Страны западной европы во второй половине 20 века конспект урока 11 класс
Обновлено: 06.07.2024
Подведение итогов ( таблица).
1.Целеполагание.
-Ребята,посмотрите на доску и прочитайте тему урока. В какой форме будет проходить урок?( ответы учеников)
Как вы понимаете, что такое пресс-конференция?( ответы учеников)
Какова будет наша цель на сегодняшнем уроке? ( ответы учеников)
-Да, ребята, нам предстоит вспомнить и познакомиться с основными событиями стран Запада и рассказать о них классу. А именно:
- выделять самые значимые исторические события;
-помнить о проблемах, которые существовали в истории страны.
2.Вводное слово учителя, орг.момент.
После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.
Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века
Предпосылки
После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.
Основные тенденции развития
Коммунистическая угроза
Протесты 1968 года
Политический спектр
В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.
Глобализация
Для западного мира после Второй мировой войны характерно стремление к консолидации, интеграции и глобализации. Если в первые годы наибольшую роль играла необходимость военно-политического сотрудничества в рамках холодной войны (создание НАТО в 1949 году), то позднее консолидация стала носить культурный (общность европейской культуры и набора ценностей) и экономический характер, имея в то же время политическое выражение. В качестве примера можно привести создание Евросоюза и Еврозоны, а также заключение Шенгенского соглашения (Европейская интеграция).
В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.
Презентация по Новейшей истории 11 класса. Материал посвящен истории стран Восточной Европы во второй половине ХХв.
Вложение | Размер |
---|---|
strany_vostochnoy_evropy_vo_vtoroy_polovine_hh_veka_11k.ppt | 2.12 МБ |
strany_vostochnoy_evropy_vo_vtoroy_polovine_hh_veka_11k.ppt | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ века
Начало холодной войны 1947-1948 гг. к власти пришли коммунистические силы. Их популярность была высока после войны В странах сохранилась многопартийность За основу была взята советский путь развития: Национализация промышленности Проведено обобществление сельского промышленности Индустриализация Осуществилась культурная революция
Создана система социальной защиты Искоренялось инакомыслие Чешский плакат
Страны соцлагеря СССР Болгария Венгрия Польша Румыния Чехословакия ГДР Югославия Албания + страны Азии и Куба
Строительство социализма Единовластие коммунистической партии Огосударствление промышленности, банков Коллективизация сельского хозяйства Государственное планирование и распределение Пятилетние планы развития экономики Построение тяжелой промышленности Улучшение материальных условий жизни
Кризис тоталитарного социализма С 1953 г. (после смерти Сталина) происходят волнения и стачки Подавляются советскими войсками
Венгрия 1956 г. Массовые митинги переросли в антикоммунистическую демократическую революцию. Прокатилась волна расправ над коммунистами и сотрудниками госбезопасности. Глава правительства И. Надь заявил о выходе Венгрии их ОВД. Советские войска взяли Будапешт штурмом, 200 тыс. бежали из страны. И.Надь был казнен.
Началось замедление экономического развития стран. Сложная ситуация в ГДР заставила покинуть страну около 207 тыс. человек, в основном молодые специалисты. Тогда 13 августа 1961г. началось строительство Берлинской стены.
Румыния. Установил диктатуру Н.Чеушеску. В 1989г. в стране произошло восстание и диктатор был казнен. ГДР. В 1989г. население продолжало убегать в Западную Германию. Коммунисты пошли на уступки. На выборах победили партии, выступавшие за воссоединение двух Германий. Н.Чеушеску
В.Европа после социализма Произошел роспуск ОВД и СЭВ Новые правительства шли на сближение со странами Запада – вступили в НАТО. Переход к рыночной экономике, приватизация промышленности, экономия на соцпрограммах – вызвало трудности. Началась безработица, инфляция, падение уровня жизни. Недовольство людей вновь привело к власти левые силы, которые пересмотрели свои программы. Левые стали членами Социалистического интернационала, сблизившись с социал-демократами.
Кризис в Югославии Страна не входила в соцсистему, хотя во главе стояли коммунисты. В состав страны входило 6 республик: Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория. Межнациональный мир сдерживал волевой лидер – Б.Тито Однако в 1980-х гг. Югославия столкнулась с угрозой распада. В 1991г. – произошел распад Схема стр. 317 Б.Тито
Сербы Хорватии, Боснии, Герцеговина начали борьбу за автономию. Возник военный конфликт, в который в 1992-1995 гг. вступили другие страны. Затем в борьбу вступили албанцы-мусульмане, составлявшие 90% Косово, требовавших автономии края. Поддерживая албанцев и сербов НАТО начали военные действия с Югославией, без санкции ООН. Россия осудила действия США, что привело к обострению отношений между ними.
Результатом войны стала гибель 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб около 500 тыс. получили радиационное поражение. 2.5 млн. лишились необходимых условий жизни.
Обострились противоречия между Сербией и Черногорией В результате референдума 2006г. Черногория объявила себя независимым государством В 2008г. Сербский край Косово провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, США и ряд их союзников признали это государство.
- Комплексное развитие трех компонентов ценностного отношения к образовательной деятельности: рационального, эмоционального и поведенческого.
- Формирование у школьника современного видения мира;
- Формирование представления о возможности сосуществования различных моделей цивилизационного развития;
Оборудование: проектор, компьютер, комплект раздаточного материала:
Задача первого этапа урока: сформировать интерес к теме урока, актуализация имеющихся знаний.
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
Осмысливают проблему урока, воспринимают новую теоретическую информацию. Старшеклассники вспоминают известную им информацию об экономическом кризисе, итогах войны и тд.
- Бурный экономический рост, связанный с применением достижений НТР.
- Избиратели отдают свои голоса партиям, выступающим за расширение и углубление социальных реформ (лейбористы в Англии).
- Реализация программ по предотвращению кризиса перепроизводства.
- Социальные реформы – необходимое условие борьбы с коммунизмом.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
Устойчивый интерес к теме урока. Желание старшеклассников получить новые знания. Потребность высказать свое мнение о каждой модели и занести результат в таблицу.
II. Фаза осмысления
Деятельность учителя:
- Новая система социального обеспечения.
- Регулирование трудовых отношений.
- Активное вмешательство государства в экономическую жизнь.
- Европейское и международное экономическое сотрудничество.
В результате энергетического кризиса 1974 – 75 годов государство благоденствия вступает в полосу кризиса. В большинстве стран Запада к власти приходят неоконсерваторы: Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и тд. Однако кризис не привел к полной ликвидации государства благоденствия, а дал толчок к его реформированию.
Деятельность учащихся:
Работают с информацией на экране и текстом раздаточного материала. Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем. Спорят, отстаивая свою точку зрения. Фиксируют результаты в таблице.
Предполагаемый результат второго этапа урока:
Приобретение новых знаний о политическом, социальном и экономическом развитии стран Запада во II половине XX века. Развитие познавательных навыков (анализ и синтез). Формирование ценностных установок по отношению к достижениям современной западной цивилизации.
III Фаза обобщения, рефлексии
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
Деятельность учителя:
Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
Деятельность учащихся:
Обобщают и систематизируют полученные знания. Отвечают на поставленные вопросы. Работают над комментариями, которые они могут оставить на листах раздаточного материала, заполняют таблицу.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.
Читайте также: