Стойкий оловянный солдатик конспект урока 3 класс

Обновлено: 08.07.2024

Задачи урока:

1. Введение в урок

(Слайд 2) Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Вы узнали сказочника? Приятно вам смотреть на его лицо?

Дети: Да. Это Андерсен. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.

Дети: Здания старинные, причудливые. Такие были построены давным-давно. Андерсен тоже жил давным-давно.

(Слайд 3) Учитель: Какие сказки Г. Х. Андерсена вы читали?

  • (Слайд 5) Принцесса на горошине;
  • (Слайд 6) Огниво;
  • (Слайд 7) Гадкий утёнок;
  • (Слайд 8) Дюймовочка;
  • (Слайд 9) Русалочка.

(Слайд 10) Учитель: Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.

(Слайд 11) Учитель: Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?

Дети: Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.

(Слайд 12) Учитель: Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельными куклами. Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?

Дети: Наверно, придумывал сказку о мыльном пузыре. Или фантазировал, куда пузырь полетит.

Дети: Город – морской порт, с каналами. Туда приплывает много людей и торговцев.

(Слайд 14) Учитель: Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте каково было будущему писателю в детской гимназии?

Дети: Неуютно из-за насмешек одноклассников.

(Слайд 16) Учитель: Как вы думаете, почему День детской книги связали с днём рождения Андерсена?

Дети: Сказки Андерсена очень нравятся детям. Они понятны и любимы.

Учитель: Международной премией были награждены многие детские писатели. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С. Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.

3. Словарная работа

(Слайд 17) Учитель: Мы сегодня прочитаем сказку про стойкого оловянного солдатика. Перед чтением посмотрим значение некоторых слов, которые встретятся вам в тексте.

4. Чтение сказки. Беседа после прочтения.

Учитель: Изменилось ли ваше настроение после прочтения сказки? Понравилась ли сказка? Какие самые яркие эпизоды вы отметите?

(Слайд 18) Учитель: Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

Дети: Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.

Учитель: Рассмотрите эти две иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?

Дети: Первая иллюстрация оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев. Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.

Учитель: В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить на эти вопросы при повторном внимательном чтении сказки.

5. Аналитическое чтение сказки

(Слайд 19) Учитель: В первой части сказки мы знакомимся с её героями. Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Дети: Кто. Они ведут себя, как живые. Думают, разговаривают.

Учитель: Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Дети: Радости.

Учитель: Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

Учитель: Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Учитель: Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?

Дети: Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним.

Дети: гадкий утёнок, дюймовочка среди жуков, русалочка среди людей.

Учитель: Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.

Дети: А может быть она и не собиралась его замечать. Может быть она была гордячкой и считала ниже своего достоинства обращать внимание на всяких солдатиков.

Дети: Наверно она была просто скромной, её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.

Учитель: Какая игрушка вам не нравится? Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.

Учитель: Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Учитель: Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Дети: Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

Дети: Злые мысли. Злые, некрасивые поступки.

Дети: Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

(Слайд 20) Учитель: Какие испытания проходит солдатик?

Дети: Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Учитель: Как проходил эти испытания солдатик? Подтвердите словами из текста.

Учитель: Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Учитель: Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях.

Учитель: Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.

Дети: Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.

Учитель: Так и Андерсену приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни. При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.

Дети: Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.

Учитель: Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?

Учитель: Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Учитель: Что же барышня?

Дети: Ветер её подхватил и она попала в огонь к солдатику.

(Слайд 22) Учитель: Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

Дети: Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.

6. Синтез

Учитель: Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

(Слайд 23) Предлагаю классу разделиться на четыре группы. Каждая группа получит для рассматривания иллюстрацию из сказки. Вы должны будете посовещаться и ответить на несколько вопросов: Какой герой изображён на иллюстрации? Назвать его положительные и отрицательные черты.

(Иллюстрация 1) Дети: Это мальчик, которому подарили солдатиков. Он любит свои игрушки, не ломает их. Он долго искал упавшего солдатика.

Дети: В сказке есть другой мальчик – гость первого. В нём пробудилась зависть к необычному солдатику.

(Иллюстрация 2) Дети: Это чёрный тролль. Он завидует солдатику. Указывает ему, угрожает. Разлучает солдатика с красавицей.

(Иллюстрация 3) Дети: Это прелестная танцовщица. Она своей красотой покорила сердце оловянного солдатика. Она полетела в огонь вслед за солдатиком.

Дети: Очень уж недоступная. Ни одним движением не дала понять солдатику, что видит знаки его внимания.

(Иллюстрация 4) Дети: Это оловянный солдатик. Он любит красавицу танцовщицу. Стойко выдерживает все испытания выпавшие на его долю.

Дети: Он немного неуверен в себе, не решается познакомиться с барышней. Не смотря на стойкость характера, он испытывает страх во время своего вынужденного путешествия.

7. Итог урока

(Слайд 24) Учитель: Теперь мы попробуем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Учитель: Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.

(Слайд 25) Учитель: Домашнее задание будет связано с ещё одной иллюстрацией, которую я вам предлагаю рассмотреть. Вы конечно же узнали персонажа сказки на этой иллюстрации. Ваша задача: перечитать сказку и рассказать, что вы узнали об этом персонаже. Почему Андерсен выбрал именно её, как она ведёт себя, нравится ли она вам?

Личностные: научатся планировать и оценивать свою работу, воспитывать культуру учебного труда. Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев. Воспитывать правильное отношение к героям сказки.

Предметные: учатся анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное; развивать умение обосновывать своё высказывание о героях литературного произведения и подтверждать его фрагментами из текста; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать.

Оборудование: презентация, учебник 3 класс, часть 2 (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.

Этапы, методы и приёмы

Содержание урока и деятельность учителя

1. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный: слово учителя)

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий повела.

Свои знания покажем,

Всё про сказку мы расскажем

Будем вместе мы читать,

Цель урока достигать!

-Эмоциональный настрой на урок

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2. Актуализация знаний и мотивация

(Словесный: речевая разминка)

Наглядный: рассматривание иллюстрации

С какой сказкой мы познакомились на прошедших уроках?

− Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.

− Кто автор этой сказки?

− Давайте вспомним эту сказку и расположим иллюстрации по этому произведению по порядку следования событий.

(Уч-ся по одному подходят к доске и ставят картинки по порядку)

− Молодцы, ребята. Вспомнили сказку. Продолжаем наш урок.

− Прочитайте с разной интонацией предложения.

Мы любим сказки? (с удивлением)

Мы любим сказки! (с восторгом)

− А теперь прочтите предложение, делая ударение на разных словах.

Мы любим сказки? Мы любим сказки? Мы любим сказки ?

Вспоминать тему прошлого урока

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Аргументация своего мнения и позиции

П.- Определение основной и второстепенной информации

3. Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопрос, беседа

(Дети отвечают и на доске открывается портрет Г.Х.Андерсена) .

- Как вы уже догадались, я вас вновь приглашаю в гости в одну из сказок Андерсена. 170 сказок было написано этим великим сказочником. Многим героям его сказок в разных городах мира поставлены памятники. Кого вы узнали?

- А в сказку какого героя мы отправимся сегодня, вы узнаете, если угадаете, что лежит в этом чёрном ящике (подсказки: 1. С неё началась эта сказочная история. 2.Она была матерью 25 солдатикам).

- Да, именно вот с такой старой оловянной ложки начались приключения оловянного солдатика.

-Кто – то знаком с этой сказкой?

Постановка задачи урока.

Формулировать тему урока

Отвечать на вопросы.

.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

4. Открытие нового знания

(Практический: чтение статьи)

Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ханс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

− Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли. Они учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство с его сказками - это праздник. Вот что писал К. Г. Паустовский в своём рассказе "Великий сказочник"

Чтение отрывка из рассказа К.Г. Паустовского "Великий сказочник".

“… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве. Удивительная, и как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…”.

Толчком к тому, чтобы появилась сказка про стойкого оловянного солдатика, послужил один случай, который был на улице Копенгагена, столице Дании. (иллюстрация на доске)

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

− Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли­тературного произно­шения, составлять лич­ное мнение о литера­турном произведении, выражать его на дос­тупном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сказок.

Перед вами портрет великого сказочника…..Узнали ли вы его?

Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд?

Какие сказки Андерсена вы читали?

Мы вспомнили замечательные сказки Андерсена, а что вам известно о самом писателе-сказочнике, о его жизни и творчестве.

Беседа о жизни и творчестве Х.К. Андерсена.

Наверное, не найдется ни одного человека, кто не слышал бы имени короля сказок (именно так называют Ханса Кристиана Андерсена), кто хотя бы один раз на некоторое волшебное и незабываемое время не стал подданным его королевства. Кажется, что Андерсен был всегда, так же как и его герои – Герда и Гадкий утенок, Свинопас и Русалочка, Дюймовочка и Стойкий оловянный солдатик. А между тем даже у королей и волшебников есть свой собственный день рождения.

Более ста лет назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн Ханс Кристиан Андерсен появился на свет 2 апреля 1805 года, в семье бедного башмачника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец – был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбывались: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг.

Ханс Кристиан Андерсен рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял пьесы и разыгрывал их с куклами.

Андерсен мечтал стать актёром, а стал писателем. Сказки Андерсена адресованы не только детям, но и взрослым. Иногда автор отказывается от традиционной для сказки счастливой концовки; его герои становятся жертвами несправедливости. Но Андерсен не теряет веры в торжество добра над злом.

Сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

Мы сегодня прочитаем сказку. Сказку про стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

«….Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий человек и очень худой человек в чёрном. Он быстро шёл несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой….

Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

- О чём вам говорит название сказки? (Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный)

- Но есть у этого названия и другой смысл, а какой - мы узнаем, прочитав эту сказку.

Словарная работа.

Объясните значение слов:

Оловянный – сделанный из олова. Олово – серебристо-белый металл, который идёт, на изготовление жести для консервных банок, а также для покрытия других металлов с целью защиты от ржавчины и коррозии.

Стойкий – прямое значение: устойчивый; переносное – непоколебимый, упорный, твёрдым духом.

Батист – тонкая ткань

Барышня – уважительное отношение к девушке

Табакерка – шкатулка для хранения табака

Розетка – украшение круглой формы в виде распустившегося цветка

Чтение сказки.

Беседа о прочитанном.

С какими героями встретились в начале сказки?

Что известно о солдатиках, которые лежали в коробке?

Из чего они сделаны?

Чем отличается последний солдатик?

Почему у него одна нога?

С кем из героев ещё встретились?

Найдите в тексте описание барышни.

Что сближало солдатика и танцовщицу?

О чём мечтал солдатик?

Как вы думаете, познакомятся ли герои?

Какова основная мысль? Как можно озаглавить? (Мечта оловянного солдатика)

Чтение второй части (стр. 51)

Расскажите, что делали игрушки ночью?

О чём говорит характер и последовательность игр? (игрушки играют как дети сначала в гости, затем в войну и заканчивают балом)

Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

Чем была интересна табакерка?

Кто такой тролль?

Почему тролль стал угрожать солдатику?

Что случилось с солдатиком утром?

Каким вы увидели солдатика? (храбрым, выносливым, гордым, терпеливым)

Какова основная мысль?

Как можно озаглавить? (Волшебство злобного тролля)

Рефлексия деятельности:

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен

Цели и задачи урока: Чтение второй части. Составление плана рассказа по предложен­ной теме, определение темы, главной мысли произведения и отно­шения автора к героям.

Планируемые результаты:

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли­тературного произно­шения, составлять лич­ное мнение о литера­турном произведении, выражать его на дос­тупном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Кто автор этой сказки?

Что вы знаете об этом авторе?

Чтение третьей части сказки стр. 52-53

Кто нашёл оловянного солдатика?

Какое решение они приняли?

Удалось ли ребятам осуществить свой план? Как?

Какие опасности подстерегли солдатика?

Каким показал себя солдатик? (храбрым и стойким)

Чтобы вы ещё добавили в характеристику нашего героя? (выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный)

Как озаглавим 3 часть? (Храбрый солдатик) Почему?

Расскажите по плану о путешествии оловянного солдатика в бумажной лодке.

Солдатик выпал из окна

Мальчик и служанка ищут его

Встреча с мальчишками

Лодочка из старой газеты

Под широким-широким мостом

Большая водяная крыса

Большой бурный канал

Обобщение прочитанного.

Как относится Андерсен к оловянному солдатику?

Какими качествами писатель наделил солдатика?

Вывод: все качества, которыми наделён солдатик (мужество, чувство достоинства, выносливость, умение верно любить), - замечательные, очень важные для людей, значит, Андерсен любит солдатика, восхищается им.

Посмотрите, Андерсен в сказке нам говорит об одних и тех же вещах как о реальных, таких, какие мы встречаем в жизни, и как о сказочных, фантастических.

Писатель наделяет способностями, чувствами и мыслями живых существ неживые предметы.

Учащиеся дочитывают сказку до конца.

Рефлексия деятельности:

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен

Цели и задачи урока: Воспроизведение сюже­та с позиции одного из героев, развитие эмо­циональной сферы че­рез произведение лите­ратуры.

Планируемые результаты:

Предметные: Составлять личное мнение, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами на доступном уровне, составлять план изложения текста с помощью учителя, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравствен­ных категориях, мо­ральных нормах, вы­ражать эмпатию, по­нимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.

Метапредметные: Планировать собствен­ные действия и соотно­сить их с поставленной целью; учитывать вы­деленные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуни­кативных задач.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Обобщение прочитанного.

Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (грусть, жалость, боль, вызванная гибелью главных героев и радость, связанная с теми чудесами, которые происходят в сказке)

О чём думал солдатик, когда тонул?

Сочувствует ли автор герою?

Какие чудеса произошли?

Найдите ответ на вопрос в тексте и прочитайте. Что чувствовал солдатик оказавшись в печке?

Что осталось от солдатика и от танцовщицы?

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным?

Это сердечко влюблённого солдатика. Авторской печалью овеян конец повествования. История оловянного солдатика и его трагической любви к погибшей вместе с ним в пламени танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах. Андерсен творил не только для детей, но и для взрослых. И через десять и через двадцать лет вы с интересом будете перечитывать сказки Андерсена, находя в них новый смысл, особый лиризм и изящество.

Найдите эпизод, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика.

Как можно расценить это долгожданное чудо?

Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?

Обобщение: Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.

А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена.

А сейчас подведем итог. Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека, от тебя, от нас. Какой выбор ты сделаешь?!

Мы убедились с вами ещё раз: хорошо, когда побеждает добро и справедливость, но надо уметь защитить себя и близких тебе людей от зла, насилия, несправедливости.

Итак, мы вновь подошли к самому главному вопросу, проблеме сказки.

Какую мысль автор спрятал между строк?

В этой сказке двойной смысл:

Стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. И второй – стойкость – это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе слабость. Душа очищается, становится сильнее духом.

Кто передал вам эту грусть? (автор)

Х.К. Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Х.К. Андерсен, - это сказки. а их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений. В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.

Рефлексия деятельности:

Почему мир чувств человеческих называют и хрупким, и прочным? (Мир чувств можно назвать прочным, потому что он не боится никаких испытаний, он не боится смерти. Мир чувств можно назвать хрупким, т. к. человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.)

Героев сказок Ханса Кристиана

Узнали мы, дружок, довольно рано,

Когда читать-то толком не умели

И на коленях маминых сидели.

Идут по жизни с нами постоянно

Дюймовочка, солдатик оловянный,

Русалочка, Эльза, Герда с Каем.

Все эти сказки наизусть мы знаем.

В них словно отразилась жизнь сама:

Печаль и радость, свет и тьма.

Но если скучно станет, мы готовы

Взять книжку да перечитать их снова.

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мне было интересно…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 3 классе

Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.

Осуществить анализ сказки.

Логические универсальные действия. Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Дать характеристику героев сказки, их поступков

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).

Выявить отношение автора к героям сказки.

Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.

Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Закреплять навыки работы с текстом.

Развивать умение работать в группе.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

В одной и той же мелодии мы одновременно услышали радость и грусть нежность и тревогу. Наверное, потому, что у каждого человека на Земле свой мир чувств.

Да. Это Андерсен.

Давайте познакомимся поближе с этим удивительным человеком. И наверное его мир чувств – нашел отражения в его героях.

И каждый его литературный герой со своими мыслями и переживаниями.

Природа –она всегда вызывает умиление, каждый раз открывает мир по своему по разному. И вот этот могучий дуб, поможет нам пережить чувства героев произведения Ганса Х. Андерсана.

Я предлагаю вас сорвать по одному волшебному листочку, прочитать отрывок так, чтобы мы могли понять чувства которые переживает герой сказки.

Произведения Андерсена затронули сердца разных народов мира, и по этому герои сказок живут и сейчас рядом с нами.

Принцесса на горошине

Перед анализом сказки Андерсена мы посмотрим слайды о его жизни и творчестве. Смотрите внимательно, вам предстоит отвечать на интересные вопросы.

Ролик (про Г.Х.Андерсана).

Глядя на портрет сказочника, скажите пожалуйста ,как вы думаете какой это человек?

Да. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.

Годы жизни Андерсена Он прожил 70 лет.

Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.

Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?

Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.

Несмотря на то, что семья была бедной, у маленького Ганса не было недостатка в игрушках.

Чего только не делал ему отец! И картинки с превращениями и двига-ющиеся мельницы, и кивающие го-ловами самодельные куклы. И даже настоящий кукольный театр.

Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельны-ми куклами.

Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?

Наверно, придумы-вал бы сказку про мыльный пузырь. Или фантазировал, куда пузырь полетит

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании.

Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте, каково было будущему писателю в детской гимназии?

Неуютно из-за насмешек одноклассников.

Но актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником.

При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира.

Ганс Христиан Андерсен сочинил более 170 сказок, 770 стихотворений,

6 романов и множество пьес.

Этой Международной премией были награждены многие детские писатели. Первой была Элеонор Фарджон. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С.Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.

3.Работа по теме урока

Понравилась Вам сказка?

Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.

Рассмотрите эти две прекрасные иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?

Иллюстрация №1 оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев.

Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.

Почему мир чувств такой хрупкий и такой прочный?

Почему же в сказке Андерсена печальный конец?

В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло.

Почему герои гибнут?

Мы постараемся ответить на эти вопросы при анализе сказки.

В начале сказки мы знакомимся с её героями. Какими?

Мальчик, его игрушки: солдатики, танцовщица

Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Кто. Они ведут себя, как живые. Думают,разговари-вают

Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?

Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но пережи-вает, что ей будет неуютно с ним

Гадкий утёнок, среди других птиц; Дюймовочка среди жуков; Русалочка среди людей

Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.

А может быть она и не собиралась его замечать. Может она была гордячкой и счита-ла ниже своего достоинства обращать внима-ние на всяких солдатиков.

Наверно она была просто скромной. Ей солдатик тоже понравился. Она заметила его, ведь его не положили в коробку вместе с другими (его забы-ли за табакеркой). И она скромно любовалась им тоже, его прямой осанкой, его мундиром. Но её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.

Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек.

Какая игрушка вам не нравится?

Чёрный тролль из табакерки.

Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.

Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Наверно троллю красавица сама нравится.

Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

Злые, некрасивые поступки.

Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

Какие испытания проходит солдатик?

Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораб-лике, темнота под-мостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Как проходил эти испытания солдатик?

Он переживал, боялся, но всё -таки стойко выно-сил все испытания.

Подтвердите словами из текста.

Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Какие слова говорят о силе любви между нашими героями?

Может ему не понравилось, что солдатик без ноги.

Может ему не понравилось, что другие восхищают-ся игрушкой-путешественником, а на него внимания не обращают.

Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику.

Андерсен восхищается красавицей, опечален её гибелью. Найдите подтверждение в тексте.

Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал др.пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.

Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное.

Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

А как же объяснить слова, которые взяты афоризмом к сказке?

Работа в группах

Ребята , я Вам предлагают составить синквей по героям сказки. Для этого капитану команды надо выбрать героя (картинки с изображением танцовщицы, солдатика, крысы, тролля перевернуты на столе)

Капитаны команд зачитывают получившиеся синквейны

Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Почему мир чувств человека называют и хрупким, и прочным?

Мир чувств называют прочным, потому что он не боится никаких испытаний, не боится смерти, а хрупким, потому что человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.

Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Мир наших чувств очень хрупкий, и в тоже время прочный.

Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Мотивация учебной деятельности:

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий повела.

Свои знания покажем,

Всё про сказку мы расскажем

Будем вместе мы читать,

Цель урока достигать!

2.Актуализация знаний. Проверка дом. задания:

- Как вы уже догадались, я вас вновь приглашаю в гости в одну из сказок Андерсена. 170 сказок было написано этим великим сказочником. Многим героям его сказок в разных городах мира поставлены памятники. Кого вы узнали?

- А в сказку какого героя мы отправимся сегодня, вы узнаете, если угадаете, что лежит в этом чёрном ящике (подсказки: 1. С неё началась эта сказочная история. 2.Она была матерью 25 солдатикам).

- Да, вы помните, что именно вот с такой старой оловянной ложки начались приключения оловянного солдатика. Я предлагаю восстановить события этой сказки. Каждая группа подготовила своё творческое домашнее задание:

- Что сближало оловянного солдатика и танцовщицу? ( Другую ногу она подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как и он)с.25

- Почему солдатик не позвал на помощь? ( «он считал это неприличным, т.к. носил мундир, т. е. был солдатом)с.26

- Спасибо вам хорошую работу дома.

-Понравилась ли вам эта сказка?

- Что чувствовали вы во время чтения этой сказки? Какими переживаниями вам бы хотелось поделиться?

Физминутка: Море волнуется. стойкий солдатик, оловянная ложка, злой тролль,

большая крыса, танцовщица замри!

3.Постановка проблемы:

-Как автор относится к своему главному герою?

- Почему? (Именно с ним происходят невероятные приключения)

(Словарная работа) Словарь?

- Кто из вас дома узнал второе значение этого слова?

( Непоколебимый, упорный, твёрдый по характеру)

- Оловянный солдатик Андерсена - это маленькая игрушка, стоящая на одной ноге

(запись на доске), но сказочник наделяет его душой, мыслями, чувствами и пускает его в пучину опасностей.

- Подтвердите цитатами из текста, что препятствия, которые, встречались на пути солдатика, были не только страшны для него, но и во много раз его больше (запись на доске).

- Посмотрите на доску. Какое заметили противоречие?

(Солдатик маленький, а смог преодолеть огромные препятствия)

- Какой возникает проблемный вопрос?

(Доска) - В чём стойкость оловянного солдатика?

4.Поиск решения проблемы ( открытие нового знания). Работа с картиной.

- Для того, чтобы решить поставленную проблему, я вам предлагаю внимательно рассмо-треть репродукцию картины художника Марка Шагала.

- Какой вопрос вам бы мне хотелось задать?

(Как эта картина поможет нам в решении проблемы? Что объединяет эти два произведения?)

- Выделите зрительно, тот фрагмент рисунка, в котором главными героями будут люди.

- Дайте название этому фрагменту.

- А теперь выделите зрительно пейзаж с домами. Озаглавьте.

- Мне что-то не совсем понятно, зачем два таких разных по теме фрагмента художник объединил в одной работе?- спросила Настя

- Тогда мы не сможем понять и почувствовать как. ( высоко взлетели люди)

- Предположите, что мог ответить папа своей дочери.

- Кто занимает большую часть картины и являются главными героями её?

- Как чувствуют себя герои картины? Обратите внимание на то, как крепко они держатся друг за друга.

- Страшно ли девушке лететь так высоко?

- Что же произошло? Что же могло их так высоко поднять?

(Летящие в небе, окрылены любовью, поэтому и способны летать.

Это сама любовь подняла их в небо)

- Есть ли препятствия на их пути? ( Нет. Сила любви может преодолеть всё!)

Физминутка: На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да, смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

5.Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что вы хотели сегодня выяснить?

(В чём стойкость оловянного солдатика?)

- Какой же ответ вы можете теперь дать?

Вывод:

- Сильное настоящее чувство оловянного солдатика к танцовщице помогло ему преодолеть все трудности и испытания.

- Чем же закончилась эта сказка?

- Это счастливый конец?

( И да, и нет. Герои сгорели- и от этого грустно, но после их гибели осталось маленькое сердечко – символ любви).

- Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик соединился с танцовщицей после смерти.

6.Рефлексия.

Оцените свою работу ( по алгоритму).

- На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить по маленькому сердечку. Подарите его тому, кто вам особенно дорог.

Читайте также: