Строчная и заглавная буква п конспект урока 1 класс школа россии

Обновлено: 09.07.2024

Оценить 789 0

Урок русского языка в 1 классе

создание условий для формирования навыка письма буквы П, п, формирование умения списывать с печатного и письменного текста, развитие фонематического слуха;

развитие навыка грамотного письма, развивать у школьников мышцы рук и координацию движений;

воспитание аккуратности, положительного отношения к процессу письма.

I.Организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Пододвиньте стулья так, чтобы вам было удобно сидеть.

II. Постановка учебной задачи

Учитель предлагает детям задание

Расческа и ножницы….(парикмахер)

- Верно. На уроке чтения мы с вами уже знакомились с этой буквой.

- И сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать заглавную и строчную буквы П, п

III. Актуализация опорных знаний

– На уроке обучения грамоте вы познакомились

с буквой П. Что вы про нее узнали?

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Букву П в спортивном зале

– Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

– На что похожа буква П?

- Что необходимо для того, чтобы хорошо научиться писать эти буквы? (тренироваться в написании)

-Какую цель поставите перед собой? (научиться писать букву п)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Упражнения для пальцев. Рисование узоров.

Учитель выполняет вместе с детьми одно или два упражнения. "Перчатки". Круговыми движениями правой руки массировать фаланги пальцев левой руки, затем то же левой рукой.

"Человечки". Ставить на край парты два пальца каждой руки (указательный и средний) и идти до следующего края. Хлопок. (Повторить 3 раза.)

2. Правила посадки за столом во время письма

А теперь приготовимся писать в прописи.

Я тетрадочку открою

и как надо положу

Я друзья мои не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь.

Проверим посадку при письме, правила обращения с ручкой

3. Работа в тетради.

Анализ начертания строчной буквы п. Написание строчной буквы п

– Будем учиться писать строчную и заглавную

Посмотрите на строчную букву п. Из каких элементов она состоит? Сравним ее с печатной буквой.

Показ и объяснение учителем написания буквы п.

– Первый элемент – короткая наклонная линия,

второй элемент – короткая наклонная линия

с закруглением вверху (влево) и внизу (вправо).

– Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз, до нижней линии рабочей строки, пишем прямую. Делаем повтор по прямой вверх до ее середины. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняем вправо. Не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз. Не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

– Выполним письмо буквы в воздухе.

– Пропишем буквы по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

– Напишем строчную букву п.

– Напишем слоги. Прочитайте слоги на второй строке сверху. Объясните, каким соединением будем соединять буквы п и а в слоге па, п и ы в слоге пы, п и у в слоге пу.

– Напишем слова пила, пела.

– Чем отличаются эти слова? На каком слоге стоит ударение?

4. Слого-звуковой анализ слов - пила, пела

– Какое слово пропущено в предложении?

– Рассмотрим схему этого слова. Сколько слогов

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге, во втором?

– Из чего состоит первый слог, второй слог?

Аналогично проводится работа со словом пела

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

5. Работа в тетради

Анализ начертания и написание заглавной буквы П

Обведите по контуру элементы буквы П.

– Прописная (заглавная) буква П состоит из трех элементов: длинной плавной наклонной линии

с закруглением внизу; длинной прямой линии

с закруглением внизу; поперечной закругленной линии вверху.

– Напишем букву П по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.

– Напишите заглавную букву П в тетради.

– Напишите слоги с заглавной буквой П: Па, Пу, Пе. Каким соединением будете соединять буквы в словах?

– Напишите слово Петр. Почему слово Петр написано с большой буквы?

– Дома можете потренироваться в написании

прописной буквы П.

6. Слого-звуковой анализ слова пенал

– В предложении пропущено слово. Какое?

Рассмотрим схему слова пенал. Сколько слогов

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

– Сколько звуков во втором слоге?

– Из чего состоит второй слог?

7. Работа в тетради над предложениями

Прочитайте предложения. Что особенного вы заметили?

– Замените печатные буквы на письменные и запишите слово.

V. Рефлексивно-оценочный

Какую букву научились писать?

Скороговорка

Поле, полное полыни,

Выпало полоть Полине.

– Элементы каких ранее изученных букв используются для написания строчной и заглавной букв П, п?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать?

Какую цель ставили перед собой в начале урока?

-Где испытывали затруднение? –

Буква П довольна вашей работой. А вы?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: создать условия для формирования навыка письма буквы П, п; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля.

Задачи:

Образовательные: формирование представлений о букве П

совершенствование каллиграфических и читательских умений;

развитие логических операций

развитие умения мыслить;

воспитание культуры общения(умения слушать и слышать других)

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

-Какие слова пишем с заглавной буквы, а какие со строчной? (собств., нариц.)

Давайте с вами посмотрим на картинки и скажем что вы на них изображено.

Называют изображение на картинке

общеучебные: умение структурировать знания.

3.Открытие новых знаний

С какого звука начинаются слова

Палка, палка, сверху крыша –

Буква П на строчку вышла.

На что похожа буква п?

Ребята, послушайте внимательно стихотворения про букву П и найдите в них на что еще похожа П.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали. –

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди да подтянись.

На что еще похожа буква П?

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Дома букву П найдем,

Заглянув в дверной проем.

Какие еще предметы, похожие на букву П вы услышали.

Сегодня, ребята, мы с вами будем писать строчную и заглавную букву П.

Посмотрите на образец строчной буквы п.

Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Ребята давайте пропишем эту букву в воздухе. Молодцы.

Теперь давайте разберем ошибки (если имеются).

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я друзья мои не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь.

Откройте прописи на 3 странице.

Обведите элементы буквы

Обведите букву и напишите ее до конца строки. Лучшую букву подчеркните.

Ребята, важно не только правильно писать букву, но и уметь соединять ее с другими.

Посмотрите на слоги, написанные ниже. Прочитайте. Запишите

Прочитайте слова записанные ниже.

Сколько в них слогов

На какой слог падает ударение в первом слове?

А во втором слове?

Ворота и дверной проем

Прописывают букву в воздухе вместе с учителем.

Один ученик выходит к доске и пишет строчную букву

Открывают прописи. Обводят элементы

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

умение разрешать конфликты;умение выражать свои мысли. Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Повторяют движения за учителем.

5.Работа по теме

Сейчас я напишу заглавную букву П с пояснением, а вы внимательно смотрите и слушаете (пишу с пояснением: Буква П состоит из трех элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.)

Открываем прописи на странице 4. Обведем элементы буквы.

Давайте обведем буквы и напишем строчку до конца.

Подчеркните лучшую букву

Рассмотрите слоги, написанные ниже. Прочитайте. Придумайте слова к этим слогам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с. 3—4)

2. Развитие навыка грамотного письма, развивать у школьников мышцы рук и координацию движений.

3. Воспитание аккуратности, положительного отношения к процессу письма.

I Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные : действие смыслообразования

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

-Какие слова пишем с заглавной буквы, а какие со строчной? (собств., нариц.)

общеучебные: умение структурировать знания.

III Выявление места и причины затруднения

1. Кто больше запомнит слов.

Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерегся петушок. Покупался в пес ке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел - полдень. Перышки почистил.

- Какой одинаковый звук встретился в этих словах?

-Как вы думаете, какая буква обозначает этот звук?

Определите тему урока.

Познавательные: общеучебные : умение структурировать знания;постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV Построение проекта выхода из затруднения

- Что необходимо для того, чтобы хорошо научиться писать эти буквы? (тренироваться в написании)

- Какую цель поставите перед собой? (научиться писать букву п)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

V Реализация построенного проекта

1.Знакомство с написанием строчной буквы П .

Сравнение печатных и письменных букв.

- На что похожа буква?

Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, - Подойди и подтянись.

Из каких элементов состоит эта буква?

2.Рассмотрите узор. На что похож? Обведите по контуру.

3. Письмо строчной буквы п с. 3

Анализ и списывание предложений с.3

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

умение разрешать конфликты;умение выражать свои мысли. Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;

УУД постановки и решения проблем : самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI Первичное закрепление во внешней речи

Послушайте предложение и назовите имя собственное.

Гол в ворота забил Павлик.

-Какой звук услышали в начале слова Павлик. (П)

Откройте пропись с 4.

-Кто принёс букву? (Пьеро)

-Какую букву будем учиться писать? (заглавную П)

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Из каких элементов состоит буква П?

-На что похож узор? Обведите.

1.Письмо буквы.

2. Запись предложений после анализа и составления. Учим печатные буквы превращать в письменные.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

общеучебные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

VIII Включение в систему знаний и повторение

Какую букву научились писать?

Скороговорка

Поле, полное полыни,
Выпало полоть Полине.

IX Рефлексия учебной деятельности

Какую цель ставили перед собой в начале урока?

-Где испытывали затруднение?

Оцените свою работу.

Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Создание комфортных условий для формирования навыка письма.

организация самостоятельной деятельности;

формирование умения анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в заглавной букве П;

поддержание благоприятной, доброжелательной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:

Ученик научится писать заглавную букву П; слоги, слова и предложения с буквами П, п;

Метапредметрые

Ученик получит возможность:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать написание букв в соответствии с эталоном;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в прописи;

- узнать об образовании полных и сокращенных имён людей

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

3. Личностные

- проявлять интерес к новому;

- сохранять мотивацию к учебе.

Оборудование:

- прописи В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой 3 часть;

- использование доски, компьютера, проектора, документ-камеры.

- карточки с набором изученных письменных и печатных букв (пробы Бранни), изображение петуха с нераскрашенным хвостом, карточки со слогами в конвертах- один на парту.

Содержание.

I.Мотивация учебной деятельности. (слайд№1)

II. Актуализация знаний и навыков: - 4 мин.

-Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

-Кто может описать портрет этой буквы?

(Дети дают характеристику звуков, обозначаемых буквой П, по знакомому алгоритму на доске.)

III.Самоопределение к деятельности. -3 мин.

- К нам на уроки приходят сказочные герои, они приходят к нам не случайно, вот и сегодня у нас новый гость.

Послушайте загадку и скажите, кто он?

Хвост с узорами, Сапоги со шпорами,
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке
? ( Петя Петушок)

- Посмотрите, ребята, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.

Петя, Петя-петушок

Вмиг расправил гребешок.

-Петушок просит вас научиться писать букву. Какая буква под крылышком? Почему?

-Заглавную, маленькую мы уже умеем писать

- Петя – имя петушка, кличка

- А кого еще называют Петей?

- Мальчика – это его имя, у нас есть Петя.

- А с какой буквы мы пишем имена?

- Согласны ли вы, что нам просто необходимо научиться писать эту букву ?

-Давайте немножко отдохнем и представим что мы петушки и курочки.

Физминутка – 1 мин.

Ох, ох что за гром?
Ох, ох что за гром?
(руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом
(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук-тук
(хлопки руками)

Помогать идёт петух
(шаги с наклонами в стороны)

IV. Усвоение новых знаний. – 10 мин.

1. Объяснение учителем.

-Рассмотрите образец заглавной буквы П.

-Чем похожи и чем различаются печатная и письменная буква П?

- Легко ли будет научиться писать эту букву?

- Да, она похожа на Т , такие же элементы, только надо убрать палочку из Т)

-Правильно. Опишите направление движения руки при написании буквы П. (Буква П состоит из трёх элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведём дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.)

3. Письмо в воздухе. Дети обводят написанную букву по воздуху

-Какую букву мы учимся сейчас писать?

- Заглавную П

4. Работа в прописях.

- А теперь приготовимся писать в прописи. Давайте вспомним правила красивого письма?

- Надо сесть прямо, ручку держать правильно, тетрадочку положить под наклоном. Не наклоняться низко!

-Откройте прописи на стр 4. Кого вы видите? Почему он нарисован здесь?

-Пьеро, кукла из театра Барабаса, его имя надо писать с большой буквы.

-Правильно, обведите элементы буквы , потренируйте руку.

(Дети называют ошибки, допущенные при письме)

- А теперь вместе со мной под счет обведите две буквы по контуру в первой рабочей строке, а остальные напишите сами;

(Дети пишут П в прописи ,учитель показывает написание с использованием документ камеры.)

- Обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи;

- Научились ли вы писать новую букву?

Письмо слогов Па, Пу, Пе. -2 мин.

- обозначьте гласные и согласные в слогах; (лодочки - слияния)

- какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука?;

- мягкость предыдущего согласного?

-Как соединим буквы в лодочках?

- Посмотрите, как напишу я, и напишите сами по одной лодочке.

(Дети пишут слоги-слияния, после показа учителем на доске (документ- камера.))

Пальчиковая гимнастика – 1 мин.

Вот и курочка прибежала и цыплятки - клюют зерно, радуются.

(постукивание пальцами по парте)

5. Продолжение работы по теме - 2 мин.

-Прочитайте слово в следующей строке. Знакомо ли вам это слово?

-Да – это мальчик из рассказа в Азбуке.

- С какой буквы написано имя?

-Посмотрите, какие соединения используются в записи?

-Напишите рядом ещё раз это имя.

(Дети пишут самостоятельно слово Павлик)

6. Анализ предложения и слова пенал. – 3 мин.

- прочитайте следующее предложение;

-почему эту запись можно назвать предложением?

-несколько слов, это законченная мысль, в конце стоит точка

- определите количество слов в предложении;

- какие слова написаны с заглавной буквы, почему?

- Первое слово и имя Петя

- раскрасьте схему к слову пенал

-Кто хочет показать на доске?

(ученик закрашивает с объяснением)

- Первое слияние с гласным звуком [и],пишем букву Е, словарное слово, е – показатель мягкости, закрашиваем зеленым, второе слияние с [А], а показатель твердого звука, закрашиваем синим, замочек [М]-твердый, закрашиваем синим. В слове два гласных звука, значит два слога, второй ударный.

(Дети раскрашивают схему, учитель просматривает и помогает, один ученик выполняет на доске.)

-Обведите слово по контуру.

- Вспомните, кому папа купил кисти и краски?

- Вы уже умеете писать это слово, напишите ещё раз на месте точек.

(Дети пишут самостоятельно)

-Давайте немного отдохнём и потанцуем.

Физкультминутка. -1 мин. (любая, видео на экране)

7. Работа в парах. – 2 мин.

-Ребята, петушок хочет с вами поиграть.

-Правильно запишите это имя в прописи в последнюю строчку. С какой буквы будете писать?

заглавной

Павел это полное имя Павлика, А как будет полное имя Пети?

Напишите эти имена рядом в строчке, можете посмотреть на доске

(Дети пишут, с печатного образца ,учитель помогает, поправляет, напоминает об осанке и посадке при письме.) -2 мин.

V. Итог урока. – 3 мин.

- Какую букву вы научились писать сегодня?

- Что нового узнали на уроке?

- Кто-нибудь хочет написать новую букву на доске?

(2-3 человека по желанию)

VI. Рефлексия – 1 мин.

- Ребята, петушок прощается с вами и благодарит вас за работу. Трудно ли вам было? Поднимите зеленые карандашики те дети, кому буквы нравятся и у кого все получилось, поднимите жёлтые карандаши, кто не очень доволен своей работой и хотел бы еще потренироваться, кому совсем не понравились его буквы, и работа показалась трудной – поднимите яркие красные карандаши.

Вы молодцы, мы завтра продолжим писать слова и предложения с новой буквой, и у вас всё получится!

Петушок оставил нам свой портрет, но не совсем обычный. Раскрасьте перышки в хвосте петушка тем карандашом, который подняли.

Читайте также: