Страны западной европы во второй половине 20 века конспект урока 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Подведение итогов ( таблица).

1.Целеполагание.

-Ребята,посмотрите на доску и прочитайте тему урока. В какой форме будет проходить урок?( ответы учеников)

Как вы понимаете, что такое пресс-конференция?( ответы учеников)

Какова будет наша цель на сегодняшнем уроке? ( ответы учеников)

-Да, ребята, нам предстоит вспомнить и познакомиться с основными событиями стран Запада и рассказать о них классу. А именно:

- выделять самые значимые исторические события;

-помнить о проблемах, которые существовали в истории страны.

2.Вводное слово учителя, орг.момент.

После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.

Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века

Предпосылки

После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.

Основные тенденции развития

Коммунистическая угроза

Протесты 1968 года

Политический спектр

В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.

Глобализация

Для западного мира после Второй мировой войны характерно стремление к консолидации, интеграции и глобализации. Если в первые годы наибольшую роль играла необходимость военно-политического сотрудничества в рамках холодной войны (создание НАТО в 1949 году), то позднее консолидация стала носить культурный (общность европейской культуры и набора ценностей) и экономический характер, имея в то же время политическое выражение. В качестве примера можно привести создание Евросоюза и Еврозоны, а также заключение Шенгенского соглашения (Европейская интеграция).

В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.

Презентация по Новейшей истории 11 класса. Материал посвящен истории стран Восточной Европы во второй половине ХХв.

ВложениеРазмер
strany_vostochnoy_evropy_vo_vtoroy_polovine_hh_veka_11k.ppt 2.12 МБ
strany_vostochnoy_evropy_vo_vtoroy_polovine_hh_veka_11k.ppt 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ века

Начало холодной войны 1947-1948 гг. к власти пришли коммунистические силы. Их популярность была высока после войны В странах сохранилась многопартийность За основу была взята советский путь развития: Национализация промышленности Проведено обобществление сельского промышленности Индустриализация Осуществилась культурная революция

Создана система социальной защиты Искоренялось инакомыслие Чешский плакат

Страны соцлагеря СССР Болгария Венгрия Польша Румыния Чехословакия ГДР Югославия Албания + страны Азии и Куба

Строительство социализма Единовластие коммунистической партии Огосударствление промышленности, банков Коллективизация сельского хозяйства Государственное планирование и распределение Пятилетние планы развития экономики Построение тяжелой промышленности Улучшение материальных условий жизни

Кризис тоталитарного социализма С 1953 г. (после смерти Сталина) происходят волнения и стачки Подавляются советскими войсками

Венгрия 1956 г. Массовые митинги переросли в антикоммунистическую демократическую революцию. Прокатилась волна расправ над коммунистами и сотрудниками госбезопасности. Глава правительства И. Надь заявил о выходе Венгрии их ОВД. Советские войска взяли Будапешт штурмом, 200 тыс. бежали из страны. И.Надь был казнен.

Началось замедление экономического развития стран. Сложная ситуация в ГДР заставила покинуть страну около 207 тыс. человек, в основном молодые специалисты. Тогда 13 августа 1961г. началось строительство Берлинской стены.

Румыния. Установил диктатуру Н.Чеушеску. В 1989г. в стране произошло восстание и диктатор был казнен. ГДР. В 1989г. население продолжало убегать в Западную Германию. Коммунисты пошли на уступки. На выборах победили партии, выступавшие за воссоединение двух Германий. Н.Чеушеску

В.Европа после социализма Произошел роспуск ОВД и СЭВ Новые правительства шли на сближение со странами Запада – вступили в НАТО. Переход к рыночной экономике, приватизация промышленности, экономия на соцпрограммах – вызвало трудности. Началась безработица, инфляция, падение уровня жизни. Недовольство людей вновь привело к власти левые силы, которые пересмотрели свои программы. Левые стали членами Социалистического интернационала, сблизившись с социал-демократами.

Кризис в Югославии Страна не входила в соцсистему, хотя во главе стояли коммунисты. В состав страны входило 6 республик: Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория. Межнациональный мир сдерживал волевой лидер – Б.Тито Однако в 1980-х гг. Югославия столкнулась с угрозой распада. В 1991г. – произошел распад Схема стр. 317 Б.Тито

Сербы Хорватии, Боснии, Герцеговина начали борьбу за автономию. Возник военный конфликт, в который в 1992-1995 гг. вступили другие страны. Затем в борьбу вступили албанцы-мусульмане, составлявшие 90% Косово, требовавших автономии края. Поддерживая албанцев и сербов НАТО начали военные действия с Югославией, без санкции ООН. Россия осудила действия США, что привело к обострению отношений между ними.

Результатом войны стала гибель 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб около 500 тыс. получили радиационное поражение. 2.5 млн. лишились необходимых условий жизни.

Обострились противоречия между Сербией и Черногорией В результате референдума 2006г. Черногория объявила себя независимым государством В 2008г. Сербский край Косово провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, США и ряд их союзников признали это государство.

  • Комплексное развитие трех компонентов ценностного отношения к образовательной деятельности: рационального, эмоционального и поведенческого.
  • Формирование у школьника современного видения мира;
  • Формирование представления о возможности сосуществования различных моделей цивилизационного развития;

Оборудование: проектор, компьютер, комплект раздаточного материала:

Задача первого этапа урока: сформировать интерес к теме урока, актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:



Деятельность учащихся:

Осмысливают проблему урока, воспринимают новую теоретическую информацию. Старшеклассники вспоминают известную им информацию об экономическом кризисе, итогах войны и тд.

  • Бурный экономический рост, связанный с применением достижений НТР.
  • Избиратели отдают свои голоса партиям, выступающим за расширение и углубление социальных реформ (лейбористы в Англии).
  • Реализация программ по предотвращению кризиса перепроизводства.
  • Социальные реформы – необходимое условие борьбы с коммунизмом.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

Устойчивый интерес к теме урока. Желание старшеклассников получить новые знания. Потребность высказать свое мнение о каждой модели и занести результат в таблицу.

II. Фаза осмысления

Деятельность учителя:

  • Новая система социального обеспечения.
  • Регулирование трудовых отношений.
  • Активное вмешательство государства в экономическую жизнь.
  • Европейское и международное экономическое сотрудничество.

В результате энергетического кризиса 1974 – 75 годов государство благоденствия вступает в полосу кризиса. В большинстве стран Запада к власти приходят неоконсерваторы: Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган и тд. Однако кризис не привел к полной ликвидации государства благоденствия, а дал толчок к его реформированию.

Деятельность учащихся:

Работают с информацией на экране и текстом раздаточного материала. Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем. Спорят, отстаивая свою точку зрения. Фиксируют результаты в таблице.

img5.jpg (12561 bytes)

Предполагаемый результат второго этапа урока:

Приобретение новых знаний о политическом, социальном и экономическом развитии стран Запада во II половине XX века. Развитие познавательных навыков (анализ и синтез). Формирование ценностных установок по отношению к достижениям современной западной цивилизации.

III Фаза обобщения, рефлексии

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.

Деятельность учителя:

Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.


Деятельность учащихся:

Обобщают и систематизируют полученные знания. Отвечают на поставленные вопросы. Работают над комментариями, которые они могут оставить на листах раздаточного материала, заполняют таблицу.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Мотивация к работе на следующих уроках.

Читайте также: