Субрегионы африки конспект урока географии 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Облако тегов

Урок географии в 11 классе. Носова Н.А.

Учитель: Носова Н.А. (МБОУ "Оборонинская СОШ")

Класс: 11

Материалы и оборудования: учебник, атласы, компьютер, экран, проектор, презентация, ноутбуки, доступ к интернету через Wi-fi.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодняшний урок необычный, сегодня урок пройдет в форме мастер –класса. В короткое время проверем все свои знания.

II. Актуализация.

Давайте вспомним, какие мы изучили регионы мира?

  • В 10 классе страны Зарубежной Европы
  • Зарубежная Азия
  • Северная Америка
  • Латинская Америка
  • Начали изучать Африку

Давайте повторим изученные темы.Для этого смотрим на экран /на экране показаны тестовые задания/.

А1. Страна – самое многочисленное по населению:

А2. Страна, где самый большой естественный прирост населения:

А3. В какой стране политика направлена на рост населения:

А4. Выплавка стали с использованием преимущественного привозного сырья и топлива производится в:

  1. Япония и Италия
  2. Китай и Россия
  3. Германия и Бразилия
  4. Украина и США

А5. В энергобалансе какого государства вырабатывается больше всего электроэнергии на АЭС?

А6. Интенсивное молочное животноводство характерно для страны:

А7. Основной груз, перевозимый Всемирным морским транспортом – это:

  1. Машины и оборудования
  2. Нефть
  3. Руды черногои цветного металла
  4. Зерно

А8. Среди перечисленных стран выберите 3 страны, в которых автомобилестроение является отраслью международной специализации:

А) Италия
Б) Колумбия
В) Швеция
Г) Судан
Д) Франция
Е) Нигерия

А9. Напишите соответствие между морским портом и страной его размещения:

А10. Почему Бразилия является одним из ведущих стран мира по производству алюминия? Приведите не менее 2 примера.

III. Изучение новой темы.

Деление класса на 4 группы. Каждой группе даются определённые задания и 4 ноутбука. Задания выполняются самостоятельно по учебнику (стр. 54-59, 113-118, 129-135, 252-253), атласу. Можно использовать материалы из интернета.

Деление Африки на субрегионы:

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Сан-Томе и Принсипи

Дать характеристики по плану:

  • 1 группе: главные особенности Северной Африки, страны, входящие в состав территории
  • 2 группе: дать характеристику народам Северной Африки
  • 3 группе: охарактеризовать природые ресурсы и экономическое развитие региона
  • 4 группе: охарактеризовать хозяйственную деятельность Северной Африки

Каждой группе по электронной почте отправляются планы характеристики:

План характеристики главных особенностей Африки

  1. Площадь материка
  2. Количество стран Африки
  3. Страны, имеющие выход к морям и океанам
  4. Страны, не имеющие выхода к морям и океанам
  5. Страны - монархии
  6. Количество стран с республиканской формой правления
  7. Количество стран с унитарным административно-территориальным устройством
  8. Какая и с какой целью в 1963 году создана организация для укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости.

План характеристики народов Северной Африки

  1. Общая численность населения Африки. Численность населения региона.
  2. Сколько раз увеличилась население в 20 веке? Какое место занимает в мире Африка по численности населения?
  3. Перечислите страны, где население более 25 миллионов
  4. Дайте краткую характеристику половозрастному составу населения
  5. В каких странах женщины превосходят мужчин?
  6. Средняя плотность населения Африки? Средняя плотность населения Северной Африки? Особенно в каких районах плотность населения наибольшая?

План характеристики природных ресурсов и экономическое развитие региона

  1. Экономико-географическое положе­ние.
  2. Природные условия и ресурсы (раз­рабатываемые и перспективные). Страны добывающие нефть и природный газ
  3. Энергопроизводственные циклы, стадии их развития.
  4. Перспективы развития.
  5. Природоохранные проблемы, свя­занные с отраслью, и пути их решения.

План характеристики хозяйства

  1. Отрасли растениеводства в сельском хозяйстве, основные культуры
  2. Животноводства, основные отрасли
  3. Развитие отраслей промышленности
  4. Нефтяная, газовая промышленность. Страны ОПЕК
  5. Экологические проблемы региона

IV. Физкультминутка

V. Закрепление.

1. Составление диаграммы по теме ресурсообеспеченность регионов мира.

(Предлагается одному члену команды по следующим данным).

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд.т

Игра “Кто быстрее”

Из каждой команды приглашается к доске по 1 учащемуся. Называется географический термин, объект. Вы должны быстрее всех найти и показать на карте.

  1. На территории какой страны расположена самая высокая точка Африки? /Танзания/
  2. Самая многоводная река Африки - . /Конго/
  3. Что разделяет Африку от Европы? /Гибралтарский пролив/
  4. Где расположен самый жаркий и сухой район Африки? /в пустыне Сахара, Северная Африка/
  5. На какой реке расположен водопад Виктория? /Замбези, Замбия/
  6. Определите страну по ее краткому описанию: Эта небольшая страна является самой большой по численности населения на континенте. Ее столица – не самый крупный город страны. Основное богатство страны – нефть. Страна входит в состав ОПЕК. /Нигерия/
  7. Это небольшая африканская страна, название которой совпадает с названием ее столицы. Она обладает разнообразными минеральными ресурсами, включающими железные свинцово-цинковые руды, фосфориты. В ней также добывается нефть, но страна не является членом ОПЕК. ЕЕ разнообразные рекреационные ресурсы, уникальные памятники старины и теплое море способствовали превращению туризма в ведущую отрасль ее хозяйства. /Тунис/
  8. В каком регионе расположены страны Алжир, Ливия, Египет? /Северная Африка/
  9. Большая территория этой страны расположена на горной местности, страна – родина многих сортов пшеницы, ржи, кофе. /Эфиопия/
  10. Какой город имеет географические координаты: 30° ю.ш., 32° в.д. /Каир/

VI. Обобщение.

Несмотря на обилие природных ресурсов, трудовых ресурсов, по развитию хозяйства Африка является отсталым материком. Поэтому одной из проблем современного человечества является устранение экономической отсталости материка.

VII. Домашнее задание :

Цель: создание условий для положительной мотивации изучения географии через демонстрацию результатов самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи: 1. Организовать работу групп учащихся по демонстрации результатов самостоятельной деятельности.

2. Обеспечить толерантное отношение и уважение к выступающим и их оппонентам.

3. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.

4. Способствовать развитию умения публичного выступления.

Оборудование: мультимедийная установка, слайд-альбом, иллюстрирующий этапы урока, настенная карта Африки, оценочные листы.

На экране демонстрируется слайд-альбом с уникальными природными объектами Африки.

Самое жаркое место на Земле…..(г. Триполи)

Самая длинная река…….(Нил)

Самая большая область пустынь………..(Сахара)

Самая большая область высокотравных равнин…..(саванны)

Самые крупные в мире животные…….(слоны, носороги, бегемоты и т.д.)

Самые высокие люди…..(нилоты, тутси, хими)

Самые маленькие люди…..(пигмеи)

Самая крупная на суше система тектонических разломов…..(Восточно-африканская)

Самое крупное месторождение в мире….(алмазов)

Самое тучное дерево, не имеющее годичных колец……….(баобаб)

- Я вижу вы большие знатоки, и поможете мне разобраться в некоторых вопросах.

Напоминаю, что у тебя имеется 5 минут, для того чтобы осветить суть всей проблемы, и еще 2 минуты, чтобы ответить на наши вопросы. Всех остальных я прошу справедливо подойти к оценке выступления (оценочные листы на ваших столах) и приготовить политологу вопросы по заданной теме.

Первый ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов, иллюстрирующих разнообразие и богатство природных ресурсов Африки.

Учитель: готовясь к уроку, я обратила внимание, что Африка – богатейший регион в мире по обеспеченности многими природными ресурсами. Вот некоторые факты.

Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов, иллюстрирующих многообразие этносов и культур народов Африки.

На экране показ слайдов иллюстрирующих особенности хозяйственной деятельности в регионе, главные экономические объекты, экспортную продукцию и гербы государств.

Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

Учитель: Наш урок заканчивается. Наступает этап подведения итогов. Какие оценки получите вы, мы узнаем сейчас, посмотрев в оценочные листы.

На основе суммирования данных оценочных листов определяется рейтинг представленных работ. Конечную оценку выставляет учитель.

Подведение итогов и рефлексия:

- Вспомните цели и задачи которые были определены на этапе планирования работы. Удалось ли их выполнить?

- Какую роль лично вы сыграли в достижении этих задач?

- Как работа над исследованием способствовала вашему интеллектуальному росту? Какие знания и умения пригодятся вам в будущем?

На огромной территории Африки принято выделять несколько субрегионов: Северную и Тропическую (Западную, Восточную, Центральную, Южную) Африку. Северная Африка строит свою хозяйственную деятельность, опираясь на возможности приморского положения, активно развивая торговлю, туризм. Египет основной доход имеет за счёт пошлин, взимаемых с судов, проходящих по Суэцкому каналу.

Тропическая Африка – наименее индустриализированный регион мира, в котором основной формой производства является сельское хозяйство. Многие страны сотрясаются военными и этническими конфликтами. ЮАР – единственная страна в Африке, международной специализацией которой является добывающая и обрабатывающая промышленность.

Читайте также: