Структурированные типы данных массивы 11 класс босова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Да. Это таблицы. Часто в повседневной практике нам приходится их использовать. Попробуйте определить преимущества оформления и восприятия информации в виде таблицы. Это, конечно, компактность, определённость структуры и тематики, наглядность. Всё это не осталось незамеченным и определило возможность использования представления информации в виде таблиц и в компьютере. Можно ли определить таблицу знакомыми нам простыми типами данных? (ответ: нет). Поэтому таблицы в системе программирования получили название: массивы – это новый более сложный тип данных.

II. Целеполагание.

III. Лекция.

1. Примерные вопросы к классу для определения основных понятий по 1 пункту плана:

  • попробуйте определить, что же такое массив?
  • если создадим все три массива в компьютере, как обратиться к каждому из них, к элементам одного массива?
  • как отличить элементы одного массива?
  • чем отличаются друг от друга массивы?
  • сколько чисел достаточно, чтоб определить место каждого элемента

Из беседы с учащимися делаем вывод:

Массив – это последовательность однородных данных, обозначенных одним именем.

Одно данное от другого отличается индексом. Индекс – это порядковый номер элемента в массиве.

Массивы отличаются друг от друга по имени, типу и размерности.

Имя массива, как и имя переменной должно начинаться с латинской буквы, допустимо использование и цифр.

Тип массива определяется типом данных: целые, вещественные или текстовые и обозначается привычным видом - %, ! (или без знака), $.

Размерность – это количество чисел, однозначно определяемых положение элемента в массиве. Массивы бывают одномерные, двумерные, трёхмерные и т.д. (многомерные). Мы будем использовать только одно- и двухмерные, при этом, для одномерного массива в скобках указывается одно число – количество элементов, а для двумерного два числа через запятую – количество строк и столбцов.

Полное имя массива состоит из: имени типа (размерности).

Запишем полные имена для наших массивов, записанных на доске:

2. Как же организовать массив на языке программирования?

Давайте построим все этапы создания привычной для нас таблицы в тетради:

  1. Определяем структуру таблицы, размер строк, столбцов в зависимости от данных.
  2. Строим таблицу.
  3. Заносим в неё данные.

Аналогично организуем работу и с массивами.

Прежде, чем использовать таблицу в программе, надо дать компьютеру указание, чтобы он зарезервировал место в памяти. Для этого служит оператор DIM (по-английски: dimension – размер).

Формат: DIM полные имена массивов через запятую.

Для нашего примера: DIM А(5), К2%(2,3), Р$(4)

DIM – невыполняемый оператор, обычно ставится в начале программы (чтоб улучшить её читаемость), до первого обращения к элементам массива.

Какой алгоритм поможет нам заполнить массив элементами? Конечно, циклический, т.к. способ ввода данных одного массива будет одинаков для каждого элемента. Циклический алгоритм поможет и вывести массив на экран.

Алгоритм создания массива

  1. До обращения к элементам массива зарезервировать в памяти компьютера место оператором DIM.
  2. С помощью цикла ввести элементы массива.
  3. С помощью цикла вывести элементы массива.

Учесть и следующее: если в массиве количество строк и столбцов (или элементов) определено величиной переменной, а не постоянной, то ввести значения переменных необходимо до оператора DIM (мы сначала решаем сколько элементов в таблице, а затем уже её чертим).

Задача 1. Создать одномерный массив.

Для получения двумерного массива необходимо дать понятие вложенных циклов.

Это можно сделать на примере работы часов.

Задача 2. Создать двумерный массив.

Аргументы: массив К%(3,5) – цел
К%(I,J) – цел
Промеж. вел: I, J –цел
Результат: К%(I, J) - цел
Блок-схема: рис. 2
REM создание двумерного массива
CLS
DIM К%(3,5)
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 5
INPUT K%(I,J)
NEXT I
NEXT J
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 5
PRINT K%(I,J);
NEXT I
PRINT
NEXT J
END

ПРАКТИКУМ НА ПК

Цель: Увидеть на экране создание массива.

А) Одномерный массив:

  • горизонтальное и вертикальное положение элементов массива;
  • разные способы вывода элементов (например, –2 4 5 7 или А(1)=-2, А(2)=4 и т.д.)

Б) Двумерный массив:

  • каким образом идёт заполнение массива (по строчкам)
  • необходимость разделителя в конце PRINT
  • необходимость пустого PRINT

3. Способы заполнения массива

Вопросы для водной беседы.

  1. Какой способ ввода элементов использовался в рассмотренных задачах? (С помощью оператора INPUT)
  2. Удобен ли он для ввода элементов массива? Почему? (Неудобен, т.к. ввод значений элементов происходит через клавиатуру, а если массив большой? Кроме этого невозможно соединить цикл ввода и вывода, т.к. нарушится наглядность вывода элементов на экран, программа получается громоздкой)

Конечно, способ ввода элементов массива через INPUT не единственный. Рассмотрим их.

На доске три алгоритма создания массива. Составить к каждому блок-схему.

1) 2) 3)
CLS
DIM А%(8)
FOR I=1 TO 8
А%(I)=INT(RND(1)*10)
? А%(I)
NEXT I
CLS
DIM B(10)
FOR X=1 TO 10
B(X)=X/2+3
? B(X)
NEXT X
CLS
DIM К$(2,3)
FOR A=1 TO 2
FOR B=1 TO 3
READ K$(A,B)
? K$(A,B);
NEXT В
?
NEXT А
DATA Ж, Л, О
DATA Е, З, Р

Определите способы ввода элементов каждого массива. Оцените их удобства и преимущества.

Итак, способы вода элементов:

  • Через клавиатуру, с помощью оператора INPUT.
  • С помощью счётчика случайного числа RND.
  • По формуле.
  • Через операторы READ и DATA.
  • 1 способ: не соединять цикл ввода и вывода – это нарушает читаемость массива.
  • 2 способ: удобнее RND использовать с функцией INT, что уменьшает количество цифр в числе. Регулировать отрезок используемых чисел домножением RND.
  • 3 способ: в формулах использовать переменные, значения которых изменяются в ходе работы цикла (например, управляющую переменную), с одинаковыми числами работать монотонно.
  • 4 способ: данные операторы удобнее использовать для создания массива, заранее определённого условием задачи. Недопустимо использование массива, количество элементов которого определено переменной.

Цель: рассмотреть создание массива разными способами ввода элементов, отработать навыки грамотного использования каждого из способов.

4. Основные формулы, используемые в задачах с массивами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информатика, 9 класс

Образовательные

Формировать у детей представления об одномерном массиве.

Воспитательные

Воспитывать интерес к информатике, как к учебному предмету.

« Воспитание аккуратности, точности.

Развивающие

Развитие представлений детей о программировании на языке Паскаль.

«Развитие психических процессов у детей, таких как внимание,

мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке, в Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения планировать свою деятельность;

Материалы и оборудование:

Интегрированная инструментальная оболочка программы ABCPascal .

Карточки с заданиями, блок-схемы задач, шаблоны.

Наглядные материалы: ввод и вывод одномерного массива на языке программирования и в виде блок-схемы.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Понятие одномерного массива.

Способы заполнение и вывода одномерного массива.

Самостоятельное решение задач (Приложение).

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Понятие одномерного массива.

Понятие одномерного массива.

о Заполнение одномерного массива.

Вывод значений элементов массива.

Рассказ учителя.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством объектов, объединенных по определенным признакам.

Рост учеников класса

Таблица температур за неделю.

Такую таблицу называют линейной. В программировании линейная таблица называется одномерным массивом. Массив- это пронумерованная конечная последовательность однотипных величин. Массив характеризуется: типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип; именем, массив имеет имя - одно для всех элементов; размером, Размер массива - это количество его элементов. Для обращения к конкретному элементу массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках индекс элемента: А[1].

Пример: Рассмотрим массив А. Массив состоит из пяти целых чисел: 5, 10, 15, 20, 25.

Элементы массива пронумерованы. Порядковый номер элемента называется его индексом.

Например, 3 - номер элемента массива, по другому индекс. 15 - значение элемента массива.

Обозначаются элементы массива в квадратных скобках, А[2], А[3], А[4],

2 - номер элемента массива. 10 - значение элемента массива.

Описание массива.

Рассмотрим описание массива на Паскале. Слово array буквально переводится как массив.

Где А имя массива. 1 - начальный индекс. 5 - конечный индекс, integer - тип элементов - целый. Границы индекса могут быть любыми целыми числами. Важно, чтобы нижняя граница была меньше верхней границы. И рассмотрим описание - размер через константу:

Const - это раздел описания констант, то есть постоянных величин, определяемых заранее и не изменяющихся по ходу выполнения программы. I - переменная, хранящая индекс элемента массива, к которому идет обращение.

Массив - это упорядоченный набор величин (или таблица) обозначенных одним именем.

Элементы массива последовательно располагаются в памяти ЭВМ. При обращении к элементу массива указывается его имя и индекс (номер элемента в совокупности). Если каждый элемент массива имеет только один индекс, то такой массив называется одномерным (линейным).

5 8 11 14 17 20 A [ i ]

Одномерный массив - упорядоченный набор данных, имеющих одно имя, но разные порядковые номера (индексы).

Подобно переменной - ячейке памяти компьютера, массив - это последовательность ячеек в памяти компьютера, обозначенных одним именем и имеющих каждая свой номер - индекс.

Как и переменная, массив описывается в разделе var :

го _ элемента >] of тип >;

b: array [1 ..21 ] of integer;

M:array[ 1..30] of Real;

M[19| - 19- ый элемент массива M.

Все массивы вводятся и обрабатываются в цикле, причем параметром цикла является индекс элемента массива.

Термин заполнить массив означает задать значения всем элементам массива. Термин вывести массив - напечатать на экране все элементы массива.

hello_html_351875d8.jpg

Потребность использовать массив возникает всякий раз, когда при решении задачи приходится иметь дело с большим, но конечным количеством однотипных данных, которые необходимо хранить в памяти. Предположим, что мы наблюдали температуру воздуха в течение некоторого периода времени (например, месяца). Закончив наблюдения, приступаем к обработке

полученных данных: поиску самого холодного или самого теплого дня, вычислению среднемесячной температуры и т.д. Для этого мы должны составить алгоритм и программу осуществляющие обработку данных.

3. Заполнение одномерного массива.

Рассмотрим заполнение массива. Существует несколько способов заполнения массива.

Мы рассмотрим четыре способа:

с помощью датчика случайных чисел; о с помощью формулы.

а с помощью оператора присваивания, program р 1;

var a:array [1..5] of integer; begin

writeln (a[ 1 ],' a[2],' a[3],' a[4],’ a[5]);

Как бы ни был примитивен приведенный пример, он все же иллюстрирует возможность непосредственного обращения к каждому элементу массива отдельно. Правда, никакого преимущества массива перед несколькими простыми переменными здесь не видно. Очевидно, что в случае, когда количество элементов очень велико, этот способ не подходит. Как правило, этот способ используется не для заполнения массива, а для изменения значений элементов массива.

Заполнение массива с клавиатуры.

Рассмотрим пример заполнения массива А пятью целыми числами с клавиатуры.

Для того чтобы организовать ввод исходных данных в массив, нужно использовать

Begin - начало цикла ввода элементов массива.

Вводим элемент с индексом один.

Обращаемся к первому элементу массива А.

Запоминаем число 13.

End - конец цикла ввода элементов массива.

Аналогично запоминаем остальные 4 числа, program р 1; uses crt ; var

d: array[M ..10] of integer;

for j:=l to 10 do begin

write ('d[',j:2,']='); readln (d[j]); end;

for j:=l to 10 do

Заполнение массива случайными числами.

Рассмотрим задание значений элементов массива как случайных чисел. Функция получения случайных чисел из заданного интервала [0, М-1] выдает целые числа из этого интервала: random (М). Можно использовать функцию получения случайных чисел без указания аргумента. Она выдает случайное вещественное число от нуля до одного: random

Функция получения случайных чисел из интервала [А, В] имеет вид random (Ь-а+1)+а

Заполним массив например десятью целыми числами из интервала [1,100] запишем фрагмент программы: for i := l to 10 do begin

a [ i ]:= random (101);

Заполнение массива с помощью формулы

Заполнить одномерный массив из 10 чисел по формуле b [ i ]:= i *3 Здесь массив из десяти целых чисел заполняется индексами элементов умноженными на три.

4. Вывод значений элементов массива

Рассмотрим вывод массива из трех целых чисел. Здесь параметр 4 означает количество позиций, отводимых под значение a [ i ], то есть значение переменной a [ i ] выводится как целое число в четыре символьные позиции на экране. Результатом вывода массива будет:

Решение задач по обработке массива связано, как правило, с перебором элементов массива. Такой перебор происходит в цикле, в котором изменяются значения индексов от начальной до конечной величины. В практике работы по обработке массивов могут встречаться различные задачи, которые могут быть сведены в несколько наиболее характерных групп:

нахождение суммы (или произведения) элементов.

в нахождение максимального (минимального) элемента; в нахождение номеров элементов, обладающих заданным свойством.

«нахождение количества элементов, обладающих заданным свойством, о замену элементов массива.

удаление элементов из одномерного массива.

изменение значений некоторых элементов.

Закрепление изученного

Одномерные массивы (общий вид)

Итак, общий вид одномерного массива.

Сначала описываем массив.

Затем вводим элементы массива любым способом.

Выполняем поэлементные операции в цикле.

Выводим элементы массива на экран.

Например, вывести массив по формуле, program р 1; uses crt ; var

b: array[1..21] of integer;

for j ml to 21 do

for j ml to 21 do writeln (b[jj,' '); readln; end.

Самостоятельное решение задач

Подведение итогов

Домашнее задание

Выучить ввод и вывод одномерного массива.

Сформировать массив В из 16 чисел и вывести его в строчку (датчиком случайного числа).

Список литературы:

Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию / авт.-сост. А.А.Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград: Учитель, 2006.-202 с.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: массивы, описание массивов, заполнение массивов, типовые задачи обработки массивов.

Глоссарий по теме: массив, элемент массива, размерность массива, индекс элемента массива, сортировка.

Основная литература по теме урока:

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Дополнительная литература по теме урока:

- И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

- К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса. В 2 ч. Ч. 2 — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

- Андреева Е. В. Программирование — это так просто, программирование — это так сложно. Современный учебник программирования. — М.: МЦНМО, 2015

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим следующую задачу: ввести с клавиатуры 20 действительных чисел и вычислить их сумму, при этом каждое из чисел сохранить в памяти для последующей обработки.

Для решения этой достаточно простой задачи мы будем вынуждены ввести 20 имен переменных, что, естественно, очень неудобно. Но ведь чисел может быть гораздо больше, чем 20!

Основное предназначение современных компьютеров — обработка большого количества данных. Очень сложно каждой переменной при этом давать собственное имя и не запутаться. Выходом их этой ситуации является использование более сложных по своей конструкции типов данных — составных (или структурированных). Одним из таких типов являются массивы.

Массив — это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

Элемент массива — отдельная переменная, входящая в массив.

Индекс элемента массива — номер элемента в этом массиве.

Размерность массива — количество элементов, которое содержит массив.

Массивы бывают одномерными и многомерными. Мы будем рассматривать только одномерные массивы. Их условно можно представлять в виде таблицы, которая состоит из множества ячеек, расположенных в одну строку или в один столбец.

Описание массивов

В языке Паскаль массивы описываются в блоке описания переменных следующим образом:

var : array [ ] of

- — описание индексации (нумерации) элементов массива. В качестве типа индекса можно использовать любые порядковые типы;

- — тип величин, непосредственно составляющих массив.

Приведем несколько примеров описаний:

  1. varday: array [1..365] of integer; — массив, состоящий из 365 целых чисел, которые пронумерованы от 1 до 365;
  2. vartem: array [0..11] of real; — массив, состоящий из 12 вещественных, пронумерованных от 0 до 11;
  3. var ocenka: array [–2..2] of char; — массив, состоящий из 5 символьных переменных с номерами от -2 до 2:
  4. const n=10; var slovo: array [1..n] of string; — n строковых величин, пронумерованных от 1 до n;

Для того, чтобы обратиться к элементу массива, нужно записать имя массива и в квадратных скобках индекс нужного элемента, например, day[100].

Рассмотрим основные приемы работы с массивами.

Заполнение одномерного массива значениями

Задать элементам массива значения мы можем:

— вводя значения с клавиатуры;

— случайным образом из некоторого диапазона;

Но какой бы способ мы ни выбрали, нам обязательно нужно организовать цикл.

Для начала договоримся, что мы имеем дело с массивом из 10 натуральных чисел (хотя тип элементов в данном случае значения не имеет).

Вывод элементов массива на экран

Вывод элементов также нужно организовывать с помощью цикла. При этом можно объединять процессы формирования массива и вывода его элементов на экран в один цикл, и выводить элементы массива либо в столбик, либо в строчку.

Воспользуемся вторым и третьим способами, рассмотренными выше:


Теперь перейдем к задачам обработки массивов.

Вычисление суммы элементов массива

Алгоритм решения практически полностью совпадает с алгоритмом нахождения суммы некоторого количества чисел, который мы уже рассматривали на третьем уроке в этой теме.


Следующая группа задач очень часто встречается нам в реальной жизни. Это задача поиска в массиве. Например, поиск нужного слова в словаре, поиск времени отправления нужного поезда в расписании и т. д.

В программировании поиск — одна из наиболее часто встречающихся задач вычислительного характера.

В алгоритмах поиска существуют два возможных варианта окончания их работы: поиск может оказаться удачным — заданный элемент найден в массиве и определено его месторасположение, либо поиск может оказаться неудачным – необходимого элемента в данном объеме информации нет. Кроме того, искомый элемент может встретиться в массиве неоднократно.

Рассмотрим несколько типовых задач, которые уже знакомы вам из курса основной школы.

Поиск в массиве элемента, удовлетворяющего некоторому условию

Например, требуется найти в массиве элемент, значение которого равно значению переменной p, или сообщить, что такого элемента в массиве нет.

Мы построим алгоритм, идея которого следующая:


Можно заметить, что наш алгоритм решает еще одну часто встречающуюся задачу обработки массивов — подсчет количества элементов, удовлетворяющих некоторому условию.

Поиск максимального (минимального) элемента массива

Подумаем, какие операции нужно выполнить, если требуется найти максимальный элемент. Естественно, как и в предыдущей задаче, операцию сравнения. Но с чем нам сравнивать очередной элемент массива?

Введем дополнительную переменную max, которой присвоим значение, равное значению элемента массива a[1]. Теперь будем сравнивать все элементы, начиная со 2-го, с max, и если найдем больший элемент, то присвоим его значение переменной max. Конечное значение этой переменной и будет значением наибольшего элемента массива.


Поиск максимального (минимального) среди всех элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию

Допустим, нужно найти наибольшее среди всех четных чисел, входящих в массив произвольных натуральных чисел.

Прием, которым мы воспользовались в задаче 5, здесь может привести к ошибке. Например, на первом месте в массиве будет стоять НЕЧЕТНОЕ число, которое окажется больше всех четных. Здесь переменной max лучше присвоить начальное значение, заведомо меньшее всех элементов массива. Например, если наш массив составлен из натуральных чисел, то присвоить max значение -2. Если после окончания программы значение max останется таким же, это будет означать, что в массиве нет четных чисел. Если же они будут, max изменит значение.

Сдвиг элементов массива

Сдвиг элементов массива необходимо выполнять при удалении или вставке элементов. Если происходит удаление, то элементы, расположенные после удаленного, сдвигаются на одну ячейку влево. Если же происходит добавление, то элементы, расположенные после места вставки, сдвигаются вправо. При этом нужно учитывать, что размерность массива уже указана при его описании и измениться не может.

Таким образом при удалении элемента из массива мы можем получить, например, такую ситуацию. Допустим, имеется массив:


Удалим из него элемент с индексом i=4, т. е. a[1]=a[1], a[2]=a[2], a[3]=a[3], a[4]=a[5], a[5]=a[6], a[6]=a[7]. А вот для последнего элемента a[7] новое значение взять неоткуда. Он сохранит свое значение. Получим:


Чтобы избежать такого дублирования последнего элемента обычно на его место ставят число 0.

Программа удаления элемента из массива на языке Паскаль может выглядеть следующим образом:


Сложнее обстоит дело со вставкой элемента внутрь массива. Как мы сказали, при вставке все элементы, расположенные справа от места вставки, сдвигаются вправо. Последнему же элементу сдвигаться некуда, и он пропадет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить размерность массива на 1. Но учесть это надо при описании массива. Второй важный момент заключается в том, что сдвиг значений мы будем производить справа налево до заявленной позиции вставки:


Реверс массива

Реверс массива — это перестановка его элементов в обратном порядке: первый элемент становится последним, а последний — первым.


Из примера видно, что местами меняются 1-й элемент с N-м, второй — с (N–1)-м и т. д. Замечаем, что сумма индексов элементов, участвующих в обмене, равна N+1, поэтому элемент с номером i должен меняться местами с (N+1–i)-м элементом.

Теперь разберемся с организацией цикла. Если мы организуем цикл по всем элементам, то получим:


Все вернулось в исходное состояние, потому что реверс выполнился дважды. Чтобы этого не произошло, нужно остановить процесс обмена на середине массива, т.е. на элементе с индексом (N div 2).


Сортировка массива

Сортировка — один из наиболее распространенных процессов обработки данных.

Под сортировкой массива понимают расстановку элементов массива в заданном порядке.

Порядок сортировки может быть любым, для чисел обычно рассматривают сортировку по возрастанию или убыванию значений.

Цель сортировки — ускорить последующий поиск элементов, т. к. нужный элемент легче искать в упорядоченном массиве.

Существует много различных алгоритмов сортировки. Мы рассмотрим некоторые из них на примере сортировки массива целых чисел в порядке неубывания (a[i] 2 , где n — число элементов в массиве.

mod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter

mod_vvisit_counter
Сегодня514
mod_vvisit_counter
Вчера779
mod_vvisit_counter
На этой неделе1293
mod_vvisit_counter
На прошлой неделе4854
mod_vvisit_counter
В этом месяце514
mod_vvisit_counter
В прошлом месяце27151
mod_vvisit_counter
Всего1704801

План-конспект урока информатики "Структурированный тип данных: массив. Ввод элементов массива" разработала Тарасова В.В

Цели урока:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны уметь: вводить элементы массива.

1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (проблемный метод обучения, фронтальная форма работы).

Вопрос классу . Приведите примеры задач, при решении которых приходится обрабатывать большое количество однотипных данных. Вывод : Для хранения этих данных придётся вводить большое количество переменных, что сделает программу громоздкой. Проблема : как упростить решение подобных задач, например, алгоритм вычисления суммарного объёма файлов папки.

Var v1,v2,v3,v4: integer;

Writeln ('Введите размеры файлов: ');

Этот алгоритм, немного изменив можно использовать для другой папки, но при большом количестве слагаемых понятно, что надо искать новый путь решения.

Во-первых, длинные списки переменных, легко запутаться.

Во-вторых, для каждой паки с файлами нужно писать свой алгоритм, но ведь основное свойство алгоритма – это многозадачность.

Хотелось бы оператор v := v1+v2+v3+v4; заменить на оператор v := v1+v2+…+vn, в котором не перечисляются явно все переменные, а описать эти переменные и указать что с ними необходимо выполнить однотипное действие.

Вывод : необходимо ввести новый тип данных, напоминающих таблицу. Мы фактически указали основные свойства нового типа, который необходимо ввести на уроке. Массив состоит из множества простых переменных, которые можно описать без перечисления, и к ним можно обратиться не по уникальным именам, а по общему имени с указанием индекса элемента.

Теперь понятно, зачем нужны массивы, и можно разбираться в новых понятиях: элемент, индекс, обращение к элементу. Вводить понятие массив можно, если все простые переменные, объединённые в массив, равноправны, однотипны и их количество не влияет на алгоритм обработки последовательности элементов.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым. Фронтальная форма работы).

— Сформулировать определение понятия “массив” , “индекс”, акцентировать:

1. имя — одно для всей последовательности элементов, посредством которого можно ссылаться на него как на единое целое;

2. индекс элемента, посредством которого осуществляется доступ к элементу (индекс массива не всегда является его номером);

3. массив является структурированным (составным) типом данных, т. е. состоит из конечного числа других величин.

4. элементы массива могут использоваться как обычные переменные.

— Классифицировать массивы одномерные, многомерные.

— Объяснить описание массивов в языке PascalABC.

  1. Закрепление нового материала(репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Выполнить устно упражнения :

1. Массив Т средних дневных температур сентября. Заполните пропуски в описании этого массива: Var Т: --- [---..---] of ---.

2. Определите количество элементов массива?

1) Var M : array [1..12] of integer; 2) Var M : array [3..9] of integer;

3) Var M : array [0..5] of integer; 4) Var M : array [-1..6] of integer.

3. Определите тип переменных для описания:

1) порядкового номера ученика в классном журнале;

2) количества взятых в библиотеке книг;

3) температуры тела человека;

4) среднего балла успеваемости ученика.

4. Опишите массив М, содержащий данные:

1) рейтинг учащихся вашего класса; 2) календарь температуры февраля;

3) плотность семи материалов, выраженная в г/см3;

4) количество комнат на этаже здания с подземным и цокольным этажом.

5. Запишите команду ввода с клавиатуры десяти элементов массива М.

Выберите правильные ответы.

1. Для объявления массива в языке Pascal ABC используют служебные слова:

а) Read; б) Array; в) For; г) Var.

2. Обращение к элементу массива осуществляется:

а) по значению; б) по имени; в) по адресу; г) по индексу.

3. Верные имена массива: а) M; б) 1M; в) M1; г) M_2; д) M 3; е) M>5; ж) Real;

4. Правильное описание массива M из 9 целых чисел:

а) M := array [1.9] of real; б) VarM :array 4 of integer;

в) Var M : array [1..9] integer; r) Var M : array [1..9] of real;

5. Правильное описание массив А из пяти констант 3, 5, 7, 11, 13:

а) Const A array [5] of real := 3, 5, 7, 11, 13;

б) Const A: array [1..5] of integer = (3, 5, 7, 11, 13);

в) Const A: array [5] of integer = [3, 5, 7, 11, 13];

r) Const A: array [3, 5, 7, 11, 13] of integer;

Даны массивы: A,B,C: array [1..6] of integer. Какое значение будет иметь элемент массива C [3] после выполнения следующих операций:

Нажмите, чтобы узнать подробности

o Познакомить учащихся со структурированным типом данных в Паскале.

o Повторить основные правила работы за компьютером.

o умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

o интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

o Интерес к алгоритмическому мышлению;

o дисциплинированность, любознательность.

Познакомить учащихся со структурированным типом данных в Паскале.

Повторить основные правила работы за компьютером.

умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

Интерес к алгоритмическому мышлению;

I. Организационный момент.

Учитель объявляет оценки, полученные на прошлом уроке по самостоятельной работе. Фронтально объясняет типичные ошибки, которые допустили учащиеся в данной самостоятельной работе.

II. Объяснение нового материала.

Далее учитель начинает объяснять новый материал:

понятие структурированных данных в Паскале;

описание структуры - массив;

ввод элементов массива в строку;

ввод элементов массива в столбец;

вывод элементов массива в строку;

вывод элементов массива в столбец;

III. Физкультминутка..

Учитель предлагает выполнить небольшую разминку для снятия усталости у учащихся.

IV. Практическая работа на компьютере..

Учитель предлагает решить две задачи на компьютере в среде СП Паскаль:

Ввод массива в строку- вывод в столбец;

Ввод массива в столбец- вывод в строку.

V. Рефлексия.

Учитель предлагает подвести итоги урока, ответив на вопросы:

Что вас удивило на уроке?

Чему вы научились?

Что осталось непонятым?

Что понравилось на уроке?

VI. Домашнее задание.

[Электронный материал: §4, упр.1-3]


-75%

Читайте также: