Суффикс 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели Сформировать представление о способах словообразования.

Ввести правило: написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Термины и понятия Актуализация умения разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. Изучение значения морфемы. Изучение образования и написания слов с помощью суффиксов. Освоение способов словообразования с помощью морфем. Освоение правила написания суффиксов -ек-, -ик-.

Корень слова, окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова, суффикс, сложные слова, соединительная гласная в сложных словах.

Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения

— интерес к изучению темы;

— желание раскрывать значение слова/выражения;

— творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения;

— понимание успешности при освоении темы. Познавательные умения:

— определять условия правописания гласных а, о в приставке и обосновывать своё мнение;

— определять условия правописания согласных з, с в приставке и обосновывать своё мнение;

— определять условия правописания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/

-ец- и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— адекватно использовать речь для представления результата.

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

— выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. • Классифицировать и писать родственные слова по группам соответственно орфограмме в корне, вставляя пропущенную букву.

• Рассказывать о правописании суффиксов -ик-/-иц-,

• Писать слова, вставляя пропущенную букву в приставке.

• Списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс.

• Редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи Ресурсы Формы работы

Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь, ч. 1, методическое пособие для учителя.

Карточки с индивидуальными заданиями.

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат

• Мотивировать к изучению темы.

Школьники высказывали разные предположения, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться раскрывать значение слова/выражения, чтобы правильно употреблять его в речи?

*Солянка — суп с содержанием солёных огурцов с рассолом.

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание на-учиться правильно раскрывать значение слова/выражения.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Суффикс

— определять значение суффикса в слове и обосновывать своё мнение;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

— правило написания суффиксов -ик-/-иц-,

— определять условия написания суффиксов

-ик-/-иц-, -ек-/-ец- и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о правописании суффиксов

— образовывать и писать возможные варианты слова с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок,

-ик, выделяя графически суффикс;

— образовывать и писать название профессии, используя суффикс;

— выписывать из текста сказки слова с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою;

— списывать пары слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и;

— списывать текст, встав-ляя пропущенные орфограммы и графически выделяя суффикс;

— образовывать однокоренные слова, используя суффиксы -ик-/-иц-,

— списывать текст, встав-ляя подходящий по смыслу суффикс;

— писать орфограммы в новых словарных словах;

— выполнять учебное задание, используя правило;

Методику работы с новыми словами учитель выбирает сам.

Задание 1 (З)

Задание 2 (П)

Верно ли, что суффикс служит для связи слов в предложении? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У, с самопроверкой.

Выделите графически суффикс в каждом слове :

Дедушка, пятнышко, книжечка, маленький, Вовочка, ленивец.

Задание 4 (У) Учебник, с. 100, № 165, с взаимопроверкой.

Образуйте от данных имён существительных возможные варианты слов с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок, -ик и напишите каждое слово, выделяя графически суффикс.

Задание 5 (У) Учебник, с. 100, № 168, с взаимопроверкой.

Образуйте от данных слов и запишите уменьшительно-ласкательные формы, используя суффикс :

Молодой, белый, утка, тигр, дом.

Задание 6 (У) Учебник, с. 100, № 169, с взаимопроверкой.

Выпишите из текста каждое слово с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою сказки, выделите суффикс графически :

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В русском языке суффиксы -ик-/-иц- пишутся в том случае, если при изменении формы слова гласный в них не исчезает, суффиксы -ек-/-ец- пишутся в том случае, если при изменении формы слова гласный в них исчезает. Это правило используется при написании слов с данными суффиксами.

Например: ключик — ключики, сестрица — сестрицы; замочек — замочки, братец — братцы.

Задание 7 (З)

Расскажите правило написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Задание 8 (П)

Верно ли, что при изменении формы слова гласный и в суффиксе исчезает? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У) Учебник, с. 100, № 169, с взаимопроверкой.

Спишите каждую пару слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и:

Ротики — рот…к, голосочки — голосоч…к, сыночки — сыноч…к, носики — нос…к, карандашики — карандаш…к, свёрточки — свёрточ…к, дружочки — дружоч…к, братики — брат…к, лесочки — лесоч…к, голубочки — голубоч…к, столики — стол…к, орешки — ореш…к.

Задание 10 (У) Учебник, с. 101, № 171, с взаимопроверкой.

Спишите каждое слово, вставляя пропущенную орфограмму и графически выделяя суффикс :

Луч…к, канад…ц, платоч…к, билет…к, хвост…к, владел…ц, стол…к, хлеб…ц, букет…к.

Задание 11 (У, с взаимопроверкой.

Образуйте от каждого слова однокоренное, используя суффиксы

Кресло, лист, лужа, прут, сынок, цветок, словарь, орех, сухарь.

Задание 12 (У) Учебник, с. 101, № 172, с взаимопроверкой.

Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы:

Как мой сад…к свеж и зелен! (А. Плещеев)

Поешь же, миленький дружоч…к! Вот лещ…к, потроха, вот стерляди кусоч…к! (И. Крылов)

Задание 13 (У, с взаимопроверкой.

Спишите текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс в каждое слово :

Старая слабая баб…а,

Оставила дома ключ… .

Звонила старая баб…а,

Но не открыл ей внуч…. (О. Григорьев) Диагностические задания:

1. Спишите каждое слово, вставляя пропущенную орфограмму, выделите графически суффикс :

Суворов…ц, пев…ц, кирпич…к, ленив…ц, чертёж…к, ёж…к, кружоч…к, любим…ц, красав…ца.

2. Образуйте от каждого слова однокоренное, используя суффиксы -ик-/-иц-, -ек-/-ец-, и напишите его:

Конец, палец, горох, хлеб, дева, мороз, купить.

— определять значение суффикса в слове и обосновывать своё мнение;

— определять условия написания суффиксов -ик-/-иц-,

-ек-/-ец- и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

— рассказывать о правописании суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/

— образовывать и писать возможные варианты слова с помощью суффиксов -еньк,

-ёнок, -ик, выделяя графически суффикс;

— образовывать и писать название профессии, используя суффикс;

— выписывать из текста сказки слова с суффиксом, обозначающим ласковое отношение к герою;

— списывать пары слов, вставляя в суффиксе пропущенную букву е или и;

— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы и графически выделяя суффикс;

— образовывать однокоренные слова, используя суффиксы

— списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс;

— писать орфограммы в новых словарных словах.

Диагностика качества освоения темы

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— графически выделять суффиксы с уменьшительно-лас-кательным значением;

— определять и писать значение приставки в слове;

— выписывать из текста слова, соответствующие схеме;

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания. Контрольное задание

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы:

В…сенн…е со…нце всё с…льней пригр…вает. Сне… ещ… л…жит, но на пригорках, которые ч…ще других л…скают тёплые лучи, уже п…явились пр…талинки. З…м…лькали тут и там ж…лтенькие цве…ки мать-и-мачехи. Диву даёш…ся, откуда у такого маленького растень…ца сила берётся. Пр…буравит землю ст…белёк, выскочит на буг…рке, и ра…кроется з…л…той цв…точ…к на…стречу солнышку.

1. Выделите графически суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:

приставка, корень, суффикс, окончание.

4. Вставьте пропущенную орфограмму в каждом слове :

Ра…пылить, круи, прои…хождение, ярко…ть. Регулятивные умения:

— планировать свои действия в соответствии с целью;

— выполнять самопроверку учебного задания.

— списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

— графически выделять суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением;

— определять и писать значение приставки в слове;

— выписывать из текста слова, соответствующие схеме.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат

• Стимулировать желание проявлять творческое отношение к употреблению в речи слова/выра-жения, имеющего смысл.

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— адекватно использовать речь для представления результата. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

самоорганизацию по выполнению задания:

— представление результатов деятельности.

Выпишите родственные слова из каждой группы, укажите их общее лексическое значение:

Пересолить, соль, солянка, солома, пересоленный.

Борщить, переборщивший, борщ (суп, переборщить.

Ногти, ноготок, нога.

Выберите высказывание, которое при употреблении в речи имеет смысл:

Переборщить в похвалах, переборщить в размерах, переборщить борщ.

(Переборщить в похвалах, переборщить в размерах.)

На руках растут

Слова для выбора : ногти, когти, рукти.

(На руках растут ногти.)

Отредактируйте высказывание так, чтобы оно имело смысл. Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.

— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

— адекватно использовать речь для представления результата.

— редактировать и оформлять текст высказывания.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности

— проявлять понимание успешности при освоении темы;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности. Самоанализ

1. Мне важно уметь редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл, потому что…

2. Для того чтобы редактировать и оформлять текст высказывания, которое при употреблении в речи имело бы смысл, надо…

Я … (очень, не очень) доволен (льна) редактированием и составлением высказывания, которое написал (а) … (сам (а, с помощью одноклассников, учителя, потому что выполнил (а) работу … (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, творчески). Личностные умения:

— проявлять понимание успешности при освоении темы.

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности. Цели:

Сформировать представление о способах словообразования.

— написания приставки с гласными а, о;

— написания приставки с согласными з, с;

— написания суффиксов -ик-/-иц-, -ек-/-ец-.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

— проявлять творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выражения.

— использовать приобретённые знания при редактировании текста высказывания.

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

— адекватно использовать речь для представления результата.

— редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл. Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

воспитание доброго, ласкового отношения к окружающим.

Тип урока: объяснение нового материала.

2. Пятиминутка чистописания:

3. Словарная работа- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

- Зачем нужны кормушки?

- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?

- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)

Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь( Доска закрывается и дети пишут по памяти)

Назовите лишнее слово (в каком слове звуков меньше, чем букв)или все слова словарные , а в слове снегирь проверяемая гласная.

- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Ворона сидела и каркала.)

Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках .( СУФФИКС)

4. Работа над темой урока

- Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ

-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? ( вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове ).

- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках

4.1. Графический диктант .(Один ученик на доске.)

- Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

Изменяемая часть слова – это…

Неизменяемая часть слова – это…

Разделительный Ъ знак пишется после…

В слове переходы – ход – является…, а ы – это…

(Проверка с доской:)

Физминутка для глаз

Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию по нашему городку.

Осматривая наш городок, мы с вами будем находить друзей суффиксу.

-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городке?

Возможно, здесь мы найдём новых друзей.

Запишите слова и разберите (работают в тетрадях).

Выделите в нём суффикс. Какой суффикс нашли? ( Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика).

Почему у нас получились разные ответы? ( мы не умеем выделять суффикс )

4.2 Составление алгоритма.

-Какая же задача стоит перед нами? ( научиться выделять суффикс )

Что мы должны с вами составить? ( мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).

С чего же мы начнём?

Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? ( изменяемой части и неизменяемой).

В какую часть входит суффикс? ( неизменяемую ).

А неизменяемая часть это что? ( основа ).

Так что же мы должны найти вначале?

А чтобы найти основу, что мы должны найти? ( окончание) .

Итак, какой же первый шаг алгоритма ? ( найти изменяемую часть – окончание )

Что будем делать дальше? ( найдём основу )

Как найти основу? (основа – это слово без окончания)

Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть - основу)

Теперь как нам найти суффикс? ( подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово –река)

Какой третий шаг? ( подобрать однокоренное слово)

Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась, выделить значком.).

И какой же будет последний шаг? (выделить значком)

  1. Найти изменяемую часть (окончание)
  2. Найти неизменяемую часть (основу)
  3. Подобрать однокоренное слово, через которое мы можем объяснить это слово.
  4. Определить какая часть добавилась.
  5. Выделить её значком .

Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).

Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.

4.3 Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.

Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)

Какое значение этого суффикса?

4.4.Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ. 1 ученик за закрытой доской.

Проверка с комментированием.

Какой суффикс нашли? ( суффикс Н ). Запишите. Какое значение этого суффикса? (ласкательное) Подберите слова с этим суффиксом.

Практическая часть урока : (начало формирования умений)

решите вместе: какую роль сыграл суффикс?

1 группа будет превращать слова в названия маленьких предметов

2 группа -…..в огромные предметы

3 группа-…в ласковые слова

Вывод: по группам (Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение и т.д)

- Используете ли вы в речи такие суффиксы?

- Назовите своего соседа ласковым именем.

- Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей - хором

– Давайте поищем друзей нашему гостю в учебнике.

- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

- В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

- Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Разберите эти слова по сотаву.

- Чем будете пользоваться?

6.Подведение итогов -Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли

-Какая морфема служит для образования новых слов?

О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили? Суффиксы

- учат видеть характер слов

- помогают ярче выразить эмоции

-точнее передают смысл высказывания

Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)

Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

Вы не забыли, что нужно делать, чтобы найти суффиксы?Расскажите.

Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.

А я вам за вашу работу поставлю оценки, когда проверю ваши тесты.

9.Определение домашнего задания

- Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)

- При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники, и запишите упражнения.

Спасибо за урок! Урок окончен!

Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

значения, который суффикс добавляет в слово. Актуализировать знания о суффиксе.

-создание условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний о суффиксе

-формировать знания о суффиксе

определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;

-образовывать родственные слова с суффиксами ;

-образовывать с помощью суффиксов родственные слова, обозначающие профессии людей;

-разбирать слова по составу;

-воспитывать чувство доброты и человечности, умение распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе

Планируемые результаты:

Знать о суффиксе как части слова; определять значение суффикса в слове и сферу употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами; обогащать речь словами с суффиксами субъективной оценки; с суффиксами со значением обозначения лица по профессии.

Основное содержание
темы

Актуализация умения разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. Изучение значения морфемы . Изучение образования и написания слов с помощью суффиксов. Освоение способов словообразования с помощью морфем.

Термины и понятия

Корень слова, окончание, основа слова, приставка, родственные слова, состав слова, суффикс.

Личностные умения

Метапредметные умения (УУД)

Предметные умения

— интерес к изучению темы;

— желание раскрывать значение слова/выражения;

творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова/выра­жения;

— понимание успешности при освоении темы.

-определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение.

-распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

-выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

-образовывать родственные слова с суффиксами .

-образовывать с помощью суффиксов родственные слова, обозначающие профессии людей;

-разбирать слова по составу.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Окружающий мир, литературное чтение

Информационный материал: Учебник, ч. 1 (стр.100)

Интерактивный материал:.Презентация


индивидуальная — ;


парная — ;


групповая — .

Технология проведения

Деятельность ученик

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УДД

I этап Организационно-мотивационный этап.

I. Организацион-ный момент.

Цель: создание эмоционального настроя.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок

Приветливые, доброжелательные слова учителя.

- Приветствуем всех, кто время нашёл.

И сегодня на урок к нам пришёл!

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

1 СЛАЙД: Прозвенел и смолк звонок.

Все за парты тихо сели,

Отдохнуть мы все успели.

Будем мы сейчас учиться,

Не годится нам лениться.

-Давайте поприветствуем и наш изучаемый предмет. НА ДОСКЕ:

Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый
Русский язык.

Регулятивные умения: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные умения:

-выражение положительного отношения к процессу познания

Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Основные термины и понятия:

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Теоретическая часть:

Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-

Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек - замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.

Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.

Задания тренировочного модуля:

Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.

НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.

Слова с суффиксом -ек

Слова с суффиксом -ик

Задания контрольного модуля

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.

Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.

Читайте также: