Стилевое многообразие искусства 17 18 веков конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Дать понятие термину “стиль”. Показать его многозначность. Выявить закономерность смены художественных стилей.

2. Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства.

3. Способствовать воспитанию художественного вкуса.

Оборудование урока: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку в формате программы MicrosoftOfficePowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений).

Алгоритм урока.

Введение в тему:

Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Таким средством кодирования “культурных посланий” являются произведения прежде всего архитектуры, декоративно-прикладного искусства и живописи. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию.

Итак, наша задача постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля.

Задание 1.

Учащимся предлагается интерактивное задание: используя слайды и раздаточный материал найти, опираясь на знания, полученные в предыдущем курсе МХК, сходство в постройках различных стилей. Например: дорический стиль в Древней Греции, романское средневековье, классицизм.

Текст.

Для всех конструктивных стилей характерно то, что они созданы в эпоху стабильности и их простота и целесообразность – свидетельство тому. Такая форма стиля существует некоторое время, чтобы смениться стилями более выраженными.

Задание 2.

Учащимся предлагаются слайды с изображением произведений, лишенных тектонического чувства (готика, барокко, рококо) и разместить их среди отобранных.

Задание выполняется на предложенном раздаточном материале. Учащиеся обосновывают свой выбор. После чего преподаватель демонстрирует закономерность смены стилей на интерактивной доске.

Текст.

Таким образом, мы видим, что на смену греческой классике приходят формы эллинизма, а романский стиль заменяется готикой. То же происходит во взаимоотношении барокко-классицизм. Ни один стиль не возникает внезапно.

Задание 3.

Найти элементы, помогающие этим декоративным стилям выйти за рамки тектоники произведения: орнамент, окна готики, зеркала рококо и т. д.

Учащимся предлагается рассмотреть слайд с Версальским дворцом и выявить черты, позволяющие говорить о взаимопроникновении и сочетании стилей в одном памятнике архитектуры.

Текст.

Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVIIвеку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII– XVIIIвв.

Задание 4.

На интерактивной доске представлены произведения разных стилей (маньеризм, барокко, рококо, классицизм) и разных видов искусств. Произведения произвольно пронумерованы. Учащимся предлагается записать ряды цифр, выявив единство стилей, записать цифры в таблицу. Обосновать свой выбор, описав стиль, используя только прилагательные.

Предлагаемые в задании произведения различных стилей:

1. Церковь Иль Джезу в Риме. Скульптурная декорация плафона.

2. Пармиджанино. “Мадонна с длинной шеей”.

1. Лоренцо Бернини. Фонтан четырех рек в Риме.

2. Лоренцо Бернини. Экстаз св. Терезы.

3. Питер Пауль Рубенс. “Воздвижение креста”.

1. Спальня Людовика XVв королевском дворце Версаля.

2. Франсуа Буше. “Венера”.

1. Парк королевского дворца в Версале.

2. Николя Пуссен. “Лето”.

3. Антония Канова. “Амур, слетающий к психее”.

1. Вермеер Делфтский. “Вид Делфта”.

2. П. Клас. “Завтрак”.

3. Рембрандт. “Возвращение блудного сына”.

Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается выявить закономерности смены стилей и их взаимопроникновение. Дается словесное определение каждому стилю.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Ванюшкина Л. М. , Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

3. Данилова Г. И. , Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации


Краткая характеристика стилей 17-18 века и их отличительные черты.

Содержимое разработки

Стилевое многообразие искусства 17-18 веков. Мировая художественная культура.11кл.

Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.

Мировая художественная культура.11кл.

Изменение мировоззрения Эпоха Возрождения- человек в центре мироздания и Земля –центр Вселенной.Человек-владыка и творец жизни. 17 в . Научные открытия . Земля-шар, вращается вокруг Солнца. Человек-песчинка. Сомнение в природе человека как олицетворении добрых начал. Вера уступает место скепсису.

  • Эпоха Возрождения- человек в центре мироздания и Земля –центр Вселенной.Человек-владыка и творец жизни.
  • 17 в . Научные открытия . Земля-шар, вращается вокруг Солнца. Человек-песчинка.
  • Сомнение в природе человека как олицетворении добрых начал.

Вера уступает место скепсису.

Новые стили в искусстве: 1.Маньеризм(итал.яз.- вычурный) - возник в середине 16 в. в недрах итальянского Возрождения и получил распространение по всей Европе. Жанры : архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Новые стили в искусстве:

- возник в середине 16 в. в недрах итальянского Возрождения и получил распространение по всей Европе.

Характеристика стиля маньеризма:

  • изысканная ,виртуозная техника;
  • напряженность и вычурность образов;
  • уход в фантастический, полный тревоги и сомнений мир;
  • изломанность контурных линий;
  • нагромождение обнаженных тел;
  • непривычное удлинение фигур;
  • уменьшение деталей;
  • неустойчивость и сложность поз.

Главная цель барокко-

стремление удивить, вызвать изумление .

  • Как и маньеризм, барокко передавал напряженность конфликтов ,дух противоречий .Но в барокко сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека, одержимого желанием понять главные законы жизни и ее развития. Человек метался между надеждой и отчаянием ,его героические поступки находились на грани трагедии и ужаса. Все чаще приходило понимание тщетности бытия.

Характерные черты барокко

БЕРНИНИ, ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО

Классицизм-образцовый(лат.яз.)

Главные темы классицизма:

Характерные черты:

Портрет Петра 1

Рококо(фр.яз.-раковина) Характерная черты: пристрастие к изысканным ,сложным формам; причудливые линии, напоминающие силуэт раковины. Раковина в виде завитка с прорезями, то в виде щита или свитка с изображением герба или эмблемы. Акант - растение (излюбленный мотив рококо)-преобразился в тонкие листья неведомых морских растений.

Рококо(фр.яз.-раковина)

  • Характерная черты:
  • пристрастие к изысканным ,сложным формам;
  • причудливые линии, напоминающие силуэт раковины.
  • Раковинав виде завитка с прорезями, то в виде щита или свитка с изображением герба или эмблемы.
  • Акант - растение (излюбленный мотив рококо)-преобразился в тонкие листья неведомых морских растений.

Рококо в России:

  • свитки;
  • Щиты;
  • раковины-рокайли (декоративные орнаменты ,имитирующие соединения причудливых раковин и диковинных растений);
  • маскароны -лепные ,резные ,витые маски в виде человеческого лица или зверя, размещенные над окнами, дверьми, арками,на фонтанах ,вазах, мебели).

Элементы рококо

Реализм (лат.яз.-вещественный). Характерные черты: объективность в передачи видимого;. непредвзятое восприятие жизни; отсутствие идеализаци; внимание к простонародным типам; простота и естественность в передачи природы, чувств.

Реализм (лат.яз.-вещественный).

Определите стиль? Аргументируйте свой ответ.

Определите стиль? Аргументируйте свой ответ.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

11 класс,1 урок Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII вв.

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Нажмите, чтобы узнать подробности

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Читайте также: