Стратегия комплексной безопасности конспект

Обновлено: 05.07.2024

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:

-меры по антитеррористической защищённости;

-меры по противопожарной безопасности;

-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;

- меры по охране труда и техники безопасности;

- меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:

1. Создание нормативно – правовой базы.

2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.

3. Работа с персоналом.

4. Работа с родителями.

5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:

• нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.

• информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:

1. Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.

2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.

3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.

4. Приказ о противопожарном режиме.

5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.

6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.

7. Разработан план эвакуации.

8. Разработаны и утверждены инструкции:

9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

10. Подписаны соглашения о безвозмездном предоставлении помещения для воспитанников в случае СЧ с Крапивинским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и спортивной школой.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (завхоз, вахтер, определена периодичность осмотра территории.

Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

С целью укреплённости и защищённости учреждения территория ДОУ закрывается на замок.

Закрыты металлические ворота для въезда посторонних машин.

Над входами усилено уличное освещение.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:

1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.

2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечение сохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.

3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.

4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.

5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.

6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.

7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасности и противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а также посещением в вечернее время.

8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.

9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.

10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.

11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (как воспитывать безопасное поведение у дошкольников) Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами.

Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников РЕФЕРАТ на тему: Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников. Безопасность.

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника. Современный мир таит в себе много угроз для маленького человека. Безопасный.


Рекомендовано в качестве учебного пособия и справочного материала студентам высших учебных заведений, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников, отвечающих за обеспечение безопасности на предприятиях, специалистам по безопасности, руководителям профессиональных охранных структур и подразделений, руководителям организаций любой форм собственности, сотрудникам МВД, МЧС, ФСБ, Роспотребнадзора, Трудовой инспекции, операторам Единой Диспетчерской Службы 112.

Оглавление

  • Об авторе
  • Глава 1.Общие положения. Введение в Комплексную Безопасность
  • Глава 2. Правовое обеспечение Комплексной безопасности в организации, предприятии
  • Глава 3. Антитеррористическая безопасность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовые основы и практическое обеспечение комплексной безопасности в организациях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1.Общие положения. Введение в Комплексную Безопасность

1.1 Предмет комплексной безопасности как науки

Комплексная безопасность — это наука жизни

Комплексная безопасность организации, предприятия — это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий организации, предприятия, осуществляемых руководством во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения ее безопасного функционирования, а также готовности сотрудников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Решение проблем безопасности возможно только на основе консолидации действий государства, организаций различных форм собственности и направлений и общества. Создание комплексной системы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в деятельности человека, природного и техногенного характера — является важной государственной задачей.

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности (жизнь и здоровье, права и свободы), общества (материальные и духовные ценности), государства (конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность) от внутренних и внешних угроз.

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Безопасность организации, предприятия — это условия сохранения жизни и здоровья работников, а также материальных ценностей организаций, предприятийот возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В основе 95% чрезвычайных ситуаций действительно кроется человеческий фактор. Неправильно занимаются эксплуатацией, не выполняют регламентные работы, нарушают производственную дисциплину, воплощают в жизнь идеи экстремизма и терроризма. Необходимо воспитывать культуру безопасности в человеке. Создавать условия безопасности окружающей среды.

Не является верным утверждение, что безопасность — это в первую очередь физическая защищенность организации, предприятия, так как для образовательной деятельности угрозами также могут являться не только имеющие физическую природу грабеж, порча или уничтожение имущества, но и целый ряд факторов некриминального характера: некомпетентность собственного персонала, информационные войны, изменение экономической ситуации и многое другое. Основной целью комплексной системы безопасности является обеспечение для организации, предприятия возможности успешно осуществлять свою деятельность в условиях нестабильности (как внутренней, так и внешней), своевременно распознавать и предотвращать все потенциальные угрозы, защищать всеми законными способами свои интересы, охранять здоровье и жизнь сотрудников и обучающихся организации, предприятия.

Субъекты деятельности по безопасности

Выделяют две группы субъектов, обеспечивающих безопасность организации, предприятия: внешние субъекты и внутренние.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения граждан в отдельно взятом государстве. Деятельность этих органов не может контролироваться образовательными организациями. Они формируют законодательную основу функционирования и защиты деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся подразделения, ответственные лица либо привлеченные организацией специалисты, непосредственно осуществляющие деятельность по защите безопасности данного конкретного субъекта образовательной деятельности.

Управление безопасностью

Эффективному построению системы защиты организации, как правило, мешает невысокий уровень знаний по этому вопросу, дефицит профессиональных кадров, способных эффективно построить систему безопасности организации, предприятия, отсутствие практического опыта работы, должной литературы и учебных заведений, готовящих специалистов по безопасности организации, предприятия.

Из опыта известно, что руководитель начинает задумываться о безопасности своего учреждения только после того, как возникли проблемы и произошли финансовые потери. Этого можно и нужно избежать.

В первую очередь нужно сказать, что комплексная безопасность невозможна без обеспечения руководителя организации, предприятия информацией, необходимой для всесторонне взвешенного принятия управленческих решений, как стратегических, так и оперативных. Если учреждение претендует на долгую жизнь и непрерывное развитие, необходима правильная обработка и анализ информации о внешней и внутренней среде организации, предприятия. Все это требуется для минимизации различных чрезвычайных рисков. При этом оптимальная политика руководства организации, предприятия в области создания действительно эффективной системы безопасности состоит в том, чтобы, исходя из имеющихся ресурсов и существующих приоритетов, проводить мероприятия, предусматривающие постепенное повышение эффективности всей системы безопасности.

1.2. Принципы построения системы безопасности

Каждая система безопасности — это уникальный продукт. Например, системы безопасности организации, предприятия или производственной очень отличаются друг от друга. Тем не менее, существуют общие принципы, основываться на которые можно при построении любой системы.

Все мероприятия по обеспечению безопасности можно разделить на 5 категорий:

— прогнозирование возможных угроз;

— организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

— выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз безопасности;

— принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

— постоянное совершенствование системы обеспечения безопасности организации, предприятия.

Организация и функционирование системы безопасности организации, предприятия должны осуществляться на основе следующих принципов:

Комплексность. Руководство организации, предприятия должно оценивать все возможные угрозы и, исходя из этого, строить систему безопасности.

Своевременность. Все, что делается для обеспечения безопасности, должно быть направлено в первую очередь на упреждение возможных угроз, а также на разработку эффективных мер предупреждения посягательств на интересы организации, предприятия.

Законность. Система безопасности должна опираться на действующее законодательство с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.

Плановость. Деятельность по обеспечению безопасности должна строиться на основе специально разработанных планов работы всех подразделений организации, предприятия и ее отдельных сотрудников.

Дублирование. Средства защиты должны быть продублированы. Тогда при отказе одного звена системы всегда можно задействовать резервный вариант.

Специализация. Не обязательно все вопросы безопасности решать силами штатного персонала. Для большинства образовательных организаций экономически выгоднее привлекать к разработке и внедрению системы безопасности специализированные организации, сотрудники которых подготовлены к конкретному виду деятельности, имеют опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг.

Совершенствование. Меры и средства защиты следует изменять и дополнять, основываясь на собственном ежедневном опыте, отслеживать появление новых технических средств и нормативно-технических требований.

Централизация управления. Система безопасности должна работать самостоятельно по единым утвержденным в организации, предприятия принципам. А руководитель должен при любых условиях владеть ситуацией. И последнее слово в принятии решения остается неизменно за ним.

Виды угроз для деятельности организации, предприятия.

Угрозой безопасности организации, предприятия считается потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить ее деятельность. Чтобы предпринимать какие-либо действия для предотвращения нежелательных событий, нужно знать, что в принципе может угрожать учреждению.

Угрозы могут быть постоянными или временными, внешними или внутренними.

В соответствии с общей теорией безопасности выделяют пять базовых угроз:

Угрозы, связанные с террористической деятельностью.

Угрозы, связанные с человеческим фактором.

Угрозы, связанные с деятельностью государства (коррупция, несовершенство законодательства, административный ресурс, политика и т.д.).

Угрозы, связанные с организованной преступностью.

Угрозы, связанные с техногенными и природными факторами.

Угрозы предпринимательской (внебюджетной) деятельности организаций, предприятий также имеют свою классификацию:

преднамеренные (кражи, нападения, взломы, проникновения на территорию, недобросовестная конкуренция, демпинг, промышленный шпионаж, шантаж, заведомо неправильное оформление договоров, документов и т.д.);

непреднамеренные (природные и технические);

информационные (утечка конфиденциальной информации, уничтожение или несанкционированное изменение информации, порча технических средств приема, передачи, обработки и хранения информации и т. д.);

непреднамеренная некомпетентность (некомпетентность пользователя, ошибки при разработке программного обеспечения, халатность, и т. д.);

экономические (мошенничество, хищение финансовых средств, подделка платежных документов, фальсификация финансовой или бухгалтерской отчетности и т. д.);

объективные (инфляция, конкуренция, экономические кризисы и т.д.);

юридические (незнание либо игнорирование права и юридической составляющей и ведения бизнеса).

По степени вероятности угроза оценивается как:

реальная, где вероятность может быть подсчитана, например, исходя из статистики, экспертным методом, методикой группового SWOT анализа и т. д.;

По всем выявленным угрозам руководителю необходимо определить их уровень в материальном (денежном) выражении. Надо оценить возможные потери от реализации каждой угрозы. В общем случае таковыми потерями можно считать произведение суммы возможного ущерба и вероятности его наступления.

Процесс борьбы с угрозами можно разделить на три этапа:

предотвращение угроз (меры профилактического характера, когда угроза еще не действует, но потенциально существует);

обнаружение угроз (меры, призванные выявить угрозу в момент ее появления);

ликвидация последствий угроз (меры, которые принимаются после прекращения действия угрозы).

В нынешних социально-экономических условиях жизнедеятельности ни одна организация не застрахована от различного вида опасностей и угроз, которые способны нанести существенный урон жизнедеятельности.

Основные направления деятельности в обеспечении и комплексной безопасности.

Комплексная безопасность организации, предприятия — включает различные направления и виды деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется:

— Физическая охрана и инженерно-техническое обеспечение;

— Профилактика правонарушений и противодействие проникновению психотропных и наркотических веществ в ОРГАНИЗАЦИИ;

— Поддержание экологической безопасности;

— Обеспечение охраны здоровья участников процесса;

— Безопасность на дорогах и на транспорте;

— Охрана труда и техника безопасности. Организация труда;

Министерство образования и науки РФ во исполнение протокола заседания национального антитеррористического комитета от 5 июля 2007 г. №8, а также предложений Министерства внутренних дел РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ сформировать межведомственные комиссии. Уполномоченные принимать решения о готовности организаций, предприятийк новому учебному году, если оно отвечает следующим требованиям:

— наличие ограждения по периметру территории и ее освещения.

— обеспечение охраны на договорной основе с лицензированными организациями в области охранной деятельности.

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС-АПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц.

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о состоянии охраняемого объекта, от проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала.

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической зашите образовательного, научного учреждения или любой форм собственности.

1.3. Построение системы безопасности организации, предприятия

Система безопасности организации, предприятия — это система выявления, предупреждения и пресечения, минимизация посягательств на жизнь и здоровье сотрудников, обучающихся, а также на законные права организации, предприятия, имущество, интеллектуальную собственность, внутреннюю дисциплину, образовательное лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Система комплексной безопасности организации, предприятия — подразумевает состояние защищенности объекта от внешних и внутренних угроз, реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его устойчивое функционирование. При этом важной задачей является сохранение жизни и здоровья, обучающихся и персонала.

Чтобы создать систему безопасности в организации, предприятия, нужно для начала сформулировать, какие функции будут на нее возложены, определить потенциально опасные объекты, провести анализ степени их защищенности.

Затем следует рассчитать силы и средства, необходимые для обеспечения безопасности: количество людских ресурсов, материально-технических ресурсов, оптимальные затраты на их содержание.

Следующим шагом руководства организации, предприятия является создание органов (субъектов) обеспечения безопасности, будь то подразделение внутри организации, назначение ответственных лиц либо заключение договоров со специализированными организациями. Далее, совместно с созданными субъектами, происходит разработка механизмов обеспечения безопасности, ввод в эксплуатацию технических средств, создаются структуры управления всей системой.

Обеспечение безопасности — это система по организационному, техническому, информационному, агитационному, обучающему направлениям. Безопасность организаций, предприятий (как временный результат) достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. организация физической охраны объекта и территории — ее задачи:

— контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществление пожарного надзора; организация пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в организации, предприятия и его территории). Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных администраторов (сторожей).

2. организация инженерно-технической защиты

— ограждения, металлические двери, решетки, противотаранные устройства и. т. д.

3. Обеспечения специальными техническими средствами безопасности

4. Осуществление мероприятий по антитеррористической защищенности организации, предприятия;

— Разработка Паспорта Антитеррористической защищенности объекта;

— Подготовка документации по антитеррористической защищенности (наглядная агитация, приказы, планы, памятки, инструкции, положения и. т. п.)

— Контроль за неукоснительным соблюдением правовой документации регламентирующих антитеррористическую деятельность.

5. Организация системы контрольно-пропускного режима.

6. Выполнение норма и требований пожарной безопасности.

7. Соблюдение норм охраны труда (в т.ч. электробезопасности)

8. Проведение мероприятий и работ по гражданской обороне.

9. Взаимодействие с правоохранительными органами и другими силовыми структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.

10. Проведение правового всеобуча, включая проблемы обеспечения безопасности.

11. Финансово-экономического обеспечения мер и мероприятий.

12.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

13.Обеспечение информационной безопасности и сохранности персональных данных.

14. Обеспечение социальной безопасности.

После того, как система безопасности начала функционировать, руководителю необходимо осуществлять постоянный контроль над выполнением положений концепции безопасности.

Любая, даже очень хорошо организованная система безопасности нуждается в постоянном развитии и постоянной адаптации к изменяющимся условиям, требует совершенствования форм и методов ее работы. И конечно-же материально-технического обеспечения на современном уровне.

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

ВложениеРазмер
organizaciya_kompleksnoy_bezopasnosti_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.doc 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

Комплексная безопасность образовательных учреждений (ОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов. Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба.

Соответственно, подход к организации комплексной безопасности ОУ должен

предполагать построение логичной системы , обеспечивающей максимальную эффективность решения этой задачи.

Международный и отечественный опыт показывает: для оперативного

реагирования на все возможные риски и снижения их до приемлемого уровня в систему комплексной безопасности ОУ должны быть включены компоненты обеспечивающие:

предотвращение чрезвычайных ситуаций любой природы и защиты в случаях их возникновения;

защиту от криминальных проявлений, в том числе от терроризма;

Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ:

достаточность количественных и качественных параметров (численность и квалификация персонала, структуры режима работы подразделений, количества и характеристик технических средств) для полного и качественного выполнения всего спектра задач и обеспечения безопасности;

непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы, гарантированные возможностями организационных структур и технических систем;

постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий;

своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышения риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса, проведением заранее спланированных мероприятий;

устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки, в том числе ЧС любой природы;

саморегулирование – способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий, угроз и задач;

эффективность – постоянное и надёжное обеспечение заданного уровня всех составляющих риска для ОУ.

Основной элемент системы комплексной безопасности ОУ – уровень допустимого

минимального риска. Он служит критерием оценки и определения путей и мер совершенствования технических систем, организационной структуры и управления системой комплексной безопасности ОУ.

Исходными данными для проектирования такой системы могут быть:

проектные документы на:

территорию застройки ОУ;

сети и коммуникации;

здания и сооружения;

количестве и качественных характеристиках персонала ОУ;

составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ;

способностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.

Основные параметры проектирования систем безопасности ОУ:

общих угроз в регионе;

возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки;

конструктивных особенностей зданий и помещений, связанных с обеспечением действий спецподразделений;

состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ;

2. расчёт количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения заданного уровня безопасности;

выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности;

оптимальных режимов работы технических систем;

алгоритмов принятия решений и действий.

Технические системы комплексной безопасности ОУ:

доступа в здания и помещения;

оповещения и управления эвакуацией;

Требования к техническим системам безопасности ОУ :

взаимное дополнение функций;

единые управления и алгоритмы принятия решения.

Требования к организационной структуре безопасности:

способность эффективно использовать информацию и возможности технических систем безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала, соответствующей задачам и объёмам технического контроля;

наличие дежурных групп экстренного реагирования, способных до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать чрезвычайную ситуацию;

исключения дублирования функций и двойной подчинённости;

конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ;

профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.

Чтобы эффективно решать проблемы комплексной безопасности конкретного ОУ, необходимо делить возможные опасности по степени их угрозы на качественном уровне и в соответствии с полученными результатами определять содержание практических мероприятий.

Основная угроза жизни и здоровью обучаемых и персонала ОУ – пожар.

Статистика свидетельствует: основная часть погибших и пострадавших приходится именно на такие ЧС и определяется исключительно высокой динамикой нарастания опасных факторов. Поэтому основным содержанием системы комплексной безопасности ОУ должны быть противопожарные мероприятия.

Содержание системы предотвращения пожара :

формирование и введение противопожарного режима:

разработка и утверждение организационно-распорядительных документов ОУ, отражающих требования Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03;

организация выполнения требований организационно-распорядительных документов, регламентирующих противопожарный режим в ОУ;

оснащение зданий и сооружений техническими системами:

оповещение сотрудников и обучающихся ОУ о пожаре;

противопожарного водоснабжения и огнетушителями;

пожаротушения ( в т.ч. автоматическими);

работы единой дежурной службы, в т.ч. противопожарных постов;

подготовки и повышения квалификации персонала единой дежурной службы;

обучение сотрудников и обучающихся ОУ правилам и мерам пожарной безопасности;

соблюдения противопожарного режима;

исправности и режима работы противопожарного оборудования перечисленных выше технических систем;

выполнения функциональных обязанностей персоналом дежурной службы ( в т.ч. противопожарных постов);

пожарной безопасности электроустановок и другого оборудования.

Содержание системы безопасности людей на пожаре:

обучение действиям на пожаре персонала единой дежурной службы;

инструктажей сотрудников и обучающихся ОУ по действиям при возникновении пожара;

тренировок и учений по пожарной безопасности;

2. содержание в надлежащем состоянии и своевременное использование:

технических систем – пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, пожаротушения и дымоудаления, противопожарного водоснабжения и огнетушителей;

средств защиты органов дыхания для персонала дежурных служб.

В условиях ограниченных финансовых и других ресурсов неизбежно встаёт задача рационального и эффективного использования средств на пожарную безопасность.

Важнейшей составляющей проблемы комплексной безопасности является – анализ нормативно-правовой базы этой области и перспектив её развития.

Приняты следующие законы:

Эти документы содержат требование – в каждом сооружении и на прилегающих территориях создать комплекс систем обеспечения безопасности с организацией в них круглосуточного дежурства.

Основа комплексной безопасности в здании ОУ – дежурная служба (система принятия решений и организации спасения людей), оснащенная средствами получения информации от систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, допуска в здание и других. На основе этой информации и формализованных решений она принимает меры реагирования на возникновение угрозы включением технических систем оповещения и управления эвакуацией, дымозащиты, пожаротушения, аварийного освещения, открывания эвакуационных выходов и др., а также проводит организационные мероприятия по спасению людей.

Наибольшую сложность в общей системе спасения людей представляет принятие решения об экстренной эвакуации, что обусловлено следующими причинами:

Промедление приведёт к гибели людей и последующему уголовному преследованию виновных должностных лиц;

Принятие решения без достаточных оснований повлечёт снижение уровня восприятия опасности эвакуируемыми и дезорганизацию службы комплексной безопасности здания;

Оба указанных фактора взаимосвязаны и осложнены значительным количеством ежесуточных ложных срабатываний систем сигнализации, а также трудностью определения : действительно ли необходима эвакуация?

Эти обстоятельства определяют основные требования к персоналу службы комплексной безопасности :

Высокий уровень подготовки по всему спектру вопросы безопасности ОУ, в т.ч. знание возможностей, режимов работы и умение эксплуатировать технические средства безопасности.

Способность быстро ориентироваться в многообразии ситуаций и принимать правильные решения на основе формализованных вариантов.

Умение предпринимать решительные и эффективные действия по спасению людей, применению всех имеющихся в ОУ противопожарных средств и помощи пожарным и другим специализированным подразделениям.

Таким образом, комплексная безопасность ОУ – это состояние защищённости образовательного учреждения от реальных прогнозированных угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающие его безопасное функционирование.

Комплексная безопасность достигается путём реализации специально разрабатываемой системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера, которые должны решать одну задачу: в любых условиях обеспечить минимизацию риска любой природы и максимальное снижение людского и материального ущерба.

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..

Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Раскрыть понятие “здорового образа жизни”, его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей,опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Основы медицинских знаний

Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.

Оказание первой медицинской помощи

Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Основное содержание программы в 7 классе Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера – 4 часа Чрезвычайные ситуации геологического характера – 7 часов Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения - 3 часа Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения – 6 часов Чрезвычайные ситуации биологического происхождения – 3 часа Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека – 7 часов Первая помощь и правила её оказания (практические занятия) – 4 часа

Учебно-тематический план.

Основы комплексной безопасности 8ч

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека-22ч

Основы медицинских знаний-5ч

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

Правила поведения в общественных местах

Социально- криминальные ситуации и безопасность человека.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Формирование подростка и общества

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни .

Планируемые результаты

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Учащиеся научаться:

- раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

- проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

- знать влияние факторов риска на здоровье человека;

Учащиеся смогут научиться:

- описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;

- прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

- приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

- аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

- смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

- взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

- находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

- смогут презентовать результаты собственной деятельности;

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Читайте также: