( III скл., П.п.)

- Следующая строка. И т.д

- Списываем стихотворение, указываем над нужными словами склонение и падеж.

- Подчеркните данную орфограмму.

-Найдите пару родственных слов. (трамвай, трамвайный)

- Выпишите эти слова ниже и укажите стрелочкой, какое слово дало жизнь другому слову.

- Найдите в тексте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

- Замените эти слова на подходящие по смыслу существительные.

- Следующее упражнение №54

- Соня, прочитай задание.

- Паша, прочитай стихотворение.

- Какое первое выделенное слово? (Вести)

- Прочитай всю строчку и задай вопрос к этому слову.

- Какое склонение и падеж у этого слова?

- Следующее выделенное слово, какое? (на свете) и т.д.

- Списываем стихотворение, указываем над нужными словами склонение и падеж.

- кто может сказать в каких склонениях в П.п. пишется Е , а когда – И (в 1 и во 2 скл., П.п. пишется окончание Е , а в 3 скл., П.п. – окончание И )

- Замечательно! Вот так и запишем в тетрадь. (слайд)

-Выполняем это упражнение по заданию самостоятельно.

- Кто закончил – сдаём тетради.

Разбирать упражнение устно, отвечать на вопросы учителя; писать упражнение в тетрадь.

Находить нужные слова, выделять орфограммы.

Разбирать упражнение устно, отвечать на вопросы учителя; записывать нужные слова в тетрадь .

Выполнять самостоятельно упражнение, записывать в тетрадь.

участвуют в учебном диалоге; формули руют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

работа с разными видами информации, строить логическую цепь рассуждений; контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П: контролировать свою деятельность по результату выполнения задания; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что сегодня на уроке мы делали?

-Какое упражнение вам понравилось больше всего?

Отвечать на вопросы.

П: подводить под понятие на основе существенных признаков .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 387 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.10.2016 3667
  • DOCX 64 кбайт
  • 4 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Перепелицина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока русского языка

Тема: 3-е склонение имен существительных

(урок изучения нового материала)

учитель начальных классов

Герасимова Татьяна Сергеевна

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: коллективная, парная, групповая, индивидуальная

Цель: познакомить учащихся с существительными третьего склонения, написанием их окончаний.

Учить классифицировать имена существительные по типу склонения, применять полученные знания на практике.

развивать познавательные процессы: память, внимание

воспитывать умение работать в коллективе.

Знать безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи)

Формулировать цели урока после предварительного обсуждения; составлять план решения проблемы совместно с учителем.

Учитель читает пары слов. Первое слово каждой пары записано на доске, второе нужно запомнить. После запоминания нужно записать только второй столбик.

- Как назовем эти слова? (имя существительное)

- Что знаем об имени существительном?

- Озвучивание записанного учащимися.

- Выберите существительные 1 склонения, 2 склонения.

1 скл: аптека, лестница, земляника.

2 скл: январь, болото, багаж.

- Какие существительные остались? Что можем про них сказать?

3 скл: тетрадь, рожь.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от темы, используя опорные слова второго столбца, поставьте перед собой цель урока:

- Сколько склонений в русском языке?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Какие безударные окончания у существительных 3 склонения?

- Работа с учебником

- с 126, упр 117 (изменение слов 3 склонения по падежам)

Параллельно работа по карточкам - за доской 2 человека.

Карточка 1: Просклоняй слова ладонь, цепь.

Карточка 2: Просклоняй слова степь, жизнь

Взаимопроверка упражнения, проверка задания у доски.

На основе выполненного упражнения составить опорный конспект.

Самопроверка с эталоном.

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа; если имя существительное 3 склонения – присесть. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) хлопок

2. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох) два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж) два притопа

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Потому что это … (рысь) присесть

5. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха) хлопок

6. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь) присесть

* Работа в парах. Прочитайте антонимы. Просклоняйте одну из пар существительных: скромность – зависть, трусость - смелость, находчивость – нерешительность, жадность – щедрость, хитрость – открытость, верность – подлость, гордость – искренность, злость – доверчивость.

- Что обозначают эти существительные?

- Назовите положительные качества, отрицательные.

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

1. Верите ли вы, что в П.п у существительных 3 склонения окончание –е? (-)

2. Верите ли вы, что у существительных 3 склонения в В.п. нулевое окончание? (+)

3. Верите ли вы, что у существительных 2 склонения в Р.п.и В.п одинаковые окончания? (+)

4. Верите ли вы, что у существительных 3 склонения не может быть нулевого окончания? (-)

5. Верите ли вы, что в П.п у существительных 2 склонения окончание –е? (+)

6. Верите ли вы, что у существительных 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п одинаковые окончания? (+)

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

hello_html_24e655be.jpg

hello_html_m5968648c.jpg

* Какие из предсказаний нашего дерева подтвердились? Какие не подтвердились?

- Поделитесь своим мнением.

- Смогли мы добиться цели урока?

* Давайте составим синквейн к нашему сегодняшнему уроку (работа в группах).

После написания выслушиваются работы групп, выделяются лучшие работы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 387 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2015 1387
  • DOCX 60.5 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Герасимова Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: