Сухомлинский легенда о материнской любви конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

2 Цели урока: Общие – подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что она несет в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле; Общие – подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что она несет в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле; Частные – ответить на вопросы: Частные – ответить на вопросы: Какова душа вашей матери? Что возьмете вы с собой в жизнь от своих матерей? Какова душа вашей матери? Что возьмете вы с собой в жизнь от своих матерей? В чем проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней? В чем проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней? Какова ваша душа и как жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой? Какова ваша душа и как жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой?

3 Оборудование урока Оборудование урока. Оборудование урока. Иллюстрации: Богоматерь Владимирская. Первая половина Х11 века; К.С. Петров- Водкин. Мать. 1915; А.А. Дейнека. Мать. 1932; А.А. Пластов. Солнышко Иллюстрации: Богоматерь Владимирская. Первая половина Х11 века; К.С. Петров- Водкин. Мать. 1915; А.А. Дейнека. Мать. 1932; А.А. Пластов. Солнышко Тексты на столах (Легенда В.А. Сухомлинского) Тексты на столах (Легенда В.А. Сухомлинского) Эпиграфы (на доске). Эпиграфы (на доске). Таблицы кластеров (пишутся на уроке). Таблицы кластеров (пишутся на уроке).

4 К.С. Петров-Водкин. Мать, 1915

6 А.А. Дейнека. Мать. 1932

8 Кластер 1 начало жизни чистота начало жизни чистота продолжение рода мать счастье продолжение рода мать счастье нравственность тепло нравственность тепло духовность сердце духовность сердце верность любовь верность любовь

9 Кластер 2 Какие же черты характера вы считаете главными в матери? Какие же черты характера вы считаете главными в матери? строгость сила строгость сила нежность справедливость нежность справедливость милосердие терпимость милосердие терпимость забота черты любовь забота черты любовь мудрость----характера умение прощать мудрость----характера умение прощать

12 Работа над текстом 1. Какие чувства вызвала у вас эта легенда? 2. Кто есть мать? 3. В чем заключается цель жизни любой матери? 4. На сколько частей можно разделить легенду?

13 Определение микротем Единственный сын у матери. Единственный сын у матери. Красота жены. Красота жены. Злое сердце снохи. Злое сердце снохи. Дом матери. Дом матери. Убийство матери. Убийство матери. Желание материнского сердца. Желание материнского сердца. Раскаяние сына и воскресение матери. Раскаяние сына и воскресение матери. Единство души матери и сына. Единство души матери и сына. Апофеоз материнской любви. Апофеоз материнской любви.

16 МАМА мудрая милая мудрая милая заботится оберегает наставляет заботится оберегает наставляет Преданная, бескорыстная, творит добро. Преданная, бескорыстная, творит добро. солнце солнце

Общие – подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит её сила, что несет она в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле;

Частные – ответить на вопросы:

  1. Какова душа вашей матери? Что возьмете вы с собой в жизнь от своих матерей?
  2. В чем проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней?
  3. Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой?
ВложениеРазмер
конспект занятия 38.27 КБ
презентация 937.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь матери – сокровище жизни.

Общие – подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит её сила, что несет она в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле;

Частные – ответить на вопросы:

  1. Какова душа вашей матери? Что возьмете вы с собой в жизнь от своих матерей?
  2. В чем проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней?
  3. Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой?

Эпиграфы на уроке:

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.

Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни.

  1. Фаза – Вызов интереса.
  2. Фаза – Осмысление.
  3. Фаза – Размышление над текстом.
  4. Составление синквэйна. Выводы по прочитанному.
  5. Задание на дом.

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности, опираюсь на жизненный опыт учащихся.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о маме)

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.

Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни.

- Чувствовали ли вы когда-нибудь, что между вами и вашей мамой протянуты тайные невидимые нити? Расскажите об этих эпизодах из вашей жизни.

Мать – женщина, давшая жизнь; самый близкий человек.

А антонимы? Мать – мачеха.

А как вы обращаетесь к своей маме? Какие обращения встречали в литературе?

Мама, мамка, маменька (устар.), родительница, матушка, мамушка (устар., народ.-поэт., шутл.), мамуля (прост.), мамаша (устар.), матерь (высок. и трад.-поэт.), родимая (нар.-поэт.).

- А как мы будем говорить о Маме?

Записываем предложение и разбираем его по членам предложения.

О маме мы будем говорить с уважением, с любовью, с теплотой, с восхищением.

Объясняем знаки при однородных членах предложения.

начало жизни чистота

продолжение рода …..мать……..счастье

(ласка, улыбка, теплота, тревога, нежность, щедрость, покой, мягкость)

… Сколько о маме сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы.

Вспомните песни, стихи, посвященные матери.

Обратимся к тексту великого педагога, учителя, писателя Василия Александровича Сухомлинского. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.

О жаворонке, который в окошко улетел

У Матери было семь сыновей; самому старшему десять лет и самому младшему – три года.

Замесила мать из белого теста каждому по семи пшеничных жаворонков и себе один.

Выставляет мать из печи жаворонков на стол, а сыновья сидят рядышком, глаз с ароматных птичек не сводят, матери в глаза смотрят, ожидают, когда она улыбнется еле заметно и кивнёт головой: можно. О, как хорошо они знают эту улыбку и этот кивок головой.

Румяные жаворонки, пышные – сидят на столе, в открытое окошко выглядывают, как будто улететь собираются.

- Идите, дети во двор, погуляйте немножко, пусть жаворонки простынут, много жара сегодня в печи, - сказала мама.

Ушли шесть сыновей во двор, а самый маленький – Мизинчиком его называла мама – остался: жаворонки пахли так вкусно, что не мог Мизинчик с лавки подняться. Сидит Мизинчик у стола, и вот рука его сама потянулась к жаворонку. Взяла горячего жаворонка, поднесла ко рту. Открылся рот, заработали зубы – и нет жаворонка. Испугался Мизинчик, побежал во двор и стал гулять вместе с братьями.

Позвала мать сыновей, пришли семь братьев, сели за стол. Поделила мать жаворонков. Досталось каждому по семи птичек, а матери ни одной не осталось.

- А где же ваш жаворонок? – спросил старший брат, Материн Первый Помощник.

- Мой жаворонок в окошко улетел, - ответила мать, вздохнула и, облокотившись на стол, задумалась.

С глаз Мизинчика закапали слёзы. Ему стало жаль маму, он готов был бы отдать ей самого пышного и румяного, самого вкусного жаворонка, но, к сожалению, когда мама сказала, что жаворонок в окошко улетел, он уже доедал последнего, седьмого жаворонка, и только небольшой кусочек ещё остался. Несколько мгновений сидел Мизинчик с непроглоченным кусочком жаворонка, потом всё-таки проглотил, но такую боль, такое страдание почувствовал он при этом, что не мог ни встать, ни слова сказать, ни глаз поднять. Братья снова пошли во двор, гуляли, резвились на солнечной лужайке, а Мизинчик все сидел, и сидел, и мучили его угрызения совести.

Размышления над текстом

Подберите пословицы, поговорки, можно фразеологические обороты о маме (задание индивидуальное)

Пословицы о материнской любви.

Какие пословицы вы знаете о матери? Можете привести?

Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.

Материнское сердце в детках, а детское в камне.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.

Пчелки без матки – пропащие детки.

Нет такого дружка, как родная матушка.

При солнце тепло, а при матери добро.

Мать праведна – ограда камена.

Материнские побои не болят.

Материнская любовь и со дна моря поднимает.

При солнце тепло, а при матери добро.

  • Как вы думаете, почему мать сравнивается с солнцем?
  • Назовите наиболее характерные черты материнской любви.

(Мать всегда прощает своих детей; она всегда верит в них; всегда видит в них лучшее; в своих мыслях она всегда вместе с ними; она готова в любую минуту прийти на помощь детям; ради детей она, не задумываясь, может пожертвовать собой).

  • Нарисуйте солнце души вашей мамы. На лучах этого солнца напишите все, за что вы любите свою маму.
  • Какие качества появились в вас под воздействием лучей солнца материнской любви?

Сегодня мы услышали много умных и добрых слов о женщине, о женщине – матери. Давайте заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей:

Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)

Мама, имя твое я несу через жизнь как святыню. (С. Островой)

Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)

Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)

Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (В. Сухомлинский)

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ)

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже)

Почему сердце матери – неиссякаемый источник чудес? (Опишите и нарисуйте чудеса материнского сердца.)

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  1. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  1. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

  1. Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

  1. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Страдает, взывает, молится.

Взывает к милосердию, любви.

Спасает, окрыляет, радует.

Источник земного наслаждения, счастья.

Заботится, оберегает, наставляет.

Преданная, бескорыстная, творит добро.

Давайте посмотрим, как согласуются существительные, прилагательные и глаголы с выводом. Согласуются ли? Нет ли противоречия?

  1. Какой вид работы меня заинтересовал?
  2. Чему я научился?
  3. Чего я не принял на уроке (текст, способ деятельности, общение)?

Домашнее задание . Поэты всех времён преклоняли колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, нежностью, заботливостью, теплотой сердечной. Думается, что под влиянием матери ваше обращение с миром и людьми всегда будет отмечено печатью высокой духовности и благородства. Но кто сможет сказать о своей маме, её душе лучше, чем дочь или сын?

Попробуйте создать свой текст . Сделайте к тексту зарисовки.

  • Подумайте и расскажите о том, как можно проявить ласку к маме и заботу о ней.
  • Внимательно понаблюдайте за мамой и запишите все, что мамины руки делают за день, с раннего утра до позднего вечера. Напишите сказку о волшебных материнских руках.
  • Расскажите о своей маме. За что вы благодарны ей больше всего на свете?
  • Напишите сказку о том, как Мизинчик проявил нежную заботу к матери.
  • Напишите сказку о том, как мать силой своей молитвы спасла ребенка.
  • Напишите сказку о сердце матери, ставшем волшебным источником чудес.

Оформить в качестве страницы будущей книги

Тип урока: урок развития речи

- познакомить учащихся с воплощением образа матери в художественной литературе, фольклоре, живописи;

- развивать навыки творческого сочинения в жанре синквейна, подготовить к написанию домашней письменной работы на тему материнства;

- воспитывать любовное, уважительное отношение к женщине-матери, задуматься над понятиями материнской любви, преданности, жертвенности.

Оборудование: Репродукции картин художников, слайды, карточки-информаторы, фонограмма к песне.

Одно из наиболее сложных занятий – урок развития речи, имеющий целью настолько погрузить учащихся в материал выбранной темы, чтобы вызвать ответное желание воплотить собственные мысли и чувства в письменной форме.

Тема урока достаточно близка для восприятия пятиклассников, так как каждый ребенок испытывает чувство любви к матери. Однако это чувство часто существует на подсознательном уровне, поэтому задачей учителя было помочь учащимся осознать роль матери в жизни каждого человека.

Для реализации поставленной цели использовались множество разнообразных приемов: беседа, подбор синонимов, антонимов, ассоциативных слов, работу с иллюстрациями, прослушивание стихов о маме, знакомство с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, чтение и анализ рассказа В. Сухомлинского, творческую работу и др. Все эти многообразные виды работы находятся в строгой подчиненности логике урока, закономерно вытекают один из другого.

Несомненным достоинством урока следует считать опору на жизненный опыт учащихся, их личностные представления и эмоции.

На уроке реализуются воспитательные цели: ведется разговор о бережном и уважительном отношении к матери, формируются чувства доброты, преданности, любви.

Очень удачно используется наглядность, например, создание из слов-ассоциаций цветка ромашки, в центре которого солнышко-мама.

анализ этапов урока:

После объявления темы урока идет работа с эпиграфом, в качестве которого взяты слова Бальзака о материнской любви. Учитель сразу же настраивает детей на личностное восприятие темы, предлагая им вспомнить случаи из собственной жизни, когда они почувствовали невидимую связь с матерью. Для создания первичного представления о богатстве материнской души учащиеся обращают внимание на иллюстративный материал – репродукции икон Богоматери, картин Леонардо да Винчи и других художников. Использован прием подбора синонимов и ассоциативных слов. Переходом к следующему этапу урока служит вопрос о чувствах, с какими следует говорить о маме.

2. Создание эмоциональной основы урока.

Для создания особой эмоциональной атмосферы занятия учитель предлагает детям вспомнить поэтические и музыкальные произведения о маме.

3. Чтение и анализ рассказа В. Сухомлинского.

Учащиеся знакомятся с рассказом В. Сухомлинского о нравственном уроке, который преподнесла мать младшему сыну. Далее идут беседа по содержанию рассказа: учащиеся определяют тему произведения, опираясь на его название, формулируют главную мысль, анализируют поступки героев. В результате пятиклассники подходят к осознанию мудрости материнского воспитания.

Особенно важен акцент на личностный смысл темы рассказа, учитель просит учеников назвать ситуации, когда они несправедливо могли обидеть свою маму.

4. Расширение представлений учащихся о материнских чувствах.

Для обогащения представлений учеников о глубине материнских чувств предлагается вспомнить пословицы и поговорки о матери, а затем попытаться расшифровать смысл одной из них с помощью творческого задания: нарисовать солнце души матери и на лучах подписать те качества, которые нам особенно дороги в матери. Детские представления расширяются и за счет знакомства с высказываниями известных людей о чувствах к матери. Обобщая все сказанное, дети пытаются сформулировать ответ на вопрос, в чем чудо материнского сердца.

5. Творческая работа. Создание синквейна.

6. Выводы по уроку. Домашнее задание.

Итоги урока подводятся на карте деятельности, где, осмысляя содержание занятия, учащиеся записывают свои впечатления. Домашнее задание носит дифференцированный характер: написать сочинение на одну из четырех предложенных тем. Следует отметить, что все четыре темы связаны с материалом урока, носят творческий характер, вполне посильны и интересны для пятиклассников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m77f321e9.jpg

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский — советский педагог -новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. [2]

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР ( 1968 ), кандидат педагогических наук ( 1955 ), заслуженный учитель школы Украинской ССР ( 1958 ), Герой Социалистического Труда ( 1968 ). Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность.

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.

В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Василий Александрович Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках.

В.А. Сухомлинский. Легенда о материнской любви

У матери был единственный сын — дорогой, ненаглядный. Души в нём мать не чаяла; по капельке собирала росу для умывания, из тончайшего шёлка вышивала рубашки. Вырос сын — статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной красоты. Привёл молодую жену в родную хату. Невзлюбила молодая жена свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях”.

Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай”.

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.

Пришли, разделись, искупались. Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил в лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское… Потом в огонь положишь”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами высокими.

Первый слайд презентации: Урок русской родной литературы в 5 классе

Слайд 2: Никто не может любить так преданно и всепрощающе как мать… В.А. Сухомлинский

«…Никто не может любить так преданно и всепрощающе как мать… В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Урок русской родной литературы в 5 классе

Слайд 4

Урок русской родной литературы в 5 классе

Слайд 5: Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами в ы сокими. И каждое утро восходящее солнце озаряет своими лучами вершины курганов

Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами в ы сокими. И каждое утро восходящее солнце озаряет своими лучами вершины курганов.

Слайд 6: Работа над текстом Ответьте на вопросы: 1. Какие чувства вызвала у вас эта легенда ? 2. Кто есть мать? 3. В чем заключается цель жизни любой матери? 4. На сколько частей можно разделить легенду?

Работа над текстом Ответьте на вопросы: 1. Какие чувства вызвала у вас эта легенда ? 2. Кто есть мать? 3. В чем заключается цель жизни любой матери? 4. На

Слайд 7: МАТЬ

Найдите в тексте и запишите глаголы-мотивы, связанные с образом матери: был (единственный сын)--- души не чаяла--- собирала--- вышивала --- вышла--- споткнулась--- встрепенулось (сердце материнское)--- ожило --- закрылась --- встала --- прижала

МАТЬ

Слайд 8: СЫН

Найдите в тексте и запишите глаголы-мотивы, связанные с образом сына: вырос--- женился--- привёл жену в хату--- поселил в сенях--- переселил --- рассердился--- пошёл--- наломал ---разжёг--- убил--- вынул---положил --- вскрикнул---зарыдал ---схватил --- вложил ---облил--- понял

СЫН

Слайд 9: СНОХА

Найдите в тексте и запишите глаголы-мотивы, связанные с образом снохи: невзлюбила--- сказала--- говорит--- отдыхала--- увидела--- рассвирепела --- прибежала --- околдовала

СНОХА

Слайд 10: Метод двойного дневника: (запишите толкования ключевых слов )

Ключевые слова Моё толкование Сын был Красота Сердце Мать Сыночек Любовь Курган Солнце

Слайд 11

В тексте В. Сухомлинский поднимает проблему силы материнской любви. Автор рассказывает легенду о материнской любви, бесконечной, верной и бескорыстной, которая растопила холодную душу сына. Перед нами открывается великая истина, когда вырванное им из материнской груди сердце спрашивает сына, не ушибся ли он. Да, материнская любовь безмерна, бескорыстна.

Слайд 12

Урок русской родной литературы в 5 классе

Последний слайд презентации: Урок русской родной литературы в 5 классе

И пока я живу, МАМА, имя твоё Я несу через жизнь как святыню. Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву. Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню. Будут плыть корабли в глубину марсианских морей. Будет жизнь бушевать. Каждым атомом, Жилкою каждой, А тебя уже нет. Ты уже не откроешь дверей. Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку Даётся однажды! Сергей Островнов

Читайте также: