Страна восходящего солнца образ художественной культуры японии 4 класс изо конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цел ь урока

Урок №1. Сформировать представления о художественной культуре Японии, учить передавать в творческой работе художественный образ национальной культуры (характерные для национальной культуры элементы: национальный пейзаж, архитектурные формы, человек в национальном костюме) .

Урок №2-3. Познакомить с техникой японской живописи суми-е, учить выполнять творческую работу, имитируя технику японской живописи суми-ё (тушь или акварель) в стиле сансуй-га (картина гор и вод).

Урок №1. Комбинированный (урок усвоения новых знаний +обобщения и систематизации)

Урок №2. Комбинированный (урок усвоения новы знаний +актуализации знаний и умений)

Урок №3. Комбинированный (обобщения и систематизации +контрольного учета и оценки ЗУН)

Планируемые
образовательные
результаты

умение создавать в творческ ой работ е художественный образ национальной культуры Японии , переда вать особенност и красоты природы, архитектурных форм, человека, народных традиций ,

умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

Метапредметные :

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач (регулятивные УУД) ;

овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать (познавательные УУД) ;

умение формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД).

уважительное отношение к культуре и искусству других народов;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники , овладение первоначальными навыками работы в технике японской живописи суми-ё ;

Метапредметные :

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач (регулятивные УУД);

овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать (познавательные УУД);

умение формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД).

уважительное отношение к культуре и искусству других народов;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Методы и формы
обучения

Урок №1. Проблемный метод ; фронтальная дискуссия, групповая

Урок № 2-3 . Творческая мастерская, фронтальная, парная.

Основные понятия и термины

Урок №1. Культура, национальная культура, художественный образ национальной культуры, национальные символы Японии: гора Фудзияма, сакура, хризантема, японский клен, японский журавль танко, зеленый фазан кидзи; национальный пейзаж, сад камней, архитектурные формы: пагода, минка: национальный костюм – кимано, национальные праздники и традиции- праздник цветения сакуры, чайная церемония. Стиль сансуй -га (картины гор и вод). Современный японский Художник Коукеи Кодзима .

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы:

Методический комплект:

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Коблова О.А., Мухина Т.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-5-е изд. –М.: Просвещение, 2015.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл., М.: Просвещение, 2015.

Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение. 2015.

Дополнительная литература:

Мэйхолл И. Техника японской живописи суми-ё (Изоматериал)/ И. Мэйхолл: пер. с англ. В. А. Басько – Мн.: Попурри, 2006. -125 с.: ил.

Мэйхолл И. Волшебные сны суми-ё. Импрессионизм в традиционной японской живописи тушью. – Мн.: Попурри, 2009

Наглядно-демонстрационный материал

Работы учащихся 4 классов , кукла в национальном костюме кимано.

Мультимедийный ряд:

Музыкальный ряд: Традиционный японский оркестр, Оркестр сто одной скрипки, Ethnic/Folk/Этническая музыка, 1999 AT Music

Раздаточный материал: карточки с изображениями горных пейзажей Японии, архитектурными формами и национальным костюмом, листы самооценки и оценки творческой работы.

Оборудование

К исти, белая акварельная (или рисовая) бумага, черная тушь , пластиковые и бумажные палитры, акварель, тряпочки, баночки для воды, ручка.

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Организационный

м омент

1 этап- мотивационно-целевой

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Звучит японская музыка.
– учитель показывает куклу в национальном костюме кимано.

Ребята, сегодня я вас приглашаю к путешествию в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют Страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, почему вы так решили?

-Попробуйте предположить, какое задание у вас будет сегодня?

-А как вы думаете, нарисовав только фигуру человека в национальном костюме, мы сможем в творческой работе создать художественный образ Японии? Может быть, этот человек приехал в другую страну, выступает на каком-нибудь фестивале или празднике?

Что нужно еще нарисовать, чтобы в рисунке создать полное представление о Японии?

Давайте посмотрим, как это делает японский художник Коукеи Кодзима .

Обратите внимание как художник изображает природу, архитектурные фомы и человека.

Коукеи Кодзима изображает идеальную Японию с неподвластной времени красотой горных уголков. Тончайшая пейзажная живопись воспроизведена на натуральном шелке. Природа в работах художника величественна и спокойна, краски умиротворяюще приглушены. Основная тема – вечный круговорот времен года и жизнь, струящаяся, как вода в горных реках. Обязательной, но очень малой частью почти в каждом пейзаже присутствует человек (истинный герой произведений в стиле "сансуй" – крестьянин, живущий простой жизнью в согласии с природой). Никаких бурных страстей, лишь радость созерцания и радость мирного труда.

После просмотра картин и обсуждения, учитель вывешивает на доске таблицу с целью урока:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ с художественной культурой Японии, НАУЧИТЬСЯ передавать в творческой работе художественный образ национальной культуры.

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к происходящему , отвечают на поставленные вопросы, дискутируют, доказывают свое мнение:

Нарисовать человека (японку, японца) в нац. костюме.

Учащиеся смотрят видеоряд творческих работ японского живописца Коукеи Кодзима , анализируют

после просмотра – обсуждают, обобщают:

Природа, горы – красивые, занимают много места в композиции, архитектура и человек – второстепенное значение, маленький размер.

Учащиеся конкретизируют, что входит в художественный обрвз национальной культуры:

характерные для национальной культуры элементы: национальный пейзаж, архитектурные формы, человек в национальном костюме).

умение формулировать собственное мнение и позицию (коммуникатив - ные УУД).

овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать (познавательные УУД);

Устные
ответы , целенаправленное наблюдение

II. Изучение нового материала

– Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну
от других. Я предлагаю вам поработать
с карточками-заданиями.

Текст карточек (на карточках – фото Японии):

1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане.

Слушают учителя, работают в группах

с карточками. Обсуждают,

работа
в группах.

Личностные: имеют мо-

тивацию учебной дея-

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое

2. Вулкан Фудзияма – священное место для японцев. Столица – город Токио.

В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

3. В Японии существуют определенные
правила жестикуляции, и чем сдержаннее

человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу

и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу государст-
венных праздников – их в Японии 15. Например, 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами
и цветными куклами. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни являются рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.

6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения
и электронной промышленности.

7. Основную одежду как мужчин, так
и женщин этой страны составляет кимо-

высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Просмотр презентации о культуре Японии.

но, подвязанное широким поясом – оби. Кимоно тщательно подбирали в соответствии с временем года или определенным событием.

– Почему Японию называют Страной восходящего солнца?

– Что отличает Японию от других стран?

– Что вы еще знаете об этой стране?

– Очень хорошо, вы справились с заданием.

– В японском характере есть одна чер-

та – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.

Жить в гармонии с природой для японца –

это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру , воспетую в поэзии, в картинах художников разных поколений.

Каждый цветок сакуры рассказывает,
по японскому поверью, о судьбе ребенка.

Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты,

старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг.

Наказанный Хотта тайком схватил Саку-

ру с детьми, привязал их к вишне и запо-

Отвечают
на вопросы учителя.

теля, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины
японских

рол до смерти. С тех пор вишни в Японии

цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры.

Цветы дикой вишни,

Разве не пышен их убор?

Из всех людей на свете

Нет ближе, чем братья родные.

Мотоори Норинага

– Весной в Японии проходит Ханами-пати – праздничный фестиваль любова-
ния цветением сакуры. Я надеюсь, что

в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.

Но прежде чем приступить к работе,
я предлагаю немного отдохнуть.

III. Творческая практическая деятельность

Изготовление модели цветущего дерева – сакуры.

Музыкальный фон: записи японской музы-

После того как суми-ё попала в Японию, монахи дзэн-буддисты стали использовать ее в своих занятиях в качестве дзэн-упражнения. Они ценили отсутствие цветовой гаммы (одноцветность), с помощью которой прекрасно передавались линии, тени и душевное волнение. Они считали, что черно-белое изображение требует большего напряжения сил и вдохновения, чем цветное, и приучает к дисциплине.Делит учащихся на творческие группы
в начале урока. Объясняет последовательность выполнения работы.

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.


На уроке дети знакомятся с техникой Алла прима и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают новые композиционные навыки. Научатся рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают природу через детали, характерные для японского искусства.

Описание разработки

Цель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников

Задачи:

Воспитательные: вырабатывают правильные позиции в отношении ценностей к традициям и культуре Японии, воспринимают эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.

Развивающие: развивают художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.

Обучающие: знакомятся с техникой Алла прима и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают новые композиционные навыки. Научатся рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают природу через детали, характерные для японского искусства.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации , отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация, репродукции гравюр:

П. Белецкий. Одинокий сверчок (из сборника поэзии).

Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.

Ход урока

1. Приветствие.

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. И думаю что этот урок очень интересным и занимательным.

Сегодня мы с вами познакомимся с такой удивительной страной как Япония и символом страны Сакурой. Научимся рисовать по сырой бумаге. Для этого нам понадобится : акварель, гуашь, черная или коричневая, палитра, лист белой бумаги, баночка для воды, кисти.

3. Знакомство со страной Япония.

- ребята, что вы знаете о стране Япония? (ответ учащихся)

- посмотрите на карту. Это очень маленькая страна по сравнению с нашей и расположена она на островах Тихого океана. /работа с картой/.

презентация по ИЗО Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Сейчас Япония – это современные большие города с высотными зданиями.

Люди прозвали свою страну - Ямато, что переводится как “путь гор”. Мы с вами мысленно отправимся в эту далекую страну и попытаемся узнать о традиционном искусстве Японии.

Из глубины веков пришло неповторимое своеобразие японского искусства: живопись, архитектура, поэзия, театр, музыка, разбивка садов и парков, чайная церемония, аранжировка цветов. Японцы глубоко чтут свою культуру и традиции, народные праздники. Как у любого народа традиционно – национальный костюм.

Характерная особенность японского искусства -

лаконичность изображения, некая скудность, гордое одиночество, незаконченность линий, все это вызывает чувство приятного удивления : красота в несовершенстве.

Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакурой называют окультуренный сорт вишни с махровыми розовыми цветами.

- а какое дерево считается символом России? ( ответы учащихся. ) Береза.

. Для японцев время цветения сакуры священно. Именно в это время поэты слагают свои хокку. художники рисуют картины. Цветение сакуры символ наступления весны, знак, что земля прогрелась и можно высаживать рис.

- ребята, а какое дерево символизирует приход весны у нас? ( ответ учащихся. ) Верба

Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры.

Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра.

Японцы верят, что в дереве теплится душа. Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.

Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.

4. Практическая работа.

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в осенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.

Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:

Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).

Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.

Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.

- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для обобщения знаний об отличительных особенностях искусства Японии.

Методы обучения

Словесный; наглядный; практический.

Формы организации

Задачи формирования УУД

1)Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

2)Готовность целенаправленно использовать ЗУН в УД и в повседневной жизни

3)Содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета

Регулятивные:

1)Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации

2)Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

3)Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

Познавательные:

1)Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

2)Владеть общим приемам решения предложенных задач

Коммуникативные:

1)Выражать в речи свои мысли и действия

2)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

3)Принимать участие в работе парами и группами

1)Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

2) Актуализация знаний.

3Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание.

4)Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

7) Физкультурная минутка.

8)Рефлексия деятельности. Итог урока.

9) Инструктаж д/з.

Образовательные ресурсы

Оборудование для педагога: презентация, наглядные пособия, компьютер, проектор.

Оборудование для учащихся: краски, крупная и тонкая кисти, альбом.

Планируемые результаты

Знать: особенность художественной культуры Японии от других стран, национальные праздники Японского народа.

Уметь: использовать ЗУ в собственной деятельности, производить контроль и анализ своей деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

Доброе утро, ребята! Садитесь. сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Приветствуют учителя, включаются в деятельность.

2.Актуализация знаний.

- Ребята, о какой стране посвящено это стихотворение?

Есть в Тихом океане голубые острова

Кюсю, Хонсю, Хоккайдо и Сикоку.

На них лежит волшебная страна,

Краса и гордость Дальнего Востока.

- А что вы уже знаете о Японии?

- Кто знает, как в народе называют эту страну и почему её так называют?

- Вы можете назвать какие праздники отмечают в Японии?

- Передовая страна в компьютерной и робототехнике, самый высокий вулкан Азии Фудзияма (Фудзи), расположена более чем на 4 тыс. островах, столица Токио, составляют икебана из цветов и веток, выращивают карликовые деревья – бонсай , деревья - сакура, сосна, клён, цветок – хризантема.

- Жители Японии называют свою страну страной восходящего солнца, так как она расположена на островах Тихого океана и раньше других встречает рассвет, приветствуя солнце.

Фестиваль цветов, День зелени, День моря, День почитания старших

3.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение искусства страны Японии. И начинаем изучать новую тему. А какую вы узнаете уже сейчас.

- Как разнообразна природа нашей планеты, как не похожи условия жизни разных народов. Люди научились жить и в горах, и в низинах, заливаемых во время разливов рек и среди снегов, и среди раскаленных песков. И, всегда приспосабливаясь к природе, люди с замечательной изобретательностью строят свой человеческий мир. Всюду где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться.

Ребята, отгадайте загадки и узнайте о чем мы сегодня будем говорить.

На все стороны путь;

Ни лесочка, ни гор!

Неоглядный простор! (Степь)

Белоснежные шапки надели. ( Горы)

- Итак, ребята, так о чем мы будем говорить на уроке?

-да ребята, действительно. И я вам могу с уверенностью сказать, что это целое искусство.

- Какие задачи вы поставите перед собой?

- Новый год, 8 марта, День защитника отечества, День детей, День физкультуры.

- Все расцветает, оживает, распускается.

Познакомится с японским праздником, научиться его рисовать

-Мы будем говорить о том, какие строят жилища люди, которые проживают в горах и степях.

4. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

4.1 Вступительная беседа.

Жилище - это одно из ярчайших произведений культуры народа. На его конструкцию и образную выразительность большое влияние оказывают географические условия. А также народные традиции.

- Давайте поближе познакомимся с искусством народов гор. Армянский художник Сарья Мартирос Сергеевич увидел природу народов гор и их жилища так. (Слайд)

- Жилища горцев – сакли. О них нам расскажет ученик.

Ученик 1. В горных селениях-аулах дома-сакли растут ввысь и напоминают ласточкины гнезда. Они чем-то напоминают башни, а весь аул в целом крепость. Крыша сакли плоская, человек может на ней спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты, а маленькие окна не случайно напоминают бойницы (отверстие в крепостной стене для стрельбы), ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он приютился, а издали сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов.

- Рассматривая постройки кавказских народов, вы видите, что все они построены из камня, т. к. в этих местах недостаточно леса для построек, а камень как строительный материал был им доступен. Места было мало, и дома располагали на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было держать скот, люди строили ограды из веток, кирпича, валунов. Люди селились часто в совершенно непригодных для жизни местах: на крутых склонах гор, вершинах холмов, в недоступных ущельях.

- Мне хочется познакомить вас с армянским поэтом Ваан Терьяном, который пишет о природе своей малой родины. Прочитает стих ученик 2:

Нет, я в горах не одинок —

Со мной трава и синь густая,

И тихо ластится у ног

Тумана дымка золотая.

Меня целует поутру

Луч солнца, золотящий склоны,

Меня в полдневную жару

Прохладой окружают кроны.

Жизнь улыбается, маня

Цветами, звездами, листвою.

Душа распахнута моя,

Как небеса над головою.

Я вниз гляжу, и мне близки

Все расстоянья в мире этом,

И стряхивает груз тоски

Душа, наполненная светом.

- А сейчас мы отправимся в гости к народам степей, и познакомимся с их искусством.

- Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины много- много лет назад. Кочевники перегоняют свои бесчисленные стада и табуны с одного места на другое, белеют среди разнотравья умело собранные юрты. Вьется сизоватый дымок. Разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры. (Включить музыку). Стройные девушки одеты в роскошные бархатные платья - бешметы, расшитые по краям яркими узорами из золота и серебра. Шапки с разнообразными узорами из цветов и листьев блестят на солнце. Степи стелются во все стороны. Их тягучая долгота обволакивает пологие холмы, сглаженные силой ветра. Только круглый купол неба покрывает плоский травный ковер равнины. Над травными равнинами стоит звенящая тишина. Бескрайний океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада домашних животных. Поэтому народы степей скотоводы. Человек и конь сроднились в степи. Себя так не украсит всадник как коня.

- Что вы представили, когда слушали звуки домбры?

- Теперь давайте познакомимся с искусством казахского художника Павла Варфоломеевича Кузнецова. (Слайд)

-Как же называется дом кочевника?

Ученик 3. Казахская юрта - это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу. Материал для них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью и инкрустацией из металла, кожи, кости) выполнены из дерева. Замкнутость и обособленность уютного дома располагают к отдыху, призывают забыть о трудностях жизни в степи. И если сакля в горах уподабается выступам этих гор, сливаясь с ними, то юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными жаркими ветрами.

- Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Но эта легкая разборная постройка является древним и прекрасным произведением архитектуры. Снаружи юрта похожа на купол. Часто она бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами.

Юрту украшают со смыслом, орнаменты обозначают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания. Внутри юрты пол и стены устилают теплые красочные ковры. У каждой части свое назначение в хозяйстве. Здесь все строго определено и не сделаешь перестановку. Зато величина юрты может быть разной.

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о том, из чего состоит юрта и что находится в ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека; знакомство с особенностями культуры Японии; воспитание интереса к творчеству художников зарубежных стран; формирование творческой активности; продолжение развития навыков работы с гуашью и бумагой.

План – конспект

Открытого урока по изобразительному искусству

В 4 классе не тему:



Учитель: Заглядина Е. П.

МАОУ СОШ № 44

Цели и задачи:

Литературный ряд:

Музыкальный ряд:

Формирование представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека; знакомство с особенностями культуры Японии; воспитание интереса к творчеству художников зарубежных стран; формирование творческой активности; продолжение развития навыков работы с гуашью и бумагой.

Бумага, гуашь или акварель, ножницы, клей, шаблоны для аппликации.

Гравюры женских образов, пейзажей К. Утамаро и К. Хокусая, слайды современных городов Японии.

Японские народные мелодии.

- Сегодня на уроке мы отправимся в далекое путешествие, в загадочную страну. Что это за страна? Попробуйте догадаться. Я буду давать маленькие подсказки.

В этой стране: зарождается солнце, есть необычные сады, в школе введен предмет – искусство любования…

Догадались? Правильно – это Япония. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки… кто может рассказать нам об этой стране лучше и красочнее, чем сами японцы.

Работа над темой .

- Название страны Япония можно записать двумя иероглифами. Первый из этих знаков обозначает солнце, второй – корень, основа. Отсюда иносказательное название Японии – страна восходящего солнца.

(Показ нескольких слайдов с изображением Фудзиямы или с другими японскими пейзажами.)

В Японии существует много интересных культурных традиций. Например, здесь существует традиция воссоздания природы в миниатюре – создание крошечного, карликового сада при доме; или искусства выращивания дерева в цветочном горшке – бонсай (показ иллюстрации), искусства составления букетов – икебана (показ образцов). Древние традиции являются частью современного образа жизни. Весной, например, семьи выезжают за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. День сакуры стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи.

(Показ слайдов)

Японские здания – это тоже чудо. Храм пагода похож на изящную лёгкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые вверх концы, как будто они улыбаются или юбочками кружат на ветру. На концы кровли иногда вешают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят.

Внутри домика все просто: нет стен, а есть только ширмы, на которые прежде наклеивалась рисовая бумага. Рамы- стены передвигаются в любом направлении. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Отодвинув стенку – ширму, легко впустить в дом ветки сада и оказаться на террасе. Японцы не религиозны. Но вместо икон в каждом японском доме есть алтарь красоты – ниша (такэнома), где стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение. Когда внутри горит свет, такой домик похож на легкий, воздушный фонарик.

(Показ слайдов)

Объяснение задания.

Какой интересный рассказ мы услышали о Японии. Поблагодарите рассказчиков и попробуйте изобразить, что больше всего вам запомнилось и понравилось.

Какие особенности этой страны вы запомнили? (Горные хребты с заснеженными вершинами, зелёные садики, цветущие вишни, дама с улыбающимися крышами.) Объединив всё вышесказанное можно воссоздать японский пейзаж с постройками, с садами и цветущими вишнями.

Выполняя работу, помните, что японцы тонкие ценители красоты. Каждая деталь в вашем рисунке должна быть продумана. Художник должен обладать умением видеть невидимое.

Самостоятельная работа.

Дети работают акварелью по сырой бумаге. В классе приглушенно звучит музыка.

По мере завершения работ дети вывешивают их на магнитную доску, а затем отмечают наиболее удачные из них.

Анализ ошибок. Оценка работ учащихся.

- что интересного вам запомнилось из нашего путешествия по Японии?

- как называется искусство составления букетов?

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с замечательной страной Японией, с ее искусством и культурными традициями.

Домашнее задание.

Подобрать материал о национальной одежде Японии – кимоно.

Наш урок окончен, до свидания!

Фото для презентации к уроку


1.




2.




















5.







6.

Читайте также: