Средства повышения проходимости и эвакуации неисправных машин план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Под эвакуацией автомобильной техники, вооружения и военной техники понимается комплекс работ, включающий:

  • поиск,
  • вытаскивание застрявших машин,
  • приведение их в транспортабельное состояние,
  • транспортирование поврежденных или не имеющих водителей (механиков-водителей) машин к маршрутам эвакуации, в места ремонта или к местам передачи (погрузки).

Цель эвакуации – своевременное освобождение войск и маршрутов их перемещения от поврежденной автомобильной техники, а также сохранность вышедших из строя машин. В ходе боевых действий при организации эвакуации Вопросы решаемые при организации эвакуации заместитель командира части по вооружению (начальник автомобильной службы) производит расчеты объема эвакуационных работ, возможностей эвакуационных органов, определяет потребность в средствах усиления и разрабатывает предложения по организации эвакуации поврежденной автомобильной техники, которые отражаются на рабочей карте с указанием мест размещения эвакофонда, развертывания сборных пунктов поврежденных машин (СППМ) и размещения эвакоподразделений, определяет потребность в средствах усиления Мероприятия при проведении эвакуации Эвакуационные подразделения. Техника для проведения эвакуации и разрабатывает предложения по организации эвакуации поврежденной автомобильной техники, которые отражаются на рабочей карте с указанием мест размещения эвакофонда, развертывания сборных пунктов поврежденных машин (СППМ) и размещения эвакоподразделений.

К основным мероприятиям, проводимым при эвакуации машин, относятся следующие:

Ответственность за обеспечение мер безопасности Меры безопасности при вытаскивании машин, погрузочных работах, эвакуации техники при выполнении работ по эвакуации поврежденных машин возлагается на соответствующих командиров

При определении местонахождения и состояния бронетанковой техники, подлежащей эвакуации, устанавливается вид застревания, характер повреждения, объем подготовительных работ, необходимые технические средства эвакуации и пути подхода и эвакуации.

Подготовительные работы проводятся для обеспечения возможности эвакуации поврежденной, застрявшей, затонувшей и неисправной бронетанковой техники.

В объем подготовительных работ входят работы по разминированию путей подхода и эвакуации, дезактивационные, землеройные, саперно-строительные, ремонтные и другие работы, без проведения которых невозможна эвакуация бронетанковой техники имеющимися в наличии техническими средствами.

Зараженные радиоактивными или отравляющими веществами машины вышли из строя, эвакуируются из зон заражения в ближайшие укрытия с соблюдением мер защиты, где проводится частичная дезактивация (дегазация). Полная специальная обработка проводится на СППМ или в специально отведенных для этой цели районах.

Объем и характер подготовительных работ зависят от характера и степени повреждения (вида застревания) бронетанковой техники, условий боевой обстановки, местности, времени года, наличия технических средств эвакуации и т. д.

Вытаскивание - приведение застрявшей (затонувшей) бронетанковой техники в положение, допускающее движение ее своим ходом (если машина исправна), ремонт на месте, буксирование или транспортирование.

Буксирование — перемещение поврежденной бронетанковой техники на собственной ходовой части тягачом (БРЭМ, МТП) или другим буксирным средством.

Транспортирование - перевозка бронетанковой техники на прицепах и других транспортных средствах автомобильными тягачами, а также железнодорожным, водным и авиационным транспортом.

При движении по глубокому снегу или по заболоченной местности возникает риск застревания машины. С проблемой сталкиваются владельцы не только легкового транспорта, но и внедорожных автомашин с полным приводом. Водителю необходимо знать, как повысить проходимость автомобиля, не повредив при этом колеса или агрегаты трансмиссии.

Приспособления для повышения проходимости

Основные способы увеличения проходимости легкового автомобиля:

  • установка элементов между покрышкой и поверхностью дороги;
  • монтаж на поверхность колеса цепей или браслетов;
  • установка на машину лебедки с силовым приводом.

Траки для колес

Траки под колеса

Базовым средством повышения проходимости является укладка под ведущие покрышки лент, состоящих из секций. Для изготовления траков используются легкие сплавы на основе алюминия или ударопрочный пластик. Элемент просовывается под протектор буксующего колеса по направлению движения автомобиля, а затем водитель пробует начать движение. Для ускорения процесса ленты подкладываются с 2 сторон, для улучшения сцепления шин с поверхностью траков под элементы устанавливаются доски или ветки.

Цепи и браслеты против скольжения

Браслеты представляют собой отрезки цепи, оснащенные хомутом для крепления через окна колесного диска. Элементы надеваются на ведущие покрышки перед преодолением сложного участка, допускается монтаж на уже застрявший автомобиль. На ведущее колесо устанавливается несколько элементов (количество зависит от конфигурации диска). Устройства рекомендуется использовать при движении по снегу, но браслеты быстро изнашиваются, эксплуатация на твердом грунте запрещена.

Цепи, обладающие повышенной прочностью и ресурсом, позволяют увеличить коэффициент сцепления с рыхлым грунтом или снегом. Конструкция узлов состоит из отрезков цепи, перпендикулярно пересекающих протектор колеса. По окружности шины имеется стальной трос или дополнительная цепь, которая удерживает в заданном положении поперечные элементы. В конструкции предусмотрен замок, который застегивается после надевания цепей на покрышку. Цепи противоскольжения подбираются по диаметру и ширине шины, универсальных конструкций не существует.

Для грузовиков с балансирной задней тележкой выпускались специальные цепи гусеничного типа, которые надевались на беговую дорожку шин. На внешней стороне звеньев имеются выступы, которые цепляются за грунт. Гусеница надевается на тележку перед выездом на труднопроходимый участок, для соединения звеньев используется стальной палец. После преодоления заболоченного или заснеженного участка гусеницы необходимо снять, поскольку металлические детали разрушают шины и увеличивают сопротивление движению.

Цепи противоскольжения

Противобуксаторы

Для самостоятельной эвакуации застрявшего автомобиля могут использоваться противобуксаторы, которые представляют собой жесткую металлическую пластину с поперечинами с приваренными треугольными грунтозацепами. Конструкция крепится к ведущему колесу болтом с гайкой и кронштейном, который проходит через окно диска. Пластина располагается под протектором шины, при вращении колеса элемент затягивается под беговую дорожку. Подобная конструкция применяется на коммерческих грузовых автомобилях, имеющих двойную ошиновку на ведущих мостах.

Лебедка для авто

Лебедка с электрическим приводом устанавливается на внедорожные автомобили своими руками. В конструкции узла предусмотрен проводной пульт управления, который позволяет корректировать скорость намотки стального или капронового троса из салона автомобиля. Шнур крепится к стволу дерева или к специальному якорю, который забивается в грунт. Если эвакуация производится в поле в зимнее время, то трос крепится за другой автомобиль, который удерживается на месте тормозной системой и дополнительными противооткатными упорами.

Лебедка должна развивать тяговое усилие в 3-4 раза меньше массы машины (параметры измерены в фунтах и килограммах соответственно). Применять оборудование с повышенной мощностью не рекомендуется, поскольку возникает риск повреждения рамы или лонжеронов.

Штатный барабан рассчитан на намотку 24-28 м троса, рекомендуется использовать дополнительный удлинитель жесткого типа. Диаметр троса рассчитывается с запасом, канат должен выдержать двойную нагрузку (зависит от тягового усилия лебедки).

На армейских грузовых автомобилях находит применение штатная лебедка. Для привода используется редуктор отбора мощности, который управляется рычагом из кабины водителя. Редуктор установлен на картере коробки передач, крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Для повышения силы вытаскивания строится система тросов с блоками. Дополнительные элементы используются также при отклонении троса от барабана на угол более 15°.

Лебедка электрическая

Самовытаскиватели для колес

Если установленная на машине лебедка находится в неисправном состоянии, то для вытягивания автомобиля используются барабаны, которые крепятся на колесные шпильки или болты. Для монтажа могут применяться удлинительные фланцы, отводящие барабан от поверхности диска и кузова. Например, чтобы вытащить застрявший переднеприводный автомобиль, необходимо установить 2 барабана, а затем размотать находящиеся на них тросы (стальные или из синтетического волокна).

Тросы крепятся к деревьям или специальным анкерам, забитым в грунт. Затем водитель включает передачу и начинает наматывать шнур на барабаны. Тяговое усилие зависит от соотношения диаметров колеса и барабана.

При эвакуации нельзя резко увеличивать обороты, поскольку при рывке возникает повышенная нагрузка на шпильки крепления, способная сломать детали.

Какие еще существуют варианты

Перечисленные способы позволяют вытащить застрявший автомобиль из грязи или снега. Если владелец планирует двигаться по заболоченным участкам или горным дорогам, то необходимо заранее доработать конструкцию машины. Модернизации подвергаются внедорожные автомобили с полным приводом, стандартные легковые авто дорабатывать не рекомендуется. Для повышения проходимости устанавливаются колеса с увеличенным диаметром, а также осуществляется лифт кузова. Мероприятия позволяют увеличить дорожный просвет, но ухудшают управляемость на шоссе.

В комплект перевозимого инструмента вводится реечный домкрат с деревянной подушкой, позволяющий поднять машину на зыбком грунте. Под колеса укладываются доски или специальные трапы, а затем водитель пытается выехать на плотный грунт. При использовании домкрата возникает риск повреждения кузова автомобиля, поэтому устройства используются на специально подготовленных джипах.

На части машин имеются заводские устройства, обеспечивающие временное увеличение проходимости. Так, в трансмиссии автомобилей с полным приводом может использоваться демультипликатор или блокируемый дифференциал. При включении блокировки крутящий момент равномерно распределяется между ведущими колесами, но после выезда на твердый грунт трансмиссия переводится в нормальный режим работы.

Главный миф, связанный с распределением моментов, звучит примерно так: если мотор крутится, то он всегда выдает момент! А это совсем не так: момент появляется только тогда, когда мотор совершает полезную работу, то есть при наличии нагрузки. Нет сопротивления — нет момента.

То же относится и к беспомощно буксующему колесу. Если, к примеру, Нива (а это полноценный 4WD!) зависнет хотя бы одним колесом в воздухе (или угодит колесом на скользкий лед — неважно), то крутящий момент на всех ее колесах, а также на маховике двигателя, тут же упадет до нуля! Опять-таки, нет сопротивления — нет момента. И чтобы продолжить движение, надо каким-то образом создать мотору сопротивление.

Именно этим и занимаются все системы, повышающие проходимость автомобиля.

Все ведущие

Наиболее очевидный способ повысить проходимость автомобиля — сделать ведущими обе оси. В истории известны случаи, когда ради этого устанавливали два двигателя — спереди и сзади. Пример — Citroen 2CV 4×4 Sahara.

Двухмоторный автомобиль Citroen 2CV имел полный привод без механической связи между осями. Для экономии или при неисправности мог ехать на одном двигателе. Сегодня на гибридных кроссоверах задача решается с помощью привода задней оси электродвигателем. А в будущем на каждое колесо будет приходиться свой электромотор.

Двухмоторный автомобиль Citroen 2CV имел полный привод без механической связи между осями. Для экономии или при неисправности мог ехать на одном двигателе. Сегодня на гибридных кроссоверах задача решается с помощью привода задней оси электродвигателем. А в будущем на каждое колесо будет приходиться свой электромотор.

Но в основном ко второй оси (чаще всего к передней) подсоединяли вал от раздаточной коробки. При этом передняя ось подключалась жестко, а потому оба карданных вала имели одинаковые частоты вращения. Такая схема обеспечивала возможность одновременного вращения минимум двух колес — проходимость росла, однако с диагональным вывешиванием такая схема не справлялась.

Появившийся позже полный привод с межосевым дифференциалом делали не ради проходимости, а ради стабильности на скользких покрытиях. Достаточно было забуксовать одному колесу, и не мог тронуться с места. Приходилось усложнять конструкцию блокировкой межосевого дифференциала. Пример — Нива.

Вискомуфта

Еще привод на заднюю ось осуществляли с помощью вискомуфты. В ней используется набор перфорированных дисков, помещенных в герметичный корпус с силиконовой жидкостью. При возрастании разницы частоты вращения дисков силикон начинает затвердевать, создавая таким образом сопротивление. Недостатки — возможный перегрев и сложности совмещения с ABS. В современных автомобилях вискомуфта используется крайне редко. Первым в Европе автомобилем с вискомуфтой был Volkswagen Golf II Syncro 1985 г. Отмечались простота и унификация полноприводной модели с переднеприводной. В обычных условиях поведение автомобиля было переднеприводным, а при пробуксовке переднего колеса уже через 0,2 секунды срабатывала вискомуфта.

Современные автомобили чаще имеют возможность подключения второй оси с помощью электромеханической или электрогидравлической муфты. В любом случае передача крутящего момента идет через пакет фрикционных дисков, а вот их сжатием могут управлять один или два гидронасоса либо электромагнитный привод.

Блокировки

ЗАЧЕМ ЗАТЯГИВАЛИ РУЧНИК?

Дедовский способ выбраться на Жигулях или Волге со скользкого участка дороги — подтянуть стояночный тормоз. При этом буксующее колесо обретает сопротивление, на нем появляется крутящий момент, а дифференциал тут же сообщает его неподвижному колесу.

Цепи на автомобильном колесе

Что влияет на проходимость автомобиля

С этим понятием чаще приходится столкнуться водителям легковых автомобилей, но на некоторых дорожных участках страдают даже внедорожники. Несмотря на то, что их конструкции лучше приспособлены к преодолению труднопроходимых мест, большинство их относится к классу кроссоверов, и далеко не все оснащаются полным приводом. К препятствиям, которые могут стать потенциально опасными, относят заболоченные участки, грязь, снег, гололёд, броды, заросли, разнообразные неровности дороги.

Выделяют следующие факторы, влияющие на проходимость автомобиля:

  1. Шины (а также уровень давления в них). Желательно, чтобы они как можно лучше соответствовали погоде и дорожным условиям. С хорошими покрышками даже легковое авто с передним приводом может дать фору внедорожнику на неподходящих колёсах. Если речь идёт об обычной дородной грязи, то лучшим вариантом станут покрышки с грунтозацепами. В других ситуациях оптимальными могут оказаться широкие аналоги, рассчитанные на низкое давление.
  2. Привод и конструкция блокировок. В типичных случаях предпочтительнее будет полноприводный автомобиль, у которого предусмотрена опция блокировки межосевого дифференциала. Это необходимо для того, чтобы каждое колесо могло вращаться синхронно с остальными. Жёсткая блокировка наиболее эффективна, и этим не может похвастаться обычное переднеприводное авто.
  3. Высота клиренса. Этот показатель понятен даже начинающему автолюбителю. Чем выше нижняя кромка кузова машины от дорожного полотна, тем меньше опасностей представляют разного рода препятствия, ямы, грязь, кочки, сугробы и так далее. Но действует это тоже лишь до определённых пределов. Более высокий клиренс требует тщательной балансировки, ведь и угроза опрокидывания тоже возрастает.
  4. Подвеска и её жёсткость. Далеко не во всех случаях независимая подвеска выигрывает и дарит повышенную проходимость. Иногда зависимая надёжнее, ведь уменьшается риск вывешивания колеса. Ход и жёсткость подвески также играют значение, но это во многих ситуациях индивидуально.
  5. Мощность двигателя. Ещё один значимый фактор, но большую роль играет не количество лошадиных сил, а величина крутящего момента. Дизельные моторы на низких оборотах более тяговитые, по сравнению с бензиновыми. Кроме того, они лучше переносят погружения машины в воду в бродах и заболоченных участках.

Приспособления для повышения проходимости

Повысить проходимость автомобиля позволяют разнообразные приспособления, разработанные автомобильными конструкторами и водителями со стажем. Довольно популярным средством для увеличения проходимости выступают противобуксаторы. Конструкция представляет собой пару угольников с зацепами продольного типа и несколько поперечных угольников. Всё это сваривается вместе и оснащается цепью. Их подкладывают под задние колёса, а цепь наматывают на заднюю ось.

Машина и ленты для предотвращения застревания

При включении первой передачи противобуксаторы начинают продвигаться, зарываясь своими зацепами в грунт. Это обеспечивает более качественное сцепление с грунтом. Застрявшая машина начинает медленно освобождаться из плена.

Очень популярны у бывалых шофёров со стажем цепи противоскольжения, которые могут быть траковыми, гусеничными или мелкозвенчатыми. Последние хорошо работают на автомобилях без полного привода на обледеневших и заснеженных участках, на мягких размокших грунтах, в горной местности. В комплект для повышения проходимости входит пара цепей, которые состоят из продольных и поперечных участков разной длины. Они скрепляются между собой замками и могут производиться как для одинарных колёс, так и для сдвоенных.

Цепи нужно набросить на ведущие колёса застрявшего автомобиля, после чего на низшей скорости наехать примерно на середину конструкции. Затем цепи натягиваются, а концы соединяются замками. Перемещение цепи на покрышке в затянутом виде не должно превышать 10-20 мм. В противном случае они либо будут неэффективны, либо долго не прослужат.

Для особо тяжёлых дорожных условий используются траковые цепи, которые позволят повысить проходимость грузовиков со сдвоенными колёсами. Они помогут проскочить заболоченный луг в низине, снежную целину, грунтовую дорогу в распутицу и тому подобные сложные для водителя места. В комплект входит пара цепей, которая устанавливается аналогично описанным выше.

Среди других цепных конструкций по улучшению проходимости ещё известны гусеничные, которые справятся там, где не под силу другим типам конструкций. Помимо траков, на каждой цепи есть поперечные гребни и соединительные пальцы. Чтобы надеть их на колёса транспортного средства, пользуются специальным натяжным устройством.

Надевать любые цепи нужно лишь на труднопроходимых участках дороги, а в остальное время как можно скорее убирать их в кузов. Во время контакта с твёрдым покрытием они быстро изнашиваются, разрушают поверхность асфальта, да и просто приводят к перерасходу горючего.

Для случаев, когда остальные методы не помогают, на помощь придут так называемые самовытаскиватели для колёс. Их можно установить, как можно ближе к передней колёсной оси. В процессе их вращения происходит наматывание цепи на барабан устройства. При помощи такого накручивания авто само вытаскиваем себя на безопасный участок.

Лебедка на колесе автомобиля

Простейший самовытаскиватель для улучшения проходимости представляет собой якорь с цепью или парой тросов. Тем не менее весит такой комплект для грузовых авто порядка 40 кг. Цепи крепятся на переднюю ось, а с другой стороны — к грунтозацепам. Теперь заводится двигатель и включается первая передача, после чего машина делает попытку движения. Цепи наматываются и подтягивают ближе грунтозацепы, которые создают надёжное соединение с колёсами и поверхностью дороги. Таким образом, проходимость возрастает и транспортное средство самостоятельно вытягивает себя.

Ещё одним весьма эффективным способом повышения проходимости является лебёдка для авто. Ею можно помочь не только другим водителям, но и вытащить из непролазной грязи самого себя. Но для этого транспортное средство должно быть оборудовано данным приспособлением. Дальше потребуется включить барабан лебёдки и размотать автоматически или вручную трос.

Его крепят за любой надёжный предмет, находящийся в округе, — чаще всего за дерево. Можно даже зацепить его за другое транспортное средство, зафиксировав его упорами. Остаётся включить муфту и начать подтягивать увязшее авто. Чтобы упростить работу лебёдки, желательно включить первую передачу и оба ведущих моста. После этого трос отсоединяют, очищают и сматывают на катушку.

Какие ещё существуют варианты

Повысить внедорожные качества своего автомобиля можно множеством способов, но не стоит надеяться, что все они сработают на 100%. Если подвеска на авто достаточно высокая и установлены обвесы, то пользу может принести смена колёс на другие, с большим радиусом. Но слишком большие колёса и покрышки больше шумят и вынуждают двигатель потреблять больше горючего.

Большое количество факторов влияет на внедорожные качества автомобиля. Это и общая его масса, и наличие дополнительного оборудования, давление, оказываемое на грунт и много другое. Не стоит забывать, что проходимость конкретного транспортного средства зависит и от навыков вождения конкретного водителя, управляющего им.

Внедорожник едет по горной местности

Как вы видите, способов и конструкций для того, чтобы придать автомобилю свойства вездехода и улучшить его проходимость, придумано умельцами немало. Конечно, на практике с этим чаще сталкиваются водитель грузовиков, а легковые машины проще извлечь с применением буксира там, где это возможно. Тех, у кого был опыт освобождения своего транспорта в сложной ситуации, просим делиться с другими читателями.

Читайте также: