Конспект урока структура двусоставного предложения

Обновлено: 06.07.2024

естественными психологиче скими особенностями чел овеческог о восприятия.

- формировать п рочные знан ия об особе нностях одно составны х предложений ;

- формировать практ ический навык у мения учащихся находить

односоставные предложения в тексте и оп ределять их вид;

- форми ровать нав ыки лите ратуровед ческого и язык ового анализа те кста с

целью нахождени я и определе ния роли односоставн ых предложе ний в тексте.

- совершенствовать ра боту учащихся с различными источниками информации:

учебными, справочными, публицис тическими, периодическим и – при

- развивать умение учащихся осуществлять причинно - следственные связи при

- обучать у мению связно изл агать свои мысли в у стной и письме н ной форме;

развивать речев ые, мыслит ельные и к омму никативные нав ыки;

- формировать целе устремленн ость при полу чении знаний;

- способствовать форми рованию выс окой сам ооценки при получении зна ний;

- воспитание и р азвитие нравствен ности у чащихся, истинного патриотизма .

Необходимое оборудов ание и матери алы: компьютер, мультимедийны й

памятки у чащимся «Алгоритм рассуждения определения в ида односоставного

Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы , не растрач ивайте богатств

1) Пунктуаци онный а нализ предложения, за пис анного на доске .

Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы , не растрачивайте богатств

Задание: произнести правильн о слова, записанные на доске. По возможности

ВключИт, тОртами, перезвонИшь, красИвее, клАла, вручИт, украИнский,

чЕ рпать, сОгну тый, обеспЕчение, сос редотОчение, у глубИть, блАговест,

вероисповЕдан ие, мозаИчный, кровот очАщий, столЯр, христианИ н,

Иконопись, заворожЁнный. Алгоритм р ассужде ния определения вида

односоставног о предложения роз дан кажд ому учащему ся. (Приложе ние №4)

Сегодня на уроке мы п ознакомимс я с мудрым и мыслями известного

литературоведа, пу блициста Д.С. Лихачёва и постараемся проник нуть в тайн у

сказанного. Мысл и о добром созданы Д.С. Лихачёвым при помощи

разнообразны х видов предложений, но с преобладанием односоставных. Мы

будем много рабо тать самостоятельно, погружаясь в тему : «Двусоставные и

1.Что м ы д олжны знать к сегодня шнему уроку? (Виды предложений по

структу ре, предложения распростр анённые и не распростра нённые.)

2. Что должны уметь? ( Отличать двусоставные предложения о т односоставных.

Определять ви ды односоставн ых предл ожений.) (Слайды 2, 3)

2. Демонстраци я теории че рез п резентацию «Односост авные

Задание: Прочитайте внимательно текст, определите те му и проблему текста.

(Тема – цель жизни. Проблема – определени е основной цели жизни.) Кому из

литературны х героев удалось достичь бо льшой цели жизни? (Л. Толстой.

Определите двусоставные и одн осоставные предложения в составе сложных

1. А в чём самая большая цель жизни? 2. Я думаю: увеличивать д обро в

окружающем нас. 3. А добро – это прежде всего счастье людей. 4 . Оно

сл…гается из многого, и каж дый раз жи знь ставит перед человеком задачу,

которую важно уметь решать. 5 . Можно и в мелочи сдел ать добро человеку ,

можно и о крупном думать, н о мелочь и крупное (не)льзя разделять. 6. М ногое,

как я уже г…ворил, нач…нается с мелочей, зар…ждается в детстве и в

Задания: Определите дву составные и однос оставные пре дложени я. Определит е

Алгоритм рассуждения определения вида односоставного пр едл ожения роздан

1).Нет необходим ости (не)навидеть другие народы, по тому что ты патриот. 2)

Надо быть о ткрыт ым к людям, терпимым к людям, искать в них пре жде всего

лучшее. 3)Вранье всегда вид но. 4) У людей особое чувство п одсказывает – врут

им или говорят правду. 5) Уметь и звиняться, признавать пере д другими ошибку

– лучше, чем юлить и врать. 6) Удивительно правильная мысль: «(Не)большо й

человеку (ни)чего (не) стоит, но стать добрым человечеству (не)вероятно

трудно. 8) В разговоре с дру гими умейте слу шать, умейте помолчать, у мейте

пошутить, но редко и вовремя. 9) Во всём соблюдайте меру, (не) будьте

навязчивыми даже со своими дружескими чувствами. 10) (Ни)когда

(не)распу скайтесь, всегда будьте ровными с людьми, у важайте люде й, кото рые

1) Работа со сла быми учащимися организуется под руково дством учител я.

2) Самостоятельная работа в парах. Предложенные задания носят

V. Реф лексия. Что, на ваш взгляд, было полезн ым для в ас на уроке ?

Домашнее задание: Раб ота с текстом. З адание: Выписать из текста все

односоставные предложения, определить вид, найти главный член, у казать, чем

Задания: Опреде лите типы односоставных пред ложений. Вставьте

1) Ц…ните всё хор ошее, чт о прио брели в м…лодые годы, (не) растрачивайте

богатств молодости. (2) Привык к работе – и р абота вечно будет доставлять

думать, что дурными средствами можн о достигнуть д оброй цели. (5) Надо

прожить жизнь с достоинством, чтобы (не) стыдн о было вспомнить. (6) В

поведении… бойтес ь быть см…шным и старайтесь быть скромным, тихим. (7)

Горе человеку, если он один. (8 ) Надо уметь (не) мешать друг другу.(9)

Завиду…те – зн ачит, не нашли себя. (10) Люди, служившие другим,

запоминаются надолго.(11) П омн…т их слова, поступки, и х об л ик, и х

шутки.(12) О них рассказыва…т.(13) Гораздо реже и, разум еется, с (н е)д обрым

Задание. Укажите и докажите типы односоставных предложений : 1)

определенно - личн ые; 2) неопределе нно - личные; 3) обобщенно - личные; 4)

безличные; 5 ) наз ывные. Н айти главный член предлож ения, у казать, чем

Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести (П.). 2

Ко нчаю! Страшно перечесть. Стыдом и страхом замираю. (П.) 3. В глазах у

меня потемнело (Л.). 4. Не гляди же с то ской на дорогу . (Я.) 5. Пьера с

другими преступниками привели на праву ю сторону Девичьего поля, недалеко

от монастыря, к большому б елому до му с огромным садо м (Л. Т.). 6. Передняя.

В у глу ломберный сто лик. На столике лист с ерой казен ной бу маги,

чернильница с п ером и песочница. (Ч.). 7. Очень у ж ш умят у нас в классах (Ч.).

8. Да разве любят за что - нибудь? Любят так, просто! (М. Г.)9. Уж сильно

завечерело (М. Г .). 10. Тот же вечер. Конец улицы на краю го рода. Последние

дома, обрывая сь внезапно, открываю т широкую п ерспективу : темный

пустынный мост через большую р еку (Ее.). 11 . На заводе все благополучно.

Ждут только приез да Василия Терентьевича (Куир.). 12. Наш по езд задержали

на пограничном разъезде у д еревянного моста через Сан . Навстречу шли

эшелоны (Пауст.). 13. Пахло сеном, созревающими х лебам и, медом, п олынью.

(Фад.) 14. Ночь. Дачный посел ок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт

патруля. (Гайд.). 15. - По чему сидишь, дорогой? Нехорошо, пойдем (Сим.). 16.

Слушайте боевой приказ. (Каз.). 17. Век живи, век учись (Посл.). 18. Напише шь

- не сотрешь , выпу стишь - не по ймаешь (Посл.). 19. Цыплят по осени считают.

(Посл.).(20) Белые, с п рожилками черных скал, пустынные берега. Низкое, в

снеговых тучах небо. Сизое, кипящее волнами, студеное море. (И. С. - М.) (21)

Притаился зве рек и не бежит никуда. Руку протяни - достанешь. (Степ.)

Тест № 1 по теме: «Однос оставные предложения. Типы односоставных

Примечание: о братите внима ние на фор мулировку заданий.

а) Вечерний час. б) В долину тень с ползла. в) Стен ы серы.

а) Ночь, ул ица, фонарь, аптека. б) Кру гом все колышетс я.

а) Звенят ку ранты. б) Полн очь. Снег опад. в) Н аступила зима

а) Поздно вечером в шк оле пусто. б) Звез ды в снежн ой вышине.

5. Укажите вер ную характе ристику предложения : Из песни слова не выки нешь.

а) назывное б) неопределенно - личное в) определен но - личное

а) Стою под солнцем. б) Весенняя ночь стояла на д горами

а) Чувству ешь, как сам о живаешь. б ) Она хотела бы поскорей уехать в

деревню. в) Уж роща отряхает п оследние л исты с наг их своих ветвей.

а) Дн и по здне й о сени бранят обыкновенно. б) Иду засохшим ельником,

бугром. в) Идешь по дороге и т олько у спеваешь отвечать на приветств ия.

а) Вот смеркалось. б) Три дня все поиски по н ем напрасн ы были.

12. Найдите в тексте односоставное безличное предложение и напишите его

В ночные часы я открывала свой днев ник.(2) Сколько здесь накопилось! ( 3) По

всем страницам разливал ись, как реки в половодье, разные монол оги,

13. Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входит

(1) Вы идете в парк, чтобы отдохнуть , без сопротивления отдаться

впечатлениям, подышать чистым воздухом с его аромат ом весны или осени,

цветов и трав. (2) Парк окружает нас со всех сто рон. (3) Вы и парк обращены

друг к другу: парк откр ывает вам все новые виды - поляны, аллеи, перспектив ы.

(4) И вы, гуляя, только облегчает е парку показ сам ого себя. (5) Вас окружает

тишина. (6) И в тиши не с особой остротой возникает шум весенней листвы

вдали, или шуршание опавши х листьев п од ногами, или сл ышится пение пт иц,

или легкий треск сучка вблиз и; как ие - то зву ки насти гают вас издал и и создают

14. Найд ите сложное предло жение, в состав которого входит односоставное

( 1) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной д еревне, в которой

было много край ностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, г де всег да

чистота, о бстоятель ность, всегда опрятны были р ебятиш ки, н икогда мать с

отцом или дед с б абкой не ругались. (2) Думаю, что большая культура

заключается в ест ественност и поведени я в любых о бстоятельствах.

15. Найдите простое односоставн ое назывное предлож ение. Напишите его

сег одня, даже как будто отвергнутый нашей жи знью . (2) Нечто свойственное

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы выражения подлежащего.

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

I. Организационный момент

2. Проверка состава группы

4. Критерии оценивания

II. Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

- Что называется словосочетанием? ( Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного).

- Из чего состоит словосочетание? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи.)

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи. ( В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова.

Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный. )

2. Проверочная работа со взаимопроверкой.

Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согл.

ш..рох (деревья) – управл.

говорил (улыбаться) – примык .

поймать (медвеж..нок) – управл.

(рыб..ловный) крюч..ка– согл.

(холщ..вый) мешка – согл.

ноч..вка (в) (лес) – управл.

(золоч..ный ) кольцо – согл.

спорить (горяч..) – примык .

ягоды (крыж..вник) – управл.

уехал (учи…ся) – примык .

III. Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

1. Простое предложение.

а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение.

- Приведите примеры таких предложений.

В вопросительных предложениях содержится вопрос.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место:

  • подлежащее перед сказуемым (Весна наступила);
  • согласованное определение перед опред.словом (весенний день);
  • несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной);
  • обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил);
  • дополн-е и др виды обст-в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

2. Структура простого предложения.

По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например: Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город.

Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения.

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

  1. Высоко в небе сияло солнце .- сущ.
  2. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

А также другими частями речи в значении имени существительного .

  1. Большие сидели на балконе. – прил.
  2. Присутствующие говорили о науке. – причастие
  3. Десять делится на два. – числит.
  4. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч.
  5. Далече грянуло ура . – междом.
  6. Учиться всегда пригодится. - неопред. форма глаг.

IV. Закрепление материала

Решение тренировочных упражнений.

Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено.

И вот наступило долгожданное послезавтра (наречие). Поезд мчался в неясную даль (сущ.). Кто не заключал таких условий со своей совестью? (мест). Несколько человек оглянулось (словосочет.). Но является сочинительным союзом (междомет.). Жить – Родине служить (неопр. форма глагола)! Замедленно падал пятый (числит.). Отдыхающие расположились в домиках (прич.). Старшие ушли купаться (прил.).

V. Итоговый этап

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

4. Что является грамматической основой предложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

VI. Домашнее задание: /1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Предварительный просмотр:

УД,МДК: ОУД. б. 01 Русский язык

Тема урока: Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

_______ 1 час _____

Вид занятия: комбинированный урок

Тип урока; применяемая современная образовательная технология : технология развития критического мышления

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы его выражения подлежащего .

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

деятельностная: (ОК, ПК) ОК6. работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК4.Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

обеспечивающие: обществознание, литература

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения компьютер, мультимедийное оборудование

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):_ аудитория 33

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Словари СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

1.2 Проверка состава группы

1.4 Критерии оценивания

Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

- Что называется словосочетанием?

- Из чего состоит словосочетание?

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?

- Приведите примеры каждого вида связи.

2. Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согласование

ш..рох (деревья) – управление

говорил (улыбаться) – примыкание

поймать (медвеж..нок) – управление

(рыб..ловный) крюч..ка– согласование

(холщ..вый) мешка – согласование

ноч..вка (в) (лес) – управление

(золоч..ный ) кольцо – согласование

спорить (горяч..) – примыкание

ягоды (крыж..вник) – управление

уехал (учи…ся) – примыкание

проверочная работа со взаимопроверкой.

Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

лекция с элементами технологии развития критическо мышления; заполнение таблицы

Решение тренировочных упражнений.

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоцио-нальной окраске?

4. Что является грамматической основой пред-ложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

опрос, заполнение таблицы

Подведение итогов урока

/1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели: учебная : отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, распознавать способы выражения подлежащего . воспитательная: воспитывать любознатель-ность , наблюдательность, внимание, честность. развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

1. Ответьте на вопросы: Что называется словосочетанием ? Из чего состоит словосочетание? Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи.

Ответы. Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи. В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный.)

2. Проверочная работа Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания. ( Громкий) ш..потом ш .. рох (деревья) говорил (улыбаться) поймать ( медвеж ..нок) ( рыб.. ловный ) крюч .. ка ( холщ ..вый) мешка ноч .. вка (в) (лес) ( золоч .. ный ) кольцо спорить (горяч ..) ягоды ( крыж..вник ) уехал (учи… ся ) ( вскипяч .. ный )молоко

Проверьте друг друга Согласование У правление Примык ание У правление Согласование Согласование У правление Согласование Примык ание У правление Примык ание Согласование

Изучение нового материала План занятия: 1. Простое предложение. а) Предложения по цели высказывания. б) Эмоциональная окраска предложений. в) Порядок слов в предложении. 2 . Структура простого предложения. 3. Способы выражения подлежащего.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные . Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные . - Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения? - Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово. Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место: подлежащее перед сказуемым (Весна наступила); согласованное определение перед опред.словом (весенний день); несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной); обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил); дополн -е и др виды обст -в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение : Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом Опять весна душистая Повеяла крылом.

2. Структура простого предложения. По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например : Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город. Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения. Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Высоко в небе сияло солнце .- сущ. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

Закрепление материала Задание . Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено. И вот наступило долгождан-ное послезавтра. Поезд мчался в неясную даль. Кто не заключал таких условий со своей совестью? Несколь -ко человек оглянулось.

Но является сочинитель- ным союзом. Жить – Родине служить! Замедленно падал пятый. Отдыхающие распо -ложились в домиках. Старшие ушли купаться.

Итоговый этап 1 . Какое предложение называется простым? 2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете? 3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 4. Что является грамматической основой предложения? 5. Чем может быть выражено подлежащее?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.

М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.

- Какую тему мы изучили? Что обычно следует за изучением темы? (Повторение).

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

- Какова основная задача урока? (Дети формулируют цели)

II. Актуализация знаний

Найдите неверные утверждения, запишите в строчку без пробелов номера, под которыми они записаны.

5. Подлежащее – самый главный член предложения.

6. Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.

7. Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи.

8. Простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений.

9. В качестве простых глагольных сказуемых могут быть неделимые сочетания типа повесить нос, задирать нос и пр.

10. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

11. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола.

12.В составном именном сказуемом именная часть выражает грамматическое значение сказуемого.

2. Согласованные определения примыкают к определяемому слову.

1. Несогласованные определения могут быть выражены существительным или неделимым словосочетанием.

0. Дополнение может быть выражено деепричастием.

3. Дополнения бывают прямые и косвенные.

4. Обстоятельства образа действия, времени, причины могут быть выражены деепричастным оборотом.

13. Обстоятельство цели отвечает на вопрос почему? отчего?

КЛЮЧ: 5122013 – дата, когда проводился урок.

Работа с учебником.

Выполнение контрольных заданий и ответы на контрольные вопросы на с. 82 – 83 учебника.

Из предлагаемых предложений выпишите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.

В этом микрорайоне будет построен ледовый дворец.

Долго еще будет стучать по крышам осенний дождь.

- Какие предложения по наличию второстепенных членов у вас получились?

- Распространите предложения, восстановив их исходный вариант либо самостоятельно подобрав подходящие по смыслу второстепенные члены.

Никто не хотел уходить (СГС).

Будет построен ледовый дворец (СИС).

Будет стучать дождь (ПГС).

Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски.

А. Книги могут рассказать о многом. Вечерние улицы были пустынны. Выражение его лица становилось строгим.

Б. Солнце начало пригревать землю. Вчера погода была дождливая. Мы стали подниматься в горы.

Физкультпауза

- Если в предложении есть второстепенный член дополнение, руки поднимите вверх,если определение – разведите в стороны, если есть обстоятельство – опустите руки вниз.

Юноша писал письмо.

Всходило яркое солнце.

Школьники посадили деревья.

Вчера моросил дождь.

Подул холодный ветер.

Завтра будет тепло.

Прозвенел веселый звонок.

Мы вышли погулять.

Задание 3. Тест.

А1. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире?

А. Пять тысяч книг … фонд нашей школьной библиотеки.

Б. Человек, равнодушно относящийся к своему языку, … дикарь.

В. Заря как пожар на снегу.

Г. Она … моя подруга.

А2. В каком предложении неопределенная форма глагола является дополнением?

Сквозь туман начал пробиваться розовый свет.

Вы меня просили рассказать о моей поездке.

Отец поехал в санаторий лечиться.

А3. Найдите предложение с несогласованным определением.

На ветвях висят тяжелые снежные шапки.

У меня было желание искупаться в озере.

За калиткой смолкшего сада позвонит и замрет бубенец.

Сияние небес твоих огромно.

А4. Определите вид обстоятельства в предложении Она смотрела на него, заслонив глаза от солнца.

обстоятельство образа действия

А5. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых на месте пропуска ставится дефис?

А. Сотни лет город … крепость несокрушимо стоял на высоком речном берегу.

Б. Поэт … песенник – высокое звание.

В. На дереве мы заметили птицу … дятла.

Г. Крепыш … боровик отличался от других грибов.

Работа по культуре речи (упр.169)

Самостоятельная работа. Дифференцированные задания

Вариант 1. Спишите. Сделайте синтаксический разбор.

Ранний ветерок весело порхает над землей.

Вариант 2. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.

В полук..лометре от деревн.. изв..ваясь и бл..стя на солнце медле..о прот..кала река Тихая.

Вариант 3. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сделайте синтаксический разбор.

Из(за) леса темнеющего (в)дали вдруг пок..зался и стал медле..о выплывать разливая по земле потоки золотистого света огромный огне..ый шар солнца.


Урок даст понятие о структурных особенностях односоставных и двусоставных предложений и позволит сформировать умения их различать.

Описание разработки

Цели урока:

Дать понятие о структурных особенностях односоставных и двусоставных предложений и сформировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, формировать у учащихся навыки сотрудничества развивать мышление; воспитывать культуру речи, способствовать развитию интереса у учащихся к русскому языку

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнулись и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится (молодцы ребята) а теперь садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа.

А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т. е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т. е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Перед вами лежат оценочные бланки за каждое задание вы сами себе будете выставлять баллы и в конце урока напишите общий балл.

2. Cоставить слепую схему ответив на вопросы:

Что изучает синтаксис?

Что такое словосочетание и предложение?

Подчинительные связи в словосочетании?

Какие предложение бывает?

Что имеет предложение?

3. Новая тема.

Какие это предложения? (предложение состоит только из сказуемого)

Задания по теме.

План-конспект урока по русскому языку Односоставные и двусоставные предложения

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная. (Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую. (Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая- Я люблю грозу в начале мая.

Зима- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце- Светит яркое солнце

В парках голоса птиц- В парках весело звучат голоса птиц.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

1. Cоедини пословицы

Думай медленно, не выкинешь

Без труда не вынешь работай быстро

Из песни слов и рыбку из пруда

2. Разбери по членам предложения

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

3. Переделай односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Давайте немножко отдохнем. У нас в классе есть ученики которые ходят на музыкальную школу и очень хорошо играют на флейте и кобызе. Давайте послушаем их. Вот мы с вами отдохнули.

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: