Сша во второй половине 19 века начале 20 века конспект

Обновлено: 07.07.2024

После окончания Гражданской войны перед федеральным правительством США стояла сложная задача. Предстояло не просто ликвидировать прежние органы власти на Юге, заменив их новыми, но и изменить законы, учреждения, традиции, укоренившиеся там за долгие годы существования рабства. Весь этот процесс получил название Реконструкции (т. е. восстановления) Юга. Реконструкция была призвана закрепить итоги Гражданской войны.

Однако новый президент США южанин Эндрю Джонсон старался проводить Реконструкцию как можно менее болезненно для своих земляков. Значительная часть конфискованной у бывших мятежников собственности была в той или иной форме им возвращена (исключая, разумеется, рабов).

В то же время бывшие рабы с трудом осваивались в новых условиях. Ведь прежде они не знали иного занятия, кроме труда на плантации или прислуживания в хозяйском доме. Они плохо представляли себе, как им распорядиться внезапно полученной свободой. В результате многие освобождённые рабы вскоре возвращались к бывшим хозяевам, умоляя принять их обратно на любых условиях.

Президентом США в 1869—1877 гг. был прославленный герой Гражданской войны генерал Улисс Грант. Будучи человеком бескорыстным и честным, он совершенно не имел политического опыта. Простодушного президента часто обманывали различные авантюристы, биржевые спекулянты, политиканы. Престиж власти стал падать.

Успехи экономического развития страны

Европа с удивлением и даже с ошеломлением восприняла экономический скачок, который совершили США в последней трети XIX в. Если, например, в начале 1870-х гг. в США выплавлялось в 7 раз меньше стали, чем в Англии, то к началу 1910-х гг. американцы уже опережали англичан по этому показателю в 4,5 раза! Стремительно росли показатели и в других отраслях американской промышленности. Периодические кризисы быстро преодолевались, а общий уровень производства достигал всё более высоких отметок.

Они связали быстро осваивавшиеся районы Запада со старыми территориями США и Атлантическим побережьем. К 1893 г. общая протяжённость железных дорог в США составила 176,5 тыс. миль, а к 1914 г. она возросла уже до 263,5 тыс. миль.

США стали родиной автомобилестроения. В 1892 г. предприниматель Генри Форд, усовершенствовав изобретение немецких инженеров Готтлиба Даймлера и Карла Бенца, сконструировал свой первый автомобиль. Вскоре Форд наладил массовое автопроизводство. Вначале его небольшой завод выпускал сотни автомобилей. А уже к 1915 г. с конвейеров нескольких заводов Форда в Детройте сходило до 250 тыс. машин в год. Стоимость фордовских автомобилей постоянно снижалась, машины становились доступны всё более широким слоям населения.

Одновременно с ростом числа автомобилей шло строительство шоссейных дорог. К 1914 г. их протяжённость составила 247,5 тыс. миль. При гигантской территории США такая сеть железных и автомобильных дорог значительно облегчала развитие внутреннего рынка. Дороги также способствовали превращению страны в единый хозяйственный и политический организм. Это было особенно важно для отдалённых западных областей США, прежде как бы оторванных от старых территорий.

К концу XIX в. за США прочно утвердилось место ведущей индустриальной державы мира, которое эта страна продолжает удерживать и по сей день.

Положение американских трудящихся

Стремительный подъём промышленности в США способствовал заметному росту уровня жизни населения. В первую очередь это касалось рабочих, численность которых в тот период быстро увеличивалась: в 1870 г. — 3,8 млн человек, в 1900 г. — 9,4 млн, а в 1910 г. — более 17 млн человек. Положение американских пролетариев становилось гораздо лучше, чем у их собратьев в Европе. К концу XIX в. средний заработок рабочих в США составлял примерно 700 долл, в год, а прожиточный минимум не превышал 150—160 долл. Это сказывалось и на производительности труда, которая в промышленности США в среднем была в 4 раза выше, чем в передовых государствах Европы.

Важную роль в защите интересов американских рабочих играли профсоюзы. К началу 1880-х гг. большинство профсоюзов слилось в два мощных объединения — Орден рыцарей труда (ОРТ) и Американскую федерацию труда (АФТ). В чём-то они соперничали, но в главном — защите прав рабочих — всегда были едины. И это обрекало на провал попытки различных радикальных групп столкнуть интересы американских рабочих и предпринимателей.

Но радикалам удалось спровоцировать в Чикаго беспорядки. На ряде предприятий бастующие рабочие напали на штрейкбрехеров. Для разгона забастовщиков была вызвана полиция. 3—4 мая начались стычки на улицах города. В этих столкновениях погибло 17 человек. Вожди рабочих были арестованы, и четверых из них казнили по приговору суда.

К счастью, эти события не вызвали роста напряжённости в стране. В ряде отраслей промышленности рабочий день уже был сокращён, в других его также вскоре сократили. Профсоюзы всё более умело руководили забастовками (если уж их не удавалось избежать), которые обычно приводили к заключению взаимовыгодных соглашений с предпринимателями.

Внешняя политика США

Изоляционизм находил отражение даже в распределении американских капиталовложений за рубежом. На 1900 г. инвестиции (вложения капитала) США в Канаде составляли 150 млн долл., в Мексике — 185 млн, на Кубе — 50 млн, в прочих странах Латинской Америки — 45 млн, а на все страны Европы приходилось лишь 10 млн долл. Между тем европейский капитал (вначале британский, затем и германский) всё активнее проникал как в страны Латинской Америки, так и непосредственно в Соединённые Штаты. Иными словами, изоляционизм, давая американцам некоторые гарантии, в то же время лишал их многих благоприятных перспектив. Поэтому становилось всё очевиднее, что изоляционизм должен остаться в прошлом.

США выбрали второй путь, что уже в 1898 г. привело к войне с Испанией. Эта война, как и ряд других войн и конфликтов тех лет, стала своего рода прелюдией к событиям, приведшим к Первой мировой войне.

  • Штрейкбрехеры (в буквальном переводе с немецкого — разрушители забастовок) — так называли лиц, которых хозяева привлекали с других предприятий (порой даже привозили из соседних стран) или из числа безработных, чтобы заменить бастующих, оставивших свои рабочие места.

Подъем экономики. После окончания Гражданской войны и Реконструкции Юга промышленность и сельское хозяйство США развивались невиданными в мире темпами. К концу XIX в. США превратились в мощную индустриальную державу. Они вышли на первое место в мире по объему промышленного производства, темпам роста, технической оснащенности, производительности труда. В США выплавлялось чугуна и стали, добывалось угля больше, чем в Англии, Германии и Франции, вместе взятых.

Демократическое решение вопроса о земле открывало пути для быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве. Осуществление закона о гомстедах, который уничтожил опасность захвата рабовладельцами земель Запада, привело к освоению огромной территории в 80 млн акров, возникновению новых штатов, формированию емкого внутреннего рынка. Быстро увеличивались посевные площади, применялись машины и удобрения, что способствовало росту сельскохозяйственной продукции и превращению США в ее основного экспортера на мировых рынках.

Колонизация западных районов потребовала строительства железных дорог. Чтобы ускорить прокладку железнодорожных путей, государство выделяло компаниям обширные территории и большие субсидии. В итоге к 1900 г. длина железнодорожной линии США превысила протяженность всех железных дорог Европы. Само по себе железнодорожное строительство стимулировало развитие промышленного производства, ибо необходимы были металл, рельсы, паровозы, вагоны.

Важную роль в экономическом подъеме сыграл иностранный капитал, а также использование научно-технического опыта Старого Света. Американское производство не испытывало особого недостатка в рабочей силе, так как в страну шел непрерывный поток переселенцев. Иммиграция всячески поощрялась. Ежегодно около 400 тыс. мигрантов прибывали в США. За последние 30 лет XIX в. сюда переселились 14 млн человек, а в начале нового, XX в. — еще 14,5 млн. Приток населения расширял возможности внутреннего рынка.

В начале XX в. ускорился процесс концентрации и централизации производства и капитала, образования монополистических объединений, преимущественно в форме трестов. Промышленно-финансовые империи Моргана, Рокфеллера, Меллона, контролировавшие экономику, оказывали огромное влияние на политическую жизнь США.

Внутренняя политика. В XIX в. в США окончательно утвердилась республика ярко выраженного президентского типа с двухпартийной системой. Политический процесс развивался в сторону усиления исполнительной власти. Рос госаппарат, увеличивался состав полиции, укреплялась армия. Это диктовалось как внутренними интересами американской буржуазии, так и подготовкой к колониальной экспансии.

На политической арене действовали две партии, возникшие еще до Гражданской войны. Опорой республиканской партии являлись крупные промышленники и финансисты северо-востока страны. Демократическая партия выражала интересы крупных землевладельцев, фермеров, промышленников Юга и Запада США. Расхождения между партиями постепенно стирались, так как и та и другая защищали крупных собственников. Попытки создания третьей партии, отражавшей интересы мелкобуржуазных слоев, не увенчались успехом. Не было достаточно сильным в США и социалистическое движение, так как положение американских рабочих по сравнению с европейскими выглядело лучше и они ограничивались рамками экономических требований.

Демократические свободы, торжественно объявленные американской конституцией, во многих случаях были еще декларацией. Не имели политических прав женщины, эмигранты в течение первых пяти лет, сезонные рабочие. В южных штатах существовал избирательный налог, поэтому миллионы бедняков фактически не могли воспользоваться избирательным правом. Гонениям подвергались коренные жители — индейцы, которые уничтожались или вытеснялись в отдаленные пустынные районы, а их земли захватывались. Для индейцев создавались специальные поселения — резервации. Негры, освобожденные от рабства, продолжали жить в дискриминационных условиях. Для них создавались отдельные школы, церкви, рестораны, места на транспорте, запрещались браки между белыми и черными. Понадобилась смена многих поколений, чтобы в США сформировалось демократическое гражданское общество.

В американской живописи воздействие романтизма ощутимо в творчестве Т. Салли и Т. Коулла. Проявили себя как реалисты Дж. Уистлер и М. Кас-сат, испытывавшие воздействие французских импрессионистов. Для Дж. Сарджента, мастера портрета, характерны строгая сдержанность и убедительность.

Рост промышленного производства, урбанизация потребовали новых материалов, новых типов сооружений. Развитие городов и теснота застройки вызвали рост цен на землю. Это привело к увеличению высоты зданий, изобретению лифта, усовершенствованию металлического каркаса. Появился новый архитектурный стиль — конструктивизм. С ним связаны имена архитекторов Льюиса Салливена и Фрэнка Райта. Они создали первые небоскребы, проекты крупных общественных зданий — банков, магазинов, музеев, отказались от декоративных украшений. Райт много сделал для создания нового типа загородного дома, используя особенности природного ландшафта.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА Т. РУЗВЕЛЬТА КОНГРЕССУ (3 декабря1901 г.)

Развитие городов шло неизмеримо быстрее, чем развитие деревни, а возникновение крупных промышленных центров сопровождалось поразительным ростом состояний не только в целом, но и в руках отдельных богатых лиц и в особенности в руках очень крупных корпораций.

Этот процесс порождает крупный антагонизм, в значительной степени не имеющий оправдания. Капитаны индустрии проложили через наш континент сеть железных дорог, поставили на ноги нашу торговлю, развили промышленное производство.

Все это верно, но верно и то, что существует реальное и большое зло, одним из главных проявлений которого является чрезмерная концентрация со многими ее гибельными последствиями.

ИСПАНО-АМЕРИКАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР, ПОДПИСАННЫЙ В ПАРИЖЕ 10 ДЕКАБРЯ 1898 г.

«Ст. 1. Испания отказывается от всех своих прав и притязаний на суверенитет над Кубой.

Так как остров после его эвакуации Испанией должен быть оккупирован Соединенными Штатами, то на Соединенных Штатах во все время этой оккупации будут лежать обязательства, которые могут возникнуть в силу международного права из факта их оккупации, для защиты жизни и имущества.

Ст. 2. Испания уступает Соединенным Штатам остров Пуэрто-Рико и другие острова, ныне находящиеся под суверенитетом Испании в Вест-Индии, равно как остров Гуам в Марианских островах, или Ладронах.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы уч-ся.

Ход урока

ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)

Учитель Время Ученик

Мы закончили изучать большую тему. Как она называется? Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв.
Выполните тест. 3м.

Тест: Соедините словосочетание и страну, и расставьте в порядке возрастания удельного веса этих держав в мировом промышленном производстве (у ученика листок с тестом на парте).

1 Колониальная империя а Франция
2 Эра Джолитти б Германия
3 “Лоскутная империя” в Великобритания
4 Юнкерско-буржуазный империализм г Австро-Венгрия
5 Ростовщический империализм д Италия
Взаимопроверка. Сравните с ключом.

Алгоритм вывешивается в виде плаката на доске.(вы повлияют на развитие США?

2) Выявить особенности политического развития.

3) Выявить особенности экономического развития.

4) Найти особенности, соответствующие признакам империализма.

Модернизация, отмена рабства, сохранение республики.

II ОИЭ (операционно-исполнительный этап).

Класс поделён на группы.

2-я гр. – читает п/ф 24 п.2.

- Использование европейских технических достижений, капиталов, квалифицированных рабочих.

- Мешает развитию – конкуренция английской промышленности и уход рабочих на Запад.

- 2-я четверть XIX века – 1-е место отводится ж/д.

В 1854 году образовалась Республиканская партия – партия промышленной буржуазии и фермеров. Эта партия в 1860 году выдвинула кандидатом в президенты Авраама Линкольна, он стал 16-м президентом США.

3. Воюющие стороны.

6. Ход военных действий.

7. Итоги и значение.

изучаем по плану, продолжая работать в группах.

Прочитать пункт, найти ответ, выделить новые понятия и главные события Гражданской войны.

1 гр. - с.195 п. “Затяжной характер войны”.

2 гр. - с.195 п. “Переход к решительным мерам”.

Гомстед – участок земли в 160 акров.

1 января 1863 г. - отмена рабства без выкупа.

Апрель 1865 г. - победа северян.

14 апреля 1865 г. – убийство Линкольна.

Вывод: Гражданская война сыграла роль буржуазной революции. Открылись большие возможности для дальнейшего развития процесса модернизации.

Взаимопроверка – группы составляют по изученному материалу вопросы и задают друг другу. (5 мин.)

Как они повлияют на развитие США?

Ваше отношение к гражданским войнам? Какие современные гражданские войны вы знаете? сравните события в США с гражданской войной в Великобритании 1642-1646 гг.

Домашнее задание: параграф 24, записи в тетради.

II урок.

  • Образовательная:
    I уровень. Ученик знает основные события истории США кон.XIX в.- нач.XX в., особенности экономического развития, основные понятия.
    II уровень. Ученик знает особенности экономического развития в сравнении с другими странами, выделяет причины быстрого развития США и проблемы.
    III уровень. Ученик характеризует США как страну “организованного капитализма”, дает оценку событиям и явлениям обосновывает свое отношение к ним и их значимость.
  • Развивающая: Умение самостоятельно отбирать учебный материал; оценивать события и явления, анализировать таблицы, диаграммы, документы, суждения одноклассников; обосновывать свою точку зрения; правильно строить монологическую речь.
  • Воспитательная: Воспитание коммуникативных качеств: умение слушать, вести диалог, уважать мнение оппонентов.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1913гг. М., Просвещение, 2001г.

ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)

-Какое событие в истории США мы вспоминали на прошлом уроке? Гражданская война.
Когда она была? 1861-1865гг.
Как этот период связан с историей России? Реформы Александра II.
Что общего в итогах этих событий? Уничтожили рабство, путь развития капитализма.

Тест: (на столах листы с заданием – самооценка)

Выполнение теста по вариантам. (тест интеллекта - задание на группировку исторической информации)

Выберите и впишите в соответствующую колонку номера положений теста.

  1. Фермерские хозяйства.
  2. Республиканская партия (1854) – партия промышленников и фермеров.
  3. Закон о гомстедах.
  4. “Чёрные кодексы”, ку-клукс-клан.
  5. Аболиционизм.
  6. Увеличение территории США в 4 раза.
  7. Реконструкция Юга.
  8. “Если рабство не зло, то зла вообще в мире нет” А.Линкольн.
  9. Использование европейских технических достижений, капиталов, квалифицированных рабочих.
  10. 1865 г. – поправка к Конституции США – запрещение рабства.
  11. Демократическая партия (1828) – партия плантаторов и фермеров.
  12. Четырёхлетняя, кровопролитная.
  13. “Рабство нормальное состояние для негров” южане.
  14. 2-я четверть XIX века – 1-е место отводится ж/д.
  15. Мешали развитию конкуренция английской промышленности и уход рабочих на запад.

Ключ к тесту: США в XIX в.

Самопроверка – сравните свои ответы с ключом.

Сравните с самооценкой.

Давайте вспомним, какую особенность в развитии стран в конце XIX века мы выявили. Неравномерность в развитии.
– На какие группы мы делили страны в соответствии с этой особенностью? Страны молодого и старого капитализма.
Какую страну молодого капитализма мы уже изучили? Германия
После гражданской войны 1861-1865 гг. на мировую арену выходят США. Какой же будет тема урока?

Тема урока: США. Особенности экономического развития.

“Америка фермеров, Америка железных дорог, Америка колониальных владений – таков путь от Томаса Джефферсона к Теодору Рузвельту, пройденный за несколько десятилетий”. А.И.Уткин “Теодор Рузвельт”.

Учитель: – Исходя из названия темы, что нам предстоит узнать на уроке? (условия расцвета и особенности развития)

ОИЭ (операционно-исполнительный этап)

Учитель: – Что же способствовало расцвету США?

Работа с учебником (параграф 25 с. 199-200), прочитать и найти условия расцвета.

К 1 Обширная территория, единый внутренний рынок.
2 Отсутствие сильных противников на континенте.
К 3 Быстрый рост численности населения (эмигранты)
К 4 Богатые сырьевые ресурсы.
К 5 Развитая система водного и ж/д транспорта
6 Бурное развитие научно-технической мысли, простор личной инициативе, уважение к труду.

Учитель – Отметьте буквой К те условия, которые говорят о развитии капитализма.

Итак, мы видим, условия для расцвета есть, и США воспользовались ими, и в короткий срок достигает невероятных успехов в развитии. США – страна организованного капитализма (империализма).

Назовите признаки империализма.

Выясним, пользуясь учебником, особенности развития США и соотнесём с признаками империализма.

Работа в группах с учебником (задания раздавать в соответствии со способностями учеников)

Задание: Прочитать текст и найти особенности развития. (4-5 мин.)

4. Сильная финансовая олигархия.

5.Активное участие в экономическом разделе мира.

9. Бурные темпы развития.

Каждая группа предлагает свой вариант ответа, который редактируется учителем и записывается на доске.

Задание: Группам раздаются таблицы, диаграммы, на доске карта.

  • I группа – таблица “Удельный вес крупнейших капиталистических держав в мировом промышленном производстве”.(таблица 1)
  • II группа – карта “США в кон.XIX – нач.XX века”
  • III группа –таблица “Основные показатели развития промышленности” (таблица 2)
  • IV группа – таблица “Колониальные владения” (таблица 3)
  • V группа – диаграмма “Объём вывоза капитала”

Задание: Обведите особенности, которые соответствуют признакам империализма. (2,3,4,5,7,8,10)

Подтвердим наши выводы документально.

Задание: Прочтите документ и найдите те слова, которые подтверждают, что США – страна организованного капитализма.

Учитель – Мы выполнили задачу сегодняшнего урока, выявили условия расцвета и особенности экономического развития США. Подтвердили, что в кон.XIX- нач.XX века США были страной организованного капитализма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале урока учитель напоминает ученикам политическую историю США в предшествующий период. Это целесообразно сделать с помощью повторительной беседы.

1. Когда образовались Соединенные Штаты Америки?

2. Какое государственное устройство было в этой стране?

3. Какие проявления демократии наблюдались в США в первой половине XIX в.?

4. Какие проблемы в политической жизни страны не были решены?

Делим класс на 6 групп.

1 группа- особенности социально-экономического развития.

2 группа- расширение территории.

3 группа- особенности развития Юга и Севера.

4,5, 6 и 7 группы- население США.

Учитель: Итак, вы прослушали ключевые особенности развития США к сер. XIX века и теперь попробуйте перечислить категории населения этой страны…

Учащиеся: индейцы, рабы, плантаторы, рабочие, капиталисты и фермеры.

Учитель: Верно. Молодцы. Давайте отметим их на нашей доске, чтобы было всем хорошо видно.

Учитель: Что возникает между этими слоями общества, а значит и в стране в целом?

Учащиеся: Конфликт, противоречия.

Учитель: Верно. Теперь попробуем объединить все эти противоречия в 3 основные вопроса, которые встали перед США в сер. XIX века.

Учащиеся: Предстояло решить вопрос с рабством, помочь развитию капитализма и проведению модернизации и сохранить единство страны.

Учитель: Все правильно. Отметим это у себя в тетрадях и на доске

(На доске высвечивается слайд со схемой:

Замедление модернизации отмена рабства сохранение республики

уч-ся списывают ее с доски в тетради)

Таким образом, государство раскалывается, а от этого становится хуже всем. Итак, если граждане страдают, кто же должен им помочь?

Учащиеся: власть, президент.

Учитель: Верно. Решение этих противоречий легло на плечи 16-ого президента США Авраама Линкольна.

(На доске высвечивается слайд со схемой:

Замедление модернизации отмена рабства сохранение республики

Авраам Линкольн (1809-1865 гг.)

уч-ся списывают ее с доски в тетради)

Учитель: Безусловно, новый президент республиканец собирался решать назревавший конфликт в стране мирным путем, он не раз говорил об этом в своих речах. Однако одиннадцать рабовладельчес­ких штатов опередили его, подняв мятеж — они вышли из Союза и образовали конфедерацию со столицей в г. Ричмонде (штат Виргиния). Своим президентом был избран Джефферсон Девис.

Учащиеся: организованная вооружённая борьба за власть между гражданами одной страны

замедление отмена рабства сохранение республики

Авраам Линкольн (1809-1865 гг.)

Гражданская война (1861-1865 гг.)

уч-ся списывают ее с доски в тетради)

Учитель: Сейчас я расскажу вам как проходила и чем закончилась эта война, а задание для групп – определить какие условия ваших социальных групп были выполнены, как поменялся их статус, их положение.

Учитель: Итак, гражданская война в США закончилась. По результатам войны и политики Линкольна резко изменилось внутренне положение в стране. Вернемся к нашей таблице, и я попрошу группы ответить на мой вопрос…

Учитель: Как мы видим, итоги войны стали действительно значимы для каждого гражданина страны. Попробуем теперь определить значение этой войны для США в целом…

Учащиеся: уничтожение рабства, решение аграрного вопроса актом о гомстеде, развитие капитализма в сельском хозяйстве, получение буржуазией политической власти

(На доске высвечивается значение гражданской войны. Уч-ся списывают ее с доски в тетради)

Учитель: Теперь, казалось бы, в США наступает долгожданный покой и расцвет экономики. Однако 14 апреля 1865 года жизнь президента Линкольна обрывается выстрелом в голову, во время его визита с женой в театр Форда…

(Художественный рассказ учителя о смерти Линкольна и об увековечивании памяти о нем в американской культуре. Демонстрация фотографий президентской ложи в театре Форда, мемориального комплекса и памятника Линкольну.)

Учитель: Скажите, из какого слоя населения, каких взглядов мог быть убийца Линкольна?

Учащиеся: Из южан.

Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока. Какую тему мы сегодня рассматривали?

Назовите ключевые проблемы и особенности развития США в XIX веке?

Как они решились?

В чем значение Гражданской войны для США?

Читайте также: