Субрегионы африки конспект урока географии 11 класс
Обновлено: 06.07.2024
Опции формата
Режим просмотра:
Размер текста:
Внешний вид:
Ширина просмотра:
Поиск
Администрации Мордовского района Тамбовской области
Дополнительное содержание (верхнее)
Дополнительные ресурсы (левая колонка)
Дополнительные ресурсы (правая колонка)
Облако тегов
Урок географии в 11 классе. Носова Н.А.
Учитель: Носова Н.А. (МБОУ "Оборонинская СОШ")
Класс: 11
Материалы и оборудования: учебник, атласы, компьютер, экран, проектор, презентация, ноутбуки, доступ к интернету через Wi-fi.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодняшний урок необычный, сегодня урок пройдет в форме мастер –класса. В короткое время проверем все свои знания.
II. Актуализация.
Давайте вспомним, какие мы изучили регионы мира?
- В 10 классе страны Зарубежной Европы
- Зарубежная Азия
- Северная Америка
- Латинская Америка
- Начали изучать Африку
Давайте повторим изученные темы.Для этого смотрим на экран /на экране показаны тестовые задания/.
А1. Страна – самое многочисленное по населению:
А2. Страна, где самый большой естественный прирост населения:
А3. В какой стране политика направлена на рост населения:
А4. Выплавка стали с использованием преимущественного привозного сырья и топлива производится в:
- Япония и Италия
- Китай и Россия
- Германия и Бразилия
- Украина и США
А5. В энергобалансе какого государства вырабатывается больше всего электроэнергии на АЭС?
А6. Интенсивное молочное животноводство характерно для страны:
А7. Основной груз, перевозимый Всемирным морским транспортом – это:
- Машины и оборудования
- Нефть
- Руды черногои цветного металла
- Зерно
А8. Среди перечисленных стран выберите 3 страны, в которых автомобилестроение является отраслью международной специализации:
А) Италия
Б) Колумбия
В) Швеция
Г) Судан
Д) Франция
Е) Нигерия
А9. Напишите соответствие между морским портом и страной его размещения:
А10. Почему Бразилия является одним из ведущих стран мира по производству алюминия? Приведите не менее 2 примера.
III. Изучение новой темы.
Деление класса на 4 группы. Каждой группе даются определённые задания и 4 ноутбука. Задания выполняются самостоятельно по учебнику (стр. 54-59, 113-118, 129-135, 252-253), атласу. Можно использовать материалы из интернета.
Деление Африки на субрегионы:
Северная Африка
Западная Африка
Центральная Африка
Восточная Африка
Южная Африка
Сан-Томе и Принсипи
Дать характеристики по плану:
- 1 группе: главные особенности Северной Африки, страны, входящие в состав территории
- 2 группе: дать характеристику народам Северной Африки
- 3 группе: охарактеризовать природые ресурсы и экономическое развитие региона
- 4 группе: охарактеризовать хозяйственную деятельность Северной Африки
Каждой группе по электронной почте отправляются планы характеристики:
План характеристики главных особенностей Африки
- Площадь материка
- Количество стран Африки
- Страны, имеющие выход к морям и океанам
- Страны, не имеющие выхода к морям и океанам
- Страны - монархии
- Количество стран с республиканской формой правления
- Количество стран с унитарным административно-территориальным устройством
- Какая и с какой целью в 1963 году создана организация для укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости.
План характеристики народов Северной Африки
- Общая численность населения Африки. Численность населения региона.
- Сколько раз увеличилась население в 20 веке? Какое место занимает в мире Африка по численности населения?
- Перечислите страны, где население более 25 миллионов
- Дайте краткую характеристику половозрастному составу населения
- В каких странах женщины превосходят мужчин?
- Средняя плотность населения Африки? Средняя плотность населения Северной Африки? Особенно в каких районах плотность населения наибольшая?
План характеристики природных ресурсов и экономическое развитие региона
- Экономико-географическое положение.
- Природные условия и ресурсы (разрабатываемые и перспективные). Страны добывающие нефть и природный газ
- Энергопроизводственные циклы, стадии их развития.
- Перспективы развития.
- Природоохранные проблемы, связанные с отраслью, и пути их решения.
План характеристики хозяйства
- Отрасли растениеводства в сельском хозяйстве, основные культуры
- Животноводства, основные отрасли
- Развитие отраслей промышленности
- Нефтяная, газовая промышленность. Страны ОПЕК
- Экологические проблемы региона
IV. Физкультминутка
V. Закрепление.
1. Составление диаграммы по теме ресурсообеспеченность регионов мира.
(Предлагается одному члену команды по следующим данным).
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Америка
Австралия и Океания
Нефть, млрд.т
Игра “Кто быстрее”
Из каждой команды приглашается к доске по 1 учащемуся. Называется географический термин, объект. Вы должны быстрее всех найти и показать на карте.
- На территории какой страны расположена самая высокая точка Африки? /Танзания/
- Самая многоводная река Африки - . /Конго/
- Что разделяет Африку от Европы? /Гибралтарский пролив/
- Где расположен самый жаркий и сухой район Африки? /в пустыне Сахара, Северная Африка/
- На какой реке расположен водопад Виктория? /Замбези, Замбия/
- Определите страну по ее краткому описанию: Эта небольшая страна является самой большой по численности населения на континенте. Ее столица – не самый крупный город страны. Основное богатство страны – нефть. Страна входит в состав ОПЕК. /Нигерия/
- Это небольшая африканская страна, название которой совпадает с названием ее столицы. Она обладает разнообразными минеральными ресурсами, включающими железные свинцово-цинковые руды, фосфориты. В ней также добывается нефть, но страна не является членом ОПЕК. ЕЕ разнообразные рекреационные ресурсы, уникальные памятники старины и теплое море способствовали превращению туризма в ведущую отрасль ее хозяйства. /Тунис/
- В каком регионе расположены страны Алжир, Ливия, Египет? /Северная Африка/
- Большая территория этой страны расположена на горной местности, страна – родина многих сортов пшеницы, ржи, кофе. /Эфиопия/
- Какой город имеет географические координаты: 30° ю.ш., 32° в.д. /Каир/
VI. Обобщение.
Несмотря на обилие природных ресурсов, трудовых ресурсов, по развитию хозяйства Африка является отсталым материком. Поэтому одной из проблем современного человечества является устранение экономической отсталости материка.
VII. Домашнее задание :
Цель: создание условий для положительной мотивации изучения географии через демонстрацию результатов самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи: 1. Организовать работу групп учащихся по демонстрации результатов самостоятельной деятельности.
2. Обеспечить толерантное отношение и уважение к выступающим и их оппонентам.
3. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.
4. Способствовать развитию умения публичного выступления.
Оборудование: мультимедийная установка, слайд-альбом, иллюстрирующий этапы урока, настенная карта Африки, оценочные листы.
На экране демонстрируется слайд-альбом с уникальными природными объектами Африки.
Самое жаркое место на Земле…..(г. Триполи)
Самая длинная река…….(Нил)
Самая большая область пустынь………..(Сахара)
Самая большая область высокотравных равнин…..(саванны)
Самые крупные в мире животные…….(слоны, носороги, бегемоты и т.д.)
Самые высокие люди…..(нилоты, тутси, хими)
Самые маленькие люди…..(пигмеи)
Самая крупная на суше система тектонических разломов…..(Восточно-африканская)
Самое крупное месторождение в мире….(алмазов)
Самое тучное дерево, не имеющее годичных колец……….(баобаб)
- Я вижу вы большие знатоки, и поможете мне разобраться в некоторых вопросах.
Напоминаю, что у тебя имеется 5 минут, для того чтобы осветить суть всей проблемы, и еще 2 минуты, чтобы ответить на наши вопросы. Всех остальных я прошу справедливо подойти к оценке выступления (оценочные листы на ваших столах) и приготовить политологу вопросы по заданной теме.
Первый ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.
На экране показ слайдов, иллюстрирующих разнообразие и богатство природных ресурсов Африки.
Учитель: готовясь к уроку, я обратила внимание, что Африка – богатейший регион в мире по обеспеченности многими природными ресурсами. Вот некоторые факты.
Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.
На экране показ слайдов, иллюстрирующих многообразие этносов и культур народов Африки.
На экране показ слайдов иллюстрирующих особенности хозяйственной деятельности в регионе, главные экономические объекты, экспортную продукцию и гербы государств.
Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.
Учитель: Наш урок заканчивается. Наступает этап подведения итогов. Какие оценки получите вы, мы узнаем сейчас, посмотрев в оценочные листы.
На основе суммирования данных оценочных листов определяется рейтинг представленных работ. Конечную оценку выставляет учитель.
Подведение итогов и рефлексия:
- Вспомните цели и задачи которые были определены на этапе планирования работы. Удалось ли их выполнить?
- Какую роль лично вы сыграли в достижении этих задач?
- Как работа над исследованием способствовала вашему интеллектуальному росту? Какие знания и умения пригодятся вам в будущем?
На огромной территории Африки принято выделять несколько субрегионов: Северную и Тропическую (Западную, Восточную, Центральную, Южную) Африку. Северная Африка строит свою хозяйственную деятельность, опираясь на возможности приморского положения, активно развивая торговлю, туризм. Египет основной доход имеет за счёт пошлин, взимаемых с судов, проходящих по Суэцкому каналу.
Тропическая Африка – наименее индустриализированный регион мира, в котором основной формой производства является сельское хозяйство. Многие страны сотрясаются военными и этническими конфликтами. ЮАР – единственная страна в Африке, международной специализацией которой является добывающая и обрабатывающая промышленность.
Читайте также: