Страны востока и колониальная экспансия европейцев конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Начало колониальной экспансии было положено в XVI в. На первом этапе она была связана с деятельностью португальцев, занимавшихся, преимущественно, африканской работорговлей и торговлей пряностями. Постепенно влияние Португалии на Востоке ослабевает, и ее место занимают голландцы. Со второй половины XVII века после ряда успешных англо-голландских войн в ряде восточных государств, особенно в Индии, укрепляется Англия.

Колониальная политика отражала периоды истории развития капитализма в западноевропейском обществе. Этим периодам соответствовали определенные методы эксплуатации и обогащения метрополий за счет материальных и людских ресурсов объектов колонизации.

XVI—XVIII века в Европе — это эпоха первоначального накопления капитала, что обусловило следующие формы и методы обогащения колониальных держав:

1) военная добыча, прямой грабеж и пиратство;

2) скупка за бесценок продукции местного производства, прежде всего, пряностей, обладавших высокой стоимостью в Европе;

3) торговля рабами (начало XVI — середина XIX);

4) принудительный рабский труд местного населения на плантациях и рудниках, ставших собственностью колонизаторов;

5) эксплуатация местного населения с помощью налоговой системы.

В это время европейцы начинают укрепляться на Востоке, расширяя зону своего влияния и свободу действий, добиваясь политического господства.

Для успешной организации эксплуатации колоний англичанами в 1600 г. создается Ост-Индская компания, получившая административные права — свои вооруженные силы и возможность вести военные действия, даже чеканить монету. Таким образом, закладываются основы для постепенной трансформации колониальной торговли в колониальную экспансию политико-экономического характера, проявившуюся в XIX веке.

Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру восточных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику.

Задание для самостоятельного выполнения:

Форма контроля самостоятельной работы:

проверка контурной карты.

Вопросы для самоконтроля по теме

Ответьте на вопросы теста:

1. События, положившие начало Новому времени в истории человечества – это:

А) великое переселение народов и варваризация Западной Римской империи;

Б) великие географические открытия и Реформация;

В) возникновение христианства;

Г) промышленный переворот.

2. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется:

Б) конституционная монархия;

В) абсолютная монархия;

Г) раннефеодальная монархия.

3. Морской путь из Европы в Индию открыл:

А) Фернандо Магеллан;

Б) Васко да Гама;

В) Бартоломеу Диаш;

Г) Америго Веспучи.

4. Протестанты – это…

А) люди, не верившие в бога;

Б) члены рыцарского ордена;

В) сторонники реформации;

Г) противники реформации.

5. Причины, которые толкали европейцев на поиски морского пути в Индию:

А) в XV – XVI веках для европейцев была характерна тяга к путешествиям и открытиям новых земель;

Б) стремление католической церкви распространить христианство в азиатских странах;

В) стремление разбогатеть;

Г) необходимость поиска полезных ископаемых.

6. Реформация – это …

А) борьба против церкви вообще;

Б) борьба за переустройство церкви;

В) борьба крестьян против феодалов в Германии;

Г) феодальная религиозная война.

7. Новые дворяне – это…

А) купцы и богатые ремесленники, купившие дворянский титул;

Б) феодалы, занимавшиеся торговлей;

В) феодалы, ставшие владельцами мануфактуры;

Г) землевладельцы, ведущие хозяйство в своих поместьях по-капиталистически.

8. Идеологом движения Реформации являлся:

9. Одно из важнейших достижений эпохи Возрождения – появление в философии:

10. Промышленный переворот начался:

А) с изобретения парового двигателя;

Б) с промышленного использования электричества;

В) с внедрения машин в текстильное производство;

Г) с внедрения машин в тяжелую промышленность.

11. Приведите в соответствие с помощью стрелок:

12. Приведите в соответствие:

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.

Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.


отработка навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

Оборудование: компьютер, проектор, м.м. презентация, карта "Великие географические открытия", учебник

Тип урока: комбинированный

Оргмомент (3 мин)

Опрос: (5 мин)

Почему географические открытия новых земель в 15-17 вв. носят название Великих?

Когда и кем была открыта Америка? Почему долгое время открытые Колумбом земли назывались Ост-Индией?

Как повлияли Великие географические открытия на сознание людей?

Что называют промышленным переворотом?

Как связаны между собой два значительных этапа в развитии человечества – Великие географические открытия и промышленный переворот в Англии?

Переход к изучению новой темы: (3 мин)

Сегодня мы поговорим о том, что было следствием Великих географических открытий, что во многом определило экономический рост Европы и, не смотря на то, что события происходили 300 – 400 лет назад, тема сегодняшнего урока актуальна и сегодня. Давайте попробуем определить сегодняшнюю тему.

Изучение новой темы: (25 мин)

Определение темы урока, её актуальности (слайды 1 – 8)

Рассказ о великолепных соборах Европы, их богатом внутреннем убранстве, роскоши. Подчеркнуть огромное количество золота, тратившееся на их строительство и отделку алтарей. Пряности. Почему в одном ряду с соборами Европы мы вдруг видим пряности? (Ни золота, ни пряностей в Европе нет и не было, их нужно было привозить.)

Для постройки кораблей нужно железо, дерево, полотно. Горизонтальный ткацкий станок, помпа. Ресурсов не хватает, золота хочется больше; чай, кофе, сахар – может, поискать это всё за морем?

ТЕМА! (слайды 9 – 12)

Причины экспансии (сл. 13 – 16)

учебник, стр. 231, самостоятельная формулировка, запись в тетрадь:

СТРЕМЛЕНИЕ К ОБОГАЩЕНИЮ;

НЕХВАТКА РЕСУРСОВ В САМОЙ ЕВРОПЕ;

ПОИСК НОВЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ

Ввод новых терминов (сл.17), запись в тетрадь

Колонии – это страны и территории, зависимые от других государств (метрополий)

Метрополия – страна, владеющая колониями.

Давайте выясним, как же делили мир, наперегонки, ведущие морские державы того времени?

Работа с таблицей (сл. 18 – 28). Самостоятельно, учебник, стр. 231-233, последний форзац, карта.

ПЕРИОД ЗАХВАТА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

XVI ВЕК

XVI ВЕК

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ИНДИЯ

XVI XVII ВЕКА

XVIII ВЕК

XVII ВЕК

Управление колониями (сл. 29 –31)

Большинство колоний европейских государств находилось на других континентах. Как же было организовано управление ими? Индо-Британский телеграф.

Использование рабов в колониях (сл. 32 – 35)

Слайд 35 – что означают эти цифры, это арифметическое выражение? Самостоятельная работа, стр. 232. Подсчитать.

124000000 – 25000000 = 99000000

Подчеркнуть тяжелейшее положение рабов в колониях.

Закрепление новой темы: (5 мин)

Как вы думаете, если страна является колонией, как это сказывается наеё развитии?

Почему колонизаторы не были заинтересованы в развитии своих колоний?

Может ли повториться европейская колонизация в наше время?

Домашнее задание: параграф 38, закончить таблицу (слайд 36) (2 мин)

Выставление оценок, подведение итогов урока (2 мин)

Если осталось время – доп. материал – современные колонии-подчинённые территории


-75%

Уже в позднее Средневековье Западная Европа опередила в развитии остальные регионы мира. Используя свое техническое преимущество, европейцы устремились на новые земли. Там возникали поселения европейцев — колонии. Переселенцы либо истребляли местное население, либо превращали его в рабов, либо ставили в зависимое положение. Благодаря прямому грабежу, неравноправной торговле европейские страны еще больше увеличили свои богатства, одновременно тормозя развитие других стран. Так, подсчитано, что треть всех вложений в экономику Англии были покрыты средствами, изъятыми из одной только Индии. Главными объектами колониальной экспансии в начале нового времени были Америка и Индия.

Колонии в Америке.

В течение XVI в. почти вся Центральная и Южная Америка была покорена европейцами. Большая ее часть принадлежала Испании. Бразилия стала владением Португалии. Колонизация принесла индейцам голод, болезни, непосильный труд, вымирание. Для восполнения недостатка рабочих рук колонисты стали ввозить негров из Африки, ибо африканцы были более приспособлены к труду, нежели индейцы. Для африканского населения работорговля, господствовавшая более трех веков, имела ужасные последствия. Из Африки вывезли более 100 млн. человек, из них в Америку доплыли лишь 25 млн.

В конце XVI – начале ХVII в. в Северной Америке появились первые английские колонии. В 1585 г. пиратом У. Рейли была основана колония Вирджиния. Но почти все ее поселенцы погибли из - за непривычных жизненных условий. В 1607 г. туда отправилась экспедиция под руководством Дж. Смита. Она основала на берегу реки Джеймс поселение Джеймстаун. Территория колонии и численность ее населения постоянно увеличивались.

Колонией управлял губернатор, назначенный королем. К середине XVIII в. 13 образовавшихся в Северной Америке колоний были объединены хозяйственными связями. На севере в колониях преобладали фермерские хозяйства. На юге существовали крупные плантационные хозяйства. Начало мануфактурному производству в колониях было положено еще в годы Английской революции.

Индия накануне колониальной экспансии.

В 1525 г. бывший правитель Ферганы, а затем Афганистана Бабур начал завоевание Индии. В 1526 г. он разгромил войска Делийского султаната и стал правителем Индии. Новую династию европейцы называли Великими Моголами, так как Бабур по отцовской линии происходил от Тимура, а по материнской — от Чингисхана. К XVIII в. территория державы Великих Моголов значительно расширилась. Она включала в свой состав нынешний Афганистан, всю Северную и Центральную Индию, а во второй половине ХVII в. были завоеваны несколько южноиндийских государств. Однако власть Великого Могола со временем ослабла. Местные правители были фактически независимы.

Ислам был государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства знати. В некоторых районах крестьяне исповедовали индуизм, а знать — ислам. Часто религиозный фанатизм приводил к взаимной вражде и нетерпимости. Но знать, должна была учитывать, что индусы составляют большинство населения, и проявлять по отношению к ним веротерпимость и лояльность.

Большое значение в Индии имели религиозные общины, которые, как правило, образовывали члены сект. Например, в Пенджабе (на северо-западе Индии) наиболее известной была религиозная община сикхов. Учение сикхов о равенстве людей перед Богом независимо от кастовой принадлежности привлекало в их общину многих крестьян. Война сикхов против Моголов в Пенджабе, то, затихая, то, активизируясь, продолжалась до ХVIII в. и завершилась победой сикхов и созданием их государства.

Колонизаторы в Индии.

С XVI в. в Индию стали проникать португальские и голландские колонизаторы. Португальцы захватили несколько баз на ее побережье, но для продвижения в глубь страны у них не хватило сил. Ко второй половине XVII в. голландцы отвоевали большинство португальских баз в Индии. Но наиболее удачливыми в плане проведения колониальных захватов оказались англичане. В начале XVII в. они получили у монгольского правительства разрешение временно обосноваться в Бомбее. Позднее англичане построили укрепленный город Калькутту. В последней трети ХVII в. в Индии появились французы. Центром их деятельности стал город Пондишери.

Прологом английским завоеваниям в Индии послужило соперничество англичан с французами. Губернатор Пондишери Дюплекс создал войско из индийских наемников (сипаев), которое использовал для захватов в Декане (Центральная Индия). Успехи французов обеспокоили англичан, и они стали создавать такие же сипайские части и оказывать военную помощь противникам Франции.

В 1758 г. англичане под командованием Клайва разгромили войска правителя Бенгалии, которая оказалась в руках англичан. Исход англо-французского соперничества в Индии решила Семилетняя война (1756–1763). За Францией было сохранено право торговать с Индией, владеть городом Пондишери и несколькими другими пунктами на побережье, но она должна была вывести из Индии войска и срыть все оборонительные сооружения. Вскоре Англия приступила к покорению всей Индии. Англичане навязывали индийским князьям военные союзы. Последствием этих договоров было установление над княжествами английского владычества.


№ слайда 1

Сущность колониализма Вывоз капитала Европа и Восток Япония: опыт модернизации

№ слайда 2

Сущность колониализма Вывоз капитала Европа и Восток Япония: опыт модернизации


№ слайда 3

Обогащение за счет торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом пос

№ слайда 4

Обогащение за счет торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом последние включаются в структуру мирового хозяйства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья; Обогащение за счет торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом последние включаются в структуру мирового хозяйства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья;

Подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной пр

№ слайда 5

Подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной промышленности с целью закрепления за ними роли аграрно-сырьевых придатков метрополий. Подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной промышленности с целью закрепления за ними роли аграрно-сырьевых придатков метрополий.


№ слайда 6

предпринимательско-производительный капитал (Англия); предпринимательско-произво

№ слайда 7

предпринимательско-производительный капитал (Англия); предпринимательско-производительный капитал (Англия);

 В первом случае (Англия) в колониях создавались предприятия, оснащенные (и

№ слайда 8

В первом случае (Англия) в колониях создавались предприятия, оснащенные (из метрополий) промышленным оборудованием, станками, железными дорогами. В первом случае (Англия) в колониях создавались предприятия, оснащенные (из метрополий) промышленным оборудованием, станками, железными дорогами.

ссудный капитал (Франция); ссудный капитал (Франция);

№ слайда 9

ссудный капитал (Франция); ссудный капитал (Франция);

непроизводительный капитал (Германия) непроизводительный капитал (Германия)

№ слайда 10

непроизводительный капитал (Германия) непроизводительный капитал (Германия)

Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутренню

№ слайда 11

Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру восточных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику. Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру восточных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику.

Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модер

№ слайда 12

Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модернизировать свое общество по европейскому подобию. Проявлением таких устремлений стали реформы соответствующего характера и направленности, проводившиеся как в колониях, так и в других странах Востока в XIX веке (например, реформы Мэйдзи в Японии) Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модернизировать свое общество по европейскому подобию. Проявлением таких устремлений стали реформы соответствующего характера и направленности, проводившиеся как в колониях, так и в других странах Востока в XIX веке (например, реформы Мэйдзи в Японии)

Положение Японии в XIX в. характеризовалось наличием двойственных тенденций. Явл

№ слайда 13

Положение Японии в XIX в. характеризовалось наличием двойственных тенденций. Являясь в культурном отношении типичной восточной страной, в плане социально-экономической динамики она соответствовала скорее западноевропейским стандартам. Положение Японии в XIX в. характеризовалось наличием двойственных тенденций. Являясь в культурном отношении типичной восточной страной, в плане социально-экономической динамики она соответствовала скорее западноевропейским стандартам.

Толчком к модернизации стала революция Мэйдзи Исин 1867-68 гг. Было объявлено о

№ слайда 14

Толчком к модернизации стала революция Мэйдзи Исин 1867-68 гг. Было объявлено о свержении правительства сегуната. В конце января 1868 г. основные силы сегуна были разбиты в районе Киото. В мае сегун Кэйки капитулировал. Властные полномочия сегуна были переданы императору. Толчком к модернизации стала революция Мэйдзи Исин 1867-68 гг. Было объявлено о свержении правительства сегуната. В конце января 1868 г. основные силы сегуна были разбиты в районе Киото. В мае сегун Кэйки капитулировал. Властные полномочия сегуна были переданы императору.


№ слайда 15

 Эпоха реформ полностью изменила принципы построения государства и обществе

№ слайда 16

Эпоха реформ полностью изменила принципы построения государства и общественные отношения, Эпоха реформ полностью изменила принципы построения государства и общественные отношения, способствовала быстрому развитию экономики и производительных сил, дала толчок развитию Японии, поставив ее в ряд крупнейших капиталистических держав.

Благодаря этому Япония смогла отстоять свою политическую и экономическую независ

№ слайда 17

Благодаря этому Япония смогла отстоять свою политическую и экономическую независимость, являясь своеобразной иллюстрацией первого и весьма удачного примера модернизации обществ Востока. Благодаря этому Япония смогла отстоять свою политическую и экономическую независимость, являясь своеобразной иллюстрацией первого и весьма удачного примера модернизации обществ Востока.


№ слайда 18

Читайте также: