Старик хоттабыч конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Задачи урока: предметные: знание содержания; понимание фантастического в изображении персонажей повести; личностные: развитие воображения, умений фантазировать; системное – деятельностные: выразительно читать и пересказывать текст, высказывать свою точку зрения относительно реального или нереального изображения героев; творчески пересказывать текст.

1.Организационно – мотивационный момент. Приветствие.

Сегодня мы прочитаем начало повести – сказки, которая была написана в 1955 году писателем и всегда вызывала большой интерес у детей. Это удивительная история о том, как однажды мальчик Волька, ныряя в реке, вытащил чудесный сосуд и открыл его. Какие же события и приключения ожидали Вольку?

1) Чтение и анализ повести – сказки. Какое фантастическое приключение случилось с Волькой? Кого он освободил из кувшина? Опишите, каким вы представляете Хоттабыча? Прочитайте и расскажите о находке Вольки на дне реки. Как он открыл кувшин? Что случилось с ним? Как произошло появление Хоттабыча? Каким он представился Вольке? Что удивило мальчика? Какую историю рассказал о своём заточении Хасан Хоттабыч? Как вы думаете, Волька поверил ему?

Каким был Волька по характеру? Что вам нравится в нем? Как он относится к старику Хоттабычу? Как занимался Волька в школе? У него были проблемы? Почему? Как вы думаете? Почему он взял с собой на экзамен Хоттабыча? Ему было неудобно отказать старому человеку? Или он надеялся, что сдаст экзамен с помощью волшебства Хоттабыча? Что же получилось?

Почему весь класс смеялся над Волькой на экзамене? Почему старик Хоттабыч был уверен в успешной сдаче экзамена Волькой? В чем юмор данного эпизода? Найдите в тексте слова и выражения, свойственные речи Хоттабыча.

3.Чтение текста по ролям. Инсценировка эпизода на экзамене.

4.Обобщение прочитанного. Вам понравился главный герой? Что бы вы ему посоветовали? Прочитайте продолжение истории Вольки в хрестоматии. Какие новые смешные истории случились с героем? Расскажите.

5.Задание на дом. Чтение и пересказ сказки – повести при сохранении юмора в повествовании. Выписать слова и выражения, свойственные Хоттабычу, использовать их при пересказе.

6.Подведение результатов урока: предметные: знают содержание и автора сказки; личностные: умеют распознавать в речи реальное и нереальное, не соответствующее действительности; системно – деятельностные: умеют находить ответы на поставленные вопросы, выразительно читают текст, строят рассуждение, пользуются разными видами чтения.

Тема: Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

Задачи урока: предметные: знание содержания; понимание фантастического в изображении персонажей повести; личностные: развитие воображения, умений фантазировать; системное – деятельностные: выразительно читать и пересказывать текст, высказывать свою точку зрения относительно реального или нереального изображения героев; творчески пересказывать текст.

1.Организационно – мотивационный момент. Приветствие.

Сегодня мы прочитаем начало повести – сказки, которая была написана в 1955 году писателем и всегда вызывала большой интерес у детей. Это удивительная история о том, как однажды мальчик Волька, ныряя в реке, вытащил чудесный сосуд и открыл его. Какие же события и приключения ожидали Вольку?

1) Чтение и анализ повести – сказки. Какое фантастическое приключение случилось с Волькой? Кого он освободил из кувшина? Опишите, каким вы представляете Хоттабыча? Прочитайте и расскажите о находке Вольки на дне реки. Как он открыл кувшин? Что случилось с ним? Как произошло появление Хоттабыча? Каким он представился Вольке? Что удивило мальчика? Какую историю рассказал о своём заточении Хасан Хоттабыч? Как вы думаете, Волька поверил ему?

Каким был Волька по характеру? Что вам нравится в нем? Как он относится к старику Хоттабычу? Как занимался Волька в школе? У него были проблемы? Почему? Как вы думаете? Почему он взял с собой на экзамен Хоттабыча? Ему было неудобно отказать старому человеку? Или он надеялся, что сдаст экзамен с помощью волшебства Хоттабыча? Что же получилось?

Почему весь класс смеялся над Волькой на экзамене? Почему старик Хоттабыч был уверен в успешной сдаче экзамена Волькой? В чем юмор данного эпизода? Найдите в тексте слова и выражения, свойственные речи Хоттабыча.

3.Чтение текста по ролям. Инсценировка эпизода на экзамене.

4.Обобщение прочитанного. Вам понравился главный герой? Что бы вы ему посоветовали? Прочитайте продолжение истории Вольки в хрестоматии. Какие новые смешные истории случились с героем? Расскажите.

5.Задание на дом. Чтение и пересказ сказки – повести при сохранении юмора в повествовании. Выписать слова и выражения, свойственные Хоттабычу, использовать их при пересказе.

6.Подведение результатов урока: предметные: знают содержание и автора сказки; личностные: умеют распознавать в речи реальное и нереальное, не соответствующее действительности; системно – деятельностные: умеют находить ответы на поставленные вопросы, выразительно читают текст, строят рассуждение, пользуются разными видами чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После проверки домашнего задания (пересказ одной главы), дети работают с текстом, отвечают на вопросы, ищут в учебнике описание к иллюстрации фрагментов из фильма "Старик Хоттабыч", отвечают на тестовые вопросы и в заключении урока составляют синквейн со словом волшебник.

Северо- Казахстанская область

Чистовская средняя школа

Открытый урок

по литературному чтению

Учитель начальных классов

Открытый урок по литературному чтению 4 класс

обучение навыкам выразительного чтения и анализа текста,

развитие внимания, памяти, творческого воображения, способности к самоанализу, речи.

воспитание уважения к старшим.

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

- Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

- Попробуйте с помощью мимики лица показать сегодняшнее настроение.

2. Дыхательная гимнастика

Выполним несколько упражнений для развития артикуляции:

- Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.

- Вытягиваем губы трубочкой, а затем растягиваем в улыбке.

Интонационная разминка

1. Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно. Наступила весна.

2. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово.

Подай мне деревянную ложку!

Подай мне деревянную ложку!

Подай мне деревянную ложку!

4. Проверка домашнего задания

Пересказ учащимися отрывка на странице 126-128 (начало текста)

- С чего начинается эта история?

5. Актуализация опорных знаний

- Напомните мне, как звали автора данного произведения? Правильно, Лазарь Иосифович Лагин, русский советский писатель. Но не многие знают что это его не настоящая фамилия. Настоящая фамилия писателя – Гинзбург. А Лагин – это псевдоним, сокращение от Лазарь и Гинзбург.

Работа с текстом

Кого освободил Волька из кувшина?

Опишите, каким вы представляете Хоттабыча?

Как Волька открыл кувшин? Что случилось с ним?

Как произошло появление Хоттабыча?

Какую историю рассказал о своём заточении Хасан Хоттабыч?

Как вы думаете, Волька поверил ему?

Какова была первая помощь Хоттабыча Вольке?

Почему он взял с собой на экзамен Хоттабыча?

Ему было неудобно отказать старому человеку? Или он надеялся, что сдаст экзамен с помощью волшебства Хоттабыча?

Что же получилось?

Почему весь класс смеялся над Волькой на экзамене?

Почему старик Хоттабыч был уверен в успешной сдаче экзамена Волькой?

В чем юмор данного эпизода?

Найдите в тексте слова и выражения, свойственные речи Хоттабыча.

Физминутка (видео физминутка)

Работа с текстом

Проверка полученных знаний

а) А. Пушкин б) А. Линдгрен в) Л.Лагин г) Н. Носов

а) сказка б) стихотворение в) рассказ г) былина

3. Что подумал Волька, когда нашёл бутылку?

а) там клад б) там глина в) там Хоттабыч

4. Какой сосуд нашёл на дне реки Волька?

а) глиняный б) медный в) бронзовый

5. Как звали Вольку на языке Хоттабыча?

а) Волька ибн Алёша б) Владимир ибн Алексей в) Лёша ибн Владик

6. Учеником какого класса был Волька?

а) 5 А б) 6 Б в) 6 В г) 6 А

7. В каком кружке занимался Волька?

а) в танцевальном б) в математическом в) в астрономическом

8. Про какую страну рассказывал Волька на экзамене по географии?

а) Китай б) Монголия в) Индия

9. Что делал Хоттабыч, когда загадывал желание?

а) выдёргивал волос с головы б) выдёргивал волос с бороды в) плевал через левое плечо

Творческая работа

Составить синквейн со словом волшебник.

Синквейн- прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

1 строка - одним словом обозначается тема (именем существительным)

2 строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5 строка – одно слово, синоним темы.

Подведение итога урока.

- Понравилась вам эта история?

-Чему она вас научила?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- с каким настроением вы уходите с урока, нарисуйте смайлик и прикрепите его на доску. Если урок прошел продуктивно, то дети прикрепляют на доску изображение улыбающегося человечка. Если что-то не получилось, то прикрепляют изображение грустного человечка.

Домашнее задание.

страница 126-137 прочитать.

Напишите письмо Хоттабычу, и удивите его реальными вещами из нашей жизни.

Материал и инструменты: раковина улитки, сосновая шишка, желудь, береста, древесный гриб, веточки, волос кукурузы, пластилин, семена арбуза, клей, деревянный брусок, шило, кисточка, ножницы.

ВложениеРазмер
starik_hotabych.docx 73.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Старик Хоттабыч

  • продолжать учить детей использовать разнообразный природный материал для изготовления игрушки (шишка, ракушка, желудь, береста, веточка), закреплять знания об особенностях природного материала;
  • совершенствовать умение самостоятельно устанавливать последовательность работы на основе плана-схемы;
  • воспитывать познавательный интерес.

Материал и инструменты : раковина улитки, сосновая шишка, желудь, береста, древесный гриб, веточки, волос кукурузы, пластилин, семена арбуза, клей, деревянный брусок, шило, кисточка, ножницы.

Беседуя с детьми, педагог выясняет, каких сказочных героев они мастерили своими руками. Предлагает им сделать старика Хоттабыча. Учитель показывает ребятам модель игрушки и вместе с ними отмечает характерные особенности поделки, ее части, определяет материал, который можно использовать для ее изготовления.

В процессе анализа план-схемы работы, нарисованной учителем, дети устанавливают, что игрушку делают в четыре этапа.


Необходимые материалы и инструменты

Сначала отбирают необходимый материал для головы туловища: желудь и крупную сосновую шишку. В желуде делают один накол шилом (для соединения головы с туловищем)


Желудь, крупная сосновая шишка, шило.

Мастерят голову: глаза делают из семян подсолнуха или арбуза, нос – из короткой сухой веточки, брови, усы и бороду – из волос кукурузы. На голову надевают ракушку, для чего смазывают ее края клеем и слегка прижимают к желудю.


Смена подсолнуха или арбуза, веточка, волос кукурузы, ракушка, клей.

Голову соединяют с туловищем с помощью заостренной с двух сторон веточки. По бокам сосновой шишки в проделанные отверстия под чешуйки вставляют заостренные веточки, смазанные клеем – это руки.



Изготавливают одежду. Поверх веточек надевают рулончики бересты, которые укрепляют пластилином под чешуйки шишки. Подол халат делают из куска бересты, имеющего форму трапеции. Его оборачивают вокруг шишки, вставляют под чешуйки и закрепляют пластилином.

2.Развивающая. Развивать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, развивать в них способность делать его близким и родным для себя.

3.Воспитательная. Расширять кругозор учащихся, прививать любовь к чтению.

Он пойдёт ребятам в прок.

Стук в дверь, под музыку заходит Хоттабыч.

Хоттабыч. Здравствуйте, о мудрые отроки! Здравствуйте, о высокочтимый учитель!

Да будут благословенны фундамент и крыша вашей школы!

Учитель. Здравствуйте, уважаемый Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб! Будь гостем, проходи, садись! Посмотри, какую выставку рисунков приготовили дети.

Учитель. Давайте поработаем над техникой чтения.

Лидер начинает читать текст, а вы стараетесь успеть за ним. На это вам даётся 2 минуты.

Волька наплавался и нанырялся до того, что буквально посинел. Тогда он понял, что хватит, совсем было, вылез из воды, но передумал и решил напоследок ещё разок нырнуть в ласковую прозрачную воду.

И вот в тот самый миг, когда Волька уже собирался подняться на поверхность, его рука нащупала на дне реки какой-то продолговатый предмет. В его руках был скользкий, замшелый глиняный сосуд необычной формы.

Быстренько одевшись, он помчался домой. Потирая ушибленную коленку. Волька запер за собой дверь, вытащив из кармана перочинный ножик и, дрожа от волнения, соскрёб печать с горлышка сосуда. В то же мгновение вся комната наполнилась едким чёрным дымом, дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится ещё одно живое существо.

Учитель. Ваше время закончилось.

А теперь читаем все вместе на небольшой скорости.

А теперь послушайте друг друга в парах.

А вот эти слова встретятся в тексте.

.Хот-та-быч – Хоттабыч. (На доске появляется иллюстрация).

Учитель. Как называется литературное произведение о нём.

Учитель. Кто автор этого произведения?

Дети. Лазарь Лагин.( На доске появляется портрет Л. Лагина).

Учитель. Послушайте биографию писателя.

Какой же жанр данного произведения (рассказ, сказка, а может быть это стихотворение)?

Дети. Жанр данного произведения повесть-сказка.

Так, что же волшебного, вы здесь нашли?

-есть ковёр самолёт

-три – это сказочное, магическое число

Давайте прочитаем текст, а вы во время чтения подчеркните слова, значение которых вам не понятно.

Дети читают текст по абзацам.

Так какие же слова вы подчеркнули?

Дети. Ворс, бахрома, заклинание, закатив глаза, покоиться, стремительно рванулся.

Учитель. Давайте поработаем в группах. Объясните значение слов, которые лежат у вас в конвертах. Дети работают в группах, слово для выступления предоставляют любому из группы.

Послушайте, как толкуются эти слова в словаре.

Ворс – это короткий густой пушок на некоторых тканях.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-либо с рядом свисающих кистей, шнурков.

Заклинание – это волшебные слова.

Закатив глаза – это завести глаза под верхние веки.

Покоиться – находиться в состоянии покоя.

Стремительно рвануться – это быстро, резко.

Как вы думаете, возможно, ли, чтобы в народной сказке ковёр-самолёт пострадал от моли? Почему?

Дети. Ковёр-самолёт – это волшебный предмет, который существует в сказочном мире.

Ковер может съесть моль только в реальной жизни. В авторской сказке произошло смещение элемента рассказа и сказочного повествования.

Учитель. Мы с вами могли увидеть, каким представил себе ковёр-самолёт писатель.

Учитель. Давайте рассмотрим, каким видит его художник. (Картина).

Обратите внимание на картину. Где летит ковёр?

Дети. Высоко над землёй, устремляется к чистым помыслам.

Учитель. Ребята, а вам задание собрать картину, которая подходит к нашему рассказу.

Учащимся выдаётся конверт с разрезанной картиной ковёр-самолёт. Дети работают в группах.

Что у вас получилось.

Дети. Мы собрали ковёр – самолёт.

Учитель. Молодцы! А теперь слово Хоттабычу.

Хоттабыч. Хочу сказать, о мудрые отроки, что все вы прекрасно выглядите и одежды ваши услаждают мой взор. А теперь соберите ваше драгоценное внимание и выполните мои задания.

Учитель. За ваши правильные ответы Хоттабыч будет выдавать жетоны.В конце урока ученик, получивший больше всех жетонов, получит награду из рук Хоттабыча.

1.Напишите моё полное имя на доске.

Два ученика пишут: Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.

2.Назовите числа и скажите, какое отношение они имеют ко мне, Гассану Абдуррахману ибн Хоттабу?

Дети. 46 эскимо съел Хоттабыч в цирке, 3732 – возраст Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба.

Учитель. Хотите посоревноваться?

Хоттабыч. Кто вспомнит больше моих обращений к Вольке?

Два ученика соревнуются, потом выслушиваются дополнения с места.

Хоттабыч. Как бы звали вас, будь вы моими современниками?

Дети. Таня ибн Алёша, Саша ибн Тимур…

Учитель. А сейчас, ребята, из этой коробочки вы будете доставать картинки с различными предметами. Если этот предмет встречается, то положите в сторону.

Проверь, Хоттабыч, работу мудрых отроков.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Давайте, ребята, поговорим о нашем Хоттабыче. Какой он?

Дети. Он очень любопытен, падок на лесть, а главное, не в пример другим джинам, - отходчив, щедр.

Учитель. Справедливо ли Хоттабыч наказал Гогу Пилюлю? Что случилось с Гогой? Почему?

Дети. Гога был грубым мальчиком, за что его справедливо наказал джинн. Хоттабыч сделал так, чтобы Гога лаял всякий раз, когда вздумает сплетничать, ябедничать или говорить гадлости.

Учитель. Какое наказание придумал Хоттабыч для хулиганов – Серёжки Хряка и его друзей?

Дети. Мальчики ходили цепочкой, взявшись за руки, и не могли отцепиться друг от друга.

Учитель. Какие пословицы и поговорки встретились в сказке?

Дети ”Cтарость – не радость’’.

Учитель. Про кого это было сказано, когда и кем?

Дети. Так подумали о Хоттабыче официантка и кассирша в летнем павильоне, после того как он начал грозиться, что превратит их в воробьёв.

Учитель. Когда прозвучало это выражение?

Дети. Вещи для переезда на новую квартиру семья Вольки решила переносить утром.

Учитель. Когда Волька вспомнил эту пословицу

Учитель. В сказке очень хорошее высказывание о совести. Кто-нибудь обратил внимание?

Учитель. А сейчас по доброй традиции заполним кроссворд – логогриф, то есть вы будете искать слово, которое я спрятала. За ваши правильные ответы Хоттабыч будет продолжать выдавать жетоны.

Читайте также: