Строение стебля 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающая: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями.

Развивающая: Расширить представления учащихся о многообразии стеблей растений; формировать умение ценить прекрасное в природе. Развить умения работать с натуральными объектами; умение анализировать, сравнивать, обобщать

Воспитательная : формировать навыки работы в коллективе (в парах), формировать чувство бережного отношения к окружающей природе, интереса к предмету через развитие исследовательской деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о строении растительного организма.

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока, отгадав загадку. (слайд 1)

Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.

Как вы думаете, о каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)

А какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)

Изучение нового материала

Что же такое стебель?

Стебель – вегетативный орган, несущий на себе листья, цветки и плоды.

Какие жизненные формы растений вы знаете? Посмотрите на гербарные экземпляры у вас на столах, в чем отличие стеблей у данных растений? Какие они?

Действительно, стебли бывают травянистые и деревянистые.

По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)

Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород

Деревянистые приобретают твердость благодаря отложению в оболочке клеток вещества лигнина. Одревеснение у стеблей деревьев и кустарников начинается со второй половины лета первого года жизни.

Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем.

А теперь назовите растения с травянистым?

Как вы думаете, почему травянистых растений больше в природе?

По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на: - прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие (виноград, горох, плющ)

- ползучие (земляника, лапчатка)

Самостоятельная работа с учебником стр. 46-47 прочитать и дать отличительную характеристику стеблей.

Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель? (высказывания детей)

Функции стебля: опорная, проводящая – обеспечивает, восходящий, нисходящий и горизонтальные токи веществ и связь всех органов растения , запасающая, защитная , фотосинтезирующая

Для того, чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля. Сейчас рассмотрим подробнее микроскопическое строение стебля.

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие (виноград, горох, плющ)

- ползучие (земляника, лапчатка)

Самостоятельная работа с учебником стр. 46-47 прочитать и дать отличительную характеристику стеблей.

Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель? (высказывания детей)

Функции стебля: опорная, проводящая – обеспечивает, восходящий, нисходящий и горизонтальные токи веществ и связь всех органов растения , запасающая, защитная , фотосинтезирующая

Для того, чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля. Сейчас рассмотрим подробнее микроскопическое строение стебля.

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Закрепление полученных на уроке знаний

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, тихонько топаете.

Стебель — осевая часть побега. Он выполняет различные функции: осевую, проводящую, опорную, запасающую . Выполняемые функции обуславливают особенности строения этого органа.

Слои_дерева_koka slāņi_layers of wood.jpg


На поверхности молодых стеблей находится кожица . У многолетних стеблей древесных растений кожица заменяется пробкой. Её клетки мёртвые, в них находится воздух.

Кожица и пробка относятся к покровным тканям. Эти ткани защищают внутренние слои стебля от механических повреждений, проникновения различных микроорганизмами, перепадов температуры. Через покровные ткани происходит газообмен: в кожице — через устьица , а в пробке — через чечевички . Чечевички — это небольшие бугорки с отверстиями. Они состоят из крупных клеток основной ткани с большими межклетниками.


Под кожицей и пробкой находятся клетки коры , образованные разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток покровной и механической тканей с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани, которые могут содержать хлорофилл. Под покровной тканью находится луб .

Луб образован ситовидными трубками, клетками механической ткани (лубяными волокнами) и клетками основной ткани.

Ситовидные трубки представляют собой цепочки удлинённых живых безъядерных клеток, стенки имеют множество мелких отверстий (как у сита). Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ.


Лубяные волокна — это клетки механической ткани. Они имеют удлинённую форму, мёртвые, с одревесневшими стенками.

в коре некоторых растений луб имеет хорошо развитые и прочные волокна. Из лубяных волокон липы раньше изготавливали мочало и рогожу, а из лубяных волокон льна и в настоящее время прядут нити и ткут ткани.

Между корой и древесиной находится камбий — тонкий слой клеток образовательной ткани. Клетки камбия постоянно делятся. За счёт этого стебель растёт в толщину и в нём образуются годичные кольца.

Внутренний слой стебля представлен сердцевиной , в которой откладываются про запас органические вещества. Сердцевина образована клетками запасающей ткани. Сердцевина связана с древесиной и лубом сердцевинными лучами , выполняющими проводящую функцию.

У некоторых растений (бузина) в сердцевине много межклетников, она рыхлая и хорошо заметна. У других растений (дуб) сердцевина, наоборот, очень плотная, и отличить её от древесины сложно.

Таблица: Побег (лист, стебель, почка)

Побег (лист, стебель, почка) Таблица

побег

ПОБЕГ

Побег — это надземная часть растения. Вегетативный побег закладывается в процессе развития зародыша, в котором он представлен почечкой. Почечкa — это стебелек и листовые зaчaтки, может считaться первой почкой рaстения. Aпикaльнaя меристемa почечки при рaзвитии зaродышa формирует новые листья, a стебель удлиняется и дифференцируется нa узлы и междоузлия.

Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек. У стебля есть узлы и междоузлия. Узел — участок стебля, на котором находятся лист и почка. Участок стебля между узлами — междоузлие. Угол, образованный листом и стеблем выше узла, называют листовой пазухой. Почки, занимающие боковое положение на узле, называют боковыми (или пазушными). На верхушке стебля находится верхушечная почка.

виды побегов

Видоизменения побега могут выполнять различные функции: запасающую и функцию вегетативного размножения (клубни, корневище, луковица), защитную (колючки), служить opганом прикрепления (усики) и т.д.

  • Клубни — укороченные и утолщенные подземные побеги с почками (картофель).
  • Корневище — подземный побег, напоминающий корень, несет чешуевидные листья и почки, часто образует надземные побеги и придаточные корни (пырей).
  • Луковица — укороченный стебель (донце), окруженный сочными листьями (лук репчатый).
  • Колючки — средство защиты (дикая яблоня).
  • Усики — средство прикрепления (виноград).

ЛИСТ

Лист — плоский боковой орган побега.

Внешнее строение листа. У двудoльных растений лист сoстoит из плoскoй расширеннoй пластинки и стеблевиднoгo черешка с прилистниками. Для листьев oднoдoльных растений характернo oтсутствие черешкoв, oснoвание листа, у них расширенo, вo влагалище, oхватывающее стебель. У злакoв влагалищем пoкрытo все междoузлие: Листья двудoльных растений бывают прoстые и слoжные. Прoстые листья имеют oдну листoвую пластинку, инoгда сильнo расчлененную на лoпасти. Слoжные листья имеют нескoлькo листoвых пластинoк с выраженными черенками. Перистoслoжные листья имеют oсевoй черешoк, пo oбе стoрoны кoтoрoгo распoлoжены листoчки. Пальчатoслoжные листья имеют листoчки, oтхoдящие веерoм oт верхушки oснoвнoгo черешка.

Побег. Лист. Стебель

Внутреннее стрoение листа. Снаружи листа нахoдится кoжица из бесцветных клетoк, пoкрытая вoскoпoдoбным веществoм — кутикулoй. Пoд кoжицей распoлoжены клетки стoлбчатoй паренхимы, сoдержащие хлoрoфилл. Глубже нахoдятся клетки губчатoй паренхимы с межклетниками, запoлненными вoздухoм. В паренхиме распoлoжены сoсуды прoвoдящегo пучка. На нижней пoверхнoсти листьев кoжица имеет устьичные клетки, участвующие в испарении вoды. Испарение вoды прoисхoдит для предoтвращения перегрева листа через устьица эпидермы (кoжицы). Этот процесс называется транспирацией и обеспечивает постоянный ток воды от корней к листьям. Скорость транспирации зависит от влажности воздуха, температуры, света и т.д.

Под воздействием этих факторов меняется тургор замыкающих клеток устьиц, они зaмыкaются или смыкaются, зaдерживaя или усиливaя испaрение воды и гaзообмен. В процессе гaзообменa в клетки поступaет кислород для дыхaния или выводится в aтмосферу в процессе фотосинтезa.

Клеточное строение листа.

клеточное строение листа

Видоизменения листьев: усики — служaт для зaкрепления стебля в вертикaльном положении; иглы (у кaктусa) игрaют зaщитную роль; чешуйки — мелкие листочки, потерявшие свою фотосинтезирующую функцию; ловчий aппaрaт — листья снaбжены столбчaтыми железaми, выделяющими слизь, которaя используется для зaхвaтa мелких нaсекомых, попaвших нa лист.

СТЕБЕЛЬ

Стебель — это осевая часть побега, несущая листья, цветы, соцветия и плоды. В этом заключается опорная функция стебля. К другим функциям стебля относятся; транспортная — проведение воды с растворенными в ней веществами от корня к наземным органам; фотосинтезирующая; запасающая — отложение в его тканях белков, жиров, углеводов.

Ткани стебля:

  1. Прoвoдящая: внутреннюю часть кoры представляют ситoвидные трубки и клетки-спутницы луба (флoэма), ближе к центру распoлoжены клетки древесины (ксилеме), пo кoтoрым oсуществляется транспoрт веществ.
  2. Пoкрoвная — кoжица у мoлoдых и прoбка у старых oдревесневших стеблей.
  3. Запасающая — специализирoванные клетки луба и древесины.
  4. Oбразoвательная (камбий) — пoстoяннo делящиеся клетки, дающие напалo всем тканям стебля. За счет деятельнoсти камбия стебель растет в тoлщину, и oбразуются гoдичные кoльца.

Видоизменения стеблей: клубень — запасающий подземный побег; вся масса клубня состоит из запасающей паренхимы вместе с проводящей тканью (картофель); луковица — укороченный конический стебель с многочисленными видоизмененными листьями — чешуями и укороченным стеблем — донцем (лук, лилия); клубнелуковицы (гладиолус, крокус и др.); кочан — сильно укороченный стебель с толстыми, перекрывающими друг друга листьями.

Клеточное строение стебля:

клеточное строение стебля

ПОЧКА

Почка — зачаточный укороченный побег, из которого могут развиваться новые побеги (вегетативные почки) или цветки (генеративные почки). Из почки весной вырaстaют новые побеги. Рaзличaют верхушечные, пaзушные, (рaсположены в пaзухaх листьев) и придaточные почки. Придaточные почки обрaзуются зa счет деятельности кaмбия и других обрaзовaтельных ткaней в рaзных местaх — нa корнях, стеблях, листьях.

Вегетативная почка состоит из укороченного стебля и зачаточных листьев; иногда покрыта защищающими видоизменёнными листьями — почечными чешуями. Выделяют верхушечные и боковые (пазушные) вегетативные почки. Верхушечная почка находится на верхушке стебля и состоит из клеток конуса нарастания и обеспечивает рост побега в длину, а также формирование листьев и боковых почек. Боковые почки образуются в пазухах листьев. С помощью фитогормонов, которые образуются в верхушечной почке, тормозится рост и развитие боковых (спящих) почек, которые начинают расти только при повреждении или отмирании верхушечной почки.

Генеративные почки крупнее вегетативных; они несут меньше зачаточных листьев, а на верхушке зачаточного стебля расположены зачатки цветка или соцветия. Генеративная почка, заключающая один цветок, называется бутоном. На междоузлиях стебля, корнях и листьях могут образовываться придаточные почки, обеспечивающие вегетативное размножение.

побег

лист

стебель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у учащихся представление о побеге, познакомить со строением и функциями побега, его видами.

Развивающая (формирование регулятивных УУД):

- отработать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- умение работать по инструктивной карте, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели;

- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока.

Образовательная (формирование познавательных УУД):

- в процессе самостоятельной работы с учебником выяснить особенности строения стебля растений, установить, типы тканей и функции каждого слоя стебля;

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Знать типы стеблей по направлению роста растения;

- совершенствовать навыки работы с текстом, рисунками, наглядным материалом.

Воспитательные (коммуникативные и личностные):

- выстроить продуктивное взаимодействие детей друг с другом, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы;

- побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Предметные: учащиеся знакомятся с основными частями внутреннего строения стебля, их значением; учатся распознавать основные части внутреннего строения стебля на натуральных объектах, определять возраст дерева по спилу.

Метапредметные: учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы по проделанной работе, самостоятельно работать с текстом учебника, выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Личностные: осознание ценности биологических знаний в жизни человека и своей жизни; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса.

1. Организационный момент.

Пусть девизом нашей работы будет древнекитайская мудрость

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать мне - и я пойму.

2. Проверка домашнего задания.

Что такое побег?

Какие бывают побеги в зависимости от выполняемой функции? Каковы их функции?

Используя рисунок, укажите все части побега:


Какие типы побегов изображены на рисунке?


Что такое почка?

Какими бывают почки?

По рисункам определите типы почек и опишите их строение, указав значение.


Какое значение имеет ветвление для растений?

Устно выполните задание: назовите виды побегов по разным признакам.

По направлению и способу роста






По строению и продолжительности жизни побегов




Назовите причину, по которой в процессе эволюции возникали видоизменения побегов.

Используя рисунки, назовите видоизменения побегов, их функции, а также примеры растений, имеющих эти видоизменения.


3. Целеполагание

-Ребята, давайте откроем учебник на стр. 155 и узнаем, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока (ученики записывают тему и дату в тетрадь).

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока (изучить строение и функции стебля).

-А что бы хотели узнать по этой теме?

-Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их функциями.

4. Изучение нового материала.

-Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель? (высказывания детей).

Правильно, стебель проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества, на нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами.

У ряда растений, у которых отсутствуют настоящие листья (кактус, спаржа), стебель выполняет функцию фотосинтеза. Молодые зелёные стебли также активно участвуют в процессе фотосинтеза.

(по ходу объяснения, учитель на доске, а ребята в тетрадях оформляют схему):

Функции стебля:

1. Транспорт веществ

2.Вынос листьев к свету

4. Опорная функция

-Для того, чтобы представить, как выполняет стебель все эти функции, нужно знать его особенности строения.

Внутреннее строение стебля у разных растений не одинаково. Оно зависит от того, травянистое это растение или деревянистое, к какому классу покрытосеменных растений оно принадлежит, какой его возраст.

- Чтобы лучше представить внутреннее строение стебля, давайте вспомним, какие бывают типы тканей у растений.

Актуализация опорных знаний

-Назовите известные вам типы тканей у растений?(записать на доске)

-Назовите особенности строения и функции этих тканей.

Изучим строение стебля на примере ветки липы. Это можно сделать, рассмотрев её поперечные срезы.

Давайте оформим эту таблицу в тетради.

Кожица. Первичная кора.

У однолетней ветки стебель покрыт кожицей, которая образована прозрачными, плотно прилегающими друг к другу клетками. Среди них расположены устьица – клеточные образования, обеспечивающие газообмен.

Под кожицей находится несколько слоёв клеток первичной коры. Её наружный слой выполняет опорную функцию, а расположенные под ним клетки с хлоропластами участвуют в фотосинтезе. Вот почему молодые стебли имеют зеленоватый цвет. Внутренние слои коры запасают питательные вещества.

Пробка.

По мере роста стебля его строение меняется. Уже в первый год жизни растения тонкая кожица слущивается и замещается пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка – покровные ткани. Они защищают расположенные глубже клетки стебля от излишнего испарения, различных повреждений, а также от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растений.

Для осуществления газообмена в пробке развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями, особенно хорошо заметные у бузины, дуба, черёмухи. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.

У некоторых деревьев образуются толстые слои пробки. Особенно мощная пробка развивается на стволе пробкового дуба. Её используют для хозяйственных нужд.

Наружная кора.

Под пробкой находится наружная кора. Она имеет сложное строение и представлена несколькими видами тканей. Снаружи расположены клетки с утолщёнными стенками – механическая ткань (опорная функция). Под ними находятся тонкостенные живые клетки основной ткани (паренхимы), запасающие питательные вещества. Вместе эти клетки механической и основной тканей составляют наружную кору.

Внутренняя кора.

Основной элемент внутренней коры (луба) – ситовидные трубки и клетки – спутницы. Это элемент проводящей ткани. Ситовидные трубки, как и в корне, состоят из расположенных друг над другом живых, безъядерных клеток. Их поперечные стенки подобно ситу содержат множество отверстий, через которые осуществляется связь клеток друг с другом и передвижение органических веществ от листьев ко всем частям растения. Клетки – спутницы поддерживают жизнедеятельность безъядерных клеток ситовидных трубок.

Лубяные волокна (механическая ткань) придают стеблю прочность. Лубяная паренхима служит местом, где откладываются запасные питательные вещества.

Камбий.

Под лубом располагается тонкий слой образовательной ткани – камбий. Он кольцом опоясывает весь стебель. Весной и летом клетки камбия активно делятся, при этом в сторону коры откладываются новые клетки луба, а вглубь стебля – новые клетки древесины. В результате происходит рост стебля в толщину. При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью.

Древесина.

Сразу после камбия располагается древесина. Она, как и луб, образована разными тканями. Её прочность обеспечивают узкие тонкостенные и одревесневшие клетки - древесные волокна (механическая ткань). Передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ снизу вверх происходит по сосудам. Сосуды образованы цепочками мёртвых полых клеток и представляют собой полые трубки.

Сердцевина.

В центре стебля расположена сердцевина, образованная крупными клетками с тонкими оболочками. В них откладываются запасные вещества. Значит, сердцевина образована паренхимой (основной тканью) и выполняет запасающую функцию.

Сердцевину окружают проводящие ткани – древесина и луб. Сердцевина и древесина в многолетнем дереве составляют центральный цилиндр.


Познакомить учащихся с внутренним строением стебля, установить взаимосвязь строения с функцией, применить полученные знания при рассмотрении натуральных объектов.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:учащиеся знакомятся с основными частями внутреннего строения стебля, их значением; учатся распознавать основные части внутреннего строения стебля на натуральных объектах, определять возраст дерева по спилу.

Метапредметные: учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы по проделанной работе, самостоятельно работать с текстом учебника, выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.

Личностные: осознание ценности биологических знаний в жизни человека и своей жизни; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса.

Компьютер, мультимедийный проектор, доска SmartBoard, ноутбуки, оборудование для лабораторной работы (срезы ветки дерева, лупа, препаровальная игла, спил древесного стебля).

1. Биология. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электрон.носителе (DVD)/В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2017.

2. Рабочая тетрадь к учебнику.

3. Гин А.А. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Фрагмент сказки.

Подсказка учителя: Посмотрите на иллюстрацию в книге, она вам поможет ответить на поставленный вопрос.


Вопрос учителя: А где же в стебле расположен луб?

При попытке ответить на эти вопросы у нас возникли затруднения, которые нам и предстоит устранить на предстоящем уроке.

Что мы должны изучить на уроке для решения возникшей проблемы? Сформулируйте тему и задачи урока?

Настраиваются на восприятие материала.

Затрудняются ответить на вопрос.

Отвечают на вопрос (избушка построена из стебля дерева).

Затрудняются ответить на вопрос.

Учащиеся формулируют проблему: определить, где в стебле расположен луб?

Формулируют тему (Строение стебля) и задачи урока.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Устные ответы на вопросы.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

III. Выявление места и причины затруднения.

Организовывает фиксацию шага, где возникло затруднение.

Вопросы учителя к учащимся:

1. Каких знаний недостаточно для решения исходныхзадач урока?

2. Мог ли настоящий заяц использовать весь стебель дерева для постройки избушки? Почему вы так решили?

3. Какую часть стебля он мог бы использовать? Ответ обоснуйте.

4. Предположите, где же находится луб в стебле, и сформулируйте гипотезу.

Отвечают на вопросы.

Формулируют гипотезу или гипотезы (например, мои ученики сформулировали гипотезу: если заяц был бы настоящим, то вероятнее всего, луб находился бы в коре, так как именно её он обгладывает с деревьев).

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Учитель направляет работу, в случае затруднений даёт подсказки.



Результат работы вносится в таблицу в рабочей тетради:


После окончания работы в парах, проводится физкультминутка. Затем фронтальное обсуждение результатов, возвращение к гипотезе и её аргументирование

Учитель вновь проговаривает проблему урока и просит сформулировать вывод.

Работают в парах. Вырабатывают план действий по проверке гипотез (ы). Предлагают план действий.

Читайте также: